Ян Кадар
Ян Кадар | |
---|---|
Рожденный | Янош Кадар 1 апреля 1918 г. |
Умер | 1 июня 1979 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | ( 61 год
Годы активности | 1945–1979 |
Супруг | Юдита Кадар |
Награды | Премия Нью-Йоркских критиков за лучший иностранный фильм 1966 Магазин на Мейн-стрит Канадский этрог 1976 Ложь, которую мне сказал мой отец Золотой глобус за лучший иностранный фильм 1976 Ложь, которую мне сказал мой отец Оскар за лучший иностранный фильм 1966 Магазин на Мейн-стрит |
Ян Кадар (1 апреля 1918 — 1 июня 1979) — словацкий киносценарист и режиссер еврейского наследия.
Как кинорежиссёр работал в Чехословакии , США и Канаде. Большинство его фильмов было снято в тандеме с Эльмаром Клосом . Эти двое стали наиболее известны благодаря оскароносному фильму «Магазин на главной улице ( » 1965). [ 1 ] В качестве профессора FAMU (Школы кино и телевидения Академии исполнительских искусств). [ 2 ] в Праге Кадар обучил большинство режиссеров, породивших чехословацкую «Новую волну» в 1960-е годы.
Кадар был деканом Американского института кино . [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Кадар родился в Будапеште, Австро-Венгрия . Позже его семья переехала в Рожняву , в недавно созданной Чехословакии , где он и вырос. Его матерью была Луиза Тиролер. [ 4 ]
Кадар занялся юриспруденцией в Братиславе после окончания средней школы, но вскоре перешел на первый факультет кино в Чехословакии (вероятно, третий такой факультет в Европе) Школы промышленных искусств в Братиславе. [ 5 ] в 1938 году, где он брал уроки у словацкого кинорежиссера известного Карела Плицки, пока кафедра не была закрыта в 1939 году.
В результате применения антиеврейских законов Кадар был заключен в трудовой лагерь . Позже он сказал, что впервые в жизни поступил как еврей: он отказался принять крещение и служил на рабочем месте с желтой повязкой, а не с белой, что было привилегией крещеных. [ 6 ] Кадара были убиты в лагере смерти Освенцим Родители и сестра . [ 7 ]
Кинорежиссер
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Кадар начал свою режиссерскую карьеру в Братиславе, Словакия, после Второй мировой войны с документального фильма « Жизнь поднимается из руин» ( Na troskách vyrastá život , 1945). После нескольких документальных фильмов, выражающих взгляды Коммунистической партии, к которой он присоединился, Кадар переехал в Прагу в 1947 году и временно вернулся в Братиславу, чтобы снять «Кэти» ( «Катька» , 1950), свой первый художественный фильм.
режиссировал все свои чехословацкие фильмы Начиная с 1952 года, он вместе с Эльмаром Клосом исключительно в Праге, за исключением их чешско-словацких проектов « Смерть зовут ( словацкий : Smrť sa volá Engelchen , чешский : Энгельхен» Smrt si gázé Engelchen , 1963), «Магазин на Майне» . Улица ( Obchod na korze , 1965) и Дрифт ( чешский : Touha zvaná Anada , словацкий : Túžba zvaná Anada , венгерский : Valamit visz a víz , 1969) снят со словацкими, венгерскими и чешскими актерами на натуре в Русовце, Словакия. Кадар вернулся, чтобы закончить последний из США, куда иммигрировал в ноябре 1968 года. [ 8 ]
Это была его последняя работа с Клосом . Затем он возобновил свою карьеру в США и Канаде, работая как в кино, так и на телевидении. Он также был популярным профессором кинорежиссуры в Американского института кино . Центре перспективных исследований кино [ 3 ]
1950-е годы
[ редактировать ]Рекламируя обязательную марксистско-ленинскую доктрину и придерживаясь социалистического реализма в кинопроизводстве, Ян Кадар и Эльмар Клос сначала балансировали между комедией и жесткой пропагандой. Кадара полнометражный фильм Первый «Кэти» ( «Катька» ) вышел на экраны в 1950 году. [ 9 ]
Их выбор тем начал меняться с первым, мягким ослаблением коммунизма в Чехословакии после секретной речи советского лидера Хрущева в 1956 году. Первый фильм Кадара и Клоса во время этой незначительной оттепели, « Три желания» ( Tři přání , 1958), уклончивая сатира на различные аспекты повседневной жизни, возмутил власти и был отложен до более смягченных условий в 1963 году. [ 10 ]
Студии отстранили обоих режиссеров на два года. [ 11 ]
Однако членство в Коммунистической партии защитило их от худшей участи, и Кадар смог найти убежище в полупропагандистской, технически авангардной работе для первых чехословацких многоэкранных шоу в проекте «Латерна магика » ( «Волшебный фонарь »). [ 12 ]
1960-е годы
[ редактировать ]Первый полнометражный фильм, который Ян Кадар и Эльмар Клос смогли снять за пять лет, продемонстрировал решительный возврат к классическому черно-белому кинопроизводству с едва заметным следом более экспериментальной работы Кадара в Laterna magika .
Постепенное ослабление коммунистического контроля в Чехословакии, первые признаки которого пришли из Словакии, позволило братиславскому журналисту и писателю Ладиславу Мнячко опубликовать свой роман «Смерть зовут Энгельхен» ( Smrť sa volá Engelchen , 1959). [ 13 ] а Кадар и Клос доберутся за ним из Праги после того, как их дисквалификация закончится. Роман и их фильм «Смерть зовут Энгельхен» ( словацкий : Smrť sa volá Engelchen , чешский : Smrt si říká Engelchen , 1963) продемонстрировали новый взгляд на массовое продемократическое словацкое восстание 1944 года , которое ранее изображалось только как неизменно славное. Он показал некоторые ее аспекты, которые привели к человеческой трагедии. [ 5 ]
Фильм был представлен на III Московском международном кинофестивале , где получил Золотой приз. [ 14 ]
Следующий фильм режиссера, Обвиняемый « » ( «Обжалованный» , 1964), переосмыслил пропагандистские структуры раннего соцреалистического кинопроизводства.
