Рим, Открытый город
Рим, Открытый город | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
итальянский | Рим, открытый город |
Режиссер | Роберто Росселлини |
Автор сценария |
|
Рассказ | Серджио Амидей |
На основе | Истории прошлых лет к
|
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Убальдо Арата |
Под редакцией | Эральдо да Рома Джоланда Добро пожаловать |
Музыка | Ренцо Росселлини |
Распространено | Минерва Фильм (Италия) Джозеф Берстин и Артур Майер (США) |
Дата выпуска |
|
Время работы | 105 минут |
Страна | Италия |
Языки | итальянский немецкий |
Театральная касса | 1 миллион долларов (аренда в США) [1] 3 миллиона долларов (США) [2] |
Рим, Открытый город ( итал . Roma città aperta ), также выпущенный как Open City , [3] — итальянский неореалистический военный драматический фильм 1945 года, снятый Роберто Росселлини и написанный в соавторстве с Серджио Амидеем , Селестой Негарвилль и Федерико Феллини . Действие фильма происходит в Риме в 1944 году. В фильме рассказывается о разнообразной группе персонажей, переживающих нацистскую оккупацию , и рассказывается о бойце Сопротивления , пытающемся сбежать из города с помощью католического священника. Название отсылает к статусу Рима как открытого города после его провозглашения таковым 14 августа 1943 года. Этот фильм является первым в «Неореалистической трилогии» Росселини, за которой следуют «Пайзан» (1946) и «Германия, нулевой год» (1948).
«Открытый город» считается одним из самых важных и представительных произведений итальянского неореализма и важной ступенькой для итальянского кинопроизводства в целом. Это был один из первых послевоенных итальянских фильмов, получивших широкое признание и признание на международном уровне, выиграв престижную Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1946 года. [4] и номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий на 19-й церемонии вручения премии Оскар . Благодаря ему режиссер Росселини, сценарист Феллини и актриса Анна Маньяни оказались в центре внимания международного сообщества.
В 2008 году фильм был включен Министерством культурного наследия Италии в список 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению , — список из 100 фильмов, которые «изменили коллективную память страны в период с 1942 по 1978 год». [5]
Сюжет
[ редактировать ]В оккупированном Риме в 1944 году немецкие войска СС пытаются арестовать Луиджи Феррариса (скрывающегося под псевдонимом инженера Джорджио Манфреди), коммуниста и лидера Сопротивления нацистам фашистам и итальянским . Хозяйка его ночлежки вовремя предупреждает его, чтобы он избежал плена. Он пробирается в дом Франческо, еще одного бойца Сопротивления. Там он встречает Пину, явно беременную невесту Франческо, которая живет в соседней квартире. Сначала она подозревает Луиджи в том, что он полицейский, и доставляет ему неприятности, но когда он дает понять, что является сообщником Франческо, она приветствует его в своей квартире, чтобы дождаться его. С помощью Пины Луиджи/Джорджио связывается с доном Пьетро, католическим священником, который помогает Сопротивлению. Луиджи просит его передать сообщения и деньги группе бойцов Сопротивления за городом, поскольку теперь он известен гестапо и не может сделать это сам. Священник охотно делает это.
Дон Пьетро также должен присутствовать на свадьбе Пины и Франческо на следующий день. Франческо не очень религиозен, но предпочел бы жениться на священнике-патриоте, чем на фашистском чиновнике; набожная Пина, с другой стороны, прагматично относится к этому решению (поскольку в обычное время было бы немыслимо, чтобы незамужняя беременная женщина венчалась в церкви), но пытается понять, почему Бог допустил, чтобы с людьми происходили такие ужасные вещи, как происходят повсюду вокруг них. Ее сын, Марчелло, несколько сопротивляющийся прислужник, участвует в жизни искалеченного юноши, сражающегося с собственным сопротивлением, закладывающего бомбы. Беспомощная сестра Пины Лаура остается с ней, но работает в кабаре, обслуживая нацистов и фашистов. Она также старая подруга Марины, девушки Луиджи, которая его искала. Марина также работает в кабаре и не только занялась проституцией ради роскоши, которой она жаждет, но и пристрастилась к наркотикам из-за коварной Ингрид, супруги местного нацистского командира майора Бергмана.
