Леопард (фильм 1963 года)
Леопард | |
---|---|
![]() Оригинальный постер фильма | |
итальянский | Леопард |
Режиссер | Лукино Висконти |
Автор сценария | Сусо Чекки д'Амико Энрико Медиоли Пасхальный фестиваль колокольни Массимо Франсиоза Лукино Висконти Рене Баржавель [ 1 ] [ 2 ] |
На основе | Леопард (роман 1958 года) Джузеппе Томази ди Лампедуза |
Продюсер: | Гоффредо Ломбардо |
В главных ролях | Берт Ланкастер Клаудия Кардинале Ален Делон Паоло Стоппа Рина Морелли Ромоло Валли Серж Реджани Теренс Хилл |
Кинематография | Джузеппе Ротунно |
Под редакцией | Марио Серандрей |
Музыка | Нино Рота |
Распространено |
|
Даты выхода |
|
Время работы |
|
Страны | Италия Франция |
Язык | итальянский |
Театральная касса | в США/Канаде 1 800 000 долларов США ( аренда ) [ 3 ] 3 649 498 поступлений (Франция) [ 4 ] |
Леопард ( итальянский : Il Gattopardo , букв. « Сервал ») [ 5 ] — эпический исторический драматический фильм 1963 года режиссёра Лукино Висконти . Написанный Висконти, Сусо Чекки д'Амико , Энрико Медиоли , Паскуале Феста Кампаниле , Массимо Франсиозой и неуказанным в титрах Рене Баржавелем , фильм представляет собой экранизацию романа 1958 года одноименного Джузеппе Томази ди Лампедуза . [ 6 ]
Берт Ланкастер играет дона Фабрицио Корбера, стареющего сицилийского дворянина, оказавшегося в социально-политической суматохе Рисорджименто ( объединения Италии) в середине 19 века, с Аленом Делоном в роли его оппортунистического племянника Танкреди и Клаудией Кардинале в роли его крестницы. Паоло Стоппа , Рина Морелли , Ромоло Валли , Серж Реджани и Теренс Хилл играют второстепенные роли. Фильм был международным совместным производством итальянской студии Titanus и французской студии Pathé . [ 7 ]
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1963 года . [ 8 ] и был выпущен в кинотеатрах в Италии 28 марта 1963 года и во Франции 14 июня. Он имел успех у критиков и коммерческий успех в Европе, но прием был более теплым в Соединенных Штатах, где была выпущена усеченная версия с английским дублированием. Ретроспективные обзоры более длинной оригинальной версии фильма были более положительными, и теперь фильм широко считается классикой и одним из величайших фильмов, когда-либо созданных. [ 9 ] [ 10 ]
В 2008 году фильм был включен Министерством культурного наследия Италии в список 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению , — список из 100 фильмов, которые «изменили коллективную память страны в период с 1942 по 1978 год». [ 11 ]
Сюжет
[ редактировать ]На Сицилии в 1860 году дон Фабрицио Корбера, принц Салины , наслаждается обычными удобствами и привилегиями своего предка. Война разразилась между армиями Франциска II Обеих Сицилий и восставшими добровольцами- краснорубашечниками Джузеппе Гарибальди . Среди мятежников - племянник принца Танкреди, чью романтическую политику принц нерешительно принимает с некоторой причудливой симпатией. Расстроенный восстанием принц уезжает в Палермо . Армия Гарибальди подчиняет город и экспроприирует Сицилию у Бурбонов . Принц размышляет о неизбежности перемен: средний класс вытеснит правящий класс, в то время как на первый взгляд все останется прежним. Отказываясь подчиниться волне перемен, принц отправляется в свой летний дворец в Доннафугате .
Новое национальное собрание созывает плебисцит , и националисты побеждают со счетом 512–0 благодаря коррупции и поддержке ведущего гражданина города дона Калоджеро Седары. Дона Калоджеро приглашают на виллу Корбера, и он приводит с собой дочь Анжелику. И принц, и Танкреди очарованы красотой Анжелики. Вскоре после этого Танкреди планирует попросить ее руки и сердца. Принц видит мудрость этого матча, потому что знает, что из-за амбиций его племянника Танкреди понадобятся наличные деньги, которые отец Анжелики с радостью предоставит. По благословению принца и дона Калоджеро Танкреди и Анжелика обручаются. Заметив, что Танкреди перешел от Гарибальди к недавно сформированной армии короля Витторио , принц с тоской приходит к выводу, что его племянник - тот тип оппортуниста, который будет процветать в новой Италии.
