Jump to content

Жак Тати

Жак Тати
Папа г. против 1961
Рожденный
Жак Татищефф

( 1907-10-09 ) 9 октября 1907 г.
Ле Пек , Франция
Умер 5 ноября 1982 г. ) ( 1982-11-05 ) ( 75 лет
Париж , Франция
Род занятий Кинорежиссер, актер, сценарист, режиссер
Супруг Мишлин Винтер (1944–1982; его смерть)
Дети 3

Жак Тати (англ. Французский: [тати] ; урожденный Жак Татищев , произносится [tatiʃɛf] ; 9 октября 1907 г. - 5 ноября 1982 г.) [1] был французским мимом, режиссером, актером и сценаристом. В опросе величайших кинорежиссеров Entertainment Weekly он был признан 46-м величайшим режиссером всех времен (из 50), хотя он снял только шесть полнометражных фильмов.

Тати, пожалуй, наиболее известен своим персонажем месье Юло , показанным в фильмах «Отпуск месье Юло» (1953), «Мон дядя» (1958), «Время игр» (1967) и «Трафик» (1971). Playtime занял 23-е место в опросе критиков Sight and Sound 2022 года среди величайших когда-либо созданных фильмов. [2]

Как Дэвид Беллос говорит : «Тати, от l'Ecole des facteurs до Playtime , является воплощением того, чем должен быть автор (в теории кино): контролирующим разумом, стоящим за видением мира в кино». [3]

Происхождение семьи

[ редактировать ]

Тати имела русское, голландское и итальянское происхождение. Его отец, Жорж-Эммануэль Татищев (1875–1957), родился в Париже, в семье Дмитрия Татищева (Дмитрий Татищев; также пишется Татищев), генерала Российской императорской армии и военного атташе посольства России в Париже. Татищевы — русский дворянский род Рюриковичей по отцовской линии . Находясь в Париже, Дмитрий Татищев женился на француженке Роуз Анатали Алинкуант (российские источники указывают, что Алинкуант была артисткой цирка и что пара никогда не была жената). [4]

Дмитрий Татищев умер при подозрительных обстоятельствах от травм, полученных в результате несчастного случая на лошадях, вскоре после рождения Жоржа-Эммануэля. В детстве Жорж-Эммануэль пережил неспокойные времена, например, его насильно вывезли из Франции и перевезли жить в Россию. В 1883 году мать привезла его обратно во Францию, где они поселились в поместье Ле Пек , недалеко от Сен-Жермен-ан-Ле , на окраине Парижа. [5] В 1903 году Жорж-Эммануэль Татищев женился на голландско-итальянке Марсель Клэр ван Хоф (умерла в 1968 году). Вместе у них было двое детей, Натали (1905 г.р.) и Жак. Голландский отец Клэр, друг Ван Гога , среди клиентов которого был Тулуз-Лотрек , [6] был владельцем престижной компании по производству рам для картин недалеко от Вандомской площади в Париже и привлек Жоржа-Эммануэля в семейный бизнес. Впоследствии Жорж-Эммануэль стал директором компании Cadres Van Hoof, и семья Татищевых имела относительно высокий уровень жизни. [7]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Тати, кажется, был равнодушным учеником, но преуспел в теннисе и верховой езде. Он бросил школу в 1923 году, в возрасте 16 лет, и дедушка обучил его рамщику картин в семейном бизнесе. Между 1927 и 1928 годами он завершил свою национальную военную службу в Сен-Жермен-ан-Ле в 16-м кавалерийском драгунском полку. [8] Покинув армию, он пошел на стажировку в Лондон, где впервые познакомился с регби . Вернувшись в Париж, он присоединился к полупрофессиональной команде по регби Racing Club de France , капитаном которой был Альфред Сови , и среди сторонников которой был Тристан Бернар . Именно там он впервые обнаружил свои комические таланты, развлекая своих товарищей по команде в перерывах, изображая их спортивные достижения. Он также впервые встретил Жака Бройдо , с которым стал друзьями на всю жизнь. [9]

Глобальный экономический кризис достиг Франции в 1931–32 годах. [10] Тати покинул Racing Club de France и, к неодобрению своей семьи, покинул обучение в Cadres Van Hoof. Отказавшись от относительно комфортного образа жизни среднего класса, чтобы стать артистом, испытывающим трудности в трудные экономические времена, он разработал коллекцию высокофизических мимических номеров, которые впоследствии стали его Impressions Sportives ( «Спортивные впечатления »). Каждый год с 1931 по 1934 год он участвовал в любительской выставке, организованной Альфредом Сови. [11]

Тати в Германии, 1938 год.

