Роман Ингарден
Роман Ингарден | |
---|---|
Рожденный | 5 февраля 1893 г. |
Умер | 4 июня 1970 г. (77 лет) |
Образование | Геттингенский университет Фрайбургский университет (доктор философии, 1918 г.) Львовский университет (доктор фил. хаб., 1925) |
Дети | Роман Станислав Ингарден |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Феноменология Реалистическая феноменология неоплатонизм [1] |
Докторантура | Эдмунд Гуссерль |
Основные интересы | Эстетика , эпистемология , формальная онтология , природа против воспитания |
Известные идеи | Онтология произведения искусства |
Роман Витольд Ингарден ( / ɪ n ˈ ɡ ɑːr d ən / ; 5 февраля 1893 — 14 июня 1970) — польский философ , работавший в области эстетики , онтологии и феноменологии .
Перед Второй мировой войной Ингарден публиковал свои произведения преимущественно на немецком языке , а также в книгах и газетах. Во время войны он перешел на польский язык из солидарности со своей родиной после немецкого вторжения. [2] и в результате его основные работы по онтологии остались в значительной степени незамеченными и незамеченными широким мировым и философским сообществом. Тем не менее, сочинения Ингардена оказали косвенное культурное влияние благодаря трудам его ученика и будущего Папы Кароля Войтылы .
Биография
[ редактировать ]Ингарден родился в Кракове , Австро-Венгрия , 5 февраля 1893 года. [3] Сначала он изучал математику и философию во Львовском университете под руководством Казимира Твардовского , затем переехал в Геттингенский университет в Германии, чтобы изучать философию под руководством Эдмунда Гуссерля . [4] Гуссерль считал его одним из своих лучших и величайших учеников, и он сопровождал Гуссерля во Фрайбургский университет , где в 1918 году Ингарден защитил докторскую диссертацию под руководством Гуссерля в качестве директора. [5] Название его диссертации было «Интуиция и интеллект Анри Бергсона» ( «Интуиция и интеллект у Анри Бергсона »). [6] Ранее Ингарден предлагал ему переехать во Львов и написать новую диссертацию под руководством Твардовского из-за растущей напряженности между Германией и Польшей, но Гуссерль отказался и не проявил никакого интереса. [6]
Затем Ингарден вернулся в Польшу, где после получения докторской степени продолжил свою академическую карьеру. В течение длительного периода ему приходилось обеспечивать себя преподаванием в средней школе. [7] В этот период одной из его работ - помимо его постдокторской работы по эпистемологии - была рецензия на Festschrift, написанная для Твардовского. Речь шла о анализе книги Зигмунта Лемпицкого « Об обосновании чистой поэтики». [8]
В 1925 году он представил свою хабилитационную книгу « Essentiale Fragen» ( «Основные вопросы ») Казимежу Твардовскому во Львовском университете . Этот тезис был замечен англоязычным философским сообществом. [9] [10] В 1933 году университет назначил его профессором философии. [9] Он стал широко известен благодаря работе над «Литературным произведением искусства» ( Das литературное произведение искусства. Исследование из пограничной области онтологии, логики и литературоведения , 1931). [5] В частности, интерес к его произведениям возрос после выхода английского перевода этого текста. [11]
С 1939 по 1941 год, во время советской оккупации Львова, он продолжал свою университетскую деятельность и жил в районе Кракова. [9] После операции «Барбаросса» 1941 года в условиях немецкой оккупации Ингарден тайно преподавал студентам математику и философию . После того, как его дом разбомбили, он продолжил работу над своей книгой « Спор о существовании мира» . [5]
Ингарден стал профессором Университета Николая Коперника в Торуни в 1945 году, вскоре после войны, но был запрещен в 1946 году при коммунистическом режиме. [2] Затем он перешел в Ягеллонский университет в Кракове, где ему предложили должность. [9] Однако в 1949 году ему запретили преподавать из-за его предполагаемого идеализма , который якобы был «врагом материализма». [2] В 1957 году после снятия запрета его повторно назначили в Ягеллонский университет, и он продолжил преподавать, писать и публиковаться.
