Jump to content

Билли Уайлдер

Билли Уайлдер
Уайлдер, гр. 1942 год
Рожденный
Сэмюэл Уайлдер

( 1906-06-22 ) 22 июня 1906 г.
Умер 27 марта 2002 г. ( 95 лет) ( 27 марта 2002 г. )
Занятия
  • Кинорежиссер
  • сценарист
  • продюсер
Годы активности 1929–1981
Работает Полный список
Супруги
Джудит Коппикус
( м. 1936; разд. 1946)
( м. 1949)
Дети 2
Родственники В. Ли Уайлдер (брат)
Майлз Уайлдер (племянник)
Патрик Кертис (племянник)
Награды Полный список

Билли Уайлдер ( / ˈ w l d ər / ; Немецкий: [ˈvɪldɐ] ; урожденный Сэмюэл Уайлдер ; 22 июня 1906 — 27 марта 2002) — австрийский кинорежиссер и сценарист. Его карьера в Голливуде длилась пять десятилетий, и он считается одним из самых блестящих и разносторонних режиссеров классического голливудского кино . Он получил семь премий «Оскар» (среди 21 номинации), премию BAFTA , кинофестиваля Каннского «Золотую пальмовую ветвь» и две премии «Золотой глобус» .

Уайлдер стал сценаристом, живя в Берлине. Подъём нацистской партии и антисемитизма в Германии привели к тому, что он переехал в Париж. Затем он переехал в Голливуд в 1934 году и добился большого успеха, когда он, Чарльз Брэкетт и Уолтер Райш написали сценарий для номинированного на премию Оскар фильма «Ниночка» (1939). Уайлдер заработал свою режиссерскую репутацию и получил свою первую номинацию на премию «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм-нуар « Двойная страховка » (1944), основанный на романе Джеймса М. Кейна по сценарию Уайлдера и Рэймонда Чендлера . Уайлдер получил за лучшую режиссуру и лучший сценарий награды «Оскар» за фильм «Потерянные выходные» (1945), который также получил премию «Оскар» за лучший фильм . [1]

В 1950-х годах Уайлдер снял и стал соавтором ряда фильмов, получивших признание критиков, в том числе голливудской драмы « Бульвар Сансет» (1950), за сценарий которой он получил свою вторую премию «Оскар» за сценарий; Туз в рукаве (1951), Шталаг 17 (1953) и Сабрина (1954). [2] В 1957 году Уайлдер снял и стал соавтором трех фильмов: «Дух Сент-Луиса» , «Любовь после полудня» и «Свидетель обвинения» . В этот период Уайлдер также снял Мэрилин Монро в двух фильмах: «Зуд седьмого года» (1955) и «Некоторые любят погорячее» (1959). [3] В 1960 году Уайлдер стал соавтором сценария, режиссером и продюсером получившего признание критиков фильма «Квартира» . Он получил премию Американской киноакадемии Уайлдера за лучший фильм , лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий . [4] Среди других известных фильмов, снятых Уайлдером, - «Раз, два, три» (1961), «Ирма ла Дус» (1963), «Поцелуй меня, глупый» (1964), «Печенье с предсказанием» (1966) и «Аванти!» (1972).

За свою выдающуюся карьеру Уайлдер получил различные награды, в том числе премию AFI Life Achievement Award в 1986 году, награду Центра Кеннеди в 1990 году, Национальную медаль искусств в 1993 году и премию BAFTA Fellowship Award в 1995 году. Он также получил премию Гильдии режиссеров Америки за всю свою жизнь. Премия за достижения, премия «Лавр» за достижения в области сценарного мастерства и премия Гильдии продюсеров Америки за заслуги перед жанром. [5] Семь его фильмов хранятся в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимые».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сэмюэль Вильдер ( идиш : Шмуэль Вильдер Шмуэль Вильдер [6] ) родился 22 июня 1906 года, [7] семье польских евреев в Сухе , [8] небольшой город в Польше, Галиции, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю . Спустя годы в Голливуде он описал это как «Полчаса от Вены. По телеграфу». [9] Его родителями были Евгения ( урожденная Диттлер) и Макс Уайлдер. Его мать описала его как «буйного ребенка»; вдохновленная » Буффало Билла «Шоу Дикого Запада , которое она посмотрела, недолго прожив в Нью-Йорке, она дала ему прозвище «Билли», которое он изменил на «Билли» после переезда в Америку. [10]

