Национальная художественная галерея Захента
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
Учредил | 13 декабря 1860 г. |
---|---|
Расположение | Варшава , Польша |
Тип | Музей современного польского искусства |
Директор | Януш Яновский |
Доступ к общественному транспорту | ![]() ![]() |
Веб-сайт | www.zacheta.art.pl |
Национальная художественная галерея Захента ( польский : Zachęta Narodowa Galeria Sztuki ) — музей современного искусства в центре Варшавы , Польша. Основная цель галереи — представлять и поддерживать современное искусство и художников Польши. Благодаря многочисленным временным выставкам известных зарубежных художников галерея также зарекомендовала себя на международном уровне.
Слово « захента » означает поощрение . Галерея Zachęta получила свое название от Towarzystwo Zachęty do Sztuk Pięknych ( Общества поощрения изящных искусств ), основанного в Варшаве в 1860 году.
История
[ редактировать ]Общество поощрения изящных искусств
[ редактировать ]До 1860 года не было ни публичных музеев, ни библиотек , ни других общедоступных учреждений, позволяющих осуществлять обмен между художниками. Репрессии, последовавшие за Ноябрьским восстанием , сделали получение высшего художественного образования практически невозможным. Последняя крупная выставка состоялась в 1845 году. После протестов художников в 1850-х годах в 1858 году была одобрена Wystawa Krajowa Sztuk Pięknych (Национальная выставка изящных искусств), что привело к переговорам с российскими правителями, которые в конце концов разрешили основание Общество поощрения изящных искусств в 1860 году. Устав Общества был установлен художниками и искусствоведами. Первое официальное собрание и выборы совета директоров состоялись 13 декабря 1860 года. В состав совета входили двенадцать членов, шесть художников и шесть искусствоведов, и он избирался ежегодно. Члены оставались на своем посту не менее одного месяца, но не более одного года.
Основной целью Общества было распространение изобразительного искусства, а также поддержка и поощрение художников. Кроме того, его целью было повысить осведомленность польского общества об искусстве. В 1860 году в Обществе было 234 официально зарегистрированных члена. Всего через год их число увеличилось до 1464.
Первоначально все произведения искусства выставлялись на обозрение, пока не были проданы. Вскоре это привело к переполненным стенам и монотонной постоянной экспозиции. После фундаментальных изменений, произведенных между 1900 и 1939 годами, постоянная экспозиция демонстрировалась только в дополнение к временно меняющимся выставкам.
Общество проводило ежегодные салоны , финансировало стипендии и предлагало другую помощь молодым художникам, как членам, так и кандидатам.
Здание
[ редактировать ]


Первые торги на проект нового здания были объявлены в 1862 году. Однако из-за нехватки финансовых средств планы не были реализованы. После того, как муниципалитет предоставил Обществу землю, в 1894 году был объявлен еще один конкурс, который выиграл варшавский архитектор Стефан Шюллер. Он представил архитектурный проект в стиле неоренессанса с элементами классики . Портал . украшен аллегорическими фигурами и скульптурными произведениями Зигмунта Отто На архитраве здания выгравировано латинское слово Artibus .
Строительные работы начались в 1898 году. В декабре 1900 года было официально открыто парадное здание, а в 1903 году — южное крыло. [ 1 ] И открытие, и расширение здания были оценены исключительно хорошо. [ нужна ссылка ] Первоначально в планы Силлера входило строительство еще двух крыльев, которое в то время не удалось реализовать.
В 1958 году Министерство искусства и культуры решило реконструировать здание. Окружающие дома были разрушены во время войны и поэтому невольно уступили место расширению здания. Реконструкцию поручили варшавским архитекторам Оскару Хансену, Леху Томашевскому и Станиславу Замечникову, но запланированная реконструкция была отложена.
В 1982 году планы реконструкции были вновь взяты на вооружение и выполнены Цехом консервации памятников. С 1991 по 1993 год реконструкцию курировала и проводила компания «Дом и город». Компания также отвечала за расширение лестниц внутри здания, что позволило получить прямой доступ к выставочным залам в новой части здания. Возникшую монументальную перспективу подчеркивает работа польского скульптора Пия Велоньского «Гладиатор» , оставшаяся из прежней коллекции Общества.
При расширении здания появилось более просторное выставочное пространство, хранилище для произведений искусства, разгрузочная площадка и офисное крыло с отдельным входом. Самый большой выставочный зал был назван в честь польского художника Яна Матейко . Другая комната названа в честь Габриэля Нарутовича , первого президента Второй Польской Республики , который был убит в Захенте 16 декабря 1922 года Элигиушем Невядомским , польским художником и критиком. В память о президенте и Войцехе Герсоне , одном из основателей Общества поощрения изящных искусств, во время празднования юбилея галереи в 2000 году были открыты две мемориальные доски.
С момента своего официального открытия в 1900 году в здании Захенты разместилось несколько учреждений:
- 1900–1939: Общество поощрения изящных искусств.
- 1939–1945: Дом немецкой культуры.
- 1945–1989: Центральное бюро художественных выставок.
- 1989–2003: Государственная художественная галерея Захента.
