Клодетт Кольбер
Клодетт Кольбер | |
---|---|
![]() Рекламное фото к фильму «Вводящая в заблуждение леди» в 1932 году. | |
Рожденный | Эмили Шушоэн 13 сентября 1903 г. Сен-Манде , Франция |
Умер | 30 июля 1996 г. Спейтстаун , Барбадос | ( 92 года
Место отдыха | Церковное кладбище Годингс-Бэй, Спейтстаун, Сент-Питер, Барбадос 13 ° 14'28 "с.ш. 59 ° 38'32" з.д. / 13,241235 ° с.ш. 59,642320 ° з.д. |
Национальность | Американский |
Другие имена | Лили Клодетт Шошоэн |
Образование | Средняя школа Вашингтона Ирвинга |
Альма-матер | Лига студентов-художников Нью-Йорка |
Занятие | Актриса |
Годы активности | 1924–1987 |
Известный | Это случилось однажды ночью Клеопатра История Палм-Бич С тех пор, как ты ушел |
Политическая партия | республиканец |
Супруги | |
Награды | См. ниже |
Эмили Шушоэн [1] ( Французский: [ʃoʃwɛ̃] ; 13 сентября 1903 — 30 июля 1996), профессионально известная как Клодетт Кольбер ( / k oʊ l ˈ b ɛər / kohl- BAIR , [2] Французский: [kɔlbɛʁ] ) — американская актриса. Кольбер начала свою карьеру в бродвейских постановках в конце 1920-х годов и перешла к кино с появлением говорящих картинок . Первоначально заключив контракт с Paramount Pictures , Кольбер стала одной из немногих крупных актрис того периода, которые работали внештатно, независимо от студийной системы.
Со своим среднеатлантическим акцентом , [3] остроумные диалоги, аристократическая манера поведения и чутье [4] В легкой комедии и эмоциональной драме универсальность Кольбер привела к тому, что она стала одной из самых популярных звезд 1930-х и 1940-х годов. [5] [2] Всего Кольбер снялся более чем в 60 фильмах. Среди ее частых партнеров по фильму были Фред МакМюррей в семи фильмах (1935–1949) и Фредрик Марч в четырех фильмах (1930–1933).
Она выиграла премию Оскар за лучшую женскую роль в фильме « Это случилось однажды ночью » (1934) и за свою карьеру получила еще две номинации на премию Оскар. Среди других известных фильмов Кольбера - «Клеопатра» (1934), «История Палм-Бич» (1942) и «С тех пор, как ты ушел» (1944).
К середине 1950-х годов Кольбер перешла от кино к телевидению и работе на сцене, получив номинацию на премию Тони за фильм «Брак в кругу» в 1959 году. В начале 1960-х ее карьера пошла на убыль. В конце 1970-х годов она вернулась в театр. Кольбер получила премию Сары Сиддонс за свою театральную работу в Чикаго в 1980 году. Появление Кольбер на телевидении в фильме «Две миссис Гренвилл» (1987) принесло ей премию «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» .
В 1999 году Американский институт киноискусства назвал Кольбер 12-й величайшей звездой классического голливудского кино.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эмили «Лили» Шошоэн родилась в 1903 году в Сен-Манде , Франция. [6] Жанне ( урожденной Лоу , родом из Британских Нормандских островов ) и Жоржу Шошуану. [2] [7] [1]
Хотя ее окрестили «Эмили», ее назвали «Лили» в честь , родившейся в Джерси актрисы Лилли Лэнгтри . [8] и потому что с семьей жила незамужняя тетя с таким же именем - приемный ребенок ее бабушки по материнской линии, Эмили Лоу. [8] Брат Кольбера, Чарльз Шошоэн, также родился в бейливике Джерси . Жанна занималась различными профессиями. В то время как Жорж потерял зрение на правый глаз и был владельцем сети кондитерских и кондитерских , а также был крупным акционером чернильной фабрики, терпящей неудачи в бизнесе. [9] Бабушка Кольбера, Мари Лоу, уже была в США, а зять Джорджа Чарльз Лоу уже жил в Нью-Йорке. Мари была готова помочь Жоржу финансово, но также посоветовала ему попытать счастья в США. [8]

Чтобы найти больше возможностей для трудоустройства, Кольбер и ее семья, включая Мари и Эмили Лоу, эмигрировали на Манхэттен в 1906 году. [7] [10]
Они жили в лифте на пятом этаже на 53-й улице . Кольбер заявила, что до 18 лет она всегда поднималась по этой лестнице. [11] Ее родители официально изменили ее официальное имя на Лили Клодетт Шошоэн. [4] Жорж работал мелким чиновником (должность в иностранном отделе) в Первом национальном городском банке . [9] и семья была натурализована в 1912 году. Прежде чем Кольбер поступила в государственную школу, она быстро выучила британский английский у Мари, [12] и вырос двуязычным, говорящим на английском и французском языках. [5] [13] Она надеялась стать художницей с тех пор, как взяла в руки свой первый карандаш. Ее брат был призван в 1917 году рядовым первого класса . После Первой мировой войны он учился в Школе военной аэронавтики Корнелльского университета . Ее мать была поклонницей оперной музыки, а тетя работала портнихой. [8]
Кольбер учился в средней школе Вашингтона Ирвинга , которая была известна своей сильной программой по искусству. Ее учитель речи, Элис Ростеттер, посоветовала ей пройти прослушивание в пьесе, написанной Ростеттером. В 1921 году Кольбер дебютировала на сцене в Провинстаунском театре в возрожденных постановках оперы Ростеттера «Вуаль вдовы» и «Арии да Капо» Эдны Сент-Винсент Миллей в возрасте 17 лет. [4] Однако ее интересы по-прежнему склонялись к живописи, дизайну одежды и коммерческому искусству. [11]
Намереваясь стать модельером, она поступила в Лигу студентов-художников Нью-Йорка , где оплатила свое художественное образование, работая в магазине одежды. После посещения вечеринки с писательницей Энн Моррисон Кольберу предложили небольшую роль в пьесе Моррисона. [14] и появился на сцене Бродвея в небольшой роли в «Дикие Весткотты» (1923). Еще со школы она носила имя Клодетт вместо Лили; к своему сценическому псевдониму она добавила девичью фамилию своей бабушки по отцовской линии, Кольбер. [5] [15] Ее отец умер в 1925 году. [4] ее бабушка умерла в Нью-Йорке в середине 1930-х годов в возрасте 88 лет. [16]
Карьера
[ редактировать ]Начало, 1924–1927 гг.
