Хенрик Стажевски
Хенрик Стажевски | |
---|---|
![]() Стажевский в своей варшавской студии в 1980-е годы. | |
Рожденный | Варшава, Королевство Польское | 9 января 1894 г.
Умер | 10 июня 1988 г. Варшава, Польская Народная Республика | (94 года)
Образование | Варшавская академия изящных искусств |
Стиль | геометрическая абстракция |
Движение | Польский конструктивизм, Блок , Прасенс , ар-группа |
Награды |
|
Генрик Стажевский (произносится: / s t ə ʒ ɛ f s k iː / STa-zhef-skee ; 9 января 1894 — 10 июня 1988) — польский художник, художник и писатель. Стажевского называют «отцом польского авангарда» и считают ключевой фигурой в истории конструктивизма и геометрической абстракции в Центральной и Восточной Европе. [ 1 ] : 297 [ 2 ] [ 3 ] Его карьера длилась семь десятилетий, и он был одним из немногих выдающихся польских художников межвоенного периода , которые продолжали работать и получили дальнейшее международное признание во второй половине 20-го века. [ 4 ]
Стажевский приобрел известность как соучредитель Blok , Praesens и ar group , трех коллективов художников межвоенного периода , которые возглавили развитие польского конструктивистского искусства . В течение 1920-х и 1930-х годов он познакомился и находился под влиянием выдающихся европейских художников -авангардистов , в том числе советских супрематистов художников- Казимира Малевича и Эль Лисицкого , голландских де Стиль художников Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана , а также французского кубиста художника- . а позже основатель Abstraction-Création коллектива Альберт Глейз и другие. Как член ар-группы , Стажевский также был одним из ключевых художников — наряду с Владиславом Стржеминьским и Катажиной Кобро — участвовавшими в создании Музея искусства в Лодзи в 1931 году, первого музея в Европе, посвященного демонстрации и коллекционированию современного искусства. [ 5 ] Карьере Стажевского помешало начало Второй мировой войны, и большая часть его работ была уничтожена во время нацистской оккупации Польши . После окончания войны в 1945 году он вернулся к живописи, но столкнулся с культурными ограничениями, возникшими в результате навязывания сталинизма и социалистического реализма в Польше.
После культурной и политической оттепели 1956 года Стажевский начал работать над абстрактными рельефными скульптурами, которые занимали его в последующие десятилетия и стали его наиболее признанными работами. Впервые выставленные в 1959 году, рельефы Стажевского использовали разнообразные средства массовой информации и включали в себя различные нефигуративные визуальные словари, вдохновленные его межвоенными исследованиями геометрической абстракции. В 1960-е годы, все еще работая за « железным занавесом» , Стажевский способствовал неофициальному культурному обмену со многими западными художниками. В 1966 году он начал многолетнее сотрудничество с некоммерческой галереей Galeria Foksal в Варшаве, которая сыграла решающую роль в развитии польского послевоенного авангарда. Работая вместе с Кристианом Болтански , Тадеушем Кантором , Алланом Капроу , Эдвардом Красинским, Аннет Мессагер и другими современными художниками, которые выставлялись в Фоксале на протяжении 1980-х годов, Стажевский продолжал развивать международные художественные связи с Западом в конце 1980-х годов. Коммунистический период в Польше. [ 6 ]
Работы Стажевского включены в постоянные коллекции музеев Европы и США. За вклад в культуру Центральной и Восточной Европы художник был удостоен премии Гердера 1972 года .
Ранняя жизнь и работа
[ редактировать ]Образование и ранняя работа
[ редактировать ]Генрик Стажевский родился 9 января 1894 года в Варшаве, тогда входившей в состав Королевства Польского , полуавтономного государства, находившегося под политическим контролем Российской империи . Он был одним из четырех детей Леонарда Рафала Стажевского, владельца небольшого литейного завода на улице Вспольной в центре Варшавы, и Михалины ( урожденной Скибицкой). [ 7 ] : 103 В 1913 году он поступил в Варшавскую Академию изящных искусств , где учился у выдающегося портретиста и иллюстратора Станислава Ленца . Сохранившаяся серия фигуративных акварельных картин 1915 года, включая обнаженные тела , портреты и пейзажи , демонстрирует влияние импрессионистского искусства в ранних работах Стажевского. [ 7 ] : 103
Стажевский окончил академию в 1919 году, через год после восстановления независимости Польши. Его картины в то время были вдохновлены формизмом , польской авангардной группой, которая опиралась на кубизм , футуризм и экспрессионизм и выступала против натуралистического изображения. В 1921 году он участвовал в Wystawa Formistów ( Выставке формистов ) Общества поощрения изящных искусств в Варшаве. Позже в том же году он показал свои работы — вместе с несколькими ранними композициями другого польского художника Мечислава Щуки — в Клубе польских художников в Варшаве. [ 7 ] : 104 В 1922 году Стажевский был включен в Trzecia Wystawa Grupy Formistów F9 ( Третья формистская выставка F9 ) в Варшаве, а год спустя — в Выставку нового искусства в Вильнюсе и Международную выставку нового искусства в Лодзи . [ 8 ]
Польский конструктивизм (1924–1930-е гг.)
