Jump to content

Расёмон

Расёмон
Афиша театрального релиза
Режиссер Акира Куросава
Автор сценария
На основе « В роще »
автор Рюносукэ Акутагава
Продюсер: Джинго Минура
В главных ролях
Кинематография Кадзуо Миягава
Под редакцией Сигео Нисида
Музыка Фумио Хаясака
Производство
компания
Распространено Дайэй
Даты выхода
Время работы
88 минут
Страна Япония
Язык японский
Бюджет 15–20 миллионов йен
Театральная касса 943 376 долларов (за рубежом) [а]

Расёмон ( яп . 羅生門 , Хепберн : Расёмон ) — японский фильм дзидайгеки 1950 года , режиссёр и соавтор сценария Акира Куросава . В главных ролях Тосиро Мифунэ , Мачико Кё , Масаюки Мори и Такаси Симура в роли разных людей, которые описывают, как самурай был убит в лесу. Сюжет и персонажи основаны на Рюносукэ Акутагавы рассказе « В роще », а название и сюжет основаны на « Расёмоне » Акутагавы. Каждый элемент во многом идентичен: от убитого самурая, говорящего через синтоистского экстрасенса, до бандита в лесу, монаха, нападения на жену и нечестного пересказа событий, в которых каждый показывает свое идеальное «я», лгая.

Производство началось в 1948 году на постоянной продюсерской фирме Куросавы Toho, но было отменено, поскольку было сочтено финансовым риском. Два года спустя Куросава представил «Расёмон» компании Daiei Film после того, как завершил для них «Скандал» . Дайэй сначала отказался, но в конце концов согласился продюсировать и распространять фильм. Основные фотосъемки начались 7 июля 1950 года с бюджетом в 15–20 миллионов йен в Киото и завершились 17 августа. Постпродакшн фильма занял всего одну неделю и был замедлен из-за двух пожаров.

Премьера «Расёмона» состоялась в Императорском театре 25 августа 1950 года, а на следующий день его показали по всей Японии. Фильм получил неоднозначные отзывы японских критиков и стал четвертым по прибылям фильмом Дайэя в 1950 году. Позже он стал первым японским фильмом, получившим значительный международный прием. [1] [2] собрал около 800 000 долларов за рубежом и выиграл « Золотого льва» на 12-м Венецианском международном кинофестивале и за лучший фильм на иностранном языке на 24-й церемонии вручения премии «Оскар» .

«Расёмон» сейчас считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных , и одним из самых влиятельных фильмов 20-го века. Он известен как пионер эффекта Расёмона — сюжетного устройства, в котором участвуют различные персонажи, предлагающие субъективные, альтернативные и противоречивые версии одного и того же происшествия.

В эпохи Хэйан Киото дровосек и священник, укрывшись от ливня под городскими воротами Расёмон , рассказывают историю недавнего нападения и убийства. Озадаченные противоречивыми сведениями об одном и том же событии, к дровосеку и священнику присоединяется простолюдин. Дровосек утверждает, что он нашел тело убитого самурая тремя днями ранее, рядом с самурайской шапкой, шляпой его жены, отрезанными кусками веревки и амулетом. Священник утверждает, что видел, как самурай путешествовал со своей женой в день убийства. Оба дают показания в суде, прежде чем полицейский представляет главного подозреваемого, захваченного бандита по имени Тадзёмару.

В версии событий Тадзёмару он следует за парой, заметив, что они путешествуют по лесу. Он обманом заставляет самурая уйти со следа, солгав о том, что нашел могильную яму, наполненную древними артефактами. Он подчиняет самураев и пытается изнасиловать свою жену, которая пытается защитить себя кинжалом. Затем Тадзёмару соблазняет жену, которая, стыдясь позора быть с двумя мужчинами, просит Тадзёмару сразиться с ее мужем, чтобы она могла пойти с мужчиной, который победит. Тадзёмару соглашается; дуэль заканчивается тем, что Тадзомару убивает самурая. Затем он обнаруживает, что жена сбежала.

Жена, найденная полицией, дает другие показания; в ее версии событий Тадзёмару уходит сразу после нападения на нее. Она освобождает мужа из пут, но он смотрит на нее с презрением и отвращением. Жена пытается угрожать ему кинжалом, но затем теряет сознание от паники. Она просыпается и обнаруживает своего мужа мертвым с кинжалом в груди. В шоке она бродит по лесу, пока не наткнется на пруд и пытается утопиться, но безуспешно.

