Ото Бихальджи-Мерин
Ото Бихальджи-Мерин | |
---|---|
![]() Бихальджи-Мерин в начале 1990-х годов | |
Рожденный | [ 1 ] | 3 января 1904 г.
Умер | 22 декабря 1993 г. | (89 лет)
Национальность | Югославский / Сербский |
Род занятий | Историк искусства, искусствовед, писатель |
Награды | Премия Гердера (1964). |
Ото Бихальджи-Мерин ( сербская кириллица : Ото بيhaљi Мерин ; 3 января 1904 — 22 декабря 1993) — известный югославский и сербский писатель, историк искусства , художник и художественный критик.
Биография
[ редактировать ]Бихальджи-Мерин родился в еврейской семье в Земуне , тогдашнем австро-венгерском городке на самой границе с Королевством Сербия . После окончания средней школы он сначала поступил в Белградский университет для изучения живописи в 1924 году, а затем продолжил обучение в Берлине в Объединенной государственной школе изящных и прикладных искусств ( нем . Vereinigte Staatsschulen für freeie und angewandte Kunst ). В Берлине он начал работать искусствоведом и журналистом в журналах Illustrierte Neuen Welt , а затем в Die Linkskurve , издании, созданном группой левых интеллектуалов. В 1924 году Бихальджи-Мерин вступил в Коммунистическую партию Югославии . [ 2 ]
Он вернулся в Белград в 1928 году и стал пилотом Королевских югославских ВВС . В это же время Бихальджи-Мерин вместе со своим братом Павлом основал журнал «Нова литература» (1928–29) и издательство «Нолит». [ 2 ] [ 1 ] Нолит начал публиковать произведения Джека Лондона , Максима Горького , Эриха Марии Ремарка , Генриха Манна , Синклера Льюиса , Джона Стейнбека и Исаака Бабеля . Государственные цензоры Югославии того времени часто считали эти книги провокационными для пропаганды левых идей, что приводило к запретам и конфискациям. Из-за наследственного заболевания сердца его уволили из ВВС, после чего он вернулся в Берлин и продолжил работать журналистом и редактором.
В Берлине в начале 1930-х годов он стал свидетелем подъема немецкого национал-социализма основал Институт изучения фашизма , а в 1933 году переехал в Париж, где вместе с Артуром Кестлером и Манесом Спербером . В 1934 вступил в Коммунистическую партию Германии . [ 2 ] Хотя он продолжал публиковать статьи в немецкой прессе, он начал использовать различные псевдонимы, чаще всего подписывая свои статьи Пьером Мереном или Петером Тёне. К 1936 году Бихальджи-Мерин жил то во Франции, то в Швейцарии. В 1936 году он уехал в Испанию, чтобы присоединиться к республиканцам в гражданской войне в Испании . [ 1 ] После поражения республиканцев в апреле 1939 года Бихальджи-Мерин вернулся в Королевство Югославия .
После непродолжительного вторжения в Югославию в качестве югославского военнопленного . в апреле 1941 года он был захвачен немецкой армией [ 1 ] Его знание немецкого языка и тот факт, что он в основном публиковал свои статьи под псевдонимами, спасли ему жизнь во время интернирования, хотя его брат Павел был арестован и расстрелян оккупационными войсками сразу после вторжения. После окончания Второй мировой войны Бихальджи-Мерин вернулся в Белград и остался жить в той же квартире в центре города до конца своей жизни.
Бихальджи-Мерин является автором десятков книг, в основном посвященных искусству и опубликованных в основном на немецком языке. После того, как он стал свидетелем преследований нацистами художников-модернистов в Германии в 1930-х годах, ему приписывают написание первой истории современного искусства в Германии, опубликованной в 1938 году издательством Penguin Books с предисловием Герберта Рида . После войны он был редактором белградской « Борьбы» , официальной газеты коммунистической партии. [ 2 ]
После Второй мировой войны, когда художественные круги Югославии были вынуждены принять политику социалистического реализма , одобренную государством Советского Союза , Бихальджи-Мерин использовал свое влияние для защиты модернистских и наивных стилей искусства. По этой причине считается, что он сыграл важную роль в отходе Югославии от популистского и сильно политически подверженного изобразительному искусству советского стиля. Он также всю жизнь сохранял интерес к экспрессионистскому искусству , которое процветало в Германии в межвоенный период его юности, прежде чем нацисты пришли к власти и назвали его дегенеративным искусством .
С 1949 по 1959 год Бихальджи-Мерин был редактором государственного иллюстрированного художественного журнала «Югославия» . [ 3 ] В течение десятилетий после войны он опубликовал ряд книг, пропагандирующих югославское культурное наследие, особенно на темы наивных доморощенных художников, таких как Иван Генералич , средневековые боснийские стечаков . надгробия [ 1 ] а также художники-абстракционисты, такие как Вангель Наумоски. Он был членом международной экспертной комиссии, которая организовала выставку «Пятьдесят лет современного искусства», и ему приписывают беспрецедентную экспозицию югославского искусства на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе .
В 1950-х и начале 1960-х годов он написал несколько короткометражных художественных документальных фильмов, снятых компанией Avala Film , в том числе два о работах скульптора Тома Росандича . Как искусствовед, он был одним из первых сторонников точки зрения, что современные научные открытия, такие как теория относительности , психоанализ , фотография и новые разработки в области технологий, позволяющие наблюдать микро- и макромиры вокруг нас, работают на расширение нашего кругозора. представление о реальности, что привело к радикальному изменению взглядов художников, а также роли самого искусства. Бихальджи-Мерин также писал художественную литературу, в том числе роман 1947 года под названием «Прощай в октябре» ( сербский : Doviđenja u oktobru ), основанный на его опыте военнопленного во время Второй мировой войны, который затем был адаптирован в югославский художественный фильм 1950 года под названием « Красный цветок» . В главных ролях Драгомир Фельба и Миливое Живанович . Он также опубликовал пьесы, путевые заметки и мемуары о времени гражданской войны в Испании под названием « Испания между смертью и рождением» ( Španija između smrti i rađanja). ).
В 1964 году он был одним из четырех первых лауреатов Премии Гердера , международной гуманитарной премии, вручаемой Венским университетом ученым из Юго-Восточной Европы . [ 4 ] Он также был награжден бельгийским орденом Леопольда . В конце своей жизни Бихальджи-Мерин начал писать свою автобиографию под названием « Моя прекрасная жизнь в аду» ( сербский : Moj lepi život u paklu ), но не успел закончить ее к моменту своей смерти в декабре 1993 года в возрасте 89 лет.
Он является двоюродным дедушкой сербского активиста по защите прав животных и крайне правого политика-ультранационалиста Павле Бихали . [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Драшко Реджеп (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . п. 39.
- ^ Jump up to: а б с д «Бихалджи-Мерин Ото» . Крлежиана . ЛЗМК . Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ Срджан Радович (2017). «Изображение имиджа страны: Иллюстрированный журнал Югославии (1949–1959)» . Журнал искусств и медиа исследований AM (13): 17. doi : 10.25038/am.v0i13.180 .
- ^ «ХердерпрейстрагерИннен» . Oesterreich-Bibliotheken.at . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ Лазич, Анжелия (4 октября 2018 г.). «Наследник Нолита Открой о нашем позоре: Моего дедушку застрелили почти 80 лет назад, и теперь забвение убивает его» . Dnevno.rs (на хорватском языке) . Проверено 17 июня 2020 г.