Билли Уайлдер
Билли Уайлдер | |
---|---|
Рожденный | Сэмюэл Уайлдер 22 июня 1906 г. Суха , Королевство Галиция и Лодомерия , Австро-Венгрия |
Умер | 27 марта 2002 г. | 95 лет) ( 27 марта 2002 г. )
Занятия |
|
Годы активности | 1929–1981 |
Работает | Полный список |
Супруги | |
Дети | 2 |
Родственники | В. Ли Уайлдер (брат) Майлз Уайлдер (племянник) Патрик Кертис (племянник) |
Награды | Полный список |
Билли Уайлдер ( / ˈ w aɪ l d ər / ; Немецкий: [ˈvɪldɐ] ; урожденный Сэмюэл Уайлдер ; 22 июня 1906 — 27 марта 2002) — австрийский кинорежиссер и сценарист. Его карьера в Голливуде длилась пять десятилетий, и он считается одним из самых блестящих и разносторонних режиссеров классического голливудского кино . Он получил семь премий «Оскар» (среди 21 номинации), премию BAFTA , кинофестиваля Каннского «Золотую пальмовую ветвь» и две премии «Золотой глобус» .
Уайлдер стал сценаристом, живя в Берлине. Подъём нацистской партии и антисемитизма в Германии привели к тому, что он переехал в Париж. Затем он переехал в Голливуд в 1934 году и добился большого успеха, когда он, Чарльз Брэкетт и Уолтер Райш написали сценарий для номинированного на премию Оскар фильма «Ниночка» (1939). Уайлдер заработал свою режиссерскую репутацию и получил свою первую номинацию на премию «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм-нуар « Двойная страховка » (1944), основанный на романе Джеймса М. Кейна по сценарию Уайлдера и Рэймонда Чендлера . Уайлдер получил за лучшую режиссуру и лучший сценарий награды «Оскар» за фильм «Потерянные выходные» (1945), который также получил премию «Оскар» за лучший фильм . [1]
В 1950-х годах Уайлдер снял и стал соавтором ряда фильмов, получивших признание критиков, в том числе голливудской драмы « Бульвар Сансет» (1950), за сценарий которой он получил свою вторую премию «Оскар» за сценарий; Туз в рукаве (1951), Шталаг 17 (1953) и Сабрина (1954). [2] В 1957 году Уайлдер снял и стал соавтором трех фильмов: «Дух Сент-Луиса» , «Любовь после полудня» и «Свидетель обвинения» . В этот период Уайлдер также снял Мэрилин Монро в двух фильмах: «Зуд седьмого года» (1955) и «Некоторые любят погорячее» (1959). [3] В 1960 году Уайлдер стал соавтором сценария, режиссером и продюсером получившего признание критиков фильма «Квартира» . Он получил премию Американской киноакадемии Уайлдера за лучший фильм , лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий . [4] Среди других известных фильмов, снятых Уайлдером, - «Раз, два, три» (1961), «Ирма ла Дус» (1963), «Поцелуй меня, глупый» (1964), «Печенье с предсказанием» (1966) и «Аванти!» (1972).
За свою выдающуюся карьеру Уайлдер получил различные награды, в том числе премию AFI Life Achievement Award в 1986 году, награду Центра Кеннеди в 1990 году, Национальную медаль искусств в 1993 году и премию BAFTA Fellowship Award в 1995 году. Он также получил премию Гильдии режиссеров Америки за всю свою жизнь. Премия за достижения, премия «Лавр» за достижения в области сценарного мастерства и премия Гильдии продюсеров Америки за заслуги перед жанром. [5] Семь его фильмов хранятся в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимые».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сэмюэль Вильдер ( идиш : Шмуэль Вильдер Шмуэль Вильдер [6] ) родился 22 июня 1906 года, [7] семье польских евреев в Сухе , [8] небольшой город в Польше, Галиции, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю . Спустя годы в Голливуде он описал это как «Полчаса от Вены. По телеграфу». [9] Его родителями были Евгения ( урожденная Диттлер) и Макс Уайлдер. Его мать описала его как «буйного ребенка»; вдохновленная » Буффало Билла «Шоу Дикого Запада , которое она посмотрела, недолго прожив в Нью-Йорке, она дала ему прозвище «Билли», которое он изменил на «Билли» после переезда в Америку. [10]
Старший брат Уайлдера, У. Ли Уайлдер , также был кинорежиссёром. У его родителей была успешная кондитерская на вокзале Сухи, которая превратилась в сеть железнодорожных кафе. Евгения и Макс Уайлдер не стали уговаривать сына присоединиться к семейному бизнесу. Макс переехал в Краков , чтобы управлять отелем, а затем переехал в Вену и умер, когда Билли было 22 года. [10] После того, как семья переехала в Вену, Уайлдер стал журналистом вместо того, чтобы учиться в Венском университете . В 1926 году лидер джаз-бэнда Пол Уайтман был на гастролях в Вене, где Уайлдер брал у него интервью. [11] Уайтмену настолько понравился молодой Уайлдер, что он взял его с группой в Берлин , где Уайлдер смог завести больше связей в сфере развлечений.
