Jump to content

Марлен Дитрих

Марлен Дитрих
Дитрих в 1951 году
Рожденный
Мария Магдалина Дитрих

( 1901-12-27 ) 27 декабря 1901 г.
Берлин , Германия
Умер 6 мая 1992 г. ) ( 1992-05-06 ) ( 90 лет
Париж, Франция
Место отдыха Муниципальное кладбище III , Берлин, Германия
Гражданство
  • Германия (до 1939 г.)
  • Соединенные Штаты [1] [2] [3]
Занятия
  • Актриса
  • певец
Годы активности 1919–1984
Супруг
Рудольф Зибер
( м. 1923; умер в 1976 г.)
Дети Мария Рива
Родственники
Подпись

Мария Магдалина « Марлен » Дитрих [4] ( / m ɑːr ˈ l n ə ˈ d t r ɪ x / , Немецкий: [maʁˈleːnə ˈdiːtʁɪç] ; 27 декабря 1901 г. - 6 мая 1992 г.) [5] актриса и певица немецкого происхождения, чья карьера длилась с 1910-х по 1980-е годы. [6]

В Берлине 1920-х годов Дитрих выступала на сцене и в немом кино . Ее исполнение роли Лолы Лолы в фильме Йозефа фон Штернберга « Голубой ангел» (1930) принесло ей международное признание и контракт с Paramount Pictures . Она снялась во многих голливудских фильмах, в том числе в шести знаковых ролях Штернберга: «Марокко» (1930) (ее единственная на премию «Оскар» номинация ), «Опозоренный» (1931), «Шанхайский экспресс» и «Блондинка Венера» (обе 1932), «Алая императрица» (1934), «Блондинка Венера» (обе 1932 ). Дьявол - женщина (1935). Она успешно воспользовалась своей гламурной личностью и экзотической внешностью и стала одной из самых высокооплачиваемых актрис того времени. На протяжении Второй мировой войны она была известной артисткой в ​​Соединенных Штатах. Хотя она сыграла заметные роли в нескольких послевоенных фильмах, включая Билли Уайлдера » «Зарубежное дело (1948), Альфреда Хичкока » «Страх сцены » Билли Уайлдера (1950), «Свидетель обвинения (1957), » Орсона Уэллса . «Прикосновение обвинения «Зло» (1958) и «Суд Стэнли Крамера в Нюрнберге» (1961), она провела большую часть 1950-х — 1970-х годов, путешествуя по миру в качестве выдающейся исполнительницы живых выступлений.

Дитрих была известна своей гуманитарной деятельностью во время Второй мировой войны: она размещала немецких и французских изгнанников, оказывала финансовую поддержку и даже защищала их американское гражданство. За свою работу по повышению морального духа на передовой во время войны она получила несколько наград от США, Франции, Бельгии и Израиля. В 1999 году Американский институт киноискусства назвал Дитрих девятой величайшей женщиной-легендой экрана классического голливудского кино . [7]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Место рождения Марлен Дитрих в Роте-Инзель в Берлине.
Место рождения Дитриха: Леберштрассе 65, Берлин- Шёнеберг.

Она родилась Мари Магдалиной Дитрих 27 декабря 1901 года на Леберштрассе 65 в районе Роте Инзель в Шенеберге , ныне районе Берлина . Ее мать, Вильгельмина Элизабет Жозефина ( урожденная Фельсинг), происходила из богатой берлинской семьи и владела фирмой по производству ювелирных изделий и часов . Ее отец, Луи Эрих Отто Дитрих, был лейтенантом полиции. У Дитриха была сестра Элизабет (5 февраля 1900 г. - 8 мая 1973 г.). [8] Отец Дитриха родился 26 августа 1867 года и умер в августе 1908 года. [9] [10] Его лучший друг, Эдуард фон Лош, аристократический первый лейтенант гренадеров , ухаживал за Вильгельминой и женился на ней в 1914 году, но умер в июле 1916 года от ран, полученных во время Первой мировой войны. [4] Фон Лош никогда официально не усыновлял сестер Дитрих, поэтому фамилия Дитриха никогда не была фон Лош, как иногда утверждают. [11]

Семья Дитрих прозвала ее «Лена», «Лене» или «Лени» ( ВЛИЯНИЕ: [leːnɛ] ). [12] В возрасте около 11 лет она объединила свои первые два имени в имя «Марлен». Дитрих посещала женскую школу Огюста-Виктории с 1907 по 1917 год. [13] и окончил школу Виктории-Луизы (сегодня Гимназия Гете) в Берлине-Вильмерсдорфе в 1918 году. [14] Она училась игре на скрипке [15] и в подростковом возрасте увлекся театром и поэзией. Травма запястья [16] отказалась от своих мечтаний стать концертирующей скрипачкой, но к 1922 году она получила свою первую работу по игре на скрипке в оркестре немых фильмов в берлинском кинотеатре. Ее уволили всего через четыре недели. [17]

Первые выступления Дитрих на профессиональной сцене были в качестве хористки «Девушка-Кабарет» Гвидо Тильшера на гастролях с развлечениями в стиле водевиля и в ревю Рудольфа Нельсона в Берлине. [18] В 1922 году Дитрих безуспешно прошла прослушивание в театрального режиссёра и импресарио Макса Рейнхардта ; драматическую академию [19] однако вскоре она начала работать в его театрах хористкой и играть небольшие роли в драмах.

Начало карьеры

[ редактировать ]

Дебютом Дитриха в кино стала небольшая роль в фильме «Маленький Наполеон» (1923). [20] Со своим будущим мужем Рудольфом Зибером она познакомилась на съемках фильма « Любовная трагедия» в 1923 году. Дитрих и Зибер поженились на гражданской церемонии в Берлине 17 мая 1923 года. [21] Ее единственный ребенок, дочь Мария Элизабет Зибер , родилась 13 декабря 1924 года. [22]

Дитрих продолжал работать на сцене и в кино как в Берлине, так и в Вене на протяжении 1920-х годов. На сцене у нее были роли различной значимости в Фрэнка Ведекинда » «Ящике Пандоры . [23] Уильям Шекспир « Укрощение строптивой » [23] и «Сон в летнюю ночь» , [24] и Джорджа Бернарда Шоу » «Возвращение к Мафусаилу [25] и Мезальянс . [26] в мюзиклах и ревю, таких как «Бродвей» , «Es Liegt in der Luft » и «Цвай Краваттен» Однако наибольшее внимание она привлекла именно . К концу 1920-х годов Дитрих также играл значительные роли на экране, в том числе роли в «Кафе Электрик» (1927), «Я целую вашу руку», «Мадам» (1928) и «Корабль потерянных душ» (1929). [27]

Ассоциация с фон Штернбергом

[ редактировать ]
Марлен Дитрих в роли Лолы: «Она сидит верхом на стуле… властно, властно, полностью измеряя мужчин в зале…» [28]

В 1929 году Дитрих получила свою выдающуюся роль Лолы Лолы, певицы кабаре , которая стала причиной падения до сих пор респектабельного школьного учителя (которого играет Эмиль Яннингс ), в УФА постановке « Голубой ангел» (1930), снятой на киностудии Бабельсберга . [29] [30] Йозеф фон Штернберг снял фильм и впоследствии получил признание за то, что «открыл» Дитриха. В фильме представлена ​​фирменная песня Дитрих « Falling in Love Again », которую она записала для Electrola . Дальнейшие записи она сделала в 1930-х годах для Polydor и Decca Records .

В 1930 году, благодаря международному успеху «Голубого ангела» , а также при поддержке и продвижении со стороны Йозефа фон Штернберга, обосновавшегося в Голливуде, Дитрих переехал в Соединенные Штаты по контракту с Paramount Pictures , американским кинопрокатчиком « Голубого ангела» . Студия стремилась представить Дитриха как немецкий ответ Metro-Goldwyn-Mayer шведской звезде Грете Гарбо . Штернберг приветствовал ее подарками, в том числе зеленым Rolls-Royce Phantom II . Позже машина появилась в их первом американском фильме « Марокко» . [31]

В период с 1930 по 1935 год Дитрих снялась в шести фильмах режиссера фон Штернберга на студии Paramount. Фон Штернберг эффективно работал с Дитрих над созданием образа гламурной и загадочной роковой женщины . Он поощрял ее похудеть и интенсивно тренировал ее как актрису. Она охотно следовала его, иногда властному, руководству, чему сопротивлялись многие другие исполнители. [32]

В Марокко (1930) с Гэри Купером Дитрих снова сыграла певицу кабаре. Фильм больше всего запомнился эпизодом, в котором она исполняет песню в мужском белом галстуке и целует другую женщину, что является провокационным для той эпохи. Этот фильм принес Дитрих единственную номинацию на премию Оскар . За Марокко последовал фильм Dishonored (1931) с Виктором МакЛагленом , который имел большой успех, когда Дитрих сыграла шпионку, похожую на Мату Хари .