[ редактировать ]Когда в 1924 году в Чикаго, Вашингтоне, Бостоне и Коннектикуте прошла череда в основном недолговечных шоу, которые позволили ей получить опыт работы в разных жанрах, актер Лесли Ховард встретила Кольбер, впечатленную ее способностью говорить как со Среднеатлантическим, так и с британским языком. акцентов, связалась с продюсером Элом Вудсом, чтобы тот пригласил ее в фильм Фредерика Лонсдейла « Фальшивка ее заменила Фрида Инескорт . », но еще до премьеры [17] [3] Подписав пятилетний контракт с Вудсом, Кольбер играла роли инженю на Бродвее с 1925 по 1929 год. В этот период ей не нравилось, когда ее изображали французской горничной. [18] К 1925 году она добилась успеха в комедии «Поцелуй в такси» , в которой за два месяца было показано 103 спектакля. [19] Колумнисты воспевали ее нетрадиционную красоту и ее способность восхищать публику. [20] Кольбер снова получила признание как карнавальная заклинательница змей в бродвейской постановке «Баркер» (1927), и она повторила эту роль в лондонском Вест-Энде . [21] Ее заметил театральный продюсер Лиланд Хейворд , который предложил ей роль героини в немом фильме «Из любви к Майку» (1927). Теперь считается потерянным , [22] фильм не имел кассовых сборов. [2] [23]
Ранние фильмы, 1928–1934 гг.
[ редактировать ]
В 1928 году Кольбер подписал контракт с Paramount Pictures . [4] Существовал спрос на актеров театра, которые могли бы вести диалог в новых «звуковых фильмах», а элегантность и музыкальный голос Кольбер были одними из ее лучших качеств. [2] Ее характерные высокие скулы Красавица обратила на себя внимание в «Дыре в стене» (1929), но поначалу ей не нравилась игра в кино. [14] Ее первые фильмы были сняты в Нью-Йорке. Во время съемок «Леди лжет» (также 1929 г.) она также каждый вечер появлялась в спектакле « Увидеть Неаполь и умереть» . «Леди ложь» имела кассовый успех. [2] В этот период многие кинокритики писали, что у нее есть потенциал стать следующей большой звездой экрана. [20] В 1930 году она снялась вместе с Морисом Шевалье в фильме «Большой пруд» , который был снят на английском и французском языках для выпуска на соответствующих рынках, что было обычным явлением в раннюю эпоху звука. Со своим первым мужем Норманом Фостером она снялась в фильме « Молодой человек с Манхэттена» (1930), за который он получил негативные отзывы как один из самых слабых ее исполнителей главных ролей. [13]
Она снялась вместе с Фредриком Марчем в фильме «Непредумышленное убийство» (1930), снова получившем признание критиков. [24] за ее исполнение роли женщины, обвиненной в непредумышленном убийстве в автомобиле . [25] Она снова была в паре с Марчем в «Честь среди любовников» (1931). популярном в то время фильме [26] Она также снялась в фильме «Таинственный мистер Паркс» (1931), франкоязычной версии « Слегка алого» для европейского рынка, хотя после американской жизни французский язык Кольбера приобрел оттенок английского акцента. Его также показали в США. Она пела и играла на фортепиано и скрипке в Эрнста Любича мюзикле «Улыбающийся лейтенант» (1931), который был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм . Фильм также имел кассовые сборы и успех у критиков. [2] [27] Также Фредрик Марч изначально был выбран на роль ее коллеги по фильму «Его женщина» (1931), но его заменил Гэри Купер . [28]

Карьера Кольбер получила дальнейшее развитие, когда она сыграла второстепенную роль роковой женщины Поппеи в Сесила Б. Демилля исторической эпопее «Крестное знамение» (1932) вместе с Фредриком Марчем и Чарльзом Лотоном . В одной из самых запоминающихся сцен ее кинокарьеры она купается обнаженной в мраморном бассейне, наполненном ослиным молоком . [29] [30] Этот фильм стал самой кассовой картиной года в США. [31]
В 1933 году Кольбер пересмотрела свой контракт с Paramount, чтобы позволить ей сниматься в фильмах других студий. Новаторский эксцентричный комедийный фильм [32] «Треугольная луна» достигла 9-го места в премии Национального совета по обзору в 1933 году. [33] Ее музыкальный голос, контральто , который в сносках указан как тренированный Бингом Кросби , также был показан в фильме «Певец-факел» (1933). [34] в главных ролях с Рикардо Кортесом и Дэвидом Мэннерсом . Частично благодаря этому она заняла 13-е место по кассовым сборам за год. [35] [36] К 1933 году она снялась в 21 фильме, в среднем по четыре в год. Многие из ее ранних фильмов были драматичными, и ее игра вызывала восхищение. [5] Главные роли Кольбер были простыми и разнообразными, что подчеркивало ее универсальность. [18]
Кольбер изначально не хотел появляться в эксцентричной комедии « Это случилось однажды ночью» (1934). Студия согласилась заплатить ей 50 000 долларов за роль и гарантировать, что съемки будут завершены в течение четырех недель, чтобы она могла взять запланированный отпуск. [37] она получила премию Оскар за лучшую женскую роль . За этот фильм [38]
В «Клеопатре» (1934) Кольбер сыграл главную роль вместе с Уорреном Уильямом и Генри Уилкоксоном . Это была вторая по прибылям картина того года в США. [31] [2] [23] После этого Кольбер не хотел, чтобы его изображали откровенно сексуальным, и позже отказался от таких ролей. [39] Ее отдали в аренду Universal Pictures для фильма «Имитация жизни» (1934), что стало еще одним кассовым успехом. [13] [23] [40] Эти три фильма были номинированы на премию Оскар за лучший фильм в следующем году; Кольбер - единственная актриса на сегодняшний день, снявшаяся в трех фильмах, номинированных на лучший фильм в одном и том же году.

