Прокл
Прокл Лиций | |
---|---|
Рожденный | 412 |
Умер | 485 (72–73 года) |
Другие имена | «Преемник» |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | неоплатонизм |
Основные интересы | Метафизика |
Известные идеи | Платоническое богословие |
Прокл Лиций ( / ˈ p r ɒ k l ə s l aɪ ˈ s i ə s / ; 8 февраля 412 — 17 апреля 485), прозванный Проклом Преемником ( греч . Πρόκλος ὁ Διάδοχος , Próklos ho Diádokhos ), был греческим неоплатоником. философ , один из последних крупных философов-классиков поздней античности . Он изложил одну из наиболее сложных и полностью развитых систем неоплатонизма и через более поздних интерпретаторов и переводчиков оказал влияние на византийскую философию , раннеисламскую философию , схоластическую философию и немецкий идеализм , особенно Г.В.Ф. Гегеля , который назвал платоническое богословие Прокла «платоническим богословием ». истинный поворотный момент или переход от древности к современности, от античной философии к христианству». [1]
Биография [ править ]
Основным источником информации о жизни Прокла является хвалебная речь «Прокл, или О счастье» , написанная для него после его смерти его преемником Марином . [2] Биография Марина ставила перед собой задачу доказать, что Прокл достиг вершины добродетели и достиг эвдемонии . [2] Есть также несколько подробностей о времени, в котором он жил, в аналогично структурированном « Жизнеописании Исидора», написанном философом Дамасием в следующем столетии. [2]
По словам Маринуса, [3] Прокл родился в 412 году нашей эры в Константинополе в семье высокого социального статуса из Ликии и вырос в Ксанфе . Он изучал риторику , философию и математику в Александрии с намерением занять судебную должность, как и его отец. Прежде чем завершить учебу, он вернулся в Константинополь, когда его ректор, его главный наставник (некий Леонас) был там по делам. [4] Прокл стал успешным практикующим юристом. Однако опыт юридической практики заставил Прокла осознать, что он действительно предпочитает философию. Он вернулся в Александрию и начал решительно изучать труды Аристотеля под руководством Олимпиодора Старшего . В этот период он также начал изучать математику у учителя по имени Герон (не имеющего отношения к Герою Александрийскому , который также был известен как Герон). Будучи одаренным учеником, он в конце концов разочаровался в уровне философского обучения, доступном в Александрии , и в 431 году отправился в Афины , философский центр того времени, чтобы учиться в неоплатонической преемнице Новой Академии , где его обучал Плутарх Афины (не путать с Плутархом Херонейским ), Сирианусом и Асклепигенией ; он сменил Сириануса на посту главы Академии в 437 году, а после его смерти, в свою очередь, его сменил Марин из Неаполя . Он жил в Афинах как холостяк-вегетарианец, преуспевающий и щедрый по отношению к своим друзьям, до конца своей жизни, за исключением годичного изгнания, чтобы избежать давления со стороны христианских властей. [2] Маринус сообщает, что он писал семьсот строк каждый день.
Философия [ править ]
Одна из проблем с определением конкретных доктрин Прокла заключается в том, что неоплатоники его времени не считали себя новаторами; они считали себя передатчиками правильных толкований самого Платона. [5] Хотя неоплатонические доктрины сильно отличаются от доктрин в диалогах Платона, часто бывает трудно провести различие между разными мыслителями-неоплатонистами и определить, что является оригинальным для каждого из них. [5] Для Прокла это во многом возможно только с Плотином, единственным писателем-неоплатоником, сочинения которого сохранились. [5]
Прокл, как Плотин и многие другие неоплатоники , согласился с тремя ипостасями неоплатонизма: Единого ( курица ), Разума ( нус ) и Души ( психика ), и написал комментарий к Эннеадам , из которых, к сожалению, лишь фрагменты. выживать. В других случаях он критикует взгляды Плотина, такие как перводвигатель . [5] В отличие от Плотина, Прокл также не считал материю злом, и эта идея вызывала противоречия в системе Плотина. [5] Трудно определить, в чем разница между доктринами Прокла и Сириануса (если вообще имеется): для последнего сохранился только комментарий к «Метафизике» Аристотеля, а Прокл никогда не критиковал своего учителя ни в одном из сохранившихся сочинений. [5]