Йозеф фон Штернберг использовал освещение-бабочку , чтобы подчеркнуть черты лица Дитриха в «Шанхайском экспрессе» (1932).

«Шанхайский экспресс» (1932) с Анной Мэй Вонг , который критики окрестили « Гранд-отелем на колесах», стал еще одним крупным успехом, заработав 1,5 миллиона долларов на аренде по всему миру. [33]

Дитрих и фон Штернберг снова сотрудничали в романе «Блондинка Венера» (1932) с Кэри Грантом . Дитрих впервые за три года работал без фон Штернберга в романтической драме «Песнь песней» (1933), сыграв наивного немецкого крестьянина под руководством Рубена Мамуляна . Два последних фильма Дитриха и Штернберга, «Алая императрица» (1934) с Джоном Дэвисом Лоджем и «Дьявол — женщина» (1935) — наиболее стилизованный из их совместных проектов — были их самыми кассовыми фильмами. Позже Дитрих заметила, что самой красивой она была в фильме «Дьявол — женщина» .

Фон Штернберг известен своим исключительным мастерством в освещении и фотографировании Дитриха с оптимальным эффектом, настолько, что даже 50 лет спустя один из кадров производства Shanghai Express стал источником вдохновения для обложки рок-группы Queen альбома Queen II , который интегрирован в видеоклип на их сингл « Bohemian Rhapsody ».

Его фирменное использование света и тени, в том числе воздействие света, проходящего через вуаль или решетчатые оконные жалюзи, в сочетании со скрупулезным вниманием к декорациям и костюмам делает фильмы, которые они снимали вместе, одними из самых визуально стильных в кино. [34]

Критики до сих пор активно спорят о том, какая часть заслуг принадлежит фон Штернбергу, а какая — Дитриху, но большинство согласится с тем, что ни один из них не достиг таких высот снова после того, как Paramount уволила фон Штернберга и они оба перестали работать вместе. [35]

Сотрудничество одной актрисы и режиссера, создавшего семь фильмов, до сих пор не имеет себе равных в кино, за исключением, возможно, Кэтрин Хепберн и Джорджа Кьюкора , которые вместе сняли десять фильмов за гораздо более длительный период, но которые не были созданы для Хепберн, как последние шесть. Сотрудничество фон Штернберга и Дитриха было. [36] [37]

Поздние 1930-е годы

[ редактировать ]

Первым фильмом Дитрих после окончания партнерства с фон Штернбергом стал » Фрэнка Борзаге « Желание (1936) с Гэри Купером, коммерческий успех которого дал Дитрих возможность попробовать свои силы в романтической комедии . Ее следующий проект, «Я любил солдата» (1936), закончился провалом, когда фильм был отменен через несколько недель после начала производства из-за проблем со сценарием, путаницы в расписании и решения студии уволить продюсера Эрнста Любича. [38]

Экстравагантные предложения выманили Дитрих из Paramount, чтобы она сняла свой первый цветной фильм «Сад Аллаха» (1936) для независимого продюсера Дэвида О. Селзника , за который она получила 200 000 долларов, и в Великобританию для постановки Александра Корды « Рыцарь без доспехов » (1937) на зарплата в 450 000 долларов, что сделало ее одной из самых высокооплачиваемых кинозвезд того времени. Хотя оба фильма имели приличные кассовые сборы, производство ее автомобилей было дорогостоящим, а ее общественная популярность снизилась. К этому времени Дитрих заняла 126-е место в рейтинге кассовых сборов, а американские кинопрокатчики в мае 1938 года провозгласили ее « кассовым ядом », и это признание она разделяла с Гретой Гарбо , Джоан Кроуфорд , Мэй Уэст , Кэтрин Хепберн , Нормой Ширер , Долорес дель Рио. и Фред Астер среди других. [39]

Джеймс Стюарт и Марлен Дитрих в фильме «Дестри снова скачет» (1939)

Позже Дитрих рассказала в интервью в Лондоне, что во время пребывания в Лондоне к ней подошли представители нацистской партии и предложили выгодные контракты, если она согласится вернуться и стать ведущей кинозвездой нацистской Германии . Она отказалась от их предложений и подала заявление на получение гражданства США в 1937 году. [40] Она вернулась в Paramount, чтобы снять «Ангел» (1937), еще одну романтическую комедию режиссера Эрнста Любича ; фильм был плохо принят, что привело к тому, что Paramount выкупила оставшуюся часть контракта Дитриха.

Дитрих, при поддержке Йозефа фон Штернберга , приняла предложение продюсера Джо Пастернака сыграть против шрифта в своем первом за два года фильме: роль ковбойской девушки из салона Френчи в комедии-вестерне «Дестри снова едет» (1939), где Джеймс Стюарт . Это была значительно менее хорошо оплачиваемая роль, чем она привыкла.

Непристойная роль возродила ее карьеру, а песня « See What the Boys in the Back Room Will Have », которую она представила в фильме, стала хитом, когда она записала ее для Decca. Она играла подобные персонажи в «Семи грешниках» (1940) и «Спойлерах» (1942), оба с Джоном Уэйном .

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Дитрих и Рита Хейворт раздают еду солдатам в голливудской столовой (17 ноября 1942 года).
Дитрих с летчиками 401-й бомбардировочной группы (29 сентября 1944 г.)
Марлен Дитрих и техник четвертого класса армии США Эрл Э. Макфарланд в Бельгии (24 ноября 1944 г.)
Дитрих и американские солдаты где-то во Франции во время ее второго турне по USO (1944 г.)

Дитрих был известен своими сильными политическими убеждениями и умом высказывать их. и несколькими другими изгнанниками создал фонд В конце 1930-х годов Дитрих вместе с Билли Уайлдером , чтобы помочь евреям и диссидентам бежать из Германии. В 1937 году вся ее зарплата за «Рыцарь без доспехов» (450 000 долларов) была передана на условное депонирование для помощи беженцам. В 1939 году она стала гражданкой США и отказалась от немецкого гражданства. [5] В декабре 1941 года США вступили во Вторую мировую войну, и Дитрих стал одним из первых общественных деятелей, которые помогли продать военные облигации . Она гастролировала по США с января 1942 года по сентябрь 1943 года (выступая перед 250 000 военнослужащими только на этапе своего тура по Тихоокеанскому побережью) и, как сообщается, продала больше военных облигаций, чем любая другая звезда. [41] [42]

Во время двух расширенных турне USO в 1944 и 1945 годах [41] она выступала перед войсками союзников в Алжире, Италии, Великобритании, Франции и Херлене в Нидерландах. [43] затем прибыл в Германию с генералами Джеймсом М. Гэвином и Джорджем С. Паттоном . Когда ее спросили, почему она это сделала, несмотря на очевидную опасность находиться в пределах нескольких километров от немецких позиций, она ответила: « aus Anstand » — «из приличия». [44] Позже Уайлдер заметил, что она была на передовой больше, чем Дуайт Эйзенхауэр . Ее ревю с Дэнни Томасом на разогреве первого тура включало песни из ее фильмов, выступления на ее музыкальной пиле (навык, которому ее научил Иго Сим , который она первоначально приобрела во время выступлений на сцене в Берлине в 1920-х годах) и « чтение мыслей », которому ее друг Орсон Уэллс ее научил для своего шоу Mercury Wonder Show . Дитрих сообщала аудитории, что она умеет читать мысли, и просила их сосредоточиться на том, что приходит им в голову. Затем она подошла к солдату и искренне сказала ему: «О, подумай о чем-нибудь другом. Я не могу об этом говорить !» Сообщается, что американские церковные газеты опубликовали статьи с жалобами на эту часть поступка Дитриха. [37] [41]