Показания самурая заслушиваются через медиума . В своей версии событий Тадзёмару просит жену выйти за него замуж после нападения. К стыду самурая, она соглашается, прося Тадзёмару первым убить самурая. Это вызывает отвращение у Тадзёмару, который дает самураю выбор: отпустить ее или убить. Затем жена вырывается на свободу и убегает. Тадзомару безуспешно бросается в погоню. После того, как самурай был освобожден извиняющимся Тадзёмару, он убивает себя кинжалом. Позже он чувствует, как кто-то вынимает кинжал из его груди, но не может сказать кто.

Дровосек заявляет, что все три истории — ложь, и признает, что видел самурая, убитого мечом, а не кинжалом. Простолюдин заставляет дровосека признать, что он видел убийство, но солгал, чтобы избежать неприятностей. В версии событий дровосека Тадзёмару умоляет жену выйти за него замуж. Вместо этого она освобождает своего мужа, ожидая, что он убьет Тадзёмару. Самурай отказывается сражаться, не желая рисковать жизнью ради погубленной женщины. Тадзёмару отказывается от своего обещания жениться на жене; жена упрекает их обоих в невыполнении обещаний. Двое мужчин неохотно вступают в дуэль; самурай обезоружен и умоляет сохранить ему жизнь, и Тадзёмару убивает его. Жена убегает, а Тадзёмару крадет меч самурая и хромает.

Дровосека, священника и простолюдина прерывает плач ребенка. Они находят брошенного в корзине ребенка вместе с кимоно и амулетом; простолюдин крадет предметы, за что дровосек его упрекает. Простолюдин приходит к выводу, что дровосек солгал не потому, что боялся попасть в беду, а потому, что украл кинжал жены, чтобы продать его на еду.

Тем временем священник пытается успокоить ребенка. Дровосек пытается забрать ребенка после ухода простолюдина; священник, потерявший веру в человечество после событий суда и действий простолюдина, отшатывается. Дровосек объясняет, что намерен воспитывать ребенка. Увидев благие намерения дровосека, священник объявляет, что его вера в людей восстановлена. Когда дровосек собирается уйти, дождь прекращается, и облака расходятся, открывая солнце.

Пресс-фото Тосиро Мифунэ и Дайсуке Като

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Акира Куросава начал проработку фильма примерно в 1948 году. И обычная продюсерская студия Куросавы Toho , и ее финансовая компания Toyoko Company отказались производить фильм, причем последняя опасалась, что это будет ненадежное производство. После завершения «Скандала» Куросава предложил сценарий Даэю, который также сначала отклонил его. [3]

Что касается Расёмона , Куросава сказал:

Я люблю немые картины и всегда... Мне хотелось восстановить часть этой красоты. Я думал об этом, помню так: один из приемов современного искусства — упрощение, и поэтому я должен упростить этот фильм». [4]

Соответственно, в фильме всего три места действия: ворота Расёмон , лес и двор . Ворота и двор построены очень просто, а лес настоящий. Частично это связано с небольшим бюджетом, который Куросава получил от Daiei.

Как и в случае с большинством фильмов, снятых в послевоенной Японии, отчетов о бюджете «Расёмона» мало; [5] хотя The Nippon Times считала, что японские фильмы в этот период обычно имели затраты, равные одной четверти обычных голливудских постановок. [6] В 1952 году Джицугё-но Нихон Ша сказал, что стоимость производства фильма составила 20 миллионов йен , и предположил, что рекламные и другие расходы доведут общий бюджет до 35 миллионов йен . [7] В следующем году Национальный наблюдательный совет сообщил, что 85 000 долларов, Куросавы потраченные на «Икиру» (1952), вдвое превысили бюджет «Расёмона» . [8] По данным ЮНЕСКО , в 1971 году Расёмона бюджет составлял 15 миллионов йен или 42 000 долларов . [9] Отчеты о бюджете в западной валюте различаются: в Книге рекордов Гиннеса по кинофактам и подвигам он составляет 40 000 долларов , [10] The New York Times и Стюарт Гэлбрейт IV отметили предполагаемую цифру в 140 000 долларов : [6] [11] и несколько других источников утверждают, что его стоимость достигает 250 000 долларов . Джаспер Шарп оспорил последнюю цифру в статье для BBC она была равна 90 миллионам йен , поскольку на момент производства фильма . Он добавил, что это «кажется крайне маловероятным, учитывая, что 125 миллионов иен, примерно 350 000 долларов, которые Куросава впоследствии потратил на «Семь самураев» четыре года спустя, сделали этот фильм безусловно самым дорогим отечественным производством на данный момент». [5]

