Алая Императрица
Алая Императрица | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Йозеф фон Штернберг |
Автор сценария |
|
На основе | Дневник Екатерины Великой |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Берт Гленнон |
Под редакцией |
|
Музыка | |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Дата выпуска |
|
Время работы | 104 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $900,000 [ 1 ] |
«Алая императрица» — американский исторический драматический фильм 1934 года с Марлен Дитрих и Джоном Лоджем в главных ролях о жизни Екатерины Великой . Его поставил и продюсировал Йозеф фон Штернберг по сценарию Элеоноры МакГири, основанному на дневнике Кэтрин в аранжировке Мануэля Комроффа .
Несмотря на существенные исторические вольности, современные критики оценивают фильм положительно. [ 2 ] [ 3 ] «Алая Императрица» особенно примечательна своим внимательным освещением и экспрессионистским художественным оформлением , которое фон Штернберг создал для русского дворца.
В фильме снимались Дитрих в роли Кэтрин при поддержке Лоджа, Сэма Джаффе , Луизы Дрессер и К. Обри Смита . Дочь Дитриха Мария Рива играет Кэтрин в детстве.
Сюжет
[ редактировать ]Принцесса София Фредерика — дочь мелкого восточно-прусского принца. Ее привозит в Россию граф Алексей по повелению императрицы Елизаветы Петровны, чтобы выйти замуж за ее племянника, великого князя Петра . Елизавета переименовывает ее в Екатерину и неоднократно требует, чтобы новая невеста произвела на свет наследника престола мужского пола, что невозможно, поскольку Петр никогда не приближается к ней после их брачной ночи. Он проводит все свое время со своей любовницей, своими игрушечными солдатиками или настоящими солдатами. Алексей безуспешно преследует Екатерину. За ужином он пытается передать Кэтрин записку с просьбой встретиться с ним позже, но Элизабет перехватывает ее. Она предупреждает Екатерину, что Алексей бабник.
Той ночью Элизабет отправляет Кэтрин вниз по секретной лестнице, чтобы открыть дверь любовнику, предупреждая ее, чтобы она не позволяла ему видеть ее. Екатерина видит, что это Алексей, и, потрясенная и разгневанная, выбрасывает в окно подаренную им миниатюру. Она входит в сад, чтобы забрать его, но ее останавливает лейтенант Дмитрий, который впервые несет дежурство. Когда Кэтрин рассказывает ему, кто она, он сначала не верит ей и начинает с ней флиртовать. В конце концов они занимаются сексом. Спустя несколько месяцев вся Россия, за исключением Петра, празднует рождение Екатериной сына. Элизабет берет на себя заботу о мальчике и посылает Кэтрин ожерелье.
У Элизабет ухудшается здоровье. Питер планирует отстранить Кэтрин от суда, возможно, убив ее. Однако Екатерина стала самоуверенной, чувственной и циничной. Она посвятила себя изучению того, как обстоят дела в России, и не желает, чтобы ее опережали. Архимандрит . обеспокоен мыслью о Петре на престоле и предлагает Екатерине свою помощь, но она возражает, говоря, что у нее есть «оружие, гораздо более мощное, чем любая политическая машина», которую он может мобилизовать Хотя нации было приказано глубоко молиться за умирающую Елизавету, Кэтрин играет в жмурки со своими фрейлинами; она осыпает поцелуями собравшихся солдат, когда звонят колокола о кончине Элизабет. Питер насмехается над трупом Элизабет, когда она лежит в государстве, говоря, что теперь его очередь править.
Подзаголовок гласит: «И пока Его Императорское Величество Петр III терроризировал Россию, Екатерина хладнокровно добавила армию в свой список завоеваний». Екатерина осматривает офицеров любимого полка Алексея, выделяя лейтенанта Дмитрия, одолжив одну из наград Алексея, чтобы наградить его за храбрость. Привлекает ее внимание и Орлов, капитан Дмитрия. В тот вечер Кэтрин, которая отказалась видеться с Алексием наедине с тех пор, как впустила его в апартаменты Елизаветы, разрешает ему навестить себя. Когда они остаются одни в ее спальне, она играет с ним, прежде чем отправить его вниз по секретной лестнице, чтобы открыть дверь для ожидающего там мужчины. Он видит капитана Орлова и понимает, что его шанс на отношения с Екатериной упущен.