В 1944 году отдел моральных операций Управления стратегических служб (УСС) инициировал проект «Мусак» - музыкальные пропагандистские передачи, призванные деморализовать солдат противника. [45] Дитрих, единственная исполнительница, которая была уведомлена о том, что ее записи будут использоваться УСС, записала для проекта ряд песен на немецком языке, в том числе « Lili Marleen », любимицу солдат с обеих сторон конфликта. [46] Генерал-майор Уильям Дж. Донован , глава УСС, написал Дитриху: «Я лично глубоко благодарен за вашу щедрость, сделавшую для нас эти записи». [47]

В конце войны в Европе Дитрих воссоединилась со своей сестрой Элизабет, мужем и сыном ее сестры. В годы войны они проживали в немецкой деревне Бельзен , управляя кинотеатром, который часто посещали нацистские офицеры и чиновники, курировавшие концентрационный лагерь Берген-Бельзен . Мать Дитриха осталась в Берлине во время войны, а Дитрих поручилась за свою сестру и мужа сестры, укрывая их от возможного преследования как пособников нацистов. [48] Однако позже Дитрих исключила существование своей сестры и сына сестры из всех рассказов о своей жизни, полностью отрекшись от них и заявив, что она единственный ребенок. [49]

Дитрих получила Медаль Свободы в ноябре 1947 года за «выдающийся рекорд по развлечениям войск за границей во время войны». [50] Она сказала, что это ее самое большое достижение. [45] также наградило ее Орденом Почетного легиона за работу в военное время. Французское правительство [51]

Позже кинокарьера

[ редактировать ]

Хотя Дитрих так и не вернула себе прежний имидж на экране, она продолжала сниматься в кино, в том числе появлялась у таких режиссеров, как Митчелл Лейзен в «Золотых серьгах» (1947), Билли Уайлдер в «Зарубежном деле» (1948) и Альфред Хичкок в «Страхе сцены» (1950). . Ее появления в 1950-х годах включали такие фильмы, как Фрица Ланга » «Печально известное ранчо Уайлдера (1952) и «Свидетель обвинения» (1957). Она появилась в фильме Орсона Уэллса « Прикосновение зла» (1958). У Дитрих была своего рода платоническая любовь к Уэллсу, которого она считала гением. [52] Ее последняя существенная роль в кино была в фильме «Суд в Нюрнберге» (1961) режиссера Стэнли Крамера ; она также представила повествование для документального фильма « Черный лис: Взлет и падение Адольфа Гитлера» , который получил премию «Оскар» за лучший документальный фильм в 1962 году. [53] Она перерезала торжественную ленту в честь торжественного открытия Парижского театра в Нью-Йорке в 1948 году. [54]

Сцена и кабаре

[ редактировать ]
Дитрих часто исполняла части своего шоу в цилиндре и фраке . Карикатура Ганса Георга Пфанмюллера, изображающая Дитриха во время выступления в кабаре в 1954 году.

С начала 1950-х до середины 1970-х Дитрих работал почти исключительно артистом кабаре, выступая вживую в больших театрах крупных городов мира.

В 1953 году Дитриху предложили 30 000 долларов в неделю. [55] выступить вживую в отеле Sahara [56] на Лас-Вегас-Стрип. Шоу было коротким и состояло всего из нескольких песен, связанных с ней. [56] Ее смелое прозрачное «обнаженное платье» — вечернее платье из шелкового суфле, обильно расшитое бисером, создававшее иллюзию прозрачности — созданное Жаном Луи , привлекло широкую огласку. [56] с ней подписали контракт на выступление в Café de Paris Эта помолвка оказалась настолько успешной, что в следующем году в Лондоне; ее контракты в Лас-Вегасе также были продлены. [57]

Дитрих наняла Берта Бахараха в качестве своего музыкального аранжировщика, начиная с середины 1950-х годов; вместе они превратили ее выступление в ночном клубе в более амбициозное театральное шоу одной женщины с расширенным репертуаром. [58] В ее репертуаре были песни из ее фильмов, а также популярные песни того времени. Аранжировки Бахараха помогли замаскировать ограниченный вокальный диапазон Дитрих — она была контральто. [59] — и позволил ей исполнять свои песни с максимальным драматическим эффектом; [58] вместе они записали четыре альбома и несколько синглов в период с 1957 по 1964 год. [60] В телеинтервью в 1971 году она выразила благодарность Бахараху за то, что он «вдохновил» ее на выступления в те годы. [61]

Затем Бахарах почувствовал, что ему нужно полностью посвятить свое время написанию песен. Но она также стала полагаться на него в своих выступлениях и написала о его уходе в своих мемуарах:

С того рокового дня я работал как робот, пытаясь вернуть прекрасную женщину, которую он помог сделать из меня. Мне даже удавалось это усилие в течение многих лет, потому что я всегда думал о нем, всегда тосковал по нему, всегда искал его за кулисами и всегда боролся с жалостью к себе... Он стал для меня настолько незаменим, что без него Я больше не получал особого удовольствия от пения. Когда он ушел от меня, мне захотелось все бросить. Я потерял своего директора, свою поддержку, своего учителя, своего маэстро. [62]

Первую часть своего шоу она часто исполняла в одном из своих облегающих платьев и пальто из лебяжьего пуха , а во второй половине выступления переодевалась в цилиндр и фрак. [63] Это позволило ей петь песни, обычно связанные с певцами-мужчинами, такие как « One for My Baby » и « I've Grown Acustomed to Her Face ». [58]

«Она… превосходит свой материал», — считает Петр Богданович . «Будь то взбалмошная старая мелодия типа « Я не могу дать тебе ничего, кроме любви, детка »… сентиментальная немецкая песня о любви «Das Lied ist Aus» или французская « La Vie en Rose », она одалживает каждую вид аристократки, но она никогда не покровительствует... Народная песня «Иди из моего окна» никогда не исполнялась с такой страстью, и в ее руках « Куда делись все цветы » не просто еще одна ? антивоенный плач, но трагическое обвинение против всех нас». [64]

Фрэнсис Уиндем на концерте предложил более критическую оценку феномена Дитриха. В 1964 году он писал: «То, что она делает, не является ни трудным, ни занимательным, но тот факт, что она вообще это делает, вызывает у зрителей изумление... Чтобы сделать фокусник, нужны двое: ловкость рук иллюзиониста и желание марионетки К этим необходимым элементам (своей технической компетентности и сентиментальности аудитории) Марлен Дитрих добавляет третий — таинственную силу своей веры в собственное волшебство. ее." [65]

Она использует моделирующее фигуру нижнее белье, нехирургическую временную подтяжку лица (лентой), [66] профессиональный макияж и парики, [67] в сочетании с тщательным сценическим освещением, [57] помог сохранить гламурный имидж Дитрих, когда она стала старше.

Марлен Дитрих, 1960 год.
Дитрих в Иерусалиме во время гастролей по Израилю, 1960 год.
Продолжительность: 9 минут 49 секунд.
Марлен Дитрих рассказывает о своей карьере в кино и кабаре в интервью, записанном в Париже в 1959 году.

Возвращение Дитрих в Западную Германию в 1960 году для концертного тура было встречено неоднозначно - несмотря на постоянно негативную реакцию в прессе, громкие протесты немцев, которые считали, что она предала свою родину, и две угрозы о взрыве бомбы, ее выступление привлекло огромную толпу. Во время ее выступления в берлинском театре «Титания Паласт» протестующие скандировали «Марлен, иди домой!» [68] С другой стороны, Дитриха тепло приветствовали другие немцы, в том числе мэр Берлина Вилли Брандт , который, как и Дитрих, был противником нацистов, живших в изгнании во время их правления. [68] Тур был артистическим триумфом, но финансовым провалом. [68] Она была эмоционально истощена враждебностью, с которой столкнулась, и ушла, убежденная, что никогда больше не приедет. Восточная Германия приняла ее хорошо. Однако [69] Примерно в то же время она также совершила тур по Израилю, который был хорошо принят; во время своих концертов она пела несколько песен на немецком языке, в том числе с 1962 года немецкую версию Пита Сигера антивоенного гимна « Куда ушли все цветы », тем самым нарушив неофициальное табу на использование немецкого языка в Израиле . [67] Она станет первой женщиной и немкой, получившей израильский медальон за доблесть в 1965 году «в знак признания ее мужественной принципиальности и последовательной дружбы с еврейским народом». Концертный альбом «Дитрих в Лондоне » был записан во время ее выступления в Королевском театре в 1964 году . [70]