Когда Куросава снимал «Расёмон» , актеры и персонал жили вместе, и Куросава нашел эту систему выгодной. Он вспоминает:

Мы были очень маленькой группой, и казалось, что я руководил «Расёмоном» каждую минуту дня и ночи. В такие моменты можно все обсудить и действительно сблизиться. [12]

Из-за небольшого бюджета в фильме было всего три декорации: ворота; лесная сцена; и полицейский двор. Съемки начались 7 июля 1950 года и закончились 17 августа. После недельной работы над постпродакшеном он был выпущен в Токио 25 августа. [13]

Кинематографист . внес Кадзуо Миягава множество идей, технических навыков и опыта в поддержку экспериментального и влиятельного подхода к кинематографии Например, в одном эпизоде ​​есть серия одиночных крупных планов бандита, затем жены, а затем мужа, которые затем повторяются, чтобы подчеркнуть треугольные отношения между ними. [14]

Использование контрастных кадров — еще один пример кинотехники, использованной в «Расёмоне» . По словам Дональда Ричи , продолжительность кадров жены и бандита одинакова, когда бандит ведет себя варварски, а жена в истерическом состоянии. [15]

У Расёмона были снимки, сделанные камерой прямо на солнце. Куросава хотел использовать естественный свет, но он был слишком слабым; они решили проблему, используя зеркало, отражающее естественный свет. В результате яркий солнечный свет выглядит так, как будто он прошел сквозь ветки и попал на актеров. Дождь в сценах у ворот пришлось подкрашивать черными чернилами, поскольку объективы камер не могли уловить воду, перекачиваемую по шлангам. [16]

Освещение

[ редактировать ]
Бандит и жена в пятнистом свете леса

Роберт Альтман хвалит использование Куросавой «пятнистого» света на протяжении всего фильма, что придает персонажам и обстановке еще большую двусмысленность. [17] В своем эссе «Расёмон» Тадао Сато предполагает, что в фильме (необычно) солнечный свет используется как символ зла и греха, утверждая, что жена поддается желаниям бандита, когда видит солнце.

Профессор Кейко И. Макдональд выступает против идеи Сато в своем эссе «Диалектика света и тьмы в « Расёмоне » Куросавы ». Макдональд говорит, что в фильме традиционно свет используется как символ «хорошего» или «разума», а тьма — как «плохой» или «импульс». Она иначе интерпретирует упомянутую Сато сцену, указывая на то, что жена отдается бандиту, когда солнце медленно гаснет. Макдональд также сообщает, что Куросава ждал, пока над воротами Расёмон появится большое облако, чтобы снять финальную сцену, в которой дровосек забирает брошенного ребенка домой; Куросава хотел показать, что в ближайшее время может пойти еще один темный дождь, хотя небо в этот момент ясное. Макдональд считает неудачным то, что финальная сцена выглядит оптимистичной, потому что было слишком солнечно и ясно, чтобы создать эффект пасмурного неба.

Редактирование

[ редактировать ]

Стэнли Кауфманн пишет в книге «Воздействие Расёмона» , что Куросава часто снимал сцену несколькими камерами одновременно, чтобы он мог «свободно разрезать пленку и соединить воедино части, которые захватили действие, с силой, как будто они летали от одного фрагмента к другому. ." Несмотря на это, он также использовал короткие кадры, смонтированные вместе, которые заставляют зрителей увидеть один кадр; Дональд Ричи говорит в своем эссе, что «в фильме 407 отдельных кадров… Это более чем в два раза больше, чем в обычном фильме, и тем не менее эти кадры никогда не привлекают к себе внимания».

Музыку к фильму написал Фумио Хаясака , один из самых уважаемых японских композиторов. [18] По просьбе режиссера он включил болеро . в рассказ женщины [16]

Из-за неудач и некоторой потери звука съемочная группа предприняла срочный шаг и вернула Мифунэ в студию после съемок для записи еще одной строчки. Инженер звукозаписи Ивао Отани добавил его в фильм вместе с музыкой, используя другой микрофон. [19]

Аллегорическое и символическое содержание

[ редактировать ]

В фильме изнасилование женщины и убийство ее мужа- самурая показаны в самых разных показаниях четырех свидетелей , в том числе бандита-насильника, жены, мертвеца (говорящего через медиума) и, наконец, дровосека, который свидетель, который кажется наиболее объективным и наименее предвзятым. Истории взаимно противоречивы , и даже окончательную версию можно рассматривать как мотивированную факторами эго и сохранения лица. Актеры продолжали приближаться к Куросаве, желая узнать правду, и он утверждал, что цель фильма заключалась в исследовании множества реальностей, а не в раскрытии конкретной истины. Более позднее использование « эффекта Расёмона » в кино и на телевидении сосредоточено на раскрытии «правды» с помощью теперь уже общепринятой техники, которая представляет окончательную версию истории как правду, - подход, который лишь внешне соответствует фильму Куросавы.

