Пианист (фильм, 2002 г.)
Пианист | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза США | |
Режиссер | Роман Полански |
Автор сценария | Рональд Харвуд |
На основе | Пианист Владислав Шпильман |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Павел Эдельман |
Под редакцией | Эрве де Люз |
Музыка | Войцех Килар |
Производство компании | |
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 143 минуты [4] |
Страны |
|
Языки |
|
Бюджет | 35 миллионов долларов [5] |
Театральная касса | 120,1 миллиона долларов [5] |
«Пианист» — биографический фильм 2002 года, продюсером и режиссером которого выступил Роман Полански , по сценарию Рональда Харвуда , с Эдрианом Броуди в главной роли . [6] Он основан на автобиографической книге «Пианист» (1946), мемуарах польско-еврейского пианиста, композитора и пережившего Холокост Владислава Шпильмана . [7] Фильм был совместным производством Франции, Великобритании, Германии и Польши.
фильма «Пианист» Премьера года на Каннском кинофестивале 2002 года состоялась 24 мая 2002 , где он получил Золотую пальмовую ветвь и в сентябре вышел в широкий прокат; Фильм получил широкое признание критиков: критики высоко оценили режиссуру Полански, игру Броуди и сценарий Харвуда. [8] На 75-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил награды за лучшую режиссуру (Полански), лучший адаптированный сценарий (Харвуд) и лучшую мужскую роль (Броуди), а также был номинирован еще в четырех категориях, в том числе за лучший фильм (проиграл «Чикаго» ). Он также получил премию BAFTA за лучший фильм и премию BAFTA за лучшую режиссуру в 2003 году, а также семь французских «Сезаров» , в том числе за лучший фильм , лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль за фильм «Броуди». [9] В 2016 году он вошел в список 100 величайших фильмов XXI века по версии BBC .
Сюжет [ править ]
В сентябре 1939 года Владислав Шпильман , польско-еврейский пианист, выступает в прямом эфире по радио в Варшаве , когда станция находится в осаде во время вторжения нацистской Германии в Польшу . Спасаясь от бомбардировки, Шпильман радуется со своей семьей дома, когда узнает, что Великобритания и Франция объявили войну Германии, но обещанная помощь не приходит. Бои длятся чуть больше месяца, при этом немецкая и советская армии вторгаются в Польшу одновременно на разных фронтах. Варшава становится частью контролируемого нацистами Генерал-губернаторства . Вскоре евреям лишают возможности работать или владеть бизнесом, а также заставляют носить нарукавные повязки со звездой Давида .
К ноябрю 1940 года Шпильман и его семья вынуждены покинуть свой дом в изолированное и переполненное Варшавское гетто , где условия только ухудшаются, а нехватка продовольствия приводит к голоду и постоянной угрозе жестокости Шуцстаффеля (СС). Шпильману удается найти работу, выступая в кафе, которое часто посещают евреи из высшего сословия. Однажды он видит, как охранник жестоко избивает мальчика, когда тот пытался пролезть через брешь в стене гетто; мальчик уже мертв к тому времени, когда Шпильману удается его вытащить. В другом случае Шпильман и его семья стали свидетелями того, как эсэсовцы убили семью в квартире через дорогу во время облавы , в том числе выбросили пожилого мужчину, прикованного к инвалидной коляске, из окна трехэтажного дома.
16 августа 1942 года Шпильмана и его семью собираются перевезти в лагерь смерти Треблинка в рамках операции «Рейнхард» . Однако друг из еврейской полиции гетто узнает Шпильмана на Умшлагплац и разлучает его с семьей. Позже он становится рабом и узнает о грядущем еврейском восстании. Он помогает сопротивлению, провозя контрабандой оружие в гетто, спрятанное в мешках с едой, однажды едва избежав подозрительного охранника. Шпильману в конце концов удается бежать, и он скрывается с помощью друга-нееврея, актера Анджея Богуцкого и его жены Янины Годлевской, которые предоставили ему квартиру, чтобы спрятаться.