Ранние работы

[ редактировать ]

Хотя он, вероятно, раньше выступал в мюзик-холле, его выступление впервые было упомянуто в 1935 году, когда он выступал на гала-концерте газеты Le Journal , посвященном победе Франции в установлении рекорда трансатлантического пересечения из Нормандии . Среди почетных зрителей была влиятельная писательница Колетт . Поступок Тати также привлек внимание Макса Требора , который предложил ему работу в Театре Мишель, где он быстро стал звездой. После своего успеха там Тати попытался добиться успеха в Лондоне, сыграв короткий сезон в Finsbury Park Empire в марте 1936 года. По возвращении в Париж в том же году его сразу же наняли в качестве главного исполнителя в театре ABC. [12] вместе с певицей Мари Дюба , где он работал непрерывно до начала Второй мировой войны. [13] Именно о выступлении Тати в его теперь уже точно настроенной программе Impressions Sportives на канале ABC ранее впечатленная Колетт написала:

«Отныне ни одно торжество, ни одно художественное или акробатическое зрелище не может обойтись без этого удивительного артиста, выдумавшего что-то совершенно свое... Его номер — это частично балет и частично спорт, частично сатира и частично шарада. Он придумал способ быть одновременно игроком, мячом и теннисной ракеткой, быть одновременно футболистом и вратарем, боксером и его противником, велосипедом и велосипедистом. Без всякого реквизита он вызывает в воображении свои аксессуары и своих партнеров. силы всех великих художников. Как приятно было видеть теплую реакцию публики! Успех Тати многое говорит об утонченности якобы «неотесанной» публики, о ее вкусе к новизне и о ее понимании стиля Жака Тати. заколдованный всадник покажет всему Парижу живой образ этого легендарного существа, кентавра». [14]

С 1937 по 1938 год он выступал в сцене «Скала» в Берлине.

В 1930-е годы он начал экспериментировать с кино, снявшись в следующих короткометражках:

  • Оскар, чемпион по теннису (1932). Режиссер Джек Форрестер; по сценарию и в главной роли Жак Тати (фильм потерян).
  • Мы просим зверя (1934). Режиссер Шарль Барруа; с участием Жака Тати в роли «Роджера» и Энрико Спрокани в роли «клоуна Рума (Энрико)».
  • Гай диманш (1935). Режиссер Жак Берр; сценарий Жака Тати в главной роли и Энрико Спрокани.
  • Суань тон гош (1936). Режиссер Рене Клеман ; с Жаком Тати в роли «Роджера», Жаком Бройдо в роли «Спарринг-партнера» и Максом Мартелем в роли «Почтальона».

Вторая мировая война и послевоенная занятость

[ редактировать ]

В сентябре 1939 года Тати снова призвали в свой 16-й драгунский полк, который затем был включен в состав 3-й дивизии Legere de Cavalerie (DLC). Он участвовал в битве при Седане в мае 1940 года, когда немецкая армия прошла через Арденны в северную Францию. 3-й DLC отступил из Мааса в Муссидан в Дордони , где дивизия была демобилизована после объявления перемирия 22 июня 1940 года.

Вернувшись в Париж, Тати возобновил свою гражданскую профессию в качестве артиста кабаре, найдя работу в Леона Вольтерры Лидо де Пари , где он исполнял свои «Спортивные впечатления» с 1940 по 1942 год.

Рассматриваемая как возможная замена Жан-Луи Барро в «Детях Паради» , Тати сыграла призрака в «Сильви и призраке » вместе с Одеттой Жуайе в роли Сильви, а также появилась в роли Дьявола в том же фильме. Здесь он познакомился с Фредом Орейном, директором студии «Св. Морис и Викторина» в Ницце .

Тати как директор

[ редактировать ]

В начале 1946 года Жак Тати и Фред Орен основали продюсерскую компанию Cady-Films , которая продюсировала первые три фильма Тати.

За исключением своего первого и последнего фильмов, Тати играл неуклюжего и социально некомпетентного главного героя, месье Юло . Юло со своим фирменным плащом, зонтиком и трубкой входит в число самых запоминающихся комических персонажей кино. Несколько тем повторяются в творчестве Тати, особенно в Mon Oncle , Playtime и Trafic . К ним относятся одержимость западного общества материальными благами, особенно потребительством в американском стиле, атмосфера скороварки современного общества, поверхностность отношений между различными социальными классами Франции, а также холодный и зачастую непрактичный характер технологий и дизайна космической эры.

«Школа почтальонов»

[ редактировать ]

Рене Клеману впервые предложили стать режиссером « Школы фактов » (1947), но, поскольку он был занят режиссурой «Железнодорожной битвы» (1946), режиссерские обязанности перешли к Тати, который также снялся в этой короткометражной комедии о сельской жизни. Отрадно, что «Школа фактов» была с энтузиазмом принята после выхода, получив в 1947 году премию Макса Линдера за комедийный фильм.

