Ида (фильм)
Ида | |
---|---|
Режиссер | Павел Павликовский |
Автор: |
|
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | |
Под редакцией | Ярослав Каминский |
Музыка | Кристиан Эйднес Андерсен |
Производство компании | |
Распространено |
|
Даты выхода |
|
Время работы | 82 минуты [1] |
Страны |
|
Языки |
|
Бюджет | 2,6 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | 15,3 миллиона долларов [2] |
Ида ( Польский: [ˈida] ) — драматический фильм 2013 года режиссёра Павла Павликовского по сценарию Павликовского и Ребекки Ленкевич . Действие происходит в Польше в 1962 году. В нем рассказывается о молодой женщине, которая вот-вот примет постриг католической монахини. Осиротевшая в младенчестве во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны , она должна встретиться со своей тетей, бывшим государственным прокурором-коммунистом и единственной выжившей родственницей, которая рассказывает ей, что ее родители были евреями. Две женщины отправляются в путешествие по польской деревне, чтобы узнать судьбу своих родственников.
Провозглашенный «компактным шедевром» и «устрашающе красивым роуд-муви», фильм также, как говорят, «содержит космос вины, насилия и боли», даже несмотря на то, что некоторые исторические события ( немецкая оккупация Польши , Холокост и сталинизм) ) остаются невысказанными: «ничего из этого не заявлено, но все это встроено, так сказать, в атмосферу: страна чувствует себя мертвой, население малочисленным». [3] [4] [5]
«Ида» получила премию «Оскар» в 2015 году за лучший фильм на иностранном языке , став первым польским фильмом, получившим такую награду. [6] Ранее он был признан лучшим фильмом 2014 года Европейской киноакадемией и лучшим фильмом не на английском языке 2014 года Британской академией кино и телевизионных искусств (BAFTA). [7] [8] В 2016 году фильм был назван 55-м лучшим фильмом XXI века по результатам опроса 177 кинокритиков со всего мира. [9]
Сюжет [ править ]
В Польше Анны, молодой послушницы-монахини, говорит ей 1960-х годов настоятельница , что она должна навестить Ванду Груз, свою тетю и единственную оставшуюся в живых родственницу, прежде чем принять обет. Анна едет в Варшаву, чтобы встретиться с Вандой, заядлым курильщиком, пьяницей, беспорядочной сексуальной жизнью, государственным прокурором и бывшим борцом коммунистического сопротивления . Ванда сообщает, что настоящее имя Анны — Ида Лебенштейн и что она выросла в монастыре после того, как ее еврейские родители были убиты в конце немецкой оккупации во время Второй мировой войны .
Ванда призывает Иду попробовать мирские грехи и удовольствия, прежде чем принять обеты. По пути в отель Ванда встречает автостопщика Лиса, альт- саксофониста, который дает концерт в том же городе. Ванда пытается подставить Иду и Лис, но Ида сопротивляется; в конце концов она уступает и посещает группу после того, как они закончили вечер. Лис тянет к Иде, и они разговаривают, прежде чем она уходит, чтобы воссоединиться со своей тетей, которая потеряла сознание в пьяном виде в своей комнате.
Ида просит показать могилы ее родителей; Ванда отвечает, что неизвестно, где и похоронены ли они. Она ведет Иду в дом, который у них когда-то был, но сейчас его занимает фермер-христианин Феликс Скиба и его семья. Во время войны Скиба захватили дом и спрятали Лебенштейнов от немецких властей. Ванда требует, чтобы Феликс сказал ей, где его отец. После некоторых поисков женщины находят его при смерти в больнице; он хорошо отзывается о Лебенштайнах, но больше ничего не говорит. Ванда сообщает, что она оставила своего сына Тадзио с Лебенштейнами, пока уходила сражаться в Сопротивлении , и что он, предположительно, погиб вместе с ними. Феликс, надеясь избавить отца от вины, просит их не допускать его поисков. Вместо этого он соглашается сообщить им, где похоронены Лебенштейны, если Ида пообещает оставить Скибасов в покое и отказаться от любых претензий на дом и землю.
