Тома Росандич
Тома Росандич ( сербская кириллица : Тома Росандић ; крещенный как Томазо Винченцо, 22 января 1878 — 1 марта 1958) — сербский и югославский скульптор, архитектор и педагог изобразительного искусства . Вместе с Иваном Мештровичем (1883–1962) он был самым выдающимся югославским скульптором своего времени.
Биография
[ редактировать ]Росандич родился в далматинском городе Сплит , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгрия , в семье каменщика. Фамилия Росандич происходит из Цетинской Краины, во внутренних районах Далмации. В первые годы пребывания в Сплите Росандич научился резать как по дереву, так и по камню, и его очень вдохновил младший Мештрович , переехавший туда из Отавице . Оба скульптора учились за границей, прежде чем вернуться в Сплит, Росандич совершил поездку по Италии и выставился в Милане в 1906 году и в Белграде в 1912 году.
Выставлял свои работы в составе Королевства Сербия на павильона Международной художественной выставке 1911 года . [ 1 ]
Кое-что об их параллельном развитии и скрытом соперничестве можно понять из их проектов по объединению скульптуры и архитектуры. Оба построили мавзолей: Росандич для семьи Петриновичей ( Супетар , на острове Брач недалеко от Сплита), а Мештрович для семьи Рачич ( Цавтат , к югу от Дубровника ). В каждом из них прослеживается влияние истории Далмации, но хотя мавзолей Мештровича основан на принципе простоты, Росандич богато украсил свое здание смесью готических и ренессансных мотивов, чтобы выразить более национальный характер.
С началом Первой мировой войны Розандич уехал в Лондон, где в 1917 году выставлялся в галереях Графтона , а затем в Брайтоне и Эдинбурге . Во время Второй мировой войны Росандич поселился в Белграде . Он был интернирован немецкими оккупационными войсками во время войны, но позже был освобожден благодаря вмешательству Драгомира Йовановича . Росандич позже дал показания в Белградском процессе .
Росандич был членом Сербской академии наук и искусств с 1948 года. Он основал в Белграде известную школу, известную как «Мастерская мастерской». Среди многих художников и общественных деятелей, посещавших мастерскую, был Генри Мур во время его выставки в Белграде в марте 1955 года.
В зрелом возрасте Росандич создал два своих величайших шедевра: пару каменных статуй человека, борющегося с лошадью, которые обрамляют вход в здание Федерального парламента в Белграде (сегодня Парламент Сербии ), и массивный каменный фриз с фигурами. для памятника в Суботице , Воеводина , Сербия (1952). Многие из его бронзовых проектов в это время были отлиты в литейном заводе Вождоваца , а другие работы его руки можно найти в Мемориальном музее Тома Росандича и Музее современного искусства в Белграде .
Росандич вернулся в Сплит перед своей смертью в 1958 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Елезович, Звездана (2009). «Косовская тематика павильона Королевства Сербия на международной выставке в Риме 1911 года». Наследство . 27 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сербские скульпторы XIX века.
- Сербские скульпторы ХХ века.
- 1878 рождений
- 1958 смертей
- Скульпторы-мужчины
- Югославские скульпторы
- Актеры из Сплита, Хорватия
- Люди из Королевства Далмация
- Скульпторы 20 века
- Сербский народ XIX века
- Сербский народ 20-го века
- Члены Сербской академии наук и искусств.
- Похороны на кладбище Ловринац
- Эмигранты из Австро-Венгрии
- Иммигранты в Королевство Сербия