Jump to content

Хенрик Стажевски

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Хенрик Стажевски
Стажевский в своей варшавской студии в 1980-е годы.
Рожденный ( 1894-01-09 ) 9 января 1894 г.
Умер 10 июня 1988 г. (10 июня 1988 г.) (94 года)
Образование Варшавская академия изящных искусств
Стиль геометрическая абстракция
Движение Польский конструктивизм, Блок , Прасенс , ар-группа
Награды

Генрик Стажевский (произносится: / s t ə ʒ ɛ f s k / STa-zhef-skee ; 9 января 1894 — 10 июня 1988) — польский художник, художник и писатель. Стажевского называют «отцом польского авангарда» и считают ключевой фигурой в истории конструктивизма и геометрической абстракции в Центральной и Восточной Европе. [ 1 ] : 297  [ 2 ] [ 3 ] Его карьера длилась семь десятилетий, и он был одним из немногих выдающихся польских художников межвоенного периода , которые продолжали работать и получили дальнейшее международное признание во второй половине 20-го века. [ 4 ]

Стажевский приобрел известность как соучредитель Blok , Praesens и ar group , трех коллективов художников межвоенного периода , которые возглавили развитие польского конструктивистского искусства . В течение 1920-х и 1930-х годов он познакомился и находился под влиянием выдающихся европейских художников -авангардистов , в том числе советских супрематистов художников- Казимира Малевича и Эль Лисицкого , голландских де Стиль художников Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана , а также французского кубиста художника- . а позже основатель Abstraction-Création коллектива Альберт Глейз и другие. Как член ар-группы , Стажевский также был одним из ключевых художников — наряду с Владиславом Стржеминьским и Катажиной Кобро — участвовавшими в создании Музея искусства в Лодзи в 1931 году, первого музея в Европе, посвященного демонстрации и коллекционированию современного искусства. [ 5 ] Карьере Стажевского помешало начало Второй мировой войны, и большая часть его работ была уничтожена во время нацистской оккупации Польши . После окончания войны в 1945 году он вернулся к живописи, но столкнулся с культурными ограничениями, возникшими в результате навязывания сталинизма и социалистического реализма в Польше.

После культурной и политической оттепели 1956 года Стажевский начал работать над абстрактными рельефными скульптурами, которые занимали его в последующие десятилетия и стали его наиболее признанными работами. Впервые выставленные в 1959 году, рельефы Стажевского использовали разнообразные средства массовой информации и включали в себя различные нефигуративные визуальные словари, вдохновленные его межвоенными исследованиями геометрической абстракции. В 1960-е годы, все еще работая за « железным занавесом» , Стажевский способствовал неофициальному культурному обмену со многими западными художниками. В 1966 году он начал многолетнее сотрудничество с некоммерческой галереей Galeria Foksal в Варшаве, которая сыграла решающую роль в развитии польского послевоенного авангарда. Работая вместе с Кристианом Болтански , Тадеушем Кантором , Алланом Капроу , Эдвардом Красинским, Аннет Мессагер и другими современными художниками, которые выставлялись в Фоксале на протяжении 1980-х годов, Стажевский продолжал развивать международные художественные связи с Западом в конце 1980-х годов. Коммунистический период в Польше. [ 6 ]

Работы Стажевского включены в постоянные коллекции музеев Европы и США. За вклад в культуру Центральной и Восточной Европы художник был удостоен премии Гердера 1972 года .

Ранняя жизнь и работа

[ редактировать ]

Образование и ранняя работа

[ редактировать ]

Генрик Стажевский родился 9 января 1894 года в Варшаве, тогда входившей в состав Королевства Польского , полуавтономного государства, находившегося под политическим контролем Российской империи . Он был одним из четырех детей Леонарда Рафала Стажевского, владельца небольшого литейного завода на улице Вспольной в центре Варшавы, и Михалины ( урожденной Скибицкой). [ 7 ] : 103  В 1913 году он поступил в Варшавскую Академию изящных искусств , где учился у выдающегося портретиста и иллюстратора Станислава Ленца . Сохранившаяся серия фигуративных акварельных картин 1915 года, включая обнаженные тела , портреты и пейзажи , демонстрирует влияние импрессионистского искусства в ранних работах Стажевского. [ 7 ] : 103 

Стажевский окончил академию в 1919 году, через год после восстановления независимости Польши. Его картины в то время были вдохновлены формизмом , польской авангардной группой, которая опиралась на кубизм , футуризм и экспрессионизм и выступала против натуралистического изображения. В 1921 году он участвовал в Wystawa Formistów ( Выставке формистов ) Общества поощрения изящных искусств в Варшаве. Позже в том же году он показал свои работы — вместе с несколькими ранними композициями другого польского художника Мечислава Щуки — в Клубе польских художников в Варшаве. [ 7 ] : 104  В 1922 году Стажевский был включен в Trzecia Wystawa Grupy Formistów F9 ( Третья формистская выставка F9 ) в Варшаве, а год спустя — в Выставку нового искусства в Вильнюсе и Международную выставку нового искусства в Лодзи . [ 8 ]

Польский конструктивизм (1924–1930-е гг.)

[ редактировать ]
Первая полоса « Блока» (выпуск 1, 8 марта 1924 г.), разработанная Стажевским, на которой также представлены некоторые из его ранних работ по абстракции.

Вильнюсская выставка 1923 года, на которой были представлены работы художников-авангардистов со всей Восточной Европы и России, считается привнесением конструктивистских тенденций в польское искусство. [ 8 ] Среди участвующих художников, которые оказали значительное влияние на подход Стажевского к художественному производству, был Владислав Стржеминский , который ранее учился в двух конструктивистских коллективах, ИНХУКе и Вхутемасе , в Москве. [ Примечание 1 ] Находясь в Москве, Стржеминский исследовал различные способы использования искусства для построения нового, социалистического общества после Великой войны (позже известной как Первая мировая война), признавая роль художника так же, как и роль инженера. как учёный, содействующий процессу социальных преобразований. [ 9 ]