День торжества ( Большой день )

[ редактировать ]

Первый крупный полнометражный фильм Тати, Jour de fête ( «Большой день »), повествует о неумелом деревенском почтальоне, который прерывает свои обязанности, чтобы осмотреть передвижную ярмарку, приехавшую в город. Под влиянием слишком большого количества вина и документального фильма о скорости американской почтовой службы, он идет на все, чтобы ускорить доставку почты на своем велосипеде. Тати снял его в 1947 году в деревне Сент-Север-сюр-Эндр , где он нашел убежище во время войны. Из-за сопротивления французских дистрибьюторов, «Jour de fête» был впервые успешно выпущен в Лондоне в марте 1949 года, а затем получил французский релиз 4 июля 1949 года, где он имел большой успех у публики, получив в 1950 году Гран-при французского кино . Этот фильм должен был стать первым французским художественным фильмом, снятым в цвете; Одновременно Тати в качестве страховки сняла фильм черно-белым. Недавно разработанная цветная система Thomson оказалась непрактичной, поскольку она не позволяла получать цветные отпечатки. Поэтому «Jour de fête» вышел только в черно-белом варианте. В отличие от его более поздних фильмов, в нем много сцен с диалогами, и он предлагает забавный и нежный взгляд на жизнь в сельской Франции. Цветная версия была восстановлена ​​его дочерью, киномонтажером и режиссером Софи Татищевой и выпущена в 1995 году. Фильм получил приз за лучший оригинальный сценарий на кинофестивале. Венецианский кинофестиваль .

Праздник Юло месье

[ редактировать ]

Второй фильм Тати, «Les Vacances de Monsieur Hulot» ( «Отпуск месье Юло» ), был выпущен в 1953 году. «Les Vacances» представили персонажа г-на Юло и повествуют о его приключениях во Франции во время обязательных августовских каникул на морском курорте, высмеивая несколько замкнутых элементов Французские политические и социальные классы. Почти полностью он был снят в крошечной приморской деревне Сен-Марк-сюр-Мер на западном побережье , в регионе Атлантической Луары . Отель, в котором остановился г-н Юло (l'Hôtel de la Plage), все еще находится там. [15] а на пляже установлена ​​статуя в память о режиссере. [16] Тати влюбился в побережье, когда жил в соседнем Порт-Шарлотте со своими друзьями, мистером и миссис Лемуан, перед войной, и решил однажды вернуться, чтобы снять там фильм. Фильм получил широкую оценку критиков и принес Тати номинацию на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий , которую разделили с Анри Марке . Производство фильма также вернуло Жака Лагранжа в жизнь Тати, положив начало пожизненному сотрудничеству с художником, который впоследствии стал его сценографом. «Отпуск месье Юло» остается одним из самых любимых французских фильмов того периода. Комическое влияние фильма распространилось далеко за пределы Франции, и его можно найти совсем недавно, в 2007 году, в Роуэна Аткинсона комиксе «Отпуск мистера Бина» . [17]

Андре Базен , основатель влиятельного журнала Cahiers du cinéma , написал в своем эссе 1957 года «Пятнадцать лет французского кино»:

«Тати легко мог бы заработать много денег на сиквелах с его комическим персонажем, маленьким сельским почтальоном. Вместо этого он решил подождать четыре года и, после долгих размышлений, полностью пересмотрел свою формулу. Результатом на этот раз стал выдающийся шедевр. о котором, я думаю, можно сказать, что это самое радикальное новшество в комическом кино со времен братьев Маркс: я имею в виду, конечно, « Отпуска М. Юло ». [18]

Различные проблемы задержали выпуск продолжения Тати его международного хита. В 1955 году он попал в серьезную автомобильную аварию, в результате которой его левая рука была повреждена. Затем завязался спор с Фредом Орейном, и в 1956 году Тати отделился от Cady Films, чтобы создать собственную продюсерскую компанию Spectra Films.

Mon Oncle ( Мой дядя )

[ редактировать ]

Следующий фильм Тати, «Mon Oncle» ( «Мой дядя ») 1958 года, стал его первым цветным фильмом. В центре сюжета - комедийная, донкихотская и детская борьба Юло с одержимостью послевоенной Франции современностью и потребительством в американском стиле, переплетенная с его отношениями со своим девятилетним племянником Жераром. «Мон Онкль» быстро добился международного успеха и выиграл в том же году премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , специальный приз в Каннах , а также премию кинокритиков Нью-Йорка . На площади Пелуз ( Сен-Мор-де-Фоссе ) стоит бронзовая статуя Тати в роли месье Юло, разговаривающего с мальчиком, в позе, перекликающейся с плакатом фильма, разработанным Пьером Этаксом . [19]

При получении «Оскара» Тати предлагали любые угощения, какие только могла ему угостить Академия. К их удивлению, Тати просто попросила о возможности навестить Стэна Лорела , Мака Сеннетта и Бастера Китона . Сообщается, что Китон сказал, что работа Тати со звуком продолжила истинную традицию немого кино. [20]

В качестве приглашенного художественного руководителя на AFI Fest 2010 Дэвид Линч Тати выбрал «Мон Дядя» , а также «Час волка» (реж. Ингмар Бергман , 1968), «Лолиту» (реж. Стэнли Кубрик , 1962), «Окно во двор» (реж. Альфред Хичкок , 1954). и «Бульвар Сансет» (режиссер Билли Уайлдер , 1950), которые будут показаны в его боковой панели, объясняя:

«Я выбрал именно эти фильмы, потому что они вдохновили меня больше всего. Я думаю, что каждый из них — шедевр». [21]

Время игры

[ редактировать ]
Тати и переводчик представляют фильм для специального показа в Хельсинки, 1969 год.