Особенностью системы Прокла является разработка уровня индивидуальных единиц, называемых хенадами, между Единым, которое есть до бытия, и умопостигаемой божественностью. [5] Генады существуют «в сверхизбытке», также за пределами бытия, но они стоят во главе цепочек причинности ( сэйрай ) и каким-то образом придают этим цепочкам особый характер. [5] Он отождествляет их с греческими богами, поэтому одна генада может быть Аполлоном и быть причиной всего аполлонического, а другая может быть Гелиосом и быть причиной всех солнечных вещей. Каждая хенада участвует в каждой другой хенаде в соответствии со своим характером. То, что кажется множественностью, на самом деле не является множественностью, поскольку любую хенаду можно по праву считать центром полицентрической системы. [ нужна ссылка ] По мнению Прокла, философия — это деятельность, которая может освободить душу от подчинения телесным страстям, напомнить ей о ее происхождении из Души, Разума и Единого и подготовить ее не только к восхождению на высшие ступени еще в этой жизни. , но чтобы избежать немедленного падения в новое тело после смерти. [ нужна ссылка ] Поскольку внимание души, вселяясь в тело, настолько далеко обращено от ее начала в умопостигаемом мире, Прокл думает, что нам необходимо пользоваться телесными напоминаниями о своем духовном происхождении. [ нужна ссылка ] В этом он согласен с учениями теургии , выдвинутыми Ямвлихом . Теургия возможна, потому что силы богов ( хенад ) простираются через их причинно-следственную связь вплоть до материального мира. [ нужна ссылка ] И с помощью определенных, наполненных силой слов, поступков и предметов душа может, так сказать, вытянуться обратно в ряд. Сам Прокл был приверженцем многих религий в Афинах, считая, что сила богов может присутствовать в этих различных подходах. [ нужна ссылка ]
Работает [ править ]
Комментарии к Платону [ править ]
Большинство произведений Прокла представляют собой комментарии к диалогам Платона ( Алкивиад , Кратил , Парменид , Республика , Тимей ). В этих комментариях он представляет свою собственную философскую систему как верную интерпретацию Платона и в этом не отличается от других неоплатоников, поскольку считает, что «в корпусе Платона нет ничего непреднамеренного или случайного», что «сочинения Платона были божественно вдохновленный» (ὁ θεῖος Πλάτων ho theios Platon — божественный Платон, вдохновленный богами), что «формальная структура и содержание платонических текстов подражали текстам вселенной», [6] и поэтому они часто говорили о вещах под завесой, скрывая истину от философски непосвященных. Однако Прокл внимательно читал Платона и нередко высказывал очень проницательные замечания по поводу его платонических источников.
Комментарий к Тимею [ править ]
Платона В своем комментарии к «Тимею» Прокл объясняет роль Души как принципа в посредничестве Форм в Разуме с телом материального мира в целом. Душа построена с помощью определенных пропорций, математически описанных в Тимее , которые позволяют ей создать Тело как разделенный образ ее собственных арифметических и геометрических идей.
Систематические работы [ править ]
Помимо комментариев, Прокл написал два крупных систематических труда. [7] « Начала богословия» (Στοιχείωσις θεολογική) состоит из 211 положений, каждое из которых сопровождается доказательством, начиная с существования Единого (божественного Единства) и кончая нисхождением отдельных душ в материальный мир. Платоническое богословие (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) представляет собой систематизацию материала платонических диалогов, показывающую из них характеристики божественных порядков, части вселенной, наиболее близкой к Единому.
У нас также есть три эссе, сохранившиеся только в латинском переводе: « сомнений относительно провидения Десять »; О провидении и судьбе ; зла О существовании . [7]
Другие работы [ править ]
Комментарий к «Началам» Евклида [ править ]
Прокл, ученый Евклида, хорошо знал Евдема Родосского » «Историю геометрии и дал краткий очерк ранней истории геометрии, который, по-видимому, был основан на древней, утерянной книге Евдема. Этот отрывок был назван «Евдемовым резюме» и определяет некоторые приблизительные даты, которые в противном случае могли бы остаться неизвестными. [8] Влиятельный комментарий к первой книге Евклида » « Начал — один из наиболее ценных источников по истории древней математики, которыми мы располагаем. [9] и его платоническое понимание статуса математических объектов оказало большое влияние.
В этой работе Прокл также перечислил первых математиков, связанных с Платоном: зрелую группу математиков ( Леодамас Фасосский , Архит Тарасский и Теэтет ), вторую группу более молодых математиков ( Неоклид , Евдокс Книдский ) и еще третью. младший набор ( Аминта , Менехм и его брат Динострат , Тевдий Магнесийский , Гермотим Колофонский и Филипп Опусский ). Некоторые из этих математиков оказали влияние на систематизацию «Элементов» , которые позже опубликовал Евклид.
