Jump to content

Роман Ингарден

Роман Ингарден
Портрет римского Ингардена работы Виткация
Рожденный 5 февраля 1893 г.
Умер 4 июня 1970 г. (77 лет)
Образование Геттингенский университет
Фрайбургский университет (доктор философии, 1918 г.)
Львовский университет (доктор фил. хаб., 1925)
Дети Роман Станислав Ингарден
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Феноменология
Реалистическая феноменология
неоплатонизм [1]
Докторантура Эдмунд Гуссерль
Основные интересы
Эстетика , эпистемология , формальная онтология , природа против воспитания
Известные идеи
Онтология произведения искусства

Роман Витольд Ингарден ( / ɪ n ˈ ɡ ɑːr d ən / ; 5 февраля 1893 — 14 июня 1970) — польский философ , работавший в области эстетики , онтологии и феноменологии .

Перед Второй мировой войной Ингарден публиковал свои произведения преимущественно на немецком языке , а также в книгах и газетах. Во время войны он перешел на польский язык из солидарности со своей родиной после немецкого вторжения. [2] и в результате его основные работы по онтологии остались в значительной степени незамеченными и незамеченными широким мировым и философским сообществом. Тем не менее, сочинения Ингардена оказали косвенное культурное влияние благодаря трудам его ученика и будущего Папы Кароля Войтылы .

Биография

[ редактировать ]

Ингарден родился в Кракове , Австро-Венгрия , 5 февраля 1893 года. [3] Сначала он изучал математику и философию во Львовском университете под руководством Казимира Твардовского , затем переехал в Геттингенский университет в Германии, чтобы изучать философию под руководством Эдмунда Гуссерля . [4] Гуссерль считал его одним из своих лучших и величайших учеников, и он сопровождал Гуссерля во Фрайбургский университет , где в 1918 году Ингарден защитил докторскую диссертацию под руководством Гуссерля в качестве директора. [5] Название его диссертации было «Интуиция и интеллект Анри Бергсона» ( «Интуиция и интеллект у Анри Бергсона »). [6] Ранее Ингарден предлагал ему переехать во Львов и написать новую диссертацию под руководством Твардовского из-за растущей напряженности между Германией и Польшей, но Гуссерль отказался и не проявил никакого интереса. [6]

Затем Ингарден вернулся в Польшу, где после получения докторской степени продолжил свою академическую карьеру. В течение длительного периода ему приходилось обеспечивать себя преподаванием в средней школе. [7] В этот период одной из его работ - помимо его постдокторской работы по эпистемологии - была рецензия на Festschrift, написанная для Твардовского. Речь шла о анализе книги Зигмунта Лемпицкого « Об обосновании чистой поэтики». [8]

В 1925 году он представил свою хабилитационную книгу « Essentiale Fragen» ( «Основные вопросы ») Казимежу Твардовскому во Львовском университете . Этот тезис был замечен англоязычным философским сообществом. [9] [10] В 1933 году университет назначил его профессором философии. [9] Он стал широко известен благодаря работе над «Литературным произведением искусства» ( Das литературное произведение искусства. Исследование из пограничной области онтологии, логики и литературоведения , 1931). [5] В частности, интерес к его произведениям возрос после выхода английского перевода этого текста. [11]

С 1939 по 1941 год, во время советской оккупации Львова, он продолжал свою университетскую деятельность и жил в районе Кракова. [9] После операции «Барбаросса» 1941 года в условиях немецкой оккупации Ингарден тайно преподавал студентам математику и философию . После того, как его дом разбомбили, он продолжил работу над своей книгой « Спор о существовании мира» . [5]

Ингарден стал профессором Университета Николая Коперника в Торуни в 1945 году, вскоре после войны, но был запрещен в 1946 году при коммунистическом режиме. [2] Затем он перешел в Ягеллонский университет в Кракове, где ему предложили должность. [9] Однако в 1949 году ему запретили преподавать из-за его предполагаемого идеализма , который якобы был «врагом материализма». [2] В 1957 году после снятия запрета его повторно назначили в Ягеллонский университет, и он продолжил преподавать, писать и публиковаться.

Ингарден умер 14 июня 1970 года в Кракове в результате кровоизлияния в мозг . [5]

Работает

[ редактировать ]

Ингарден был феноменологом-реалистом Гуссерля и поэтому не принимал трансцендентальный идеализм . Его обучение было феноменологическим; таким образом, его работа в целом была направлена ​​на онтологию . Поэтому [ нужна ссылка ] Ингарден — один из самых известных феноменологических онтологов, поскольку он стремился описать онтологическую структуру и состояние бытия различных объектов на основе существенных особенностей любого опыта, который мог бы дать такое знание.