Бергманн, которому помогает начальник итальянской полиции, подозревает, что Луиджи находится в квартире Франческо. В тот же день они совершили набег на огромное здание, вытащили всех и арестовали десятки мужчин. Луиджи убегает, но Франческо бросают в грузовик и увозят. Увидев его, Пина прорывается через кордон солдат, выкрикивающих его имя, но его застреливают. Священник, который находился в здании, чтобы стереть любые следы оружия Сопротивления под видом молитвы за умирающего, держит ее на руках и молится, пока заканчивается первая часть.
Вторая часть начинается с того, что несколько грузовиков с итальянскими пленными вывезены из многоквартирного дома в колонне с военной техникой, на которую нападают бойцы Сопротивления. Большинство пленников, похоже, сбегают. Франческо воссоединяется с Луиджи. Вместе они идут к священнику, который предложил спрятать их в монастыре.
После этого пара отправляется в гостиницу, где живет и работает Марина, чтобы скрыться на ночь. Когда Луиджи видит, как она живет, и находит ей наркотики, они спорят из-за ее выбора. Желая отомстить за его упрек, она предает его и Франческо нацистам. На следующее утро Луиджи, Франческо, Дон Пьетро и австрийский дезертир, которому также помогает священник, уезжают в монастырь. Франческо немного отстает и может сбежать, когда остальная часть группы попадает в засаду немцев, которые ошибочно полагают, что австриец - это он. Ингрид награждает Марину шубой и наркотиками.
В штаб-квартире нацистов Бергманн рассказывает Ингрид о своем плане - извлечь все из своих пленников до рассвета, чтобы застать Сопротивление врасплох до того, как до него доберутся новости об их поимке. Затем он предлагает Луиджи снисходительность в обмен на предательство. Луиджи отказывается, и его отправляют на пытки. Австриец, уже проявивший трусость перед допросом, вешается в своей камере. Гестапо нападало на Луиджи волнами с кнутами и паяльной лампой, но тщетно.
Одержимый стремлением уложиться в установленный для себя срок, Бергманн затем пытается убедить дона Пьетро использовать свое влияние на Луиджи, чтобы предать его дело, описывая Луиджи как атеиста и коммуниста, который является врагом церкви. Дон Пьетро спокойно отвечает, что всякий, кто стремится жить праведной жизнью, делает дело Божие. Затем Бергманн заставляет дона Пьетро наблюдать за пытками Луиджи. Когда Луиджи умирает, ничего не раскрывая, дон Пьетро благословляет его тело и отдает на милость Божью. Отказ Луиджи уступить подрывает уверенность немцев, в том числе Бергмана, который хвастался, что они являются « расой господ », и что никто из « расы рабов » не может выдержать их пыток.
Марина и немецкий офицер, который ранее в офицерском клубе ругал Бергманна о Рейхе, натыкаются в пьяном виде в кабинет Бергмана с открытой дверью в соседнюю камеру пыток. Когда она видит, что Луиджи отказался от сделки Бергмана и позволил замучить себя до смерти, она теряет сознание. Шеф гестапо и Ингрид решают, что она им теперь бесполезна, и приказывают запереть ее. Ингрид снимает пальто, которое Марина накинула на плечи, и говорит, что наденет его снова «в следующий раз». Когда она и Бергманн выходят, немецкий офицер презрительно бормочет: «Мы — высшая раса».
Утром дона Пьетро ведут на казнь. Появляются приходские служки-боевики сопротивления и начинают насвистывать ему свою сигнальную мелодию. Фактически ослепший, поскольку его очки были разбиты, когда его грубо бросили в камеру по прибытии в штаб-квартиру нацистов, Дон Пьетро воодушевляется, когда узнает дань уважения мальчиков. Итальянская расстрельная команда готовится стрелять, но при стрельбе слегка прицеливается, не желая убивать священника. Видя, что дон Пьетро все еще бормочет молитвы, председательствующий немецкий офицер, тот самый человек, который накануне вечером в пьяном виде осуждал майора Бергманна тщетность нацистской одержимости мировым господством, кричит командиру расстрельной команды, чтобы тот закончил свою задачу. Когда командир не реагирует, немецкий офицер выхватывает пистолет и убивает священника выстрелом в голову.
