Jump to content

Прокл

Прокл Лиций
Начало первого латинского издания « Комментария Прокла к «Началам» Евклида».
Рожденный 412
Умер 485 (72–73 года)
Афины , Ахея , Восточная Римская империя
Другие имена «Преемник»
Эра Древняя философия
Область Западная философия
Школа неоплатонизм
Основные интересы
Метафизика
Известные идеи
Платоническое богословие

Прокл Лиций ( / ˈ p r ɒ k l ə s l ˈ s i ə s / ; 8 февраля 412 — 17 апреля 485), прозванный Проклом Преемником ( греч . Πρόκλος ὁ Διάδοχος , Próklos ho Diádokhos ), был греческим неоплатоником. философ , один из последних крупных философов-классиков поздней античности . Он изложил одну из наиболее сложных и полностью развитых систем неоплатонизма и через более поздних интерпретаторов и переводчиков оказал влияние на византийскую философию , раннеисламскую философию , схоластическую философию и немецкий идеализм , особенно Г.В.Ф. Гегеля , который назвал платоническое богословие Прокла «платоническим богословием ». истинный поворотный момент или переход от древности к современности, от античной философии к христианству». [1]

Биография [ править ]

Основным источником информации о жизни Прокла является хвалебная речь «Прокл, или О счастье» , написанная для него после его смерти его преемником Марином . [2] Биография Марина ставила перед собой задачу доказать, что Прокл достиг вершины добродетели и достиг эвдемонии . [2] Есть также несколько подробностей о времени, в котором он жил, в аналогично структурированном « Жизнеописании Исидора», написанном философом Дамасием в следующем столетии. [2]

По словам Маринуса, [3] Прокл родился в 412 году нашей эры в Константинополе в семье высокого социального статуса из Ликии и вырос в Ксанфе . Он изучал риторику , философию и математику в Александрии с намерением занять судебную должность, как и его отец. Прежде чем завершить учебу, он вернулся в Константинополь, когда его ректор, его главный наставник (некий Леонас) был там по делам. [4] Прокл стал успешным практикующим юристом. Однако опыт юридической практики заставил Прокла осознать, что он действительно предпочитает философию. Он вернулся в Александрию и начал решительно изучать труды Аристотеля под руководством Олимпиодора Старшего . В этот период он также начал изучать математику у учителя по имени Герон (не имеющего отношения к Герою Александрийскому , который также был известен как Герон). Будучи одаренным учеником, он в конце концов разочаровался в уровне философского обучения, доступном в Александрии , и в 431 году отправился в Афины , философский центр того времени, чтобы учиться в неоплатонической преемнице Новой Академии , где его обучал Плутарх Афины (не путать с Плутархом Херонейским ), Сирианусом и Асклепигенией ; он сменил Сириануса на посту главы Академии в 437 году, а после его смерти, в свою очередь, его сменил Марин из Неаполя . Он жил в Афинах как холостяк-вегетарианец, преуспевающий и щедрый по отношению к своим друзьям, до конца своей жизни, за исключением годичного изгнания, чтобы избежать давления со стороны христианских властей. [2] Маринус сообщает, что он писал семьсот строк каждый день.

Философия [ править ]

Одна из проблем с определением конкретных доктрин Прокла заключается в том, что неоплатоники его времени не считали себя новаторами; они считали себя передатчиками правильных толкований самого Платона. [5] Хотя неоплатонические доктрины сильно отличаются от доктрин в диалогах Платона, часто бывает трудно провести различие между разными мыслителями-неоплатонистами и определить, что является оригинальным для каждого из них. [5] Для Прокла это во многом возможно только с Плотином, единственным писателем-неоплатоником, сочинения которого сохранились. [5]

Прокл, как Плотин и многие другие неоплатоники , согласился с тремя ипостасями неоплатонизма: Единого ( курица ), Разума ( нус ) и Души ( психика ), и написал комментарий к Эннеадам , из которых, к сожалению, лишь фрагменты. выживать. В других случаях он критикует взгляды Плотина, такие как перводвигатель . [5] В отличие от Плотина, Прокл также не считал материю злом, и эта идея вызывала противоречия в системе Плотина. [5] Трудно определить, в чем разница между доктринами Прокла и Сириануса (если вообще имеется): для последнего сохранился только комментарий к «Метафизике» Аристотеля, а Прокл никогда не критиковал своего учителя ни в одном из сохранившихся сочинений. [5]