[ редактировать ]
Вильнюсская выставка 1923 года, на которой были представлены работы художников-авангардистов со всей Восточной Европы и России, считается привнесением конструктивистских тенденций в польское искусство. [ 8 ] Среди участвующих художников, которые оказали значительное влияние на подход Стажевского к художественному производству, был Владислав Стржеминский , который ранее учился в двух конструктивистских коллективах, ИНХУКе и Вхутемасе , в Москве. [ Примечание 1 ] Находясь в Москве, Стржеминский исследовал различные способы использования искусства для построения нового, социалистического общества после Великой войны (позже известной как Первая мировая война), признавая роль художника так же, как и роль инженера. как учёный, содействующий процессу социальных преобразований. [ 9 ]
Для Стажевского связь между искусством и наукой имела решающее значение, и он утверждал, что «систематическое качество картины связывает ее с современной цивилизацией в одностороннем действии - от науки и машин до произведений искусства». [ 9 ] : 150 Анализируя составные части своей живописи, то есть «пространство, фактуру , линию и цвет», художники-конструктивисты не полностью подчинялись понятиям интуиции или таланта, наполняя процесс создания искусства чувством объективности и объективности. коллективный труд. [ 9 ] : 147 В 1924 году, после выставки в Вильнюсе, Стажевский, работая со Стржеминьским и женой Стржеминского Катаржиной Кобро среди других художников, стал соучредителем «Блока » или «Блоковой группы кубистов-конструктивистов и супрематистов» ( Grupa Kubistow, Konstruktywistow i Suprematystow Blok ). Действуя до 1926 года, Блок стал первым польским конструктивистским коллективом, объединившим художников-единомышленников, дизайнеров, архитекторов и теоретиков, чтобы помочь улучшить жизнь простых граждан. [ 8 ] [ 10 ] : 105
Вдохновленные левой политикой, польские конструктивисты, связанные с Блоком, стремились использовать абстракцию — применительно к функциональной архитектуре , дизайну мебели , типографике или графическому дизайну — как радикальный инструмент для содействия социальной и политической трансформации, тем самым ставя искусство на службу людям. [ 11 ] В тексте 1924 года Стажевский подчеркнул важную роль, которую абстракция играет в построении современного общества:
Абстрактное искусство — это не что-то оторванное от окружающего нас внешнего мира; и все же оно перестает быть описательным и действует чисто художественными средствами (...) Единственная цель нового абстрактного изобразительного искусства — выразить законы, управляющие вещами и существованием.
- Генрик Стажевский, Об абстрактном искусстве, Блок № 8-9, 1924 г.
В «Блоке» Стажевский сотрудничал с Генриком Берлеви и Щукой, которые считались ведущими фигурами польской авангардной типографики. После роспуска Блока в 1926 году из-за внутренних разногласий Стажевский стал одним из основателей авангардных коллективов Praesens (1926–1929), а затем и ар-группы (1929–1936), оба из которых также сыграли решающую роль в определении направление конструктивизма в Польше. [ 8 ] Как член этих групп, Стажевский внес свой вклад в польский конструктивизм посредством типографики, плакатов , теоретических сочинений (включая публикации для журнала «Блок» , опубликованных между 1923 и 1926 годами), а также дизайна интерьера и дизайна мебели . [ 12 ] Хотя конструктивисты были преимущественно идеалистическими и имели ограниченное влияние на польское общество после Первой мировой войны, они завершили несколько важных архитектурных проектов ( например, Прасенс участвовал в проектировании многоквартирных домов для Варшавского жилищного кооператива в районе Раковец ). [ 10 ] : 123–124 и наполнил польский авангард, до этого в значительной степени автономный, чувством социальной ответственности. [ 10 ] : 128
В марте 1927 года Стажевский был среди нескольких польских художников, принимавших русского -супрематиста художника Казимира Малевича во время его поездки в Варшаву. Пионер абстракции , Малевич ввёл термин «супрематизм», чтобы пропагандировать превосходство «беспредметного искусства «чистого чувства», не озабоченного изображением видимого мира». [ 13 ] Стажевский помог организовать выставку Малевича в отеле Polonia Palace и пригласил художника посетить его мастерскую. [ 14 ] Теории живописи Малевича послужили важнейшим ориентиром для русских конструктивистов и художников-авангардистов Центральной и Восточной Европы; Говорят, что он оказал большое влияние, в частности, на Стажевского, который в конце 1920-х годов исследовал некоторые ключевые идеи движения относительно автономии искусства и превосходства необъективных визуальных форм по отношению к его собственной художественной практике. начало 1930-х годов. [ 14 ]
Отношения с европейским авангардом
[ редактировать ]По словам литературоведа Михала Вендерского, Стажевский «сыграл неоценимую роль, выступая своеобразным связующим звеном между польскими художниками и Западом» в межвоенный период. [ 15 ] Работая с конструктивистскими группами в Польше в 1920-е годы, Стажевский часто путешествовал и участвовал в нескольких международных выставках, включая Парижскую выставку театрального искусства 1926 года и Нью-Йоркскую выставку века машин в 1927 году. [ 16 ] Он также развивал и развивал отношения с представителями западноевропейских авангардных групп, включая Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана из голландского движения Де Стиль , а также с французским художником Альбертом Глейзесом . [ 17 ] Влияние Де Стиля можно найти в работах Стажевского примерно того времени, в том числе в картинах маслом под названием «Композиция» (ок. 1929–1930) и «Композиция Фактурова» ( «Текстурная композиция ») 1931 года, в которых используются переплетающиеся вертикальные и горизонтальные формы, образующие геометрическую композицию. сетка.