город Рим и купол базилики Святого Петра Мальчики в скорби склоняют головы и медленно уходят, на заднем плане виден .
Бросать
[ редактировать ]- Альдо Фабрици в роли дона Пьетро Пеллегрини
- Анна Маньяни в роли Пины
- Марчелло Пальеро (дублированный Лауро Гаццоло ) в роли Джорджио Манфреди
- Вито Анникьярико (дублированный Ферруччо Амендолой ) в роли Марчелло
- Нандо Бруно, как Агостино
- Гарри Файст (дублированный Джулио Паникали ) в роли майора Бергманна
- Джованна Галлетти (озвученная Розвитой Шмидт ) в роли Ингрид
- Франческо Гранжаке (дублированный Гуалтьеро Де Анжелисом ) в роли Франческо
- Эдуардо Пассарелли — сержант полиции
- Мария Мичи в роли Марины Мари
- Карла Ровере (дублированная Розеттой Калаветтой ) в роли Лауретты
- Карло Синдичи — комиссар полиции
- Йоп ван Хюльцен, как капитан Хартманн
- Акос Толнай — австрийский дезертир
- Альберто Тавацци, как священник
Разработка
[ редактировать ]К концу Второй мировой войны Росселлини отказался от фильма « Дезидерио» , поскольку условия сделали невозможным его завершение (хотя позже он был закончен Марчелло Пальеро в 1946 году и Росселлини отрекся от него). [ нужна ссылка ] ). К 1944 году в Италии практически не существовало киноиндустрии, и происхождение первоначального финансирования фильма неясно. Первоначально Росселлини планировал снять документальный фильм под названием Storie di Ieri о доне Пьетро Морозини , католическом священнике, расстрелянном нацистами за помощь партизанскому движению в Италии , и начал встречаться с рядом сценаристов в Риме вскоре после того, как Германия покинула страну. город. Федерико Феллини изначально не был заинтересован в присоединении, так как не одобрял партизанские действия во время оккупации. [6]
Производство
[ редактировать ]Нацисты покинули Рим 4 июня 1944 года; На следующий день союзники заняли незащищенный город. Съемки фильма начались в январе 1945 года в сложных условиях, а его стиль развивался в зависимости от обстоятельств. Помещения Cinecittà Studios в то время были недоступны, так как они были повреждены во время войны и в настоящее время были реквизированы союзными войсками для размещения перемещенных лиц . [7]
В финансировании фильма участвовал Альдо Вентурини, торговец шерстью, имевший некоторый капитал для инвестиций. После нескольких дней съемок производство было остановлено из-за нехватки денег, и Росселлини убедил Вентурини завершить работу над фильмом в качестве продюсера, утверждая, что это единственный способ защитить свои вложения. [8]
Житель Нью-Йорка Род Э. Гейгер , солдат Корпуса связи , который в конечном итоге сыграл важную роль в мировом успехе фильма, [ как? ] встретил Росселини в тот момент, когда производство фильма закончилось. У Гейгера был доступ к пленкам — обрывкам и целым рулонам, которые могли запотеть, поцарапаться или по каким-либо причинам считаться непригодными для использования, — которые Корпуса связи регулярно выбрасывали. Он предоставил достаточно этого материала для завершения картины. [9]
Чтобы достоверно изобразить тяготы и нищету жизни в Риме во время оккупации, Росселлини нанимал в основном непрофессиональных актеров; Несколько исключений включали признанных звезд Фабрици и Анну Маньяни . По словам Росселлини, «ситуация момента, руководствующаяся моим собственным настроением и настроением и перспективами актеров», диктовала то, что было снято, и он больше полагался на импровизацию, чем на сценарий. Он также заявил, что эта работа была «фильмом о страхе, страхе, который испытывали все мы, но особенно я. Мне тоже пришлось скрываться. Я тоже был в бегах. У меня были друзья, которых схватили и убили». " [10] Росселлини опирался на традиционные приемы мелодрамы, такие как идентификация главных героев фильма. [ нужна ссылка ] и четкое различие между первичным добром и злом. Для наиболее важных мест фильма было построено всего четыре внутренних декорации. Производство закончилось в июне 1945 года.