Старший брат Уайлдера, У. Ли Уайлдер , также был кинорежиссёром. У его родителей была успешная кондитерская на вокзале Сухи, которая превратилась в сеть железнодорожных кафе. Евгения и Макс Уайлдер не стали уговаривать сына присоединиться к семейному бизнесу. Макс переехал в Краков , чтобы управлять отелем, а затем переехал в Вену и умер, когда Билли было 22 года. [10] После того, как семья переехала в Вену, Уайлдер стал журналистом вместо того, чтобы учиться в Венском университете . В 1926 году лидер джаз-бэнда Пол Уайтман был на гастролях в Вене, где Уайлдер брал у него интервью. [11] Уайтмену настолько понравился молодой Уайлдер, что он взял его с группой в Берлин , где Уайлдер смог завести больше связей в сфере развлечений.

Прежде чем добиться успеха как писатель, он работал танцором в такси в Берлине. [12] [13]

Ранние работы

[ редактировать ]
Грета Гарбо и Мелвин Дуглас в фильме «Ниночка»

После того, как он писал криминальные и спортивные статьи в качестве стрингера для местных газет, ему в конце концов предложили постоянную работу в берлинском таблоиде . Развивая интерес к кино, он начал работать сценаристом. С 1929 по 1933 год он снял двенадцать немецких фильмов. Он сотрудничал с несколькими другими новичками ( Фред Циннеманн и Роберт Сиодмак ) в фильме 1930 года «Люди в воскресенье» . Избегая немецкого экспрессионизма стилей Ф. В. Мурнау и Фрица Ланга , «Люди в воскресенье» считались новаторским примером движения Neue Sachlichkeit или движения «Новая объективность» в немецком кино. Кроме того, этот жанр Strassenfilm («уличный фильм») проложил путь к рождению итальянского неореализма и французской новой волны . [10] Он написал сценарий к экранизации 1931 года романа Эриха Кестнера « Эмиль и сыщики» , а также сценарии к комедии «Человек в поисках своего убийцы» (1931), оперетты «Ее милость приказывает» (1931) и комедии «Блондинка». «Мечта» (1932), все они были созданы на студии Бабельсберг в Потсдаме недалеко от Берлина. [14] В 1932 году Уайлдер сотрудничал с писателем и журналистом Феликсом Зальтеном над сценарием «Скамполо». [15] После прихода к власти Адольфа Гитлера Уайлдер отправился в Париж, где снял свой режиссерский дебют в фильме «Мовез зерно» (1934). Он переехал в Голливуд перед его выпуском. [ нужна ссылка ] Мать, бабушка и отчим Уайлдера стали жертвами Холокоста . На протяжении десятилетий предполагалось, что это произошло в концентрационном лагере Освенцим , но, исследуя польские и израильские архивы, его австрийский биограф Андреас Хуттер обнаружил в 2011 году, что они были убиты в разных местах: его мать, Евгения «Гитла» Зидлискер, в 1943 году в Плашуве. ; его отчим, Бернард «Берл» Зидлискер, в 1942 году в Белжеце ; и его бабушка, Бальбина Бальдингер, умерла в 1943 году в гетто в Новом Тарге . [16]

Приехав в Голливуд в 1934 году, Уайлдер продолжил работу сценаристом. Он стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов в 1939 году, проведя время в Мексике в ожидании правительства после того, как в 1934 году истек срок его шестимесячного удостоверения, и этот эпизод отражен в его книге 1941 года « Сдержи рассвет» . [17] Первым значительным успехом Уайлдера стала «Ниночка» , совместная работа с немецким иммигрантом Эрнстом Любичем . В романтической комедии снялась Грета Гарбо (известная как героиня киномелодрам трагическая ) и получила признание публики и критиков. Подпись «Гарбо смеется!» также повела карьеру Гарбо в новом направлении. Этот фильм ознаменовал первую номинацию Уайлдера на премию Оскар, которую он разделил с соавтором сценария Чарльзом Брэкеттом (хотя их сотрудничество над «Восьмой женой Синей Бороды» и «Полночью» было хорошо встречено). Уайлдер был соавтором многих своих фильмов с Брэкеттом с 1938 по 1950 год. Брэкетт описал процесс их сотрудничества: «Надо было предложить идею, разорвать ее на части и презирать. немного изменилась, как и предполагал Уайлдер. Как только я приспособился к такому способу работы, наша жизнь стала проще». [18] » Уайлдер выпустил «Вслед за «Ниночкой в 1942 году серию кассовых хитов, в том числе «Сдержи рассвет» , «Огненный шар » и свой режиссерский дебютный фильм «Майор и минор» .