В 1929 году Стажевский стал членом Cercle et Carré , а в 1931 году присоединился к Abstraction-Création , двум парижским группам, объединяющим художников-абстракционистов со всего мира. [ 17 ] : 39–40 Также в 1931 году в качестве члена ар-группы Стажевский стал соорганизатором Международной коллекции современного искусства в Музее искусства в Лодзи . Коллекция, возглавляемая Стржеминьским, открылась 15 февраля 1931 года работами ведущих современных художников со всей Европы, в том числе Фернана Леже , Макса Эрнста , Ганса Арпа и Курта Швиттерса . [ 14 ] : 33 [ 18 ]
Ко второй половине 1930-х годов Стажевский вернулся к изобразительному искусству, продолжая выставлять абстрактную живопись и графический дизайн в Польше и других европейских странах. Он также поддерживал себя финансово через портретные комиссии . Гитлера Во время вторжения в Польшу в начале сентября 1939 года здание, в котором располагалась студия Стажевского в Варшаве, подверглось бомбардировке, в результате чего была уничтожена большая часть его работ. [ 7 ] : 124 Стажевский остался в Польше и жил под нацистской оккупацией сначала в Щекоцинах (1943 г.), а затем в Радощи (1945 г.), в этот период по большей части отказавшись от художественной деятельности, за исключением нескольких карикатур и пейзажей, практически ни один из которых не сохранился до наших дней. [ 7 ] : 124 [ 19 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]Сталинистская Польша (1948–1956)
[ редактировать ]
В 1945 году, вскоре после окончания войны, Стажевский переехал в Варшаву и был принят на работу руководителем художественной студии Военно -географического института . [ 20 ] Он снял квартиру на улице Пенкна вместе с художниками Яном Рогойским и Марией Евой Лункевич-Рогойской , пространство, которое в последующие годы стало местом встречи варшавских художников-авангардистов и интеллектуалов. [ 20 ] В раннюю послевоенную эпоху он вернулся к живописи и экспериментировал с различными модернистскими стилями, включая биоморфную абстракцию, напоминающую формы и формы, встречающиеся в природе, и полуфигуративные композиции, вдохновленные сюрреализмом ( что очевидно, например, в картине 1947 года). под названием «Побег »). [ 7 ] : 125–126
В 1947 году в результате фальсифицированных выборов в законодательные органы бескомпромиссный сталинист Болеслав Берут президентом Польши стал . После Объединительного съезда Польской рабочей партии и Польской социалистической партии в декабре 1948 года Польша была превращена в государство-сателлит Советского Союза . [ 21 ] Ранее в том же году Стажевский был соавтором декоративных стеклянных панелей для масштабной Wystawa Ziem Odzyskanych ( Выставка восстановленных территорий ) — масштабной экспозиции, посвященной послевоенной аннексии Польшей частей Германии, — которая стала центральным элементом ранней Сталинистская пропаганда проходила в городе Вроцлаве с июля по октябрь 1948 года. [ 22 ] [ 23 ] Несмотря на увольнение со своей должности в Институте в 1949 году, Стажевский смог осторожно ориентироваться в новой социально-политической системе, избежав участи своих коллег-авангардистов Стржеминского и Кобро, которых обвиняли в реакционной культурной деятельности и чья карьера был фактически уничтожен возникшим сталинистским режимом. [ 24 ]
Вскоре Стажевский обратился к социалистическому реализму — советской доктрине фигуративного искусства, основанной на идеализированных изображениях жизни при социализме — которая была официально навязана коммунистическим режимом в 1949 году. Однако он никогда полностью не привержен натуралистическому академизму, ожидаемому от советского социалистического реализма. художники. [ 25 ] В 1950 году Стажевский был назначен членом отборочной комиссии I Ogólnopolska wystawa plastyki ( Первая общенациональная выставка пластических искусств ), первой выставки польского социалистического реализма, организованной в Национальном музее в Варшаве . [ 7 ] : 126 [ Примечание 2 ]
Выполняя различные по совместительству проекты для правительства, в том числе ретушируя официальные портреты членов партии в Центральном фотографическом агентстве , Стажевский продолжал организовывать регулярные подпольные собрания художников-авангардистов в своей варшавской квартире и писал (в то время неопубликованные) тексты об абстракции. [ 26 ] Смерть Сталина в 1953 году и последующая политическая оттепель 1956 года ускорили возвращение модернизма. Хотя Польша стала одной из первых стран среди советских государств-сателлитов, принявших «оттепель», культурный сдвиг был постепенным процессом. Ближе к концу сталинского режима Стажевскому и Лункевичу-Рогойской было поручено нарисовать реалистическую фреску на рабочую тему в новой штаб-квартире государственной компании «Металэкспорт» в Варшаве, которая открылась в 1954 году. [ 27 ] В знак признания его творческого вклада в Польскую Народную Республику Стажевский получил Золотой крест за заслуги — медаль, присуждаемую за выдающийся вклад в развитие государства, в 1955 году. [ 28 ]
Рельефы (1956–1970-е гг.)
[ редактировать ]В 1955 году Стажевский стал членом Klub Krzywego Koła (Клуб Кривого круга) в Варшаве, независимой культурной инициативы художников-авангардистов, писателей и интеллектуалов. [ 29 ] В 1956 году преемник Сталина Никита Хрущев произнес свою речь « О культе личности и его последствиях », в которой отрекся от сталинизма и положил начало политической оттепели. В том же году Стажевский присоединился к недавно открывшейся галерее Клуба «Кривой круг», где Ежи Новосельский , Алина Шапочников , Уршула Бролл , Стефан Геровский и другие современные художники также выставляли свои работы. [ 29 ]
Примерно в 1956 году Стажевский начал использовать рельефную форму в качестве своего материала. [ 30 ] [ Примечание 3 ] Используя различные нестандартные материалы, включая фанеру , оргстекло , картон, мазонитовую доску и медь , художник использовал нерепрезентативные формы для создания трехмерных рельефов на горизонтальной живописной поверхности. [ 31 ] Рельефы Стажевского оторвались от традиционной живописной плоскости и подчеркнули интерес художника к тактильным качествам используемых материалов, создавая новое теоретическое пространство, с помощью которого можно артикулировать цвет. Более того, акцент художника на тактильности и материальности напоминает о взаимодействии русских конструктивистов с фактурой , намерении подчеркнуть физические качества работы как способ бросить вызов традиционному иллюзионизму в живописи. [ 26 ]
-
«Белое на белом» № 25 , 1963 год, в котором художник создал монохромную текстурную композицию, используя масляную краску и дерево, напоминая конструктивистское взаимодействие с фактурой ( Художественный музей AKG в Буффало ).
-
Без названия , 1966, алюминий, в 1964 году Стажевский начал создавать рельефы из меди и алюминия, подчеркивающие внутренние визуальные свойства металла (частная коллекция).
-
Рельеф №. 38 , 1969 иллюстрирует постоянное использование Стажевским простых геометрических форм для формулирования визуального словаря его полихроматических рельефов (частная коллекция).