Особенностью системы Прокла является разработка уровня индивидуальных единиц, называемых хенадами, между Единым, которое есть до бытия, и умопостигаемой божественностью. [5] Генады существуют «в сверхизбытке», также за пределами бытия, но они стоят во главе цепочек причинности ( сэйрай ) и каким-то образом придают этим цепочкам особый характер. [5] Он отождествляет их с греческими богами, поэтому одна генада может быть Аполлоном и быть причиной всего аполлонического, а другая может быть Гелиосом и быть причиной всех солнечных вещей. Каждая хенада участвует в каждой другой хенаде в соответствии со своим характером. То, что кажется множественностью, на самом деле не является множественностью, поскольку любую хенаду можно по праву считать центром полицентрической системы. [ нужна ссылка ] По мнению Прокла, философия — это деятельность, которая может освободить душу от подчинения телесным страстям, напомнить ей о ее происхождении из Души, Разума и Единого и подготовить ее не только к восхождению на высшие ступени еще в этой жизни. , но чтобы избежать немедленного падения в новое тело после смерти. [ нужна ссылка ] Поскольку внимание души, вселяясь в тело, настолько далеко обращено от ее начала в умопостигаемом мире, Прокл думает, что нам необходимо пользоваться телесными напоминаниями о своем духовном происхождении. [ нужна ссылка ] В этом он согласен с учениями теургии , выдвинутыми Ямвлихом . Теургия возможна, потому что силы богов ( хенад ) простираются через их причинно-следственную связь вплоть до материального мира. [ нужна ссылка ] И с помощью определенных, наполненных силой слов, поступков и предметов душа может, так сказать, вытянуться обратно в ряд. Сам Прокл был приверженцем многих религий в Афинах, считая, что сила богов может присутствовать в этих различных подходах. [ нужна ссылка ]

Работает [ править ]

Комментарии к Платону [ править ]

Большинство произведений Прокла представляют собой комментарии к диалогам Платона ( Алкивиад , Кратил , Парменид , Республика , Тимей ). В этих комментариях он представляет свою собственную философскую систему как верную интерпретацию Платона и в этом не отличается от других неоплатоников, поскольку считает, что «в корпусе Платона нет ничего непреднамеренного или случайного», что «сочинения Платона были божественно вдохновленный» (ὁ θεῖος Πλάτων ho theios Platon — божественный Платон, вдохновленный богами), что «формальная структура и содержание платонических текстов подражали текстам вселенной», [6] и поэтому они часто говорили о вещах под завесой, скрывая истину от философски непосвященных. Однако Прокл внимательно читал Платона и нередко высказывал очень проницательные замечания по поводу его платонических источников.

Комментарий к Тимею [ править ]

Платона В своем комментарии к «Тимею» Прокл объясняет роль Души как принципа в посредничестве Форм в Разуме с телом материального мира в целом. Душа построена с помощью определенных пропорций, математически описанных в Тимее , которые позволяют ей создать Тело как разделенный образ ее собственных арифметических и геометрических идей.

Систематические работы [ править ]

Помимо комментариев, Прокл написал два крупных систематических труда. [7] « Начала богословия» (Στοιχείωσις θεολογική) состоит из 211 положений, каждое из которых сопровождается доказательством, начиная с существования Единого (божественного Единства) и кончая нисхождением отдельных душ в материальный мир. Платоническое богословие (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) представляет собой систематизацию материала платонических диалогов, показывающую из них характеристики божественных порядков, части вселенной, наиболее близкой к Единому.

У нас также есть три эссе, сохранившиеся только в латинском переводе: « сомнений относительно провидения Десять »; О провидении и судьбе ; зла О существовании . [7]

Другие работы [ править ]

Комментарий к «Началам» Евклида [ править ]

Прокл, ученый Евклида, хорошо знал Евдема Родосского » «Историю геометрии и дал краткий очерк ранней истории геометрии, который, по-видимому, был основан на древней, утерянной книге Евдема. Этот отрывок был назван «Евдемовым резюме» и определяет некоторые приблизительные даты, которые в противном случае могли бы остаться неизвестными. [8] Влиятельный комментарий к первой книге Евклида » « Начал — один из наиболее ценных источников по истории древней математики, которыми мы располагаем. [9] и его платоническое понимание статуса математических объектов оказало большое влияние.

В этой работе Прокл также перечислил первых математиков, связанных с Платоном: зрелую группу математиков ( Леодамас Фасосский , Архит Тарасский и Теэтет ), вторую группу более молодых математиков ( Неоклид , Евдокс Книдский ) и еще третью. младший набор ( Аминта , Менехм и его брат Динострат , Тевдий Магнесийский , Гермотим Колофонский и Филипп Опусский ). Некоторые из этих математиков оказали влияние на систематизацию «Элементов» , которые позже опубликовал Евклид.

