Jump to content

Жертвоприношение (фильм, 1986 г.)

Жертва
Постер британского переиздания фильма
Шведский Жертва
Режиссер Андрей Тарковский
Написал Андрей Тарковский
Продюсер: Анна-Лена Вибом
В главных ролях Эрланд Джозефсон
Сьюзан Флитвуд
Аллан Эдволл
Гудрун С. Гисладоттир
Свен Вольтер
Валери Мересс
Filippa Franzen
Томми Челлквист
Кинематография Свен Нюквист
Под редакцией Андрей Тарковский
Михал Лещиловский
Музыка Иоганн Себастьян Бах
Ватадзумидо-Сюсо
Распространено Сандрю (шведский театральный)
Даты выхода
  • 9 мая 1986 г. 1986-05-09 ) ( (Швеция)
  • 14 мая 1986 г. 1986-05-14 ) ( (Франция)
[1]
Время работы
142 минуты [2]
Страны
  • Швеция
  • Великобритания
  • Франция [1]
Языки Шведский
Английский
Французский
Театральная касса 300 653 доллара США (США)

Жертвоприношение ( швед . Offret ) — драматический фильм 1986 года , сценарий и режиссёр Андрей Тарковский . в главной роли с Эрландом Джозефсоном Фильм был снят Шведским институтом кино . Многие члены съемочной группы были выпускниками Ингмара Бергмана фильмов .

В центре сюжета «Жертвоприношения» интеллектуал средних лет, который пытается договориться с Богом, чтобы остановить надвигающуюся ядерную катастрофу . В фильме сочетаются языческие и христианские религиозные темы; Тарковский назвал это «притчей». [3]

«Жертвоприношение» было третьим фильмом Тарковского как советского эмигранта после «Ностальгии» и документального фильма «Путешествие во времени» , и он умер вскоре после его завершения. После съемок фильма у него диагностировали рак, и к 1986 году он не смог присутствовать на его презентации на Каннском кинофестивале из-за болезни. 1972 года Как и «Солярис» , он получил Гран- при Каннского кинофестиваля .

Александр – актер, который оставил сцену, чтобы работать журналистом, критиком и преподавателем эстетики. Он живет в красивом доме со своей женой-актрисой Аделаидой, падчерицей Мартой и маленьким сыном «Маленьким Человеком», который временно немой из-за операции на горле. Александр и Маленький Человек сажают дерево на берегу моря, когда друг Александра Отто, работающий по совместительству почтальоном, доставляет поздравительную открытку ему . Когда Отто спрашивает, Александр отвечает, что его отношения с Богом «не существуют». После отъезда Отто приезжают Аделаида и Виктор, врач и близкий друг семьи, который проводил операцию Маленькому Человеку, и предлагают отвезти Александра и Маленького Человека домой на машине Виктора, но Александр предпочитает остаться и поговорить со своим сыном. В своем монологе он сначала рассказывает, как они с Аделаидой случайно нашли свой дом у моря и как влюбились в него и его окрестности, но затем вступает с горькой тирадой в адрес состояния современного человека. Как писал Тарковский, Александр устал от «давления перемен, разногласий в семье и инстинктивного ощущения угрозы, исходящей от неустанного развития технологий»; на самом деле он «возненавидел пустоту человеческой речи». [4]

Семья, Виктор и Отто собираются в доме Александра на праздник. Их горничная Мария уходит, а няня Юлия остается, чтобы помочь с ужином. Люди комментируют странное поведение Марии. Гости беседуют внутри дома, где Отто показывает, что он изучает паранормальные явления и собирает «необъяснимые, но правдивые происшествия». Когда ужин почти готов, их прерывает грохочущий шум низколетящих реактивных истребителей, и вскоре после того, как входит Александр, программа новостей объявляет о начале того, что кажется Третьей мировой войной и, возможно, ядерным холокостом. У его жены полный нервный срыв. В отчаянии Александр клянется Богу отречься от всего, что он любит, даже от Маленького Человека, если это можно будет исправить. Отто советует ему ускользнуть и лечь с Марией, которая, по словам Отто, является ведьмой «в лучшем смысле этого слова».