Она дважды выступала на Бродвее (в 1967 и 1968 годах) и получила специальную премию «Тони» в 1968 году. В ноябре 1972 года в Лондоне были сняты «I Wish You Love» , версия бродвейского шоу Дитриха под названием « Вечер с Марлен Дитрих ». [71] За сотрудничество ей заплатили 250 000 долларов, но она осталась недовольна результатом. Шоу транслировалось в Великобритании на BBC и в США на CBS в январе 1973 года. [72]

Дитрих продолжал работать с плотным графиком выступлений до сентября 1975 года. [73] Когда Клайв Хиршхорн спросил ее, почему она продолжает выступать, она ответила: «Вы думаете, это гламурно? Что это прекрасная жизнь и что я делаю это ради своего здоровья? Ну, это не так. Это тяжелая работа. кто бы работал, если бы им не пришлось?» [74]

В 60-70 лет здоровье Дитрих ухудшилось: она пережила рак шейки матки . в 1965 году [75] и страдала от плохого кровообращения в ногах. [67] Дитрих становился все более зависимым от обезболивающих и алкоголя. [67] Падение со сцены на музыкальной ярмарке Shady Grove в Мэриленде в 1973 году повредило ее левое бедро, что потребовало пересадки кожи, чтобы рана зажила. [76] В августе 1974 года она сломала правую ногу. [77]

Парижские годы

[ редактировать ]

Карьера Дитрих в шоу-бизнесе во многом завершилась 29 сентября 1975 года, когда она упала на сцене и сломала бедренную кость во время выступления в Сиднее , Австралия. [78] В следующем году ее муж Рудольф Зибер умер от рака 24 июня 1976 года. [79] Последним появлением Дитрих на камеру было краткое появление в фильме «Просто жиголо» (1978) с Дэвидом Боуи в главной роли и режиссером Дэвидом Хеммингсом , в котором она исполнила заглавную песню.

Надгробие Дитриха в Берлине. Надпись гласит: « Hier steh ich an den Marken meiner Tage » (буквально: «Здесь я стою у пограничных камней моих дней»), строка из сонета « Abschied vom Leben » («Прощание с жизнью») Теодора . Кёрнер .

Дитрих удалилась в свою квартиру на авеню Монтень, 12 в Париже . Последние 13 лет своей жизни она провела в основном прикованной к постели, позволяя лишь немногим избранным, включая семью и сотрудников, войти в квартиру. В это время она много писала письма и звонила по телефону. Ее автобиография Nehmt nur mein Leben Возьми только мою жизнь ») была опубликована в 1979 году. [80]

В 1982 году Дитрих согласилась участвовать в документальном фильме о своей жизни «Марлен» (1984), но отказалась от съемок. Режиссеру фильма Максимилиану Шеллу разрешили только записать ее голос. Шелл использовал свои интервью с ней как основу для фильма, основанного на коллаже из видеоклипов из ее карьеры. Фильм выиграл несколько европейских кинопремий и был номинирован на премию Оскар за лучший документальный фильм в 1984 году. Newsweek назвал его «уникальным фильмом, возможно, самым захватывающим и впечатляющим документальным фильмом, когда-либо снятым о великой кинозвезде». [81]

В 1988 году Дитрих записал устные вступления к песням для ностальгического альбома Удо Линденберга . [82]

В интервью немецкому журналу Der Spiegel в ноябре 2005 года дочь и внук Дитриха сказали, что Дитрих в эти годы был политически активен. [83] Она поддерживала контакты по телефону с мировыми лидерами, в том числе с Рональдом Рейганом , Михаилом Горбачевым и Маргарет Тэтчер , и ее ежемесячный счет составлял более 3000 долларов США. В 1990 году ее призыв спасти студию Babelsberg Studios от закрытия транслировался по радио BBC . она говорила по телевидению по телефону по случаю падения Берлинской стены В прошлом году . Также весной 1990 года она выступила на радиостанции французских вооруженных сил, обращаясь к своим соотечественникам-берлинцам в Германии, о своем последнем на тот момент разговоре с президентом Франции Миттераном относительно его обещания ей, что Берлин станет столицей объединенной Германии позже - в тот момент. со временем это весьма привлекательное, но неофициальное заявление президента Франции.

Смерть и имущество

[ редактировать ]
Дитрих и Роберт В. Сервис на съемках фильма «Спойлеры» (1942), в котором они поделились короткой сценой (при этом Сервис не указан как юконский поэт, созданный по образцу самого себя)

6 мая 1992 года Дитрих умерла от почечной недостаточности в своей квартире в Париже в возрасте 90 лет. Ее похороны представляли собой заупокойную мессу, проведенную в римско-католической церкви Ла-Мадлен в Париже 14 мая 1992 года. [84] На панихиде Дитриха присутствовало около 1500 скорбящих в самой церкви, в том числе послы Германии, России, США, Великобритании и других стран, а еще тысячи - снаружи. Ее закрытый гроб, задрапированный французским флагом, покоился под алтарем и был украшен простым букетом белых полевых цветов и роз от президента Франции Франсуа Миттерана . Три медали, в том числе Почетный легион Франции и Медаль Свободы США, были выставлены у подножия гроба в военном стиле на церемонии, символизирующей чувство долга, которое Дитрих воплотила в своей карьере актрисы и в своей личной борьбе с Нацизм. Исполняющий обязанности священник заметил: «Все знали ее жизнь как артистки кино и песни, и все знали ее трудную позицию... Она жила как солдат и хотела бы быть похороненной как солдат». [85] [86] По совпадению, ее фотография была использована в плакате Каннского кинофестиваля в том году, который был расклеен по всему Парижу. [87]

В своем завещании Дитрих выразила желание быть похороненной на родине, в Берлине, рядом со своей семьей. Ее тело было доставлено туда самолетом для исполнения ее желания 16 мая 1992 года. [88] Ее гроб был задрапирован американским флагом, что соответствовало ее статусу американки. Когда ее гроб путешествовал по Берлину, прохожие бросали на него цветы - достойная дань уважения, потому что Дитрих любила цветы, и даже сохраняла цветы, брошенные ей в конце ее выступлений, для использования в последующих выступлениях. Дитрих была похоронена в Städtischer Friedhof III в Шенеберге, недалеко от могилы ее матери Жозефины фон Лош и рядом с домом, где она родилась. [85]

24 октября 1993 года основная часть поместья Дитриха (к которому американские учреждения не проявили интереса) была продана Stiftung Deutsche Kinemathek, где она стала ядром выставки в Музее кино в Берлине . В коллекцию вошли: более 3000 предметов текстиля 1920-1990-х годов, в том числе костюмы для кино и сцены, а также более тысячи предметов из личного гардероба Дитрих; 15 000 фотографий сэра Сесила Битона , Хорста П. Хорста , Джорджа Харрелла , лорда Сноудона и Эдварда Стейхена ; 300 000 страниц документов, включая переписку с Бертом Бакараком, Юлом Бриннером , Морисом Шевалье , Ноэлем Кауардом , Жаном Габеном , Эрнестом Хемингуэем , Карлом Лагерфельдом , Нэнси и Рональдом Рейганом , Эрихом Марией Ремарком , Йозефом фон Штернбергом, Орсоном Уэллсом и Билли Уайлдером; а также другие предметы, такие как постеры к фильмам и звукозаписи. [89] Коллекция Марлен Дитрих была продана наследниками Дитрих Stiftung Deutsche Kinemathek за 5 миллионов долларов США. [90]

Содержимое квартиры Дитрих на Манхэттене, а также другие личные вещи, такие как украшения и предметы одежды, было продано на публичном аукционе Sotheby's в Лос-Анджелесе в ноябре 1997 года. Ее бывшая квартира, расположенная на Парк-авеню, 993, была продана в 1998 году за 615 000 долларов. [91]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Дитрих в Курхаусе Схевенингена в 1963 году.