Для Стажевского связь между искусством и наукой имела решающее значение, и он утверждал, что «систематическое качество картины связывает ее с современной цивилизацией в одностороннем действии - от науки и машин до произведений искусства». [ 9 ] : 150  Анализируя составные части своей живописи, то есть «пространство, фактуру , линию и цвет», художники-конструктивисты не полностью подчинялись понятиям интуиции или таланта, наполняя процесс создания искусства чувством объективности и объективности. коллективный труд. [ 9 ] : 147  В 1924 году, после выставки в Вильнюсе, Стажевский, работая со Стржеминьским и женой Стржеминского Катаржиной Кобро среди других художников, стал соучредителем «Блока » или «Блоковой группы кубистов-конструктивистов и супрематистов» ( Grupa Kubistow, Konstruktywistow i Suprematystow Blok ). Действуя до 1926 года, Блок стал первым польским конструктивистским коллективом, объединившим художников-единомышленников, дизайнеров, архитекторов и теоретиков, чтобы помочь улучшить жизнь простых граждан. [ 8 ] [ 10 ] : 105 

Вдохновленные левой политикой, польские конструктивисты, связанные с Блоком, стремились использовать абстракцию — применительно к функциональной архитектуре , дизайну мебели , типографике или графическому дизайну — как радикальный инструмент для содействия социальной и политической трансформации, тем самым ставя искусство на службу людям. [ 11 ] В тексте 1924 года Стажевский подчеркнул важную роль, которую абстракция играет в построении современного общества:

Абстрактное искусство — это не что-то оторванное от окружающего нас внешнего мира; и все же оно перестает быть описательным и действует чисто художественными средствами (...) Единственная цель нового абстрактного изобразительного искусства — выразить законы, управляющие вещами и существованием.

- Генрик Стажевский, Об абстрактном искусстве, Блок № 8-9, 1924 г.

В «Блоке» Стажевский сотрудничал с Генриком Берлеви и Щукой, которые считались ведущими фигурами польской авангардной типографики. После роспуска Блока в 1926 году из-за внутренних разногласий Стажевский стал одним из основателей авангардных коллективов Praesens (1926–1929), а затем и ар-группы (1929–1936), оба из которых также сыграли решающую роль в определении направление конструктивизма в Польше. [ 8 ] Как член этих групп, Стажевский внес свой вклад в польский конструктивизм посредством типографики, плакатов , теоретических сочинений (включая публикации для журнала «Блок» , опубликованных между 1923 и 1926 годами), а также дизайна интерьера и дизайна мебели . [ 12 ] Хотя конструктивисты были преимущественно идеалистическими и имели ограниченное влияние на польское общество после Первой мировой войны, они завершили несколько важных архитектурных проектов ( например, Прасенс участвовал в проектировании многоквартирных домов для Варшавского жилищного кооператива в районе Раковец ). [ 10 ] : 123–124  и наполнил польский авангард, до этого в значительной степени автономный, чувством социальной ответственности. [ 10 ] : 128 

В марте 1927 года Стажевский был среди нескольких польских художников, принимавших русского -супрематиста художника Казимира Малевича во время его поездки в Варшаву. Пионер абстракции , Малевич ввёл термин «супрематизм», чтобы пропагандировать превосходство «беспредметного искусства «чистого чувства», не озабоченного изображением видимого мира». [ 13 ] Стажевский помог организовать выставку Малевича в отеле Polonia Palace и пригласил художника посетить его мастерскую. [ 14 ] Теории живописи Малевича послужили важнейшим ориентиром для русских конструктивистов и художников-авангардистов Центральной и Восточной Европы; Говорят, что он оказал большое влияние, в частности, на Стажевского, который в конце 1920-х годов исследовал некоторые ключевые идеи движения относительно автономии искусства и превосходства необъективных визуальных форм по отношению к его собственной художественной практике. начало 1930-х годов. [ 14 ]

Отношения с европейским авангардом

[ редактировать ]
Композиция Художественный ок , холст, масло ( . 1929–1930 ), музей.
композиция Текстурная Sztuki. , 1930, литография (по одноименной картине 1930 года), Muzeum

По словам литературоведа Михала Вендерского, Стажевский «сыграл неоценимую роль, выступая своеобразным связующим звеном между польскими художниками и Западом» в межвоенный период. [ 15 ] Работая с конструктивистскими группами в Польше в 1920-е годы, Стажевский часто путешествовал и участвовал в нескольких международных выставках, включая Парижскую выставку театрального искусства 1926 года и Нью-Йоркскую выставку века машин в 1927 году. [ 16 ] Он также развивал и развивал отношения с представителями западноевропейских авангардных групп, включая Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана из голландского движения Де Стиль , а также с французским художником Альбертом Глейзесом . [ 17 ] Влияние Де Стиля можно найти в работах Стажевского примерно того времени, в том числе в картинах маслом под названием «Композиция» (ок. 1929–1930) и «Композиция Фактурова» ( «Текстурная композиция ») 1931 года, в которых используются переплетающиеся вертикальные и горизонтальные формы, образующие геометрическую композицию. сетка.

В 1929 году Стажевский стал членом Cercle et Carré , а в 1931 году присоединился к Abstraction-Création , двум парижским группам, объединяющим художников-абстракционистов со всего мира. [ 17 ] : 39–40  Также в 1931 году в качестве члена ар-группы Стажевский стал соорганизатором Международной коллекции современного искусства в Музее искусства в Лодзи . Коллекция, возглавляемая Стржеминьским, открылась 15 февраля 1931 года работами ведущих современных художников со всей Европы, в том числе Фернана Леже , Макса Эрнста , Ганса Арпа и Курта Швиттерса . [ 14 ] : 33  [ 18 ]

Ко второй половине 1930-х годов Стажевский вернулся к изобразительному искусству, продолжая выставлять абстрактную живопись и графический дизайн в Польше и других европейских странах. Он также поддерживал себя финансово через портретные комиссии . Гитлера Во время вторжения в Польшу в начале сентября 1939 года здание, в котором располагалась студия Стажевского в Варшаве, подверглось бомбардировке, в результате чего была уничтожена большая часть его работ. [ 7 ] : 124  Стажевский остался в Польше и жил под нацистской оккупацией сначала в Щекоцинах (1943 г.), а затем в Радощи (1945 г.), в этот период по большей части отказавшись от художественной деятельности, за исключением нескольких карикатур и пейзажей, практически ни один из которых не сохранился до наших дней. [ 7 ] : 124  [ 19 ]

Послевоенная карьера

[ редактировать ]

Сталинистская Польша (1948–1956)

[ редактировать ]
Уцечка ( «Побег» ), 1947, после окончания Второй мировой войны Стажевский экспериментировал с различными модернистскими стилями, в том числе с полуфигуративными композициями, вдохновленными сюрреализмом (Фонд семьи Старак).

