8½
8½ | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Федерико Феллини |
Автор сценария |
|
Рассказ |
|
Продюсер: | Анджело Риццоли |
В главных ролях | |
Кинематография | Джанни Ди Венанцо |
Под редакцией | Лео Катоццо |
Музыка | Нино Рота |
Производство компании | |
Распространено |
|
Даты выхода |
|
Время работы | 138 минут |
Страны |
|
Язык | итальянский |
Театральная касса | 3,5 миллиона долларов ( аренда в США и Канаде ) [ 2 ] |
8½ (итал. Otto e mezzo ) — комедийно-драматический фильм 1963 года, написанный в соавторстве с Федерико Феллини . Метафикциональное . повествование сосредоточено на Гвидо Ансельми ( Марчелло Мастроянни ), известном итальянском кинорежиссере, который страдает от подавления творческих способностей, пытаясь снять эпический научно-фантастический фильм Клаудия Кардинале , Анук Эме , Сандра Майло , Росселла Фальк , Барбара Стил и Эддра Гейл изображают различных женщин в жизни Гвидо. Фильм был снят в черно-белом цвете оператором Джанни Ди Венанцо , на музыку Нино Рота , костюмы и декорации Пьеро Герарди .
«8½» получил признание критиков и получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов (черно-белый). Признан авангардным фильмом . [ 3 ] и очень влиятельная классика. Он занял 10-е место в место е среди режиссёров . опросе критиков Британского института кино «Вид и звук величайших фильмов всех времён» в 2012 году и 4- [ 4 ] [ 5 ] Он внесен в Ватиканский сборник 45 лучших фильмов, снятых до 1995 года, 100-летия кинематографа. [ 6 ] Фильм занял 7-е место в BBC списке «100 величайших фильмов на иностранном языке» за 2018 год , по результатам голосования 209 кинокритиков из 43 стран мира. [ 7 ]
Он был включен в список , составленный Министерством культурного наследия Италии , 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению в список из 100 фильмов, которые «изменили коллективную память страны в период с 1942 по 1978 год». [ 8 ] Он считается одним из величайших и влиятельных фильмов всех времен .
Сюжет
[ редактировать ]Гвидо Ансельми, известный итальянский кинорежиссер, страдает « режиссерским кризисом ». Застряв в работе над своим новым научно-фантастическим фильмом , который включает в себя тонко завуалированные автобиографические отсылки, он потерял интерес из-за творческих и семейных трудностей. Пытаясь оправиться от тревог в роскошном спа-центре, Гвидо нанимает известного критика, чтобы тот рассмотрел его идеи для своего фильма, но критик их раскритиковал. Гвидо периодически видит идеальную женщину, которую он считает ключом к своей истории. К нему приезжает в гости его любовница Карла, но Гвидо помещает ее в отдельный отель. Съемочная группа фильма переезжает в отель Гвидо в безуспешной попытке заставить его работать над фильмом.
Гвидо признается кардиналу, что он недоволен. Кардинал мало что дает. Гвидо приглашает свою бывшую жену Луизу и ее друзей присоединиться к нему. Они танцуют, но Гвидо бросает ее ради своей съемочной группы. Гвидо признается лучшей подруге своей жены Розелле, что хотел снять чистый и честный фильм, но ему трудно сказать что-то честное. Карла удивляет Гвидо, Луизу и Розеллу возле отеля, и Гвидо утверждает, что они с Карлой закончили свой роман несколько лет назад. Луиза и Розелла обвиняют его во лжи, и Гвидо ускользает в фантастический мир, где он командует гаремом женщин из своей жизни, но отвергнутая танцовщица начинает восстание. Женщины-фантазии нападают на Гвидо, рассказывая суровую правду о нем самом и его сексуальной жизни.
Когда Луиза видит, как горько Гвидо представляет ее в фильме, она заявляет, что их брак распался. Идеальная женщина Гвидо появляется в образе актрисы по имени Клаудия. Гвидо объясняет, что его фильм о перегоревшем мужчине, который находит спасение в идеальной женщине. Клаудия заключает, что главный герой несимпатичен, потому что неспособен любить. Сломленный, Гвидо отменяет фильм, но продюсер и сотрудники фильма объявляют пресс-конференцию. Гвидо пытается сбежать от журналистов и в конце концов представляет, как выстрелил себе в голову. Гвидо понимает, что пытался решить свое личное замешательство, создавая фильм, чтобы помочь другим, хотя вместо этого ему нужно принять свою жизнь такой, какая она есть. Он просит Луизу помочь в этом. Карла говорит ему, что она поняла, что он пытался сказать: что Гвидо не может обойтись без людей в своей жизни. Мужчины и женщины держатся за руки и быстро идут по кругу, Гвидо и Луиза присоединяются к ним последними.