Весь этот опыт и влияния пересеклись и принесли Кадару и Клосу непреходящий успех с фильмом «Магазин на главной улице» ( Obchod na korze , 1965). [ 15 ] сострадательное и мучительное изображение тупиковой улицы, с которой столкнулись многие в Центральной Европе во время депортации евреев в немецкие концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. [ 16 ] Фильм получил несколько наград, в том числе «Оскар» на иностранном языке . Словацкие и чешские киноведы и критики до сих пор считают его лучшим фильмом в истории словацкого кино. [ 17 ]
Работа Кадара и Клоса над их следующим проектом, основанным на венгерском романе «Что-то дрейфует по воде» ( Valamit visz a víz , 1928) Лайоша Зилахи , и, по сути, являющимся ремейком венгерского фильма с английским международным названием Something Is in the « Вода» ( «Валамит виза» , реж. Густав Олах и Лайош Зилахи , 1943) была прервана вторжением советских войск в Чехословакию в августе. 1968 год [ 18 ]
Кадар и его семья быстро переселились в Соединенные Штаты, ненадолго вернувшись, чтобы помочь закончить «Дрифт» ( чешский : Touha zvaná Anada , словацкий : Túžba zvaná Anada , 1969).
1970-е годы
[ редактировать ]Первым фильмом Яна Кадара после иммиграции в Соединенные Штаты и его первым сольным художественным фильмом с 1950 года был «Ангел Левин» (1970), существенно измененная версия Бернарда Маламуда рассказа «Ангел Левин» (1958). [ 19 ]
Позже он снял фильм «Ложь, который мне сказал мой отец» в Канаде.
Фильмография
[ редактировать ]- Жизнь поднимается из руин ( Life Is Rising from the Ruins , 1945)
- Они несут личную ответственность за преступления против человечества ( Они несут личную ответственность за преступления против человечества , 1946)
- Они несут личную ответственность за предательство ( национального восстания 1946)
- Катька (1950)
- Угон ; он же Похищенный ( 1952 )
- Музыка с Марса ( Music from Mars , 1954)
- Дом на конечной остановке ( 1957 )
- Три ( желания 1958 )
- Смерть зовут Энгельхен ( чешский : Smrt si vóla Engelchen , словацкий : Smrť sa vola Engelchen , 1963)
- Обвиняемый ( Обвиняемый , также известный как Обвиняемый , 1964)
- Магазин на Мейн-стрит ( 1965 )
- По течению ( чешский : Touha zvaná Anada , словацкий : Túžba zvaná Anada , венгерский : Valamit visz a víz , 1969)
- Ангел Левин (1970)
- Ложь, которую сказал мне мой отец (1976)
- Дело против Миллигана (1976)
- Дорога свободы (1979)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Номинанты и победители 38-й церемонии вручения премии Оскар (1966)» . oscars.org . Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ «ФАМУ» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 10 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Ян Кадар | Чехословацкий кинорежиссер | Британика» . www.britanica.com . 28 мая 2024 г.
- ^ «Луиза Кадар» . 1890.
- ^ Jump up to: а б Мартин Вотруба, «Исторические и культурные предпосылки словацкого кинопроизводства».
- ^ Барбара Пирс Джонсон и др. Диалог о фильме: Учебное пособие Кадара (1979).
- ^ Барон, Л. (2005). Проецирование Холокоста в настоящее: меняющийся фокус современного кино о Холокосте . G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Роуман и Литтлфилд. п. 43. ИСБН 978-0-7425-4333-1 . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Кевин Томас, «Кинорежиссер обретает свободу». Лос-Анджелес Таймс , 9 октября 1971 г.
- ^ Елена Паштекова, «Контекст словацкого кинопроизводства во время установления коммунизма (1948–1955)».
- ^ Питер Хамес, «Ян Кадар и Эльмар Клос», Чехословацкая новая волна (1985). 0520048598
- ^ Вацлав Мацек, Ян Кадар. Ожидается. Цитируется в «Dištanc (1959–1962)» , Film.sk, 7 августа 2007 г. Архивировано 12 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «История» , Laterna magika ; по состоянию на 23 июля 2018 г.
- ^ Английский перевод Джорджа Тейнера, 1961.
- ^ «3-й Московский международный кинофестиваль (1963)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 1 декабря 2012 года .
- ↑ Стивен Бановац, «Ян Кадар и Эльмар Клос: Магазин на главной улице (Obhod na korze) 1965 , kinokultura.com; по состоянию на 23 июля 2018 г.
- ^ Ян Кадар, «Не шесть миллионов, а один» , критерий.com; по состоянию на 23 июля 2018 г.
- ^ Проект 100.
- ^ Смит, Джудит Э. (15 сентября 2014 г.). Становление Белафонте: черный художник, общественный радикал . Университет Техаса + ОРМ. п. 196. ИСБН 978-0-292-76733-1 .
- ^ Роджер Гринспан (29 июля 1970 г.). «Ангел Левин (1970)» . Нью-Йорк Таймс .
- 1918 рождений
- 1979 смертей
- Венгерские кинорежиссеры
- Чехословацкие кинорежиссёры
- Чехословацкие эмигранты в США
- Венгерские евреи
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Люди из Будапешта
- Режиссеры-лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
- Иммигранты в Чехословакию
- Президенты Американского института кино
- Академический состав Академии исполнительских искусств в Праге