За обедом архимандрит собирает милостыню для бедных. Екатерина снимает с руки браслеты, Орлов жертвует несколько драгоценных камней, Алексей дает кошелек, полный монет, канцлер добавляет одну монету, а любовница Петра кладет на тарелку кусочек еды. Петр дает архимандриту пощечину, а затем предлагает тост за свою любовницу, но Екатерина отказывается участвовать. Петр называет ее дурой, и она уходит с Орловым. Петр лишает Орлова звания и увольняет его с военной службы на престол. Затем он помещает Кэтрин под домашний арест, скрывая это, публично заявив, что она умирает.
Посреди ночи Орлов пробирается в комнату Екатерины и будит ее. В форме она бежит из дворца со своими верными войсками. Алексей видит, как она уходит, и бормочет: «Выходите Петр Третий, входите Екатерина Вторая». Она скачет сквозь ночь, собирая мужчин на свою сторону. В соборе архимандрит благословляет Екатерину, и она звонит в колокол, сигнализирующий о начале переворота . Питер просыпается и открывает дверь и обнаруживает, что Орлов стоит на страже. Орлов говорит: «Императора нет. Есть только императрица» и убивает его. Екатерина и ее войска поднимаются по лестнице дворца и с грохотом врываются в тронный зал под звуки колокольного звона, сопровождаемые увертюрой 1812 года . Ее правление надежно.
Бросать
[ редактировать ]- Марлен Дитрих в роли принцессы Софи Фридерики Огюст Ангальт-Цербст-Дорнбургской, впоследствии императрицы Екатерины II
- Джон Лодж в роли графа Алексея Разумовского
- Сэм Яффе — великий князь Петр, впоследствии император Петр III
- Louise Dresser as Empress Elizaveta Petrovna
- К. Обри Смит — Кристиан Август, принц Ангальт-Цербстский , отец Екатерины
- Gavin Gordon as Captain Grigory Grigoryevich Orlov
- Олив Телль в роли Джоанны Элизабет Гольштейн-Готторпской , матери Екатерины
- Рутельма Стивенс — Елизавета Воронцова , любовница Петра III
- Дэвисон Кларк — архимандрит Симеон Тодорский / архиепископ
- Erville Alderson as Chancellor Alexey Bestuzhev-Ryumin
- Филип Слиман в роли Жана Армана де Лестока , придворного врача
- Мари Уэллс в роли Мари Чоглокоф, одной из фрейлин Екатерины
- Ганс Генрих фон Твардовский в роли Ивана Шувалова , любовника императрицы Елизаветы.
- Джеральд Филдинг, как лейтенант Дмитрий
- Мария Рива в роли Софии (в детстве)
Роль Яффе была его первой в художественном фильме.
Производство
[ редактировать ]Режиссер Йозеф фон Штернберг назвал «Алую императрицу » «безжалостным экскурсом в стиль». [ 4 ] и историческая точность в фильме принесена в жертву его стилю. [ 5 ] Чтобы показать Россию отсталой, анахроничной и нуждающейся в реформах, императорский двор был расположен в Кремле в Москве , а не в Санкт-Петербурге , который был более европейским городом. [ 6 ] Королевские дворцы в фильме показаны деревянными и полными религиозных скульптур, но отдельно стоящая религиозная скульптура не является частью православной традиции. Пит Бабуш из Швейцарии создал сотни похожих на горгулий скульптур мужских фигур, «плачущих, кричащих или страдающих от страдания», которые «выстилают коридоры, украшают королевские троны и даже появляются на сервировочных блюдах». [ 7 ] В результате получилось «самое экстремальное из всех кинематографических изображений России». [ 6 ] По словам кинокритика Робина Вуда :
Гиперреалистичная атмосфера кошмара с горгульями, гротескными фигурами, корчившимися в агонии, огромными дверями, которые нужно закрыть или открыть полдюжине женщин, темными пространствами и зловещими тенями, созданными мерцанием бесчисленных свечей, скелетом, управляющим королевский свадебный банкетный стол. [ 8 ]
«Алая императрица» была одним из последних массовых голливудских фильмов, вышедших на экраны до того, как Кодекс Хейса стал строго соблюдаться. Ближе к началу фильма наставник юной Софии читает ей о Петре Великом , Иване Грозном и других безжалостных царях, представляя откровенный монтаж пыток и казней, включающий несколько коротких кадров женщин с обнаженной грудью.