Феликс уводит женщин в лес и выкапывает кости их семьи, прежде чем признаться, что убил их. Он говорит, что, поскольку Ида была очень маленькой и могла сойти за христианку, он отдал ее в женский монастырь. Поскольку маленький сын Ванды не смог пройти, его убили вместе с родителями Иды. Ванда и Ида отвозят кости на свой семейный участок на заброшенном, заросшем еврейском кладбище в Люблине и хоронят их. [10]
Ванда и Ида, на которых глубоко повлиял этот опыт, расходятся и возвращаются к своему прежнему существованию и распорядку дня. Ванда продолжает пить и заниматься бессмысленным случайным сексом, все глубже погружаясь в меланхолию, в то время как задумчивая Ида возвращается в монастырь и начинает сомневаться в своих клятвах. В конце концов Ванда выпрыгивает из окна своей квартиры и погибает. Ида возвращается в Варшаву и присутствует на похоронах Ванды, где снова встречает Лис. В квартире Ванды она переодевается по привычке послушницы и вечернее платье Ванды в туфли на шпильке , пробует курить и пить, а затем идет на концерт Лис. Позже Лис учит ее танцевать, и они целуются.
После шоу Ида и Лис спят вместе. Лис предлагает им пожениться, завести детей и жить «как обычно». На следующее утро Ида тихо встает, не разбудив Лис, снова надевает свое облачение и уходит, предположительно, чтобы вернуться в монастырь и принять обет.
В ролях [ править ]
- Агата Кулеша в роли Ванды Груз
- Агата Тшебуховская в роли Анны/Иды Лебенштейн
- Давид Огродник в роли Лиса
- Адам Шишковски в роли Феликса Скибы
- Ежи Трела в роли Шимона Скибы
- Джоанна Кулиг как певица
- Артур Янусяк в роли солдата [11]
Производство [ править ]
Режиссер «Иды » Павел Павликовский родился в Польше и прожил там свои первые четырнадцать лет. В 1971 году его мать внезапно эмигрировала вместе с ним в Англию, где он в конечном итоге стал известным режиссером. «Ида» — его первый польский фильм; в интервью он сказал, что фильм «среди прочего представляет собой попытку вернуть Польшу моего детства». [12] «Иду» снимали в Польше с актерским составом и съемочной группой, в основном из польской киноиндустрии. Фильм получил решающее раннее финансирование от Польского института кино по сценарию Павликовского и Ребекки Ленкевич , английского драматурга. Как только поддержка Польского института кино была получена, продюсер Эрик Абрахам взял на себя производство фильма. [13]
Первая версия сценария была написана на английском языке Ленкевичем и Павликовским, когда она имела рабочее название « Сестра милосердия» . Затем Павликовский перевел сценарий на польский язык и адаптировал его для съемок. [13] [14] [15]
Персонаж Ванды Груз основан на Хелене Волиньской-Брус , хотя жизнь и судьба Ванды существенно отличаются от реальной модели. [16] Как и персонаж, Волинска-Брус была полячкой-еврейкой, пережившей Вторую мировую войну как участница коммунистического сопротивления. При послевоенном коммунистическом режиме она была военным прокурором и участвовала в показательных процессах. Одним из печально известных примеров этого стала казнь в 1953 году бригадного генерала Эмиля Августа Филдорфа , знаменитого бойца сопротивления в Армии Крайовой . Хотя Волиньска-Брус могла быть замешана в этом процессе, она не была фактическим обвинителем в этом процессе. [17] Павликовский встретил ее в 1980-х годах в Англии, куда она эмигрировала в 1971 году; он сказал о ней так: «Я не мог сравнить теплую, ироничную женщину, которую я знал, с безжалостным фанатиком и сталинистским палачом. Этот парадокс преследовал меня в течение многих лет. Я даже пытался написать о ней фильм, но не мог прийти в голову». или в кого-то столь противоречивого». [18]
Павликовскому было трудно выбрать роль Анны/Иды. После того, как он взял интервью у более чем 400 актрис, Агату Тшебуховскую обнаружил друг Павликовского, который увидел ее сидящей в варшавском кафе и читающей книгу. У нее не было актерского опыта и планов продолжить актерскую карьеру. Она согласилась встретиться с Павликовским, поскольку была поклонницей его фильма «Мое лето любви» (2004). [12]