В 1945 году, вскоре после окончания войны, Стажевский переехал в Варшаву и был принят на работу руководителем художественной студии Военно -географического института . [ 20 ] Он снял квартиру на улице Пенкна вместе с художниками Яном Рогойским и Марией Евой Лункевич-Рогойской , пространство, которое в последующие годы стало местом встречи варшавских художников-авангардистов и интеллектуалов. [ 20 ] В раннюю послевоенную эпоху он вернулся к живописи и экспериментировал с различными модернистскими стилями, включая биоморфную абстракцию, напоминающую формы и формы, встречающиеся в природе, и полуфигуративные композиции, вдохновленные сюрреализмом ( что очевидно, например, в картине 1947 года). под названием «Побег »). [ 7 ] : 125–126 

В 1947 году в результате фальсифицированных выборов в законодательные органы бескомпромиссный сталинист Болеслав Берут президентом Польши стал . После Объединительного съезда Польской рабочей партии и Польской социалистической партии в декабре 1948 года Польша была превращена в государство-сателлит Советского Союза . [ 21 ] Ранее в том же году Стажевский был соавтором декоративных стеклянных панелей для масштабной Wystawa Ziem Odzyskanych ( Выставка восстановленных территорий ) — масштабной экспозиции, посвященной послевоенной аннексии Польшей частей Германии, — которая стала центральным элементом ранней Сталинистская пропаганда проходила в городе Вроцлаве с июля по октябрь 1948 года. [ 22 ] [ 23 ] Несмотря на увольнение со своей должности в Институте в 1949 году, Стажевский смог осторожно ориентироваться в новой социально-политической системе, избежав участи своих коллег-авангардистов Стржеминского и Кобро, которых обвиняли в реакционной культурной деятельности и чья карьера был фактически уничтожен возникшим сталинистским режимом. [ 24 ]

Вскоре Стажевский обратился к социалистическому реализму — советской доктрине фигуративного искусства, основанной на идеализированных изображениях жизни при социализме — которая была официально навязана коммунистическим режимом в 1949 году. Однако он никогда полностью не привержен натуралистическому академизму, ожидаемому от советского социалистического реализма. художники. [ 25 ] В 1950 году Стажевский был назначен членом отборочной комиссии I Ogólnopolska wystawa plastyki ( Первая общенациональная выставка пластических искусств ), первой выставки польского социалистического реализма, организованной в Национальном музее в Варшаве . [ 7 ] : 126  [ Примечание 2 ]

Выполняя различные по совместительству проекты для правительства, в том числе ретушируя официальные портреты членов партии в Центральном фотографическом агентстве [ pl ] , Стажевский продолжал организовывать регулярные подпольные собрания художников-авангардистов в своей варшавской квартире и писал (в то время неопубликованные) тексты об абстракции. [ 26 ] Смерть Сталина в 1953 году и последующая политическая оттепель 1956 года ускорили возвращение модернизма. Хотя Польша стала одной из первых стран среди советских государств-сателлитов, принявших «оттепель», культурный сдвиг был постепенным процессом. Ближе к концу сталинского режима Стажевскому и Лункевичу-Рогойской было поручено нарисовать реалистическую фреску на рабочую тему в новой штаб-квартире государственной компании «Металэкспорт» в Варшаве, которая открылась в 1954 году. [ 27 ] В знак признания его творческого вклада в Польскую Народную Республику Стажевский получил Золотой крест за заслуги — медаль, присуждаемую за выдающийся вклад в развитие государства, в 1955 году. [ 28 ]

Рельефы (1956–1970-е гг.)

[ редактировать ]

В 1955 году Стажевский стал членом Klub Krzywego Koła (Клуб Кривого круга) в Варшаве, независимой культурной инициативы художников-авангардистов, писателей и интеллектуалов. [ 29 ] В 1956 году преемник Сталина Никита Хрущев произнес свою речь « О культе личности и его последствиях », в которой отрекся от сталинизма и положил начало политической оттепели. В том же году Стажевский присоединился к недавно открывшейся галерее Клуба «Кривой круг», где Ежи Новосельский , Алина Шапочников , Уршула Бролл , Стефан Геровский и другие современные художники также выставляли свои работы. [ 29 ]

Примерно в 1956 году Стажевский начал использовать рельефную форму в качестве своего материала. [ 30 ] [ Примечание 3 ] Используя различные нестандартные материалы, включая фанеру , оргстекло , картон, мазонитовую доску и медь , художник использовал нерепрезентативные формы для создания трехмерных рельефов на горизонтальной живописной поверхности. [ 31 ] Рельефы Стажевского оторвались от традиционной живописной плоскости и подчеркнули интерес художника к тактильным качествам используемых материалов, создавая новое теоретическое пространство, с помощью которого можно артикулировать цвет. Более того, акцент художника на тактильности и материальности напоминает о взаимодействии русских конструктивистов с фактурой , намерении подчеркнуть физические качества работы как способ бросить вызов традиционному иллюзионизму в живописи. [ 26 ]

В 1959 году Стажевский впервые выставил рельефы на персональной выставке в галерее Кордегарда в Варшаве. Выставочное пространство состояло из больших выступающих панелей, спроектированных польским сценографом и архитектором Станиславом Замечником , что способствовало тому, что Стажевский назвал «относительным движением», или намерению увеличить физическую глубину рельефного пространства, чтобы создать более захватывающую среду для зрителя. . [ 32 ] Выставка Кордегарды, хорошо принятая современными критиками, помогла Стажевскому вновь позиционировать себя как ведущую фигуру на сцене польского современного искусства. [ 26 ] По словам историка искусства Марека Бартелика, приверженность Стажевского абстракции в послевоенную эпоху говорит «о сохранении утопической веры в трансцендентную силу абстракции: как формы абсолютного универсального выражения». [ 6 ] Его вдохновение в то время было разнообразным, и историк искусства Анджей Туровский [ pl ] отмечает, что Стажевский «не поддавался никаким стилистическим категориям». [ 33 ] В то же время ученый Кристина Лоддер указывает на сохраняющуюся актуальность русского авангардного искусства, в том числе искусства Малевича, чью «Супрематическую композицию: «Летящий самолет» 1915 года» Стажевский воспроизвел в 1962 году. [ 14 ]

Казимир Малевич, Супрематическая композиция: Летящий самолет , холст, масло, 1915 ( Музей современного искусства , Нью-Йорк) воспроизведена Генриком Стажевским в 1962 году.