Бросать
[ редактировать ]- Марчелло Мастроянни в роли Гвидо Ансельми, кинорежиссера
- Клаудия Кардинале в роли Клаудии, кинозвезды, которую Гвидо называет своей идеальной женщиной.
- Анук Эме в роли Луизы Ансельми, бывшей жены Гвидо
- Сандра Майло — Карла, любовница Гвидо
- Росселла Фальк — Росселла, лучшая подруга Луизы и доверенное лицо Гвидо.
- Барбара Стил в роли Глории Морин, новой молодой девушки Меццаботты
- Мадлен Лебо — Мадлен, французская актриса
- Катерина Боратто в роли загадочной дамы в отеле
- Эддра Гейл в роли Ла Сарагины, проституткам
- Гвидо Альберти — Пейс, кинопродюсер
- Марио Коноккья как вымышленная версия самого себя, помощника Гвидо по производству.
- Бруно Агостини как вымышленная версия самого себя, режиссер-постановщик.
- Чезарино Мичели Пикарди как вымышленная версия самого себя, руководителя производства.
- Жан Ружёль в роли Карини Домье, кинокритика
- Марио Пису — Марио Меццаботта, друг Гвидо
- Ивонн Касадей в роли Жаклин Бонбон, бывшей танцовщицы кабаре
- Ян Даллас — Морис, помощник Майи
- Мино Доро — Альберто, агент Клаудии
- Надя Сандерс в роли Надин
- Эди Вессел в роли манекена
- Юджин Уолтер — американский журналист
- Мэри Индовино — ясновидящая Майя
- Джудитта Риссоне — мать Гвидо
- Аннибале Нинчи — отец Гвидо
- Олимпия Кавалли в роли Олимпии (в титрах не указана)
- Фердинанд Гийом в роли клоуна (в титрах не указан)
- Мария Антониетта Белуцци в роли проститутки (в титрах не указана)
Темы
[ редактировать ]«8½» рассказывает о трудностях, связанных с творческим процессом, как техническими, так и личными, а также о проблемах, с которыми сталкиваются художники, когда от них ожидают создания чего-то личного и глубокого под пристальным вниманием общественности, в сжатые сроки и одновременно с этим приходится иметь дело со своими личными отношениями. В более широком смысле речь идет о поиске смысла в сложной, фрагментированной жизни. Как и несколько итальянских фильмов того периода (наиболее очевидным в фильмах современника Феллини, Микеланджело Антониони ), «8½» также рассказывает об отчуждающих эффектах модернизации . [ 9 ]
К этому моменту Феллини снял шесть художественных фильмов: «Белый свет» (1952), «Вителлони» (1953), «Страда» (1954), «Бидоне» (1955), «Ночи Кабирии» (1957) и «Сладкая жизнь » (1960). ). Он был одним из режиссеров Luci del varie ( Огни разнообразия ) (1950) вместе с Альберто Латтуадой и снял два коротких отрывка, Un Agenzia Matrimonale ( Брачное агентство ) в сборном фильме L'amore in città ( Любовь в городе ) ( 1953) и «Искушения доктора Антонио» из сборника фильмов «Боккаччо '70» (1962). Название соответствует саморефлексивной теме Феллини: по его подсчетам, это был его восьмой с половиной фильм. [ 10 ] Рабочим названием «8½» было Прекрасное « замешательство », предложенное соавтором сценария Эннио Флаяно , но тогда у Феллини «возникла более простая идея (которая оказалась совершенно ошибочной) назвать ее «Комедией ». [ 11 ]
По словам итальянского писателя Альберто Арбазино , «8½» и имеющие параллели с ним . Роберта Мюзиля использовал приемы, схожие с романом «Человек без качеств » (1930) [ 12 ]
Фильм необычен тем, что это фильм о создании фильма, а фильм, который снимают, — это фильм, который смотрят зрители. Примером может служить сцена сна «Гарем Гвидо», где Гвидо купают и несут в белом белье все женщины из фильма, только для того, чтобы женщины протестовали против того, чтобы их отправили жить наверх в доме, когда им исполняется 30 лет, и « Жакилин Бонбон» исполняет свой последний танец. За сценой «Гарем Гвидо» сразу следует «Кинопроба», изображающая тех же актеров в театре, каждый из которых выходит на сцену для кинопробы и выбран для роли в той самой сцене, которую зрители только что посмотрели. Это зеркало из зеркал еще больше подчеркивается в конце, где режиссер Гвидо сидит за столом пресс-конференции, где весь стол представляет собой зеркало, отражающее в нем режиссера.