Из-за акцента на субъективности истины и неопределенности фактической точности Расёмон некоторые воспринимают как аллегорию поражения Японии в конце Второй мировой войны. Статья Джеймса Ф. Дэвидсона «Память о поражении в Японии: переоценка Расёмона » в декабрьском номере журнала Antioch Review за 1954 год представляет собой ранний анализ элементов поражения во Второй мировой войне. [20] Другая аллегорическая интерпретация фильма кратко упоминается в статье Дэвида М. Дессера 1995 года «Япония: двойственная нация, двойственное кино». [21] Здесь фильм рассматривается как аллегория атомной бомбы и поражения Японии. Также кратко упоминается точка зрения Джеймса Гудвина на влияние послевоенных событий на фильм. Однако « В роще » (рассказ Акутагавы, положенный в основу фильма) был опубликован уже в 1922 году, так что любая послевоенная аллегория была бы результатом монтажа Куросавы, а не рассказом о противоречивых версиях. Историк и критик Дэвид Конрад отметил, что использование изнасилований в качестве сюжета произошло в то время, когда американские оккупационные власти недавно прекратили цензуру японских СМИ, а в японских газетах начали появляться запоздалые сообщения об изнасилованиях, совершенных оккупационными войсками. Более того, Куросаве и другим кинематографистам не разрешили снимать дзидайгэки в начале оккупации, поэтому постановка фильма в далеком прошлом была способом восстановить внутренний контроль над кино. [22]

Выпускать

[ редактировать ]

Театральная касса

[ редактировать ]

Премьера « Расёмона» состоялась в Императорском театре 25 августа 1950 года в Токио, а на следующий день ее распространила компания Daiei по всей стране. Jiji Press сообщила, что этот фильм стал третьим по прибылям фильмом Дайэя, выпущенным в период с сентября 1949 по август 1950 года, заработав более 10 миллионов йен . Благодаря мгновенному кассовому успеху, несколько кинотеатров продолжали показывать его в течение двух или трех недель вместо обычного недельного показа японского фильма. [23] В целом этот фильм стал четвертым по прибылям фильмом Дайэя в 1950 году. Дональд Ричи утверждал, что он также вошел в десятку самых кассовых фильмов Японии того года. [24]

Позже этот фильм стал первым крупным международным хитом Куросавы. [25] Он был выпущен в кинотеатрах США компанией RKO Radio Pictures с английскими субтитрами 26 декабря 1951 года. [26] В Европе на фильм было продано 365 293 билета, во Франции и Испании. [27] и 8292 билета в других европейских странах в период с 1996 по 2020 год, [28] в общей сложности в Европе было продано не менее 373 585 билетов. К июню 1952 года фильм собрал за рубежом 700 000 долларов . [29] Позже в том же году Scene сообщила, что фильм заработал за рубежом 800 000 долларов ( 300 миллионов йен ), что на 200 000 долларов больше, чем все предыдущие японские фильмы, выпущенные за границей, собрали в общей сложности за пределами Японии за последние четыре года. [30] Два года спустя Kinema Junpo также заявила, что в 1951 году она собрала 500 000 долларов достигла примерно 800 000 долларов . , а вскоре после этого [31]

В 2002 году фильм собрал в США 46 808 долларов. [32] с дополнительным заработком в размере 96 568 долларов США в период с 2009 по 2010 год, [33] на общую сумму 143 376 долларов в США в период с 2002 по 2010 год.

Домашние СМИ

[ редактировать ]

«Расёмон» несколько раз выпускался на DVD. Компания Criterion Collection выпустила издание фильма на Blu-ray и DVD на основе реставрации 2008 года, сопровождаемое рядом дополнительных функций. [34]

Критический ответ Японии

[ редактировать ]

Хотя он получил две японские награды, [24] большинству японских критиков фильм не понравился. Когда он получил положительные отзывы на Западе, японские критики были сбиты с толку: некоторые решили, что там им восхищаются только потому, что он «экзотичен»; другие считали, что ему это удалось, потому что он был более «западным», чем большинство японских фильмов. [35]

В сборнике интерпретаций « Расёмона » Дональд Ричи пишет, что «рамки «японской» мысли не могли вместить режиссёра, который тем самым присоединился к миру в целом». [36] Он также цитирует Куросаву, критикующую то, как «японцы слишком мало думают о наших [японских] вещах».