С 1960 по 1962 год Стажевский провел три выставки в галерее «Кривой круг» в Варшаве. Он продолжал показывать свои рельефные работы, в том числе серию « Белые рельефы», созданную в 1961 году. [ 7 ] : 132  В августе 1961 года некоторые из них были включены в «Пятнадцать польских художников» , крупную выставку польского современного искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке, наряду с работами Войцеха Фангора , Тадеуша Кантора и Яна Лебенштейна и других. Сосредоточенная почти исключительно на нерепрезентативном искусстве и организованная крупным институтом США, выставка пропагандировала абстракцию как символическое проявление культурной и политической свободы Польши в эпоху холодной войны. [ 34 ]

Также в 1961 году арт-дилеры Мадлен Шалетт-Лейва и Артур Лейва, основатели Galerie Chalette в Нью-Йорке, представили работы Стажевского на групповой выставке, предложив ему раннее знакомство с американским рынком. [ 25 ] : 133  Исследуя произведения Стажевского того периода, историк искусства Марта Зборальска утверждает, что художник считал себя «активным участником исследований абстракции на протяжении 1960-х годов и позже». [ 35 ] : 11  Дистанцируясь от влияния Малевича и Мондриана, Стажевский в эссе, написанном в 1968 году, подчеркнул влияние Йоханнеса Иттена и Йозефа Альберса , двух художников Баухауса , чье увлечение теорией цвета оказало влияние как в Европе, так и в США. [ 35 ] : 12 

К середине 1960-х годов Стажевский начал использовать алюминий и медь для своих рельефных работ, избегая окрашенных материалов в пользу внутренних цветовых свойств металла. По мнению искусствоведов Майи и Рубена Фоукса , рельефы из металла имитируют «эффект глубины за счет ритмичного наслоения форм и оптических эффектов на поверхности, заменяя визуальный детерминизм случайностью отраженного света». [ 36 ] : 56  В 1964 году Казимир Карпуско, польский арт-дилер- эмигрант , организовал выставку работ Стажевского в Галерее современного искусства Чикаго, первую персональную выставку художника в Соединенных Штатах и ​​возможность представить его рельефы широкой американской публике. В последующие годы работы Стажевского также выставлялись в галерее Мальборо-Герсон и галерее Сидни Дженис в Нью-Йорке. [ 25 ] : 15 

В Польше несколько работ Стажевского, в том числе крупномасштабная геометрическая металлическая скульптура, созданная по образцу одного из его абстрактных рельефов, были включены в Первую биеннале пространственных форм в Эльблонге в 1965 году. [ 37 ] К 1968 году Стажевский вернулся к полихроматическим рельефным композициям, часто выполненным из дерева на масонитовой доске и закрашенным акрилом , часто сопоставляя простые геометрические фигуры контрастных цветов для достижения ощущения визуально динамичной композиции. Говоря о своем постоянном увлечении цветом во время интервью 1968 года, художник сказал: «Я постепенно перехожу от холодных цветов к теплым в зависимости от их длины волны, от чистого к серому, от светлого к темному, используя вертикальные и горизонтальные комбинации. Это дает мне возможность бесконечное количество вариантов». [ 38 ]

[ редактировать ]
Бесконечная вертикальная композиция , 1970. Работа была создана из цветных световых лучей, спроецированных на ночное небо во время симпозиума Wrocław 70 во Вроцлаве , Польша.
№ 14 , 1973. В 1970-е годы в работах Стажевского часто исследовались композиционные свойства прямой линии ( частная коллекция).
Без названия , 1980. К концу своей карьеры Стажевский вернулся к яркой цветовой палитре, часто используя акриловую краску на ДВП ( Музей современного искусства, Варшава ).

В 1966 году Стажевский был одним из художников, представлявших Польшу на XXXIII Венецианской биеннале , где его рельефные работы получили почетное упоминание. [ 7 ] На протяжении 1960-х Стажевский регулярно сотрудничал с современными галереями в Польше и за ее пределами. Ключевым среди них было его многолетнее сотрудничество с галереей Foksal , соучредителем которой он стал в 1966 году, некоммерческим художественным пространством в Варшаве, которое сыграет ключевую роль в развитии польского послевоенного авангарда. [ 6 ] В отличие от традиционных выставочных площадок, Фоксал вращался вокруг активного сотрудничества между участвующими художниками и должен был представлять экспозиции, которые «проблематизировали сам художественный процесс», сохраняя при этом «очевидную дистанцию ​​от попыток правительства инструментализировать искусство», даже несмотря на то, что галерея финансировалась государством. [ 39 ] : 561 

Участие в художественной программе Фоксала предоставило Стажевскому возможность выставить свои работы в более экспериментальном пространстве. Он также продолжал способствовать связям с артистами со всего мира. [ 40 ] : 59  На протяжении 1970-х годов он работал вместе с Влодзимежем Боровским, Тадеушем Кантором, американским хеппенингистом художником- Алланом Капроу (выставлялся в Foksal в 1976 году), французскими -концептуалистами и инсталляторами художниками Кристианом Болтански (1978) и Анетт Мессагер (1978), а также американским концептуалистом Лоуренсом. Вайнер (1979) и другие. [ 39 ] [ 7 ] : 154–155 

Помимо Фоксала, он сотрудничал с французским художником -концептуалистом и теоретиком искусства Даниэлем Бюреном , который в 1974 году перепроектировал выставочное пространство парижской Galerie 16 для выставки Стажевского. [ 7 ] : 148  Позже Стажевски и Бюрен вместе работали над проектом Galerie 1–36 , экспериментального пространства, действовавшего в Париже с 1972 по 1976 год. [ 41 ] У него также сложились тесные творческие отношения с Эдвардом Красинским. Он и Красинский жили в квартире на Аллее Солидарности в Варшаве с 1970 года до смерти Стажевского в 1988 году. Помещение, которое в течение последних трех десятилетий коммунистического правления в Польше служило салоном для польских художников и интеллектуалов, позже было переименовано в Институт Авангардии. (Институт авангарда) и открыт для публики в 2007 году. [ 42 ]

Поздняя карьера (1970–1988)

[ редактировать ]