Прежде чем добиться успеха как писатель, он работал танцором в такси в Берлине. [12] [13]
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]После того, как он писал криминальные и спортивные статьи в качестве стрингера для местных газет, ему в конце концов предложили постоянную работу в берлинском таблоиде . Развивая интерес к кино, он начал работать сценаристом. С 1929 по 1933 год он снял двенадцать немецких фильмов. Он сотрудничал с несколькими другими новичками ( Фред Циннеманн и Роберт Сиодмак ) в фильме 1930 года «Люди в воскресенье» . Избегая немецкого экспрессионизма стилей Ф. В. Мурнау и Фрица Ланга , «Люди в воскресенье» считались новаторским примером движения Neue Sachlichkeit или движения «Новая объективность» в немецком кино. Кроме того, этот жанр Strassenfilm («уличный фильм») проложил путь к рождению итальянского неореализма и французской новой волны . [10] Он написал сценарий к экранизации 1931 года романа Эриха Кестнера « Эмиль и сыщики» , а также сценарии к комедии «Человек в поисках своего убийцы» (1931), оперетты «Ее милость приказывает» (1931) и комедии «Блондинка». «Мечта» (1932), все они были созданы на студии Бабельсберг в Потсдаме недалеко от Берлина. [14] В 1932 году Уайлдер сотрудничал с писателем и журналистом Феликсом Зальтеном над сценарием «Скамполо». [15] После прихода к власти Адольфа Гитлера Уайлдер отправился в Париж, где снял свой режиссерский дебют в фильме «Мовез зерно» (1934). Он переехал в Голливуд перед его выпуском. [ нужна ссылка ] Мать, бабушка и отчим Уайлдера стали жертвами Холокоста . На протяжении десятилетий предполагалось, что это произошло в концентрационном лагере Освенцим , но, исследуя польские и израильские архивы, его австрийский биограф Андреас Хуттер обнаружил в 2011 году, что они были убиты в разных местах: его мать, Евгения «Гитла» Зидлискер, в 1943 году в Плашуве. ; его отчим, Бернард «Берл» Зидлискер, в 1942 году в Белжеце ; и его бабушка, Бальбина Бальдингер, умерла в 1943 году в гетто в Новом Тарге . [16]
Приехав в Голливуд в 1934 году, Уайлдер продолжил работу сценаристом. Он стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов в 1939 году, проведя время в Мексике в ожидании правительства после того, как в 1934 году истек срок его шестимесячного удостоверения, и этот эпизод отражен в его книге 1941 года « Сдержи рассвет» . [17] Первым значительным успехом Уайлдера стала «Ниночка» , совместная работа с немецким иммигрантом Эрнстом Любичем . В романтической комедии снялась Грета Гарбо (известная как героиня киномелодрам трагическая ) и получила признание публики и критиков. Подпись «Гарбо смеется!» также повела карьеру Гарбо в новом направлении. Этот фильм ознаменовал первую номинацию Уайлдера на премию Оскар, которую он разделил с соавтором сценария Чарльзом Брэкеттом (хотя их сотрудничество над «Восьмой женой Синей Бороды» и «Полночью» было хорошо встречено). Уайлдер был соавтором многих своих фильмов с Брэкеттом с 1938 по 1950 год. Брэкетт описал процесс их сотрудничества: «Надо было предложить идею, разорвать ее на части и презирать. немного изменилась, как и предполагал Уайлдер. Как только я приспособился к такому способу работы, наша жизнь стала проще». [18] » Уайлдер выпустил «Вслед за «Ниночкой в 1942 году серию кассовых хитов, в том числе «Сдержи рассвет» , «Огненный шар » и свой режиссерский дебютный фильм «Майор и минор» .
1940-е годы
[ редактировать ]Его третий фильм в качестве режиссера, нуар « Двойная страховка в главных ролях » с Фредом МакМюрреем , Барбарой Стэнвик и Эдвардом Робинсоном , имел большой успех. Он был номинирован на семь премий Оскар, включая лучший фильм, режиссер, сценарий и женскую роль; Уайлдер написал его в соавторстве с Рэймондом Чендлером . Этот фильм не только установил традиции жанра нуар (такие как освещение «жалюзи» и закадровый голос), но и стал важной вехой в битве против голливудской цензуры. Основанный на Джеймса М. Кейна романе ее считали неприемлемой для экранизации, , в нем рассказывается о двух любовных треугольниках и убийстве, спланированном ради денег по страховке. Хотя книга пользовалась популярностью среди читающей публики, в соответствии с Кодексом Хейса поскольку супружеская измена занимала центральное место в сюжете.
В 1945 году Департамент психологической войны военного министерства США снял американский документальный фильм режиссера Уайлдера. Фильм, известный как «Мельницы смерти » или «Die Todesmühlen» , был предназначен для немецкой аудитории, чтобы рассказать ей о зверствах, совершаемых нацистским режимом. В немецкой версии Die Todesmühlen Гануш Бургер считается сценаристом и режиссером, а Уайлдер руководил монтажом. Уайлдеру приписывают англоязычную версию.
Два года спустя Уайлдер адаптировал роман Чарльза Р. Джексона « Потерянные выходные» в одноименный фильм . Это был первый крупный американский фильм, в котором серьезно рассматривалась проблема алкоголизма, еще одна сложная тема, предусмотренная Производственным кодексом . В нем рассказывается о писателе-алкоголике ( Рэй Милланд ), выступающем против протестов своей подруги ( Джейн Вайман ). Фильм получил признание критиков после премьеры на Каннском кинофестивале и участия в основном конкурсе, где получил главный приз фестиваля, Золотую пальмовую ветвь и четыре премии «Оскар», в том числе за лучший фильм . Уайлдер получил «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший сценарий , а Милланд — за лучшую мужскую роль . Этот фильм остался одним из трех фильмов, получивших премию Оскар за лучший фильм и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля вместе с Марти и Паразитом .