В 1959 году Стажевский впервые выставил рельефы на персональной выставке в галерее Кордегарда в Варшаве. Выставочное пространство состояло из больших выступающих панелей, спроектированных польским сценографом и архитектором Станиславом Замечником , что способствовало тому, что Стажевский назвал «относительным движением», или намерению увеличить физическую глубину рельефного пространства, чтобы создать более захватывающую среду для зрителя. . [ 32 ] Выставка Кордегарды, хорошо принятая современными критиками, помогла Стажевскому вновь позиционировать себя как ведущую фигуру на сцене польского современного искусства. [ 26 ] По словам историка искусства Марека Бартелика, приверженность Стажевского абстракции в послевоенную эпоху говорит «о сохранении утопической веры в трансцендентную силу абстракции: как формы абсолютного универсального выражения». [ 6 ] Его вдохновение в то время было разнообразным, и историк искусства Анджей Туровский отмечает, что Стажевский «не поддавался никаким стилистическим категориям». [ 33 ] В то же время ученый Кристина Лоддер указывает на сохраняющуюся актуальность русского авангардного искусства, в том числе искусства Малевича, чью «Супрематическую композицию: «Летящий самолет» 1915 года» Стажевский воспроизвел в 1962 году. [ 14 ]

С 1960 по 1962 год Стажевский провел три выставки в галерее «Кривой круг» в Варшаве. Он продолжал показывать свои рельефные работы, в том числе серию « Белые рельефы», созданную в 1961 году. [ 7 ] : 132 В августе 1961 года некоторые из них были включены в «Пятнадцать польских художников» , крупную выставку польского современного искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке, наряду с работами Войцеха Фангора , Тадеуша Кантора и Яна Лебенштейна и других. Сосредоточенная почти исключительно на нерепрезентативном искусстве и организованная крупным институтом США, выставка пропагандировала абстракцию как символическое проявление культурной и политической свободы Польши в эпоху холодной войны. [ 34 ]
Также в 1961 году арт-дилеры Мадлен Шалетт-Лейва и Артур Лейва, основатели Galerie Chalette в Нью-Йорке, представили работы Стажевского на групповой выставке, предложив ему раннее знакомство с американским рынком. [ 25 ] : 133 Исследуя произведения Стажевского того периода, историк искусства Марта Зборальска утверждает, что художник считал себя «активным участником исследований абстракции на протяжении 1960-х годов и позже». [ 35 ] : 11 Дистанцируясь от влияния Малевича и Мондриана, Стажевский в эссе, написанном в 1968 году, подчеркнул влияние Йоханнеса Иттена и Йозефа Альберса , двух художников Баухауса , чье увлечение теорией цвета оказало влияние как в Европе, так и в США. [ 35 ] : 12
К середине 1960-х годов Стажевский начал использовать алюминий и медь для своих рельефных работ, избегая окрашенных материалов в пользу внутренних цветовых свойств металла. По мнению искусствоведов Майи и Рубена Фоукса , рельефы из металла имитируют «эффект глубины за счет ритмичного наслоения форм и оптических эффектов на поверхности, заменяя визуальный детерминизм случайностью отраженного света». [ 36 ] : 56 В 1964 году Казимир Карпуско, польский арт-дилер- эмигрант , организовал выставку работ Стажевского в Галерее современного искусства Чикаго, первую персональную выставку художника в Соединенных Штатах и возможность представить его рельефы широкой американской публике. В последующие годы работы Стажевского также выставлялись в галерее Мальборо-Герсон и галерее Сидни Дженис в Нью-Йорке. [ 25 ] : 15
В Польше несколько работ Стажевского, в том числе крупномасштабная геометрическая металлическая скульптура, созданная по образцу одного из его абстрактных рельефов, были включены в Первую биеннале пространственных форм в Эльблонге в 1965 году. [ 37 ] К 1968 году Стажевский вернулся к полихроматическим рельефным композициям, часто выполненным из дерева на масонитовой доске и закрашенным акрилом , часто сопоставляя простые геометрические фигуры контрастных цветов для достижения ощущения визуально динамичной композиции. Говоря о своем постоянном увлечении цветом во время интервью 1968 года, художник сказал: «Я постепенно перехожу от холодных цветов к теплым в зависимости от их длины волны, от чистого к серому, от светлого к темному, используя вертикальные и горизонтальные комбинации. Это дает мне возможность бесконечное количество вариантов». [ 38 ]
Галерея Фоксал
[ редактировать ]


В 1966 году Стажевский был одним из художников, представлявших Польшу на XXXIII Венецианской биеннале , где его рельефные работы получили почетное упоминание. [ 7 ] На протяжении 1960-х Стажевский регулярно сотрудничал с современными галереями в Польше и за ее пределами. Ключевым среди них было его многолетнее сотрудничество с галереей Foksal , соучредителем которой он стал в 1966 году, некоммерческим художественным пространством в Варшаве, которое сыграет ключевую роль в развитии польского послевоенного авангарда. [ 6 ] В отличие от традиционных выставочных площадок, Фоксал вращался вокруг активного сотрудничества между участвующими художниками и должен был представлять экспозиции, которые «проблематизировали сам художественный процесс», сохраняя при этом «очевидную дистанцию от попыток правительства инструментализировать искусство», даже несмотря на то, что галерея финансировалась государством. [ 39 ] : 561
Участие в художественной программе Фоксала предоставило Стажевскому возможность выставить свои работы в более экспериментальном пространстве. Он также продолжал способствовать связям с артистами со всего мира. [ 40 ] : 59 На протяжении 1970-х годов он работал вместе с Влодзимежем Боровским, Тадеушем Кантором, американским хеппенингистом художником- Алланом Капроу (выставлялся в Foksal в 1976 году), французскими -концептуалистами и инсталляторами художниками Кристианом Болтански (1978) и Анетт Мессагер (1978), а также американским концептуалистом Лоуренсом. Вайнер (1979) и другие. [ 39 ] [ 7 ] : 154–155