Середина карьеры, 1935–1944 гг.
[ редактировать ]Растущий авторитет Кольбера на международном уровне позволил ей пересмотреть свой контракт, что повысило ее зарплату. В 1935 и 1936 годах она занимала шестое и восьмое места в ежегодном опросе Куигли « Десять самых прибыльных звезд ». [41] Она была номинирована на премию Оскар за роль в больничной драме « Частные миры» (1935). [42]
В 1936 году Кольбер подписала новый контракт с Paramount, сделав ее самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. [43] Когда студия продлила ее контракт в 1938 году, она снова стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда с зарплатой в 426 924 доллара. [44] На пике своей популярности в конце 1930-х годов она зарабатывала 150 000 долларов за фильм. [45] В 1937 и 1938 годах она числилась четырнадцатой и шестой (соответственно) самой богатой женщиной в США. [4]
Остаток 1930-х годов Кольбер провел, ловко чередуя романтические комедии и драмы: « Она вышла замуж за своего босса» (1935) с Мелвином Дугласом ; «Позолоченная лилия» (1935) и «Невеста возвращается домой » (1935), оба с Фредом МакМюрреем ; «Под двумя флагами» (1936) с Рональдом Колманом ; Заза (1939) с Гербертом Маршаллом ; и «Это чудесный мир » (1939) с Джеймсом Стюартом .
Кольбер был ростом 5 футов 5 дюймов (165 см). [46] Один обозреватель написал, что Кольбер ставила свою карьеру «превыше всего, за исключением, возможно, брака», и что у нее было четкое представление о том, что для нее лучше, и «глубоко укоренившееся желание быть в форме, быть эффективным и контролировать ситуацию». ". [47] Биограф написал, что Кольбер «своей шикарной манерой помогла определить женственность для своего поколения». [48] Кольбер однажды сказал: «Я знаю, что для меня лучше — в конце концов, я занимаюсь бизнесом Клодетт Кольбер дольше, чем кто-либо». [49] [50]
Кольбер очень внимательно относился к тому, как она выглядела на экране, и считал, что ее лицо трудно осветить и сфотографировать. Она настояла на том, чтобы правая сторона лица находилась подальше от камеры при съемке крупным планом из-за небольшой шишки от сломанного в детстве носа. [51] Иногда это требовало изменения дизайна съемочной площадки. [14] Во время съемок фильма «Товарич» (1937) режиссер Анатоль Литвак В ракурсах камеры она предпочитала играть одну из главных ролей Шарлю Бойеру, поэтому ее очень расстраивало хамское высокомерие и настойчивость. [52]

Гэри Купер был в ужасе от перспективы работы с Кольбером в его первой комедии « Восьмая жена Синей Бороды» (1938), считая Кольбера экспертом в этом жанре. [53]
Полночь (1939) с Доном Амече , режиссер Митчелл Лейзен , сценарий «Билли Уайлдер и Чарльз Брэкетт » был одним из лучших ее комедийных фильмов. [17] Эрнст Любич и Митчелл Лейзен были ее особенно любимыми режиссерами, с которыми она работала. [54]
Кольбер узнала об освещении и кинематографии и отказалась начинать съемки, пока не убедилась, что ее покажут с максимальной выгодой. [55] «Барабаны вдоль ирокеза» (1939) с Генри Фондой был ее первым цветным фильмом и 10-й по прибылям картиной года в Соединенных Штатах. [56] . Однако она не доверяла относительно новому процессу Technicolor и, опасаясь, что у нее не получится хорошо фотографировать, предпочла после этого сниматься в черно-белом режиме. [57]
В это время она начала выступать в CBS популярной радиопрограмме Lux Radio Theater и была услышана в 22 эпизодах в период с 1935 по 1954 год. [58] Она также участвовала в 13 эпизодах радиопередачи The Screen Guild Theater в период с 1939 по 1952 год. [59]
В 1940 году Кольбер предложили семилетний контракт с Paramount Pictures, по которому ей платили бы 200 000 долларов в год; она отклонила предложение, узнав, что в качестве художника-фрилансера может получать 150 000 долларов за фильм. Она получила роли в нескольких престижных фильмах, и этот период ознаменовал пик ее доходов. [43] В роли второго плана Кольбер снялся вместе с Кларком Гейблом и Спенсером Трейси в фильме «Город бум» , выпущенном MGM в 1940 году и ставшем самой кассовой картиной года в США. Однако однажды Кольбер часто говорила, что «Восстань, любовь моя из всех ее фильмов » (1940) был ее любимым. [60] [17] Он получил премию Американской киноакадемии за лучший рассказ .
» Престона Стерджеса Зрелая «История Палм-Бич (1942) с годами была принята в некоторой переоценке как классическая комедийная драма. [61] где она сыграла одну из лучших ролей в своей кинокарьере, [62] в котором фигурировала такая вещь, как красота, говорящая об интеллекте. [63] В 1942 году она снова стала самой высокооплачиваемой звездой индустрии. [2]
Во время съемок фильма «Так гордо мы приветствуем!» (1943), ее партнерша по фильму Полетт Годдар предпочла работать с другой партнершей по фильму Вероникой Лейк , а не с Кольбером; Кольбер чувствовал, что молодая актриса обращалась с ней как со «старушкой». Годдард сказал, что Кольбер «всегда был у меня на виду». Годдард настояла на том, чтобы части сценария были переписаны так, чтобы ее роль была такой же большой, как и у Колберта. [47] Это было необычно для Кольбера, который был известен тем, что поддерживал высокие стандарты профессионализма. [49] [5] Например, в начале своей карьеры в кино она давала советы по актерскому мастерству своим менее опытным коллегам. [64]
Впечатлен ролью Колберта в фильме « Так гордо, мы приветствуем!» предложил ей Дэвид О. Селзник сыграть главную роль в фильме « С тех пор, как ты ушел» (1944). Кольбер изначально не хотела сниматься в роли матери детей-подростков, но в конце концов Селзник убедил ее взять на себя эту роль. [65] Выпущенный в июне 1944 года фильм собрал в прокате США почти 5 миллионов долларов и стал третьей по прибылям картиной года . Один критик похвалил некоторые аспекты фильма, особенно работу Кольбера. [66] Частично благодаря этому она получила номинацию на премию Оскар за лучшую женскую роль. [67]
Во время Второй мировой войны она также работала волонтером в Красном Кресте. [20]
Средние годы, 1945–1961 гг.
