Jump to content

Мать и шлюха

Мать и шлюха
Постер фильма « Мать и шлюха»
Режиссер Жан Эсташ
Написал Жан Эсташ
Продюсер: Винсент Малле
Боб Рэфелсон
В главных ролях Бернадетт Лафонт
Жан-Пьер Лео
Франсуаза Лебрен
Кинематография Пьер Ломм
Под редакцией Дениз де Касабьянка
Жан Эсташ
Дата выпуска
Май 1973 ( 1973-05 ) ( Каннский кинофестиваль )
Время работы
219 мин.
Страна Франция
Язык Французский
Бюджет 700 000 франков
Театральная касса $44,050 [1]

«Мать и шлюха» ( фр . La maman et la putain ) — французский фильм 1973 года режиссёра Жана Юсташа с Жан-Пьером Лео , Бернадетт Лафон и Франсуазой Лебрен в главных ролях . Исследование отношений трех персонажей любовного треугольника . Это был первый полнометражный фильм Юсташа и считается его шедевром. Юсташ написал сценарий, черпая вдохновение из собственных отношений, и снимал фильм с мая по июль 1972 года.

Фильм был показан на Каннском кинофестивале 1973 года , где получил Гран-при . Несмотря на некоторую неоднозначную первоначальную критическую реакцию, его поддержали более поздние критики и режиссеры.

Александр — безработный молодой интеллектуал, возможно, журналист, ведущий беспомощную жизнь в Париже . Тонко, но полностью поглощенный собой, Александр проводит большую часть своих дней, читая своим товарищам лекции на политические и философские темы, в том числе свое мнение о современных фильмах, таких как «Рабочий класс попадает в рай» , и свои воспоминания о протестах Mai 68 . Он живет со своей возлюбленной Мари, которая работает в магазине одежды и на его постоянную апатию к ней отвечает гневными оскорблениями, маскирующими ее сильные чувства к нему. Когда Александр пытается убедить бывшую девушку Жильберту выйти за него замуж, Жильберта вместо этого решает выйти замуж за другого мужчину. Александр направляется в популярное кафе Les Deux Magots и узнает номер выходящей женщины. В конце концов они идут на свидание. Ее зовут Вероника, она польско-французская медсестра-анестезиолог, которая живет в больнице Неккер . Гордясь своей распущенностью и статусом раскрепощенной женщины , Вероника заигрывает с Александром и в конце концов соблазняет его.

Мари сразу видит неуклюжие попытки Александра скрыть свой роман, относясь к нему с постепенно нарастающей яростью, которая утихает только тогда, когда они сами занимаются сексом. Когда Мари уезжает в командировку в Лондон , Александр сначала спит с Вероникой в ​​своей квартире, затем спит с другим своим другом, ранее изъявившим желание изменить ее мужу. После каждого свидания Александр читает женщинам лекции на различные темы, проигрывая на своем проигрывателе классическую и поп-музыку.

В конце концов, Вероника сама приходит в квартиру в нетрезвом виде. Она приходит и находит Александра и Мари обнаженными в постели и оскорбляет всех троих. Они быстро начинают ménage à trois , спят в одной постели. Мари и Вероника утверждают, что наслаждаются возникшими в результате полиаморными отношениями, но каждая тайно соперничает за безраздельную привязанность Александра. После того, как Александр плохо отреагировал на приглашение Мари на вечеринку одного из своих бывших любовников, отношения быстро рушатся. Вероника резко критикует его отношение к женщинам в кафе «Флор», обвиняя его в том, что он не любит ее или кого-либо так, как она любит его. Позже Мари пытается покончить жизнь самоубийством, приняв снотворное, но Александр быстро ее останавливает. Это заставляет Веронику сломаться, произнося длинный монолог о том, как сексуально активных женщин воспринимают как «шлюх», и отвергая некоторые из ее «раскрепощенных» политических позиций. Вероника говорит ему, что думает, что может быть беременна его ребенком.

Александр решает забрать Веронику обратно в ее квартиру в больнице, оставив Мари плакать одну в квартире. Александр высаживает Веронику, но затем врывается обратно в ее квартиру и просит ее выйти за него замуж. При этом Вероника перестает плакать и смеяться и заявляет, что ее вот-вот вырвет. Чувствуя возможное утреннее недомогание из-за беременности, она говорит Александру, что, если он действительно хочет ей помочь, он может принести ей блюдо, чтобы ее вырвало. Александр подчиняется, а затем садится на пол, ошеломленный и обезумевший.