Стажевский на протяжении всей своей карьеры экспериментировал с цветом и геометрией в различных визуальных и эстетических регистрах. В 1970 году он участвовал в художественном симпозиуме «Вроцлав 70» , где продемонстрировал «Бесконечную вертикальную композицию» (9 лучей света в небе) , произведение искусства, состоящее из разноцветных лучей света, проецируемых на ночное небо, которые высвободили цвет из его предыдущих живописных границ. [ 12 ] В 1972 году Художественный музей Далласа включил Стажевского в «Геометрическую абстракцию, 1916–1942» — обзорную выставку геометрического абстрактного искусства первых четырех десятилетий 20-го века. В 1976 году он участвовал в выставке «Конструктивизм в Польше, 1923–1936: Blok, Praesens, ar» , выставке, посвященной истории польского конструктивизма, организованной в Музее современного искусства в Нью-Йорке, которая в том же году отправилась в Детройтский институт. искусств , Галерея Олбрайт-Нокс в Буффало и Институт искусств Чикаго . В том же году он был награжден премией Гердера за вклад в визуальную культуру Центральной и Восточной Европы. [ 7 ]

В 1970-х Стажевский исследовал визуальные свойства линий. Его картины и рисунки того периода демонстрируют исследование возможностей, предоставляемых линиями, включая монохроматическую сетку. [ 25 ] Геометрия оставалась для художника важнейшим ориентиром, и он считал ее «врожденной мерой в глазах каждого человека, позволяющей ему уловить отношения и пропорции». [ 33 ] В течение следующего десятилетия Стажевский также продолжал оживлять некоторые визуальные формы, присутствующие в его ранних тактильных рельефах, перемещая их обратно на плоскую живописную поверхность. Хотя его более поздние композиции стали более интуитивными и контрастировали с более научно обоснованными композиционными методами, художник продолжал изучать изобразительные свойства цвета. Ученый Янина Ладновска описала цветовые плоскости Стажевского как «плоские, сильные, однородные, чистые, иногда блестящие» и предположила, что эти полихроматические композиции, созданные в конце карьеры художника, ставят под сомнение «рациональные» структуры его более ранних работ. [ 43 ]

В конце 1970-х Стажевский также заинтересовался созданием окружающей среды, переосмысливая свои картины в трехмерном пространстве, чему способствовал его интерес к психологии. [ 44 ] Он продолжал выставляться на международном уровне на протяжении 1980-х годов, участвуя в персональных и групповых выставках в Staatliche Kunstsammlungen в Дрездене , Monumentum Fine Arts в Миннеаполисе , а также в Центре Помпиду и Галерее Дениз Рене в Париже. [ 25 ] В 1980 году Стажевский предложил культурный обмен между Польшей и Соединенными Штатами, пригласив современных американских художников пожертвовать свои работы Музею искусства в Лодзи и предложив коллекцию работ польских художников Музею современного искусства в Лос-Анджелесе . Результатом проекта, координируемого польской художницей Анной Пташковской, стала выставка под названием «Une expérience muséographique d'échange entre Artistes Pologne-USA: 1931-1982», организованная в сотрудничестве с Музеем современного искусства Лос-Анджелеса в Musee d' Art Moderne de la Ville de Paris в июне 1982 года. [ 45 ] [ 46 ]

Стажевский умер в Варшаве 10 июня 1988 года в возрасте 94 лет. Его похороны состоялись 17 июня, и он похоронен на Военном кладбище Повонзки в Варшаве. [ 7 ]

Наследие

[ редактировать ]

Благодаря своей многогранной практике и многолетней карьере Стажевский оказал важное влияние на историю польского и европейского современного искусства. Его называют «отцом польского авангарда». [ 1 ] : 297  «одна из классических фигур в истории восточноевропейского конструктивизма», [ 2 ] художник, «пионер классического авангарда 1920-х и 1930-х годов», [ 8 ] и «один из самых важных» польских художников, связавших довоенные и послевоенные «тенденции авангарда». [ 47 ] : 253  Говорят, что работы Стажевского «проложили путь к возрождению геометрического искусства» и послужили источником вдохновения для молодого поколения польских послевоенных художников. [ 48 ] : 205  Магдалена Абаканович , например, скопировала свои ранние текстильные работы по рельефам Стажевского и полагалась на использование художником «контраста как организующего принципа». [ 49 ] : 35 

В 1976 году критик Хилтон Крамер , ссылаясь на ранние конструктивистские работы Стажевского в своем обзоре «Конструктивизм в Польше 1923–1936» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, писал: «В духе геометрической живописи, стремящейся максимизировать оптическое эффекты смещения сетки и чередующихся текстур, необычная композиция Генрика Стажевского 1930–31 годов в черно-белых и серый цвет также отражает амбиции, которые редко улучшались». [ 50 ] Выставка его абстрактных работ 1990 года в Centro Atlántico de Arte Moderno в Лас-Пальмасе признала Стажевского пионером конкретного искусства , первоначально ответвления неопластицизма, начатого в 1930 году голландским художником Тео ван Дусбургом , которое позже приобрело популярность в Латинской Америке во время 1940-е и 1950-е годы. [ 51 ] В 1994 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Стажевского Музей искусства в Лодзи организовал крупную посмертную ретроспективу , посвященную его творчеству. В рецензии на выставку критик и историк искусства Марек Бартелик написал, что для польских поклонников Стажевского «его бескомпромиссная позиция служит сегодня подтверждением их веры в бесконечную глубину и превосходство геометрической абстракции». [ 6 ]

В 2009 году Даниэль Бюрен, с которым Стажевский сотрудничал в 1970-е годы, спроектировал временное пространство для показа нескольких рельефов Стажевского в Музее искусства под названием Даниэль Бюрен / Посвящение Генрику Стажевскому. Cabane éclatée avec tissu blanc et noir, travail situé, 1985–2009 гг . Установлена ​​как дань уважения покойному художнику. [ 52 ] Стажевского В 2015 году «Цветной рельеф» (1963) был представлен на выставке «Передачи: искусство в Восточной Европе и Латинской Америке, 1960–1980» , организованной в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой исследовались параллели между искусством Восточной Европы и Латинской Америки. Америка в 1960-е и 1970-е годы. [ 53 ]

Коллекции

[ редактировать ]
Межвоенные композиции Стажевского выставлены в Неопластическом зале Музея искусства в Лодзи в 2020 году.