Помимо Фоксала, он сотрудничал с французским художником -концептуалистом и теоретиком искусства Даниэлем Бюреном , который в 1974 году перепроектировал выставочное пространство парижской Galerie 16 для выставки Стажевского. [ 7 ] : 148 Позже Стажевски и Бюрен вместе работали над проектом Galerie 1–36 , экспериментального пространства, действовавшего в Париже с 1972 по 1976 год. [ 41 ] У него также сложились тесные творческие отношения с Эдвардом Красинским. Он и Красинский жили в квартире на Аллее Солидарности в Варшаве с 1970 года до смерти Стажевского в 1988 году. Помещение, которое в течение последних трех десятилетий коммунистического правления в Польше служило салоном для польских художников и интеллектуалов, позже было переименовано в Институт Авангардии. (Институт авангарда) и открыт для публики в 2007 году. [ 42 ]
Поздняя карьера (1970–1988)
[ редактировать ]Стажевский на протяжении всей своей карьеры экспериментировал с цветом и геометрией в различных визуальных и эстетических регистрах. В 1970 году он участвовал в художественном симпозиуме «Вроцлав 70» , где продемонстрировал «Бесконечную вертикальную композицию» (9 лучей света в небе) , произведение искусства, состоящее из разноцветных лучей света, проецируемых на ночное небо, которые высвободили цвет из его предыдущих живописных границ. [ 12 ] В 1972 году Художественный музей Далласа включил Стажевского в «Геометрическую абстракцию, 1916–1942» — обзорную выставку геометрического абстрактного искусства первых четырех десятилетий 20-го века. В 1976 году он участвовал в выставке «Конструктивизм в Польше, 1923–1936: Blok, Praesens, ar» , выставке, посвященной истории польского конструктивизма, организованной в Музее современного искусства в Нью-Йорке, которая в том же году отправилась в Детройтский институт. искусств , Галерея Олбрайт-Нокс в Буффало и Институт искусств Чикаго . В том же году он был награжден премией Гердера за вклад в визуальную культуру Центральной и Восточной Европы. [ 7 ]
В 1970-х Стажевский исследовал визуальные свойства линий. Его картины и рисунки того периода демонстрируют исследование возможностей, предоставляемых линиями, включая монохроматическую сетку. [ 25 ] Геометрия оставалась для художника важнейшим ориентиром, и он считал ее «врожденной мерой в глазах каждого человека, позволяющей ему уловить отношения и пропорции». [ 33 ] В течение следующего десятилетия Стажевский также продолжал оживлять некоторые визуальные формы, присутствующие в его ранних тактильных рельефах, перемещая их обратно на плоскую живописную поверхность. Хотя его более поздние композиции стали более интуитивными и контрастировали с более научно обоснованными композиционными методами, художник продолжал изучать изобразительные свойства цвета. Ученый Янина Ладновска описала цветовые плоскости Стажевского как «плоские, сильные, однородные, чистые, иногда блестящие» и предположила, что эти полихроматические композиции, созданные в конце карьеры художника, ставят под сомнение «рациональные» структуры его более ранних работ. [ 43 ]
В конце 1970-х Стажевский также заинтересовался созданием окружающей среды, переосмысливая свои картины в трехмерном пространстве, чему способствовал его интерес к психологии. [ 44 ] Он продолжал выставляться на международном уровне на протяжении 1980-х годов, участвуя в персональных и групповых выставках в Staatliche Kunstsammlungen в Дрездене , Monumentum Fine Arts в Миннеаполисе , а также в Центре Помпиду и Галерее Дениз Рене в Париже. [ 25 ] В 1980 году Стажевский предложил культурный обмен между Польшей и Соединенными Штатами, пригласив современных американских художников пожертвовать свои работы Музею искусства в Лодзи и предложив коллекцию работ польских художников Музею современного искусства в Лос-Анджелесе . Результатом проекта, координируемого польской художницей Анной Пташковской, стала выставка под названием «Une expérience muséographique d'échange entre Artistes Pologne-USA: 1931-1982», организованная в сотрудничестве с Музеем современного искусства Лос-Анджелеса в Musee d' Art Moderne de la Ville de Paris в июне 1982 года. [ 45 ] [ 46 ]
Стажевский умер в Варшаве 10 июня 1988 года в возрасте 94 лет. Его похороны состоялись 17 июня, и он похоронен на Военном кладбище Повонзки в Варшаве. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря своей многогранной практике и многолетней карьере Стажевский оказал важное влияние на историю польского и европейского современного искусства. Его называют «отцом польского авангарда». [ 1 ] : 297 «одна из классических фигур в истории восточноевропейского конструктивизма», [ 2 ] художник, «пионер классического авангарда 1920-х и 1930-х годов», [ 8 ] и «один из самых важных» польских художников, связавших довоенные и послевоенные «тенденции авангарда». [ 47 ] : 253 Говорят, что работы Стажевского «проложили путь к возрождению геометрического искусства» и послужили источником вдохновения для молодого поколения польских послевоенных художников. [ 48 ] : 205 Магдалена Абаканович , например, скопировала свои ранние текстильные работы по рельефам Стажевского и полагалась на использование художником «контраста как организующего принципа». [ 49 ] : 35
В 1976 году критик Хилтон Крамер , ссылаясь на ранние конструктивистские работы Стажевского в своем обзоре «Конструктивизм в Польше 1923–1936» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, писал: «В духе геометрической живописи, стремящейся максимизировать оптическое эффекты смещения сетки и чередующихся текстур, необычная композиция Генрика Стажевского 1930–31 годов в черно-белых и серый цвет также отражает амбиции, которые редко улучшались». [ 50 ] Выставка его абстрактных работ 1990 года в Centro Atlántico de Arte Moderno в Лас-Пальмасе признала Стажевского пионером конкретного искусства , первоначально ответвления неопластицизма, начатого в 1930 году голландским художником Тео ван Дусбургом , которое позже приобрело популярность в Латинской Америке во время 1940-е и 1950-е годы. [ 51 ] В 1994 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Стажевского Музей искусства в Лодзи организовал крупную посмертную ретроспективу , посвященную его творчеству. В рецензии на выставку критик и историк искусства Марек Бартелик написал, что для польских поклонников Стажевского «его бескомпромиссная позиция служит сегодня подтверждением их веры в бесконечную глубину и превосходство геометрической абстракции». [ 6 ]