  • Бернадетт Лафон в роли Мари
  • Жан-Пьер Лео, как Александр
  • Франсуаза Лебрен в роли Вероники
  • Изабель Вайнгартен в роли Жильберты
  • Жак Ренар — друг Александра
  • Жан-Ноэль Пик — любовник Оффенбаха
  • Женевьева Мних — подруга Вероники
  • Берта Гранваль — подруга Мэри
  • Андре Тешине в роли мужчины из Deux Magots (в титрах не указан)
  • Жан-Клод Бьетт в роли еще одного мужчины из Deux Magots (в титрах не указан)
  • Жан Душе в роли мужчины в кафе «Флор» (в титрах не указан)
  • Ноэль Симсоло в роли еще одного мужчины в кафе «Флор» (в титрах не указан)
  • Кэролайн Леб в роли молодой женщины, читающей на террасе (в титрах не указана)
  • Бернар Эйзеншиц в роли Мориса (в титрах не указан)
  • Жан Юсташ в роли мужчины из супермаркета/мужа Гилберта (в титрах не указан)
  • Пьер Коттрелл (в титрах не указан)
  • Душка (в титрах не указан)

Производство

[ редактировать ]

В 1972 году Юсташ начал сомневаться в своей карьере в кино и подумывал о том, чтобы уйти из бизнеса. Он сказал репортеру Le Nouvel Observateur : «Если бы я знал, чего хочу, я бы не просыпался утром, чтобы снимать фильмы. Я бы ничего не делал, я бы пытался жить, ничего не делая и не продюсируя. " Вскоре после этого ему пришла в голову новая идея снять фильм вместе со своими друзьями Жан-Пьером Лео и Бернадетт Лафонт; он также пригласил свою бывшую возлюбленную Франсуазу Лебрен, которая в то время изучала литературу и никогда раньше не играла. Юсташу одолжили деньги у друга Барбета Шредера, чтобы он потратил три месяца на написание сценария, объем которого составил более трехсот страниц. Хотя фильм часто кажется импровизированным, каждое слово диалога было написано Юсташем. [2] Фильм был очень автобиографичным и был вдохновлен различными отношениями Юсташа, такими как его недавний разрыв с Франсуазой Лебрен и романтические отношения с Маринкой Матушевской и Катрин Гарнье. Многие из мест, использованных в фильме, были местами, где Гарнье жил или работал. Персонаж, которого сыграл Жак Ренар, был основан на друге Эсташа Жан-Жаке Шуле . [3] [4]

Les Deux Magots были местом действия и съемок.

Фильм снимался с 21 мая по 11 июля 1972 года. [5] при бюджете в 700 000 франков. Юсташ назвал его очень враждебным фильмом, и он по большей части состоит из диалогов и монологов о сексе. Юсташ говорит, что персонаж Александр «уничтожает [трех главных героев], но он ищет это все время. После своего путешествия в безумие и депрессию он оказывается один. Именно тогда я останавливаю фильм». [2] Места съемок включали кафе Les Deux Magots , Café de Flore , Café le Saint-Claude, больницу Лаэннек , ресторан Blue Train и различные апартаменты на улицах Вожирар и Вавен. [6] В фильме не было музыкальной партитуры, и в нем использовались только естественные звуки и иногда музыка, исполняемая персонажами на граммофонах, такими как Вольфганг Амадей Моцарт , Эдит Пиаф , Марлен Дитрих и Deep Purple . [7]

Юсташ описал фильм как «повествование об определенных, казалось бы, безобидных действиях. Это может быть повествование о совершенно других действиях, в других местах. То, что происходит, места, где разворачивается действие, не имеют значения… Моя тема – это путь в какие важные действия располагаются в континууме безобидных действий. Это описание нормального хода событий без схематического сокращения кинематографической драматизации». [2]

Люк Беро — помощник режиссера фильма.

«Мать и шлюха» считается шедевром Эсташа и названа журналом Cahiers du cinéma лучшим фильмом 1970-х годов . Он получил Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1973 года . Фильм вызвал скандал на Каннском кинофестивале, поскольку многие критики сочли его аморальным и непристойным или, по выражению газеты Le Figaro , «оскорблением нации», а Télé-7-Jours назвал его «оскорблением нации». памятник скуки и Гималаи претензий». [2] Во Франции во время первого тиража на фильм было продано более 343 000 билетов. [8]

Получив небольшое общественное признание, несмотря на то, что на протяжении многих лет он получал похвалы от критиков и режиссеров, таких как Франсуа Трюффо и других участников французской «Новой волны» , Юсташ в мгновение ока добился успеха и стал всемирно известным после премьеры фильма в Каннах. Вскоре он профинансировал свой следующий фильм. Критик Дэн Якир сказал, что этот фильм является «редким случаем во французском кино, где битва полов изображена не только с мужской точки зрения». Джеймс Монако назвал его «одним из самых значительных французских фильмов 1970-х годов». Жан-Луиза Бертоме сказал: «Я не уверен, что La maman et la putain с ее романами о бедном молодом человеке 1972 года не говорит чего-то нового». Полин Кель похвалила фильм, заявив, что он напомнил ей Джона Кассаветиса своей способностью «показать на экране чистую правду, включая скучную и тривиальную». [2] Жан-Луи Бори из Le Nouvel Observateur дал фильму отрицательную рецензию, назвав его женоненавистническим и раскритиковав характеристику Александра. [9]

Наследие

[ редактировать ]