Стиль документального или кинохроники фильма частично отражает различные пленки, использованные при его производстве. Когда Cineteca Nazionale восстановила отпечаток в 1995 году, она заявила, что исходный негатив состоял всего из трех разных типов: Ferrania C6 для сцен на открытом воздухе и более чувствительных Agfa Super Pan и Agfa Ultra Rapid для интерьеров. [ нужна ссылка ] Ранее необъяснимые изменения яркости и консистенции изображения теперь объясняются неадекватной обработкой, в том числе разным временем проявления, недостаточным перемешиванием в проявочной ванне и недостаточной фиксацией. [11]
В отличие от фильмов, снятых в первые годы войны (когда Италия была союзником Германии при Муссолини ), в которых британцы, американцы, греки, русские и другие страны-союзники, а также эфиопы, коммунисты и партизаны изображались в качестве антагонистов, « Рим, Открытый «Город» был одним из первых итальянских фильмов о войне, в которых изображалась борьба против немцев и итальянских фашистов. Несмотря на то, что вторжение союзников в Италию произошло в 1943 году, в фильме нет никаких следов какого-либо присутствия или скорого прибытия союзников; вместо этого делается ссылка на то, что это всего лишь «начало» того, что было охарактеризовано как предстоящая долгая борьба, а не уже произошедшая нацистская эвакуация Рима.
Распределение
[ редактировать ]Фильм открылся в Италии 27 сентября 1945 года, ущерб, нанесенный Риму во время войны, еще не устранен. Премьера в США состоялась 25 февраля 1946 года в Нью-Йорке. Американский релиз подвергся цензуре, в результате чего его вырезали примерно на 15 минут. История путешествия фильма из Италии в Соединенные Штаты изложена в Федерико Феллини автобиографическом эссе «Сладкое начало», опубликованном в 1996 году. Род Э. Гейгер , рядовой армии США, дислоцированный в Риме, встретил Росселлини и Феллини после того, как поймал их на прослушивании. в источник питания, используемый для освещения танцевального зала GI. [12] В книге « Приключения Роберто Росселлини » автор Тэг Галлахер называет 29-летнего Гейгера «человеком, который больше, чем кто-либо в отдельности, сделал его и новое итальянское кино известными во всем мире». [13] До войны Гейгер работал на американского дистрибьютора и экспонента иностранных фильмов, что способствовало выпуску фильма в Соединенных Штатах. В благодарность Росселлини предоставил Гейгеру право сопродюсера. [9] [12]
Однако, согласно эссе Феллини, Гейгер был «полупьяным» солдатом, который наткнулся (в прямом и переносном смысле) на съемочную площадку « Открытого города» . [Он] выдавал себя за американского продюсера, тогда как на самом деле он «был никем и не у меня нет ни копейки». [14] Рассказ Феллини об участии Гейгера в фильме стал предметом неудачного иска о клевете в 1983 году, который Гейгер подал против Феллини. [14]
Фильм был запрещен в ряде стран. Западная Германия запретила его с 1951 по 1960 год. [ нужна ссылка ] . В Аргентине он был необъяснимым образом отозван в 1947 году по анонимному распоряжению правительства. [15]
Театральная касса
[ редактировать ]Благодаря интенсивному маркетингу Артура Майера и его партнера Джозефа Берстина в журнале Life. «Римский открытый город» собрал в прокате США ошеломляющие 3 миллиона долларов — беспрецедентная цифра для итальянского фильма, транслируемого в основном в небольших независимых кинотеатрах. Римский открытый город вызвал новый интерес к зарубежным фильмам. [16]
Критический ответ