Утерянные работы [ править ]

Ряд его платонических комментариев утерян. Помимо «Алкивиада», «Кратилуса», «Тимея» и «Парменида», он также написал комментарии к остальным диалогам неоплатонической программы. [10] Он также написал комментарий к « Органону» , а также пролегомены к Платону и Аристотелю. [10]

Наследие [ править ]

Прокл оказал большое влияние на средневековую философию , хотя и во многом косвенно, через труды комментатора Псевдо-Дионисия Ареопагита . [11] Этот христианский греческий автор конца V или начала VI века писал под псевдонимом Дионисий Ареопагит , фигура, обращенная святым Павлом в Афинах. Из-за этой выдумки его сочинения приобрели почти апостольский авторитет. Он — оригинальный христианский писатель, и в его произведениях можно найти множество метафизических принципов Прокла. [12]

Другим важным источником влияния Прокла на Средние века является Боэция » «Утешение философией , в котором есть ряд принципов и мотивов Прокла. [ нужна ссылка ] Центральное стихотворение Книги III представляет собой краткое изложение комментария Прокла к «Тимею». [ нужна ссылка ] , а в книге V содержится важный принцип Прокла, согласно которому вещи познаются не по их собственной природе, а по характеру познающего субъекта. [11]

Прокла Краткое изложение «Начал богословия» распространялось под названием Liber de Causis ( «Книга причин» ). [11] Эта книга имеет неопределенное происхождение, но распространялась в арабском мире как произведение Аристотеля и как таковая была переведена на латынь. [11] Она имела большой авторитет из-за своего предполагаемого аристотелевского происхождения, и только когда « Начала » Прокла были переведены на латынь, Фома Аквинский осознал ее истинное происхождение. [11] Работы Прокла также оказали влияние в эпоху Возрождения через таких фигур, как Николай Кузанский и Марсилио Фичино . Самым значительным ранним исследователем Прокла в англоязычном мире был Томас Тейлор , который сделал английские переводы большинства своих работ. [11]

кратер Прокл на Луне Его именем назван .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Прокл; Платон; Морроу, Гленн Р.; Диллон, Джон М.; Прокл; Прокл (1992). Комментарий Прокла к «Пармениду» Платона (1. Принстонская печать в мягкой обложке, с корр.). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 466. ИСБН  978-0-691-02089-1 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Helmig & Steel 2011 , 1. Жизнь и творчество.
  3. ^ Гатри 1925 .
  4. ^ Гатри, Кеннет (1925). Марин Самарийский, Жизнь Прокла или о счастье (1925), стр. 15–55 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хельмиг и Сталь 2011 , 3.
  6. ^ Калиан, Флорин Джордж (2013), « « Разъяснения » неизвестности: условия для аллегорического прочтения Проклом Платона Парменида» , «Неизвестность в средневековых текстах », стр. 15–31.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хельмиг и Сталь 2020 , А.
  8. ^ Гоу 1884 .
  9. ^ Хит 1908 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Хельмиг и Сталь 2020 , Б.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Helmig & Steel 2011 , 4. Влияние.
  12. ^ Доддс 1992 .

Библиография [ править ]

Работы Прокла в переводе [ править ]

  • Элементы теологии :
    • Прокл, примерно (1992). Элементы теологии = Diadoxos stoixeiōsis theologikē (Второе изд.). Оксфорд. ISBN  9780198140979 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Платоническое богословие : длинный (шесть томов в издании Буде ) систематический труд, использующий данные из диалогов Платона для описания характера различных божественных орденов.
  • Комментарий к «Алкивиаду» Платона.
    • Прокл (1971). Комментарий Прокла к «Алкивиаду I» Платона (второе изд.). Дордрехт. ISBN  9789401763271 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Комментарий к Кратилу
    • Прокл (2007). Комментарий Прокла к «Кратилу» Платона . Лондон. ISBN  9781472558190 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Комментарий к «Тимею» Платона.
  • Комментарий к «Пармениду» Платона.
    • Прокл (1992). Комментарий Прокла к «Пармениду» Платона (1st Princeton pbk. Печать с исправлениями, изд. 1992 г.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0691020892 .
  • Комментарий к «Республике» Платона.
  • Комментарий к первой книге «Начал» Евклида.
    • Прокл (1970). Комментарий к первой книге «Начал» Евклида . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691020907 .
  • Элементы физики
  • Три небольших произведения: Десять проблем, касающихся провидения ; О провидении и судьбе ; О существовании зла
    • Прокл о провидении (на английском и древнегреческом языках). Перевод Стила, Карлоса. Лондон; Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. 2007. ISBN 9781472501479.
    • Прокл Десять проблем, касающихся провидения (на английском и древнегреческом языках). Перевод Опсомера, Ян; Сталь, Карлос. Лондон; Нью-Дели; Нью-Йорк; Сидней: Блумсбери. 2012. ISBN 9781472501783.
    • Прокл о существовании зла (на английском, древнегреческом и латыни). Перевод Опсомера, Ян; Сталь, Карлос. Лондон; Нью-Йорк: Блумсбери. 2014 [2003]. ISBN 9781472501035.
  • О вечности мира, De Aeternitate Mundi, Прокл (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ланга, Хелен С.; Макро, А.Д.; Макгиннис, Джон. Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. 2001. ISBN 0520225546.
  • Различные гимны
    • Берг, Р.М. ван ден (2001). Мансфельд, Дж.; Руния, ДТ; Ван Винден, JCM (ред.). Гимны Прокла. Philosophia Antiqua, Серия исследований по древней философии (на английском и древнегреческом языках). Том. 90. Перевод Берга, Р.М. ван ден. Лейден, Бостон, Кельн: Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды. ISBN 9004122362.
  • Комментарий к Халдейским оракулам (фрагменты)
    • Прокл-преемник поэтики и гомеровских поэм (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ламбертона, Роберта. Атланта, Джорджия, США: Общество библейской литературы. 2012. ISBN 9781589837119.
  • Фрагменты утраченных произведений