1940-е годы

[ редактировать ]
Фред МакМюррей и Барбара Стэнвик в фильме «Двойная страховка»

Его третий фильм в качестве режиссера, нуар « Двойная страховка в главных ролях » с Фредом МакМюрреем , Барбарой Стэнвик и Эдвардом Робинсоном , имел большой успех. Он был номинирован на семь премий Оскар, включая лучший фильм, режиссер, сценарий и женскую роль; Уайлдер написал его в соавторстве с Рэймондом Чендлером . Этот фильм не только установил традиции жанра нуар (такие как освещение «жалюзи» и закадровый голос), но и стал важной вехой в битве против голливудской цензуры. Основанный на Джеймса М. Кейна романе ее считали неприемлемой для экранизации, , в нем рассказывается о двух любовных треугольниках и убийстве, спланированном ради денег по страховке. Хотя книга пользовалась популярностью среди читающей публики, в соответствии с Кодексом Хейса поскольку супружеская измена занимала центральное место в сюжете.

В 1945 году Департамент психологической войны военного министерства США снял американский документальный фильм режиссера Уайлдера. Фильм, известный как «Мельницы смерти » или «Die Todesmühlen» , был предназначен для немецкой аудитории, чтобы рассказать ей о зверствах, совершаемых нацистским режимом. В немецкой версии Die Todesmühlen Гануш Бургер считается сценаристом и режиссером, а Уайлдер руководил монтажом. Уайлдеру приписывают англоязычную версию.

Два года спустя Уайлдер адаптировал роман Чарльза Р. Джексона « Потерянные выходные» в одноименный фильм . Это был первый крупный американский фильм, в котором серьезно рассматривалась проблема алкоголизма, еще одна сложная тема, предусмотренная Производственным кодексом . В нем рассказывается о писателе-алкоголике ( Рэй Милланд ), выступающем против протестов своей подруги ( Джейн Вайман ). Фильм получил признание критиков после премьеры на Каннском кинофестивале и участия в основном конкурсе, где получил главный приз фестиваля, Золотую пальмовую ветвь и четыре премии «Оскар», в том числе за лучший фильм . Уайлдер получил «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший сценарий , а Милланд — за лучшую мужскую роль . Этот фильм остался одним из трех фильмов, получивших премию Оскар за лучший фильм и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля вместе с Марти и Паразитом .

1950-е годы

[ редактировать ]
Глория Суонсон с Уайлдером на съемках «Бульвара Сансет»

В 1950 году Уайлдер стал соавтором сценария и режиссером циничной комедии в стиле нуар «Бульвар Сансет» . В нем рассказывается об актрисе немого кино-затворницы ( Глория Суонсон ), которая мечтает о возвращении, питая иллюзии своего величия из ушедшей эпохи. Она сопровождает начинающего сценариста ( Уильям Холден ), который становится ее партнером -жиголо . Этот фильм, получивший признание критиков, стал последним фильмом, в котором Уайлдер сотрудничал с Брэкеттом. Фильм был номинирован на одиннадцать премий Оскар; вместе Уайлдер и Брэкетт получили премию Оскар за лучший оригинальный сценарий .

В 1951 году Уайлдер снял фильм «Туз в дыре» (также известный как «Большой карнавал ») с Кирком Дугласом в главной роли, рассказывающий об использовании СМИ несчастного случая в пещере. Идею поделил по телефону секретарю Уайлдера Виктор Десни . Десни подал в суд на Уайлдера за нарушение подразумеваемого контракта в деле об авторских правах в Калифорнии Уайлдер против Десни , в конечном итоге получив компенсацию в размере 14 350 долларов. [19] [20] Несмотря на критический и коммерческий провал в то время, его репутация с годами выросла. В следующем году Уайлдер объявил о планах снять и продюсировать киноверсию Софокла трагедии «Царь Эдип» , адаптированную для экрана Уолтером Райшем . Фильм планировали снимать на натуре в Греции в цвете Technicolor . [21] но в производство он так и не пошел.