[ редактировать ]«Рим, открытый город» получил посредственный прием у итальянской публики, когда он был впервые выпущен, когда говорили, что итальянцы хотели эскапизма после войны. Однако он стал более популярным по мере роста репутации фильма в других странах. [17] Этот фильм привлек международное внимание к итальянскому кино и считается типичным примером неореализма в кино, настолько, что вместе с Paisà и Germania anno Zero его называют «Неореалистической трилогией» Росселлини. Роберт Бургойн назвал его «идеальным образцом этого способа кинематографического творчества [неореализма], чье устоявшееся критическое определение было дано Андре Базеном ». [18] Сам Росселлини проследил то, что называлось неореализмом, до одного из своих ранних фильмов «Белый корабль» , который, как он утверждал, имел тот же стиль. Некоторые итальянские критики также утверждали, что неореализм был просто продолжением более ранних итальянских фильмов 1930-х годов, например, фильмов режиссеров Франческо Де Робертиса и Алессандро Блазетти . [19] Более поздние исследования показывают, что этот фильм на самом деле менее неореалистичен и скорее мелодраматичен. [20] Критики спорят, действительно ли предстоящий брак католички Пины и коммуниста Франческо «признает рабочее партнерство коммунистов и католиков в реальном историческом сопротивлении». [21]
Босли Кроутер , кинокритик The New York Times , дал фильму весьма положительную рецензию и написал: «Тем не менее, общий эффект от картины — это ощущение реального опыта, достигнутого как за счет исполнения, так и за счет сценария и режиссуры. выдающаяся игра Альдо Фабрици в роли священника, который с достоинством и человечностью выполняет самую ответственную роль, Марчелло Пальеро также великолепен в роли лидера сопротивления, а Анна Маньяни привносит смирение и искренность в роль убитой женщины. Остальной актерский состав безусловно хорош, за исключением Гарри Файста в роли немецкого командира. Его элегантное высокомерие немного слишком злобно – но это легко понять». [22] Кинокритик Уильям Вольф особенно похвалил сцену, в которой снимается Пина, заявив, что «немногие сцены в кино обладают такой силой, как та, в которой Маньяни с вытянутыми руками мчится к камере насмерть». [23]
Папа Франциск сказал, что этот фильм входит в число его любимых. [24]
По состоянию на июль 2019 года фильм имел редкий рейтинг одобрения 100% на сайте Rotten Tomatoes на основе 42 рецензий со средней оценкой 9,08 из 10. По мнению критиков сайта, « Открытый город » наполняет знакомые контуры своей сюжетной линии трехмерными персонажами и глубиной повествования, что в совокупности образует выдающееся – и по-прежнему весьма резонансное – кинематографическое достижение». [25]
Другие СМИ
[ редактировать ]Трудности, с которыми столкнулись режиссер и съемочная группа до и во время съемок «Рима, открытого города», драматизированы в фильме Целлулоид « Карло Лиццани » 1996 года , в котором Массимо Гини играет роль Росселлини. В 2004 году Дети Рима: Открытый город» вышел документальный фильм « режиссёра Лоры Мускардин .
Похвалы
[ редактировать ]Год | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
1947 | Лучший сценарий, сценарий | Серджио Амидей , Федерико Феллини | номинирован |
Год | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
1946 | Лучшая актриса | Анна Маньяни | Выиграл |
Лучший фильм на иностранном языке | — | Выиграл | |
Десять лучших фильмов | — | № 2 |
Год | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
1946 | Лучший фильм на иностранном языке | — | Выиграл |
Год | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
1946 | Лучший фильм | — | Выиграл |
Лучшая актриса второго плана | Анна Маньяни | Выиграл |
Кинофестивали
[ редактировать ]Год | Фестиваль | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
1946 | Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Роберто Росселлини | Выиграл |
См. также
[ редактировать ]- Список фильмов со 100% рейтингом на Rotten Tomatoes , сайте-агрегаторе рецензий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шаллерт, Эдвин (11 марта 1951 г.). «Приток британских звезд продолжается». Лос-Анджелес Таймс . п. Д3.
- ^ Хант, Кристин (21 мая 2018 г.). « Голливудские взломщики кодов: «Рим, открытый город» разжигает повальное увлечение иностранными фильмами » . Середина .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ «19-я церемония вручения премии Оскар – 1947» .