Производство
[ редактировать ]
В письме своему коллеге Брунелло Ронди в октябре 1960 года Феллини впервые изложил свои идеи фильма о человеке, страдающем творческим кризисом: «Ну, тогда парень (писатель? Любой профессиональный человек? Театральный продюсер?) должен прервать обычный ритм его жизни в течение двух недель из-за не слишком серьезного заболевания. Это тревожный звоночек: что-то блокирует его систему». [ 13 ] Не имея четкого представления о сценарии, его названии и профессии главного героя, он обследовал места по всей Италии, «ища фильм». [ 14 ] в надежде разрешить его замешательство. Флайано предложил La bella Confusione (буквально «Прекрасное замешательство в качестве названия фильма »). Под давлением своих продюсеров Феллини, наконец, остановился на «8½» , самоотносящемся названии, относящемся главным образом (но не исключительно) к фильму «8½». [ 15 ] к количеству фильмов, которые он снял к тому времени.
Отдав приказ начать производство весной 1962 года, Феллини подписал контракт со своим продюсером Риццоли, назначил даты, построил декорации, выбрал Мастроянни, Анук Эме и Сандру Майло на главные роли и провел кинопробы на студии Scalera Studios в Риме. Он нанял оператора Джанни Ди Венанцо в число ключевых сотрудников. Но помимо того, что он назвал своего героя Гвидо Ансельми, он так и не смог решить, чем его персонаж зарабатывал на жизнь. [ 16 ] Кризис достиг апогея в апреле, когда, сидя в своем офисе в Чинечитте, он начал писать Риццоли письмо, в котором признался, что «потерял свой фильм» и был вынужден отказаться от проекта. Прерванный словами главного машиниста с просьбой отпраздновать запуск « 8½» , Феллини отложил письмо и отправился на съемочную площадку. Подняв тост за съемочную группу, он «почувствовал стыд… Я оказался в безвыходной ситуации. Я был режиссером, который хотел снять фильм, который он уже не помнит. И о чудо, в тот самый момент все рухнуло». Я попал прямо в суть фильма. Я бы рассказал все, что со мной происходило, я бы сделал фильм, рассказывающий историю режиссера, который больше не знает, какой фильм он хочет снять». [ 17 ]

Когда 9 мая 1962 года начались съемки, Юджин Уолтер как Феллини взял «небольшой кусочек коричневой бумажной ленты» и приклеил его возле видоискателя камеры вспоминал , . На нем было написано Ricordati che è un Film comico («Помните, что это комический фильм»). [ 18 ] Озадаченная, казалось бы, хаотичной и непрерывной импровизацией на съемочной площадке, Дина Бойер, в то время американский пресс-атташе режиссера, попросила объяснение. Феллини сказал ей, что надеется передать три уровня, «на которых живут наши умы: прошлое, настоящее и условность - царство фантазии». [ 19 ]
8½ был снят сферическим кинематографическим способом на 35-миллиметровую пленку и показан с соотношением сторон 1,85:1. Как и в большинстве итальянских фильмов того периода, звук был полностью дублирован впоследствии; Следуя милому Феллини приему, многие строки диалога были написаны только во время постпродакшена, а актеры на съемочной площадке произносили случайные строки. «8½» — это первый раз, когда актрисе Клаудии Кардинале разрешили дублировать собственный диалог; Раньше ее голос считался слишком хриплым и в сочетании с тунисским акцентом считался нежелательным. [ 20 ] Это последний черно-белый фильм Феллини. [ 21 ]
В сентябре 1962 года Феллини снял финал фильма в первоначально написанном виде: Гвидо и его жена сидят вместе в вагоне-ресторане поезда, направляющегося в Рим . Погруженный в свои мысли, Гвидо поднимает глаза и видит, как все персонажи его фильма двусмысленно улыбаются ему, когда поезд входит в туннель. Затем Феллини снял альтернативный финал, действие которого происходит вокруг космического корабля на пляже в сумерках, но с намерением использовать эти сцены в качестве трейлера только в рекламных целях. В документальном фильме 2002 года «Феллини: Я прирожденный лжец» соавтор сценария Туллио Пинелли объясняет, как он предупредил Феллини отказаться от эпизода с поездом с его скрытой темой самоубийства ради оптимистичного финала. [ 22 ] Феллини принял совет, используя альтернативный пляжный эпизод как более гармоничный и яркий финал. [ 23 ]
После завершения съемок 14 октября Нино Рота сочинил различные цирковые марши и фанфары, которые впоследствии стали фирменными мелодиями кинематографа маэстро. [ 24 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Композитор |
---|---|---|
1. | Подиум Отто и Меццо | Нино Рота |
2а. | Кладбище | Нино Рота |
2б. | Жиголетта | Франц Легар |
2в. | Кадиллак / Галоп Карлотты | Нино Рота |
3. | А потом (Вальс) | Нино Рота |
4. | Иллюзионист | Нино Рота |
5. | Концертино в банях | Джоаккино Россини и Петр Чайковский |
6. | В производственном офисе Otto e Mezzo | Нино Рота |
7. | Воспоминания детства - Спуск в грязь | Нино Рота |