Впоследствии Уайлдер поставил три адаптации бродвейских пьес, военную драму «Шталага 17» , за которую Уильям Холден получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, романтическую комедию «Сабрина» , за которую Одри Хепберн была номинирована на лучшую женскую роль, и романтическую комедию «Зуд седьмого года» , в которой культовый образ Мэрилин Монро , стоящей на решетке метро, ​​в то время как ее белое платье взлетает вверх проезжающим поездом. Уайлдер был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру за первые два фильма и разделил номинацию за лучший сценарий за второй. Он был заинтересован в создании фильма с одним из классических комедийных актеров Золотого века Голливуда. Сначала он рассмотрел и отверг проект с участием Лорел и Харди . Он провел переговоры с Граучо Марксом по поводу новой комедии братьев Маркс под предварительным названием « День в ООН» . Проект был заброшен после смерти Чико Маркса в 1961 году. [22]

В 1957 году были выпущены три фильма, снятых Уайлдером: биографический фильм «Дух Сент-Луиса » с Джеймсом Стюартом в роли Чарльза Линдберга , романтическая комедия « Любовь после полудня » — первый сценарий Уайлдера с ИАЛом Даймондом , который впоследствии стал его постоянным партнером, с участием Гэри Купера , Морис Шевалье и Одри Хепберн, а также судебная драма «Свидетель обвинения » с участием Тайрона Пауэра , Марлен Дитрих и Чарльза Лотона . За последний фильм Уайлдер был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру.

Кертис, Леммон и Монро в фильме « Некоторые любят погорячее»

В 1959 году Уайлдер воссоединился с Монро в выпуске United Artists фарса эпохи сухого закона « Некоторые любят погорячее» . Однако он был выпущен без одобрения Производственного кодекса , которое было отклонено из-за откровенной сексуальной комедии фильма, включая центральную тему переодевания в одежду другого пола. Джек Леммон и Тони Кертис сыграли музыкантов, переодевшихся женщинами, спасающихся от преследования чикагской банды. Персонаж Кертиса ухаживает за певцом (Монро), а за Леммоном ухаживает Джо Э. Браун , создавая последнюю шутку фильма, в которой Леммон показывает, что его персонаж - мужчина, а Браун вежливо отвечает: «Ну, никто не идеален». Фильм имел кассовый успех, и во время его первоначального выпуска кинокритики не оценили его, хотя он и получил шесть номинаций на премию Оскар, в том числе за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Но его критическая репутация невероятно выросла; в 2000 году Американский институт кино назвал ее лучшей американской комедией, когда-либо созданной. [23] В 2012 году мировых кинокритиков Британского института кино десятилетний опрос поставил его на 43-е место среди лучших фильмов, когда-либо созданных, и на второе место по рейтингу комедии. [24]

1960-е годы

[ редактировать ]
Леммон и Ширли Маклейн в фильме «Квартира»

В 1960 году Уайлдер снял мелодрамическую комедию « Квартира» . В нем рассказывается о клерке страховой компании (Леммон), который позволяет своим коллегам использовать его квартиру для ведения внебрачных связей, пока он не встречает лифтершу ( Ширли Маклейн ). Фильм имел успех у критиков у The New York Times кинокритика Босли Кроутера , который назвал фильм «радостным, нежным и даже сентиментальным», а режиссуру Уайлдера «гениальной». [25] Фильм получил десять номинаций на премию «Оскар» и получил пять наград, в том числе три награды Уайлдера: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».