[ редактировать ]
В 1945 году Кольбер прекратила сотрудничество с Paramount и продолжила работать внештатно в таких фильмах, как «Гостья жена» (1945) с Доном Амече. она снялась Вместе с Джоном Уэйном в фильме RKO «Без оговорок » (1946), который собрал в США 3 миллиона долларов. Работая над ним, режиссер Мервин Лерой описал Колберт как «интересную» женщину для работы, вспомнив ее привычку не смотреть, куда она идет. и постоянно натыкаюсь на что-нибудь. [68] Кольбер, которую хвалили за ее чувство стиля и моды, на протяжении всей своей карьеры следила за тем, чтобы она была безупречно ухожена и одета. Для мелодрамы «Завтра навсегда» (1946) Жан Луи был нанят, чтобы создать для нее 18 смен гардероба. [69] «Завтра навсегда» и «Тайное сердце» (также 1946) также имели значительный коммерческий успех. [23] Популярность Кольбера в 1947 году привела ее к тому, что она заняла 9-е место в рейтинге Куигли «Десять самых прибыльных звезд ». [41]
Большого успеха она добилась вместе с Фредом МакМюрреем в комедии «Яйцо и я » (1947), которая стала второй по прибылям картиной года , а позже была признана 12-м самым прибыльным американским фильмом 1940-х годов. [70] Саспенс-фильм «Спи, моя любовь» (1948) с Робертом Каммингсом имел скромный коммерческий успех. К 1949 году она все еще занимала 22-е место по кассовым сборам. [71]
Романтическая комедия «Невеста на продажу» (1949), в которой Кольбер сыграл роль любовного треугольника, в который входили Джордж Брент и Роберт Янг , получила хорошие отзывы. [72] Ее игра в фильме о войне на Тихом океане «Трое вернулись домой » (1950) также получила высокую оценку критиков. [2] Однако детективная мелодрама «Тайная ярость» (1950), распространяемая RKO Studios, получила неоднозначные отзывы. [72] В этот период Кольбер не могла работать после 17:00 каждый день из-за предписаний врача. [73] Хотя Кольбер все еще выглядела молодой женщиной, [11] ей было трудно перейти к игре более зрелых персонажей, когда она достигла среднего возраста. [47] Она сказала: «Я очень хорошая комедийная актриса, но я тоже всегда боролась с этим имиджем». [45]
В 1949 году Кольбера попросили сыграть главную роль в фильме « Все о Еве» , поскольку продюсер считал, что она лучше всего отражает стиль, который он представлял для этой роли. Однако Кольбер сильно повредил ей спину, из-за чего незадолго до начала съемок ей пришлось отказаться от картины. Вместо этого на роль была выбрана Бетт Дэвис . В более позднем возрасте Кольбер сказал: «Мне просто никогда не удавалось играть стерв». [45]

В начале 1950-х годов Кольбер отправился в Европу в целях налогообложения. [11] и присоединился к меньшему количеству фильмов. «Жена плантатора» (1952) имела успех на британском рынке. [74] Она сыграла небольшую роль в фильме «Королевские дела в Версале» (1954), ее единственном фильме с французским режиссером ( Саша Гитри ). Кольбера разочаровал режиссерский метод, который был жестким и тяжеловесным. [75] Он был показан в США в 1957 году. [76]
В 1954 году Кольбер отказался от контракта на вещание на миллион долларов с NBC-TV . [11] но заключил договор с CBS-TV на участие в нескольких телеспектаклях . После успешного появления в телевизионной версии « Королевской семьи» (пародия на семью Бэрримор в сериале «Лучшее на Бродвее ») [4] она взяла на себя более 20 телевизионных работ. Она снялась в телеадаптациях « Беззаботного духа» в 1956 году и «Колокола Святой Марии» в 1959 году, а также снялась в качестве приглашенной звезды в сериалах «Роберт Монтгомери представляет» и «Театр 90» .
В 1956 году Кольбер провел 28-ю церемонию вручения премии Оскар .
В 1957 году она получила роль Люси Брэдфорд, жены школьного учителя Джима Брэдфорда ( Джефф Морроу ), в эпизоде «Кровь в пыли» CBS на канале театра Зейна Грея Дика Пауэлла . По сюжету Джим отказывается отступить, когда вооруженный преступник приказывает ему покинуть город, а Люси расстроена, потому что Джим не стрелял из оружия с тех пор, как участвовал в Гражданской войне . [77] В эпизоде сериала 1960 года «Так молода, дикая земля» она сыграла Бет Брейден, которая разочаровывается в своем муже-владельце ранчо Джиме ( Джон Денер ), когда он прибегает к насилию, чтобы защитить их собственность. [78]
В 1958 году она вернулась на Бродвей в фильме «Брак-крутой» , за который была номинирована на премию Тони за лучшую женскую роль .

Она ненадолго вернулась на экран, сыграв второстепенную роль матери Троя Донахью в «Пэрриш» (1961). Это было ее последнее появление на большом экране. Фильм имел коммерческий успех, [79] но Кольберу не уделялось особого внимания, и она приказала своему агенту прекратить любые дальнейшие попытки вызвать интерес к ней как к телеактрисе. [80] Даже в этот период она все еще выглядела моложе своего настоящего возраста. [81]
Более поздняя карьера, 1963–1987 гг.