1950-е годы
[ редактировать ]В 1950 году Уайлдер стал соавтором сценария и режиссером циничной комедии в стиле нуар «Бульвар Сансет» . В нем рассказывается об актрисе немого кино-затворницы ( Глория Суонсон ), которая мечтает о возвращении, питая иллюзии своего величия из ушедшей эпохи. Она сопровождает начинающего сценариста ( Уильям Холден ), который становится ее партнером -жиголо . Этот фильм, получивший признание критиков, стал последним фильмом, в котором Уайлдер сотрудничал с Брэкеттом. Фильм был номинирован на одиннадцать премий Оскар; вместе Уайлдер и Брэкетт получили премию Оскар за лучший оригинальный сценарий .
В 1951 году Уайлдер снял фильм «Туз в дыре» (также известный как «Большой карнавал ») с Кирком Дугласом в главной роли, рассказывающий об использовании СМИ несчастного случая в пещере. Идею поделил по телефону секретарю Уайлдера Виктор Десни . Десни подал в суд на Уайлдера за нарушение подразумеваемого контракта в деле об авторских правах в Калифорнии Уайлдер против Десни , в конечном итоге получив компенсацию в размере 14 350 долларов. [19] [20] Несмотря на критический и коммерческий провал в то время, его репутация с годами выросла. В следующем году Уайлдер объявил о планах снять и продюсировать киноверсию Софокла трагедии «Царь Эдип» , адаптированную для экрана Уолтером Райшем . Фильм планировали снимать на натуре в Греции в цвете Technicolor . [21] но в производство он так и не пошел.
Впоследствии Уайлдер поставил три адаптации бродвейских пьес, военную драму «Шталага 17» , за которую Уильям Холден получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, романтическую комедию «Сабрина» , за которую Одри Хепберн была номинирована на лучшую женскую роль, и романтическую комедию «Зуд седьмого года» , в которой культовый образ Мэрилин Монро , стоящей на решетке метро, в то время как ее белое платье взлетает вверх проезжающим поездом. Уайлдер был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру за первые два фильма и разделил номинацию за лучший сценарий за второй. Он был заинтересован в создании фильма с одним из классических комедийных актеров Золотого века Голливуда. Сначала он рассмотрел и отверг проект с участием Лорел и Харди . Он провел переговоры с Граучо Марксом по поводу новой комедии братьев Маркс под предварительным названием « День в ООН» . Проект был заброшен после смерти Чико Маркса в 1961 году. [22]
В 1957 году были выпущены три фильма, снятых Уайлдером: биографический фильм «Дух Сент-Луиса » с Джеймсом Стюартом в роли Чарльза Линдберга , романтическая комедия « Любовь после полудня » — первый сценарий Уайлдера с ИАЛом Даймондом , который впоследствии стал его постоянным партнером, с участием Гэри Купера , Морис Шевалье и Одри Хепберн, а также судебная драма «Свидетель обвинения » с участием Тайрона Пауэра , Марлен Дитрих и Чарльза Лотона . За последний фильм Уайлдер был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру.
В 1959 году Уайлдер воссоединился с Монро в выпуске United Artists фарса эпохи сухого закона « Некоторые любят погорячее» . Однако он был выпущен без одобрения Производственного кодекса , которое было отклонено из-за откровенной сексуальной комедии фильма, включая центральную тему переодевания в одежду другого пола. Джек Леммон и Тони Кертис сыграли музыкантов, переодевшихся женщинами, спасающихся от преследования чикагской банды. Персонаж Кертиса ухаживает за певцом (Монро), а за Леммоном ухаживает Джо Э. Браун , создавая последнюю шутку фильма, в которой Леммон показывает, что его персонаж - мужчина, а Браун вежливо отвечает: «Ну, никто не идеален». Фильм имел кассовый успех, и во время его первоначального выпуска кинокритики не оценили его, хотя он и получил шесть номинаций на премию Оскар, в том числе за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Но его критическая репутация невероятно выросла; в 2000 году Американский институт кино назвал ее лучшей американской комедией, когда-либо созданной. [23] В 2012 году мировых кинокритиков Британского института кино десятилетний опрос поставил его на 43-е место среди лучших фильмов, когда-либо созданных, и на второе место по рейтингу комедии. [24]
1960-е годы
[ редактировать ]В 1960 году Уайлдер снял мелодрамическую комедию « Квартира» . В нем рассказывается о клерке страховой компании (Леммон), который позволяет своим коллегам использовать его квартиру для ведения внебрачных связей, пока он не встречает лифтершу ( Ширли Маклейн ). Фильм имел успех у критиков у The New York Times кинокритика Босли Кроутера , который назвал фильм «радостным, нежным и даже сентиментальным», а режиссуру Уайлдера «гениальной». [25] Фильм получил десять номинаций на премию «Оскар» и получил пять наград, в том числе три награды Уайлдера: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Уайлдер снял времен холодной войны политический фарс «Один, два, три» (1961) с Джеймсом Кэгни в главной роли , который получил похвалу критиков благодаря написанию Variety » Билли Уайлдера : « Один, два, три — это динамичный, пронзительный, сильный фильм. , беззаботный фарс, наполненный актуальными шутками и приправленный сатирическим подтекстом, «История» настолько яростно сообразительна, что часть ее остроумия запутывается и заглушается». [26] За ней последовала романтическая комедия «Ирма ла Дус» (1963) с Леммоном и Маклейном в главных ролях. Этот фильм стал пятым по прибылям фильмом года. Уайлдер был номинирован на премию Гильдии писателей Америки За свой сценарий . Затем Уайлдер написал и снял секс-комедию « Поцелуй меня, глупый» в главных ролях с Дином Мартином , Ким Новак и Рэем Уолстоном , который в последнюю минуту заменил больного Питера Селлерса . Некоторые критики раскритиковали фильм за вульгарность, при этом Босли Кроутер обвинил фильм в том, что он придал американским фильмам репутацию «преднамеренных и дегенеративных развратителей общественного вкуса и морали». [27] А. Х. Вейлер из New York Times назвал фильм «прискорбно несмешным». Уайлдер получил свою последнюю номинацию на премию Оскар и номинацию на премию Гильдии писателей Америки за сценарий « Печенье с предсказанием» . Это был первый фильм, в котором Джек Леммон снимался с Уолтером Мэттау . (Фильм назывался « Знакомьтесь, Уиплаш Вилли в Соединенном Королевстве».) В 1970 году он снял «Частную жизнь Шерлока Холмса» , который задумывался как крупный театральный релиз , но, к ужасу Уайлдера, был сильно сокращен студией. [ нужна ссылка ]