«Время игр» (1967), снятое на 70 мм , должно было стать самой амбициозной, но рискованной и дорогой работой в карьере Тати.

В эссе для Criterion Collection Кент Джонс писал:

После успеха «Мон-дядя» в 1958 году Жаку Тати надоел «Месье Юло», его фирменное комическое произведение. С международной известностью пришло растущее недовольство простыми сценариями, сосредоточенными вокруг одной милой, узнаваемой фигуры. Поэтому он медленно продвигался к новому типу фильмов, в высшей степени демократическому фильму, который будет посвящен «всем». [22]

На создание Playtime ушло девять лет, и Тати пришлось заимствовать значительные средства из собственных ресурсов, чтобы завершить картину. На момент создания «Время игр» (1967) был самым дорогим фильмом в истории Франции. [23] О фильме Тати сказала: « Время игры [так в оригинале] - это большой скачок, большой экран. Я ставлю себя на кон. Либо это получится, либо нет. Никакой страховки нет». Тати, как известно, построил для фильма целый мини-город из стекла и стали (по прозвищу Тативиль) на окраине Парижа, на строительство которого ушли годы, в результате чего он погряз в долгах. [24]

В фильме Юло и группа американских туристов теряются в футуристическом стекле и стали коммерчески глобализированных современных парижских пригородов, где только человеческая природа и несколько задумчивых видов самого старого города Парижа все еще появляются, чтобы вдохнуть жизнь в этот город. стерильный новый мегаполис. «Время игры» имело даже меньше сюжета, чем предыдущие фильмы Тати, и он стремился сделать своих персонажей, включая Юло, почти второстепенными в его изображении модернистского и роботизированного Парижа.

Первоначально продолжительность воспроизведения составляла 155 минут, но вскоре Тати выпустила отредактированную версию на 126 минут; это версия, которая обычно выпускалась в кинотеатрах в 1967 году. Более поздние версии появились в формате 35 мм. В 1979 году копия фильма была снова пересмотрена до 108 минут, и эта отредактированная версия была выпущена на видеокассете VHS в 1984 году. Хотя «Время воспроизведения» имело успех у критиков ( Франсуа Трюффо похвалил его как «фильм, пришедший с другой планеты, где снимают фильмы по-другому»), это был масштабный и дорогостоящий коммерческий провал, который в конечном итоге привел к банкротству «Тати».

Биограф Тати Дэвид Беллос отметил, что Тати обращалась ко всем, от Дэррила Ф. Занука до премьер-министра Франции Жоржа Помпиду , с просьбой завершить фильм. «Его личные овердрафты начали расти, и задолго до того, как время игр закончилось, Тати оказался в существенном долгу перед наименее снисходительным из всех кредиторов, сборщиками налогов». Когда Тати не смог выплатить кредиты, его фильмы были конфискованы банками. [24] Тати был вынужден продать семейный дом Сен-Жермен вскоре после смерти его матери, Клэр ван Хоф, и вернуться в Париж. Spectra Films была передана в управление, что завершилось ликвидацией компании в 1974 году с аукционом всех прав на фильмы, принадлежавших компании, за немногим более 120 000 франков.

В 1969 году, имея ограниченные средства, Тати создал новую продюсерскую компанию CEPEC, чтобы контролировать свои возможности в кино- и телепроизводстве.

Спин-оффы Playtime

[ редактировать ]

На съемках « Время игр » Тати снял короткометражный фильм о своей комедийной и кинематографической технике «Cours du soir» ( «Вечерние занятия» , 1967), в котором он дает урок искусства комедии классу будущих актеров.

В 1971 году Тати сделала рекламу английского Lloyds Bank . [24] в котором он изобразил дегуманизированный банк будущего, где деньги выдаются с помощью компьютеризированного счетчика. «Идея рекламы заключалась в том, что какими бы современными ни были Lloyds, технологии — это еще не все, и вы всегда сможете поговорить с «дружелюбным сотрудником или понимающим менеджером» в их филиалах». [25]

В августе 2012 года Британский институт кино опросил 846 критиков, программистов, ученых и дистрибьюторов, чтобы определить «50 величайших фильмов всех времен»; Playtime занял 42-е место. [26] В соответствующем «Опросе режиссеров», проведенном BFI, Playtime был удостоен награды как 37-й величайший фильм всех времен среди своих коллег-режиссеров.