Ингарден умер 14 июня 1970 года в Кракове в результате кровоизлияния в мозг . [5]
Работает
[ редактировать ]Ингарден был феноменологом-реалистом Гуссерля и поэтому не принимал трансцендентальный идеализм . Его обучение было феноменологическим; таким образом, его работа в целом была направлена на онтологию . Поэтому [ нужна ссылка ] Ингарден — один из самых известных феноменологических онтологов, поскольку он стремился описать онтологическую структуру и состояние бытия различных объектов на основе существенных особенностей любого опыта, который мог бы дать такое знание.
Наиболее известные произведения Ингардена и единственные, широко известные англоязычному читателю, касаются эстетики и литературы . Его самой популярной книгой, например, была «Литературное произведение искусства», в которой исследовалась концепция литературного произведения искусства . [8] В этой книге Ингарден утверждал, что литературное произведение искусства является чисто интенциональным объектом и продуктом сознательных действий автора. [8] Эта работа будет способствовать развитию литературной теории, называемой критикой реакции читателей , и окажет влияние на таких ученых, как Рене Веллек и Вольфганг Изер . [2] Еще одним примечательным понятием эстетики Ингардена была его идея о том, что музыка не является формой литературы. Он утверждал, что литературные произведения имеют четыре четко выраженных онтологических слоя, причем один из них — слой представленных объективностей — отсутствует в музыкальных произведениях. [12] В своей стратификации литературного произведения искусства он исходил из того, что эстетическая ценность — это полифоническая гармония, возникающая между этими смысловыми пластами. [13]
Исключительное внимание к работам Ингардена в эстетике не отражает общую философскую точку зрения Ингардена, которая сосредоточена на идеях относительно формальной , экзистенциальной и материальной онтологии, изложенных в его «Споре о существовании мира» . В своих эстетических исследованиях Ингарден рассматривал эстетику как неотъемлемую часть философии. Он утверждал, что его эстетическая теория — это не только анализ искусства, но и подход, отвечающий на основные философские вопросы. [14] Ингарден также предпринял попытку создать во Львове феноменологический кружок. Группа, занимавшаяся эстетикой и описательной психологией , привлекла некоторых учеников Твардовского, в том числе Леопольда Блаустейна и Эжени Гинзберг . [15] Ингарден был близким соратником Эдит Стайн . Он встал на ее защиту, когда ее работа с Гуссерлем была поставлена под сомнение. [16]
Ингарден написал свою собственную биографию в 1949 году. Эта работа, написанная от третьего лица, была одной из трех биографий, которые он представил Татаркевичу, который тогда пересматривал свою «Историю философии ». [6] Философ также работал для Гуссерля. [6]
Основные произведения на немецком языке
[ редактировать ]- Интуиция и интеллект с Анри Бергсоном , Галле: Макс Нимейер, 1921 г.
- Существенные вопросы. Вклад в проблему сущности , Галле: Макс Нимейер, 1925.
- Литературное произведение искусства. Исследование из пограничной области онтологии, логики и литературоведения , Галле: Макс Нимейер, 1931.
- Исследования по онтологии искусства: музыкальное произведение. Картина. Архитектура. Фильм , Тюбинген: Макс Нимейер, 1962 г.
- Спор о существовании мира , Том I, II/I, II/2. Тюбинген: Макс Нимейер, 1964 г.
- О признании литературного произведения искусства , Тюбинген: Макс Нимейер, 1968.
- Опыт, произведение искусства и ценность. Лекции по эстетике 1937–1967 , Тюбинген: Макс Нимейер, 1969.
- Об ответственности. Ваши онтические основы , Штутгарт: Reclam, 1970.