Финальные фильмы
[ редактировать ]Он снял комедию « Аванти!». , в котором рассказывается о бизнесмене (Леммоне), пытающемся забрать тело своего умершего отца из Италии. Уайлдер получил две номинации на премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру и лучший сценарий , а также номинацию на премию Гильдии писателей Америки . Уайлдер поставил «Первую полосу» по бродвейской пьесе одноименной . Это был значительный финансовый успех при небольшом бюджете. Его последние фильмы, «Федора» и «Бадди Бадди» , не смогли произвести впечатление ни на критиков, ни на публику, хотя с тех пор «Федора» подверглась переоценке и теперь считается положительной. [28] Уайлдер надеялся сделать Кенилли Томаса «Ковчег Шиндлера» своим последним фильмом, заявив: «Я хотел сделать его как своего рода памятник моей матери, моей бабушке и моему отчиму», которые все были убиты во время Холокоста . [29] [30] Он похвалил Стивена Спилберга экранизацию «Список Шиндлера» . Тем, кто отрицал Холокост , Уайлдер написал в немецкой газете: «Если все концентрационные лагеря и газовые камеры были воображаемыми, то скажите, пожалуйста, где моя мать?» [31]
Режиссерский стиль
[ редактировать ]Режиссерский выбор Уайлдера отражал его веру в главенство сценария. Он избегал, особенно во второй половине своей карьеры, яркой кинематографии Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса, потому что, по мнению Уайлдера, кадры, привлекающие к себе внимание, отвлекали бы зрителя от истории. В фильмах Уайлдера напряженный сюжет и запоминающиеся диалоги. Несмотря на его консервативный режиссерский стиль, его тематика часто выходила за рамки обычных развлечений. Как только тема была выбрана, он начинал визуализировать с точки зрения конкретных художников. Он считал, что независимо от того, насколько талантлив актер, ни у одного из них нет ограничений, и результат был бы лучше, если бы вы подстроили сценарий под его индивидуальность, а не заставляли играть за пределами его ограничений. [32] Уайлдер умело работал с актерами, уговаривая эпохи немого кино легенд Глорию Свенсон и Эриха фон Штрохайма выйти на пенсию ради ролей в «Бульваре Сансет» . Что касается более комедийных фильмов Уайлдера, Роджер Эберт писал: «Он относился к персонажам серьезно или, по крайней мере, настолько серьезно, насколько позволял материал, и вызывал много смеха, играя сцены прямо». [33]
В «Шталага 17» Уайлдер выдавил оскароносную роль из сопротивляющегося Уильяма Холдена (Холден хотел сделать своего персонажа более симпатичным; Уайлдер отказался). Сообщается, что на кастинге Уайлдер сказал: «Я устал от шаблонного подбора типов - одни и те же люди в каждом фильме». [34] Примером этого является кастинг Уайлдера на роль Фреда МакМюррея в фильмах «Двойная страховка» и «Квартира» . МакМюррей стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда, сыграв достойного, вдумчивого персонажа в легких комедиях, мелодрамах и мюзиклах; Уайлдер назвал его интриганом-бабником. Хамфри Богарт отказался от своего образа крутого парня, чтобы сыграть одну из своих самых теплых ролей в «Сабрине» . Джеймс Кэгни , обычно не известный как комедийный актер, запомнился яркой комической ролью в фильме Уайлдера « Раз, два, три» . Уайлдер добился от Монро очень эффективной игры в фильме « Некоторые любят погорячее» .
Всего он поставил четырнадцать разных актеров в спектаклях, номинированных на «Оскар»: Барбара Стэнвик в «Двойной страховке» , Рэй Милланд в «Потерянных выходных» , Уильям Холден в «Бульваре Сансет» и «Шталага 17» , Глория Суонсон , Эрих фон Штрохайм и Нэнси Олсон в «Бульваре Сансет» , Роберт Штраус в «Шталага 17» , Одри Хепберн в «Сабрине» , Чарльз Лотон в «Свидетеле обвинения» , Эльза Ланчестер в «Свидетеле обвинения» , Джек Леммон в «Некоторые любят погорячее» и «Квартира» , Джек Крушен в «Квартире» , Ширли Маклейн в «Квартире» и «Ирма» Ла Дус и Уолтер Маттау в «Печенье с предсказанием» . Уайлдер упомянул Леммона и был первым режиссером, который объединил его и Мэттау в «Печенье с предсказанием» . Уайлдер и Леммон работали над семью фильмами. [ нужна ссылка ]
Уайлдер выступил против Комитета Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC). Он стал соавтором «Комитета по Первой поправке», состоящего из 500 голливудских деятелей и звезд, чтобы «поддержать тех профессионалов, которых призвали давать показания перед HUAC, которые классифицировали себя как враждебно настроенные по отношению к допросам и следователям». Некоторые антикоммунисты хотели, чтобы представители киноиндустрии принесли присягу на верность. Гильдия кинорежиссеров провела голосование поднятием рук. Против выступили только Джон Хьюстон и Уайлдер. Хьюстон сказал: «Я уверен, что это был один из самых смелых поступков, которые Билли, как натурализованный немец, когда-либо совершал. На этой встрече присутствовало от 150 до 200 директоров, и здесь мы с Билли сидели одни, подняв руки в знак протеста против клятва верности». [35]
Черный список Голливуда не затронул Уайлдера. О « голливудской десятке », занесенной в черный список, он сказал: «Из десяти двое были талантливы, а остальные были просто недружелюбны». [35] Вообще Уайлдер не любил шаблонные и жанровые фильмы. [36] Уайлдер любил подшучивать над теми, кто слишком серьезно относился к политике. В «Огненном шаре » его королева бурлеска «Сахарная кошечка» указывает на свое больное горло и жалуется: «Розовое? Оно такое же красное, как Daily Worker , и такое же болезненное». Позже она дает властной и неулыбчивой горничной имя « Франко ».
