Jump to content

Пианист (фильм, 2002 г.)

Пианист
Афиша театрального релиза США
Режиссер Роман Полански
Автор сценария Рональд Харвуд
На основе Пианист
Владислав Шпильман
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Павел Эдельман
Под редакцией Эрве де Люз
Музыка Войцех Килар
Производство
компании
Распространено
Даты выпуска
  • 24 мая 2002 г. ( 2002-05-24 ) ( Канны )
  • 6 сентября 2002 г. ( 2002-09-06 ) ) (Польша
  • 25 сентября 2002 г. 2002-09-25 ) ( (Франция)
  • 24 октября 2002 г. 2002-10-24 ) ( (Германия)
  • 24 января 2003 г. ( 2003-01-24 ) ) (Великобритания
Время работы
143 минуты [4]
Страны
  • Франция
  • Германия
  • Польша
  • Великобритания
Языки
  • Английский
  • немецкий
Бюджет 35 миллионов долларов [5]
Театральная касса 120,1 миллиона долларов [5]

«Пианист» биографический фильм 2002 года, продюсером и режиссером которого выступил Роман Полански , по сценарию Рональда Харвуда , с Эдрианом Броуди в главной роли . [6] Он основан на автобиографической книге «Пианист» (1946), мемуарах польско-еврейского пианиста, композитора и пережившего Холокост Владислава Шпильмана . [7] Фильм был совместным производством Франции, Великобритании, Германии и Польши.

фильма «Пианист» Премьера года на Каннском кинофестивале 2002 года состоялась 24 мая 2002 , где он получил Золотую пальмовую ветвь и в сентябре вышел в широкий прокат; Фильм получил широкое признание критиков: критики высоко оценили режиссуру Полански, игру Броуди и сценарий Харвуда. [8] На 75-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил награды за лучшую режиссуру (Полански), лучший адаптированный сценарий (Харвуд) и лучшую мужскую роль (Броуди), а также был номинирован еще в четырех категориях, в том числе за лучший фильм (проиграл «Чикаго» ). Он также получил премию BAFTA за лучший фильм и премию BAFTA за лучшую режиссуру в 2003 году, а также семь французских «Сезаров» , в том числе за лучший фильм , лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль за фильм «Броуди». [9] В 2016 году он вошел в список 100 величайших фильмов XXI века по версии BBC .

Сюжет [ править ]

В сентябре 1939 года Владислав Шпильман , польско-еврейский пианист, выступает в прямом эфире по радио в Варшаве , когда станция находится в осаде во время вторжения нацистской Германии в Польшу . Спасаясь от бомбардировки, Шпильман радуется со своей семьей дома, когда узнает, что Великобритания и Франция объявили войну Германии, но обещанная помощь не приходит. Бои длятся чуть больше месяца, при этом немецкая и советская армии вторгаются в Польшу одновременно на разных фронтах. Варшава становится частью контролируемого нацистами Генерал-губернаторства . Вскоре евреям лишают возможности работать или владеть бизнесом, а также заставляют носить нарукавные повязки со звездой Давида .

К ноябрю 1940 года Шпильман и его семья вынуждены покинуть свой дом в изолированное и переполненное Варшавское гетто , где условия только ухудшаются, а нехватка продовольствия приводит к голоду и постоянной угрозе жестокости Шуцстаффеля (СС). Шпильману удается найти работу, выступая в кафе, которое часто посещают евреи из высшего сословия. Однажды он видит, как охранник жестоко избивает мальчика, когда тот пытался пролезть через брешь в стене гетто; мальчик уже мертв к тому времени, когда Шпильману удается его вытащить. В другом случае Шпильман и его семья стали свидетелями того, как эсэсовцы убили семью в квартире через дорогу во время облавы , в том числе выбросили пожилого мужчину, прикованного к инвалидной коляске, из окна трехэтажного дома.