8. | Гвидо и Луиза - Ностальгические качели | Нино Рота |
9. | Галоп Карлотты | Нино Рота |
10. | Гарем | Нино Рота |
11а. | Бунт в гареме | Рихард Вагнер |
11б. | La Ballerina Pensionata (Это Париж) | Хосе Падилья Санчес |
11в. | Пресс-конференция директора | Нино Рота |
12. | Прощальная аллея | Нино Рота |
Оркестр: Нино Рота
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Впервые выпущенный в Италии 14 февраля 1963 года, «8½» получил широкое признание, а рецензенты назвали Феллини «гением, обладающим волшебным прикосновением и потрясающим стилем». [ 24 ] Итальянский писатель и критик Альберто Моравиа описал главного героя фильма Гвидо Ансельми как «одержимого эротизмом, садиста, мазохиста, самомифолога, прелюбодея, клоуна, лжеца и обманщика. Он боится жизни и хочет вернуться в чрево матери... В чем-то он напоминает Леопольда Блума , героя романа Джеймса Джойса « Улисс ». , и у нас такое впечатление, что Феллини прочитал и созерцал эту книгу. Фильм интровертный, этакий частный монолог с вкраплениями проблесков действительности.... Сны Феллини всегда удивительны и в переносном смысле оригинальны, но его. два эпизода, посвященные детству героя в старом загородном доме в Романье и его встрече с женщиной на пляже в Римини. воспоминания пронизаны более глубоким, тонким чувством. Поэтому лучшими являются фильма и среди лучших работ Феллини на сегодняшний день». [ 25 ]
В рецензии на Corriere della Sera Джованни Граццини подчеркнул, что «красота фильма заключается в его «путанице»… смеси ошибки и правды, реальности и мечты, стилистических и человеческих ценностей, а также в полной гармонии кинематографического языка Феллини. и беспорядочное воображение Гвидо. Невозможно отличить Феллини от его вымышленного режиссера, и поэтому недостатки Феллини совпадают с духовными сомнениями Гвидо . искусство и жизнь потрясающие. Повторить это достижение будет сложно. [ 26 ] Гений Феллини здесь сияет во всем, как редко он блистал в кино. » нет декорации, персонажа или ситуации, которые не имели бы точного значения На великой сцене « 8½ . [ 27 ] Марио Вердоне из «Бьянко э Неро» настаивал, что фильм «похож на блестящую импровизацию… Фильм стал самым трудным подвигом, который режиссер когда-либо пытался осуществить. Это похоже на серию акробатов [так в оригинале], которые пытается исполнить канатоходец. высоко над толпой,... всегда на грани падения и разбивания о землю, но в нужный момент акробат умеет выполнить правильное сальто: толчком он выпрямляется, спасается и побеждает». [ 28 ]
«8½» был показан на Каннском кинофестивале 1963 года в апреле и получил «почти всеобщее признание». [ 29 ] и был официальным представителем Италии на 3-м Московском международном кинофестивале , где он получил главный приз. Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо писал: «Фильм Феллини закончен, прост, прекрасен, честен, как тот, который Гвидо хочет снять в «8½ ». [ 30 ] Критики Премьер-плана Андре Буасси и Раймон Борд утверждали, что фильм «обладает важностью, масштабностью и техническим мастерством Гражданина Кейна . Он одним махом состарил авангард на двадцать лет, потому что он одновременно объединяет и превосходит все открытия экспериментальное кино». [ 31 ] Пьер Каст из Les Cahiers du cinéma что «моё восхищение Феллини не безгранично. Например, мне не понравилась «Страда», но я получил удовольствие Вителлони» . от « объяснил , предвзятость и сдержанность, потрясающая. Фантастическая щедрость, полное отсутствие предусмотрительности и лицемерия, абсолютная беспристрастная искренность, художественная и финансовая смелость — вот характеристики этого невероятного человека. предприятие». [ 32 ] В 1963 году фильм занял 10-е место в версии Cahiers du Cinéma списке 10 лучших фильмов года по . [ 33 ]
Выпущенный в США 25 июня 1963 года Джозефом Э. Левином , который купил права незамеченным, фильм был показан в Фестивальном театре в Нью-Йорке в присутствии Феллини и Марчелло Мастроянни . Признание было единодушным, за исключением рецензий Джудит Крист , Полины Кель и Джона Саймона . Крист «не думал, что фильм тронул сердце или тронул дух». [ 29 ] Кель высмеял фильм как «структурную катастрофу», а Саймон назвал его «удручающим фиаско». [ 34 ] [ 35 ] Newsweek назвал фильм «вне всякого сомнения произведением искусства первой величины». [ 29 ] Босли Кроутер похвалил его в «Нью-Йорк Таймс» как «развлечение, которое действительно заставит вас сесть прямо и подумать, фильм, наполненный вызовом увлекательной интеллектуальной игры… Если г-н Феллини не создал еще один шедевр – еще одно всемогущее разоблачение ироничной сладкой жизни Италии - он сделал стимулирующее созерцание того, кого с такой же иронией можно было бы назвать милым парнем». [ 36 ] Арчер Уинстен из New York Post интерпретировал фильм как «своего рода