В апреле 1943 года Шпильман наблюдает из окна, как восстание в Варшавском гетто , которому он помогал, разворачивается, а затем в конечном итоге терпит поражение. После того, как сосед обнаруживает Шпильмана и пытается его преследовать, он убегает из квартиры и встречает свою старую подругу Дороту и ее мужа, которые предоставляют ему еще одно укрытие. В новой квартире есть пианино, но он вынужден молчать, так как квартира находится в немецком районе. Шпильман начинает голодать и в конце концов страдает желтухой после того, как его бросил член польского сопротивления, который ранее снабжал его едой.
К августу 1944 года Шпильман выздоравливает, и Варшавское восстание начинается . Армия Крайова атакует здание Schutzpolizei через дорогу от квартиры, в то время как убежище Шпильмана разрушается снарядом немецкого танка, вынуждая его бежать и спрятаться в заброшенной больнице. В течение следующих месяцев Варшава будет разрушена .
Заметив, что немецкие войска сжигают госпиталь огнеметами , Шпильман убегает и бродит по руинам. Он доходит до пустого дома, где находит банку маринованных огурцов . При попытке открыть банку Шпильмана обнаруживает Вермахта капитан Вильм Хозенфельд , который узнает, что он пианист. Он просит Шпильмана сыграть в доме на рояле. Дряхлому Шпильману удается сыграть » Шопена « Балладу № 1 . Хозенфельд позволяет ему спрятаться на чердаке дома, который используется в качестве его оперативного центра, и снабжает его едой.
В январе 1945 года немцы отступают от советского наступления . послушает его на Польском радио Хозенфельд встречается со Шпильманом в последний раз, обещая, что после войны . Хозенфельд оставляет Шпильману большой запас еды и шинель, чтобы согреться. После освобождения Варшавы Шпильман чудом выживает в засаде, устроенной войсками Народной армии, которые приняли его за немца.
Весной 1945 года бывшие узники концлагеря проходят мимо советского лагеря для военнопленных, в котором содержатся пленные немецкие солдаты, и оскорбляют их; один оплакивает свою прежнюю карьеру скрипача. Хозенфельд, будучи одним из пленников, подходит к скрипачу и спрашивает, знает ли он Шпильмана, что тот подтверждает, и просит Шпильмана спасти его. Позже скрипач возвращает Шпильмана на это место, но оно заброшено.
После войны Шпильман возобновляет свою карьеру на Польском радио, где исполняет « Большой блестящий полонез перед большой престижной аудиторией » Шопена. В эпилоге отмечается, что Шпильман умер в 2000 году в возрасте 88 лет, а Хозенфельд умер в советском плену в 1952 году.
В ролях [ править ]
- Эдриан Броуди в роли Владислава Шпильмана
- Томас Кречманн в роли капитана Вильма Хозенфельда
- Фрэнк Финли в роли Сэмюэля Шпильмана
- Морин Липман в роли Эдварды Шпильман
- Эмилия Фокс в роли Дороты
- Эд Стоппард в роли Генрика Шпильмана
- Джулия Рейнер в роли Регины Шпильман
- Джессика Кейт Мейер в роли Халины Шпильман
- Ронан Виберт в роли Анджея Богуцкого
- Рут Платт в роли Янины Богуки
- Эндрю Тирнан, как Шак
- Михал Жебровский в роли Юрека
- Рой Смайлс в роли Ицхака Хеллера
- Ричард Райдингс, как мистер Липа
- Даниэль Кальтаджироне в роли Майорека
- Валентин Пелка — муж Дороты
- Збигнев Замаховский в роли покупателя монет
- Кшиштоф Печинский в роли Марека Гебчинского
- Иренеуш Махницкий — офицер СС
- Цезарь Краевский — офицер СС
- Пол Брэдли, как Иегуда
- Катажина Фигура в роли соседки
- Морган Полански в роли девушки №1
- Детлев фон Вангенхайм - офицер СС №1
- Катажина Баргеловска в роли плачущей женщины
- Лех Мацкевич — коллега по работе