Работы Стажевского включены в постоянные коллекции музеев Европы и США, в том числе Музея современного искусства и Бруклинского музея в Нью-Йорке, Художественного музея AKG в Буффало (ранее известного как Художественная галерея Олбрайта-Нокса), Музея современного искусства. Искусство в Чикаго, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Захента, Национальная галерея искусств в Варшаве, Музей Боймана Ван Бёнингена в Роттердаме, Венгерская национальная галерея в Будапешт, Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло , Центр Помпиду в Париже и Тейт Модерн в Лондоне. [ 25 ]

Несколько его геометрических абстракций межвоенного периода находятся в постоянной экспозиции в Неопластическом зале (Sala Neoplastyczna) Музея искусства в Лодзи. Дизайн комнаты был задуман Владиславом Стржеминьским в 1948 году и вдохновлен взаимодействием основных цветов, типичных для движения De Stijl, дополненных черными, белыми и серыми тонами. Экспозиция была закрыта в 1950 году коммунистическим режимом, пока ее не реконструировали на основе сохранившихся фотографий. [ 54 ] В 2010 году выставочное пространство было расширено и теперь включает более широкий спектр произведений межвоенного и современного искусства из коллекции музея. [ 55 ]

работы Стажевского 1969 года В ноябре 2022 года Рельеф № 8 был продан за 1,03 миллиона евро на аукционе Sotheby's в Милане , что стало одной из самых высоких цен, уплаченных на аукционе за польское произведение искусства ХХ века. [ 56 ] [ 57 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя Стажевский никогда не посещал Россию, он был знаком с несколькими ключевыми художниками, связанными с русским авангардом 1920-х годов, включая Эль Лисицкого , который ненадолго останавливался в Польше по пути в Берлин в 1921 году. Lodder 2018 , стр. 25–37.
  2. Между 1950 и 1952 годами он написал несколько фигуративных картин, чтобы соответствовать требованиям государства. Среди сохранившихся работ Стажевского в стиле соцреализма - картина маслом под названием «На скалоныч земях» На восстановленных территориях »), завершенная в 1950 году, на которой тракторист пересекает одноименную мелиорированную землю, и выставленная на Второй Национальной выставке пластических искусств в Захете. Национальная художественная галерея в 1952 году. Ладновская 1994a , с. 127
  3. ^ Некоторые ученые указывают 1957 год как начало рельефных работ Стажевского, но недавние исследования показали, что он начал применять название «рельеф» и исследовал трехмерность в живописи еще в 1956 году. Warszewska-Kołodziej 2012 , p. 25
  1. ^ Перейти обратно: а б Пиотровский, Петр (2011). В тени Ялты. Искусство и авангард в Восточной Европе, 1945-1989 гг . Перевод Бжиски, Анна. Лондон: Книги реакции. ISBN  978-1-86189-863-0 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Крамер, Хилтон (21 мая 1976 г.). «Искусство: «Театры» Клетуса Джонсона » . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 1 июня 2023 г. Господин Стажевский – одна из классических фигур в истории восточноевропейского конструктивизма.
  3. ^ Кроули, Дэвид (2024). «Аура авангарда - вклад Генрика Стажевского в обмен». В Пиндере, Агнешка (ред.). Культурный обмен между Лодзью и Лос-Анджелесом в 1982 году . Лодзь: Музей искусства. п. 109. ИСБН  978-83-66696-43-3 . Репутация Стажевского как художника в первую очередь заключалась в его новаторской роли в развитии абстрактного искусства в начале 1920-х годов.
  4. ^ Глисич, Ива (16 августа 2023 г.). «Новые подходы к искусству и жизни в Польской Народной Республике: Генрик Стажевский в Музее искусства» . ARTMargins . Проверено 26 ноября 2023 г. Хенрик Стажевский (1894-1988) проделал долгую творческую карьеру в двух разных версиях своей родной страны: сначала как пионер авангарда в Польской Республике между 1918 и 1939 годами, а затем его более поздняя, ​​но не менее экспериментальная карьера в Польской республике. Коммунистическая Польская Народная Республика, основанная в послевоенном мировом порядке после 1945 года.
  5. ^ Юркевич-Экерт, Дорота (2006). «Международная коллекция современного искусства Художественного музея в Лодзи и ее значение для культурного наследия Европы» . Европейские исследования - Исследования по европейским делам (на польском языке). 40 (3): 121–143. ISSN   1428-149Х .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Бартелик, Марек (сентябрь 1995 г.). «Рецензия на Генрика Стажевского в Музее искусства (MS1)» . Артфорум . 34 (1).
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ладновска, Янина (1994a). «Хронология жизни и творчества Генрика Стажевского». Генрик Стажевский. К столетию со дня рождения 1894–1988 (каталог выставки) (на польском языке). Лодзь: Музей искусства. стр. 102–171. ISBN  83-901628-5-7 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Коссовская, Ирена (декабрь 2001 г.). «Генрик Стажевский» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 28 декабря 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Левинджер, Эстер (2022). «Глава 2: Конструктивистские взгляды на целостность и счастье». Конструктивизм в Центральной Европе. Живопись, Типографика, Фотомонтаж . Лейден: Брилл. стр. 95–172. ISBN  978-90-04-50555-1 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Кольрауш, Мартин (2019). «3. Организация новых архитектурных целей». Посредники современности: Центрально-Восточная Европа и рост архитекторов-модернистов, 1910–1950 гг . Левен (Бельгия): Издательство Левенского университета. стр. 97–129. ISBN  978-94-6166-254-5 . OCLC   1089449662 .
  11. ^ Лоддер, Кристина; Бенус, Бенджамин (2012). Бенус, Бенджамин (ред.). «Конструктивизм» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T019194 . ISBN  9781884446054 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Москалевич, Магдалена (2021). «Три сцены из творческой жизни Генрика Стажевского». Томашевский, Патрик П. (ред.). Генрик Стажевский: Создание рельефов . Нью-Йорк: Фонд Костюшко. стр. 30–37. ISBN  978-0-578-99560-1 .