Выход на пенсию
[ редактировать ]Уайлдер получил Премию Американского института кино за выдающиеся достижения в 1986 году. Он получил Мемориальную премию Ирвинга Г. Тальберга в 1988 году, награду Центра Кеннеди в 1990 году и Национальную медаль искусств в 1993 году. [37] У него есть звезда на Аллее славы в Голливуде . Уайлдер стал известен тем, что владел одной из лучших и самых обширных коллекций произведений искусства в Голливуде, в основном собирая современное искусство. Как он описал это в середине 80-х: «Это болезнь. Я не знаю, как себя остановить. называйте это булимией Если хотите, – или любопытством, или страстью. У меня есть несколько импрессионистов , несколько Пикассо всех периодов, несколько мобильных телефонов». Колдера . Я также коллекционирую крошечные японские деревца, стеклянные пресс-папье и китайские вазы. Назовите предмет, и я его соберу» [38] [39] Художественные амбиции Уайлдера побудили его создать серию собственных работ. К началу 90-х Уайлдер накопил множество пластически-художественных конструкций, многие из которых были созданы в сотрудничестве с художником Брюсом Хьюстоном. В 1993 году арт-дилер Луи Стерн , давний друг, помог организовать выставку работ Уайлдера в его галерее в Беверли-Хиллз. Выставка называлась «Марше aux Puces» Билли Уайлдера , а сегмент «Вариации на тему царицы Нефертете» пользовался особой популярностью. В этой серии были представлены бюсты египетской царицы, завернутые в а-ля Христо , или забрызганные а-ля Джексон Поллок , или украшенные банкой супа Кэмпбелл в честь Энди Уорхола . [40]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Уайлдер женился на Джудит Коппикус 22 декабря 1936 года. У пары родились близнецы Виктория и Винсент (род. 1939), но Винсент умер вскоре после рождения. Они развелись в 1946 году. Уайлдер познакомился с Одри Янг во время съемок «Потерянных выходных» . Они поженились 30 июня 1949 года. [41]
Уайлдер умер от пневмонии 27 марта 2002 года. Он был похоронен в мемориальном парке и морге Pierce Brothers Westwood Village . [42] Французская газета Le Monde озаглавила некролог на первой полосе: «Билли Уайлдер мертв. Никто не идеален», отсылка к последней строке книги Some Like It Hot . [43]
Наследие
[ редактировать ]«Не будь скучным». — Билли Уайлдер [44]
Уайлдер занимает важное место в истории голливудской цензуры благодаря расширению диапазона приемлемых тем. Он снял два нуар лучших фильма в стиле : «Двойная страховка» и «Бульвар Сансет» . Наряду с Вуди Алленом и братьями Маркс он возглавляет список фильмов Американского института кино Американского «100 лет... 100 смеха» института кино , а первое место он занял с фильмом « Некоторые любят погорячее» . Также в списке «Квартира» и «Зуд седьмого года» , которые он поставил, и «Огненный шар» и «Ниночка» , соавтором сценария которых он стал. AFI включила в список «Двойное возмещение» , «Бульвар Сансет» , «Некоторым нравится погорячее» и «Квартира» в программе AFI «100 лет... 100 фильмов» . [45] Уайлдер занял 6-е место в рейтинге по версии журнала Sight & Sound за 2002 год величайших режиссеров всех времен . [46] В 1996 году Entertainment Weekly поставил Уайлдера на 24-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». [47] [48] В 2005 году Уайлдер занял 19-е место в Empire . списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала [47] В 2007 году журнал Total Film поставил Уайлдера на 13-е место в списке «100 величайших кинорежиссеров всех времен». [49] Уайлдер занял четвертое место в опросе «Величайшие режиссеры 20-го века», проведенном японским киножурналом Kinema Junpo .