В 2009 году Даниэль Бюрен, с которым Стажевский сотрудничал в 1970-е годы, спроектировал временное пространство для показа нескольких рельефов Стажевского в Музее искусства под названием Даниэль Бюрен / Посвящение Генрику Стажевскому. Cabane éclatée avec tissu blanc et noir, travail situé, 1985–2009 гг . Установлена как дань уважения покойному художнику. [ 52 ] Стажевского В 2015 году «Цветной рельеф» (1963) был представлен на выставке «Передачи: искусство в Восточной Европе и Латинской Америке, 1960–1980» , организованной в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой исследовались параллели между искусством Восточной Европы и Латинской Америки. Америка в 1960-е и 1970-е годы. [ 53 ]
Коллекции
[ редактировать ]
Работы Стажевского включены в постоянные коллекции музеев Европы и США, в том числе Музея современного искусства и Бруклинского музея в Нью-Йорке, Художественного музея AKG в Буффало (ранее известного как Художественная галерея Олбрайта-Нокса), Музея современного искусства. Искусство в Чикаго, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Захента, Национальная галерея искусств в Варшаве, Музей Боймана Ван Бёнингена в Роттердаме, Венгерская национальная галерея в Будапешт, Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло , Центр Помпиду в Париже и Тейт Модерн в Лондоне. [ 25 ]
Несколько его геометрических абстракций межвоенного периода находятся в постоянной экспозиции в Неопластическом зале (Sala Neoplastyczna) Музея искусства в Лодзи. Дизайн комнаты был задуман Владиславом Стржеминьским в 1948 году и вдохновлен взаимодействием основных цветов, типичных для движения De Stijl, дополненных черными, белыми и серыми тонами. Экспозиция была закрыта в 1950 году коммунистическим режимом, пока ее не реконструировали на основе сохранившихся фотографий. [ 54 ] В 2010 году выставочное пространство было расширено и теперь включает более широкий спектр произведений межвоенного и современного искусства из коллекции музея. [ 55 ]
работы Стажевского 1969 года В ноябре 2022 года Рельеф № 8 был продан за 1,03 миллиона евро на аукционе Sotheby's в Милане , что стало одной из самых высоких цен, уплаченных на аукционе за польское произведение искусства ХХ века. [ 56 ] [ 57 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя Стажевский никогда не посещал Россию, он был знаком с несколькими ключевыми художниками, связанными с русским авангардом 1920-х годов, включая Эль Лисицкого , который ненадолго останавливался в Польше по пути в Берлин в 1921 году. Lodder 2018 , стр. 25–37.
- ↑ Между 1950 и 1952 годами он написал несколько фигуративных картин, чтобы соответствовать требованиям государства. Среди сохранившихся работ Стажевского в стиле соцреализма - картина маслом под названием «На скалоныч земях» (« На восстановленных территориях »), завершенная в 1950 году, на которой тракторист пересекает одноименную мелиорированную землю, и выставленная на Второй Национальной выставке пластических искусств в Захете. Национальная художественная галерея в 1952 году. Ладновская 1994a , с. 127
- ^ Некоторые ученые указывают 1957 год как начало рельефных работ Стажевского, но недавние исследования показали, что он начал применять название «рельеф» и исследовал трехмерность в живописи еще в 1956 году. Warszewska-Kołodziej 2012 , p. 25
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пиотровский, Петр (2011). В тени Ялты. Искусство и авангард в Восточной Европе, 1945-1989 гг . Перевод Бжиски, Анна. Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-863-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Крамер, Хилтон (21 мая 1976 г.). «Искусство: «Театры» Клетуса Джонсона » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 июня 2023 г.
Господин Стажевский – одна из классических фигур в истории восточноевропейского конструктивизма.
- ^ Кроули, Дэвид (2024). «Аура авангарда - вклад Генрика Стажевского в обмен». В Пиндере, Агнешка (ред.). Культурный обмен между Лодзью и Лос-Анджелесом в 1982 году . Лодзь: Музей искусства. п. 109. ИСБН 978-83-66696-43-3 .
Репутация Стажевского как художника в первую очередь заключалась в его новаторской роли в развитии абстрактного искусства в начале 1920-х годов.
- ^ Глисич, Ива (16 августа 2023 г.). «Новые подходы к искусству и жизни в Польской Народной Республике: Генрик Стажевский в Музее искусства» . ARTMargins . Проверено 26 ноября 2023 г.
Хенрик Стажевский (1894-1988) проделал долгую творческую карьеру в двух разных версиях своей родной страны: сначала как пионер авангарда в Польской Республике между 1918 и 1939 годами, а затем его более поздняя, но не менее экспериментальная карьера в Польской республике. Коммунистическая Польская Народная Республика, основанная в послевоенном мировом порядке после 1945 года.
- ^ Юркевич-Экерт, Дорота (2006). «Международная коллекция современного искусства Художественного музея в Лодзи и ее значение для культурного наследия Европы» . Европейские исследования - Исследования по европейским делам (на польском языке). 40 (3): 121–143. ISSN 1428-149Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бартелик, Марек (сентябрь 1995 г.). «Рецензия на Генрика Стажевского в Музее искусства (MS1)» . Артфорум . 34 (1).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ладновска, Янина (1994a). «Хронология жизни и творчества Генрика Стажевского». Генрик Стажевский. К столетию со дня рождения 1894–1988 (каталог выставки) (на польском языке). Лодзь: Музей искусства. стр. 102–171. ISBN 83-901628-5-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коссовская, Ирена (декабрь 2001 г.). «Генрик Стажевский» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Левинджер, Эстер (2022). «Глава 2: Конструктивистские взгляды на целостность и счастье». Конструктивизм в Центральной Европе. Живопись, Типографика, Фотомонтаж . Лейден: Брилл. стр. 95–172. ISBN 978-90-04-50555-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кольрауш, Мартин (2019). «3. Организация новых архитектурных целей». Посредники современности: Центрально-Восточная Европа и рост архитекторов-модернистов, 1910–1950 гг . Левен (Бельгия): Издательство Левенского университета. стр. 97–129. ISBN 978-94-6166-254-5 . OCLC 1089449662 .
- ^ Лоддер, Кристина; Бенус, Бенджамин (2012). Бенус, Бенджамин (ред.). «Конструктивизм» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T019194 . ISBN 9781884446054 .
- ^ Перейти обратно: а б Москалевич, Магдалена (2021). «Три сцены из творческой жизни Генрика Стажевского». Томашевский, Патрик П. (ред.). Генрик Стажевский: Создание рельефов . Нью-Йорк: Фонд Костюшко. стр. 30–37. ISBN 978-0-578-99560-1 .