Профессиональный имидж Дитрих тщательно создавался и поддерживался, в то время как ее личная жизнь по большей части была скрыта от общественности. Она свободно говорила на немецком, английском и французском языках. Дитрих, который был бисексуалом , наслаждался процветающими гей-барами и дрэг-балами в Берлине 1920-х годов. [92] [93] Бары включали Mali und Igel, которым руководила Эльза Конрад . [94] Она также бросила вызов традиционным гендерным ролям, занимаясь боксом в боксерской студии турецкого тренера и боксера Сабри Махира в Берлине, которая открылась для женщин в конце 1920-х годов.В мае 1923 года Дитрих вышла замуж за помощника режиссера Рудольфа Зибера, который позже стал помощником режиссера в Paramount Pictures во Франции, отвечая за дубляж на иностранном языке. Их единственный ребенок, Мария Рива , родилась в Берлине 13 декабря 1924 года. Позже Рива стала актрисой, в основном работая на телевидении. Когда в 1948 году Мария родила сына ( Джона , впоследствии известного художника-постановщика), Дитрих окрестили «самой гламурной бабушкой в ​​мире». После смерти Дитрих Рива опубликовала откровенную биографию своей матери под названием «Марлен Дитрих» (1992). В нем Дитрих показан как холодный манипулятивный нарцисс, который относился к Риве скорее как к помощнику или продолжению себя, чем к дочери. [95]

Дитрих и Рудольф Зибер в день свадьбы, 17 мая 1923 года.

На протяжении всей своей карьеры у Дитрих было множество романов, некоторые из которых были кратковременными, некоторые длились десятилетия, часто совпадали и почти все были известны ее мужу, которому она имела обыкновение передавать интимные письма от своих любовников, иногда с резкими комментариями. [96] Когда Дитрих приехала в Голливуд и снимала фильм «Марокко» (1930), у нее был роман с Гэри Купером , хотя у него был еще один роман с мексиканской актрисой Лупе Велес . [97] Велес однажды сказал: «Если бы у меня была возможность сделать это, я бы вырвал глаза Марлен Дитрих». [98] Другой ее роман был с актером Джоном Гилбертом , известным своей профессиональной и личной связью с Гретой Гарбо . Безвременная смерть Гилберта была одним из самых болезненных событий в ее жизни. [99] У Дитриха также был короткий роман с Дугласом Фэрбенксом-младшим , хотя он был женат на Джоан Кроуфорд . в то время [100] Во время съемок фильма «Дестри снова скачет » у Дитриха закрутился роман с коллегой по фильму Джеймсом Стюартом , который закончился после прекращения съемок. По словам сценариста и режиссера Питера Богдановича , Марлен Дитрих сказала ему во время полета самолета, что она забеременела в результате романа, но сделала тайный аборт, не сказав об этом Стюарт. [101] В 1938 году Дитрих познакомилась и завязала отношения с писателем Эрихом Марией Ремарком , а в 1941 году — с французским актёром Жаном Габеном . Вероятно, он был любовью всей ее жизни, но отношения закончились в 1948 году, поскольку она хотела, чтобы они жили в Нью-Йорке, а Габен не хотел покидать Францию. [102]

В Париже у Дитриха был роман с Сюзанной Боле, известной как Фреде , тренером и хозяйкой кабаре, с которой она познакомилась в 1936 году в женском ночном клубе Monocle на бульваре Эдгар-Кине в Париже. Две женщины оставались друзьями до 1970-х годов, о чем свидетельствует переписка, хранящаяся в архивах Марлен Дитрих в Берлине. В начале 1930-х годов у Дитриха также был роман с американской писательницей кубинского происхождения Мерседес де Акоста , которая утверждала, что также является любовницей Греты Гарбо. Швейный круг — фраза, которую использовал Дитрих. [103] описать андеграундных, закрытых киноактрис-лесбиянок и бисексуалов и их отношения в Голливуде. В предполагаемом «Швейном кружке Марлен». [104] упоминаются еще несколько имен других близких друзей, таких как Энн Уорнер (жена Джека Л. Уорнера , одного из владельцев студий Warner), Лили Дамита (старая подруга Марлен из Берлина и жена Эррола Флинна ) , Клодетт Кольбер [105] и Долорес дель Рио (которую Дитрих считал самой красивой женщиной Голливуда). [106] [107] Французская певица Эдит Пиаф также была одной из ближайших подруг Дитрих во время ее пребывания в Париже в 1950-х годах: Дитрих была почетной матроной Пиаф на ее свадьбе с Жаком Пильсом в 1952 году; ходили слухи о чем-то большем, чем просто дружба между ними. [108] [109]

Когда Дитрих было за 50, у нее были отношения с актером Юлом Бриннером , которые длились более десяти лет. Любовная жизнь Дитрих продолжалась до тех пор, пока ей не исполнилось 70 лет. Среди ее любовников был Эррол Флинн , [110] Джордж Бернард Шоу , Джон Ф. Кеннеди , Джо Кеннеди , [111] Майкл Тодд , Майкл Уайлдинг , Джон Уэйн , Кирк Дуглас и Фрэнк Синатра . [112] Дитрих содержала мужа и его любовницу сначала в Европе, а затем на ранчо в долине Сан-Фернандо , недалеко от Голливуда. [113] Дитрих выросла в немецкой лютеранской традиции христианства, но она отказалась от нее из-за своего подросткового опыта во время Первой мировой войны, после того как услышала, как проповедники с обеих сторон взывали к Богу как к своей поддержке. «Я потерял веру во время войны и не могу поверить, что они все находятся там, летают или сидят за столами, все те, кого я потерял». [114] Цитируя Гете в своей автобиографии, она написала: «Если Бог создал этот мир, ему следует пересмотреть свой план». [115]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Дитрих поддержал Роберта Ф. Кеннеди в президентскую кампанию 1968 году. [116]

Наследие

[ редактировать ]

Дитрих была иконой для модельеров и звезд экрана. Эдит Хэд отметила, что Дитрих разбирается в моде больше, чем любая другая актриса. Марлен Дитрих отдавала предпочтение Диору. В интервью The Observer в 1960 году она сказала: «Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин. Если бы я одевалась для себя, я бы вообще не заморачивалась. Одежда мне надоело, я бы носил джинсы . Я обожаю их. Я покупаю их в общественном магазине — мужские, конечно, я не могу носить женские брюки. Но я одеваюсь по профессии. [117] В 2017 году Сваровски заказала платье в стиле ар-деко стоимостью 60 000 долларов в стиле ее знаменитого «обнаженного платья» берлинской компании модных технологий ElektroCouture в честь Дитрих через 25 лет после ее смерти. Он содержит 2000 кристаллов и 150 светодиодных фонарей. [118] Владелица ElektroCouture Лиза Ланг рассказала, что платье было вдохновлено электрическими схемами и перепиской, которая имела место между актрисой и модельером Жаном Луи в 1958 году: «Она хотела платье, которое светится, она хотела иметь возможность управлять им сама со сцены и она знала, что могла бы умереть от удара электрическим током, если бы это когда-либо произошло». Платье, созданное компанией Ланга, было показано в французско-немецкой телекомпании Arte документальном фильме Das letzte Kleid der Marlene Dietrich ( « Последнее платье Марлен Дитрих » ). [119]

Ее публичный имидж включал открытое игнорирование сексуальных норм, и она была известна своими андрогинными ролями в кино и бисексуальностью. [120]

Значительный объем академической литературы, особенно начиная с 1975 года, анализирует образ Дитриха, созданный киноиндустрией, в различных теоретических рамках, в том числе в рамках психоанализа. Акцент делается, в частности, на «фетишистской» манипуляции женским образом. [121]

Мемориальная доска на доме, где она родилась в Берлине.

была открыта мемориальная доска В 1992 году на Леберштрассе 65 в Берлине-Шёнеберге , месте рождения Дитриха, . Почтовая марка с ее портретом была выпущена в Германии 14 августа 1997 года.

В ее честь был назван астероид главного пояса 1010 Марлен , открытый немецким астрономом Карлом Рейнмутом в Гейдельбергской обсерватории в 1923 году. [122]

Для некоторых немцев Дитрих оставался противоречивой фигурой, поскольку встал на сторону союзников во время Второй мировой войны. В 1996 году после некоторых дебатов было решено не называть в ее честь улицу в Берлине-Шёнеберге, где она родилась. [123] центральная площадь Марлен-Дитрих-Плац Однако 8 ноября 1997 года в Берлине в ее честь была открыта . На памятнике написано: Берлинская мировая звезда кино и шансона. Преданность свободе и демократии Берлину и Германии («Берлинская мировая звезда кино и песни. Преданность свободе и демократии Берлину и Германии»).