Александр достает пистолет из медицинской сумки Виктора, оставляет записку в своей комнате, убегает из дома и едет на велосипеде Отто к дому Марии. Он рассказывает ей историю о том, как он привел в порядок сад своей матери, но обнаружил, что он потерял всю свою красоту, когда он это сделал. Она сбита с толку, когда он заигрывает, но когда он приставляет пистолет к виску («Не убивайте нас, Мария»), после чего грохот реактивных истребителей возвращается, она успокаивает его, и они занимаются любовью, паря над головой. ее постель, хотя реакция Александра неоднозначна.

Когда он просыпается на следующее утро в своей постели, все кажется нормальным. Тем не менее, Александр намеревается отказаться от всего, что он любит и чем обладает. Он обманом выманивает членов семьи и друзей на прогулку и поджигает их дом, пока их нет. Когда группа бросается назад, встревоженная пожаром, Александр признается, что устроил его, и дико бегает. Появляется Мария, которую до этого утра не видели; Александр пытается приблизиться к ней, но его сдерживают другие. Без объяснения причин появляется машина скорой помощи, двое медиков преследуют Александра, который, похоже, потерял над собой контроль, и уезжают с ним. Мария собирается уехать на велосипеде, но останавливается и наблюдает, как Маленький Человек поливает дерево, которое они с Александром посадили накануне. [n 1] Когда Мария уходит, «немой» Маленький Человек, лежащий у подножия дерева, произносит свою единственную строчку, которая цитирует начало Евангелия от Иоанна : «В начале было Слово. [6] Почему это, папа?»

Производство

[ редактировать ]

Подготовка к производству

[ редактировать ]

«Жертва» возникла как сценарий под названием «Ведьма» , в котором сохранился элемент главного героя средних лет, проводящего ночь с известной ведьмой. Но в этой истории его рак чудесным образом излечился, и он сбежал с женщиной. [4] [n 2] В марте 1982 года Тарковский написал в своем дневнике, что считает этот финал «слабым», поскольку счастливый конец неоспорим. [7] Он хотел, чтобы в этой картине снялся его любимый и частый соавтор Анатолий Солоницын , как и его задумка в «Ностальгии» . [8] но когда Солоницын умер от рака в 1982 году, режиссер переписал сценарий в «Жертву» , а также снял «Ностальгию» с Олегом Янковским в главной роли. [9]

Тарковский считал «Жертвоприношение» отличным от своих более ранних фильмов, потому что, хотя его последние фильмы были «импрессионистическими по структуре», в данном случае он не только «стремился... развивать [ее] эпизоды в свете моего собственного опыта и правила драматургического построения», но и «[выстроить] картину в поэтическое целое, в котором все эпизоды были гармонично связаны», и благодаря этому она «приняла форму поэтической притчи». [4] [n 3]

На Каннском кинофестивале 1984 года Тарковского пригласили сниматься в Швеции, так как он был давним другом Анны-Лены Вибом из Шведского института кино . Он решил экранизировать «Жертвоприношение» с Эрландом Джозефсоном, который был наиболее известен по работе с Ингмаром Бергманом . [n 4] и кого Тарковский поставил в «Ностальгии» . [n 5] Оператор Свен Нюквист , друг Джозефсона и частый сотрудник Бергмана, [№ 6] было предложено присоединиться к производству. Несмотря на одновременное предложение снять фильм Сиднея Поллака « Из Африки », Нюквист позже сказал, что это был «несложный выбор», и, как и Джозефсон, он стал сопродюсером, когда вложил свои гонорары обратно в фильм. [12] Художник-постановщик Анна Асп , работавшая над «Осенней сонатой» Бергмана и «После репетиции» и получившая премию «Оскар» за «Фанни и Александр» , [13] Также к проекту присоединился Дэниел Бергман , один из детей Ингмара, который работал ассистентом оператора. [n 7] Многие критики комментировали «Жертвоприношение» в контексте творчества Бергмана. [№ 8]

Хотя часто [15] [16] [17] ошибочно утверждал, что был застрелен на Форё , [n 9] На самом деле «Жертвоприношение» было снято в Нэрсхольмене на соседнем острове Готланд ; шведские военные запретили Тарковскому доступ в Форё. [19] [20]