- ^ Крамер, Чарльз; Грант, Ким (28 сентября 2019 г.). «Супрематизм. Часть I: Казимир Малевич» . Смартистория . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лоддер, Кристина (2018). «Генрик Стажевский: супрематическое измерение». В Щепаньяке, Анджей (ред.). Генрих Стажевский . Милан: Скира Эдиторе. стр. 25–37. ISBN 978-88-572-3735-0 .
- ^ Вендерский, Михал (21 сентября 2018 г.). «От Лодзи до Лейдена — о международных контактах польского межвоенного авангарда» . Музейное дело . 59 : 203–210. doi : 10.5604/01.3001.0012.5067 (неактивен 26 июня 2024 г.). ISSN 0464-1086 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Мансбах, Стивен (2012). «Отложенное открытие или намеренное забвение? Восприятие польского классического модернизма в Америке». Славянское обозрение . 71 (3): 489–515. дои : 10.5612/slavicreview.71.3.0489 . ISSN 0037-6779 . S2CID 164189073 .
- ^ Перейти обратно: а б Лемуан, Серж (2018). «На Запад». Генрик Стажевский (редактор Анджей Щепаняк) . Милан: Скира Эдиторе. стр. 37–49. ISBN 978-88-572-3735-0 .
- ^ «История музея» . Художественный музей в Лодзи (www.msl.org.pl) . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Микина, Ева (2003). «Стажевский, Генрих» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T081120 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Врублевская, Магдалена (июль 2010 г.). «Мария Ева Лункевич-Рогойская» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича.
- ^ Дэвис, Норман (2005). Божья площадка. История Польши. Том II: с 1795 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 426. ИСБН 978-0-19-925340-1 .
- ^ Инглот, Джоанна (2004). «Художественное начало Абакановича. Польская культурная среда с 1945 по 1960 годы». Фигуративная скульптура Магдалены Абаканович. Тела, окружающая среда и мифы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 24. ISBN 978-0-52-023125-2 .
- ^ Тышкевич, Якуб (1997). Сто великих дней Вроцлава: выставка «Восстановленные земли» во Вроцлаве и пропаганда западных и северных земель в 1945–1948 годах (на польском языке). Вроцлав: Дендрарий Видавництво. ISBN 8386308257 .
- ^ Сучан, Ярослав (2017). «Кобро и Стржеминский: прототипы нового мышления». Кобро и Стржеминьский: прототипы авангарда (каталог выставки). Лодзь: Музей искусства. стр. 64. ISBN 978-84-8026-550-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Щепаньяк, Анджей (2018). «Генрик Стажевский, 1894–1988». Генрих Стажевский . Милан: Скира Эдиторе. стр. 9–25. ISBN 978-88-572-3735-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Томашевский, Патрик П. (2021). «Путь Генрика Стажевского к облегчению, 1950–1959». Генрик Стажевский: Создание рельефов . Нью-Йорк: Фонд Костюшко. стр. 16–34. ISBN 978-0-578-99560-1 .
- ^ Голембёвская, Барбара (26 ноября 2019 г.). «Послевоенный оптимизм и «эпидемия гриппа» (1946–1954)» . Чайка. М. Ева Лункевич (на польском языке) . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Uchwała Rady Państwa z dnia 11 Lipca 1955 r. nr 0/1085a» (PDF) . Идентификатор европейского законодательства (список лиц, получивших награды Польской Народной Республики в 1955 году) (на польском языке). 1955 год . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Стефан Геровский и Galeria Krzywe Koło» (сайт музея) (на польском языке). Лодзь: Музей искусства . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Варшевская-Колодзей, Агата (2012). «Материалы и конструкция избранных рельефов Генрика Стажевского» . Acta Universitatis Николая Коперничи. Наука и сохранение памятников . 410 (43). Торунь: Университет Николая Коперника: 227–256. дои : 10.12775/AUNC_ZiK.2012.012 .
- ^ Кемп-Уэлч, Клара (2010). «Артикуляция «между»: критические пространства Стажевского». В Свитеке, Габриэла (ред.). Авангард в Блоке . Варшава: Фонд галереи Фоксал. стр. 306–317. ISBN 978-3037640944 .
- ^ Кулич, К. (1965). «Это искусство хочет выразить движение и пространство, – Генрих Стажевский. Мы беседуем с лауреатами Премии министра культуры и искусства». Столица (на польском языке). Ага. 34. Варшава. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Туровский, Анджей (2005). «Стажевский Интернешнл». В Юркевиче, Малгожата; Митковска, Джоанна; Боровский, Веслав (ред.). Генрик Стажевский. Экономика мышления и восприятия (на польском языке). Варшава: Фонд галереи Фоксал. стр. 29–31. ISBN 83-89302-05-5 .
- ^ Бугайски, Джилл (2012). «Публика Тадеуша Кантора — Варшава — Нью-Йорк». Разделенные миры снов? Культурная холодная война на Востоке и Западе (отредактированный том) . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 53–73. ISBN 978-90-485-1670-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Зборальска, Марта (1 марта 2023 г.). «Искусство Генрика Стажевского в Америке» . Архив Американского художественного журнала . 62 (1): 4–19. дои : 10.1086/725119 . ISSN 0003-9853 .
- ^ Фоукс, Майя; Фоукс, Рубен (2020). «Глава 2. 1960-е: Жесты освобождения». Искусство Центральной и Восточной Европы с 1950 года (Мир искусства) . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 41–71. ISBN 978-0-50-077535-6 .
- ^ Блотницкая-Мазур, Эльжбета (27 декабря 2019 г.). «Образ искусства между идеологией и современностью. Эльблонгская биеннале пространственных форм в Польше 1960-х годов» . АРТ включен (9). Лиссабон: Лиссабонский университет: 97–106. дои : 10.37935/aion.v0i9.242 . hdl : 20.500.12153/1663 . ISSN 2183-7082 . S2CID 213378194 .
- ^ Стажевский, Хенрик (1968) [1968]. «Заявление Генрика Стажевского». Одра (журнал) (на польском языке). Ага. 2-й стр. 63–66.
- ^ Перейти обратно: а б Сковронек, Томас (2016). «Пересекая границу: Галерея Фоксал из Варшавы в Лозанне/Париже (1970) и Эдинбурге (1972 и 1979)». В Базене, Жером; Дюбур Глатиньи, Паскаль; Пиотровский, Петр (ред.). Искусство за пределами границ: художественный обмен в коммунистической Европе (1945–1989) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 381–393. ISBN 978-963-386-083-0 .