Дитрих стал почетным гражданином Берлина 16 мая 2002 года.В переводе с немецкого на ее мемориальной доске написано:

Мемориальная доска в Берлине


«Куда делись все цветы»
Марлен Дитрих
27 декабря 1901 г. - 6 мая 1992 г.
Актриса и певица
Она была одной из немногих немецких актрис, достигших международного значения.
Несмотря на заманчивые предложения нацистского режима, она эмигрировала в США и стала американской гражданкой.
В 2002 году город Берлин посмертно удостоил ее звания почетного гражданина.

«Я, слава богу, берлинец».

Финансируется GASAG Берлинской газовой корпорацией .

Правительство США наградило Дитрих Медалью Свободы за ее военную деятельность. По словам Дитрих, это была честь, которой она гордилась больше всего в своей жизни. Они также наградили ее медалью Operation Entertainment. Французское правительство сделало ее кавалером (позже повышенным до командора ) Почетного легиона и командором Ордена искусств и литературы . Среди других ее наград - Медальон Почета Государства Израиль, награда Американского фонда моды и Кавалер Ордена Леопольда (Бельгия). [124]

Дитрих упоминается в ряде популярных песен 20-го века, в том числе » Роджерса и Харта в « Самой красивой девушке в мире (1935), » Питера Сарстедта « Куда ты идешь, моя любимая? (1969), Сюзанны Веги «Марлен на стене» Питера Мерфи (1985), «Любимое стихотворение Марлен Дитрих» Мадонны (1989) и « Vogue » (1990). Она вдохновила на создание песни «Blue Heaven» из Public Service Broadcasting 2021 года альбома Bright Magic , а Black Midi в альбоме 2021 года Cavalcade содержится песня «Марлен Дитрих». [125]

немецкий биографический фильм «Марлен В 2000 году вышел ». Режиссером биографического фильма выступил Йозеф Вильсмайер , а роль исполнила Катя Флинт . Дитрих [126]

27 декабря 2017 года ей подарили дудл Google к 116-летию со дня ее рождения. [127] Этот рисунок был создан американской художницей-драконисткой Сашей Велор , которая считает Дитрих своим большим источником вдохновения из-за ее «гендерно-изменяющей» моды и политических взглядов. [128] Саша сыграла Марлен во время ее участия в реалити-шоу RuPaul's Drag Race .

14 мая 2020 года она появилась на обложке Entertainment Weekly, посвященной ЛГБТК- знаменитостям. [129]

В 2023 году известный художник Уильям Кентридж включил рисунок Дитриха в свою персональную музейную выставку в The Broad в Лос-Анджелесе . [130]

Работает

[ редактировать ]

Фильмография

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]

Примечательные выступления включают в себя:

  • Lux Radio Theater : Легионер и дама с Кларком Гейблом (1 августа 1936 г.)
  • Lux Radio Theater: Desire с Гербертом Маршаллом (22 июля 1937 г.)
  • Lux Radio Theater: Песня песен с Дугласом Фэрбенксом-младшим (20 декабря 1937 г.)
  • Час погони и Сэнборна с Эдгаром Бергеном и Доном Амече (2 июня 1938 г.)
  • Lux Radio Theater: Manpower с Эдвардом Робинсоном и Джорджем Рафтом (15 марта 1942 г.)
  • Театр Guild Screen Guild : Питтсбург с Джоном Уэйном (12 апреля 1943 г.)
  • Театральная гильдия в эфире : Гранд-отель с Рэем Милландом (24 марта 1948 г.)
  • Первая студия : Арабеска (29 июня 1948 г.)
  • Театральная гильдия в эфире: Письмо с Уолтером Пидженом (3 октября 1948 г.)
  • Радиотеатр Форда : мадам Бовари с Клодом Рейнсом (8 октября 1948 г.)
  • Театр режиссера экрана : Зарубежный роман с Розалиндой Рассел и Джоном Лундом (5 марта 1949 г.)
  • MGM Театр воздуха : Анна Каренина (9 декабря 1949 г.) [131]
  • Воздушный театр MGM: Камилла (6 июня 1950 г.)
  • Lux Radio Theater: В небе нет шоссе с Джеймсом Стюартом (21 апреля 1952 г.)
  • Театр режиссера: зарубежный роман с Люсиль Болл и Джоном Лундом (1 марта 1951 г.)
  • Большое шоу с Таллулой Бэнкхед в главной роли (2 октября 1951 г.)
  • Разговор Марлен Дитрих с Дж. У. Ламбертом и Карлом Уайлдманом, записанный после ее сезона в Королевском театре в Лондоне, радио BBC, 12 августа 1965 года (более короткая версия была показана в эфире 2 апреля).
  • «Ребенок » с Годфри Кентоном, радиоспектакль Ширли Дженкинс, спродюсированный Ричардом Имисоном для BBC 18 августа 1965 года.
  • Призыв Дитриха спасти студию Бабельсберг транслировался по радио BBC.

Дитрих несколько раз появлялся в передачах радиослужбы вооруженных сил , таких как «Час армии» и «Командное выступление» В годы войны . В 1952 году у нее был собственный сериал на американском канале ABC под названием « Кафе Стамбул» . В 1953–54 годах она снялась в 38 эпизодах сериала « Время любви» на канале CBS (дебют которого состоялся 15 января 1953 года). [132] В 1958 году она записала 94 коротких вставки «Дитрих беседует о любви и жизни» для NBC Monitor .Во время своих концертных туров Дитрих дала множество интервью на радио по всему миру. В 1960 году ее шоу в Тушинском театре в Амстердаме транслировалось в прямом эфире по голландскому радио. ее выступление в 1962 году на Олимпии Также транслировалось в Париже.

  • Desert Island Discs , Дитрих попросил выбрать восемь записей, трансляция в понедельник, 4 января 1965 г.
  • Дитрих, Марлен (1962). Азбука Марлен Дитрих . Даблдэй.
  • Дитрих, Марлен (1979). Просто возьми мою жизнь: размышления (на немецком языке). Гольдман. ISBN  978-3-442-06327-7 .
  • Дитрих, Марлен (1989). Марлен . Сальватор Аттанасио (переводчик). Гроув Пресс. ISBN  978-0-8021-1117-3 .
  • Дитрих, Марлен (1990). Некоторые факты о себе . Хельнвайн, Готфрид [Концепция и фотографии]. Издание Канц. ISBN  978-3-89322-226-1 .
  • Дитрих, Марлен (2005). Ночные мысли . Рива, Мария [Под редакцией]. К. Бертельсманн. ISBN  978-3-570-00874-4 .