- Зофья Червинская в роли женщины с супом
- Майя Осташевская в роли женщины с ребенком
- Питер Раппенглюк в роли эсэсовца, делающего сперму
- Джоанна Бродзик в роли женщины, застреленной в галстуке
- Дариан Вавер в роли ребенка у стены
- Цезарь Косински в роли Ледницкого
- Войцех Смолярц в роли Мальчика со сладостями
- Томас Ловинки - полиция №1
- Иоахим Пауль Эссбок в роли шуцполиции №2
- Джон Беннет, как доктор Эрлих
- Удо Крошвальд, как Шульц
- Попек в роли Рубинштейна
- Сирил Шапс в роли мистера Грана
- Торстен Флах в роли Зиг Зага
- Бен Харлан — уличный музыкант №3
- Энтони Милнер в роли человека, ожидающего оплаты
- Люси Скипинг в роли уличного музыканта №1
- Анджей Блюменфельд в роли Бенека
- Ванджа Мьюс в роли отца-эсэсовца, дающего пощечину
- Номи Шэрон в роли женщины-пера
- Родди Скипинг в роли уличного музыканта №2
Производство [ править ]
Разработка и кастинг [ править ]

Эта история имела глубокую связь с режиссером Романом Полански, поскольку он еще ребенком сбежал из Краковского гетто после смерти матери. В итоге он жил в сарае польского фермера до конца войны. Его отец чуть не погиб в лагерях, но они воссоединились после окончания Второй мировой войны . [10]
Джозеф Файнс был первым кандидатом Полански на главную роль, но он отказался от нее из-за предыдущего обязательства по театральной роли. [11] На роль Шпильмана на кастинге в Лондоне пробовалось более 1400 актеров, но Полански остался недоволен всеми, кто попробовал. В конце концов Полански посмотрел «Цветы Харрисона» (2000), а затем Полански решил предложить Эдриану Броуди главную роль во время их первой встречи в Париже. [12] [13]
Съемки [ править ]
Основные съемки фильма « Пианист» начались 9 февраля 2001 года в студии Babelsberg в Потсдаме , Германия. Варшавское гетто и окружающий его город были воссозданы на заднем плане студии Бабельсберг так, как они выглядели бы во время войны. Для создания разрушенного города использовались старые Советской Армии казармы , поскольку их все равно собирались уничтожить. [14]
Первые сцены фильма снимались в старых армейских казармах. Вскоре после этого съемочная группа переехала на виллу в Потсдаме , служившую домом, где Шпильман знакомится с Хозенфельдом. 2 марта 2001 года съемки переместились в заброшенный советский военный госпиталь в Белице , Германия. Там были сняты сцены, в которых немецкие солдаты разрушают варшавский госпиталь огнеметами. 15 марта съемки наконец перешли на студию Babelsberg Studios. Первой сценой, снятой в студии, была сложная и технически требовательная сцена, в которой Шпильман становится свидетелем восстания в гетто. [14]
Съемки на студии закончились 26 марта и переехали в Варшаву 29 марта. Для съемок был выбран захудалый район Праги из-за обилия оригинальной застройки. Художественный отдел, построенный на этих оригинальных зданиях, воссоздал Польшу времен Второй мировой войны с вывесками и плакатами того периода. Дополнительные съемки также проходили в окрестностях Варшавы. Сцена на Умшлагплац , где Шпильман, его семья и сотни других евреев ждут отправки в лагеря смерти, была снята в Варшавском университете национальной обороны . [15]
Основные фотосъемки закончились в июле 2001 года, после чего последовали месяцы постпродакшена в Париже . [13]
Музыка [ править ]
- Фортепианная пьеса, услышанная в начале фильма, — это Шопена « Ноктюрн до-диез минор» , Lento con gran espressione , соч. почта.
- Фортепианная пьеса, которую слышит сосед, пока Шпильман скрывался в квартире, также является аранжировкой Umówiłem się z nią na dziewiątą .