обзор и краткое изложение творчества Феллини», но сомневался, что он понравится американской публике так же непосредственно, как « Сладкая жизнь» тремя годами ранее: «Это более тонкий фильм. , более творческое, менее сенсационное произведение. Здесь будет больше людей, которые посчитают его запутанным и запутанным. И когда они поймут, о чем идет речь – одновременном создании произведения искусства, философии совместной жизни в счастье. и навязывания друг другу, они не будут так довольны, как если бы присутствовали при разоблачении международного скандала». [ 37 ] Зрителям, однако, фильм настолько понравился, что компания попыталась получить права на массовое производство черной режиссерской шляпы Гвидо Ансельми. [ 34 ]
Биограф Феллини Холлис Альперт отметил, что в течение нескольких месяцев после его выхода критические комментарии к «8½» получили широкое распространение, поскольку фильм «стал интеллектуальной жвачкой, которую нужно пережевывать». [ 38 ] Философ и социальный критик Дуайт Макдональд , например, настаивал, что это «самый блестящий, разнообразный и интересный фильм со времен « Гражданина Кейна ». [ 38 ] В 1987 году группа из тридцати европейских интеллектуалов и кинематографистов признала «Отто и меццо» самым важным европейским фильмом, когда-либо созданным. [ 39 ] В 1993 году Chicago Sun-Times кинообозреватель Роджер Эберт написал, что «несмотря на попытки нескольких других режиссеров создать свои собственные версии той же истории, этот фильм остается окончательным фильмом о режиссерском кризисе». [ 40 ] «8½» был признан лучшим иностранным (то есть нешведским) звуковым фильмом, набрав 21 голос в опросе 1964 года среди 50 шведских кинопрофессионалов, организованном шведским киножурналом «Чаплин» . [ 41 ] Газета Village Voice поставила фильм на 112 место в списке 250 лучших фильмов века в 1999 году на основе опроса критиков. [ 42 ] Entertainment Weekly поставил его на 36-е место в своем списке 100 величайших фильмов всех времен . [ 43 ] В 2000 году Эберт добавил его в свой список « Великих фильмов », назвав его «лучшим фильмом о кинопроизводстве, когда-либо созданным», заключив: «Я смотрел «8½» снова и снова, и моя признательность только углубляется. Он делает то, что почти невозможно: Феллини — волшебник, который обсуждает, раскрывает, объясняет и деконструирует свои трюки, в то же время обманывая нас ими. Он утверждает, что не знает, чего хочет и как этого достичь, и фильм доказывает, что он точно знает. и радуется своему знанию». [ 44 ] «8½» входит в число 10 лучших когда-либо созданных фильмов, проводимых Британским институтом киноискусства по Sight & Sound опросам критиков и режиссеров . В опросе критиков в 1972 году фильм занял 4-е и 5-е места. [ 45 ] и 1982 год [ 46 ] соответственно. Он занял 2-е место в рейтинге журнала за 1992 год. [ 47 ] и 2002 г. [ 48 ] Входит в десятку лучших режиссеров и 8-е место в рейтинге десяти лучших критиков 2002 года . [ 49 ] В опросе директоров 2012 года он был немного ниже, 4-е место. [ 5 ] и 10-е место по опросу критиков 2012 года. [ 4 ] фильм был включен в Time . журнала по версии список 100 лучших фильмов всех времён В 2005 году [ 50 ] В 2008 году фильм занял 46-е место в списке «100 величайших фильмов» известного французского журнала Cahiers du cinéma . [ 51 ] В 2010 году фильм занял 62 место в рейтинге журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кино». [ 52 ] Он также занял первое место, когда Музей кинематографии в Лодзи попросил 279 польских профессионалов кино (режиссеров, критиков и профессоров) проголосовать за лучшие фильмы 2015 года. [ 53 ]
На сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes рейтинг одобрения 8½ составляет 97% на основе 61 отзыва со средней оценкой 8,5/10. Критический консенсус сайта гласит: «Изобретательный, заставляющий задуматься и забавный фильм 8 1/2 представляет собой спорную вершину многих выдающихся подвигов Федерико Феллини в кино». [ 54 ] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 93 из 100 на основе 23 рецензий критиков, что указывает на «всеобщее признание». [ 55 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]«8½» получил две премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов (черно-белый), а также получил еще три номинации на лучшую режиссуру , лучший оригинальный сценарий и лучшую художественную постановку (черно-белый). [ 56 ] Нью -йоркский кружок кинокритиков также назвал 8½ лучшим фильмом на иностранном языке в 1964 году. Итальянский национальный синдикат киножурналистов присудил фильму все семь премий за режиссуру , продюсера , оригинальный сюжет, сценарий, музыку , операторскую работу и лучшую женскую роль второго плана ( Сандра Майло) . ). Он также получил номинации на лучшую мужскую роль , лучший дизайн костюмов и лучший художник-постановщик.