[ редактировать ]Кольбер успешно выступил на Бродвее в фильме «Неправильный глагол любви» (1963); в «Зимородке» (1978) с Рексом Харрисоном ; и в Фредерика Лонсдейла книге « Разве мы все?» (1985), также с Харрисоном. В интервью она сказала: «Зрители всегда чувствуют себя так, будто рады меня видеть, и я чертовски рада их видеть». [2]
Она появилась в роли второго плана в телевизионном мини-сериале «Две миссис Гренвилл» (1987), который имел успех в рейтингах, за который она выиграла « Золотой глобус» и была номинирована на премию «Эмми» . Ближе к концу жизни она объяснила, почему так и не написала автобиографию: «Я была счастлива, и это не история». [82]
Современные критики отмечают, что Кольбер обладала уникальным набором достоинств — ее лицом в форме сердца, четкими чертами лица, [4] вьющиеся волосы, [2] аристократическая манера, непринужденная игра, немного загадочный и интеллигентный стиль, [83] - это отличает ее от других звезд классического кино 1930-х и 1940-х годов. [49] В своих комедиях она неизменно играла проницательных, самостоятельных женщин; однако, в отличие от многих своих современников, она редко участвовала в физической комедии. Ее персонажами были скорее наблюдатели и комментаторы. [84]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1928 году Кольбер вышла замуж за актера и режиссера Нормана Фостера, с которым она снялась в бродвейском шоу «Баркер» . Их брак оставался тайной многие годы, пока они жили в разных домах. [4]
В Лос-Анджелесе Кольбер делила дом со своей матерью Жанной Шушоэн. [85] но ее властная мать не любила Фостера и, по общему мнению, не пускала его в дом. [86] Кольбер и Фостер развелись в 1935 году в Мексике. [4]

В канун Рождества 1935 года в Юме, штат Аризона , Кольбер вышла замуж за доктора Джоэла Прессмана, который со временем стал профессором и заведующим отделением хирургии головы и шеи Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе . Она подарила Beechcraft Прессману одномоторный самолет . Они купили ранчо в Северной Калифорнии. [11] где Кольбер любил кататься на лошадях [87] и ее муж держали выставочный скот . За это время Кольбер водил Lincoln Continental и Ford Thunderbird . [11] Брак продлился 33 года, до смерти Прессмана от рака печени в 1968 году.
Сообщается, что Жанна завидовала дочери. [11] предпочла компанию своего сына и заставила брата Кольбера Чарльза быть агентом своей сестры. Чарльз использовал фамилию Вендлинг, позаимствованную у бабушки Жанны по отцовской линии Роуз Вендлинг. [8] Некоторое время он работал бизнес-менеджером Кольбера. [7] и ей приписывают заключение некоторых из ее наиболее прибыльных контрактов в конце 1930-х - начале 1940-х годов. [43] [8] В 1942 году он был призван на Вторую мировую войну. Дядя Кольбера Чарльз Лоу умер в 1953 году в Лос-Анджелесе, а ее тетя Эмили Лоу умерла в 1954 году в Нью-Йорке. [88]
Хотя Кольбер практически ушел из кино с середины 1950-х годов, он все еще был достаточно платежеспособен, чтобы вести высококлассный образ жизни. у нее был загородный дом в Палм-Спрингс На выходные . Менеджер по рекламе сказал: «Клодетт была экстравагантна; я никогда, никогда не видел, чтобы она сомневалась в цене чего-либо». В 1963 году Кольбер продала свою резиденцию, спроектированную Ллойдом Райтом, в Холмби-Хиллз (Западный Лос-Анджелес), а они с доктором Прессманом арендовали небольшой дом в Беверли-Хиллз. [11]
В 1958 году она познакомилась с Верной Халл, богатой художницей, фотографом и падчерицей наследницы Sears Roebuck . У них была девятилетняя дружба, которая включала в себя путешествия, интерес к искусству и аренду двух пентхаусов в Нью-Йорке. Когда Кольбер купил дом на Барбадосе в начале 1960-х годов, Халл купил дом по соседству на фоне слухов о том, что их дружба была романтической, которые Кольбер отрицал. [11] Дружба закончилась после ссоры, которая произошла, когда муж Колберта умирал, в котором Халл настаивал, что Прессман покончит с собой не только с ним, но и с Колбертом, вместо того, чтобы умереть в одиночестве. [11] Прессман умер 26 февраля 1968 года. [11]

Кольбер всю жизнь был республиканцем . [89]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В течение многих лет Кольбер делила свое время между своей квартирой на Манхэттене и загородным домом в Спейтстауне , Барбадос . [2] Последний, купленный у британского джентльмена по прозвищу Беллерив, был единственным на острове домом-плантатором, выходящим на пляж. [11] Однако ее постоянным адресом оставался Манхэттен.