Международный ответ

[ редактировать ]
Плакат выпуска Расёмона в США

Фильм появился на Венецианском кинофестивале 1951 года по просьбе учительницы итальянского языка Джулианы Страмиджиоли , которая порекомендовала его итальянскому агентству по продвижению фильмов Unitalia Film, которое искало японский фильм для показа на фестивале. Однако компания Daiei Motion Picture (производитель популярных в то время полнометражных фильмов) и правительство Японии не согласились с выбором работы Куросавы на том основании, что она «недостаточно репрезентативна для японской киноиндустрии», и посчитали, что Работа Ясудзиро Одзу могла бы быть более показательной в японском кино. Несмотря на эти оговорки, фильм был показан на фестивале.

До того, как его показали на Венецианском фестивале, фильм изначально не привлекал особого внимания и не имел больших ожиданий на фестивале, поскольку в то время японское кино на Западе еще не воспринималось всерьез. Но как только фильм был показан, «Расёмон» вызвал исключительно положительный отклик у фестивальной аудитории, высоко оценив оригинальность фильма и его техники, но заставив многих усомниться в природе истины . [37] Фильм получил как премию итальянских критиков, так и премию «Золотой лев» , более заметно познакомив западную публику, в том числе западных режиссеров, как с фильмами, так и с приемами Куросавы, такими как съемка прямо на солнце и использование зеркал для отражения солнечного света на лица актера.

Фильм был выпущен в Соединенных Штатах 26 декабря 1951 года компанией RKO Radio Pictures как в субтитрах, так и в дублированной версии, а в 1952 году он получил Почетную премию Американской киноакадемии как «самый выдающийся фильм на иностранном языке, выпущенный в Соединенных Штатах в 1951 году». (нынешняя премия Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке была введена только в 1956 году). В следующем году, когда он получил право на рассмотрение в других категориях премии Оскар, он был номинирован на лучшую художественную постановку черно-белого фильма .

После выхода в прокат в Северной Америке Эд Салливан дал фильму положительную рецензию в Hollywood Citizen-News , назвав его «захватывающим вечером, потому что режиссура, фотография и исполнение откроют вам глаза». Он похвалил оригинальный сюжет Акутагавы, впечатляющую режиссуру и сценарий Куросавы, «великолепную» злодейскую игру Мифунэ и «завораживающую» кинематографию Миягавы, которая достигает «визуальных размеров, которых я никогда не видел в голливудской фотографии», например, «снято в условиях непрекращающегося ливня, который усиливает настроение мрачной драмы». [38] В начале 1960-х годов историки кино считали Расёмон началом международного кинодвижения «Новая волна» , которое приобрело популярность в конце 1950-х - начале 1960-х годов. [37]

Наследие

[ редактировать ]

Ретроспективная переоценка

[ редактировать ]

На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 98% из 63 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 9,2/10. По мнению веб-сайта, «Один из самых известных фильмов легендарного режиссера Акиры Куросавы, «Расёмон», отличается инновационной структурой повествования, блестящей актерской игрой и вдумчивым исследованием реальности, а не восприятия». [39] Metacritic , использующий средневзвешенное значение , присвоил фильму оценку 98 из 100 на основе 18 критиков, что указывает на «всеобщее признание».

В выпуске Time Out New York за 1998 год Эндрю Джонстон написал:

«Расёмон», вероятно, знаком даже тем, кто его не видел, поскольку на киножаргоне название фильма стало синонимом его главного повествовательного замысла: истории, рассказанной несколько раз с разных точек зрения. Конечно, в фильме есть нечто большее. Например, то, как Куросава использует свою камеру... приближает это увлекательное размышление о человеческой природе к стилю немого кино, чем почти все, что было создано после появления звука. [40]

Кинокритик Роджер Эберт дал фильму четыре звезды из четырех и включил его в свой список величайших фильмов . [41]

Ремейки и адаптации

[ редактировать ]

«Расёмон» был назван «одним из самых влиятельных фильмов 20 века». [42] Он породил множество ремейков и адаптаций в кино, на телевидении и в театре. [43] [44] Примеры включают в себя:

Сохранение

[ редактировать ]