Лукаш Жаль и Рышард Ленчевский Операторами признаны . Ленчевский был оператором художественных фильмов Павликовского со времен «Последней надежды» (2000); работал как в Польше, так и в Англии в отличие от Павликовского, Ленчевский до Иды . Ида снимается в черно-белом формате с необычным сейчас соотношением сторон 4:3 . Когда Павликовский рассказал продюсерам фильма о своем решении относительно съемок, они, как сообщается, прокомментировали: «Пол, ты больше не студент, не глупи». [19] Ленчевски прокомментировал: «Мы выбрали черно-белый и кадр 1,33, потому что он напоминал польские фильмы той эпохи, начала 1960-х. Мы разработали необычные композиции, чтобы заставить зрителей чувствовать себя неуверенно и смотреть по-другому». Первоначальный план заключался в том, чтобы Жал помогал Ленчевскому. Ленчевский заболел, и проект взял на себя Жаль. [20] [21]
Производство «Иды» было прервано в середине съемок из-за ранней метели. Павликовский воспользовался двухнедельным перерывом, чтобы доработать сценарий, найти новые локации и репетировать. Он считает, что этот перерыв «сделал фильм связным… определенным, особенным образом». [12]
«Иды» выступил ветеран польского кино Ярослав Каминьский. Монтажером [22] Предыдущие англоязычные художественные фильмы Павликовского редактировал Дэвид Чарап. За исключением финальной сцены в фильме, фоновой музыки нет; как объясняет Дана Стивенс , «саундтрек не содержит экстрадиегетической музыки — то есть музыки, которую персонажи сами не слушают — но вся музыка, которая там присутствует, значима и тщательно выбрана, от драгоценной коллекции классических пластинок Ванды до жестяной польской поп-музыки. это звучит по автомобильному радио, пока женщины едут к своему мрачному месту назначения». [10] Что касается финальной сцены, Павликовский сказал: «Единственное музыкальное произведение, которое не является эмбиентным (из мира фильма, которое не транслируется по радио и не исполняется группой), — это произведение Баха в конце». ...Я был немного в отчаянии от финальной сцены, и я попробовал ее в миксе. Она в минорной тональности, но кажется безмятежной и позволяющей узнать мир и его сложности». [23]
Выпуск [ править ]
Театральный [ править ]
После первых фестивальных показов премьера «Иды» состоялась в Польше 25 октября 2013 года, а в последующие месяцы последовали релизы в других странах, включая Францию , Испанию , Италию и Новую Зеландию . В США фильм вышел в прокат 2 мая 2014 года. [24]
Датская компания Fandango Portobello управляла глобальным распространением «Иды». К июлю 2014 года фильм был продан более чем в 30 странах. 17 июля 2014 года фильм вышел в прокат в Чехии и Португалии . [25]
Домашние СМИ [ править ]
Ида была выпущена на DVD как в регионе 1, так и в регионе 2 с английскими субтитрами. [26] [27] Он также был выпущен с субтитрами на нескольких других языках. В декабре 2014 года фильм был удостоен «Люкс премии Европейского парламента ». эта премия поддерживает субтитрирование фильмов на все 23 официальных языка Европейского Союза. [28]
прием Критический
Ида получила широкое признание, критики высоко оценили ее сценарий и кинематографию. На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 96%, основанный на 168 рецензиях критиков, со средней оценкой 8,36/10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Сочувственно написанный, великолепно сыгранный и прекрасно сфотографированный, Ида обнаруживает, что режиссер Павел Павликовский возвращается к своим корням с мощным эффектом». [29] Metacritic , использующий средневзвешенное значение , присвоил оценку 91 из 100 на основе 35 обзоров, что указывает на «всеобщее признание». [30]