На кинофестивале в Сент-Винсенте он получил главный приз за Лукино Висконти « » Леопард фильм . Фильм был показан в апреле на Каннском кинофестивале 1963 года. [ 57 ] Каннские правила требовали эксклюзивности конкурсных работ, а 8½ уже было отмечено как официальная заявка Италии на более позднем московском фестивале». [ 58 ] Представленный 18 июля 1963 года 8-тысячной аудитории в конференц-зале Кремля , фильм «8½» получил престижный Гран-при 3-го Московского международного кинофестиваля. [ 59 ] отметить, что, по словам биографа Феллини Туллио Кезича , это обеспокоило советские фестивальные власти: аплодисменты были «криком о свободе». [ 34 ] В состав жюри вошли Стэнли Крамер , Жан Марэ , Сатьяджит Рэй и сценарист Серджио Амидей . [ 60 ] фильм был номинирован на премию BAFTA в категории «Лучший фильм из любой В 1964 году категории» . В 1964 году он получил премию «Лучший европейский фильм» на церемонии вручения наград Bodil Awards. Фильм также получил премию Национального совета кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке .
Влияние
[ редактировать ]Позже, в год выхода фильма на экраны в 1963 году, группа молодых итальянских писателей основала Gruppo '63 , литературный коллектив неоавангарда, состоящий из романистов, рецензентов, критиков и поэтов, вдохновленных «8½» и Умберто Эко основополагающим эссе Opera aperta. ( Открытая работа ). [ 61 ]
имитации 8½ « Режиссёры всего мира накапливают », — писал биограф Феллини Туллио Кезич . [ 62 ] Ниже приводится краткий список фильмов, вдохновленных Кезичем: «Микки-один» ( Артур Пенн , 1965), «Алекс в стране чудес» ( Пол Мазурски , 1970), «Берегись святой шлюхи» ( Райнер Вернер Фассбиндер , 1971), «День за ночь » ( Франсуа Трюффо , 1974), « Весь этот джаз» ( Боб Фосс , 1979), «Звездная пыль» «Воспоминания» ( Вуди Аллен , 1980), «Сони д’Оро» ( Нанни Моретти , 1981), «Парад планеты» ( Вадим Абдрашитов , 1984), «Король и его фильм» ( Карлос Сорин , 1986), 1993), «Жизнь в забвении» ( Том ДиЧилло , 1995), 8½ женщин ( Питер Гринуэй , 1999) и 8½$ (Григорий Константинопольский, 1999).
Мартин Скорсезе включил 8½ в свой бюллетень для опроса Sight & Sound . [ 63 ] В разговоре с Criterion Collection он назвал ее одной из своих любимых:
Что бы сделал Феллини после «Сладкой жизни» ? Мы все задавались вопросом. Как бы он превзошел себя? Захочет ли он вообще превзойти себя? Переключит ли он передачу? Наконец он сделал то, чего в то время никто не мог ожидать. Он взял свою творческую и жизненную ситуацию — ситуацию кинорежиссера, на счету которого восемь с половиной фильмов (эпизоды в двух сборных фильмах и совместная работа с Альберто Латтуадой в «Огнях эстрады» засчитывались для него как полтора фильма плюс седьмой), добился международной известности благодаря своему последнему полнометражному фильму и почувствовал огромное давление, когда пришло время для продолжения, — и он построил вокруг него фильм. «8½» всегда был для меня пробным камнем во многих отношениях – свобода, чувство изобретательности, лежащая в основе строгость и глубокая суть тоски, чарующее физическое притяжение движений камеры и композиций… Но это также предлагает сверхъестественный портрет художника момента, пытающегося отключиться от всего давления, критики, лести, просьб и советов и найти пространство и спокойствие, чтобы просто послушать себя. Картина на протяжении многих лет послужила вдохновением для создания многих фильмов (в том числе Алекс в «Стране чудес» , «Воспоминания о звездной пыли» и «Весь этот джаз» ), и мы видели дилемму Гвидо, героя, которого играет Марчелло Мастроянни, много раз повторяющуюся в реальности — посмотрите на жизнь Боба Дилана в тот период, который мы рассмотрели в Нет направления домой , вот лишь один пример. Как и в случае с «Красными ботинками» , я пересматриваю его снова каждый год или около того, и это всегда новый опыт. [ 64 ]
Музыкальная адаптация
[ редактировать ], получивший премию «Тони» в 1982 году Бродвейский мюзикл «Девять» (партитура Мори Йестона , книга Артура Копита ), основан на фильме и подчеркивает одержимость Гвидо женщинами, делая его единственным мужским персонажем. В оригинальной постановке, поставленной Томми Тьюном , снимались Рауль Хулиа в роли Гвидо, Анита Моррис в роли Карлы, Лилиан Монтевекки в роли Лилиан ЛаФлер, продюсера Гвидо, и Карен Акерс в роли Луизы. В бродвейском возрождении 2003 года снимались Антонио Бандерас , Джейн Краковски , Мэри Стюарт Мастерсон и Чита Ривера . Пьеса была адаптирована в одноименный фильм 2009 года , снятый Робом Маршаллом , с Дэниелом Дэй-Льюисом в роли Гвидо, а также с Николь Кидман , Марион Котийяр , Джуди Денч , Кейт Хадсон , Пенелопой Крус , Софи Лорен и Ферги . [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Вот так заканчивается таблица
- Список итальянских заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список заявок на 36-ю церемонию вручения премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список фильмов, признанных лучшими
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «8½» . База данных BFI по кино и телевидению . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ "Лучшие фильмы для проката 1963 года", Variety , 8 января 1964 г., стр. 37.