Утерянные работы [ править ]
Ряд его платонических комментариев утерян. Помимо «Алкивиада», «Кратилуса», «Тимея» и «Парменида», он также написал комментарии к остальным диалогам неоплатонической программы. [10] Он также написал комментарий к « Органону» , а также пролегомены к Платону и Аристотелю. [10]
Наследие [ править ]
Прокл оказал большое влияние на средневековую философию , хотя и во многом косвенно, через труды комментатора Псевдо-Дионисия Ареопагита . [11] Этот христианский греческий автор конца V или начала VI века писал под псевдонимом Дионисий Ареопагит , фигура, обращенная святым Павлом в Афинах. Из-за этой выдумки его сочинения приобрели почти апостольский авторитет. Он — оригинальный христианский писатель, и в его произведениях можно найти множество метафизических принципов Прокла. [12]
Другим важным источником влияния Прокла на Средние века является Боэция » «Утешение философией , в котором есть ряд принципов и мотивов Прокла. [ нужна ссылка ] Центральное стихотворение Книги III представляет собой краткое изложение комментария Прокла к «Тимею». [ нужна ссылка ] , а в книге V содержится важный принцип Прокла, согласно которому вещи познаются не по их собственной природе, а по характеру познающего субъекта. [11]
Прокла Краткое изложение «Начал богословия» распространялось под названием Liber de Causis ( «Книга причин» ). [11] Эта книга имеет неопределенное происхождение, но распространялась в арабском мире как произведение Аристотеля и как таковая была переведена на латынь. [11] Она имела большой авторитет из-за своего предполагаемого аристотелевского происхождения, и только когда « Начала » Прокла были переведены на латынь, Фома Аквинский осознал ее истинное происхождение. [11] Работы Прокла также оказали влияние в эпоху Возрождения через таких фигур, как Николай Кузанский и Марсилио Фичино . Самым значительным ранним исследователем Прокла в англоязычном мире был Томас Тейлор , который сделал английские переводы большинства своих работ. [11]
кратер Прокл на Луне Его именем назван .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Прокл; Платон; Морроу, Гленн Р.; Диллон, Джон М.; Прокл; Прокл (1992). Комментарий Прокла к «Пармениду» Платона (1. Принстонская печать в мягкой обложке, с корр.). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 466. ИСБН 978-0-691-02089-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Helmig & Steel 2011 , 1. Жизнь и творчество.
- ^ Гатри 1925 .
- ^ Гатри, Кеннет (1925). Марин Самарийский, Жизнь Прокла или о счастье (1925), стр. 15–55 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хельмиг и Сталь 2011 , 3.
- ^ Калиан, Флорин Джордж (2013), « « Разъяснения » неизвестности: условия для аллегорического прочтения Проклом Платона Парменида» , «Неизвестность в средневековых текстах », стр. 15–31.
- ^ Перейти обратно: а б Хельмиг и Сталь 2020 , А.
- ^ Гоу 1884 .
- ^ Хит 1908 .
- ^ Перейти обратно: а б Хельмиг и Сталь 2020 , Б.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Helmig & Steel 2011 , 4. Влияние.
- ^ Доддс 1992 .
Библиография [ править ]
Работы Прокла в переводе [ править ]
- Элементы теологии :
- Прокл, примерно (1992). Элементы теологии = Diadoxos stoixeiōsis theologikē (Второе изд.). Оксфорд. ISBN 9780198140979 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Прокл, примерно (1992). Элементы теологии = Diadoxos stoixeiōsis theologikē (Второе изд.). Оксфорд. ISBN 9780198140979 .
- Платоническое богословие : длинный (шесть томов в издании Буде ) систематический труд, использующий данные из диалогов Платона для описания характера различных божественных орденов.
- Шесть книг Прокла, преемника Платона, по теологии Платона, перевод Томаса Тейлора.
- Комментарий к «Алкивиаду» Платона.
- Прокл (1971). Комментарий Прокла к «Алкивиаду I» Платона (второе изд.). Дордрехт. ISBN 9789401763271 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Прокл (1971). Комментарий Прокла к «Алкивиаду I» Платона (второе изд.). Дордрехт. ISBN 9789401763271 .
- Комментарий к Кратилу
- Прокл (2007). Комментарий Прокла к «Кратилу» Платона . Лондон. ISBN 9781472558190 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Прокл (2007). Комментарий Прокла к «Кратилу» Платона . Лондон. ISBN 9781472558190 .
- Комментарий к «Тимею» Платона.