  13. ^ Крамер, Чарльз; Грант, Ким (28 сентября 2019 г.). «Супрематизм. Часть I: Казимир Малевич» . Смартистория . Проверено 5 сентября 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Лоддер, Кристина (2018). «Генрик Стажевский: супрематическое измерение». В Щепаньяке, Анджей (ред.). Генрих Стажевский . Милан: Скира Эдиторе. стр. 25–37. ISBN  978-88-572-3735-0 .
  15. ^ Вендерский, Михал (21 сентября 2018 г.). «От Лодзи до Лейдена — о международных контактах польского межвоенного авангарда» . Музейное дело . 59 : 203–210. doi : 10.5604/01.3001.0012.5067 (неактивен 26 июня 2024 г.). ISSN   0464-1086 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  16. ^ Мансбах, Стивен (2012). «Отложенное открытие или намеренное забвение? Восприятие польского классического модернизма в Америке». Славянское обозрение . 71 (3): 489–515. дои : 10.5612/slavicreview.71.3.0489 . ISSN   0037-6779 . S2CID   164189073 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Лемуан, Серж (2018). «На Запад». Генрик Стажевский (редактор Анджей Щепаняк) . Милан: Скира Эдиторе. стр. 37–49. ISBN  978-88-572-3735-0 .
  18. ^ «История музея» . Художественный музей в Лодзи (www.msl.org.pl) . Проверено 16 января 2023 г.
  19. ^ Микина, Ева (2003). «Стажевский, Генрих» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T081120 . Проверено 31 декабря 2022 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Врублевская, Магдалена (июль 2010 г.). «Мария Ева Лункевич-Рогойская» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича.
  21. ^ Дэвис, Норман (2005). Божья площадка. История Польши. Том II: с 1795 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 426. ИСБН  978-0-19-925340-1 .
  22. ^ Инглот, Джоанна (2004). «Художественное начало Абакановича. Польская культурная среда с 1945 по 1960 годы». Фигуративная скульптура Магдалены Абаканович. Тела, окружающая среда и мифы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 24. ISBN  978-0-52-023125-2 .
  23. ^ Тышкевич, Якуб (1997). Сто великих дней Вроцлава: выставка «Восстановленные земли» во Вроцлаве и пропаганда западных и северных земель в 1945–1948 годах (на польском языке). Вроцлав: Дендрарий Видавництво. ISBN  8386308257 .
  24. ^ Сучан, Ярослав (2017). «Кобро и Стржеминский: прототипы нового мышления». Кобро и Стржеминьский: прототипы авангарда (каталог выставки). Лодзь: Музей искусства. стр. 64. ISBN  978-84-8026-550-8 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Щепаньяк, Анджей (2018). «Генрик Стажевский, 1894–1988». Генрих Стажевский . Милан: Скира Эдиторе. стр. 9–25. ISBN  978-88-572-3735-0 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Томашевский, Патрик П. (2021). «Путь Генрика Стажевского к облегчению, 1950–1959». Генрик Стажевский: Создание рельефов . Нью-Йорк: Фонд Костюшко. стр. 16–34. ISBN  978-0-578-99560-1 .
  27. ^ Голембёвская, Барбара (26 ноября 2019 г.). «Послевоенный оптимизм и «эпидемия гриппа» (1946–1954)» . Чайка. М. Ева Лункевич (на польском языке) . Проверено 30 декабря 2022 г.
  28. ^ «Uchwała Rady Państwa z dnia 11 Lipca 1955 r. nr 0/1085a» (PDF) . Идентификатор европейского законодательства (список лиц, получивших награды Польской Народной Республики в 1955 году) (на польском языке). 1955 год . Проверено 18 января 2023 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б «Стефан Геровский и Galeria Krzywe Koło» (сайт музея) (на польском языке). Лодзь: Музей искусства . Проверено 30 декабря 2022 г.
  30. ^ Варшевская-Колодзей, Агата (2012). «Материалы и конструкция избранных рельефов Генрика Стажевского» . Acta Universitatis Николая Коперничи. Наука и сохранение памятников . 410 (43). Торунь: Университет Николая Коперника: 227–256. дои : 10.12775/AUNC_ZiK.2012.012 .
  31. ^ Кемп-Уэлч, Клара (2010). «Артикуляция «между»: критические пространства Стажевского». В Свитеке, Габриэла (ред.). Авангард в Блоке . Варшава: Фонд галереи Фоксал. стр. 306–317. ISBN  978-3037640944 .
  32. ^ Кулич, К. (1965). «Это искусство хочет выразить движение и пространство, – Генрих Стажевский. Мы беседуем с лауреатами Премии министра культуры и искусства». Столица (на польском языке). Ага. 34. Варшава. п. 4.
  33. ^ Перейти обратно: а б Туровский, Анджей (2005). «Стажевский Интернешнл». В Юркевиче, Малгожата; Митковска, Джоанна; Боровский, Веслав (ред.). Генрик Стажевский. Экономика мышления и восприятия (на польском языке). Варшава: Фонд галереи Фоксал. стр. 29–31. ISBN  83-89302-05-5 .
  34. ^ Бугайски, Джилл (2012). «Публика Тадеуша Кантора — Варшава — Нью-Йорк». Разделенные миры снов? Культурная холодная война на Востоке и Западе (отредактированный том) . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 53–73. ISBN  978-90-485-1670-4 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Зборальска, Марта (1 марта 2023 г.). «Искусство Генрика Стажевского в Америке» . Архив Американского художественного журнала . 62 (1): 4–19. дои : 10.1086/725119 . ISSN   0003-9853 .
  36. ^ Фоукс, Майя; Фоукс, Рубен (2020). «Глава 2. 1960-е: Жесты освобождения». Искусство Центральной и Восточной Европы с 1950 года (Мир искусства) . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 41–71. ISBN  978-0-50-077535-6 .
  37. ^ Блотницкая-Мазур, Эльжбета (27 декабря 2019 г.). «Образ искусства между идеологией и современностью. Эльблонгская биеннале пространственных форм в Польше 1960-х годов» . АРТ включен (9). Лиссабон: Лиссабонский университет: 97–106. дои : 10.37935/aion.v0i9.242 . hdl : 20.500.12153/1663 . ISSN   2183-7082 . S2CID   213378194 .
  38. ^ Стажевский, Хенрик (1968) [1968]. «Заявление Генрика Стажевского». Одра (журнал) (на польском языке). Ага. 2-й стр. 63–66.