- ^ Альберто Арбасино (1963), обзор 8½ в Il Giorno , 6 марта 1963 г.
- ^ Jump up to: а б «100 величайших фильмов всех времен | Вид и звук» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «10 величайших режиссерских фильмов всех времен | Вид и звук» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Список лучших фильмов Ватикана» . USCCB. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Би-би-си . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . www.corriere.it . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «Экранирование прошлого» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2007 года . Проверено 9 сентября 2007 г.
- ^ Бонданелла, Кино Федерико Феллини , 175.
- ^ Цитируется по Кезич, 234.
- ^ Габриэле Педулла, Альберто Арбасино [2000] «Interviste –Sull'albero di ciliegie» («На вишневом дереве») в CONTEMPORANEA Rivista di studi sulla Letteratura e sulla comunicazione , Том 1, 2003. Вопрос: В некоторых ваших текстах написано в 60-е годы – я думаю прежде всего о Certi romanzi – критический размышления над вопросами романа [...] всегда как в скрытом, так и в явном виде переплетаются с размышлениями о кино. В частности, мне кажется, что особенно значительна Ваша близость к Феллини: например, Ваша рецензия на «Отто и меццо» в «Иль Джорно» . О: Читая Мусила, мы обнаружили параллели и схожие процедуры. Но не имея возможности установить ни тогда, ни сегодня, сколько в нем было от Флаяно и сколько, с другой стороны, от собственной интуиции [Феллини].
- ^ Аффрон, 227
- ^ Альперт, 159
- ↑ Кезич, 234 и Аффрон, 3–4.
- ^ Альперт, 160
- ↑ Феллини, Комментарии к фильму , 161–62.
- ↑ Юджин Уолтер, «Ужин с Феллини», The Transatlantic Review , осень 1964. Цитируется по Аффрону, 267.
- ^ Альперт, 170
- ^ 8½ , DVD Criterion Collection, с комментариями.
- ^ Ньютон, Майкл (15 мая 2015 г.). «8½ Феллини – шедевр заядлого мечтателя кино» . Хранитель .
- ↑ «Тема самоубийства настолько ошеломляет, — сказал Пинелли Феллини, — что вы раздавите свой фильм». Цитируется в фильме «Феллини: Я прирожденный лжец» (2002), режиссер Дэмиан Петтигрю .
- ^ Альперт, 174–175, и Кезич, 245. В документальном фильме L'Ultima sequenza (2003) также обсуждается утерянная последовательность.
- ^ Jump up to: а б Кезич, 245
- ^ Обзор Моравии впервые опубликован в L'Espresso (Рим) 17 февраля 1963 года. Цитируется в Fava and Vigano, 115–116.
- ↑ Обзор Граццини впервые опубликован в Corriere della Sera (Милан) 16 февраля 1963 года. Цитируется по Fava and Vigano, 116.
- ↑ Этот перевод обзора Граццини, цитируемый в Affron, 255.
- ^ Аффрон, 255
- ^ Jump up to: а б с Альперт, 180
- ↑ Обзор Трюффо впервые опубликован в Луи (Париж) 1 июля 1963 года. Аффрон, 257.
- ↑ Впервые опубликовано в Premier Plan (Париж), 30 ноября 1963 г. Аффрон, 257.
- ↑ Впервые опубликовано в Les Cahiers du Cinéma (Париж), июль 1963 г. Фава и Вигано, 116.
- ^ Джонсон, Эрик К. «Cahiers du Cinema: Десять лучших списков 1951–2009» . alumnus.caltech.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Кезич, 247
- ↑ Джон Саймон считал, что оригинальность фильма поставлена под угрозу, «потому что «танец жизни» в конце был навеян танцем смерти Бергмана в «Седьмой печати » (которого Феллини не видел)». Цитируется по Альперту, 181.