Дом Александра, построенный для постановки, должен был быть сожжен ради кульминационной сцены, в которой Александр сжигает его и свое имущество. Выстрел был очень трудным, и первая неудачная попытка была, по мнению Тарковского, единственной проблемой во время съемки. Несмотря на протест Нюквиста, была использована только одна камера, а при съемке горящего дома камера заклинила, и отснятый материал был испорчен. [12] [№ 10]

Сцену пришлось переснимать, что потребовало очень дорогостоящей реконструкции дома за две недели. На этот раз две камеры были установлены на рельсах, идущих параллельно друг другу. Кадры в финальной версии фильма представляют собой второй дубль, который длится шесть минут (и резко обрывается, потому что камера пробежала всю катушку). Актеры и съемочная группа расплакались после завершения дубля. [4] [21]

Фильм открывается и завершается арией « Erbarme dich, mein Gott » («Помилуй, Боже») из Иоганна Себастьяна Баха «Страстей по Матфею» . [22] В саундтрек также вошли сякухати записи Ватадзуми Досо . [23]

Постпродакшн

[ редактировать ]

Тарковский и Нюквист значительно уменьшили цвет в некоторых сценах. По словам Нюквиста, с них было удалено почти 60% цвета. [№ 11]

Критический ответ

[ редактировать ]

С момента выхода рецензенты положительно отреагировали на фильм; агрегатор обзоров Rotten Tomatoes сообщает, что рейтинг одобрения составляет 86% на основе 43 обзоров со средней оценкой 7,8 из 10. По мнению критиков веб-сайта, «Формально впечатляющий, визуально совершенный и достойный повествования фильм «Жертвоприношение» является достойным краеугольным камнем блестящей кинорежиссерской карьеры». [24]

В 1995 году Ватикан составил список из 45 «великих фильмов», разделенных на категории «Религия», «Ценности» и «Искусство», в честь столетия кинематографа. К первой категории относилось «Жертвоприношение» Тарковского , как и «Андрей Рублёв» . [25]

Критики прокомментировали религиозную двусмысленность «Жертвоприношения» . Деннис Лим писал, что это «не совсем простая аллегория христианского искупления и самопожертвования». [26] Католический кинокритик Стивен Грейданус противопоставляет «диалектику христианских и языческих идей» фильма « Андрею Рублеву» , написав, что, хотя Рублев «[отвергает] ухаживания очаровательной языческой ведьмы как несовместимые с христианской любовью», « Жертвоприношение » «сопоставляет» оба чувства. . [27] Андрей Петиприн в своем обзоре подчеркивает сложность веры. [28]

Награды и номинации

[ редактировать ]