Когда в 1970 году умерла мать Кольбера Жанна. [4] и ее брат Чарльз умер в 1971 году во Флориде, ее единственной выжившей родственницей была дочь ее брата Коко Льюис. [45] [90]
Кольбер перенесла серию небольших инсультов за последние три года своей жизни. Она умерла в 1996 году на Барбадосе. [2] где она наняла экономку и двух поваров. Ей было 92 года. Ее останки были перевезены в Нью-Йорк для кремации и похорон. [11]
месса заупокойная на Манхэттене прошла Позже в церкви Святого Винсента Феррера . [91] Ее прах похоронен на церковном кладбище Годингс-Бэй в Спейтстауне, Сент-Питер, Барбадос , рядом с ее матерью и вторым мужем. [11]
У Кольбера никогда не было детей. Большую часть своего состояния, оцениваемого в 3,5 миллиона долларов, включая квартиру на Манхэттене и Бельрив, она оставила давней подруге Хелен О'Хаган, бывшему директору по корпоративным связям Saks Fifth Avenue . Кольбер встретил О'Хаган в 1961 году на съемках своего последнего фильма «Пэрриш ». [92] [93] и они стали лучшими друзьями примерно в 1970 году. [4]
После смерти Прессмана Кольбер посоветовала своим друзьям относиться к О'Хагану так же, как к Прессману, «как к ее супругу». [94] Хотя О'Хаган чувствовал себя финансово комфортно и без щедрого наследства, Беллерив был продан Дэвиду Геффену за более чем 2 миллиона долларов . Завещание Кольбера также оставило 150 000 долларов ее племяннице Коко Льюис; доверие Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе на сумму более 100 000 долларов в память о Прессмане; и 75 000 долларов Мари Корбен, ее домработнице в Баджане. [11]
Награды и почести
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Фильм | Результат | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
1935 | Премия Оскар | Лучшая актриса | Это случилось однажды ночью | Выиграл | [38] |
1936 | Частные миры | номинирован | [42] | ||
1945 | С тех пор, как ты ушел | номинирован | [67] | ||
1959 | Премия Тони | Лучшая актриса | Брак-круг | номинирован | [ нужна ссылка ] |
1960 | Голливудская аллея славы | Звезда на Голливудском бульваре, 6812. | — | Введенный | [95] |
1980 | Премия Сары Сиддонс | Зимородок | Выиграл | [96] | |
1984 | Киносообщество Линкольн-центра | Премия за заслуги перед жизнью | — | Выиграл | [97] |
1985 | Драматический стол | Специальная награда Drama Desk | Разве мы не все | Выиграл | [98] |
1987 | Премия «Эмми» в прайм-тайм | Выдающаяся актриса второго плана | Две миссис Гренвилл | номинирован | [ нужна ссылка ] |
1988 | Премия «Золотой глобус» | Лучшая женская роль второго плана в сериале | Выиграл | [ нужна ссылка ] | |
1989 | Награды Центра Кеннеди | Премия за заслуги перед жизнью | — | Выиграл | [99] |
1990 | Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне | Премия Доностия | — | Выиграл | [100] |
1999 | Американский институт кино | Величайшие звезды-женщины | — | 12-е | [101] |
Избранная фильмография
[ редактировать ]Ниже приводится список художественных фильмов, в которых Кольбер добился самых высоких результатов.
- Дыра в стене (1929)
- Молодой человек с Манхэттена (1930)
- Непредумышленное убийство (1930)
- Честь среди влюбленных (1931)
- Тайны секретаря (1931)
- Мудрый пол (1932)
- Вводящая в заблуждение леди (1932)
- Человек вчерашнего дня (1932)
- Сегодня вечером наш (1933)
- Трехугольная луна (1933)
- Певец с факелом (1933)
- Четыре напуганных человека (1934)
- Это случилось однажды ночью (1934)
- Клеопатра (1934)
- Имитация жизни (1934)
- Позолоченная лилия (1935)
- Частные миры (1935)
- Она вышла замуж за своего босса (1935)
- Невеста возвращается домой (1935)
- Девушка Салема (1937)
- Я встретил его в Париже (1937)
- Tovarich (1937)
- Ребенок (1939)
- Полночь (1939)
- Это чудесный мир (1939)
- Барабаны вдоль ирокеза (1939)
- Встань, любовь моя (1940)
- Жаворонок (1941)
- Помните день (1941)
- История Палм-Бич (1942)
- Нет времени для любви (1943)
- Мы так гордо приветствуем! (1943)
- С тех пор, как ты ушел (1944)
- Практически ваш (1944)
- Гостья жена (1945)
- Завтра навсегда (1946)
- Без оговорок (1946)
- Тайное сердце (1946)
- Яйцо и я (1947)
- Спи, любовь моя (1948)
- Семейный медовый месяц (1949)
- Невеста на продажу (1949)
- Трое вернулись домой (1950)
- Тайная ярость (1950)
- Гром на холме (1951)
- Давайте сделаем это законным (1951)
- Жена плантатора (1952)
- Техасская леди (1955)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Архивы Валь-де-Марна. «Запись о рождении Сен-Манде, 1903-1905 гг., снимок 48/188, свидетельство № 171, Шошоэн Эмили, 14 сентября 1903 г., законное» . archives.valdemarne.fr . Проверено 14 ноября 2023 г.
[…] Свидетельство о рождении Шошоэн Эмили, женщина, родилась 13 сентября в 8 часов утра в доме отца и матери, улица Арман-Каррель № 5. Дочь Жоржа Клода [Шошоэна], 36 лет, повар-кондитер. и Лоу Жанна Мари, его жена, 25 лет, без профессии. […].
Перевод этой цитаты: «[…] Свидетельство о рождении Шошоэн Эмили, женщина, родившаяся 13 сентября в 8 часов утра в доме своего отца и матери, улица Арман-Каррель, № 5. Дочь Жоржа Клода [ Шошоэн], 36 лет, кондитер, и Лоу Жанна Мари, его жена, 25 лет [этот возраст, указанный и записанный здесь, кажется ошибочным, поскольку на самом деле ему 26 лет, поскольку ее мать родилась 27 октября 1876 года], без профессии […] " - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Пейс, Эрик (31 июля 1996 г.). «Клодетт Кольбер, невозмутимая героиня эксцентричных комедий, умерла в 92 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дик, Бернар Ф. Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте . стр. 24–25
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Профиль Клодетт Кольбер» . ТКМ . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Клодетт Кольбер – Краткое изложение Британники» . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ КОЛБЕРТ, Клодетт , Британский институт кино. BFI.org.uk.
- ^ Jump up to: а б с Квирк, «Клодетт Кольбер», с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дик, Бернард Ф. (2008). «Глава 1. Лилия Сен-Манде». Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте . Университетское издательство Миссисипи.
- ^ Jump up to: а б Киноактрисы, том 15 КЛОДЕТ КОЛЬБЕР: Часть 1, Якоб Адриан (6 ноября 2014 г.), Издатель: Publishing Platform, ISBN: 1502930811
- ^ «Национальный памятник острова Эллис: предназначен для славы» . Американская сеть парков . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Идеальная звезда» . Ярмарка тщеславия . Январь 1998 года . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «Умерла легенда Голливуда Клодетт Кольбер» . Лос-Анджелес Таймс . 31 июля 1996 г.
- ^ Jump up to: а б с Шипман, Великие кинозвезды , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б с Хэл Эриксон. «Биография Клодетт Кольбер» . Все руководства по фильмам . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ «Клодетт Кольбер, актриса» . «Таймс округа Бивер» . Ассошиэйтед Пресс. 31 июля 1996 г.