Репутация фильма со временем возросла. В 1982 году литературный журнал Les Nouvelles Litéraires отметил десятилетие фильма, опубликовав о нем серию статей. [10]

назвал его одним из лучших фильмов в истории Франции. Жан-Мишель Фродон [11] и Жан-Анри Роже . [12] Режиссер Оливье Ассаяс особо похвалил фильм и считает его примером того, к чему нужно стремиться в кинопроизводстве. [13] По результатам опроса кинематографистов, он был признан вторым величайшим французским фильмом всех времен. [14] [15]

Эндрю Джонстон в статье для Time Out New York так описал свои впечатления от просмотра фильма:

Одно из величайших, хотя и слишком нечастых, удовольствий от работы кинокритиком — это поразить вас фильмом, от которого вы не ожидали многого. Подобный инцидент произошел в декабре 1997 года, когда мне поручили рецензировать фильм Жана Эсташа 1973 года «Мать и шлюха» , а затем я начал работу над возрождением на Кинофоруме. Да, я слышал, что это классика французского кино, но я не был в восторге от утреннего показа черно-белого фильма на иностранном языке продолжительностью три часа тридцать пять минут. фильм, который, как сообщается, состоял лишь из людей, сидящих и разговаривающих. Честно говоря, я был гораздо более взволнован тем вечером, увидев «Крик 2» . Когда я уселся на свое место, я даже не подозревал, что меня ждет одно из самых запоминающихся кинематографических впечатлений в моей жизни. [16]

После ретроспективного показа в 2016 году во Французском институте Alliance Française кинокритик Ричард Броуди восторженно похвалил Юсташа за изысканное изображение персонажей, чьи «интимные катастрофы напоминают эпические столкновения». [17] Кроме того, он рассматривает фильм как «всеобъемлющее видение» Юсташем радикальной политики и сексуальной революции во Франции после 1968 года - резкое, вызывающее сожаление и подозрительное видение, которое Броуди называет «яростно консервативным». [17]

Фильм был адаптирован по пьесе Жана-Луи Мартинелли 1990 года . [18] В 1996 году французская рок-группа Diabologum использовала монолог Вероники в песне «The Mom and the Whore» из своего альбома №3 . Фильм Винсента Дьетра 2008 года «Еа2, 2е проявление восхищения: Жан Эсташ отдал дань уважения монологу Вероники». [ нужна ссылка ]

  1. ^ «Мать и шлюха (2023)» . Касса Моджо . Проверено 28 июля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 2. Компания HW Wilson. 1988. стр. 311–313. ISBN   0-8242-0757-2
  3. ^ Азури, Филипп. Жан Эсташ, пуля в месте сердца . Непоколебимые . 5 декабря 2006 г.
  4. ^ Азальберт, Николас. Белые тени: Интервью с Жан-Жаком Шулем . Cahiers du Cinema, № 687 . Март 2013. стр. 91-97
  5. ^ Филиппон, Ален. Жан Эсташ . Париж: Cahiers du cinéma, «Авторы» . 1986. ISBN   978-2866424282 . стр.114.
  6. ^ Юстас, Жан. Мама и шлюха: Сценарий . Париж: Cahiers du cinéma. 1986. ISBN   978-2866422080 . стр. 35-42.
  7. ^ Ханска, Эван. Мои Юстас годы . Фламмарион, Документы. 2001. ISBN   978-2080679208 . стр. 325-326.
  8. ^ «Мама и шлюха» . jpbox-office.com . Проверено 9 июня 2014 г.
  9. ^ Бори, Жан-Луи (14 мая 1973 г.). «Романс о бедном юноше» (PDF) . Новый наблюдатель. п. 79 . Проверено 9 июня 2014 г.
  10. ^ Паури, Фил (март 2006 г.). Кино Франции . Уолфлауэр Пресс. стр. 133–141. ISBN  978-1-904764-46-5 .
  11. ^ Фродо, Жан-Мишель (2010). Французское кино от «Новой волны» до наших дней . Киноблокноты. п. 406.
  12. ^ Серф, Джульетта (1 ноября 2005 г.). «Дух мая» . С уважением.
  13. ^ Уайт, Сесиль (2001). «Оливье Ассаяс: Воображаемая кинобиблиотека» . Фильмотека. 92.
  14. ^ Рибетон, Тео (29 июля 2013 г.). Мама и шлюха: почему фильм Жана Эсташа почти не видно . Непоколебимые.
  15. ^ «100 лучших французских фильмов» . Time Out Paris (на французском языке) . Проверено 29 января 2021 г.
  16. Time Out Нью-Йорк , 29 апреля — 6 мая 1999 г., с. 163.
  17. ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард (18 января 2016 г.). «Фильмы: 'Мать и шлюха' ». Житель Нью-Йорка . Конде Наст. п. 12.
  18. ^ Шовен, Серж (30 ноября 1996 г.). Мама и шлюха . Непоколебимые.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae3910a3be9c51b183843a3ceb1b7e3f__1711191120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/3f/ae3910a3be9c51b183843a3ceb1b7e3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Mother and the Whore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)