Живопись/Рисунок

[ редактировать ]
  • 1941: Макс Эрнст закончил картину Марлен с чертами ее лица. маслом [133]
[ редактировать ]
  • Ханнес Штер написал пьесу «Марлен» в Голливуде . [134] который он поставил в 2023 году с Театром Линденхоф в Бурладингене - Мельхингене , Швабский Альб. Премьера состоялась там в мае 2023 года. [135] Спектакль был поддержан Немецкой киноматекой и посвящен времени, проведенному Дитрихом в Голливуде. [136]
  • Мюзикл о ее жизни под названием «Марлен » дебютировал в лондонском Вест-Энде в 1997 году. Эта постановка была перенесена на Бродвей в 1999 году. В обеих постановках Дитрих сыграла Сиан Филлипс , которая была номинирована на премию «Тони» и премию Оливье за ​​лучший фильм. Актриса мюзикла за роль Дитриха. [137]
  • Уолт Дисней черпал визуальное вдохновение у Дитриха для создания черт лица Злой Королевы. Другое вдохновение пришло от Джоан Кроуфорд и Греты Гарбо.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ «Марлен Дитрих станет гражданкой США» . Пейнсвиллский телеграф . 6 марта 1937 года.
  2. ^ «Гражданин скоро» . Телеграфный вестник . 10 марта 1939 года.
  3. ^ «Изъять багаж Марлен Дитрих» . Лоуренс Журнал-Мир . 14 июня 1939 года.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Согласно биографии Дитрих, написанной ее дочерью Марией Ривой ( Riva 1993 ), родилась как Мария Магдалена, а не Мария Магдалина; однако в биографии Дитрих, написанной Шарлоттой Чендлер, в качестве имени при рождении упоминается «Мария Магдалина» ( Чендлер 2011 , стр. 12).
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флинт, Питер Б. (7 мая 1992 г.). «Умерла Марлен Дитрих, 90 лет, символ гламура» . Нью-Йорк Таймс .
  6. ^ «Марлен Дитрих – величайшая гей-икона» Музей кино, Лондон» . Музей кино, Лондон . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 5 января 2018 г.
  7. ^ «50 величайших легенд американского экрана по версии AFI» . Американский институт кино . Проверено 30 августа 2014 г.
  8. ^ «FamilySearch.org» . предки.familysearch.org . Проверено 20 мая 2023 г.
  9. ^ «Луи Эрих Отто Дитрих 1867–1908 – Ancestry®» . www.ancestry.com . Проверено 21 мая 2023 г.
  10. ^ Бах 2011 , с. 19.
  11. ^ «Марлен Дитрих (немецко-американская актриса и певица)» . Наша странная история . 9 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
  12. ^ Зоннеборн, Лиз (14 мая 2014 г.). От А до Я американских женщин в исполнительском искусстве . Информационная база. ISBN  978-1-4381-0790-5 .
  13. ^ Бах 1992 , с. 20.
  14. ^ Бах 1992 , с. 26.
  15. ^ Бах 1992 , с. 32.
  16. ^ Бах 1992 , с. 39.
  17. ^ Бах 1992 , с. 42.
  18. ^ Бах 1992 , с. 44.
  19. ^ Бах 1992 , с. 49.
  20. ^ Бах 1992 , с. 491.
  21. ^ Бах 2011 , с. 62.
  22. ^ Бах 1992 , с. 65.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бах 1992 , с. 480.
  24. ^ Бах 1992 , с. 482.
  25. ^ Бах 1992 , с. 483.
  26. ^ Бах 1992 , с. 488.
  27. ^ «Корабль пропавших людей» . Амазонка . Проверено 17 мая 2013 г.
  28. ^ Саррис, 1966. с. 28
  29. ^ «100-летие студии Бабельсберг» . www.studiobabelsberg.com . Проверено 6 мая 2018 г.
  30. ^ «Кинопортал: Голубой ангел» . www.filmportal.de . Проверено 6 мая 2018 г.
  31. ^ «Экс-Марлен Дитрих, многократная победительница лучших выставок Rolls-Royce Phantom 1930 года» . Бонэмс. Архивировано из оригинала 23 февраля 2019 года . Проверено 18 апреля 2015 г.
  32. ^ См., например, Томсон (1975) , с. 587: «Руководить им было непросто. Многие актеры, особенно [Эмиль] Дженнингс и Уильям Пауэлл, бурно отреагировали на него. Дитрих обожал его и доверял ему...»
  33. ^ Блок, Алекс Бен; Уилсон, Люси Отри (30 марта 2010 г.). Блокбастер Джорджа Лукаса: обзор вневременных фильмов по десятилетиям, включая нераскрытые секреты их финансового и культурного успеха . Это Книги . стр. 164–165. ISBN  978-0-06-196345-2 .
  34. ^ См., например, Томсон (1975) .Запись о Дитрихе: «С ним [фон Штернбергом] Дитрих создал семь шедевров [т. е. «Голубой ангел» в Германии и шесть в Голливуде), фильмы, которые до сих пор являются потрясающе современными, не имеющими аналогов в своем чувстве искусственности, наполненном эмоциями и эмоциями. которые визуально сочетают в себе декаданс и строгость, нежность и жестокость, веселость и отчаяние».
  35. ^ См., например, записи о Дитрихе и Штернберге в Thomson (1975) .
  36. ^ Найтингейл, Бенедикт (1 февраля 1979 г.). «После совместного создания девяти фильмов Хепберн может практически руководить Кьюкором; Хепберн помогает Кьюкору снимать фильм «Кукуруза зелена» » . Нью-Йорк Таймс .
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пятно 1992 года .
  38. ^ Бах 1992 , стр. 210–211.
  39. ^ «Как Джоан Кроуфорд дважды пережила кассовый яд!» . 29 июля 2015 г.
  40. ^ Хелм, Тоби (24 июня 2000 г.). «Кинозвезде стало стыдно за ссылку Бельзена» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зудендорф, Вернер.
  42. ^ «Спасибо, солдат» . MarleneDietrich.org . 2000. Архивировано из оригинала 25 сентября 2011 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
  43. ^ «Рейкхейт – центр региональной истории» . www.rijckheyt.nl (на голландском языке).
  44. ^ «Солдат с любовью вспоминает Марлен Дитрих» . Сестра Целлулоид . 27 декабря 2014 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Оглянувшись назад... Марлен Дитрих: Пение ради дела» . Центральное разведывательное управление. 23 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 20 марта 2010 г.
  46. ^ Макинтош 1998 , с. 58.
  47. ^ Макинтош 1998 , с. 59.
  48. ^ Марлен Дитрих: Ее собственная песня . Документальный фильм ТКМ. 2001.
  49. ^ Хелм, Тоби (24 июня 2000 г.). «Кинозвезде стало стыдно за ссылку Бельзена» . Телеграф . Проверено 28 мая 2017 г.
  50. ^ «Мисс Дитрих получит медаль» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 18 ноября 1947 года.
  51. ^ «Марлен Дитрих: Биография» . Кто есть кто - Народный лексикон (на немецком языке). www.whoswho.de . Проверено 5 января 2013 г. Кавалер Почетного легиона и офицер Почетного легиона
  52. ^ Бах 1992 , с. 462.
  53. ^ «Нью-Йорк Таймс: Черный Лис: Взлет и падение Адольфа Гитлера» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2011. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 8 ноября 2008 г.
  54. ^ «Netflix сохранит работу парижского театра в Нью-Йорке» . Голливудский репортер . 25 ноября 2019 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
  55. ^ Бах 1992 , с. 369.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бах 1992 , с. 368.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бах 1992 , с. 371.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бах 1992 , с. 395.
  59. ^ Карпентер, Кэсси (9 августа 2011 г.). «Уголок Кэсси: 10 лучших острот Марлен Дитрих» . Лос-Анджелес Слаш . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года.
  60. ^ О'Коннор 1991 , с. 154.
  61. ^ "Интервью Марлен Дитрих в Копенгагене, 1971 год" на YouTube , полуторачасовое видео.
  62. ^ Дитрих, Марлен. Марлен , Grove Press (1989) электронная книга
  63. ^ Бах 1992 , с. 394.
  64. ^ Морли 1978 , с. 69.
  65. ^ О'Коннор 1991 , с. 133.
  66. ^ «Как одна ночь в Монреале изменила жизнь Марлен Дитрих» . Монреальский вестник . 2 мая 2012 г.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бах 1992 , с. 406.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бах 1992 , с. 401.
  69. ^ Чеснофф, Ричард З. (7 марта 1966 г.). «Откровенный портрет Марлен Дитрих» . Монреальский вестник .
  70. ^ Бах 1992 , с. 526.
  71. ^ « Желаю вам полюбить график производства» . Коллекция Марлен Дитрих, Берлин . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 11 октября 2008 г.
  72. ^ Робертс, Пол Г. Иконы стиля, том 4, сирены . Трансляция индустрии моды, 2015 с. 39.
  73. ^ «Сетлисты концертов Марлен Дитрих» . setlist.fm . Проверено 12 июля 2018 г.
  74. ^ «Марлен Дитрих» . IMDB . Проверено 12 июля 2018 г.
  75. ^ Бах 1992 , с. 416.
  76. ^ Бах 1992 , с. 436.
  77. ^ Бах 1992 , с. 437.
  78. ^ «Действие следует за названием песни». Толедо Блейд . Огайо. 7 ноября 1973 г. с. 37.
  79. ^ Восс, Джоан. «Марлен Дитрих» . Старшая связь . Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2015 г.