В 2008 году фильм был восстановлен Киноархивом Академии , Национальным киноцентром Национального музея современного искусства, Токио и Kadokawa Pictures, Inc., при финансовой поддержке Kadokawa Culture Promotion Foundation и The Film Foundation . [54]

Награды и почести

[ редактировать ]

Топ-листы

[ редактировать ]

Фильм вошел в списки лучших фильмов многих критиков.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта цифра отражает первоначальные кассовые сборы в размере 800 000 долларов ( 300 миллионов йен ) и сборы от последующих театральных переизданий.
  1. ^ Уиллер Уинстон Диксон, Гвендолин Одри Фостер: Краткая история кино . Издательство Университета Рутгерса, 2008 г., ISBN   9780813544755 , с. 203
  2. ^ Кэтрин Рассел: Возвращение к классическому японскому кино . Издательство Блумсбери, 2011 г., ISBN   9781441107770 , глава 4 Кино Акиры Куросавы
  3. ^ Ричи, Дональд (1965). Фильмы Акиры Куросавы . п. 70.
  4. ^ Дональд Ричи , Фильмы Акиры Куросавы .
  5. ^ Jump up to: а б Шарп, Джаспер (4 января 2023 г.). «Эффект Расёмона: новый взгляд на кинематографическую веху постправды Акиры Куросавы» . Би-би-си . Проверено 5 августа 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Фальк, Рэй (21 октября 1951 г.). «Японский расёмон звонит в колокол» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . п. 4X. Газета [Nippon] Times далее утверждает, что затраты на производство в Японии составляют одну четверть, а зарплаты — одну десятую от затрат американской киноиндустрии, и, таким образом, при годовом выпуске 215 фильмов Япония может иметь потенциально прибыльную статью экспорта. [...] Джинго Минура смог удержать стоимость производства на уровне 140 000 долларов.
  7. ^ «Выпуски 11-17» . Деловая Япония . Том. 55. Джицугё-но Нихон Ша . 1952. с. 164 . Проверено 26 июля 2024 г. - через Google Книги .
  8. ^ Фильмы в обзоре . Том. 4. Национальный наблюдательный совет . 1953. с. 290 . Проверено 7 августа 2024 г. - через Google Книги . Затраты на последний фильм Куросавы « Жизнь » составили 85 000 долларов, что более чем в два раза превышает стоимость «Расёмона» . Такой режиссер, как Куросава, получает 35 долларов за картину, но за такую ​​цену он должен написать собственный сценарий.
  9. ^ Брэндон, Джеймс Р. , изд. (1971). Исполнительское искусство в Азии . ЮНЕСКО . п. 127 . Проверено 5 августа 2024 г.
  10. ^ Робертсон, Патрик (1991). Книга рекордов Гиннеса, посвященная кинофактам и подвигам . п. 33. ISBN  978-1-558-59236-0 .
  11. ^ Гэлбрейт, Стюарт IV (2002). Император и волк: жизнь и фильмы Акиры Куросавы и Тосиро Мифунэ . Фабер и Фабер. п. 132. ИСБН  978-0-571-19982-2 .
  12. ^ Qtd. в Ричи, Фильмы .
  13. ^ «Расёмон» . Информация об Акире Куросаве . 24 марта 2024 г. . Проверено 24 марта 2024 г.
  14. «Мир Кадзуо Миягавы» (оригинальное название: «Камера также действует: кинооператор Миягава Кадзуо »), режиссёр неизвестен. NHK, год неизвестен. Телевидение/Критерий Blu-ray
  15. ^ Ричи, Фильмы .
  16. ^ Jump up to: а б Акира Куросава. «Акира Куросава о Расёмоне» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 года . Проверено 2 мая 2022 г. Когда камера была направлена ​​вверх, на облачное небо над воротами, на ее фоне не было видно капель дождя, поэтому мы рисовали дождь черными чернилами.
  17. ^ Роберт Альтман. "Введение". Расёмон (DVD). Коллекция критериев . Типичный пример из фильма, показывающий двусмысленность персонажей, - это когда бандит и жена разговаривают друг с другом в лесу, свет падает на человека, который не разговаривает, и показывает забавные выражения лиц, это отражает присутствующую двусмысленность.
  18. ^ «Хаясака, Фумио - Словарное определение Хаясака, Фумио | Энциклопедия.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . Энциклопедия.com . Проверено 21 октября 2011 г.
  19. ^ Теруё Ногами , В ожидании погоды: создание фильмов с Акирой Куросавой , Stone Bridge Press, Inc., 1 сентября 2006 г., стр. 90, ISBN   1933330090 .