Наиболее известные произведения Ингардена и единственные, широко известные англоязычному читателю, касаются эстетики и литературы . Его самой популярной книгой, например, была «Литературное произведение искусства», в которой исследовалась концепция литературного произведения искусства . [8] В этой книге Ингарден утверждал, что литературное произведение искусства является чисто интенциональным объектом и продуктом сознательных действий автора. [8] Эта работа будет способствовать развитию литературной теории, называемой критикой реакции читателей , и окажет влияние на таких ученых, как Рене Веллек и Вольфганг Изер . [2] Еще одним примечательным понятием эстетики Ингардена была его идея о том, что музыка не является формой литературы. Он утверждал, что литературные произведения имеют четыре четко выраженных онтологических слоя, причем один из них — слой представленных объективностей — отсутствует в музыкальных произведениях. [12] В своей стратификации литературного произведения искусства он исходил из того, что эстетическая ценность — это полифоническая гармония, возникающая между этими смысловыми пластами. [13]

Исключительное внимание к работам Ингардена в эстетике не отражает общую философскую точку зрения Ингардена, которая сосредоточена на идеях относительно формальной , экзистенциальной и материальной онтологии, изложенных в его «Споре о существовании мира» . В своих эстетических исследованиях Ингарден рассматривал эстетику как неотъемлемую часть философии. Он утверждал, что его эстетическая теория — это не только анализ искусства, но и подход, отвечающий на основные философские вопросы. [14] Ингарден также предпринял попытку создать во Львове феноменологический кружок. Группа, занимавшаяся эстетикой и описательной психологией , привлекла некоторых учеников Твардовского, в том числе Леопольда Блаустейна и Эжени Гинзберг . [15] Ингарден был близким соратником Эдит Стайн . Он встал на ее защиту, когда ее работа с Гуссерлем была поставлена ​​под сомнение. [16]

Ингарден написал свою собственную биографию в 1949 году. Эта работа, написанная от третьего лица, была одной из трех биографий, которые он представил Татаркевичу, который тогда пересматривал свою «Историю философии ». [6] Философ также работал для Гуссерля. [6]

Основные произведения на немецком языке

[ редактировать ]
  • Интуиция и интеллект с Анри Бергсоном , Галле: Макс Нимейер, 1921 г.
  • Существенные вопросы. Вклад в проблему сущности , Галле: Макс Нимейер, 1925.
  • Литературное произведение искусства. Исследование из пограничной области онтологии, логики и литературоведения , Галле: Макс Нимейер, 1931.
  • Исследования по онтологии искусства: музыкальное произведение. Картина. Архитектура. Фильм , Тюбинген: Макс Нимейер, 1962 г.
  • Спор о существовании мира , Том I, II/I, II/2. Тюбинген: Макс Нимейер, 1964 г.
  • О признании литературного произведения искусства , Тюбинген: Макс Нимейер, 1968.
  • Опыт, произведение искусства и ценность. Лекции по эстетике 1937–1967 , Тюбинген: Макс Нимейер, 1969.
  • Об ответственности. Ваши онтические основы , Штутгарт: Reclam, 1970.
  • О причинной структуре реального мира. Спор о существовании мира, Том III , Тюбинген: Макс Нимейер, 1974 г.

Основные произведения на польском языке

[ редактировать ]
  • идеализма Беркли Некоторые положения . Львов. 1931 год. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Познание литературного произведения искусства, Оссолинеум, Львов: 1937.
  • О структуре изображения. Очерк теории искусства (О структуре картин: Очерк теории искусства) , Диссертации философского факультета ПАУ Том LXVII, №2, Краков, 1946.
  • Об архитектурных произведениях , Наука и искусство, Том II, 1946, № 1. 1, стр. 3-26 и №. 2, с. 26-51
  • Споры о существовании мира, ПАУ, Том I, Краков: 1947, Том II, Краков, 1948.
  • Очерки по философии литературы , Том 1, Spółdzielnia Wydawnicza «Polonista», Лодзь, 1947.
  • Элементы музыкальных произведений , Отчеты Научного общества в Торуни, Том IX, 1955, №№. 1-4, с. 82-84
  • Studia z estetyki (Исследования по эстетике), PWN, Том I Варшава, 1957, Том II, Варшава, 1958.
  • О литературных произведениях . PWN, Варшава, 1960 г.
  • Опыт – Произведение искусства – Ценность . Wydawnictwo Literackie, Краков, 1966 г.
  • Исследования по эстетике , Том III, PWN, Варшава, 1970.
  • У основ теории познания , PWN, Варшава, 1971 г.
  • . Маленькая книга о человеке, Wydawnictwo Literackie, Краков, 1972
  • Музыкальное произведение и проблема его идентичности , Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Варшава, 1973.