- Фортепианная музыка, услышанная в заброшенном доме, когда Шпильман только что обнаружил тайник на чердаке, — это Соната для фортепиано № 14 («Лунная соната» Бетховена ) . Позже выяснилось, что пианистом был немецкий офицер Хозенфельд. Немецкая композиция сочетается с преимущественно польско-шопеновской подборкой Шпильмана.
- Фортепианная пьеса, играемая, когда Шпильман сталкивается с Хозенфельдом, - это «Баллада соль минор» Шопена , соч. 23, но версия, сыгранная в фильме, была сокращена (вся пьеса длится около 10 минут).
- Прозвучавшая в середине фильма пьеса для виолончели, которую играет Дорота, — это прелюдия из Баха 1 Сюиты для виолончели № .
- Фортепианная пьеса, сыгранная в конце фильма в сопровождении оркестра, — это «Блестящий полонез» Шопена , соч. 22.
- Кадры рук Шпильмана, играющих на фортепиано крупным планом, были исполнены польским классическим пианистом Янушем Олейничаком (р. 1952), который также выступил на саундтреке.
- Поскольку Полански хотел, чтобы фильм был максимально реалистичным, любая сцена, показывающая игру Броуди, на самом деле была его игрой, дублированной записями в исполнении Олейничака. Чтобы игра Броуди выглядела на уровне Шпильмана, он провел много месяцев до и во время съемок, репетируя так, чтобы его нажатия клавиш на фортепиано убеждали зрителей, что Броуди играет сам. [16]
Прием [ править ]
Критический ответ [ править ]
«Пианист» получил широкое признание критиков, особую похвалу получили игра Броуди, сценарий Харвуда и режиссура Полански. Согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения 95% на основе 185 рецензий со средней оценкой 8,20 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Хорошо сыгранный и драматически трогательный «Пианист» — лучшая работа Полански за последние годы». [17] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 85 из 100 по мнению 40 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [18]
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму три с половиной звезды из четырех, отметив, что «возможно, эта бесстрастность отражает то, что хочет сказать [режиссер Роман] Полански... показывая Шпильмана выжившим, но не боец и не герой – как человек, который делает все возможное, чтобы спасти себя, но умер бы без огромной удачи и доброты нескольких неевреев – Полански размышляет… о своих глубочайших чувствах: что он выжил, но в этом не было необходимости, и что его мать умерла, оставив после себя незаживающую рану». [19]
Майкл Уилмингтон из Chicago Tribune сказал, что этот фильм «является лучшим драматическим фильмом, который я видел об опыте Холокоста, настолько мощным заявлением о войне, бесчеловечности и искуплении искусства, что он может сигнализировать о художественном искуплении Полански». Позже он сказал, что фильм «иллюстрирует эту тему и доказывает, что собственное искусство Полански пережило хаос его жизни - и тот ад, который когда-то превратили из него война и фанатизм». [20]
Ричард Шикель из журнала Time назвал его «грубым, непреклонным фильмом» и сказал: «Мы восхищаемся этим фильмом за его суровую объективность и отказ искать наши слезы и наши сочувствия». [21]
Мик ЛаСалль из San Francisco Chronicle сказал, что фильм «содержит моменты иронии, двусмысленности и странной красоты, как когда мы, наконец, взглянем на Варшаву и увидим панораму разрушений, цветной мир, превращенный в черно-белый мир». -белая разруха». Он также сказал: «Показывая нам борьбу за выживание во всей ее животной простоте, Полански также дает нам человечность во всей ее сложности». [22]
А. О. Скотт из «Нью-Йорк Таймс» сказал, что Шпильман «напоминает одного из тощих экзистенциальных клоунов Сэмюэля Беккета, бредущего по бесплодному, разрушенному бомбежками ландшафту с банкой соленых огурцов. Он подобен ходячему изюминке космической шутки непостижимой жестокости. ." Он также чувствовал, что «встреча Шпильмана в последние дни войны с немецким офицером, любящим музыку», «вызывала сентиментальность, связывая любовь к искусству с моральной порядочностью - уравнение, которое сами нацисты, пропитанные Бетховеном и Вагнером, окончательно опровергли». . [23]
Похвалы [ править ]
Домашние СМИ [ править ]
«Пианист» был выпущен Universal Studios Home Entertainment на DVD в США 27 мая 2003 года в виде двустороннего специального выпуска, с фильмом на одной стороне и короткометражкой «История выживания» на другой. Создание короткометражного фильма включало интервью с Броуди, Полански и Харвудом, а также отрывки, где Шпильман играет на фортепиано. [24] Польский DVD включал аудиокомментарии художника-постановщика Старского и оператора-постановщика Эдельмана .