16 августа 1942 года Шпильмана и его семью собираются перевезти в лагерь смерти Треблинка в рамках операции «Рейнхард» . Однако друг из еврейской полиции гетто узнает Шпильмана на Умшлагплац и разлучает его с семьей. Позже он становится рабом и узнает о грядущем еврейском восстании. Он помогает сопротивлению, провозя контрабандой оружие в гетто, спрятанное в мешках с едой, однажды едва избежав подозрительного охранника. Шпильману в конце концов удается бежать, и он скрывается с помощью друга-нееврея, актера Анджея Богуцкого и его жены Янины Годлевской, которые предоставили ему квартиру, чтобы спрятаться.

В апреле 1943 года Шпильман наблюдает из окна, как восстание в Варшавском гетто , которому он помогал, разворачивается, а затем в конечном итоге терпит поражение. После того, как сосед обнаруживает Шпильмана и пытается его преследовать, он убегает из квартиры и встречает свою старую подругу Дороту и ее мужа, которые предоставляют ему еще одно укрытие. В новой квартире есть пианино, но он вынужден молчать, так как квартира находится в немецком районе. Шпильман начинает голодать и в конце концов страдает желтухой после того, как его бросил член польского сопротивления, который ранее снабжал его едой.

К августу 1944 года Шпильман выздоравливает, и Варшавское восстание начинается . Армия Крайова атакует здание Schutzpolizei через дорогу от квартиры, в то время как убежище Шпильмана разрушается снарядом немецкого танка, вынуждая его бежать и спрятаться в заброшенной больнице. В течение следующих месяцев Варшава будет разрушена .

Заметив, что немецкие войска сжигают госпиталь огнеметами , Шпильман убегает и бродит по руинам. Он доходит до пустого дома, где находит банку маринованных огурцов . При попытке открыть банку Шпильмана обнаруживает Вермахта капитан Вильм Хозенфельд , который узнает, что он пианист. Он просит Шпильмана сыграть в доме на рояле. Дряхлому Шпильману удается сыграть » Шопена « Балладу № 1 . Хозенфельд позволяет ему спрятаться на чердаке дома, который используется в качестве его оперативного центра, и снабжает его едой.

В январе 1945 года немцы отступают от советского наступления . послушает его на Польском радио Хозенфельд встречается со Шпильманом в последний раз, обещая, что после войны . Хозенфельд оставляет Шпильману большой запас еды и шинель, чтобы согреться. После освобождения Варшавы Шпильман чудом выживает в засаде, устроенной войсками Народной армии, которые приняли его за немца.

Весной 1945 года бывшие узники концлагеря проходят мимо советского лагеря для военнопленных, в котором содержатся пленные немецкие солдаты, и оскорбляют их; один оплакивает свою прежнюю карьеру скрипача. Хозенфельд, будучи одним из пленников, подходит к скрипачу и спрашивает, знает ли он Шпильмана, что тот подтверждает, и просит Шпильмана спасти его. Позже скрипач возвращает Шпильмана на это место, но оно заброшено.

После войны Шпильман возобновляет свою карьеру на Польском радио, где исполняет « Большой блестящий полонез перед большой престижной аудиторией » Шопена. В эпилоге отмечается, что Шпильман умер в 2000 году в возрасте 88 лет, а Хозенфельд умер в советском плену в 1952 году.

В ролях [ править ]

Производство [ править ]

Разработка и кастинг [ править ]

Фотография Владислава Шпильмана.

Эта история имела глубокую связь с режиссером Романом Полански, поскольку он еще ребенком сбежал из Краковского гетто после смерти матери. В итоге он жил в сарае польского фермера до конца войны. Его отец чуть не погиб в лагерях, но они воссоединились после окончания Второй мировой войны . [10]

Джозеф Файнс был первым кандидатом Полански на главную роль, но он отказался от нее из-за предыдущего обязательства по театральной роли. [11] На роль Шпильмана на кастинге в Лондоне пробовалось более 1400 актеров, но Полански остался недоволен всеми, кто попробовал. В конце концов Полански посмотрел «Цветы Харрисона» (2000), а затем Полански решил предложить Эдриану Броуди главную роль во время их первой встречи в Париже. [12] [13]