- с 2003: Национальная художественная галерея Захента.
Здание Захенты было зарегистрировано как исторический памятник в 1965 году.
1939-1945 гг.
[ редактировать ]
Во время вторжения в Польшу в начале Второй мировой войны почти все здания, окружающие музей, были разрушены, а здание Захенты осталось сравнительно неповрежденным. После капитуляции Польши немецкие части заняли здание и превратили его в Haus der Deutschen Kultur (Дом немецкой культуры), который в основном использовался в пропагандистских целях. Общество поощрения изящных искусств было распущено. Произведения искусства, а также другие документы, принадлежащие Обществу, в основном были привезены в Народный музей или конфискованы и отправлены в Германию. [ 1 ] Перевозка осуществлялась на открытых грузовиках без соответствующей документации. Во время Варшавского восстания здание Захенты сильно пострадало от артиллерии и бомбежек, поэтому в конце войны его пришлось полностью отремонтировать. Были обнаружены следы легковоспламеняющегося вещества, что позволяет предположить, что немецкие части планировали поджечь здание перед своим отходом. [ нужна ссылка ]
1945 по 1989 год
[ редактировать ]После войны Общество поощрения изящных искусств не возобновило свою деятельность. Его заменило Centralne Biuro Wystaw Artystycznych (Центральное бюро художественных выставок), которое было основано в 1949 году Министерством искусства и культуры по просьбе Ассоциации изящных искусств Польши. [ 1 ] В 1951 году бюро начало проводить выставки. Первым режиссером (1949–1954) был Арманд Ветулани .
Центральное бюро отвечало за организацию художественных выставок и всей другой художественной деятельности по всей стране. Филиалы были открыты в Кракове , Катовице , Познани , Лодзи , Закопане , Гданьске , Щецине , Вроцлаве , Ольштыне и Ополе . Со временем Центральное бюро художественных выставок стало важнейшим учреждением в области культурной политики.
1980-е годы характеризовались радикальными политическими изменениями, связанными с объявлением военного положения , приведшими к бойкоту всех официальных галерей. Фактически, центральное бюро так и не оправилось от этих резких неудач.
После 1989 года
[ редактировать ]Падение Берлинской стены и падение железного занавеса коренным образом изменили политические обстоятельства, а также повлияли на структуру центрального бюро. Барбара Маевская, директор бюро, вывела бюро из прежних старых и централистических структур, и 30 мая 1994 года Центральное бюро художественных выставок было закрыто и превращено в Государственную галерею Захента.
В 2003 году министр культуры Польши Вальдемар Домбровский переименовал галерею Narodowa Galeria Sztuki (Национальная художественная галерея).
Выставки
[ редактировать ]
В 2000 году галерея отметила свое 100-летие выставкой «Полония – Полония» . В экспозицию вошли более 100 объектов разного времени и представляющих разные виды медиа. Все произведения искусства представлены национальной тематикой.
В том же году галерея открыла выставку Słońce i inne Gwiazdy ( «Солнце и другие звезды ») на основе опроса, проведенного в 1999 году. Опрос был адресован в первую очередь польским историкам искусства, критикам и кураторам и включал в себя наиболее важных художников. 20 века. В результате получилось два списка: один представлял самых выдающихся польских художников, а другой - самых выдающихся зарубежных художников. В «Слонце и инне Гвязды» выставлены десять избранных польских художников: Магдалена Абаканович , Тадеуш Кантор , Катажина Кобро , Роман Опалка , Генрик Стажевский , Владислав Стржеминьский , Алина Шапочников , Виткаций , Витольд Войткевич и Анджей Врублевский. .
Также в 2000 году десять самых важных иностранных художников были представлены на другой выставке и включали Пабло Пикассо , Фрэнсиса Бэкона , Йозефа Бойса , Марселя Дюшана , Василия Кандинского , Энди Уорхола , Казимира Малевича , Сальвадора Дали , Пита Мондриана и Константина Брынкуни .
В 2000 году швейцарский историк искусства Харальд Зееман курировал выставку Маурицио Каттеланса « La Nona Ora» ( «Девятый час »). На картине изображен Папа Иоанн Павел II, которого сбил и похоронил метеорит . Поскольку влияние католической церкви в Польше по-прежнему очень велико, презентация работ Каттелана привела к публичному скандалу. [ нужна ссылка ]
Постоянная коллекция
[ редактировать ]
Коллекция началась с картины Юзефа Зиммлера « Смерть Барбары Радзивилл» . [ 1 ] Объекты поступили в основном за счет пожертвований и завещаний. В конце XIX века коллекция насчитывала уже более тысячи предметов.
Постоянная коллекция Национальной художественной галереи Захента сегодня насчитывает 3600 предметов, из которых около 700 — картины, почти 80 — видеоработы и около 100 — скульптуры и инсталляции. Кроме того, галерея владеет обширной коллекцией, насчитывающей более 2600 работ на бумаге, включая графику, рисунки и фотографии. В коллекции представлены польские художники 20-го века, такие как Тадеуш Кантор , Хенрик Стажевский и Алина Шапочников , а также современные польские художники, такие как Мирослав Балка , Катажина Козыра , Збигнев Либера , Вильгельм Саснал и Кшиштоф Водичко .