Этот фильм принес Тарковскому второй Гран-при после «Соляриса» , его третью премию ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1986 года и третью номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» . [29] [№ 12] [№ 13] «Жертва» также получила приз экуменического жюри . [31] [№ 14] На 22-й церемонии вручения наград Guldbagge Awards фильм получил награды за лучший фильм и лучшую мужскую роль ( Эрланд Джозефсон ). [32] В 1988 году он получил премию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке . [33] Этот фильм был выбран в качестве шведской заявки на лучший фильм на иностранном языке на 59-й церемонии вручения премии Оскар , но не был принят в качестве номинанта. [34]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. «В первом кадре, прежде чем Отто встретит их, Александр рассказывает Маленькому Человеку легенду об Иоанне Колове, ученике православного монаха по имени Памве, которому его учитель приказал каждый день подниматься на гору, чтобы поливать мертвое дерево, которое он посадили, пока дерево не ожило, что и произошло через три года. [5]
  2. Стоит также отметить, что идея, появившаяся в дневниках Тарковского еще в 1970 году и названная им « Двое видели лису» , возможно, содержит элементы того, что стало «Ведьмой» и, как следствие, «Жертвоприношением» . Запись от апреля 1980 года, сделанная во время поездки в Италию по поводу переговоров по «Ностальгии» , предлагает идею финала, в котором персонаж совершает самоубийство после того, как мировой лидер произносит по телевидению речь о начале войны, которая оказывается просто сценой. из фильма. [7]
  3. Он также провел сравнение между персонажем «Ностальгии» Доменико, которого играл Джозефсон, и Александром, потому что оба «носят знак жертвоприношения» и приносят себя в жертву, хотя поступок Доменико (самосожжение на площади Пьяцца дель Кампидольо ) «не вызывает никаких ощутимые результаты». [4]
  4. Джозефсон, познакомившийся с Бергманом в 1939 году, начал работать с ним в середине 1940-х годов в Хельсингборгском городском театре . [10] Хотя у него не было главной роли в фильме Бергмана до « Часа волка» 1968 года , с этого момента он стал наиболее частым актером мужского пола в фильмах режиссера; Последней совместной работой Макса фон Сюдова 1971 года с Бергманом стал фильм «Прикосновение» , а Гуннар Бьернстранд лишь несколько раз появлялся после «Стыда» перед своей смертью в 1986 году.
  5. Хотя Наталья Бондарчук в конечном итоге на эту роль была выбрана , повторяющаяся бергмановская актриса Биби Андерссон , которая познакомилась с Тарковским в июне 1970 года, в какой-то момент рассматривалась на роль Хари в «Солярисе» , и примерно в то же время Тарковский подумывал о том, чтобы взять ее на роль матери в том, что впоследствии стало Зеркало . [11]
  6. Нюквист был оператором всех фильмов Бергмана, от «Девственного источника» до «Фанни и Александра» , а также «Опилок и мишуры» 1953 года .
  7. Позже Дэниел стал самостоятельным режиссёром таких фильмов, как « Дети воскресенья» .
  8. В интервью в июне 1986 года Тарковский отрицал влияние Бергмана, заявив, что «для [него] Бог не немой». Он задался вопросом, насколько хорошо критики, установившие эту связь, понимают Бергмана и экзистенциализм, добавив: «Бергман ближе к Кьеркегору, чем к проблемам религии». [14]
  9. Форё был домом Бергмана большую часть его жизни, и там было снято несколько его фильмов. [18]
  10. ^ Эта катастрофа зафиксирована в документальном фильме режиссера Андрея Тарковского , «Жертвоприношения соредактора » Михала Лещиловского , и в «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» документальном фильме французского телевидения 1999 года Криса Маркера .
  11. Нюквист вспоминает, что его работа по уменьшению цвета побудила к разговору с Акирой Куросавой в 1990-х годах. [12]
  12. «Солярис» выиграл Гран-при, «Андрей Рублев» и «Ностальгия» получили премии ФИПРЕССИ, а «Солярис» и «Ностальгия» были номинированы на «Золотую пальмовую ветвь». [29]
  13. В своих дневниках Тарковский, который не присутствовал на фестивале по состоянию здоровья, прокомментировал, что фильм «Миссия» , получивший последнюю награду, очевидно, был незавершенным, но все же получил высшую награду фестиваля. Тем не менее он написал, что «самый большой приз - те, кто хочет уделить внимание моим фильмам». [30]
  14. Поскольку его предыдущие фильмы «Сталкер» и «Ностальгия » получали премию в свои годы конкурса, Тарковский — единственный режиссер, получивший ее трижды. [31]