Семь его фильмов хранятся в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимые». [50] Энтони Лейн пишет, что «Двойное возмещение» , «Зуд седьмого года» , «Бульвар Сансет» и «Квартира» являются «частью лексикона кинозрителей», а « Некоторые любят погорячее» — «национальное достояние». [51] Роджер Эберт спросил: «Из всех великих режиссеров золотого века Голливуда, сделал ли кто-нибудь больше фильмов, которые были бы столь же свежими и интересными по сей день, как фильмы Билли Уайлдера? время?», цитируя заключительные строки «Бульвара Сансет» , «Некоторые любят погорячее » и «Квартира» . [52] Рон Шелтон вспоминает встречу с Уайлдером:
Я был в ресторане примерно через шесть месяцев после Bull Durham выхода . И подошел мужчина и сказал: «Кто-то хотел бы тебя увидеть». И я посмотрел, и это был Билли Уайлдер. И я подошел, и он сказал: «Отличная картинка, малыш!» И я подумал, что это был хороший обзор, какой только мог бы быть». [53]
Когда в 1993 году «Прекрасная эпоха» получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, испанский режиссер Фернандо Труэба сказал в своей благодарственной речи: «Я хотел бы верить в Бога, чтобы отблагодарить его. Но я просто верю в Билли Уайлдера… так что спасибо». вы, мистер Уайлдер». По словам Труебы, Уайлдер позвонил ему на следующий день и сказал: «Фернандо, это Бог». Французский кинорежиссер Мишель Хазанавичус за лучший фильм 2012 года премии «Оскар» поблагодарил Билли Уайлдера в речи на вручении фильму «Артист» : «Я хотел бы поблагодарить следующих трех человек: я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера, я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера и я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера». 12 номинаций Уайлдера на премию Оскар за сценарий были рекордом до 1997 года, когда Вуди Аллен получил 13-ю номинацию за фильм «Деконструкция Гарри» . В 2017 году сайт Vulture.com назвал Уайлдера величайшим сценаристом всех времен. [54] Он поставил четырнадцать актеров в спектаклях, номинированных на Оскар. Эпитафия Уайлдера, перефразирующая последнюю строчку романа « Некоторые любят погорячее », звучит так: «Я писатель, но никто не идеален». [55]
Фильмография
[ редактировать ]Награды и почести
[ редактировать ]Уайлдер получил двадцать одну номинацию на премию Оскар , выиграв шесть. Всего он получил двенадцать номинаций за сценарий, восемь за режиссуру и одну за продюсирование. Он получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру и премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий за фильмы «Потерянные выходные» (1945) и «Квартира» (1960). Первый был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля , в Каннах а второй также принес ему премию BAFTA за лучший фильм . Уайлдер получил восемь номинаций на премию Гильдии режиссёров Америки , единственная победа досталась ему за работу над «Квартирой» . Он получил семь номинаций на премию «Золотой глобус» , получив награду за лучшую режиссуру за фильмы «Потерянные выходные» и «Бульвар Сансет» (1950). Он выиграл семь премий Гильдии писателей Америки, включая две премии «Лавр» за достижения в области сценарного мастерства . Он получил ряд наград за достижения в жизни, в том числе Мемориальную премию Ирвинга Г. Тальберга , стипендию BAFTA , премию Дэвида О. Селзника за достижения в области театрального кино. и Почетного Золотого медведя Берлинского международного кинофестиваля .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «1945 | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Бульвар Сансет» . Академический музей киноискусства – Хронология . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Кук, Дэвид А. (2004). История повествования: фильм, четвертое издание . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-97868-0 .
- ^ «33-я церемония вручения премии «Оскар»: памятные моменты | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . 27 августа 2014 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ * Хаммонд, Пит (3 октября 2014 г.). «Стив Мартин получит награду AFI за выдающиеся достижения» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- Торп, Ванесса (17 февраля 2002 г.). «Бафта вручает высшую награду компании Merchant Ivory» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- «Стивен Спилберг получит награду за заслуги перед жизнью, высшую награду DGA» . Гильдия режиссёров Америки . 31 января 2000 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
- «Гильдия режиссёров Америки» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 2 ноября 2016 г.
- Уайт, Майкл (28 февраля 2007 г.). «Моя ночь Оскара с Шер» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- «Лавровая премия за сценарные достижения» . Премия Гильдии писателей Америки . Архивировано из оригинала 23 февраля 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- «Гильдия писателей Америки, запад – лауреаты премии Лавр» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 26 мая 2010 г.
- МакНэри, Дэйв (19 ноября 2006 г.). «PGA удостоила Селзника лавра» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ «Они были такими евреями, такими американцами» . Глобусы . 4 апреля 2002 г.
- ^ «Биография Билли Уайлдера» . Биография.com . 2015. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Мерфи, Дин Э. (26 мая 1996 г.). «Польский город сходит с ума от Уайлдера» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Брэкетт, Чарльз, Картинки стали маленькими, издательство Колумбийского университета, 2015, стр.87
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хамра, AS (март – май 2022 г.). «Некоторым нравится, что это чревато: как Билли Уайлдер пережил двадцатый век» . Книжный форум . Нью-Йорк: Журнал «Книжный форум» . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Хармец, Альжан (29 марта 2002 г.). «Билли Уайлдер, мастер каустических фильмов, умирает в 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Филипс, Аластер. Город тьмы, Город света: Кинематографисты-эмигранты в Париже, 1929–1939. Издательство Амстердамского университета, 2004. с. 190.
- ^ Сильвестр, Кристофер. Книга Рощи Голливуда. Гроув Пресс, 2002. с. 311
- ^ Стилке, Себастьян (2021). 100 фактов о Бабельсберге – колыбели кино и современных медиа-городе . Издательство Бебра. ISBN 978-3-86124-746-3 .
- ^ Жак Ле Райдер, «Венские евреи в Прекрасной эпохе», Париж: Альбин Мишель, 2013, с. 194
- ^ Андреас Хуттер и Хайнц Петерс (6 октября 2011 г.). «Гитлы не было в списке Шиндлера» . Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке). Новая газета Цюриха .