- ^ Дик, Бернард Ф. (2008). «Глава 4». Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте . Университетское издательство Миссисипи.
- ^ Jump up to: а б с Том Вэлланс (1 августа 1996 г.). «Некролог: Клодетт Кольбер» . Независимый . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ян Ричардсон. «Клодетт Кольбер» . Информационный бюллетень о профилях фильмов и премиях – Бессмертная эфемера . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Поцелуй в такси» . ИБДБ . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Клодетт Кольбер, французская леди из Голливуда. Архивировано 14 сентября 2021 г. в Wayback Machine , Netflix, Джеймс Дэвид Патрик, дата доступа = 9 мая 2023 г.
- ^ Бейсингер, Джанин; Одри Э. Купферберг. «Клодетт Кольбер – Фильмы как актриса» . Проверено 3 декабря 2007 г.
- ^ Путеводитель по классическому кино .
- ^ Jump up to: а б с д «Клодетт Кольбер: фильмы» . Окончательный рейтинг фильмов . 29 января 2016 года . Проверено 22 октября 2016 г.
- ^ Квирк, с. 64 со ссылкой на The New York Times .
- ^ Хэл Эриксон. «Непредумышленное убийство» . Все руководства по фильмам . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Квирк, с. 36.
- ^ Квирк, с. 37.
- ^ «Его женщина» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ «Клодетт Кольбер (1903–1996)» . Золотой век Голливуда . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Спрингер, Джон (1978). Тогда у них были лица, от Аннабеллы до Зорины, суперзвезд, звезд и звездочек 1930-х годов . Цитадель Пресс. п. 62. ИСБН 0-8065-0657-1 .
- ^ Jump up to: а б Бирчард, Роберт С. (2004). Голливуд Сесила Б. Демилля . Университетское издательство Кентукки. ISBN 9780813123240 .
- ^ Обзор Three-Corned Moon AllMovie Крейга Батлера, по состоянию на 28 октября 2023 г.
- ^ Трехугольной Луны. Профиль Архивировано 29 сентября 2007 г. на Wayback Machine , nbrmp.org; по состоянию на 4 августа 2015 г.
- ^ Брэдли, Эдвин М. (2016). Невоспетые голливудские мюзиклы золотой эпохи: 50 забытых фильмов и их звезды, 1929–1939 . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9833-8 .
- ^ Шаллерт, Эдвин. «Рейтинги кассовых сборов звезд за прошлый сезон даны: опрос показывает, что искушенные люди быстро падают. Уилл Роджерс возглавляет всех; Ширли Темпл и Кросби стреляют», Los Angeles Times , 9 декабря 1934 г., стр. А1.
- ↑ Motion Picture Herald , 1 декабря 1934 г.; по состоянию на 13 октября 2016 г.
- ^ Хиршнор, Джоэл (1983). Рейтинг кинозвезд домашнего видео, телевидения и кабельного телевидения . Публикации Интернешнл Лимитед. п. 87. ИСБН 0-88176-152-4 .
- ^ Jump up to: а б «Номинанты и победители 7-й церемонии вручения премии Оскар (1935)» . Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ Шанелес, Соль (1974). Создатели фильма . Книги Осьминога. п. 97. ИСБН 0-7064-0387-8 .
- ^ «Ранние годы» . Университет Вирджинии . 2002 . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Киноальманах 2006 года, десять самых прибыльных звезд» . Издательская компания Куигли . Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 18 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Номинанты и победители 8-й премии Оскар (1936)» . Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Шипман, Великие кинозвезды , с. 117.
- ^ История кинозвезды, иллюстрированный путеводитель по 500 самым известным звездам кино мира . Книги Осьминога. 1984. с. 53. ИСБН 0-7064-2092-6 .
- ^ Jump up to: а б с д «Обладательница Оскара Клодетт Кольбер умерла в 92 года» . Дань.com . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ «Биография Клодетт Кольбер» . список.com . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Шипман, Дэвид (1988). Разговор о кино . Пресса Святого Мартина. п. 126. ИСБН 0-312-03403-2 .
- ^ Берг, А. Скотт (1989). Голдвин . Книги Сферы. п. 190. ИСБН 0-7474-0593-Х .
- ^ Jump up to: а б с Андре Соарес (12 августа 2011 г.). «Клодетт Кольбер: Вопросы и ответы, часть 1: «Бизнес Клодетт Кольбер» » . Путеводитель по альтернативным фильмам . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ Легенды Голливуда: Жизнь Клодетт Кольбер . CreateSpace. 2014. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Хелен Дудар, «Клодетт Кольбер наслаждается счастливым звездным прошлым», The New York Times , 27 октября 1991 г., стр. А-1
- ^ Квирк, с. 100-101.
- ^ Нивен, Дэвид (1976). Принесите пустых лошадей . Патнэм. п. 286 . ISBN 0-399-11542-0 .
- ^ Квирк, с. 102, 107.
- ^ Коцилибас-Дэвис и Лой, Мирна (1988). Бытие и Становление . Дональд И. Файн Инк. с. 119. ИСБН 1-55611-101-0 .
- ^ «Чемпионы по прокату фильмов за все время». Разнообразие . 15 октября 1990 г. с. М162 до 166.
- ^ Финны, с. 24.
- ^ «Архив аудиоклассики Радиожурналы: 'Lux Radio Theater' » . Проверено 23 ноября 2007 г.
- ^ «Радиопрограммы Гильдии экрана» . Журналы радиопрограмм – The Digital Deli Online . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Квирк, с. 115.
- ↑ Романтическая комедия 80-летней давности оставляет художников по визуальным эффектам сбитыми с толку тайной одного ключевого кадра. SCREEN RANT, автор РЕЙЧЕЛ УЛАТОВСКИ, опубликовано 11 июня 2023 г., по состоянию на 31 октября 2023 г.
- ↑ The Palm Beach Story Обзор AllMovie Ричарда Гиллиама , по состоянию на 31 октября 2023 г.