Прием
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в дополнении: Обзоры периодов. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2022 г. ) |
В 1998 году Джонатан Розенбаум из Chicago Reader включил этот фильм в свой нерейтинговый список лучших американских фильмов, не вошедших в топ-100 AFI . [ 9 ]
Леонард Малтин дает картине три звезды из четырех: «Фон Штернберг рассказывает эту историю… в уникально витиеватой манере, с потрясающим освещением, операторской работой и зажигательной русской музыкой. Это визуальная оргия, резко неровная, но кинематографически захватывающая». [ 10 ]
В обзоре фильма для Criterion Collection в 2001 году киновед Робин Вуд поместил его в контекст сотрудничества Штернберга и Дитриха:
Объединяющая тема всех фильмов фон Штернберга и Дитриха может быть выражена в виде вопроса: как женщина и какой ценой утверждает себя в мире, в котором доминируют мужчины? Каждый фильм предлагает несколько иной ответ (но не очень обнадеживающий), постепенно развивающийся до крайнего пессимизма и горечи «Алой Императрицы» и достигающий своего апофеоза в их последней совместной работе «Дьявол — женщина» . Это привело к (сегодняшнему необычайному) неправильному прочтению фильмов (начиная с «Голубого ангела ») как «фильмов о женщине, которая уничтожает мужчин». Действительно, можно утверждать, что только с приходом радикального феминизма фильмы (особенно два последних) стали понятными. [ 11 ]
В 2006 году The New York Times Дэйв рецензент Кер описал фильм с его «метафизической трактовкой» темы как явно превосходящий современный фильм «Восхождение Екатерины Великой» (1934), режиссером которого выступил Пол Чиннер , а продюсером - Александр Корда . [ 12 ]
В 2008 году The Guardian Алекс рецензент исторических фильмов фон Тунзельманн считает фильм «колоритной» развлекательной ценностью (оценка «B»), но дискредитирует его историческую глубину и точность (оценка «D-»), давая фильму историческая достоверность только для создания «смутно точного впечатления» об отношениях Екатерины с Петром, отвергая все остальное как результат фантазий и увлечений режиссера. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кассовые сборы / бизнес Алой Императрицы (1934) на IMDB
- ^ Роджер Эберт, Алой Императрицы Обзор , 16 января 2005 г.
- ↑ Дерек Малкольм, Йозеф фон Штернберг: Алая Императрица , 25 мая 2000 г., The Guardian .
- ^ Йозеф фон Штернберг. Веселье в китайской прачечной . Меркурий Хаус, 1988. С. 265.
- ^ Чарльз Сильвер. Марлен Дитрих . Pyramid Publications, 1974. С. 51.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Стефан; Лоренц, Крис; Мелман, Билли (21 августа 2012 г.). Популяризация национального прошлого: с 1800 года по настоящее время . Рутледж . ISBN 9781136592881 . Проверено 21 октября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Леонард, Сюзанна; Таскер, Ивонн (20 ноября 2014 г.). Пятьдесят голливудских режиссеров . Рутледж. ISBN 9781317593935 . Проверено 21 октября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Робин Вуд. «Алая Императрица» . Онлайн-синематека «Критерий Коллекция».
- ^ Розенбаум, Джонатан (25 июня 1998 г.). «Списокомания: или как я перестала волноваться и полюбила американские фильмы» . Чикагский читатель . Архивировано из оригинала 13 апреля 2020 года.
- ^ «Алая Императрица (1934) — Обзор — TCM.com» . Классические фильмы Тернера . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Вуд, Робин. «Алая Императрица» . Коллекция критериев . Проверено 10 мая 2020 г.
- ↑ Дэйв Кер , «Исторические фильмы Александра Корды до сих пор держат зеркало забавного дома», 6 мая 2009 г., New York Times , получено 20 февраля 2020 г.
- ^ фон Тунзельманн, Алекс «История катушки: Алая императрица (1934) ... На этой неделе: крестьяне на железных девах и конская эротика в биографическом фильме о Екатерине Великой», 14 июля 2008 г., The Guardian , получено 20 февраля 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1934 года
- Драматические фильмы 1934 года
- Американские фильмы 1930-х годов
- Биографические драматические фильмы 1930-х годов
- Англоязычные фильмы 1930-х годов
- Исторические драмы 1930-х годов
- Американские биографические драматические фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские исторические драмы
- Культурные изображения Петра III России
- Фильмы о Екатерине Великой
- Фильмы Йозефа фон Штернберга
- Фильмы по дневникам
- Фильмы, действие которых происходит в XVIII веке.
- Фильмы, действие которых происходит в Германии
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Фильмы Paramount Pictures
- Фильмы, написанные У. Франке Харлингом
- Фильмы, написанные Джоном Лейпольдом