- О причинной структуре реального мира. Спор о существовании мира, Том III , Тюбинген: Макс Нимейер, 1974 г.
Основные произведения на польском языке
[ редактировать ]- идеализма Беркли Некоторые положения . Львов. 1931 год.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Познание литературного произведения искусства, Оссолинеум, Львов: 1937.
- О структуре изображения. Очерк теории искусства (О структуре картин: Очерк теории искусства) , Диссертации философского факультета ПАУ Том LXVII, №2, Краков, 1946.
- Об архитектурных произведениях , Наука и искусство, Том II, 1946, № 1. 1, стр. 3-26 и №. 2, с. 26-51
- Споры о существовании мира, ПАУ, Том I, Краков: 1947, Том II, Краков, 1948.
- Очерки по философии литературы , Том 1, Spółdzielnia Wydawnicza «Polonista», Лодзь, 1947.
- Элементы музыкальных произведений , Отчеты Научного общества в Торуни, Том IX, 1955, №№. 1-4, с. 82-84
- Studia z estetyki (Исследования по эстетике), PWN, Том I Варшава, 1957, Том II, Варшава, 1958.
- О литературных произведениях . PWN, Варшава, 1960 г.
- Опыт – Произведение искусства – Ценность . Wydawnictwo Literackie, Краков, 1966 г.
- Исследования по эстетике , Том III, PWN, Варшава, 1970.
- У основ теории познания , PWN, Варшава, 1971 г.
- . Маленькая книга о человеке, Wydawnictwo Literackie, Краков, 1972
- Музыкальное произведение и проблема его идентичности , Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Варшава, 1973.
Основные работы переведены на английский язык
[ редактировать ]- Споры о существовании мира. Тома I и II в переводе Артура Шилевича, Берн: Питер Ланг, 2013/2016.
- Время и способы бытия (отрывки из Der Streit ), перевод Хелен Р. Мичейда. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас, 1964.
- Познание литературного произведения искусства , перевод Рут Энн Кроули и Кеннета Р. Олсона. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
- Литературное произведение искусства в переводе Джорджа Грабовича. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
- Письмо Гуссерлю о VI [логическом] исследовании и «идеализме» в «Тименецкой» , 1976.
- Человек и ценность , перевод Артура Шилевича. Мюнхен: Философия Верлаг, 1983.
- О мотивах, приведших Эдмунда Гуссерля к трансцендентальному идеализму , перевод Арнора Ханнибалссона. Гаага: 1976.
- Онтология произведения искусства , перевод Раймонда Мейера с Джоном Т. Голдтуэйтом. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 1989.
- Избранные статьи по эстетике / Под ред. Питер Дж. Маккормик, Мюнхен: Philosophia Verlag, 1985.
- Музыкальное произведение и проблема его идентичности , перевод Адама Чернявского. Лондон: Макмиллан, 1986.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моран, Дермот; Паркер, Родни КБ (февраль 2016 г.). Studia Phenomenologica: Том. XV/2015 — Ранняя феноменология . Зета Книги. ISBN 9786066970211 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бьюкенен, Ян (2010). Словарь критической теории . Оксфорд: Издательство Блумсбери. п. 247. ИСБН 978-0-19-953291-9 .
- ^ Штейн, Эдит (2014). Эдит Штайн: Письма к Роману Ингардену: Эдит Штайн: Автопортрет в письмах; Собрание сочинений, том 12 . Вашингтон, округ Колумбия: Публикации ICS. п. 12. ISBN 978-1-939272-25-6 .
- ^ Петерсон, Кейт; Поли, Роберто (2016). Новые исследования философии Николая Гартмана . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 171. ИСБН 978-3-11-044102-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Роман Ингарден (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Митчерлинг, Джеффри Энтони (1997). Онтология и эстетика Романа Ингардена . Оттава: Издательство Оттавского университета. стр. 16, 31. ISBN. 0-7766-0435-Х .