- ^ Армстронг, Ричард (2004). Билли Уайлдер, американский кинореалист . МакФарланд и компания . п. 9. ISBN 978-0-7864-2119-0 .
- ^ Брэкетт, Чарльз, «Это картинки, которые стали маленькими», издательство Колумбийского университета, 2015, стр. 92
- ^ 46 Cal.2d 715, 299 P.2d 257, CAL. 1956.
- ^ Сиков, Ред. На бульваре Сансет: жизнь и времена Билли Уайлдера , Hyperion Press, 1998, стр. 328
- ^ Прайор, Томас М. (5 сентября 1952 г.). «БИЛЛИ УАЙЛДЕР ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ФИЛЬМ «ЦАРЬ ЭДИП»; планирует в следующем году выпустить цветную версию трагедии Софокла в греческом регионе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Гор, Крис (1999). Пятьдесят величайших никогда не снятых фильмов , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина
- ^ «100 самых смешных американских фильмов всех времен по версии AFI» . Американский институт кино . 2000 . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ «Топ-100 критиков» . Британский институт кино . 2012. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 6 июня 2016 г. –
- ^ Кроутер, Босли (16 июня 1960 г.). «Занятая квартира»: Джек Леммон забивает гол в фильме Билли Уайлдера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Разнообразие . Обзор фильма, 1961 г. Последнее обращение: 31 января 2008 г.
- ^ МакНелли, Карен (16 декабря 2010 г.). Билли Уайлдер, Кинорежиссер: критические очерки фильмов . МакФарланд. п. 136. ИСБН 978-0-7864-8520-8 .
- ^ «Федора (1978)» . Гнилые помидоры . 26 мая 2009 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Кэмерон Кроу (2020). Разговоры с Уайлдером . Кнопф. п. 21. ISBN 978-0375406607 .
- ^ Хиллестром, Оскар (2 апреля 2013 г.). «Список Спилберга» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Лейн, Энтони (2002). Никто не идеален . п. 717.
- ^ «Одна голова лучше, чем две», в журнале Films and Filming (Лондон), февраль 1957 г.
- ^ «Обзор фильма «Проб и ошибок» и краткое содержание фильма (1997) | Роджер Эберт» .
- ^ Филипс, Джин Д. (2010). Некоторым нравится Уайлдер: жизнь и противоречивые фильмы Билли Уайлдера . Университетское издательство Кентукки. п. 251. ИСБН 978-0-8131-2570-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хосе-Видаль Пелас Лопес. История съемок: Билли Уайлдер и холодная война . Коммуникация и общество , 25 (1), стр. 113–136. (2012).
- ^ Моррис Дикштейн (весна 1988 г.). "Бульвар Сансет" Гранд-стрит Том. 7 № 3 с. 180
- ^ «Прижизненные награды – Национальная медаль искусств» . Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 30 января 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) Национальный фонд искусств - ^ Эд Сиков. На бульваре Сансет – жизнь и времена Билли Уайлдера «Поворот», с. 582.
- ^ Ярроу, Эндрю Л. (30 августа 1989 г.). «Билли Уайлдер решает продать часть своей коллекции произведений искусства» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Шарлотта Чендлер. Никто не идеален: Билли Уайлдер – личная биография . «Нефертете», с. 317.
- ^ Педерсен, Эрик (7 июня 2012 г.). «Умирает Одри Янг; актриса и вдова Билли Уайлдера» . Голливудский репортер . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ «Первое место на Оскаре и другие мелочи» (PDF) . Академия кинематографических искусств и наук . Февраль 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2015 г. . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ «От комедии до драмы и нуара — режиссер Билли Уайлдер был лучшим в Америке» . МиннПост . 19 марта 2010 г.
- ^ Дань Билли Уайлдеру на NPR
- ^ «100 лет AFI... 100 фильмов — юбилейное издание» . Американский институт кино . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «BFI | Sight & Sound | Десять лучших директоров 2002 г. - Десять лучших директоров» . 13 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Величайшие режиссеры и их лучшие фильмы» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Величайшие режиссеры» . сайт www.filmsite.org .
- ^ «Величайшие режиссеры всех времен по версии журнала Total Film » . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Национальный реестр фильмов . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Лейн, Энтони (2002). Никто не идеален . стр. 712–713.
- ^ Эберт, Роджер. Великие фильмы . 2002. с. 440.
- ^ «Выбор гардероба Рона Шелтона» .
- ^ «100 лучших сценаристов всех времен» . гриф.com . 27 октября 2017 г.
- ^ Ленсинг, Лео А. (14 мая 2021 г.). «Некоторым нравится, что это чревато» . Литературное приложение Times .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армстронг, Ричард (2000). Билли Уайлдер, американский кинореалист . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-0653-8 .
- Аулер, Дэн. Некоторым нравится погорячее ( Сумки , 2001)
- Аурих, Рольф (2006). «Билли»: венские журналистские произведения Билли Уайлдера (на немецком языке). Издательство Filmarchiv Австрия. ISBN 978-3-901932-90-8 .
- Брэкетт, Чарльз (16 декабря 2014 г.). Слайд, Энтони (ред.). «Это картинки, которые стали маленькими»: Чарльз Брэкетт о Билли Уайлдере и золотом веке Голливуда . Издательство Колумбийского университета . дои : 10.7312/slid16708 . ISBN 9780231167086 . JSTOR 10.7312/slid16708 .
- Чендлер, Шарлотта , «Никто не идеален». Билли Уайлдер. Личная биография (Нью-Йорк: Шустер и Шустер, 2002)
- Кроу, Кэмерон , «Беседы с Уайлдером» (Нью-Йорк: Кнопф, 2001).