А. О. Скотт из « Нью-Йорк Таймс» писал, что «с потрясающей краткостью и ясностью — 80 минут строгих, тщательно оформленных черно-белых изображений — г-н Павликовский проникает в самые темные и тернистые дебри польской истории, вспоминая преступления сталинизма и Холокоста. " [31] Он пришел к выводу, что «г-н Павликовский снял один из лучших европейских фильмов (и один из самых проницательных фильмов о Европе, прошлом и настоящем) за последнее время». [5] Дэвид Денби из The New Yorker назвал «Иду» «компактным шедевром» и отметил сдержанность фильма в отношении истории, в которую он включен: «Между 1939 и 1945 годами Польша потеряла пятую часть своего населения, включая три миллиона евреев. через два года после войны коммунисты пришли к власти на глазах у Красной Армии и советской тайной полиции, НКВД. Многие поляки, активно участвовавшие в сопротивлении нацистам, были обвинены в нелепых преступлениях и были расстреляны или повешены; .В фильме ничего этого не заявлено, но все это встроено, так сказать, в атмосферу..." [3] Денби считал «Иду» «безусловно лучшим фильмом года». [32] Питер Дебрюге из Variety был более сдержан в отношении успеха фильма, заявив, что «... возвращение вещей в прошлое, как это делает этот фильм, рискует потерять подавляющее большинство зрителей на своем пути, предлагая интеллектуальные упражнения вместо эмоциональных переживаний, чтобы все, кроме самых утонченных кинематографистов». [33]
Агата Тшебуховская и Агата Кулеша получили положительные отзывы критиков за свои выступления. Питер Брэдшоу написал в The Guardian , что «Агата Тшебуховская чрезвычайно загадочна в качестве 17-летней послушницы в отдаленном монастыре: она обладает бесстрастностью и непостижимостью юности». [4] Рива Рирдон написала: «В своей дебютной роли актриса мастерски справляется со сложной тонкостью фильма, предлагая взглянуть на свою героиню лишь легким движением уголка рта или просто сдвигая свои сверхъестественные черные глаза». [34] Дэвид Денби отметил, что «Ванда рассказывает ей о своем прошлом краткими фрагментами, и Кулеза делает с этими фрагментами больше - добавляя жест, паузу - чем кто-либо со времен Греты Гарбо , которая всегда подразумевала гораздо больше, чем говорила». [3] Дана Стивенс написала: «В исполнении Ванды, которую великолепно сыграла ветеран польского телевидения, театра и кино Агата Кулеша, Ванда представляет собой вихрь персонажей, с которым так же интересно проводить время, как и бездонно грустно». [10]
и критика Споры
Фильм подвергся критике со стороны польских националистов за его взгляд на христианско-еврейские отношения в Польше. [35] [36] Правая Польская антидиффамационная лига направила жалобу в Польский институт кино, который предоставил значительное финансирование для фильма. Петицию с призывом добавить пояснительные титульные карточки подписали более 40 000 поляков; в фильме прямо не упоминается, что тысячи поляков были казнены немецкими оккупантами за сокрытие или помощь полякам-евреям. [37] Эрик Абрахам, один из продюсеров « Иды» , ответил: «Они действительно предлагают, чтобы все фильмы, основанные на исторических событиях, сопровождались контекстными подписями? Скажите это г-ну Стоуну , г-ну Спилбергу и г-ну фон Доннерсмарку », имея в виду режиссеры фильмов «Джон Кеннеди» , «Линкольн» и «Жизни других» . [35]
И наоборот, другие [ нечеткий ] утверждают, что характер Ванды Груз, которая участвовала в преследовании тех, кто угрожал спонсируемому Советским Союзом послевоенному режиму, увековечивает стереотип о польских евреях как о пособниках режима. [38] [39] [40] [41]
Влияния [ править ]
Некоторые критики заметили возможное влияние на Иду Карла Теодора Дрейера фильмов и Роберта Брессона . [3] [42] Так, Дэвид Томсон с энтузиазмом пишет, что увидеть Иду «все равно, что увидеть «Страсти Жанны д'Арк впервые » Карла Дрейера» и что отношения Иды и ее тети Ванды «достойны Брессона из «Дневника деревенского священника ». [43] «Страсти Жанны д'Арк» — немой фильм 1928 года, признанный одним из величайших фильмов. [44] [45] М. Лири подробно остановился на влиянии на Иду : «Актрису, играющую Иду, по-видимому, заметили в кафе и использовали как чистый холст для этого персонажа, который в фильме становится немым свидетелем ужаса еврейского геноцида и Советские последствия Она немного похожа на Джоан Дрейера тем, что ее персонаж больше связан с жестоким ходом истории, чем с ее католическим подтекстом». [46] Дана Стивенс пишет, что «Ида» «действие происходит в начале 1960-х годов, и ее стилистическая строгость и интерес к богословским вопросам часто напоминают работы Робера Брессона (хотя Павликовскому, как мне кажется, не хватает глубокой веры Брессона в спасение)». [10]