Universal выпустила фильм на HD-DVD 8 января 2008 года с короткометражкой «История выживания». [25]
Optimum Home Entertainment выпустила The Pianist на европейский рынок на Blu-ray как часть своей StudioCanal коллекции 13 сентября 2010 года. [26] второй выпуск фильма на Blu-ray. Первый выпуск был проблематичным из-за проблем с субтитрами; в первоначальном BD отсутствовали субтитры для разговорного немецкого диалога. Позже Optimum исправил это: [27] но в первоначальной версии также отсутствовали заметные особенности. Версия StudioCanal Collection включает короткометражку «История выживания», а также несколько интервью с создателями фильма и родственниками Шпильмана. [28]
Shout Factory впервые выпустила фильм на Blu-Ray в США 13 июля 2021 года. [29]
Фильм был полностью восстановлен в 2023 году из оригинального негатива студиями StudioCanal и DI Factory при содействии оператора фильма Павла Эдельмана. [30] Он был выпущен в формате 4K UHD компанией StudioCanal в Германии 21 сентября 2023 года, во Франции 27 сентября 2023 года и в Великобритании 2 октября 2023 года.
См. также [ править ]
- Варшавские Робинзоны Крузо - Шпильман был одним из самых известных людей, оставшихся в Варшаве после ее разрушения нацистами и до ее освобождения Красной Армией в январе 1945 года.
- Список фильмов о Холокосте
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист (2001)» . ЮниФранс . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Блейни, Мартин (29 ноября 2002 г.). «Немецкая компания Tobis отделяется от StudioCanal» . Экран Интернешнл . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Фильм №18808: Пианист» . Люмьер . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « ПИАНИСТ (15)» . Британский совет классификации фильмов . 3 июля 2002 года . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист» . Касса Моджо . 2002 . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ Заяц, Уильям (2004). Лос-Анджелес Нуар: Девять мрачных видений Города Ангелов . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд и компания. п. 207. ИСБН 0-7864-1801-Х .
- ^ Шпильман, Владислав. «Пианист» . Шпильман.нет . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Пианист» . фестиваль-канны.com . Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ «Официальный сайт — Пианист — Награды и номинации» . Особенности фокуса . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Роман Раймонд Полански» . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Ксан Брукс беседует с Джозефом Файнсом о Голливуде и театре» . TheGuardian.com . 21 сентября 2005 года . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ «Эдриан Броуди о победе на «Оскаре», поездке с Уэсом Андерсоном и создании музыки с помощью попкорна» . Разнообразие . 8 декабря 2023 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пианист» — фильм Романа Полански . Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Анатомия шедевра» . 8 мая 2010 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «В гетто с Полански» . TheGuardian.com . 22 июня 2001 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Обзор музыки из кинофильма Пианист» . Август 2003 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Пианист (2002)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ «Рецензии пианиста» . Метакритик . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Эберт, Роджер (3 января 2003 г.). «Пианист» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Уилмингтон, Майкл (5 января 2003 г.). «Пианист» Полански может представить «расточительного карлика» в лучшем свете» . Чикаго Трибьюн . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Шикель, Ричард (15 декабря 2002 г.). «Пожелания Лео Ноэлю» . Время . п. 4. Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ ЛаСалль, Мик (3 января 2003 г.). «Шедевр / «Пианист» Полански — это правдивый рассказ о выживании одного человека в Варшавском гетто» . Хроники Сан-Франциско . Херст Коммуникейшнс . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Скотт, АО (27 декабря 2002 г.). «Выжить в Варшавском гетто, несмотря ни на что» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Пианистка-Амазонка» . Амазонка . 27 мая 2003 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Пианист – Дайджест высокого разрешения» . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Коллекция StudioCanal» . Проверено 24 июня 2010 г.