Съемки [ править ]

Улица Мала в варшавском . районе Прага-Пулноц использовалась для съемок фильма «Пианист»

Основные съемки фильма « Пианист» начались 9 февраля 2001 года в студии Babelsberg в Потсдаме , Германия. Варшавское гетто и окружающий его город были воссозданы на заднем плане студии Бабельсберг так, как они выглядели бы во время войны. Для создания разрушенного города использовались старые Советской Армии казармы , поскольку их все равно собирались уничтожить. [14]

Первые сцены фильма снимались в старых армейских казармах. Вскоре после этого съемочная группа переехала на виллу в Потсдаме , служившую домом, где Шпильман знакомится с Хозенфельдом. 2 марта 2001 года съемки переместились в заброшенный советский военный госпиталь в Белице , Германия. Там были сняты сцены, в которых немецкие солдаты разрушают варшавский госпиталь огнеметами. 15 марта съемки наконец перешли на студию Babelsberg Studios. Первой сценой, снятой в студии, была сложная и технически требовательная сцена, в которой Шпильман становится свидетелем восстания в гетто. [14]

Съемки на студии закончились 26 марта и переехали в Варшаву 29 марта. Для съемок был выбран захудалый район Праги из-за обилия оригинальной застройки. Художественный отдел, построенный на этих оригинальных зданиях, воссоздал Польшу времен Второй мировой войны с вывесками и плакатами того периода. Дополнительные съемки также проходили в окрестностях Варшавы. Сцена на Умшлагплац , где Шпильман, его семья и сотни других евреев ждут отправки в лагеря смерти, была снята в Варшавском университете национальной обороны . [15]

Основные фотосъемки закончились в июле 2001 года, после чего последовали месяцы постпродакшена в Париже . [13]

Музыка [ править ]

  • Фортепианная пьеса, услышанная в начале фильма, — это Шопена « Ноктюрн до-диез минор» , Lento con gran espressione , соч. почта.
  • Фортепианная пьеса, которую слышит сосед, пока Шпильман скрывался в квартире, также является аранжировкой Umówiłem się z nią na dziewiątą .
  • Фортепианная музыка, услышанная в заброшенном доме, когда Шпильман только что обнаружил тайник на чердаке, — это Соната для фортепиано № 14 («Лунная соната» Бетховена ) . Позже выяснилось, что пианистом был немецкий офицер Хозенфельд. Немецкая композиция сочетается с преимущественно польско-шопеновской подборкой Шпильмана.
  • Фортепианная пьеса, играемая, когда Шпильман сталкивается с Хозенфельдом, - это «Баллада соль минор» Шопена , соч. 23, но версия, сыгранная в фильме, была сокращена (вся пьеса длится около 10 минут).
  • Прозвучавшая в середине фильма пьеса для виолончели, которую играет Дорота, — это прелюдия из Баха 1 Сюиты для виолончели № .
  • Фортепианная пьеса, сыгранная в конце фильма в сопровождении оркестра, — это «Блестящий полонез» Шопена , соч. 22.
  • Кадры рук Шпильмана, играющих на фортепиано крупным планом, были исполнены польским классическим пианистом Янушем Олейничаком (р. 1952), который также выступил на саундтреке.
  • Поскольку Полански хотел, чтобы фильм был максимально реалистичным, любая сцена, показывающая игру Броуди, на самом деле была его игрой, дублированной записями в исполнении Олейничака. Чтобы игра Броуди выглядела на уровне Шпильмана, он провел много месяцев до и во время съемок, репетируя так, чтобы его нажатия клавиш на фортепиано убеждали зрителей, что Броуди играет сам. [16]

Прием [ править ]

Критический ответ [ править ]

«Пианист» получил широкое признание критиков, особую похвалу получили игра Броуди, сценарий Харвуда и режиссура Полански. Согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения 95% на основе 185 рецензий со средней оценкой 8,20 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Хорошо сыгранный и драматически трогательный «Пианист» — лучшая работа Полански за последние годы». [17] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 85 из 100 по мнению 40 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [18]

Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму три с половиной звезды из четырех, отметив, что «возможно, эта бесстрастность отражает то, что хочет сказать [режиссер Роман] Полански... показывая Шпильмана выжившим, но не боец ​​и не герой – как человек, который делает все возможное, чтобы спасти себя, но умер бы без огромной удачи и доброты нескольких неевреев – Полански размышляет… о своих глубочайших чувствах: что он выжил, но в этом не было необходимости, и что его мать умерла, оставив после себя незаживающую рану». [19]

Майкл Уилмингтон из Chicago Tribune сказал, что этот фильм «является лучшим драматическим фильмом, который я видел об опыте Холокоста, настолько мощным заявлением о войне, бесчеловечности и искуплении искусства, что он может сигнализировать о художественном искуплении Полански». Позже он сказал, что фильм «иллюстрирует эту тему и доказывает, что собственное искусство Полански пережило хаос его жизни - и тот ад, который когда-то превратили из него война и фанатизм». [20]

Ричард Шикель из журнала Time назвал его «грубым, непреклонным фильмом» и сказал: «Мы восхищаемся этим фильмом за его суровую объективность и отказ искать наши слезы и наши сочувствия». [21]

Мик ЛаСалль из San Francisco Chronicle сказал, что фильм «содержит моменты иронии, двусмысленности и странной красоты, как когда мы, наконец, взглянем на Варшаву и увидим панораму разрушений, цветной мир, превращенный в черно-белый мир». -белая разруха». Он также сказал: «Показывая нам борьбу за выживание во всей ее животной простоте, Полански также дает нам человечность во всей ее сложности». [22]

А. О. Скотт из «Нью-Йорк Таймс» сказал, что Шпильман «напоминает одного из тощих экзистенциальных клоунов Сэмюэля Беккета, бредущего по бесплодному, разрушенному бомбежками ландшафту с банкой соленых огурцов. Он подобен ходячему изюминке космической шутки непостижимой жестокости. ." Он также чувствовал, что «встреча Шпильмана в последние дни войны с немецким офицером, любящим музыку», «вызывала сентиментальность, связывая любовь к искусству с моральной порядочностью - уравнение, которое сами нацисты, пропитанные Бетховеном и Вагнером, окончательно опровергли». . [23]

Похвалы [ править ]

Домашние СМИ [ править ]

«Пианист» был выпущен Universal Studios Home Entertainment на DVD в США 27 мая 2003 года в виде двустороннего специального выпуска, с фильмом на одной стороне и короткометражкой «История выживания» на другой. Создание короткометражного фильма включало интервью с Броуди, Полански и Харвудом, а также отрывки, где Шпильман играет на фортепиано. [24] Польский DVD включал аудиокомментарии художника-постановщика Старского и оператора-постановщика Эдельмана .

Universal выпустила фильм на HD-DVD 8 января 2008 года с короткометражкой «История выживания». [25]

Optimum Home Entertainment выпустила The Pianist на европейский рынок на Blu-ray как часть своей StudioCanal коллекции 13 сентября 2010 года. [26] второй выпуск фильма на Blu-ray. Первый выпуск был проблематичным из-за проблем с субтитрами; в первоначальном BD отсутствовали субтитры для разговорного немецкого диалога. Позже Optimum исправил это: [27] но в первоначальной версии также отсутствовали заметные особенности. Версия StudioCanal Collection включает короткометражку «История выживания», а также несколько интервью с создателями фильма и родственниками Шпильмана. [28]

Shout Factory впервые выпустила фильм на Blu-Ray в США 13 июля 2021 года. [29]