- ^ Цитлак, Катажина (2021). «Глава 14: Множественное сопротивление концепции модернизма. Возникновение художественно-поэтических сетей между Восточной Европой и Латинской Америкой в конце 1960-х и 1970-х годах». Во Фригери, Флавия; Хандберг, Кристиан (ред.). Новые истории искусства в глобальную послевоенную эпоху. Множественные модернизмы . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 57–69. ISBN 9780367140854 .
- ^ «Галерея 1–36 – Архив Евстафия Косаковского» . muzeum.pl . Музей современного искусства в Варшаве . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Хайду, Рэйчел (сентябрь 2007 г.). «Студия Эдварда Красински» . Артфорум . 46 (1).
- ^ Ладновска, Янина (1994). «Искусство свободного порядка». Генрик Стажевский. К столетию со дня рождения 1894–1988 (на польском языке). Лодзь: Музей искусства. стр. 24. ISBN 83-901628-5-7 .
- ^ Кроули, Дэвид (2023). Генрик Стажевский. Поздний стиль (PDF) . Лодзь: Музей искусства. стр. 23. ISBN 978-83-66696-37-2 .
- ^ Пиндера, Агнешка; Полит, Пол; Слобонь, Наталья, ред. Культурный обмен между Лодзью и Лос-Анджелесом в 1982 году . Лодзь: Музей искусства. ISBN 978-83-66696-44-0 .
- ^ Стажевский, Генрик (1983). Хюльтен, Понт; Пташковская, Анна (ред.). «Художественный разговор, 1931–1982: Польша/США»: приложение к переводу [для] Ольстерского музея, Белфаст (первоначально выставлялось в Париже в 1982 году, а затем в Белфасте в 1983 году. Номера страниц отсутствуют). Белфаст: Ольстерский музей. OCLC 810685744 .
- ^ Базен, Жером; Хорньик, Шандор; Миловац, Тихомир; Станьчик, Ксавери (2018). «Нарративы и места культурного противостояния в изобразительном искусстве». В Апоре Балаж; Апор, Питер; Хорват, Шандор (ред.). Справочник мужества: культурная оппозиция и ее наследие в Восточной Европе . Будапешт: Институт истории, Исследовательский центр гуманитарных наук. Венгерская академия наук. п. 253. дои : 10.24389/руководство . ISBN 978-963-416-142-4 .
- ^ Хартманн, Дорис (2016). «Конструктивно-бетонное искусство в ГДР, Польше и Венгрии». В Базене, Жером; Глатиньи, Паскаль Дюбур; Пиотровский, Петр (ред.). Искусство за пределами границ: художественный обмен в коммунистической Европе (1945–1989) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 201–209. ISBN 978-9633860830 .
- ^ Москалевич, Магдалена (2022). «Узлы: Абаканович и польская художественная сцена 1960-х годов». В Коксоне, Энн; Джейкоб, Мэри Джейн (ред.). Магдалена Абаканович . Лондон: Издательство Тейт. стр. 31–65. ISBN 978-1-84976-673-9 .
- ^ Крамер, Хилтон (7 февраля 1976 г.). «Искусство: конструктивизм в Польше» . Нью-Йорк Таймс . п. 16 . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Хенрик Стажевский: польский пионер бетонного искусства (Exh. cat.) (на испанском языке). Лас-Пальмас-де-Гран-Канария: Атлантический центр современного искусства. 1990. OCLC 22492858 .
- ^ Партум, Береника (8 марта 2009 г.). «Даниэль Бюрен: дань уважения Генрику Стажевскому, взорванная хижина с бело-черной тканью, ситуационная работа, 1985–2009: Musealisierung der Kritik?» . www.artmagazine.cc . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Коттер, Голландия (3 сентября 2015 г.). «Обзор: «Передачи» в МоМА исследуют эпоху, когда искусство перевернуло традиции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Марковская, Анна (2020). «Живопись в расширенном поле. Неопластическая комната как дополнение и живопись в коробке». В Кепушевском, Л.; Хааке, М.; Юшкевич П. (ред.). Изображение как теоретический объект. Исследования по теории и истории искусствознания, Том 2 (на польском языке). Познань: Научное издательство Университета Адама Мицкевича. стр. 149–177. ISBN 978-83-232-3839-3 .
- ^ Сучан, Ярослав. «Неопластический зал. Открытая композиция» . Художественный музей в Лодзи (на польском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Ландони, Давиде (24 ноября 2022 г.). «Сотбис в Милане. Моранди, как никто другой, Боэтти и Фонтана среди топ-лотов дома аукциона» . ArtsLife (на итальянском языке) . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Врублевский, Опалка и Абаканович. 10 самых дорогих работ польских художников» . Онет Культура (на польском языке). 1 декабря 2021 г. . Проверено 29 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конструктивизм в Польше, 1923–1936 гг. (экс. кат., изд. Х. Грести и Дж. Левинсона; Кембридж, Kettle's Yard; Лодзь, Mus. A.; 1984)
- Мансбах, Стивен. Современное искусство в Восточной Европе: от Балтики до Балкан, ок. 1890–1939 (Кембридж, 1999)
- Центральноевропейские авангардисты: обмен и трансформация, 1910–1930 (эксп. кат., под ред. Т. Бенсона; Лос-Анджелес, Музей искусств округа Лос-Анджелес, 2002)
- Пиотровский, Петр. В тени Ялты: искусство и авангард в Восточной Европе, 1945–1989 (Лондон, 2009).
- Хенрик Стажевский: Работы 1923–1980 гг. (эксп. кат., изд. В. Смужного и Я. Ладновской; Торунь, Office A. Exh., 1980)
- Туровский, Анджей. Польский конструктивизм: попытка реконструировать тенденцию 1921–1934 гг. (Вроцлав, 1981).
- Ковальская, Божена. Хенрик Стажевский (Варшава, 1985)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Генрик Стажевский на Culture.pl
- Генрик Стажевский в Музее современного искусства, Варшава