- ^ «Награды 1946 года: Все награды Каннского фестиваля 2016 (Международный кинофестиваль)» . 4 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . www.corriere.it . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ Готлиб, Сидней (21 июня 2004 г.). «Открытый город Рим» Роберто Росселлини . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83664-7 .
- ↑ Отставка президента Cinecitta Луиджи Фредди после того, как завод был реквизирован союзными вооруженными силами, 7 марта 1944 г. [1]
- ^ Ронкорони, Стефано (2006). История Рима, открытый город [ История Рима, открытый город ] (на итальянском языке). в руках кинотеки Болоньи. ISBN 88-8012-324-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Дмитрк, Эдвард. «Ушел странный человек: мемуары голливудской десятки». СИУ Пресс, 1996. с. 97
- ^ Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 2. Компания HW Wilson. 1987. с. 961.
- ^ Форгач, Дэвид. Рим, открытый город . Лондон: Британский институт кино , 2000.
- ^ Перейти обратно: а б Готлиб, Сидни. «Открытый город Рим Роберто Росселлини». Издательство Кембриджского университета, 2004. стр. 60, 67.
- ^ Галлахер, Тэг. Приключения Роберто Росселлини . Да Капо Пресс, 1998. с. 159
- ^ Перейти обратно: а б «Род Гейгер, истец, апеллянт, против Dell Publishing Company, Inc. и др., Ответчики, апелляционные жалобщики, 719 F.2d 515 (1-й округ, 1983 г.)» .
- ↑ Уоррен, Вирджиния Ли, «Отложенная цензура», The New York Times , 7 декабря 1947 г.
- ^ Хант, Кристин (21 мая 2018 г.). « Голливудские взломщики кодов: «Рим, открытый город» разжигает повальное увлечение иностранными фильмами » . Середина .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Уэйкман. стр. 961–962.
- ^ Бургойн, Роберт. «Воображаемое и нео-реальное», Enclitic , 3 : 1 (весна 1979 г.) Миннеаполис, University of Minnesota Press.
- ^ Уэйкман. п. 962.
- ^ Хиллман, Роджер. «Пенумбра неореализма», Форум современных языковых исследований , 38 : 2 (2002): 221–223.
- ^ Шил, Марк. Итальянский неореализм: восстановление кинематографического города. Нью-Йорк: Wallflower Press (2006): 51.
- ↑ Кроутер, Босли, «Как сопротивлялась Италия», The New York Times , 26 февраля 1946 г.
- ^ Уэйкман. п. 961.
- ^ «Большое сердце, открытое Богу: интервью с Папой Франциском» . 30 сентября 2013 г.
- ^ «Открытый город (1946)» . Гнилые помидоры . Проверено 31 июля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Форгач. Рим, открытый город . Лондон: Британский институт кино , 2000.
- Стефано Ронкорони, История Рима, открытый город, Болонья-Рекко, Cineteca di Bologna-Le Mani, 2006, ISBN 88-8012-324-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Рим, Открытый город на IMDb
- Рим, открытый город на Rotten Tomatoes
- Рим: Открытый город: звезда родилась, эссе Ирен Биньярди из Criterion Collection
- фильмы 1945 года
- военные фильмы 1940-х годов
- Итальянские военные фильмы
- Итальяноязычные фильмы 1940-х годов
- Немецкоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы об антифашизме
- Фильмы о дезертирах
- Итальянские черно-белые фильмы
- Фильмы о фашистах
- Фильмы о католицизме
- Фильмы об итальянском движении сопротивления
- Фильмы Роберто Росселлини
- Фильмы, действие которых происходит в Риме
- Независимые фильмы 1940-х годов
- Итальянская кампания фильмов о Второй мировой войне
- Итальянские неореалистические фильмы
- Фильмы о нацистах
- Обладатели «Золотой пальмовой ветви»
- Фильмы по сценариям Федерико Феллини
- Политические фильмы 1940-х годов
- Фильмы «Минерва»
- Фильмы, написанные Ренцо Росселлини
- Итальянские документальные фильмы
- Итальянские многоязычные фильмы
- Итальянские фильмы о Второй мировой войне
- Многоязычные фильмы 1940-х годов
- Итальянские фильмы 1940-х годов.
- Рим во Второй мировой войне