Стивен Спилберг » он отдал «очень небольшую дань уважения» Playtime сказал, что в своем фильме 2004 года «Терминал . [27] » , я думал о двух режиссерах добавив: «Когда я снимал « Терминал . Я думал, что это дань уважения Фрэнку Капре и его честным чувствам, а также дань уважения Жаку Тати и тому, как он позволял своим сценам продолжаться и продолжаться. и так далее. Персонаж, которого он сыграл в «Отпуске месье Юло» и «Мон дядя», был полностью находчивым и использовал то, что его окружало, чтобы рассмешить нас». [28]

Трафик ( Трафик )

[ редактировать ]

Финансируемый Нидерландами фильм «Трафик» ( «Трафик» ), хотя изначально задумывался как телевизионный фильм, получил театральный прокат в 1971 году и вернул месье Юло в центр действия. Это был последний фильм Юло, он следовал духу более ранних работ, высмеивающих современное общество. В фильме Юло — неуклюжий изобретатель автомобилей, который едет на выставку в автомобиле для отдыха, наполненном гаджетами. [ нужна ссылка ]

Последний завершенный фильм Тати, «Парад» , снятый для шведского телевидения в 1973 году, представляет собой более или менее снятое на видео цирковое представление, в котором участвуют мимы Тати и другие артисты.

Вперёд, Бастия

[ редактировать ]

В 1978 году Тати приступил к съемкам « Forza Bastia », короткометражного документального фильма, посвященного футбольному матчу между корсиканской командой SC Bastia и голландской командой PSV Eindhoven во время финала Кубка УЕФА , который он не завершил. Тати взялся за проект по просьбе своего друга Жилберто Тригано, который в то время был президентом клуба «Бастия». Его младшая дочь Софи Татищефф позже отредактировала оставшиеся кадры, которые были посмертно выпущены в 2002 году; Софи умерла от рака легких в 2001 году.

Неснятые фильмы

[ редактировать ]

Путаница

[ редактировать ]

У Тати были планы снять еще как минимум один фильм. Confusion , запланированное сотрудничество с поп-дуэтом Sparks , представлял собой историю о футуристическом Париже, где деятельность сосредоточена вокруг телевидения, коммуникаций, рекламы и увлечения современного общества визуальными образами.

В оригинальном сценарии стареющий господин Юло должен был быть случайно убит в прямом эфире. Рон Мэл и Рассел Мэл сыграли бы двух сотрудников американской телестудии, которых пригласила сельская французская телекомпания, чтобы помочь им с некоторыми американскими техническими знаниями и внести свой вклад в то, как на самом деле устроено телевидение. Хотя сценарий все еще существует, «Путаница» так и не была снята. То, что могло бы стать заглавным треком, "Confusion", появляется на альбоме Sparks Big Beat 1976 года , а на внутренней обложке обновленного компакт-диска 2006 года имеется письмо с объявлением о предстоящем сотрудничестве, а также фотография братьев Мэйл в разговор с Тати. [29]

Фильм Тати №4 ( Иллюзионист )

[ редактировать ]

Внесен в архивы CNC (Национального центра кинематографии) под названием «Фильм Тати № 4». [30] Написанная в конце 1950-х годов, эта трактовка должна была стать продолжением всемирно успешного «Mon Oncle» Тати . В нем рассказывается горько-сладкая история о скромно талантливом фокуснике, которого называют просто Иллюзионистом, который во время тура по разрушающимся мюзик-холлам Восточной Европы заботливо берет под свое крыло бедную молодую женщину. [31]

Полуавтобиографический сценарий, написанный Тати в 1956 году, был выпущен на международном уровне как анимационный фильм « Иллюзионист » в 2010 году. [32] Режиссер Сильвен Шоме , известный по фильму «Тройняшки из Бельвиля» , главный герой представляет собой анимационную карикатуру на самого Тати.

Споры преследовали выпуск версии «Иллюзиониста» Шоме . [33] [34] [35] с сообщением The Guardian :

В 2000 году сценарий Шоме передала дочь Тати Софи, за два года до ее смерти. Однако теперь семья внебрачного и отчужденного старшего ребенка Тати, Хельги Мари-Жанны Шиль, которая живет на северо-востоке Англии, призывает французского режиссера отдать ей должное как истинному вдохновителю фильма. Они говорят, что сценарий «Иллюзиониста» был ответом Тати на позор того, что она бросила своего первого ребенка [Шиля], и остается единственным публичным признанием ее существования. Они обвиняют Шоме в попытке снова загладить болезненное семейное наследие. [36]

Внук Тати, Ричард Татищефф Шил Макдональд, в 2010 году написал длинное письмо кинокритику Роджеру Эберту , открыто критикуя интерпретацию постановкой замысла Тати в отношении сценария и объясняя понимание семьей его происхождения в отношении того, что Тати бросил своего старшего ребенка. [37] [38]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В Лидо де Пари Тати познакомился и полюбил молодую чешско -австрийскую танцовщицу Герту Шиль, бежавшую из Вены вместе со своей сестрой Молли во время аншлюса . Летом 1942 года Герта родила дочь Хельгу Мари-Жанну Шиль. Тати отказался признать ребенка, как сообщается, из-за давления со стороны его сестры Натали. В результате Леон Вольтерра вынудил его покинуть Лидо в конце сезона 1942 года. [39]