кавалер Шевалле, представитель Королевства Сардиния На виллу принца приезжает . Он умоляет принца присоединиться к сенату зарождающегося Королевства Италия , надеясь, что великое сострадание и мудрость принца помогут облегчить кажущуюся бедность и предполагаемое невежество на улицах Сицилии. Однако принц возражает и отказывается от этого приглашения, отмечая, что, по его мнению, Сицилия предпочитает свои традиции заблуждениям современности, потому что ее люди гордятся своим древним наследием. Он говорит, что предвидит, что его разновидность аристократических правителей, которых он называет леопардами и львами, будет заменена более бюрократическими правителями, которых он называет шакалами и гиенами, но что все, включая «овец» широкой публики, будут продолжать считают себя «солью земли». Принц рекомендует, чтобы дон Калоджеро был более подходящим сенатором.
Корберы, включая Танкреди, посещают большой бал на вилле соседнего принца, и это событие знаменует собой дебют Анжелики в высшем свете . Охваченный сочетанием меланхолии и нелепости нуворишей , принц одиноко бродит из комнаты в комнату, все больше разочаровываясь во всем здании общества, которое он так галантно представляет, - пока Анжелика не подходит и не приглашает его потанцевать. Он принимает и на мгновение возвращает и представляет элегантную и лихую фигуру своего прошлого «я», но после танца он быстро снова разочаровывается.
Ранним утром принц покидает бал один. Идя с тяжелым сердцем по пустым улицам, он останавливается, чтобы пропустить спешащего священника и войти в дом, чтобы совершить последний обряд , а затем заходит в темный переулок, который символизирует угасающее прошлое Италии, к которому, как он чувствует, он принадлежит.
Бросать
[ редактировать ]
- Берт Ланкастер в роли дона Фабрицио Корбера, принца Салины
- Клаудия Кардинале в роли Анжелики Седара / Бертианы Седара, жены дона Калоджеро и матери Анжелики
- Ален Делон — принц Танкреди Фальконери, племянник дона Фабрицио
- Паоло Стоппа — дон Калоджеро Седара, мэр Доннафугаты
- Рина Морелли — принцесса Мария Стелла Салина, жена дона Фабрицио
- Ромоло Валли — отец Пирроне, капеллан Салины
- Иво Гаррани, как полковник Паллавичино
- Лесли Френч в роли кавалера Шевалле
- Серж Реджани в роли дона Франсиско «Чиччо» Тумео
- Теренс Хилл (в титрах - Марио Джиротти) в роли графа Кавриаги
- Пьер Клементи в роли Франческо Паоло Корбера
- Лусилла Морлакки в роли Кончетты Корбера
- Джулиано Джемма — в красной рубашке генерал
- Ида Галли в роли Каролины Корбера
- Оттавия Пикколо в роли Катерины Корбера
- Карло Валенцано в роли Паоло Корбера
- Брук Фуллер в роли Фабрициетто Корберы
- Анна Мария Боттини в роли мадемуазель Домбрей, гувернантки Корбера
- Лола Браччини в роли Донны Маргариты
- Марино Масе — наставник Корбера
- Ховард Нельсон Рубиен в роли Дона Диего
- Рина Де Лигуоро в роли принцессы Пресичче
- Корбера Франко Гула — Мими, мажордом
- Олимпия Кавалли в роли Марианнины
Производство
[ редактировать ]
Разработка
[ редактировать ]
Роман Томази стал бестселлером в Италии и получил премию «Стрега» — самую престижную литературную награду Италии. В августе 1960 года итальянская студия Titanus объявила, что следующим летом снимет фильм по роману на Сицилии с бюджетом не менее 2 миллионов долларов. Фильм должен был быть совместным итало-американским производством, снятым на разных языках с участием итальянских и американских звезд. Этторе Джаннини готовил сценарий, хотя ожидалось, что для его завершения он будет сотрудничать с другим писателем. [ 12 ]
Сообщается, что до того, как в дело вмешался Висконти, было проведено несколько курсов лечения. [ 13 ] «Книга увидена глазами сицилийского принца, который не разбирается в людях», - сказал Висконти. «Люди были обмануты Гарибальди, а затем они были уничтожены пьемонтцами. Народное сознание было задушено тем, как высший класс Пьемонта пытался сохранить социальную структуру юга такой, какая она была». [ 14 ]
В июле 1961 года MGM объявили, что подписали договор о совместном производстве с Titanus для создания фильма. Уоррен Битти обсуждал с Висконти роль Танкреди, а Висконти предложил Лоуренсу Оливье и Спенсеру Трейси сыграть Принца. [ 15 ]