- ^ «Проблемы с первоначальным выпуском BD» . Проверено 1 августа 2010 г.
- ^ «Пианист на BD» . Проверено 1 августа 2010 г.
- ^ http://https..shoutfactory.com/products/the-pianist
- ^ http://https..festival.ilcinemaritrovato.it/en/film/the-pianist/
Внешние ссылки [ править ]
- фильмы 2002 года
- Владислав Шпильман
- Биографические драматические фильмы 2002 года
- Военные драмы 2000-х годов
- Французские биографические драматические фильмы
- Французские военные драмы
- Немецкие биографические драматические фильмы
- Немецкие военные драмы
- Польские биографические драматические фильмы
- Польские военные драмы
- Биографические фильмы о еврейском народе
- Британские биографические драматические фильмы
- Британские военные драмы
- Англоязычные фильмы 2000-х годов
- Польскоязычные фильмы
- Немецкоязычные фильмы 2000-х годов
- Русскоязычные фильмы 2000-х годов
- Лауреаты премии «Сезар» за лучший фильм
- Фильмы, написанные Войцехом Киларом
- Фильмы о фортепиано и пианистах
- Фильмы о классической музыке и музыкантах
- Фильмы по биографиям
- Фильмы Романа Полански
- Фильмы продюсера Романа Полански
- Фильмы с участием актеров, удостоенных премии Оскар за лучшую мужскую роль
- Фильмы с участием актера, удостоенного премии «Сезар» за лучшую мужскую роль
- Фильмы, действие которых происходит в Польше
- Фильмы, действие которых происходит в Варшаве.
- Фильмы, действие которых происходит в 1939 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1940 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1942 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1943 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1944 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1945 году.
- Фильмы, снятые в Польше.
- Фильмы, режиссёр которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую режиссуру
- Фильмы, сценарист которых получил премию Американской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий
- Фокус Особенности фильмов
- Фильмы о Холокосте
- Еврейская польская история
- Музыкальные фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы о нацизме
- Обладатели «Золотой пальмовой ветви»
- Фильмы о Второй мировой войне, основанные на реальных событиях.
- Фильмы студии Бабельсберг
- СтудияКанал фильмов
- Победители BAFTA (фильмы)
- Лауреаты премии BAFTA за лучший фильм
- Фильмы, режиссер которых получил премию BAFTA за лучшую режиссуру
- Фильмы, режиссёр которых получил премию «Сезар» за лучшую режиссуру
- Фильмы, оператор которых получил премию «Сезар» за лучшую операторскую работу
- Фильмы продюсера Алена Сарда
- Лауреаты премии «Чешский лев» (фильмы)
- Англоязычные французские фильмы
- Англоязычные немецкие фильмы
- Англоязычные польские фильмы
- Фильмы по сценарию Рональда Харвуда
- драматические фильмы 2002 года
- Немецкие тюремные фильмы
- Премия «Золотой орел» (Россия) победителям за лучший фильм на иностранном языке
- Британские фильмы о Второй мировой войне
- Французские фильмы о Второй мировой войне
- Немецкие фильмы о Второй мировой войне
- Польские фильмы о Второй мировой войне
- Британские фильмы 2000-х годов
- Французские фильмы 2000-х годов
- Немецкие фильмы 2000-х годов
- Фильмы о польском сопротивлении во время Второй мировой войны.
- Фильмы BAC Films