Тьерри Шартрский
Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
Философский портал |
Тьерри Шартрский ( Theodoricus Chartrensis ) или Теодорих Бретонский ( Theodericus Brito ) (умер до 1155 г., [1] наверное 1150 [2] двенадцатого века, ) был философом работавшим в Шартре и Париже , Франция .
Соборная школа в Шартре способствовала развитию стипендий еще до того, как во Франции был основан первый университет. Тьерри был важной фигурой в философии и образовании двенадцатого века и, как и многие ученые двенадцатого века, известен тем, что он придерживался «Тимея» Платона и применял философию к богословским проблемам. [3] Некоторые современные ученые полагали, что Тьерри был братом Бернара Шартрского , основавшего Шартрскую школу, но более поздние исследования показали, что это маловероятно. [4]
Тьерри стал канцлером Шартра после того, как его предшественник Жильбер Пуатье вернулся в родной город в 1141 году. Иоанн Солсберийский , [5] Герман Каринтийский и Кларембальд Аррасский были среди учеников Тьерри. [6]
Работает
[ редактировать ]Гексамерон
[ редактировать ]Гексамерон Платона интерпретирует Бытие со ссылкой на « Тимей » . Текст служит аргументированной защитой существования Бога, опираясь на натурфилософию Платона и логику Аристотеля для объяснения сотворения мира. [6] Тьерри устанавливает, что момент божественного творения был самым началом времени, и после этого творение развивалось естественным образом посредством комбинаций четырех элементов (огня, воздуха, воды и земли). [7] По мнению Тьерри, Бог создал четыре элемента в первый момент. Огонь, который постоянно двигался, вращался и освещал воздух, вызывая первые ночь и день. На второй день огонь согрел воду, заставив ее подняться к небесам и образовать облака. Из-за уменьшения воды на третий день появилась суша. Продолжающийся нагрев воды над твердью заставил воду на четвертый день создать небесные тела. Продолжающееся потепление суши привело к возникновению растительной, животной и человеческой жизни на пятый и шестой дни.
Объяснение Тьерри сотворения мира основано на богословской интерпретации , Аристотеля четырех причин которые он отождествляет с тремя лицами Троицы плюс материя (состоящая из четырех элементов ): Отец — действующая причина , Сын – формальная причина , Святой Дух – конечная причина , а четыре элемента – материальная причина .
По мнению Тьерри, акт божественного творения ограничивается созданием четырех элементов, которые затем развиваются сами по себе, смешиваются в математических пропорциях и составляют физический мир.
Семикнижие
[ редактировать ]Семикнижие представляет собой обширную энциклопедию информации, касающейся гуманитарных наук, в контексте академического и богословского единства. В частности, он исследует способы, которыми можно различать разные типы знаний, сохраняя при этом единственную цель: объяснение порядка в реальности. Тривиум (логика, грамматика и риторика) касаются правдивости, последовательности и красоты языка выражения. Квадривиум ( геометрия , астрономия , арифметика и музыка ) обеспечивают интеллектуальное содержание, нуждающееся в выражении.
Тьерри также написал несколько комментариев к Боэция » « О Троице .
Издания
[ редактировать ]- Комментарии Тьерри Шартрского и его школы к Боэцию , изд. Н. М. Херинг, Торонто, 1971 год.
- Латинские риторические комментарии Тьерри Шартрского , изд. К.М. Фредборг, Торонто, 1988 г.
- Комментарий к «Арифметике» Боэция , изд. И. Кайаццо, Тюрнхаут, 2015.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ральф Макинерни (1963). «Глава IV — Шартрская школа» . История западной философии Vol. II - Часть III: Двенадцатый век . Центр Жака Маритена, Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 23 ноября 2014 года . Проверено 29 августа 2007 г.
- ^ Уильям Тернер (1903). «Глава XXXIII — Шартрская школа» . История философии . Центр Жака Маритена, Университет Нотр-Дам . Проверено 29 августа 2007 г.
- ↑ Некоторые ученые девятнадцатого и двадцатого веков считали, что Тьерри был в авангарде гиперплатонической школы в Шартре (это позиция, отраженная в « Истории философии» Тернера 1903 года , но благодаря усилиям Ричарда Саузерна и других эта точка зрения больше не поддерживается современными учеными.
- ^ Пол Эдвард Даттон (ред.), Глоссарий супер Платонема Бернара Шартрского , Торонто, 1991, стр. 40-4
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джулио Д'Онофрио; и др. (1996). История богословия: Средние века . Литургическая пресса. ISBN 9780814659168 . Проверено 30 октября 2009 г.
- ^ Линдберг, Дэвид С.: «Начало западной науки», стр. 210. Издательство Чикагского университета, 2007.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Питер Дронке, «Тьерри Шартрский», в книге П. Дронке, «История западной философии двенадцатого века» , Кембридж, 1988.
- Питер Эллард, Священный космос: богословские, философские и научные беседы в Шартрской школе двенадцатого века , University of Scranton Press , 2007.