Продюсеры сказали Висконти, что им нужно выбрать звезду, чтобы гарантировать, что они заработают достаточно денег, чтобы оправдать большой бюджет. Продюсеры порекомендовали, чтобы звездой был Грегори Пек , Энтони Куинн , Спенсер Трейси или Берт Ланкастер, и выбрали Ланкастера, не посоветовавшись с Висконти. Это оскорбило режиссера, что поначалу вызвало напряжение на съемочной площадке, но в итоге Висконти и Ланкастер хорошо сработались, и их дружба продлилась до конца жизни Висконти. [ 16 ]
В ноябре 1961 года Ланкастер согласился сыграть главную роль, а съемки начнутся в апреле. [ 17 ] Ланкастер сказал, что он был «давно очарован» «Леопардом» , еще до того, как ему предложили эту роль, сказав: «Я думаю, что это лучшее письменное и самое проницательное исследование человека и его биографии, появившееся за многие годы». [ 18 ] Он сказал, что сомневался по поводу согласия на эту роль, потому что «роман был настолько совершенен, как роман», но, в конце концов, решил согласиться. [ 19 ]
В апреле 1962 года компания 20th Century Fox объявила о покупке прав на распространение фильма. [ 20 ]
Стрельба
[ редактировать ]
Съемки начались в мае 1962 года в Палермо . Первые две недели двухмесячных съемок на Сицилии были посвящены батальным сценам. После 22 недель съемок натурных сцен в Риме были сняты интерьеры. [ 21 ] Кульминационная сцена бала в фильме, снятая в Палаццо Вальгуарнера-Ганги в Палермо, прославилась своей продолжительностью (в законченном фильме она длится более 46 минут) и богатством.
Ланкастер назвал Висконти «лучшим режиссером, с которым я когда-либо работал». [ 18 ] Сцены с Ланкастером были сняты на английском языке и дублированы на итальянский язык для итальянской версии фильма, в то время как большинство других сцен были сняты на итальянском языке и дублированы на английский язык для английской версии. [ 18 ] Ланкастера озвучил Коррадо Гайпа , а его французского коллегу по фильму Алена Делона озвучил Карло Сабатини . Арчибальд Колкухун работал режиссером диалогов в фильме. [ 22 ]
К маю 1963 года стало известно, что фильм обошелся Титанусу в 5 миллионов долларов. [ 23 ]
Версии
[ редактировать ]Leopard распространялся как минимум в пяти различных версиях. Висконти Первоначальная длина работы составляла 205 минут, но и режиссер, и продюсер посчитали ее слишком длинной, и к премьере на Каннском кинофестивале фильм был сокращен до 195 минут. Затем Висконти сократил продолжительность фильма до 185 минут для его официального выпуска в Италии и посчитал эту версию своей любимой. В других странах Европы фильм вышел в 171-минутной версии.
В версии фильма с английским дублированием, первоначально выпущенной в США, итальянские и французские актеры были дублированы разными актерами; Берт Ланкастер и актер второго плана Лесли Френч были единственными, кто переозвучил свой собственный диалог. без участия Висконти до 161 минуты Эта версия была отредактирована ее дистрибьютором 20th Century Fox , и он был недоволен сокращениями, дубляжом и печатью. [ 24 ] [ 25 ] Висконти пригрозил подать в суд на Фокса, который пригрозил подать встречный иск против режиссера, утверждая, что Ланкастер контролировал американскую версию. [ 26 ] «Я вообще не чувствую, что это мой фильм», - сказал Висконти об этой версии. [ 27 ]
Выпускать
[ редактировать ]Фильм дебютировал на Каннском кинофестивале 1963 года , где получил Золотую пальмовую ветвь . [ 8 ]
185-минутная версия фильма наконец вышла в прокат в США в 1983 году. [ 28 ]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Фильм имел успех в Европе. За первые 10 дней проката в 8 городах Италии он собрал 370 000 долларов. [ 29 ] и стал шестым по популярности фильмом года во французской прокате, получив 3 688 024 просмотра. [ 4 ] [ 30 ] Несмотря на то, что Fox вырезала его для выпуска в США, в Соединенных Штатах фильм не имел таких успехов: прокат в кинотеатрах составил 1,8 миллиона долларов. [ 3 ] [ 25 ]
Критический