- Тейлор, Томас (1820). Комментарии Прокла к «Тимею» Платона в пяти книгах; содержащий сокровищницу пифагоровской и платоновской физиологии. Перевод с греческого Томаса Тейлора . Лондон.
- Прокл: комментарий к «Тимею» Платона. Том 1. Книга 1: Прокл о сократовском государстве и Атлантиде . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2007. ISBN 9780511482656 .
- Комментарий к «Пармениду» Платона.
- Прокл (1992). Комментарий Прокла к «Пармениду» Платона (1st Princeton pbk. Печать с исправлениями, изд. 1992 г.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691020892 .
- Комментарий к «Республике» Платона.
- Комментарий к первой книге «Начал» Евклида.
- Прокл (1970). Комментарий к первой книге «Начал» Евклида . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691020907 .
- Элементы физики
- Три небольших произведения: Десять проблем, касающихся провидения ; О провидении и судьбе ; О существовании зла
- Прокл о провидении (на английском и древнегреческом языках). Перевод Стила, Карлоса. Лондон; Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. 2007. ISBN 9781472501479.
- Прокл Десять проблем, касающихся провидения (на английском и древнегреческом языках). Перевод Опсомера, Ян; Сталь, Карлос. Лондон; Нью-Дели; Нью-Йорк; Сидней: Блумсбери. 2012. ISBN 9781472501783.
- Прокл о существовании зла (на английском, древнегреческом и латыни). Перевод Опсомера, Ян; Сталь, Карлос. Лондон; Нью-Йорк: Блумсбери. 2014 [2003]. ISBN 9781472501035.
- О вечности мира, De Aeternitate Mundi, Прокл (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ланга, Хелен С.; Макро, А.Д.; Макгиннис, Джон. Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. 2001. ISBN 0520225546.
- Различные гимны
- Берг, Р.М. ван ден (2001). Мансфельд, Дж.; Руния, ДТ; Ван Винден, JCM (ред.). Гимны Прокла. Philosophia Antiqua, Серия исследований по древней философии (на английском и древнегреческом языках). Том. 90. Перевод Берга, Р.М. ван ден. Лейден, Бостон, Кельн: Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды. ISBN 9004122362.
- Комментарий к Халдейским оракулам (фрагменты)
- Прокл-преемник поэтики и гомеровских поэм (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ламбертона, Роберта. Атланта, Джорджия, США: Общество библейской литературы. 2012. ISBN 9781589837119.
- Фрагменты утраченных произведений
- Тейлор, Томас (1825). Фрагменты, оставшиеся от утраченных сочинений Прокла . Напечатано для автора и продано компанией Black, Young and Young.
Liber de Causis (Книга причин) — это не работа Прокла, а краткое изложение его работы « Элементы теологии» , вероятно, написанное арабским переводчиком.
- Чтение Прокла и «Книги причин». Том 2, Переводы и аккультурации . Лейден. 2021. ISBN 9789004440685 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки [ править ]
- Доддс, ER (1992). Элементы богословия: переработанный текст с переводом, введением и комментариями . Издательство Оксфордского университета, Великобритания.
- Гоу, Джеймс (1884). Краткая история греческой математики . Издательство Кембриджского университета.
- Хит (1908). «Прокл и его источники». Тринадцать книг «Начал» Евклида, том. 1 . п. 29.
Хорошо известно, что комментарий Прокла к Евкл. Книга I — один из двух основных источников информации по истории греческой геометрии, которыми мы располагаем; второй — собрание Паппа .
- Хельмиг, Кристоф; Сталь, Карлос (2011). «Прокл» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Хельмиг, Кристоф; Сталь, Карлос (2020). «Библиография: Полное собрание сочинений Прокла (сохранившиеся, утерянные и поддельные)» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
Дальнейшее чтение [ править ]
Монографии
- Кутино, Мириам (2023). Прокл – Стиль и система богословия . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 9783111084978 .
- Постгерульские Афины: аспекты жизни и культуры в Афинах, 267-529 гг. н.э. Хельсинки: Основание Финского Афинского института. 1994. ISBN 9519529527 .
- Куташ, Эмили (2011). Десять даров демиурга: комментарий Прокла к «Тимею» Платона . Лондон. ISBN 978-1-4725-1981-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Розан, Лоуренс Джей (2009). Философия Прокла: заключительная фаза древней мысли (2-е изд.). Вестбери: Фонд Прометея. ISBN 978-1898910442 .
- Сиорванес, Лукас (1996). Прокл: неоплатоническая философия и наука . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748607684 .