Фильм был полностью восстановлен в 2023 году из оригинального негатива студиями StudioCanal и DI Factory при содействии оператора фильма Павла Эдельмана. [30] Он был выпущен в формате 4K UHD компанией StudioCanal в Германии 21 сентября 2023 года, во Франции 27 сентября 2023 года и в Великобритании 2 октября 2023 года.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист (2001)» . ЮниФранс . Проверено 1 июля 2021 г.
  2. ^ Блейни, Мартин (29 ноября 2002 г.). «Немецкая компания Tobis отделяется от StudioCanal» . Экран Интернешнл . Проверено 11 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Фильм №18808: Пианист» . Люмьер . Проверено 10 мая 2021 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « ПИАНИСТ (15)» . Британский совет классификации фильмов . 3 июля 2002 года . Проверено 24 октября 2023 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист» . Касса Моджо . 2002 . Проверено 28 октября 2016 г.
  6. ^ Заяц, Уильям (2004). Лос-Анджелес Нуар: Девять мрачных видений Города Ангелов . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд и компания. п. 207. ИСБН  0-7864-1801-Х .
  7. ^ Шпильман, Владислав. «Пианист» . Шпильман.нет . Проверено 20 августа 2016 г.
  8. ^ «Каннский фестиваль: Пианист» . фестиваль-канны.com . Проверено 25 октября 2009 г.
  9. ^ «Официальный сайт — Пианист — Награды и номинации» . Особенности фокуса . Проверено 21 августа 2016 г.
  10. ^ «Роман Раймонд Полански» . Проверено 21 августа 2016 г.
  11. ^ «Ксан Брукс беседует с Джозефом Файнсом о Голливуде и театре» . TheGuardian.com . 21 сентября 2005 года . Проверено 27 августа 2016 г.
  12. ^ «Эдриан Броуди о победе на «Оскаре», поездке с Уэсом Андерсоном и создании музыки с помощью попкорна» . Разнообразие . 8 декабря 2023 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист» — фильм Романа Полански . Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Анатомия шедевра» . 8 мая 2010 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  15. ^ «В гетто с Полански» . TheGuardian.com . 22 июня 2001 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  16. ^ «Обзор музыки из кинофильма Пианист» . Август 2003 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  17. ^ «Пианист (2002)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 22 апреля 2022 г.
  18. ^ «Рецензии пианиста» . Метакритик . Проверено 23 декабря 2012 г.
  19. ^ Эберт, Роджер (3 января 2003 г.). «Пианист» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 23 декабря 2012 г.
  20. ^ Уилмингтон, Майкл (5 января 2003 г.). «Пианист» Полански может представить «расточительного карлика» в лучшем свете» . Чикаго Трибьюн . Проверено 25 ноября 2012 г.
  21. ^ Шикель, Ричард (15 декабря 2002 г.). «Пожелания Лео Ноэлю» . Время . п. 4. Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
  22. ^ ЛаСалль, Мик (3 января 2003 г.). «Шедевр / «Пианист» Полански — это правдивый рассказ о выживании одного человека в Варшавском гетто» . Хроники Сан-Франциско . Херст Коммуникейшнс . Проверено 25 ноября 2012 г.
  23. ^ Скотт, АО (27 декабря 2002 г.). «Выжить в Варшавском гетто, несмотря ни на что» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 ноября 2012 г.
  24. ^ «Пианистка-Амазонка» . Амазонка . 27 мая 2003 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  25. ^ «Пианист – Дайджест высокого разрешения» . Проверено 4 сентября 2016 г.
  26. ^ «Коллекция StudioCanal» . Проверено 24 июня 2010 г.
  27. ^ «Проблемы с первоначальным выпуском BD» . Проверено 1 августа 2010 г.
  28. ^ «Пианист на BD» . Проверено 1 августа 2010 г.
  29. ^ http://https..shoutfactory.com/products/the-pianist
  30. ^ http://https..festival.ilcinemaritrovato.it/en/film/the-pianist/

Внешние ссылки [ править ]

Награды
Предшественник Премия Гойи за лучший европейский фильм
2002
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 192bc8a9ded2ba5068e72e053bbf5b27__1718418360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/27/192bc8a9ded2ba5068e72e053bbf5b27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Pianist (2002 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)