[ редактировать ]На момент выхода летом 1963 года большинство американских критиков раскритиковали фильм. По данным Newsweek , Ланкастер выглядел «так, будто он играет » Кларенса Дэя » . Жизнь с отцом в летней программе « [ 31 ] Джонатан Миллер из The New Yorker высмеял Ланкастера как «замкнутого бакенбардами и явно ошеломленного важностью своей роли». [ 31 ] Тем не менее, журнал Time Magazine оценил характеристику Леопарда, сделанную Ланкастером, как твердую и убедительную. [ 31 ]
Ретроспектива
[ редактировать ]Журнал New York назвал ставшую знаменитой сцену бального зала «почти невыносимо трогательной». [ 32 ] Газета « Нью -Йорк Таймс» писала: «Возрождение этой очаровательной работы доказывает, что при правильных обстоятельствах два десятилетия не имеют никакого значения, но 25 минут могут превратить очень хороший фильм в, возможно, великий». [ 33 ]
Марк Лагер в программе «Чувства кино » похвалил операторскую работу Джузеппе Ротунно в фильме как «барочную и элегическую», а также «новаторскую и задумчивую». [ 34 ]
Репутация фильма продолжает расти. Режиссеры Мартин Скорсезе и Сидни Поллак (руководствовавшие дубляжом фильма на английский язык) считают его одним из величайших из когда-либо созданных. [ 10 ] [ 35 ] В десятилетнем опросе критиков, проведенном Британским институтом кино , «Леопард» был назван 57-м величайшим фильмом всех времен. [ 9 ]
На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 98% на основе 48 рецензий со средней оценкой 9,1 из 10; «Консенсус критиков» сайта гласит: «Роскошный и задумчивый фильм «Леопард» представляет собой эпические сражения, роскошные костюмы и бальный вальс, который претендует на звание самой красивой сцены, снятой в фильме». [ 36 ] На Metacritic переиздание фильма 2004 года получило высшую оценку 100 из 100 на основе 12 рецензий, что указывает на «всеобщее признание». [ 37 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Награды ассоциации | ||||
---|---|---|---|---|
Премия | Год | Категория | Номинант | Результат |
Премия Оскар | 1964 | Лучший дизайн костюмов, цвет | Пьеро Тру | номинирован |
Давид Донателло | 1963 | Лучший продюсер | Гоффредо Ломбардо | номинирован |
Премия «Золотой глобус» | 1964 | Новая звезда года - актер | Ален Делон | номинирован |
Серебряная лента | 1964 | Лучший режиссер | Лукино Висконти | номинирован |
Лучший актер второго плана | Ромоло Валли | номинирован | ||
Лучшая актриса второго плана | Рина Морелли | номинирован | ||
Лучший сценарий | Лукино Висконти, Сузо Чекки д'Амико , Энрико Медиоли , Паскуале Феста Кампаниле , Массимо Франсиоза |
номинирован | ||
Лучшая операторская работа, цвет | Джузеппе Ротунно | Выиграл | ||
Лучший художник-постановщик | Марио Гарбулья | Выиграл | ||
Лучший дизайн костюмов | Пьеро Тру | Выиграл | ||
Награды Сан-Жорди | 1964 | Лучший иностранный фильм | Лукино Висконти | Выиграл |
1991 | Специальная награда | Выиграл | ||
Награды критиков | ||||
Ассоциация | Год | Категория | Номинант | Результат |
Национальный наблюдательный совет | 1963 | Лучшие зарубежные фильмы | Леопард | Выиграл |
Кинофестивали | ||||
Фестиваль | Год | Категория | Номинант | Результат |
Каннский кинофестиваль | 1963 | Золотая пальмовая ветвь | Лукино Висконти [ 38 ] | Выиграл |
Сохранение
[ редактировать ]Оригинальный Technirama негатив камеры с 8 перфорациями для фильма «Леопард» сохранился и использовался The Criterion Collection для создания своего мастер-видео для DVD и Blu-ray, при этом синхронизация цвета контролировался оператором фильма Джузеппе Ротунно . Новые элементы консервационной пленки были созданы с использованием в разрешении 4K цифрового сканирования пленки , выполненного в сотрудничестве с Cineteca di Bologna , L'Immagine Ritrovata , The Film Foundation , Gucci , Pathé , Fondation Jérôme Seydoux-Pathé, Twentieth Century Fox и Centro. Экспериментальная национальная кинематография. [ 39 ] Премьера этой реставрации состоялась на Каннском кинофестивале 2010 года. [ 40 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Доступно несколько DVD-изданий фильма:
- Регион 2 ( Италия ) Релиз Medusa Home Entertainment (выпущенный в 2001 году) содержит 185-минутную итальянскую версию с несколькими бонусными функциями и интервью. (Этот выпуск не предназначен для английского языка.)