Liber de Causis (Книга причин) — это не работа Прокла, а краткое изложение его работы « Элементы теологии» , вероятно, написанное арабским переводчиком.

  • Чтение Прокла и «Книги причин». Том 2, Переводы и аккультурации . Лейден. 2021. ISBN  9789004440685 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Монографии

  • Кутино, Мириам (2023). Прокл – Стиль и система богословия . Берлин: Де Грюйтер. ISBN  9783111084978 .
  • Постгерульские Афины: аспекты жизни и культуры в Афинах, 267-529 гг. н.э. Хельсинки: Основание Финского Афинского института. 1994. ISBN  9519529527 .
  • Куташ, Эмили (2011). Десять даров демиурга: комментарий Прокла к «Тимею» Платона . Лондон. ISBN  978-1-4725-1981-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Розан, Лоуренс Джей (2009). Философия Прокла: заключительная фаза древней мысли (2-е изд.). Вестбери: Фонд Прометея. ISBN  978-1898910442 .
  • Сиорванес, Лукас (1996). Прокл: неоплатоническая философия и наука . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  0748607684 .
  • Спану, Никола (2021). Прокл и халдейские оракулы: исследование экзегезы Прокла с переводом и комментариями к «Трактату Прокла о халдейской философии» . Абингдон, Оксон. ISBN  9781000166378 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Варгас, Антонио Луис (2021). Причинная сила времени: Прокл о естественной теологии времени . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN  9789004466678 .
  • Уэйт, Мэри Эллен (1987). История женщин-философов: древние женщины-философы, 600 г. до н.э. – 500 г. н.э. Дордрехт: Springer Нидерланды. ISBN  9789400934979 .
  • КИНЕСИС АКИНЕТОС: Исследование духовного движения в философии Прокла , Стивен Герш
  • От Ямвлиха до Эриугены. Исследование предыстории и эволюции традиции Псевдо-Дионисия , Стивен Герш.
  • Философия Прокла – заключительная фаза древней мысли , Л. Дж. Розан
  • Логические принципы «Stoicheiôsis Theologike» Прокла как систематического основания космоса , Джеймс Лоури

Коллекции

  • Неоплатонизм и индийская мысль . Норфолк: Международное общество неоплатонических исследований. 1982. ISBN  978-0-87395-546-1 .
  • Розан, Лоуренс (1981). Харрис, Р. Бейн (ред.). Неоплатонизм и индийская мысль . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 45–49. ISBN  978-0873955461 .
  • Герш, Стивен (2014). Толкование Прокла: от античности до Возрождения . Нью-Йорк. ISBN  9780521198493 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Неоплатоническая философия: вводное чтение . Индианаполис: паб Hackett. Ко. 2004. ISBN  0872207072 .
  • Хойн, Питер д'; Мартейн, Марие (2017). Все в одном: путеводитель по Проклу (Первое изд.). Оксфорд, Великобритания. ISBN  978-0-19-964033-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Справочник Рутледжа по неоплатонизму . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. 2014. ISBN  9781315744186 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Спутник Брилла по рецепции Гомера от эллинистической эпохи до поздней античности . Лейден. 2022. ISBN  9789004472686 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Философия комментаторов, 200-600 гг. н. э.: справочник . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. 2005. ISBN  0-8014-8987-3 .
  • О Прокле и его влиянии на средневековую философию , изд. Э. П. Бос и П. А. Мейер (Philosophia antiqua 53), Лейден-Кельн-Нью-Йорк: Брилл, 1992.
  • Вечная традиция неоплатонизма , под ред. Дж. Клири (Древняя и средневековая философия, серия I, 24), Левен: Leuven University Press, 1997.

Библиографические ресурсы

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb30c237b1070ea21ed77bf2d69a46f3__1711024080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/f3/bb30c237b1070ea21ed77bf2d69a46f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proclus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)