- Спану, Никола (2021). Прокл и халдейские оракулы: исследование экзегезы Прокла с переводом и комментариями к «Трактату Прокла о халдейской философии» . Абингдон, Оксон. ISBN 9781000166378 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Варгас, Антонио Луис (2021). Причинная сила времени: Прокл о естественной теологии времени . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9789004466678 .
- Уэйт, Мэри Эллен (1987). История женщин-философов: древние женщины-философы, 600 г. до н.э. – 500 г. н.э. Дордрехт: Springer Нидерланды. ISBN 9789400934979 .
- КИНЕСИС АКИНЕТОС: Исследование духовного движения в философии Прокла , Стивен Герш
- От Ямвлиха до Эриугены. Исследование предыстории и эволюции традиции Псевдо-Дионисия , Стивен Герш.
- Философия Прокла – заключительная фаза древней мысли , Л. Дж. Розан
- Логические принципы «Stoicheiôsis Theologike» Прокла как систематического основания космоса , Джеймс Лоури
Коллекции
- Неоплатонизм и индийская мысль . Норфолк: Международное общество неоплатонических исследований. 1982. ISBN 978-0-87395-546-1 .
- Розан, Лоуренс (1981). Харрис, Р. Бейн (ред.). Неоплатонизм и индийская мысль . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 45–49. ISBN 978-0873955461 .
- Герш, Стивен (2014). Толкование Прокла: от античности до Возрождения . Нью-Йорк. ISBN 9780521198493 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Неоплатоническая философия: вводное чтение . Индианаполис: паб Hackett. Ко. 2004. ISBN 0872207072 .
- Хойн, Питер д'; Мартейн, Марие (2017). Все в одном: путеводитель по Проклу (Первое изд.). Оксфорд, Великобритания. ISBN 978-0-19-964033-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Справочник Рутледжа по неоплатонизму . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. 2014. ISBN 9781315744186 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Спутник Брилла по рецепции Гомера от эллинистической эпохи до поздней античности . Лейден. 2022. ISBN 9789004472686 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Философия комментаторов, 200-600 гг. н. э.: справочник . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. 2005. ISBN 0-8014-8987-3 .
- О Прокле и его влиянии на средневековую философию , изд. Э. П. Бос и П. А. Мейер (Philosophia antiqua 53), Лейден-Кельн-Нью-Йорк: Брилл, 1992.
- Вечная традиция неоплатонизма , под ред. Дж. Клири (Древняя и средневековая философия, серия I, 24), Левен: Leuven University Press, 1997.
Библиографические ресурсы
Внешние ссылки [ править ]
- Статья энциклопедии Британской
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Прокл» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Издания и переводы Прокл – Высший институт философии
- Статья в «Энциклопедии богини Афины»
- Пять гимнов Прокла в переводе Томаса Тейлора.
- Фрагменты, оставшиеся от утраченных сочинений перевода Прокла Томаса Тейлора.
- Комментарии Прокла к «Тимею» Платона в пяти книгах, перевод Томаса Тейлора.
- Десять сомнений относительно провидения и существования зла, перевод Томаса Тейлора.
- Жизнь и учение Прокла
- Индексная страница раздела Прокла проекта « Преобразованный Платон » в Левенском университете, Бельгия.
- Комментарий к «Пармениду» Платона - (греческий текст, сканы издания Кузена)
- Каталог Фонда Прометея «Серия Томаса Тейлора», который включает переводы многих произведений Прокла. На сайте есть длинные выдержки из них.
- Сканы изданий « Ипотипоза » Прокла и его комментария к Евклиду 1 на сайте wilbourhall.org (классический греческий и латынь)
- О признаках божественной одержимости - (частичный перевод произведения Прокла)
- О священном искусстве - (перевод и обсуждение сохранившегося отрывка из более крупного произведения Прокла)
- О сакральном искусстве (введение на французском языке и греческий текст)
- О священном искусстве - греческий текст и английский перевод
- Hypotyposis Astronomicon Hypotheson - греческий текст
- Прокл на английском и греческом языках, избранные онлайн-ресурсы
- Работы Прокла в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Путеводитель по Проклу, Elementa theologica. Рукопись 1582 года в Исследовательском центре специальных коллекций Чикагского университета.
- 412 рождений
- 487 смертей
- Греческие философы V века
- Древнегреческие математики
- Языческий антигностицизм
- Комментаторы Платона
- Неоплатоники в Афинах
- Онтологи
- Люди из Константинополя
- Философы математики
- Люди из Римской Анатолии
- Язычники позднеримской эпохи
- Византийские писатели V века.
- Математики V века
- Византийские учёные V века