- Регион 2 ( Великобритания ) Релиз BFI Video предлагает восстановленную версию итальянской версии с аудиокомментариями Дэвида Форгакса и Россаны Капитано.
- Регион 2 ( Япония ). Релиз Toho содержит невосстановленную версию итальянской версии как с оригинальным звуком (и японскими субтитрами), так и с редкой альтернативной английской дублированной дорожкой, которая отличается от сокращенной американской версии фильма. Специальные функции включают текстовую биографию и факты на японском языке. (Этот выпуск не предназначен для английского языка.)
- Регион 1 ( США ). Выпуск The Criterion Collection представляет собой набор из трех дисков, содержащий восстановленную версию 185-минутной итальянской версии (с дополнительными английскими субтитрами), несколько бонусных функций, интервью, аудиокомментарии Питера Коуи и 161-минутную версию. минутная версия, дублированная на английском языке в США, в качестве дополнения.
Релиз Blu-ray:
- Регион A ( США ) Комплект из двух дисков Blu-ray Criterion Collection включает в себя 185-минутную итальянскую версию в формате 1080P, большую часть бонусных материалов на DVD, некоторые недавно созданные бонусные материалы и 161-минутную версию на американском английском языке. дублированная версия в формате 1080i.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Происхождение, родство и семья в творчестве Рене Баржавеля (Клермон-Ферран)» .
- ^ «Биография | Рене Баржавель — писатель, журналист, сценарист | Futura Sciences» .
- ^ Перейти обратно: а б «Главные особенности аренды 1963 года». Разнообразие . 8 января 1964 г. с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Информация о кассовых сборах фильма «Леопард» в Box Office Story
- ^ Алу, Джорджия (22 июня 2020 г.). «Путеводитель по классике: Леопард» . Разговор . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Леопард в каталоге художественных фильмов AFI.
- ^ «Леопард (1963)» . БФИ . Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ресс, Пол (24 мая 1963 г.). « Леопард» — обладатель Каннской кинопремии». Чикаго Трибьюн . п. а4.
- ^ Перейти обратно: а б «100 лучших критиков | BFI» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б «12 любимых фильмов Скорсезе» . Miramax.com. Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . Коррьере делла Сера . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ ИТАЛЬЯНО-СШАФИЛЬМ, О ГАРИБАЛЬДИ: «Леопард», роман ди Лампедузы, будет снят на Сицилии Титаном из Рима, ЮДЖИН АРЧЕР. Нью-Йорк Таймс , 6 августа 1960 г.: 9.
- ^ КИНОСАФАРИ НА СИЦИЛИАНСКОМ ПЕЙЗАЖЕ РОБЕРТА Ф. ХОКИНСА. The New York Times , 7 мая 1961 г.: X9.
- ^ Разговор с ВИСКОНТИ Жиллиат, Пенелопа. The Observer 10 сентября 1961 г.: 17.
- ^ Арчер, Юджин (1 июля 1961 г.). «MGM ВЫПУСТИТ ФИЛЬМ «ЛЕОПАРД»: Уоррен Битти искал главную роль в итальянском кино». Нью-Йорк Таймс . п. 9.
- ^ Буфорд, Кейт (2000). Берт Ланкастер: Американская жизнь . Лондон: Аурум. стр. 222–227. ISBN 1-85410-740-2 .
- ↑ СЛЕДУЮЩИМ ФИЛЬМОМ РОССЕНА БУДЕТ «КОКО-ПЛЯЖ»: Сюжетом станет карнавальная атмосфера на мысе Канаверал. ЮДЖИН АРЧЕР. Нью-Йорк Таймс, 8 ноября 1961 г.: 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Берт Ланкастер обнаруживает сицилийского принца Дерек Проуз. The Christian Science Monitor, 18 июля 1962 г.: 6.
- ^ БЕРТ ЛАНКАСТЕР: ЦИРКОВЫЙ АКРОБАТ МЕНЯЕТ ПЯТНА НА «ЛЕОПАРДА» Уолдо, Джордж. Лос-Анджелес Таймс, 21 октября 1962 г.: 6.