Другие критики подчеркивали стилистическое сходство с фильмами Новой волны , такими как классический французский фильм 1959 года «400 ударов » режиссера Франсуа Трюффо и польский фильм 1960 года «Невинные чародеи » режиссера Анджея Вайды . [41] [47] Есть также сходство с «Виридианой» Луиса Бунюэля (1961). [48]
Касса [ править ]
«Ида» собрала 3 827 060 долларов в США и 333 714 долларов в Польше, а также еще 2 858 992 доллара на других территориях, на общую сумму 11 156 836 долларов по всему миру. [49] Фильм был описан как «кроссовер-хит», особенно для фильма на иностранном языке. [50]
В Соединенных Штатах фильм демонстрировался 609 дней, что эквивалентно 87 неделям, при этом максимальное количество показов было в 137 кинотеатрах. В первые выходные фильм собрал 55 438 долларов в трех кинотеатрах, при этом средний показатель на кинотеатр составил 18 479 долларов. Во время самого широкого проката средняя цена на кинотеатр упала до 2979 долларов. [49]
Во время показа в Польше «Иду» показывали в кинотеатрах 68 дней, что эквивалентно девяти неделям. На пике популярности фильм был показан в 93 кинотеатрах. В первые выходные фильм собрал 149 661 доллар в 75 кинотеатрах, при этом средняя цена на кинотеатр составила 1 978 долларов. Во время самого широкого проката средняя цена на кинотеатр упала до 918 долларов. [51]
Заработав почти столько же, сколько и в США, фильм собрал 3 192 706 долларов во Франции , где он достиг своего пика присутствия в 270 кинотеатрах и длился 46 недель. Фильм посмотрели около 500 000 человек, что сделало его одним из самых успешных фильмов на польском языке, когда-либо показанных в стране. [52] В Соединенном Королевстве он заработал 600 324 доллара при максимальной представленности в 37 кинотеатрах и продолжительности показа 13 недель. В Аргентине фильм собрал 89 370 долларов за 29 недель, а в Новой Зеландии — 248 173 доллара после 32-недельного проката в кинотеатрах. [49]
Похвалы [ править ]
Ида была показана в разделе «Специальная презентация» на Международном кинофестивале в Торонто в 2013 году. [53] где он получил награду ФИПРЕССИ за специальные презентации. [54] Среди других фестивалей Ида получила награду за лучший фильм в Гдыне , Варшаве , Лондоне , Быдгоще , Минске , Хихоне , Висбадене , Кракове . Фильм также получил широкое признание благодаря игре Агаты Кулеши и Агаты Тшебуховской , а также кинематографии Рышарда Ленчевского и Лукаша Жаля .
Фильм был отмечен Национальной Польской киноакадемией как лучший фильм 2013 года, выиграв в трех других категориях и номинированный в семи дополнительных категориях. Европейская киноакадемия номинировала фильм в семи категориях, выиграв 5, включая «Лучший европейский фильм» и «Приз зрительских симпатий» , на 27-й Европейской кинопремии . [7] Испанская академия искусств и кинематографических наук назвала «Иду» лучшим европейским фильмом на 29-й церемонии вручения премии «Гойя» . На 68-й церемонии вручения кинопремии Британской академии фильм получил награду за лучший фильм не на английском языке . [8]
На 87-й церемонии вручения премии Оскар он получил награду за лучший фильм на иностранном языке . [6] а также был номинирован на лучшую операторскую работу . [55]
Фильм был номинирован Голливудской ассоциацией иностранной прессы на 72-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. [56] и от Международной академии прессы на 19-й церемонии вручения премии Satellite Awards в категории «Лучший фильм на иностранном языке» .