В 1943 году, после непродолжительного сотрудничества на канале ABC, [12] где Эдит Пиаф была хедлайнером, Тати, которого бывшие коллеги по Лидо де Пари избегали за его поведение, покинул Париж в облаке, [ нужны разъяснения ] со своим другом Анри Марке , и они поселились в деревне Сент-Север-сюр-Эндр . Проживая там, они завершили сценарий для «L'École des facteurs» ( «Школа почтальонов» ), который позже предоставил материал для его первого чрезвычайно успешного полнометражного фильма « Jour de fête» . [40] [41]

Герта Шиль оставалась в Париже на протяжении всей войны, где она познакомилась с врачом Жаком Вейлем после того, как он был призван лечить ее сестру Молли от неизлечимой в то время болезни туберкулеза . Через Вейля, заместителя командира сети жонглеров в сетях секции F ЗОЕ , обе сестры были завербованы во французское Сопротивление . [33]

В 1944 году Тати вернулся в Париж и после недолгих ухаживаний женился на Мишлин Винтер. [39]

По словам сына Хельги Мари-Жанны Шиль, Ричарда Татищеффа Шиля Макдональда, «будучи беженкой, Хельга Мари-Жанна [была] поймана в ловушку в Марракеше во время марокканского восстания 1955 года за независимость от французского протектората. Будучи в центре взрыва в канун Рождества На главном рынке Марракеша, где она стала свидетельницей расправы над несколькими своими друзьями из школы-интерната, французское консульство активно поощряло Хельгу Мари-Жанну бежать из Марокко ради собственной безопасности. Имея при себе только французский паспорт, в котором она написала отцу. надеется, что он проявит сострадание к ее тяжелому положению и поможет ей избежать военных действий, разгоревшихся в Марокко, предложив ей безопасный путь обратно в ее родной город Париж. Он так и не пришел с помощью». [37] [38]

23 октября 1946 года у Тати второй ребенок, Софи Кэтрин Татищева родился . Сын Тати, Пьер-Франсуа Татищефф, также известный как Пьер Тати, родился в 1949 году. И Пьер, и Софи работали во французской киноиндустрии на различных должностях, начиная с начала 1970-х годов. Примечательно, что они оба работали над фильмом Жан-Пьера Мельвилля « Кино» (1972).

Ослабленный серьезными проблемами со здоровьем, Тати умер 5 ноября 1982 года в возрасте 75 лет от тромбоэмболии легочной артерии, оставив после себя последний сценарий « Путаница» , который он завершил с Жаком Лагранжем.

Филипп Лабро сообщил о смерти Тати в Paris Match под заголовком «Прощайте, месье Юло. On le pleure mort, il aurait Fallu l'aider vivant!» («Прощайте, месье Юло. Мы оплакиваем его смерть, но мы должны были помочь ему, пока он был еще жив!») [42]

Наследие

[ редактировать ]

Фильмы моего дяди

[ редактировать ]

В 1980-х годах, обеспокоенные тем, что наследие их отца будет безвозвратно утрачено, Пьер и Софи Татищевы отследили права на творчество своего отца в банке в Швейцарии. Банк, не сумев найти владельца, внесшего вклад, в конце концов вернул права Пьеру и Софи как наследникам отцовского имения. [ нужны разъяснения ]

В 1995 году, после года кропотливой работы, Софи с помощью кинотехника Франсуа Эде впервые смогла выпустить цветную репродукцию « Jour de fête» , как изначально и планировала Тати. [43]

Потеряв своего брата Пьера в дорожно-транспортном происшествии и получив диагноз «неизлечимо больная», Софи Татищефф взяла на себя инициативу создать в 2001 году Les Films de Mon Oncle для сохранения, восстановления и распространения работ своего отца. Заручившись услугами Жерома Дешама , художественная и культурная миссия Les Films de Mon Oncle состоит в том, чтобы позволить зрителям, а также исследователям (заново) открыть для себя творчество режиссера Тати, его архивы и обеспечить его влияние во всем мире. .

Восстановление Playtime началось в 1998 году, когда Софи Татищефф познакомилась с Жаном-Рене Файло, техническим директором Gulliver Arane , единственной сохранившейся кинолаборатории большого формата в Европе. [44] Из-за трудностей с получением соответствующего финансирования отреставрированная версия Playtime не была представлена ​​до 2002 года, на 55-м Каннском кинофестивале, через восемь месяцев после смерти Софи Татищефф. В 2004 году Les Films de Mon Oncle завершила реставрацию « My Uncle» , английской версии «Mon Oncle» . За этим последовала сложная редакционная работа над DVD с этими фильмами, включая оригинальные бонусы и двойной компакт-диск Tati Sonorama! , с полной коллекцией музыки к фильмам и саундтреков. [ нужна ссылка ]

В 2014 году Les Films de Mon Oncle стала частью Vivendi в партнерстве со StudioCanal , которая сейчас курирует международное распространение творчества Жака Тати, выпустив отреставрированные в цифровом формате версии всех его короткометражных и длинных фильмов в виде бокс-сетов на DVD и Blu-ray . [ нужна ссылка ]

Признание и влияние

[ редактировать ]

3 июня 1995 года восстановленное L'Idéal Cinéma в Анише открылось под названием L'Idéal Cinéma Jacques Tati. [45]

В 2009 году Маха Макеева, партнер Дешама, спроектировала и стала сокуратором (вместе со Стефаном Гуде ) выставки « Жак Тати, два времени, три движения » в Парижской синематеке Франсез и установила полномасштабную мифическую виллу Арпель. , набор Mon Oncle, созданный Жаком Тати и его другом Жаком Лагранжем , в доме 104 (Париж, 19 округ ).