- ^ Тименецкая, Анна-Тереза (2014). Феноменология во всем мире: Фонды — Расширяющаяся динамика — Участие в жизни. Руководство для исследований и изучения . Дордрехт: Спрингер. п. 184. ИСБН 978-94-007-0472-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дземидок, Богдан; Маккормик, Питер (1989). Об эстетике римского сада: интерпретации и оценки . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. стр. 13, 101. ISBN. 978-94-010-7511-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Порембский, Чеслав (2019). Лекции по польской теории стоимости . Лейден: БРИЛЛ. п. 125. ИСБН 978-90-04-39432-2 .
- ^ См. обзор Гилберта Райла, Mind , 36, 1927, стр. 366–370.
- ^ Ингарден, Роман; Чернявский, Адам; Харрелл, Джин Г. (1986). Музыкальное произведение: и проблема его идентичности . Чам: Спрингер. стр. VII. ISBN 978-1-349-09254-3 .
- ^ Элсби, Шарлин; Массекар, Аарон (2016). Очерки эстетического генезиса . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. п. 88. ИСБН 978-0-7618-6769-2 .
- ^ Дэвис, Стивен; Хиггинс, Кэтлин Мари; Хопкинс, Роберт; Стекер, Роберт; Купер, Дэвид Э. (2009). Спутник эстетики . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. п. 56. ИСБН 978-1-4443-1042-9 .
- ^ Тименецкая, Анна-Тереза (2012). Феноменология жизни в диалоге между китайской и западной философией, том XVII . Дордрехт: Издательство Д. Рейделя. п. 271. ИСБН 978-94-009-6262-0 .
- ^ Поли, Роберто (1997). В Itinere: Европейские города и рождение современной научной философии . Амстердам: Родопи. п. 173. ИСБН 90-420-0201-8 .
- ^ Штейн, Эдит (24 ноября 2017 г.). Жизнь в еврейской семье: Автобиография, 1891-1916 (Собрание сочинений Эдит Штайн, т. 1) . Публикации ИКС. ISBN 978-1-939272-46-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Онтология и эстетика Дж. Мичерлинга Романа Ингардена , Оттава: University of Ottawa Press, 1997.
- Роберт Маглиола , «Часть II, Глава 2: Римский сад», в книге Роберта Мальолы, « Феноменология и литература: введение» (Лафайет, Индиана: Purdue University Press, 1977; 1978), стр. 107–141, см. обзор. Холдхейм, В. Вольфганг (1979). «Уроки феноменологии». Диакритика . 9 (2): 30–41. дои : 10.2307/464782 . JSTOR 464782 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр философских исследований «Римский сад»
- Эми Томассон. «Римский сад» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Страница польской философии: Роман Ингарден
- Теория и история онтологии: Роман Ингарден: Онтология как наука о возможных путях существования
- Аннотированная библиография об Ингардене и о нем
- «Объективность и субъективность Романа Ингардена как проблема переводимости» , Габриэль Парейон
- Римский Ингарден в Порта Полоника
- Реалистическая феноменология , в Энциклопедии феноменологии, Kluwer, 1997, 586–590.
- 1893 рождения
- 1970 смертей
- эссеисты 20-го века
- Польские философы ХХ века
- Польские писатели-публицисты XX века.
- Похороны на Раковицком кладбище.
- Эпистемологи
- Ученые Джорджа Беркли
- Лауреаты премии Гердера
- Интеллектуальная история
- Академический состав Ягеллонского университета
- Литературные теоретики
- Члены Польской академии наук
- неоплатоники
- Академический состав Университета Николая Коперника в Торуни
- Онтологи
- Феноменологи
- Философы искусства
- Философы культуры
- Философы образования
- Философы литературы
- Философы социальных наук
- Ученые философии
- Писатели-философы
- Польские эссеисты
- Польские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Выпускники Фрайбургского университета
- Выпускники Геттингенского университета
- Академический состав Львовского университета