- Дик, Бернард Ф. (21 августа 1996 г.). Билли Уайлдер . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80729-9 .
- Гемюнден, Герд (2008). Зарубежный роман: американские фильмы Билли Уайлдера (1-е изд.). Книги Бергана . стр. 167–169. doi : 10.3167/9781845454180 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN 978-1-84545-418-0 . JSTOR j.ctt9qcq5c .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Гильбер, Жорж-Клод , Литературные чтения Билли Уайлдера (Ньюкасл: Cambridge Scholars Publishing, 2007)
- Гюрко, Ланин А. Разбитый экран. Миф и демифификация в искусстве Карлоса Фуэнтеса и Билли Уайлдера (Новый Орлеан: Университетское издательство Юга, 2009)
- Хантке, Штеффен. «Дитрих Уайлдера:« Свидетель обвинения »в контексте холодной войны». Обзор немецких исследований (2011): 247–260. онлайн
- Генри, Нора (1997). Этика и социальная критика в голливудских фильмах Эриха фон Штрогейма, Эрнста Любича и Билли Уайлдера . Университет Южной Калифорнии. ISBN 9780275964504 .
- Хермсдорф, Дэни. Билли Уайлдер. Фильмы – Мотивы – Противоречия (Бохум: Paragon-Verlag, 2006)
- Хеслинг, Виллем, изд. (1991). Билли Уайлдер: между Веймаром и Голливудом (на голландском языке). Гарант. ISBN 978-90-5350-044-6 .
- Хопп, Гленн, Билли Уайлдер (Pocket Essentials: 2001)
- Хопп, Гленн и Пол Дункан. Билли Уайлдер (Кёльн/Нью-Йорк: Taschen, 2003)
- Хортон, Роберт , интервью Билли Уайлдера (Университетское издательство Миссисипи, 2001)
- Хаттер, Андреас / Камолц, Клаус, Билли Уайлдер. Европейская карьера (Вена, Кельн, Веймар: Бёлау, 1998)
- Джейкобс, Жером , Билли Уайлдер (Париж: Rivages Cinéma, 2006)
- Карасек, Хельмут (1994). Билли Уайлдер: крупный план (на немецком языке). Хейн. ISBN 978-3-453-07201-5 .
- Лалли, Кевин. Wilder Times: Жизнь Билли Уайлдера (Генри Холт и компания: 1-е издание, май 1996 г.)
- Филлипс, Джин Д. , Some Like It Wilder (Университетское издательство Кентукки: 2010) онлайн
- Сиков, Эд , На бульваре Сансет. Жизнь и времена Билли Уайлдера (Нью-Йорк: Гиперион, 1999) онлайн
- Синьярд, Нил и Адриан Тернер, «Путешествие по бульвару Сансет» (BCW, остров Уайт, Великобритания, 1979)
- Стэггс, Сэм. Крупный план бульвара Сансет: Билли Уайлдер, Норма Десмонд и темная голливудская мечта (Macmillan, 2002).
- Вуд, Том (1969). Светлая сторона Билли Уайлдера, прежде всего . Нью-Йорк: Даблдей .
- Золотов, Морис , Билли Уайлдер в Голливуде (Pompton Plains: Limelight Editions, 2004)
- Билли Уайлдер, «Искусство написания сценариев № 1»; Беседовал Джеймс Линвилл Paris Review, 1996 г.
- Билли Уайлдер: библиография материалов (через библиотеку Калифорнийского университета в Беркли )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Билли Уайлдер на IMDb
- Билли Уайлдер в базе данных Internet Broadway
- Билли Уайлдер в базе данных TCM Movie
- Билли Уайлдер на American Masters
- Билли Уайлдер в австрийской Медиатеки (на немецком языке) архиве
- Билли Уайлдер в Британской энциклопедии
- Билли Уайлдер в AllMovie , All Media Network
- Билли Уайлдер , в каталоге художественных фильмов AFI , Американский институт кино.
- Билли Уайлдер , su TV.com , Red Ventures (архивировано 1 января 2012 г.)
- 1906 рождений
- 2002 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские журналисты 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские сценаристы XX века
- Лауреаты премии AFI Life Achievement Award
- Режиссеры из Калифорнии
- Американские кинопродюсеры
- Американские журналисты-мужчины
- Американские сценаристы-мужчины
- Американские люди польско-еврейского происхождения
- Австрийские эмигранты в США
- австрийские режиссеры
- австрийские кинопродюсеры
- Австрийские евреи
- Австрийские журналисты
- Австрийские беженцы
- австрийские сценаристы
- Стипендиаты BAFTA
- Лауреаты премии Оскар за лучший адаптированный сценарий
- Лауреаты премии Оскар за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии Оскар за лучший оригинальный сценарий
- Похороны на кладбище Мемориального парка Вествуд-Виллидж
- Режиссеры комедийных фильмов
- Победители Давида ди Донателло
- Смертность от пневмонии в Калифорнии
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Лауреаты премии Гильдии режиссеров Америки
- англоязычные режиссеры
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Режиссеры, получившие премию BAFTA за лучший фильм
- Немецкоязычные режиссеры
- Почетные лауреаты «Золотого медведя»
- Американские коллекционеры произведений искусства
- Коллекционеры еврейского искусства
- Еврейские кинематографисты
- Американские сценаристы-евреи
- Американские журналисты-евреи
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Люди из Внутреннего города
- Люди из Леопольдштадта
- Люди из Сухи-Бескидзки
- Продюсеры, получившие премию Американской киноакадемии за лучший фильм
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»
- Режиссеры, получившие премию Оскар за лучший фильм