Роуэн Аткинсон назвал Тати источником вдохновения для физического комедийного подхода его всемирно известного персонажа мистера Бина . Когда его спросили о том, что повлияло на него, Аткинсон заявил: «Я думаю, что это был особенно французский комик по имени Жак Тати. Мне нравились его фильмы, и вы знаете, « Каникулы мистера Юло» , я помню, что смотрел, когда мне было 17, — это было главным источником вдохновения. Он открыл окно в мир, на который я раньше никогда не смотрел, и я подумал: «Боже, как интересно», как комическую ситуацию можно развивать чисто визуально, и при этом не недокрутить, не ускорить. ну, комедия Бенни Хилла — она более продуманная, требует времени, и мне это понравилось». [46]

В интервью «The 11» независимый режиссер анимации Билл Плимптон отметил, что Тати оказала большое влияние на его творчество. По словам Плимптона, «его шутки очень наглядны, в них не так много словесных игр и разговоров, что мне нравится. Он такой замечательный персонаж. [Его фильмы] сюрреалистичны, они очень сухие, это не фарс, где вы спотыкаетесь». о граблях и падении на землю, это очень тонкий юмор, очень чувствительный юмор и очень ироничный юмор. Мне нравится ирония в его работах. Он - очень хороший пример того, на что я оказал влияние». [47]