Он также был отмечен Шведским институтом кино ( 50-я премия Guldbagge Awards ). [57] Датская киноакадемия ( 31-я премия Роберта ), [58] Французская академия искусств и техники кино ( 40-я премия «Сезар» ), Каталонская академия кино ( 7-я премия Гауди ). [59] Фильм также был выбран Европейским парламентом на премию Lux Prize .
См. также [ править ]
- Список заявок на 87-ю церемонию вручения премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список польских заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Реверс (2009) - польский фильм, изображающий коммунистическую Польшу 1950-х и 1960-х годов.
- Последствия (2012) - польский триллер о расплате за уничтожение общины польских евреев во время Второй мировой войны.
Ссылки [ править ]
- ^ « Ида (12А)» . Британский совет классификации фильмов . 28 июля 2014 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ида (2018) – Финансовая информация» . Числа . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Денби, Дэвид (27 мая 2014 г.). « Ида»: киношедевр . Житель Нью-Йорка . Проверено 10 января 2015 г.
... с самого начала меня привела в трепет пылкая строгость фильма. Друзья сообщали о схожих реакциях: если не трепет, то, по крайней мере, крайняя концентрация и удовлетворение. Этот компактный шедевр имеет краткое определение и окончательность расплаты — расплаты, в которой гнев и скорбь сливаются воедино.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдшоу, Питер (25 сентября 2014 г.). «Рецензия на Иду – жутко красивый роуд-муви» . Хранитель .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скотт, АО (1 мая 2014 г.). «Пробуждение невиновности: «Ида» о раскопках истины в послевоенной Польше» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барракло, Лео (23 февраля 2015 г.). «Руководитель Польского института кино отмечает, что «Ида» стала первым польским фильмом, получившим «Оскар» на иностранном языке» . Разнообразие .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоупвелл, Джон (8 ноября 2014 г.). « Ида», «Левиафан» номинированы на высшую европейскую кинопремию» . Разнообразие .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кинопремия Bafta 2015: Победители» . Новости Би-би-си . 9 января 2015 г.
- ^ «100 величайших фильмов XXI века» . 23 августа 2016 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивенс, Дана (2 мая 2014 г.). «Ида: путешествие, которое вы не забудете» . Сланец . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Чешир, Годфри. «Рецензия на фильм Ида» . РоджерЭберт.com . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гросс, Терри (13 февраля 2015 г.). « Режиссер «Иды» снял фильм, чтобы «вернуть Польшу» своего детства» . Свежий воздух . Национальное общественное радио (NPR).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павликовский, Павел (21 ноября 2014 г.). «Как мы снимали «Иду»: Павел Павликовский на пути от сценария к фильму» . Хранитель .
- ^ Коста, Мэдди (20 января 2013 г.). «Драматург Ребекка Ленкевич: «В детстве у меня были злые мысли » . Хранитель .
- ^ Блум, Ливия (5 мая 2014 г.). «Мужество убеждения: разговор с директором Иды Павлом Павликовским» . Кинорежиссер . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Фуллер, Грэм (май – июнь 2014 г.). «Рецензия: Ида» . Комментарий к фильму . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Ходж, Ник (31 декабря 2008 г.). «Хелена Волинска-Брус: 1919-2008. В Великобритании умер противоречивый прокурор-коммунист» . Краковская почта . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года.
- ^ Левин, Сидней (8 января 2015 г.). «Интервью: режиссёр Павел Павликовский о своем фильме «Ида», вошедшем в шорт-лист премии «Оскар » . ИндиВайр .
- ^ Стащишин, Бартош (19 сентября 2013 г.). «Ида - Павел Павликовский» . Культура.пл.