- ^ История Палм-Бич: Любовь в теплом климате. Сборник критериев, кинокритик Стефани Захарек, опубликовано 21 января 2015 г., по состоянию на 31 октября 2023 г.
- ^ Квирк, с. 180.
- ^ Хавер, стр. 338–340.
- ^ Хавер, с. 342.
- ^ Jump up to: а б «Номинанты и победители 17-й церемонии вручения премии Оскар (1945)» . Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ Стефани Темз. «Без оговорок (1946)» . ТКМ . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Джуэлл и Харбин, с. 209.
- ^ Финны, с. 216.
- ^ «Кинодом» назвал звезд, зарабатывающих деньги, лучшими по кассовым сборам» . Сидней Морнинг Геральд . Национальная библиотека Австралии. 30 марта 1950 г. с. 12 . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Джуэлл и Харбин, с. 248.
- ^ Андерсон, Кристофер (1997). Роман, который стоит запомнить, Замечательная история любви Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси . Уильям Морроу и Ко. Инк., стр. 191–192 . ISBN 0-688-15311-9 .
- ^ «Филипп увидит премьеру «Жестокого моря»» . Аргус (Мельбурн) . № 33, 225. Виктория, Австралия. 27 февраля 1953 г. с. 16 . Получено 5 сентября 2020 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Квирк, с. 36.
- ^ Босли Кроутер (9 марта 1957 г.). «Экран: «Королевские дела в Версале»; французский импорт нацелен на дворцовое зрелище Гитри, режиссер, звезды в роли Людовика XIV, актерский состав» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Кровь в пыли» в «Театре Зейна Грея» Дика Пауэлла . IMDB . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Так молода, дикая земля в театре Зейна Грея Дика Пауэлла » . tv.com . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ "Самые кассовые сборы всех времен", Variety , 8 января 1964 г., стр. 69.
- ^ Шипман, Великие кинозвезды , с. 119.
- ^ Квирк, «Клодетт Кольбер», с. 181.
- ^ Зоннеборн, Лиз (2002). От А до Я американских женщин в исполнительском искусстве . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 43. ИСБН 978-0-8160-4398-9 .
- ^ Джеймс Роберт Пэриш (1972). Первостепенная красота . Нью-Рошель, штат Нью-Йорк: Арлингтон-хаус. п. 92 . ISBN 9780870001802 .
- ^ Ди Баттиста, Мария (2001). Быстро говорящие дамы . Издательство Йельского университета. п. 210. ИСБН 0-300-09903-7 .
- ^ Андре Соареш (12 августа 2011 г.). «Клодетт Кольбер: Вопросы и ответы, часть 3» . Путеводитель по альтернативным фильмам .
- ^ ДиЛео, Джон (5 октября 2008 г.). «Свет звезды, звезда яркая» . Вашингтон Пост . п. БВ08 . Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ Дик, Бернард Ф. (2008). «Глава 12. Последний киносеанс». Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте. Университетское издательство Миссисипи
- ^ Дик, Бернард Ф. (2008). Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте . Университетское издательство Миссисипи. п. 61.
- ^ Грейнджер, Дерек (2 августа 1996 г.). «Некролог: Клодетт Кольбер» . Независимый . Лондон . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Эми Файн Коллинз (январь 1998 г.). «Идеальная звезда». Ярмарка тщеславия .
- ^ Дик, Бернард Ф. (2008). «Глава 17. Посланник». Клодетт Кольбер: Она ходила в красоте . Университетское издательство Миссисипи.
- ↑ Стефани Харвин, «О'Хаган, легенда Saks», Post and Courier, 23 августа 1996 г.
- ^ «Воля Кольберта обеспечивает давних друзей», Austin American-Statesman , 10 августа 1996 г., стр. Б12
- ^ Манн, Уильям Дж. (2001). За ширмой: как геи и лесбиянки сформировали Голливуд, 1910–1969 гг . Нью-Йорк: Викинг. стр. 81–82 . ISBN 0670030171 .
- ^ «Аллея славы звезд-Клодетт Кольбер» . Голливудская торговая палата. Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ «Лауреаты Общества Сары Сиддонс» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2008 года . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ Робертсон, Нэн. «Киносообщество Линкольн-центра» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ Лауреаты премии Drama Desk Award. Архивировано 20 октября 2006 г., на archive.today.
- ^ «Центр Кеннеди, Биография Клодетт Кольбер» . Архивировано из оригинала 6 января 2008 года . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ «Архив наград, жюри и плакатов» . Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ «100 лет AFI, 100 звезд, величайшие легенды Америки» (PDF) . Американский институт кино . Проверено 18 января 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Финлер, Джоэл В. (1989). Голливудская история: все, что вы всегда хотели знать об американской киноиндустрии, но не знали, где искать . Книги о пирамидах. ISBN 1-85510-009-6 .
- Хавер, Рональд (1980). Голливуд Дэвида О. Селзника . Нью-Йорк: Книги Бонанза. ISBN 0-517-47665-7 .
- Джуэлл, Ричард Б.; Харбин, Вернон (1982). История РКО . Книги Осьминога. ISBN 0-7064-1285-0 .
- Квирк, Лоуренс Дж. (1974). Клодетт Кольбер Иллюстрированная биография . Издательство Корона. ISBN 0-517-55678-2 .
- Шипман, Дэвид (1989). Великие кинозвезды: золотые годы . Лондон/Бостон, Массачусетс: Макдональд/Литтл, Браун. ISBN 0-356-18146-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1903 рождения
- 1996 смертей
- Американские актрисы 20-го века
- Актрисы из Манхэттена
- Американские киноактрисы
- Американские актрисы театра
- Выпускники Лиги студентов-художников Нью-Йорка
- Лауреаты премии Оскар за лучшую женскую роль
- Обладательница Золотого глобуса (телевидение) за лучшую женскую роль второго плана
- Католики из Нью-Йорка (штат)
- Французские эмигранты в США
- Республиканцы Нью-Йорка (штата)
- Paramount Pictures заключила контракт с игроками
- Люди из Манхэттена
- Натурализованные граждане США
- Выпускники средней школы Вашингтона Ирвинга (Нью-Йорк)
- Лауреаты Центра Кеннеди