Фильмография

[ редактировать ]
Год Заголовок Директор Сценарист Актер Роль Примечания
1932 Оскар, чемпион по теннису Да Оскар Короткометражный фильм
1934 Мы просим скотину Да Да Рустабат Короткометражный фильм
1935 Счастливого воскресенья!
( Веселое воскресенье! )
Да Да Безымянный бродяга Короткометражный фильм
1936 Берегите свою левую
( Смотри слева или держи левую вверху )
Да Да Роджер Короткометражный фильм
1938 Вернуться на землю Да Да Un­known Короткометражный фильм
1946 Сильвия и призрак
( Сильвия и призрак )
Да Призрак Алена де Франсиньи
1947 Школа почтальонов
( Школа почтальонов )
Да Да Да Почтальон Короткометражный фильм
1947 Дьявол в теле
( Дьявол во плоти )
Да Офицер в баре
1949 Праздник
( Большой день )
Да Да Да Франсуа, почтальон
1953 Каникулы господина Юло
( Праздник месье Юло )
Да Да Да г-н Юло Также незарегистрированный продюсер
1958 Мой дядя
( Мой дядя )
Да Да Да г-н Юло Также продюсер
1967 Время игры Да Да Да г-н Юло
1967 Вечерние занятия
( Вечерние занятия )
Да Да г-н Юло Короткометражный фильм
1971 Трафик ( Трафик ) Да Да Да г-н Юло Также незарегистрированный редактор
1972 Картинка уз картинка Да Зак Эпизод: «1,5»
1974 Парад Да Да Да Артист цирка
1978 Вперёд, Бастия Да Да Документальный короткометражный фильм
1978 Домашняя дегустация Да
2010 Иллюзионист Да Только оригинальный сценарий
  1. ^ «Жак Тати • Профиль великого режиссера» . Чувства кино . Проверено 23 мая 2017 г.
  2. ^ «Величайшие фильмы всех времен» . Британский институт кино . Проверено 26 января 2023 г.
  3. ^ Жак Тати, Его жизнь и искусство, Дэвид Беллос, Random House
  4. ^ Dombrovskaya, Inga (20 February 2011). "Кинопанорама - Мультфильм "Иллюзионист" и дочери Жака Тати" [Cartoon "The Illusionist" and Jacques Tati's daughters] (in Russian). RFI . Retrieved 12 February 2024 .
  5. ^ Bellos 2002 , 1, «Очень французская семья: Татищевы»
  6. ^ «Дэвид Линч о Жаке Тати» . Йельский рекорд . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 23 мая 2017 г.
  7. ^ Bellos 2002 , 2, «Les Cadres Van Hoof».
  8. ^ Bellos 2002 , 3, «Дракон».
  9. ^ Bellos 2002 , 4, «Забавная школа».
  10. Он сохранил статус и зарплату ученика, не сумев сдать экзамен на работу.
  11. ^ Беллос 2002 , с. 56 и 57: плакаты 1931 года ( «Muet Sport» Жака Таттищева ) и 1933 года, где вверху плаката цитируется: Ж. Таттичефф .
  12. ^ Jump up to: а б ABC_(мюзик-холл) Французская Arc.Ask3.Ru для l'ABC
  13. ^ Беллос 2002 , 6, 8, 10.
  14. Колетт, «Spectacles de Paris», Le Journal , 28 июня 1936 г., цитируется в Bellos 2002 , 63.
  15. ^ "Отель де ла Пляж"
  16. ^ Симкинс, Майкл (24 апреля 2010 г.). «Счастливые каникулы: Франция Жака Тати» . Хранитель .
  17. ^ R Праздник мистера Бина [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ «Андре Базен: Пятнадцать лет французского кино 1957» . www.brightlightsfilm.com . Проверено 23 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ «Гугл-переводчик» . «translate.google.com» . Проверено 23 мая 2017 г.
  20. ^ Беллос 2002 , с. 226, «Старый Свет и Новый».
  21. ^ Фильмы, выбранные Дэвидом Линчем , заархивировано из оригинала 24 марта 2012 г.
  22. ^ «Время игр» . критерий.com . Проверено 23 мая 2017 г.
  23. ^ « Роджер Эберт, Эбертфест, Время развлечений » . ebertfest.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 23 мая 2017 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Макнаб, Джеффри (21 мая 2002 г.). «Тати пока» . Хранитель . Проверено 23 мая 2017 г.
  25. ^ «Банк будущего (1971 год)» . деньги-watch.co.uk . 15 февраля 2011 года . Проверено 23 мая 2017 г.
  26. ^ «50 величайших фильмов всех времен — вид и звук» . bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 23 мая 2017 г.
  27. ^ «Терминал» . Развлекательный еженедельник . 21 апреля 2004 года . Проверено 12 февраля 2024 г.
  28. ^ Шикель, Ричард (2006). «Возраст и невинность» . Гильдия режиссёров Америки . Проверено 23 мая 2017 г.
  29. ^ Гальяно, Джозеф (30 октября 2009 г.). «Striking Sparks with Bergman – новый альбом братьев Мэл бросает вызов Голливуду» . Таймс . Лондон . Проверено 24 апреля 2010 г.
  30. ^ «Sony Classics, Пресс-кит «Иллюзионист»» (PDF) . sonyclassics.com . Проверено 23 мая 2017 г.
  31. ^ Кер, Дэйв (29 октября 2010 г.). «Иллюзионист Сильвена Шоме использует сценарий Жака Тати» . Проверено 23 мая 2017 г. - через NYTimes.com.
  32. ^ Гамильтон, Фиона; Коутс, Сэм; Сэвидж, Майкл (17 февраля 2007 г.). «Разрежь милое» . Таймс . Лондон.
  33. ^ Jump up to: а б Журнал Роджера Эберта ; «Тайна Жака Тати» 2010-05 . Доступ 19 августа 2010 г. Архивировано 31 мая 2010 г. на Wayback Machine.
  34. ^ "Ода Жака Тати внебрачной дочери" . 16 июня 2010 г. Дейли телеграф . Доступ 19 августа 2010 г.
  35. ^ «Сильвен Шоме: испытания создания журнала « Иллюзионист » Time Out журнала . Архивировано 27 декабря 2012 года в Wayback Machine . По состоянию на 19 августа 2010 г.
  36. ^ Торп, Ванесса (31 января 2010 г.). «Потерянный фильм Жака Тати раскрывает боль семьи» . Наблюдатель .
  37. ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер. «Личные мучения за «Иллюзионистом» Тати » . РоджерЭберт.com . Проверено 14 марта 2021 г.
  38. ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер. «Тайна Жака Тати» . РоджерЭберт.com . Проверено 14 марта 2021 г.
  39. ^ Jump up to: а б Дэвид Беллос, « Потомство М. Юло », о научно-популярной литературе , 25 марта 2008 г.
  40. ^ «Иллюзии величия» . Ирландская независимая газета . 21 августа 2010 г.
  41. ^ «Потомство господина Юло» . документальная литература.fr . Проверено 23 мая 2017 г.
  42. Paris Match , 19 ноября 1982 г., вып. 1747.
  43. ^ «Jour de fete — Джонатан Розенбаум» . www.jonathanrosenbaum.net . Проверено 23 мая 2017 г.
  44. ^ «Восстановление «Времени игры» » . in70mm.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2017 года . Проверено 23 мая 2017 г.
  45. ^ «История кино» . Анише (на французском языке) . Проверено 31 августа 2020 г.
  46. ^ Ллойд, Роберт (27 марта 2015 г.). «До и после «Бина»: разговор с Роуэном Аткинсоном, продолжение» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 31 августа 2020 г.
  47. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Билл Плимптон снимает фильм «11» в блоге Alone In The Dark Film» (видео) . Ютуб .
  48. ^ «Каннский фестиваль: Мой дядя» . фестиваль-канны.com . Проверено 10 февраля 2009 г.
  49. ^ «Номинанты и победители 31-й церемонии вручения премии Оскар (1959)» . oscars.org . Проверено 27 октября 2011 г.
  50. ^ «6-й Московский международный кинофестиваль (1969)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 17 декабря 2012 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f462133aaa82d4cf155e074e50d98749__1722199380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/49/f462133aaa82d4cf155e074e50d98749.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Tati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)