- ^ Хёринг, Дэвид. «10 операторов Variety, за которыми стоит посмотреть: Рышард Ленчевский и Лукаш Зал - дуэт «Ида» вскружил головы нетипичным кадром» . Разнообразие . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ Десовиц, Билл (23 января 2015 г.). «Как кинематографисты Лукаш Заль и Рышард Ленчевский сняли возвышенную «Иду» » . Томпсон о Голливуде . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ «Ярослав Каминский» . ФильмPolski.pl .
- ^ Штейн, София (28 мая 2014 г.). «Призрачная ИДА Павла Павликовского» . Культурный еженедельник .
- ^ Бенц, Паулина (1 июля 2014 г.). « Ида» пользуется успехом в США» . Польский институт кино . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Ида»: театральный релиз» . Польский институт кино . 17 июля 2014. Дата обращения 22 августа 2023 .
- ^ Ида (DVD (регион 1)). Фильмы «Музыкальная шкатулка». Май 2014. ISBN. 9788379891719 . OCLC 884738275 .
- ^ Ида (DVD (регион 2)). Искусственный глаз. 24 ноября 2014 г. OCLC 891429574 .
- ^ «Ида выигрывает премию LUX Европейского парламента» . культура.пл . 19 декабря 2014 г.
- ^ «Ида» . Гнилые помидоры . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Ида Обзоры» . Метакритик . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Скотт, АО (11 декабря 2014 г.). «10 лучших фильмов 2014 года по версии А.О. Скотта: «Детство» и многое другое» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Денби, Дэвид (13 декабря 2014 г.). «Десять лучших фильмов 2014 года» . Житель Нью-Йорка . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ Дебрюге, Питер (10 сентября 2013 г.). «Обзор фильма Теллурайд: 'Ида' » . Разнообразие . Проверено 13 января 2015 г.
Фильм приглашает зрителей совершить параллельное путешествие, утаивая при этом большую часть контекста (историческую предысторию, а также основные кинематографические реплики, такие как музыка и движение камеры), от которых обычно зависит взаимодействие. Одно дело создать яркую черно-белую композицию, и совсем другое – вовлечь в нее людей, и откат назад, как это делает этот фильм, рискует потерять подавляющее большинство зрителей по пути, предлагая вместо этого интеллектуальные упражнения. эмоциональных переживаний для всех, кроме самых утонченных киношников.
- ^ Рирдон, Кива (9 мая 2014 г.). «Охота на скелеты, в черно-белом цвете» . Глобус и почта .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сулкас, Рослин (23 января 2015 г.). «Польская группа требует, чтобы «Ида» добавила контекст немецкой оккупации» . The New York Times (блог Carpetbagger) .
- ^ Вигура, Каролина (26 ноября 2013 г.). «Почему «Ида» тебя злит. Частичное содержание дискуссии о фильме Павла Павликовского» [Почему «Ида» тебя злит. Предварительное резюме дискуссии о фильме Павла Павликовского] (на польском языке). Либеральная культура.
- ^ Чайлд, Бен (30 января 2015 г.). «Директор ИДА Павел Павликовский выступает против жалоб на историческую неточность» . Хранитель .
- ^ Наласковский, Александр (26 декабря 2014 г.). или фильм «Сделанный из ненависти». « Ида втаптывает вас в грязь, чтобы получить премию Статья профессора Александра Наласковского, ранее опубликованная в еженедельнике «w Sieci», перепечатана на wPolityce.pl] (на польском языке). в сети . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Гера, Ванесса (27 февраля 2015 г.). «Поляки говорят, что оскароносная «Ида» искажает преследование евреев» . Таймс Израиля .
- ^ Яницка, Эльжбета (25 ноября 2013 г.). «Яница: Хвост, который виляет собакой». Критика Политическая (на польском языке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ройек, Зофта (5 ноября 2013 г.). " "Ида" полна антисемитских стереотипов? Критика последнего фильма Павликовского" [ Ида полна антисемитских стереотипов. Критика последнего фильма Павликовского. NaTemat.pl (на польском языке).