Работы коллекции не только отражают зачастую непростое прошлое учреждения, но и показывают направленность галереи. Сегодня он концентрируется на произведениях современных польских художников, включая работы, которые были показаны в галерее, а также работы, созданные в сотрудничестве с галереей. Некоторые из этих проектов выставлены в других местах, например, в Польском павильоне на биеннале в Венеции. Постоянной экспозиции коллекции нет. Работы либо включаются во временные выставки, либо передаются в аренду для выставок в других польских учреждениях или за рубежом.
Решения об изменениях в коллекции принимает Комиссия по закупкам, пожертвованиям и вкладам, образованная в 1990 году. С 2008 года за заботу о коллекции Захенты отвечает Департамент коллекций и инвентаризаций.
Галерея
[ редактировать ]-
Павел Альтамер Лодка и скафандр
-
Мать Рафала Буйновского Уистлера .
-
Збигнев Длубак Учебный совет I /1-4/
-
Марлен Дюма Нарутович . Президент
-
Тадеуша Офисный зонтик и женщина
-
Гошка Макуга (ноги) Собака
-
Ежи Новосельский Город у подножия гор (Пейзаж)
-
Анета Гжешиковска " YMCA "
Библиотека
[ редактировать ]Библиотека Захента включает в себя:

- Каталоги о польских художниках, работающих в Польше и за рубежом, об иностранных художниках, работающих в Польше, а также каталоги отдельных циклов выставок. Коллекция каталогов является одной из самых обширных в Польше. [ нужна ссылка ]
- Книги о современном искусстве и смежных темах.
- Журналы: Польские и зарубежные журналы об искусстве в целом.
Отдел документации архивирует жизнь и творчество польских художников с 1945 года. Помимо биографических справок, имеется список выставок, в которых принимали участие соответствующие художники, а также вырезки из газет и каталоги выставок. Архив доступен и может быть использован только на месте.
Книжный магазин галереи расположен на первом этаже здания и предлагает каталоги, книги и журналы польских и зарубежных художников, а также каталоги выставок, проходивших как в Захенте, так и в Кордегарде.
В галерее также имеется отдельный педагогический отдел, который отвечает за организацию лекций, встреч и бесед с художниками и искусствоведами, концертов, экскурсий, а также образовательных программ.
Проект Кордегарда
[ редактировать ]
Галерея Кордегарда (буквально: караульное помещение) была основана в 1956 году как филиал Захенты и расположена на Краковском предместье в Варшаве. Это было дополнительное выставочное пространство, управляемое и организованное Захентой, но в некоторой степени независимое в отношении своей выставочной программы.
В 2010 году галерея Кордегарда переехала на улицу Галчинского, недалеко от исторической улицы Новый Свет ( улица Нового Света ). Еще находясь под руководством Захенты, галерея Кордегарда стала более независимой, уделяя внимание молодым художникам, как польским, так и зарубежным. Основная идея – представить художников в контексте городских структур и подчеркнуть сотрудничество художника и галереи. На самом деле, выставочный зал так же важен, как и искусство внутри него, поэтому каждому художнику предлагается индивидуально работать с выставочным залом и разрабатывать произведения искусства, особенно для данного пространства.
В настоящее время Zachęta обновляет концепцию и программу галереи Кордегарда .
Споры
[ редактировать ]В прошлом влияние католической церкви в Польше проявлялось посредством цензуры различных выставок из-за богохульства . [ нужна ссылка ] В декабре 2000 года польский правый политик Витольд Томчак повредил Маурицио Каттелана скульптуру «Нона Ора» и стал причиной увольнения директора Анды Роттенберг . В письме, адресованном премьер-министру , Томчак осудил Ротенберг, предложил ей курировать «а не в Польше, а в Израиле », а затем потребовал увольнения «государственного служащего еврейского происхождения». Он также предложил привлечь к ответственности за нарушение религиозных чувств. [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «100-летие варшавских зачетов» . poczta-polska.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Петр Рипсон (2 августа 2003 г.). «Искусство мира» . BerlinOnlilne (на польском языке). Архивировано из оригинала 12 января 2005 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Аполлинер Шерр (13 мая 2001 г.). «ИСКУССТВО/АРХИТЕКТУРА: Падший Папа вызвал сенсацию в Польше» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2016 г. (требуется подписка)
Ссылки
[ редактировать ]- Моравский К. Глембоцкий В. (1996). Бедекер Варшавский: к 400-летию столицы Варшавы (на польском языке). Варшава. ISBN 83-207-1525-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Свитек, Габриэла (2003). 1860 г. Захента 2000 г. (на польском языке). Варшава. ISBN 83-87587-73-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Свитек, Габриэла (2020). « От исторического инвентаря к современной экспозиции: коллекции Захенты — Национальной художественной галереи в Варшаве », в кн. « Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей». Том. 10. Москва, Санкт-Петербург, стр. 682–691. ISSN 2312-2129.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Национальной художественной галереей Захенты , на Викискладе?
- (на английском и польском языках) Домашняя страница