- ↑ Впервые опубликовано в NYT , 26 июня 1963 года. Фава и Вигано, 118.
- ↑ Впервые опубликовано в New York Post , 26 июня 1963 года. Фава и Вигано, 118.
- ^ Jump up to: а б Альперт, 181
- ^ Бонданелла, Фильмы Федерико Феллини , 93.
- ↑ Эберт, Феллини « 8½ ». Архивировано 16 сентября 2012 года в Wayback Machine , Chicago Sun-Times (7 мая 1993 года). Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ «Лучшие фильмы». Чаплин . Шведский институт кино. Ноябрь 1964 г. с. 333–334.
- ^ «Take One: первый ежегодный опрос кинокритиков Village Voice» . Деревенский голос . 1999. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 27 июля 2006 г.
- ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии Entertainment Weekly» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Обзор фильма и краткое содержание фильма 8 1/2 (1963) | Роджер Эберт» . rogerebert.com/ .
- ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound: 1972» . bfi.org . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound: 1982» . bfi.org . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ «10 лучших по опросу Sight & Sound 1992 г.» . БФИ . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002 г., остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound 2002 г., остальные участники списка критиков» . old.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Шикель, Ричард (13 января 2010 г.). « 8½ » . Время .
- ^ «100 величайших фильмов журнала Cahiers du cinéma» . 23 ноября 2008 г.
- ^ «100 лучших фильмов мирового кино» . Империя .
62. 8½
- ^ * «Результаты опроса: 12 фильмов за 120 лет кино» . Музей кинематографии в Лодзи . Архивировано из оригинала 20 июля 2016 года . Проверено 14 января 2017 г.
- «МИР – ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ по мнению всех респондентов» . Музей кинематографии в Лодзи . Архивировано из оригинала 7 октября 2017 года . Проверено 14 января 2017 г.
- «ПОЛЬША – ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ по мнению всех респондентов» . Музей кинематографии в Лодзи . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «8 1/2» . Гнилые помидоры .
- ^ «8½» . Метакритик .
- ^ «Номинанты и победители 36-й церемонии вручения премии Оскар (1964)» . oscars.org . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ «Каннский фестиваль: 8½» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2009 г.
- ^ Альперт, 180.
- ^ «3-й Московский международный кинофестиваль (1963)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Кезич, 248
- ^ Кезич, 246
- ^ Кезич, 249
- ^ «Топ-10 Мартина Скорсезе» . Британский институт кино.
- ^ «Топ-10 Мартина Скорсезе» . Коллекция критериев.
- ^ Кезич, 249-250.
Библиография
[ редактировать ]- Аффрон, Чарльз. 8½: Федерико Феллини, режиссёр . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса, 1989.
- Альперт, Холлис . Феллини: Жизнь . Нью-Йорк: Дом Парагона, 1988.
- Бонданелла, Питер. Кино Федерико Феллини . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992.
- Бонданелла, Питер. Фильмы Федерико Феллини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.
- Фава, Клаудио и Альдо Вигано. Фильмы Федерико Феллини . Нью-Йорк: Цитадель Пресс, 1990.
- Феллини, Федерико. Комментарии о нотах Фильм . Эд Джованни Граццини. Пер. Джозеф Генри. Фресно: Издательство Калифорнийского государственного университета во Фресно, 1988.
- Кезич, Туллио . Федерико Феллини: его жизнь и творчество . Нью-Йорк: Фабер и Фабер, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 8½ на IMDb
- 8½ в AllMovie
- 8½ в Rotten Tomatoes
- 8½ в базе данных фильмов TCM
- Chicago Sun-Times. Обзор Архивировано 16 февраля 2013 года в Wayback Machine. Роджером Эбертом
- Обзор Guardian.uk Дерека Малкольма
- 8½: Фильм, в котором он сам является предметом - эссе Александра Сесонского в The Criterion Collection
- фильмы 1963 года
- комедийно-драматические фильмы 1963 года
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Итальянские фильмы 1960-х годов.
- Итальяноязычные фильмы 1960-х годов
- Лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
- Ключевые фильмы
- Фильмы о мечтах
- Фильмы о режиссерах и продюсерах
- Фильмы, адаптированные по пьесам
- Фильмы режиссера Федерико Феллини
- Фильмы продюсера Анджело Риццоли
- Фильмы, написанные Нино Ротой
- Фильмы, действие которых происходит в Риме
- Фильмы, снятые в Риме
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший дизайн костюмов
- Фильмы по сценариям Федерико Феллини
- Французские черно-белые фильмы
- Французские комедийно-драматические фильмы
- Итальянские черно-белые фильмы
- Итальянские комедийно-драматические фильмы
- Французские фильмы на итальянском языке
- Саморефлексивные фильмы
- Сюрреалистические фильмы
- Полуавтобиографические фильмы