- ^ Маккарти, Тодд (20 сентября 2013 г.). «Ида: Обзор Торонто» . Голливудский репортер .
Красиво снятая в угольных оттенках серого в квадратном старом формате Академии, напоминающем работы датского мастера Карла Дрейера, это наслаждение для ценителей, уникальная работа в наши дни.
- ^ Томсон, Дэвид (2 мая 2014 г.). « Ида» — новый шедевр польского кино» . Новая Республика .
- ^ Кристи, Ян (ред.). «50 величайших фильмов всех времен» . Вид и звук (сентябрь 2012 г.). Британский институт кино . Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Эберт, Роджер (16 февраля 1997 г.). «Великий фильм: Страсти Жанны д’Арк» . rogerebert.com.
- ^ Лири, М. (20 июня 2014 г.). «Ида (Павликовский, 2013)» . Филвелл . Другой журнал.
- ^ Брэдшоу, Питер (14 октября 2013 г.). «Ида – обзор Лондонского кинофестиваля» . Хранитель .
Это маленькая жемчужина, нежная и мрачная, смешная и грустная, великолепно снятая в светящемся монохроме: своего рода фильм новой волны с чем-то от классической польской киношколы и чем-то от Трюффо, но также и с невозмутимыми вкраплениями Белы Тарра и Аки. Каурисмяки .
- ^ Фостер, Фаррин (29 мая 2014 г.). «Рецензия на фильм: Один» . СитиМаг .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Ида» . Касса Моджо . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Роксборо, Скотт (19 августа 2014 г.). «Драма «Монахиня «Ида»» — кандидат на премию «Оскар» от Польши» . Голливудский репортер .
- ^ «Ида» . Касса Моджо . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ "L'incroyable succès du Film "Ida" (aussi) aux Etats-Unis" [Невероятный успех фильма "Ида" (также) в США]. telerama.fr (на французском языке). 29 октября 2014 г.
- ^ «Ида» . 2013 Международный кинофестиваль в Торонто . Архивировано из оригинала 3 августа 2013 года . Проверено 20 июня 2014 г.
- ^ «TIFF 2013: «12 лет рабства» получила главный приз кинофестиваля» . Торонто Стар . Рейтер . 15 сентября 2013 года . Проверено 20 июня 2014 г.
- ^ Денхэм, Джесс (22 февраля 2015 г.). «А номинации на Оскар 2015…» The Independent . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ ОБЪЯВЛЕНЫ номинанты 72-Й ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ «Золотой Глобус®» . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Шведский институт кино (8 января 2015 г.). «Номинанты» . guldbaggen.se (на шведском языке) . Проверено 8 января 2015 г.
- ^ «Победители премии Роберта 2015» (на датском языке). Кино.дк. Февраль 2015 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Номинанты VII премии Гауди в кинотеатрах Техаса» .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт Music Box Films
- Ида на IMDb
- Ида в кассе Mojo
- Ида в Rotten Tomatoes
- Ида в Metacritic
- фильмы 2013 года
- драматические фильмы 2013 года
- драмы 2010-х годов, фильмы о дороге
- Победители BAFTA (фильмы)
- Лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
- Лауреаты премии BAFTA за лучший фильм на иностранном языке
- Лучший фильм, победители Лондонского кинофестиваля
- Лауреаты Европейской кинопремии (фильмы)
- Фильмы о последствиях Холокоста
- Фильмы о католических монахинях
- Фильмы о детях-сиротах
- Фильмы о самоубийстве
- Фильмы режиссёра Павла Павликовского.
- Фильмы, действие которых происходит в 1960-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в Польше
- Действие фильмов происходит в Люблинском воеводстве.
- Действие фильмов происходит в Свентокшиском воеводстве.
- Фильмы, действие которых происходит в Варшаве.
- Фильмы, снятые в Польше.
- Премия «Независимый дух» победителям за лучший иностранный фильм
- Польские черно-белые фильмы
- Польские драматические фильмы
- Польское независимое кино
- Польскоязычные фильмы 2010-х годов
- Фильмы, действие которых происходит в монастырях
- Фильмы, написанные Кристианом Эйднесом Андерсеном