  20. С тех пор статья появилась в некоторых последующих Расёмон антологиях , в том числе «В центре внимания Расёмон» [1] , Архивировано 1 ноября 2022 года в Wayback Machine в 1972 году и Расёмон (Фильм Рутгерса в печати) [2] Архивировано 1 ноября 2022 года, в Wayback Machine в 1987 году. На статью Дэвидсона ссылаются в других источниках в поддержку различных идей. Эти источники включают в себя: «Пятидесятилетняя война: Расёмон», «Загробная жизнь» и рассказы японских фильмов о воспоминаниях. Статья Майка Сугимото 2003 года в «Обзоре японских исследований», том 7 [3]. Архивировано 28 ноября 2005 года в Wayback Machine , японское кино: Ронин Куросавы Г. Шама «Ронин Куросавы» . Архивировано из оригинала 15 января 2006 года . Проверено 16 ноября 2005 г. , Критический прием Расёмона на Западе Грега М. Смита, Азиатское кино 13.2 (осень/зима 2002 г.) 115-28 [4] Архивировано 17 марта 2005 г., в Wayback Machine , Расёмон против оптимистического рационализма относительно существования « Правдивые факты» [5] [ постоянная мертвая ссылка ] , «Постоянная двусмысленность и моральная ответственность в Расёмоне» Роберта ван Эса [6] и «Суд по фильму: социально-правовые функции Расёмона» Орит Камир [7]. Архивировано 15 сентября 2015 г. в Wayback Machine .
  21. ^ «Хиросима: Ретроспектива» . Иллинойс.edu . Архивировано из оригинала 20 августа 2013 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  22. ^ Конрад, Дэвид А. (2022). Акира Куросава и современная Япония . МакФарланд и Ко, стр. 81–84. ISBN  978-1-4766-8674-5 .
  23. ^ Ежегодник фильмов, издание 1951 года . Джиджи Пресс . п. 27, 52 . Проверено 6 августа 2024 г. - через Google Книги .
  24. ^ Jump up to: а б Ричи, Дональд (2001). Сто лет японского кино. Краткая история . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 139. ИСБН  9784770029959 .
  25. ^ Балтак, Джо (9 сентября 1998 г.). «Куросава заслужил статус мастера» . Виндзорская звезда . п. Б6 . Получено 19 апреля 2022 г. - через Newspapers.com .
  26. ^ Гэлбрейт IV 1994 , с. 309.
  27. ^ «Расёмон (Расёмон, 1950)» . Кинопоиск (на русском языке) . Проверено 19 апреля 2022 г.
  28. ^ «Расёмон» . Люмьер . Проверено 19 апреля 2022 г.
  29. ^ справочник ( Японский промышленный иллюстрированный на японском языке) Iwasaki Publishing [ ja ] , 1956. стр. 438.
  30. ^ «Том 4» . Сцена: Международный журнал Восток-Запад (на японском языке) . Проверено 5 августа 2024 г. - через Google Книги .
  31. ^ Новогодний выпуск 1954 года [ 1954年新年Special ] (на японском языке, том 895. стр. 78 - через Google Книги ).
  32. ^ «Расёмон» . Касса Моджо . Проверено 19 апреля 2022 г.
  33. ^ «Расёмон» . Числа . Проверено 2 августа 2020 г.
  34. ^ «Расёмон» . Коллекция критериев . Проверено 15 мая 2020 г.
  35. ^ Татара, Пол (25 декабря 1997 г.). «Расёмон» . Tcm.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2008 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  36. ^ (Ричи, 80 лет)
  37. ^ Jump up to: а б «Религия кино» . Эмпория Газетт . 20 сентября 1963 г. с. 4 . Получено 19 апреля 2022 г. - через Newspapers.com . Историки нового кино, разыскивая его истоки, возвращаются к другому фестивалю, проходившему в Венеции в 1951 году. Наименее многообещающим пунктом в киноменю того года была японская картина «Расёмон». Японские картины, как знали все киноведы, были всего лишь букетом хризантем. Итак, судьи сели, зевая. Они встали ошеломленные. Расёмон был кинематографической молнией, которая яростно разорвала темное сердце человека, чтобы доказать, что истины в нем нет. По технике картина была травмирующе оригинальной; по духу он был большим, сильным, мужским. Очевидно, это была работа гения, и этим гением был Акира Куросава, ярчайший провозвестник новой эры в кино.
  38. ^ Салливан, Эд (22 января 1952 г.). «За кулисами» . Голливудские гражданские новости . п. 12 . Получено 19 апреля 2022 г. - через Newspapers.com .