Основные работы переведены на английский язык

[ редактировать ]
  • Споры о существовании мира. Тома I и II в переводе Артура Шилевича, Берн: Питер Ланг, 2013/2016.
  • Время и способы бытия (отрывки из Der Streit ), перевод Хелен Р. Мичейда. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас, 1964.
  • Познание литературного произведения искусства , перевод Рут Энн Кроули и Кеннета Р. Олсона. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
  • Литературное произведение искусства в переводе Джорджа Грабовича. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
  • Письмо Гуссерлю о VI [логическом] исследовании и «идеализме» в «Тименецкой» , 1976.
  • Человек и ценность , перевод Артура Шилевича. Мюнхен: Философия Верлаг, 1983.
  • О мотивах, приведших Эдмунда Гуссерля к трансцендентальному идеализму , перевод Арнора Ханнибалссона. Гаага: 1976.
  • Онтология произведения искусства , перевод Раймонда Мейера с Джоном Т. Голдтуэйтом. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 1989.
  • Избранные статьи по эстетике / Под ред. Питер Дж. Маккормик, Мюнхен: Philosophia Verlag, 1985.
  • Музыкальное произведение и проблема его идентичности , перевод Адама Чернявского. Лондон: Макмиллан, 1986.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Моран, Дермот; Паркер, Родни КБ (февраль 2016 г.). Studia Phenomenologica: Том. XV/2015 — Ранняя феноменология . Зета Книги. ISBN  9786066970211 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бьюкенен, Ян (2010). Словарь критической теории . Оксфорд: Издательство Блумсбери. п. 247. ИСБН  978-0-19-953291-9 .
  3. ^ Штейн, Эдит (2014). Эдит Штайн: Письма к Роману Ингардену: Эдит Штайн: Автопортрет в письмах; Собрание сочинений, том 12 . Вашингтон, округ Колумбия: Публикации ICS. п. 12. ISBN  978-1-939272-25-6 .
  4. ^ Петерсон, Кейт; Поли, Роберто (2016). Новые исследования философии Николая Гартмана . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 171. ИСБН  978-3-11-044102-4 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Роман Ингарден (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Проверено 4 декабря 2015 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Митчерлинг, Джеффри Энтони (1997). Онтология и эстетика Романа Ингардена . Оттава: Издательство Оттавского университета. стр. 16, 31. ISBN.  0-7766-0435-Х .
  7. ^ Тименецкая, Анна-Тереза ​​(2014). Феноменология во всем мире: Фонды — Расширяющаяся динамика — Участие в жизни. Руководство для исследований и изучения . Дордрехт: Спрингер. п. 184. ИСБН  978-94-007-0472-5 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дземидок, Богдан; Маккормик, Питер (1989). Об эстетике римского сада: интерпретации и оценки . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. стр. 13, 101. ISBN.  978-94-010-7511-4 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Порембский, Чеслав (2019). Лекции по польской теории стоимости . Лейден: БРИЛЛ. п. 125. ИСБН  978-90-04-39432-2 .
  10. ^ См. обзор Гилберта Райла, Mind , 36, 1927, стр. 366–370.
  11. ^ Ингарден, Роман; Чернявский, Адам; Харрелл, Джин Г. (1986). Музыкальное произведение: и проблема его идентичности . Чам: Спрингер. стр. VII. ISBN  978-1-349-09254-3 .
  12. ^ Элсби, Шарлин; Массекар, Аарон (2016). Очерки эстетического генезиса . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. п. 88. ИСБН  978-0-7618-6769-2 .
  13. ^ Дэвис, Стивен; Хиггинс, Кэтлин Мари; Хопкинс, Роберт; Стекер, Роберт; Купер, Дэвид Э. (2009). Спутник эстетики . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. п. 56. ИСБН  978-1-4443-1042-9 .
  14. ^ Тименецкая, Анна-Тереза ​​(2012). Феноменология жизни в диалоге между китайской и западной философией, том XVII . Дордрехт: Издательство Д. Рейделя. п. 271. ИСБН  978-94-009-6262-0 .
  15. ^ Поли, Роберто (1997). В Itinere: Европейские города и рождение современной научной философии . Амстердам: Родопи. п. 173. ИСБН  90-420-0201-8 .
  16. ^ Штейн, Эдит (24 ноября 2017 г.). Жизнь в еврейской семье: Автобиография, 1891-1916 (Собрание сочинений Эдит Штайн, т. 1) . Публикации ИКС. ISBN  978-1-939272-46-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Онтология и эстетика Дж. Мичерлинга Романа Ингардена , Оттава: University of Ottawa Press, 1997.
  • Роберт Маглиола , «Часть II, Глава 2: Римский сад», в книге Роберта Мальолы, « Феноменология и литература: введение» (Лафайет, Индиана: Purdue University Press, 1977; 1978), стр. 107–141, см. обзор. Холдхейм, В. Вольфганг (1979). «Уроки феноменологии». Диакритика . 9 (2): 30–41. дои : 10.2307/464782 . JSTOR   464782 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b905088a7873b405acd0dbc50955fd2__1720210320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/d2/3b905088a7873b405acd0dbc50955fd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman Ingarden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)