  80. ^ Просто забери мою жизнь...: Размышления / Марлен Дитрих . Бертельсманн. 1979. ISBN  978-3-570-02311-2 . Проверено 11 октября 2016 г. - из онлайн-каталога Библиотеки Конгресса.
  81. ^ « Марлен » . Атлас Интернешнл . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
  82. ^ Бах 1992 , с. 528.
  83. ^ «Небо было зеленым, когда она это сказала» . Зеркало (на немецком языке). 13 ноября 2005 г.
  84. ^ «Я отказался от веры в Бога». Аллен Смит, Уоррен (2002). Знаменитости в аду: Путеводитель по голливудским атеистам, агностикам, скептикам, свободомыслящим и многим другим . Barricade Books Inc. с. 130. ИСБН  978-1-56980-214-4 .
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Некролог Марии Магдалины «Марлен» Дитрих» . Новостной журнал «Вестник» . Проверено 9 июня 2013 г.
  86. ^ «Похороны Марлен Дитрих» . Ассошиэйтед Пресс Изображения . Проверено 2 декабря 2012 г.
  87. ^ «15 самых вдохновляющих плакатов Каннского кинофестиваля» . 22 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2013 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
  88. ^ «Некролог Марлен Магдалины Дитрих» . Новостной журнал «Вестник» . Проверено 9 июня 2013 г.
  89. ^ «Марлен Дитрих: Берлин» . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 18 мая 2007 г.
  90. ^ Рейф, Рита (15 сентября 1993 г.). «Берлин покупает коллекцию памятных вещей Дитриха» . Нью-Йорк Таймс .
  91. ^ Суонсон, Карл (5 апреля 1998 г.). «Последние сделки на рынке недвижимости» . Нью-Йоркский обозреватель . Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года.
  92. ^ Бурк, Эми (29 мая 2007 г.). «Бисексуальная сторона шоу Дитрих» . Розовые новости . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 3 января 2009 г.
  93. ^ Кеннисон, Ребекка (2002). «Одежда делает (женщину) мужчину: Марлен Дитрих и «Двойное сопротивление» ». Журнал лесбийских исследований . 6 (2): 147–156. дои : 10.1300/J155v06n02_19 . ПМИД   24807670 . S2CID   27704118 .
  94. ^ Красс, Андреас; Слуховский, Моше; Йонай, Юваль (31 декабря 2021 г.). Странная еврейская жизнь между Центральной Европой и Подмандатной Палестиной: биографии и географии . расшифровка Верлаг. ISBN  978-3-8394-5332-2 .
  95. ^ Рива, Рива (2017). Марлен Дитрих: Жизнь . Нью-Йорк: Пегус. ISBN  978-1-68177-502-9 .
  96. ^ Рива 1994 , с. 344.
  97. ^ «История в кино: Актеры: Гэри Купер» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года.
  98. ^ «Марлен Дитрих». Журнал Vanidades из Мексики . 46 (12): 141. 2006. ISSN   1665-7519 .
  99. ^ Бах 1992 , стр. 207, 211.
  100. ^ Бах 1992 , с. 223.
  101. ^ Рива 1994 , стр. 456, 500.
  102. ^ «Марлен Дитрих и Жан Габен – необычная пара влюбленных» . В архиве . Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года.
  103. ^ Фриман, Дэвид (7 января 2001 г.). «Шкаф Голливуда: обозреватель светской хроники раскрывает некоторые секреты о кинокумирах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2011 г.
  104. ^ Мэдсен, Аксель (2002). Швейный кружок: ведущие дамы Сафо . Нью-Йорк: Кенсингтонские книги. п. 3. ISBN  978-0-7582-0101-0 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2024 года.
  105. ^ Мозер, Маргарет (2011). Кинозвезды делают самые глупые вещи . Макмиллан. п. 73. ИСБН  978-1-4299-7837-8 .
  106. ^ Бах 1992 , с. 240.
  107. ^ Рива 1994 , стр. 489, 675.
  108. ^ Бах 1992 , стр. 316, 380.
  109. ^ Карли Мага (17 сентября 2019 г.). «Эдит Пиаф, «такими женщинами сейчас все пытаются быть» » . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 18 сентября 2019 года . Проверено 12 декабря 2019 г. Последняя особенно присутствовала на свадьбе Пиаф с певцом Жаком Пильсом в 1952 году, но отношения женщин начались в 1940-х годах, когда Пиаф впервые попыталась проникнуть в американские развлечения, а Дитрих взяла, так сказать, воробья под свое крыло.
  110. ^ МакНалти, Томас (2004). Эррол Флинн: Жизнь и карьера . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-1750-6 .
  111. ^ «Это случилось в отеле дю Кап» . Ярмарка тщеславия. Март 2009 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
  112. ^ Рива 1994 , пасс .
  113. ^ Рива 1994 , с. 612 .
  114. ^ Бах 2011 .
  115. ^ Ньюджент, Майкл (15 сентября 2010 г.). «Общество мертвых атеистов» . Michaelnugent.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
  116. ^ «Вот что сделал РФК в Калифорнии в 1968 году» . 10 января 2008 г.
  117. ^ «Из архива Observer, 6 марта 1960 года: секреты гардероба Марлен Дитрих» . Хранитель . 4 марта 2012 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
  118. ^ Ноулз, Китти (1 мая 2018 г.). «ElektroCouture: Внутри Дома моды за светящимся платьем Swarovski стоимостью 60 000 долларов» . Форбс . Проверено 30 января 2019 г.
  119. ^ Тран, Куин (10 апреля 2017 г.). «Техническое видение моды Марлен Дитрих» . Женская одежда на каждый день . Проверено 30 января 2019 г.
  120. ^ Старый 2012 г. , стр. 373.
  121. ^ Вебер, Кэролайн (сентябрь – ноябрь 2007 г.). «Премия Оскар: новый том анализирует Дитриха в зале для семинаров и за его пределами» . Книжный форум .
  122. ^ Шмадель, Лутц Д. (2007). «(1010) Марлен». Словарь названий малых планет . Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 87. дои : 10.1007/978-3-540-29925-7_1011 . ISBN  978-3-540-00238-3 .
  123. ^ «Связь Германии и Голливуда: улица Дитриха» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года.
  124. ^ «Легендарная, прекрасная Марлен» . marlenedierich.org.uk . Архивировано из оригинала 28 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  125. ^ «Black Midi: обзор Cavalcade – причудливый парад прог-джазовой экстремальности» . Хранитель . 28 мая 2021 г.
  126. ^ Рентшлер, Эрик (2007). «Икона между фронтами» . В Шиндлере, Стефан К; Кепник, Лутц Питер (ред.). Космополитический экран: немецкое кино и глобальное воображение, с 1945 года по настоящее время . Издательство Мичиганского университета. п. 207. ИСБН  978-0-472-06966-8 .
  127. ^ «Марлен Дитрих: почему Google сегодня чтит ее» . www.aljazeera.com . Проверено 27 декабря 2017 г.
  128. ^ «116 лет со дня рождения Марлен Дитрих» . Проверено 18 августа 2019 г.
  129. ^ «Гордость навсегда: выпуск EW о ЛГБТК прославляет новых рассказчиков, непреходящих икон и историю Голливуда» . Развлекательный еженедельник . Проверено 14 мая 2020 г.
  130. ^ Амадур (7 декабря 2022 г.). «15 минут с художником-визионером Уильямом Кентриджем» . LAmag — культура, еда, мода, новости и Лос-Анджелес . Проверено 31 декабря 2023 г.
  131. ^ Морс, Леон (22 октября 1949 г.). «Эфирный театр MGM» . Рекламный щит . Проверено 25 декабря 2014 г.
  132. ^ Кирби, Уолтер (11 января 1953 г.). «Лучшие радиопрограммы на неделю» . Ежедневный обзор Декейтера . Ежедневный обзор Декейтера. п. 42 . Проверено 19 июня 2015 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  133. ^ «Макс Эрнст – Марлен» . De.wahooart.com . Проверено 23 августа 2021 г.
  134. ^ Театр Линденхоф (28 июля 2023 г.). «Трейлер МАРЛЕН В ГОЛЛИВУДЕ — Театр Линденхоф» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
  135. ^ «Марлен в Голливуде» .
  136. ^ «Марлен в Голливуде» (PDF) (на немецком языке). Театр Линденхоф . Проверено 28 декабря 2023 г.
  137. ^ [1]

Библиография

Дальнейшее чтение

  • Карр, Ларри (1970). Четыре сказочных лица: эволюция и метаморфоза Суонсона, Гарбо, Кроуфорда и Дитриха . Даблдэй и компания. ISBN  978-0-87000-108-6 .
  • Филлипс, Джеймс (2019). Штернберг и Дитрих: Феноменология зрелища . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-091524-7 .
  • Рива, Дэвид Дж. (2006). Женщина на войне: воспоминания Марлен Дитрих . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  978-0-8143-3249-8 .
  • Уокер, Александр (1984). Дитрих . Харпер и Роу. ISBN  978-0-06-015319-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 352a0233295e00f3e70b71b676d229c6__1721345880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/c6/352a0233295e00f3e70b71b676d229c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marlene Dietrich - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)