  39. ^ « Расёмон » . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 6 января 2019 г. Отредактируйте это в Викиданных
  40. ^ Джонстон, Эндрю (26 февраля 1998 г.). «Расёмон». Тайм-аут Нью-Йорк .
  41. ^ «Расёмон» . Роджер Эберт.com .
  42. ^ Книга о фильмах: Простое объяснение больших идей . Дорлинг Киндерсли Лтд .
  43. ^ Jump up to: а б Магнуссон, Тор (25 апреля 2018 г.). «10 великих фильмов, в которых использовался эффект Расёмон» . Вкус кино .
  44. ^ Jump up to: а б с д Харриссон, Джульетта (3 октября 2014 г.). «5 замечательных серий сериала «Расёмон»» . Логово Гика .
  45. ^ Jump up to: а б «Расёмон» . База данных Интернет-Бродвея . Бродвейская лига . Проверено 26 сентября 2022 г.
  46. ^ « Классика «Расёмон» будет в «Синема 9» » . Журнал Таймс . 30 мая 1965 г. с. 15 . Получено 19 апреля 2022 г. - через Newspapers.com .
  47. ^ Бойд, Грег (23 июля 2013 г.). «Рецензия: Шоу Дика Ван Дайка, «Ночь, когда рухнула крыша» » . thiswastv.com .
  48. ^ Маунула, Вили (1 февраля 2012 г.). «Киноклуб: Возмущение (Ритт, 1964)» . akirakurosawa.info .
  49. ^ ДеКандидо, Кейт Р.А. (30 декабря 2011 г.). «Звездный путь: Пересмотр следующего поколения: «Вопрос перспективы» » . Тор.com .
  50. ^ Хантли, Кристина (1 мая 2006 г.). «CSI - 'Расомама' » . csifiles.com .
  51. ^ Маунула, Вили (12 мая 2013 г.). «Рецензия: У ворот призрака (2011)» . akirakurosawa.info .
  52. ^ Бирзер, Натаниэль (19 апреля 2022 г.). «Последняя дуэль» Ридли Скотта и «Расёмон» Куросавы . Интернет-библиотека Свободы . Фонд Свободы.
  53. ^ Закари, Брэндон (16 октября 2021 г.). «Последняя дуэль — это взгляд Ридли Скотта на классический японский фильм» . cbr.com .
  54. ^ «Расёмон Blu-ray — Тосиро Мифунэ» . www.dvdbeaver.com . Проверено 15 мая 2020 г.
  55. ^ «10 лучших по опросу Sight & Sound 1992 г.» . БФИ . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
  56. ^ Хоберман, Дж. (4 января 2000 г.). «100 лучших фильмов ХХ века» . Нью-Йорк: Village Voice Media, Inc. Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
  57. ^ Карр, Джей (2002). Список А: 100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков . Да Капо Пресс. п. 81 . ISBN  978-0-306-81096-1 . Проверено 27 июля 2012 г.
  58. ^ «100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков» . сайт www.filmsite.org .
  59. ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 13 мая 2021 г.
  60. ^ «Опрос критиков Sight & Sound 2002 года на лучшие фильмы» . список.com .
  61. ^ « Величайшие фильмы всех времён и звуков 2002 года» . bfi.org . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 2 мая 2021 г.
  62. ^ «Особенности империи» . Empireonline.com. 5 декабря 2006. Архивировано из оригинала 20 октября 2011 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  63. ^ Шредер, Николаус. (2002). 50 классики, фильм . Герстенберг. ISBN   978-3-8067-2509-4 .
  64. ^ «1001 серия» . 1001beforeyoudie.com. 22 июля 2002. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 21 октября 2011 г.
  65. ^ «Величайшие японские фильмы по версии журнала Kinema Junpo (версия 2009 года)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  66. ^ «100 лучших фильмов мирового кино – 22. Расёмон» . Империя . Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  67. ^ «Прочитайте Sight & Sound 10 лучших списков от Квентина Тарантино, Эдгара Райта, Мартина Скорсезе, Гильермо дель Торо, Вуди Аллена и других» . Коллайдер . 24 августа 2012 г.
  68. ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . bbc.com опубликовано 27 октября 2018 г. Проверено 27 октября 2020 г.
  69. ^ «Как Куросава вдохновил тамильские фильмы» . Таймс оф Индия . 6 сентября 2013 года . Проверено 13 марта 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f38851d566173596a7a4d1a446fa7b9__1723059720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/b9/0f38851d566173596a7a4d1a446fa7b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rashomon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)