- ^ «Две короткометражки выбраны для кинофестиваля». Нью-Йорк Таймс . 18 апреля 1962 г. с. 30.
- ^ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ПОКАЗА ФИЛЬМОВ В Квинсе: короткометражные программы запланированы на 23 мая и 19 июня. ГОВАРД ТОМПСОН. Нью-Йорк Таймс, 12 мая 1962 г.: 15.
- ^ «ЛЕОПАРД» В ЕГО ОРИГИНАЛЬНОМ логове: Экранная версия знака заботы и подлинности «Современная классика» ГЕРБЕРТ МИТГАНГ. «Нью-Йорк Таймс», 29 июля 1962 г.: 69.
- ^ Хокинс, Роберт Ф. (5 мая 1963 г.). «Отмечено на итальянской киносцене: эксперты отрасли обвиняют перенапряжение в римском кризисе». Нью-Йорк Таймс . п. 139.
- ^ Дэвис, Бренда (весна 1964 г.). «Может ли Леопард...?». Вид и звук . Том. 33, нет. 2. п. 99.
- ^ Перейти обратно: а б «Травмирующий опыт« Леопарда » заставил Висконти скептически относиться, но превозносит ВБ». Разнообразие . 17 декабря 1969 г. с. 7.
- ^ «Спонсоры фильма могут остановить атаку режиссера» . Чикаго Трибьюн . 20 декабря 1963 г. с. б19.
- ^ Арчер, Юджин (18 августа 1963 г.). «Ловкая одиссея аристократа». Нью-Йорк Таймс . п. 107.
- ^ Томас, Кевин (30 октября 1983 г.). «Фильмы: «Леопард» Висконти снова ревет». Лос-Анджелес Таймс . п. у27.
- ^ « Леопард» заработал 370 000 долларов за 10 дней». Разнообразие . 17 апреля 1963 г. с. 4.
- ^ «Французская касса 1963 года» . Кассовая история .
- ^ Перейти обратно: а б с Буфорд, Кейт (2000). Берт Ланкастер: Американская жизнь . Лондон: Аурум. п. 232. ИСБН 1-85410-740-2 .
- ^ «Нью-Йоркский журнал» . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 101. 10 октября 1983 г. ISSN 0028-7369 .
- ^ Кэнби, Винсент (11 сентября 1983 г.). «ПРОСМОТР ФИЛЬМА. В 20 ЛЕТ «ЛЕОПАРД» БЫСТРЕЕ, чем когда-либо». Нью-Йорк Таймс . п. А21. Обзор
- ^ Лагер, Марк (2021). «Сны о прошлом Италии — операторская работа Джузеппе Ротунно в фильмах «Амаркорд» и «Леопард» . Чувства кино .
- ^ «В опросе режиссеров Sight & Sound 2002 года Поллак назвал десять своих лучших фильмов в алфавитном порядке» . BFI.org. Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Леопард (2019)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Леопард (переиздание) , получено 27 октября 2022 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Леопард» . фестиваль-канны.com . Проверено 27 февраля 2009 г.
- ^ «Gucci продлевает пятилетнее партнерство с Кинофондом Мартина Скорсезе» . fashionandrunway.com . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ «Скорсезе восстанавливает «Леопарда» и возрождает золотой век Канн» . Ярмарка тщеславия . Проверено 20 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Леопард на IMDb
- Леопард в AllMovie
- Леопард в Rotten Tomatoes
- Леопард на Metacritic
- Воспоминание о прошлом: Леопард, эссе Майкла Вуда из Criterion Collection
- фильмы 1963 года
- Драматические фильмы 1963 года
- Итальянские исторические драмы
- Итальянские военные драмы
- Итальянские эпические фильмы
- Итальяноязычные фильмы 1960-х годов
- Французские исторические драмы
- Французские военные драмы
- Французские эпические фильмы
- Фильмы по итальянским романам
- Фильмы, действие которых происходит в Палермо
- Фильмы, действие которых происходит в 1860-х годах.
- Обладатели «Золотой пальмовой ветви»
- Фильмы Лукино Висконти
- Фильмы по сценарию Сузо Чекки д'Амико
- Фильмы, написанные Нино Ротой
- Фильмы, снятые в Палермо
- Фильмы, снятые в Лацио
- Итальянское объединение
- Культурные изображения Джузеппе Гарибальди
- Адаптации произведений Джузеппе Томази на Лампедузе
- Итальянские фильмы 1960-х годов.
- Французские фильмы 1960-х годов.