  39. ^ Перейти обратно: а б Сковронек, Томас (2016). «Пересекая границу: Галерея Фоксал из Варшавы в Лозанне/Париже (1970) и Эдинбурге (1972 и 1979)». В Базене, Жером; Дюбур Глатиньи, Паскаль; Пиотровский, Петр (ред.). Искусство за пределами границ: художественный обмен в коммунистической Европе (1945–1989) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 381–393. ISBN  978-963-386-083-0 .
  40. ^ Цитлак, Катажина (2021). «Глава 14: Множественное сопротивление концепции модернизма. Возникновение художественно-поэтических сетей между Восточной Европой и Латинской Америкой в ​​конце 1960-х и 1970-х годах». Во Фригери, Флавия; Хандберг, Кристиан (ред.). Новые истории искусства в глобальную послевоенную эпоху. Множественные модернизмы . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 57–69. ISBN  9780367140854 .
  41. ^ «Галерея 1–36 – Архив Евстафия Косаковского» . muzeum.pl . Музей современного искусства в Варшаве . Проверено 30 декабря 2022 г.
  42. ^ Хайду, Рэйчел (сентябрь 2007 г.). «Студия Эдварда Красински» . Артфорум . 46 (1).
  43. ^ Ладновска, Янина (1994). «Искусство свободного порядка». Генрик Стажевский. К столетию со дня рождения 1894–1988 (на польском языке). Лодзь: Музей искусства. стр. 24. ISBN  83-901628-5-7 .
  44. ^ Кроули, Дэвид (2023). Генрик Стажевский. Поздний стиль (PDF) . Лодзь: Музей искусства. стр. 23. ISBN  978-83-66696-37-2 .
  45. ^ Пиндера, Агнешка; Полит, Пол; Слобонь, Наталья, ред. Культурный обмен между Лодзью и Лос-Анджелесом в 1982 году . Лодзь: Музей искусства. ISBN  978-83-66696-44-0 .
  46. ^ Стажевский, Генрик (1983). Хюльтен, Понт; Пташковская, Анна (ред.). «Художественный разговор, 1931–1982: Польша/США»: приложение к переводу [для] Ольстерского музея, Белфаст (первоначально выставлялось в Париже в 1982 году, а затем в Белфасте в 1983 году. Номера страниц отсутствуют). Белфаст: Ольстерский музей. OCLC   810685744 .
  47. ^ Базен, Жером; Хорньик, Шандор; Миловац, Тихомир; Станьчик, Ксавери (2018). «Нарративы и места культурного противостояния в изобразительном искусстве». В Апоре Балаж; Апор, Питер; Хорват, Шандор (ред.). Справочник мужества: культурная оппозиция и ее наследие в Восточной Европе . Будапешт: Институт истории, Исследовательский центр гуманитарных наук. Венгерская академия наук. п. 253. дои : 10.24389/руководство . ISBN  978-963-416-142-4 .
  48. ^ Хартманн, Дорис (2016). «Конструктивно-бетонное искусство в ГДР, Польше и Венгрии». В Базене, Жером; Глатиньи, Паскаль Дюбур; Пиотровский, Петр (ред.). Искусство за пределами границ: художественный обмен в коммунистической Европе (1945–1989) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 201–209. ISBN  978-9633860830 .
  49. ^ Москалевич, Магдалена (2022). «Узлы: Абаканович и польская художественная сцена 1960-х годов». В Коксоне, Энн; Джейкоб, Мэри Джейн (ред.). Магдалена Абаканович . Лондон: Издательство Тейт. стр. 31–65. ISBN  978-1-84976-673-9 .
  50. ^ Крамер, Хилтон (7 февраля 1976 г.). «Искусство: конструктивизм в Польше» . Нью-Йорк Таймс . п. 16 . Проверено 18 октября 2023 г.
  51. ^ Хенрик Стажевский: польский пионер бетонного искусства (Exh. cat.) (на испанском языке). Лас-Пальмас-де-Гран-Канария: Атлантический центр современного искусства. 1990. OCLC   22492858 .
  52. ^ Партум, Береника (8 марта 2009 г.). «Даниэль Бюрен: дань уважения Генрику Стажевскому, взорванная хижина с бело-черной тканью, ситуационная работа, 1985–2009: Musealisierung der Kritik?» . www.artmagazine.cc . Проверено 31 декабря 2022 г.
  53. ^ Коттер, Голландия (3 сентября 2015 г.). «Обзор: «Передачи» в МоМА исследуют эпоху, когда искусство перевернуло традиции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 3 января 2023 г.
  54. ^ Марковская, Анна (2020). «Живопись в расширенном поле. Неопластическая комната как дополнение и живопись в коробке». В Кепушевском, Л.; Хааке, М.; Юшкевич П. (ред.). Изображение как теоретический объект. Исследования по теории и истории искусствознания, Том 2 (на польском языке). Познань: Научное издательство Университета Адама Мицкевича. стр. 149–177. ISBN  978-83-232-3839-3 .
  55. ^ Сучан, Ярослав. «Неопластический зал. Открытая композиция» . Художественный музей в Лодзи (на польском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
  56. ^ Ландони, Давиде (24 ноября 2022 г.). «Сотбис в Милане. Моранди, как никто другой, Боэтти и Фонтана среди топ-лотов дома аукциона» . ArtsLife (на итальянском языке) . Проверено 3 января 2023 г.
  57. ^ «Врублевский, Опалка и Абаканович. 10 самых дорогих работ польских художников» . Онет Культура (на польском языке). 1 декабря 2021 г. . Проверено 29 декабря 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Конструктивизм в Польше, 1923–1936 гг. (экс. кат., изд. Х. Грести и Дж. Левинсона; Кембридж, Kettle's Yard; Лодзь, Mus. A.; 1984)
  • Мансбах, Стивен. Современное искусство в Восточной Европе: от Балтики до Балкан, ок. 1890–1939 (Кембридж, 1999)
  • Центральноевропейские авангардисты: обмен и трансформация, 1910–1930 (эксп. кат., под ред. Т. Бенсона; Лос-Анджелес, Музей искусств округа Лос-Анджелес, 2002)
  • Пиотровский, Петр. В тени Ялты: искусство и авангард в Восточной Европе, 1945–1989 (Лондон, 2009).
  • Хенрик Стажевский: Работы 1923–1980 гг. (эксп. кат., изд. В. Смужного и Я. Ладновской; Торунь, Office A. Exh., 1980)
  • Туровский, Анджей. Польский конструктивизм: попытка реконструировать тенденцию 1921–1934 гг. (Вроцлав, 1981).
  • Ковальская, Божена. Хенрик Стажевский (Варшава, 1985)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46f4bca180f7b188d099fc3e58ff9ce0__1724815920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/e0/46f4bca180f7b188d099fc3e58ff9ce0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henryk Stażewski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)