  1. ^ Jump up to: а б "Offret = Sacrificatio (1986) Андрей Тарковский" . Bifi.fr. ​Проверено 1 августа 2019 г.
  2. ^ «Жертвоприношение (1986)» . IMDB . Проверено 19 декабря 2013 г.
  3. ^ Тарковский, Андрей (1989). Лепка во времени: размышления о кино . Перевод Хантер-Блэр, Китти. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 218. ИСБН  9780292776241 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Тарковский, Андрей (1989). Скульптура во времени . Издательство Техасского университета. п. 222. ИСБН  978-0-292-77624-1 .
  5. ^ Грин, Питер. «Поэтическое кино Тарковского» . andreitarkovski.org . Проверено 13 сентября 2014 г.
  6. ^ Ин 1:1
  7. ^ Jump up to: а б Тарковский, Андрей. «Мартиролог Андрея Тарковского о... Ведьме» . ностальгия.com . Проверено 2 июня 2014 г.
  8. ^ Томпсон, Ланг. «Ностальгия» . Проверено 13 декабря 2013 г.
  9. ^ Паркинсон, Дэвид. "Зарубежная классика: Жертвоприношение Андрея Тарковского - Спать, не сниться ли?" . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
  10. ^ Ингмар Бергман: Размышления о жизни, смерти и любви с Эрландом Джозефсоном . Реж. Стефан Бранн. TV4 AB Швеция, 2000 г.
  11. ^ Тарковский, Андрей (1989). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Лондон: Фабер и Фабер Лимитед. стр. 5–6, 9. ISBN.  978-0571167173 .
  12. ^ Jump up to: а б с Нюквист, Свен; Форслунд, Бенгт (1997). Благоговение к свету («В благоговении к свету») . Издательство Альберта Боннье. стр. 181–88. ISBN  91-0-056316-1 . Проверено 2 октября 2014 г.
  13. ^ «56-я церемония вручения премии Оскар» . Оскары . Проверено 21 октября 2014 г.
  14. ^ де Брантес, Шарль. «Вера – единственное, что может спасти человека » . Католическая Франция . Проверено 29 мая 2014 г.
  15. ^ Леви, Эмануэль. «Жертвоприношение (1986): Шедевр Тарковского» . emanuellevy.com . Проверено 2 июня 2014 г.
  16. ^ Эберт, Роджер. «Жертвоприношение» . rogerebert.com . Проверено 2 июня 2014 г.
  17. ^ Хау, Дессон. « Жертвоприношение (ПГ)» . Вашингтон Пост . Проверено 21 октября 2014 г.
  18. ^ Пергамент, Даниэль (7 октября 2007 г.). «Очарованный остров, который Бергман назвал домом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2014 г.
  19. ^ «Ингмар Бергман.com: Андрей Тарковский» . ingmarbergman.se . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 11 июля 2011 г.
  20. ^ «Зимние песни памяти Тарковского» [Зимние песни памяти Тарковского]. www.sverigesradio.se . Шведское радио . 29 декабря 2012 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  21. Режиссер Андрей Тарковский. Ты. Михал Лещиловский. Перф. Брайан Кокс, Эрланд Джозефсон и Андрей Тарковский. Шведский институт кино (SFI), 1988.
  22. ^ Босман, Фрэнк Г. (2014). «Жертвоприношение Тарковского: между Ницше и Христом» . В Хаутмане, Альбердина; Поортуис, Марсель; Шварц, Джошуа; Тернер, Йосси (ред.). Актуальность жертвоприношения: прошлое и настоящее . Брилл. п. 454. ИСБН  978-90-04-28423-4 .
  23. ^ Импетт, Джонатан (2019). Справочник Routledge по музыкальной мысли . Рутледж. ISBN  978-0-429-94085-9 .
  24. ^ «Оффрет (Жертвоприношение) (1986)» . Гнилые помидоры . Пенске Бизнес Медиа . Проверено 22 июня 2018 г.
  25. ^ «Список лучших фильмов Ватикана» . Конференция католических епископов США . Проверено 2 июня 2014 г.
  26. ^ Лим, Деннис (10 июля 2011 г.). «Второй взгляд: «Жертвоприношение» Андрея Тарковского » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 октября 2014 г.
  27. ^ Грейданус, Стивен. «Жертвоприношение (1986)» . Достойные фильмы . Проверено 6 октября 2014 г.
  28. ^ Петиприн, Андрей. «Жертвоприношение (1986)» . Католический мировой доклад . Проверено 28 сентября 2023 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Андрей Тарковский» . Каннский кинофестиваль . Проверено 7 октября 2014 г.
  30. ^ Тарковский, Андрей. «Мартиролог Андрея Тарковского о... Жертве» . ностальгия.com . Проверено 2 июня 2014 г.
  31. ^ Jump up to: а б Ваккаро, Пьер (май 2008 г.). «Экуменическое жюри - 34-й год» (PDF) (на французском языке). Экуменическое жюри. п. 4 . Проверено 4 сентября 2008 г.
  32. ^ «Жертва (1986)» . Шведский институт кино. 14 марта 2014 г.
  33. ^ «Иноязычный фильм 1988 года» . Награды.bafta.org . Проверено 4 июня 2014 г.
  34. ^ Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5607ba540e6329cc33399e6027aaae35__1697400060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/35/5607ba540e6329cc33399e6027aaae35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Sacrifice (1986 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)