Уайлдер снял времен холодной войны политический фарс «Один, два, три» (1961) с Джеймсом Кэгни в главной роли , который получил похвалу критиков благодаря написанию Variety » Билли Уайлдера : « Один, два, три — это динамичный, пронзительный, сильный фильм. , беззаботный фарс, наполненный актуальными шутками и приправленный сатирическим подтекстом, «История» настолько яростно сообразительна, что часть ее остроумия запутывается и заглушается». [26] За ней последовала романтическая комедия «Ирма ла Дус» (1963) с Леммоном и Маклейном в главных ролях. Этот фильм стал пятым по прибылям фильмом года. Уайлдер был номинирован на премию Гильдии писателей Америки За свой сценарий . Затем Уайлдер написал и снял секс-комедию « Поцелуй меня, глупый» в главных ролях с Дином Мартином , Ким Новак и Рэем Уолстоном , который в последнюю минуту заменил больного Питера Селлерса . Некоторые критики раскритиковали фильм за вульгарность, при этом Босли Кроутер обвинил фильм в том, что он придал американским фильмам репутацию «преднамеренных и дегенеративных развратителей общественного вкуса и морали». [27] А. Х. Вейлер из New York Times назвал фильм «прискорбно несмешным». Уайлдер получил свою последнюю номинацию на премию Оскар и номинацию на премию Гильдии писателей Америки за сценарий « Печенье с предсказанием» . Это был первый фильм, в котором Джек Леммон снимался с Уолтером Мэттау . (Фильм назывался « Знакомьтесь, Уиплаш Вилли в Соединенном Королевстве».) В 1970 году он снял «Частную жизнь Шерлока Холмса» , который задумывался как крупный театральный релиз , но, к ужасу Уайлдера, был сильно сокращен студией. [ нужна ссылка ]

Финальные фильмы

[ редактировать ]

Он снял комедию « Аванти!». , в котором рассказывается о бизнесмене (Леммоне), пытающемся забрать тело своего умершего отца из Италии. Уайлдер получил две номинации на премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру и лучший сценарий , а также номинацию на премию Гильдии писателей Америки . Уайлдер поставил «Первую полосу» по бродвейской пьесе одноименной . Это был значительный финансовый успех при небольшом бюджете. Его последние фильмы, «Федора» и «Бадди Бадди» , не смогли произвести впечатление ни на критиков, ни на публику, хотя с тех пор «Федора» подверглась переоценке и теперь считается положительной. [28] Уайлдер надеялся сделать Кенилли Томаса «Ковчег Шиндлера» своим последним фильмом, заявив: «Я хотел сделать его как своего рода памятник моей матери, моей бабушке и моему отчиму», которые все были убиты во время Холокоста . [29] [30] Он похвалил Стивена Спилберга экранизацию «Список Шиндлера» . Тем, кто отрицал Холокост , Уайлдер написал в немецкой газете: «Если все концентрационные лагеря и газовые камеры были воображаемыми, то скажите, пожалуйста, где моя мать?» [31]

Режиссерский стиль

[ редактировать ]

Режиссерский выбор Уайлдера отражал его веру в главенство сценария. Он избегал, особенно во второй половине своей карьеры, яркой кинематографии Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса, потому что, по мнению Уайлдера, кадры, привлекающие к себе внимание, отвлекали бы зрителя от истории. В фильмах Уайлдера напряженный сюжет и запоминающиеся диалоги. Несмотря на его консервативный режиссерский стиль, его тематика часто выходила за рамки обычных развлечений. Как только тема была выбрана, он начинал визуализировать с точки зрения конкретных художников. Он считал, что независимо от того, насколько талантлив актер, ни у одного из них нет ограничений, и результат был бы лучше, если бы вы подстроили сценарий под его индивидуальность, а не заставляли играть за пределами его ограничений. [32] Уайлдер умело работал с актерами, уговаривая эпохи немого кино легенд Глорию Свенсон и Эриха фон Штрохайма выйти на пенсию ради ролей в «Бульваре Сансет» . Что касается более комедийных фильмов Уайлдера, Роджер Эберт писал: «Он относился к персонажам серьезно или, по крайней мере, настолько серьезно, насколько позволял материал, и вызывал много смеха, играя сцены прямо». [33]

В «Шталага 17» Уайлдер выдавил оскароносную роль из сопротивляющегося Уильяма Холдена (Холден хотел сделать своего персонажа более симпатичным; Уайлдер отказался). Сообщается, что на кастинге Уайлдер сказал: «Я устал от шаблонного подбора типов - одни и те же люди в каждом фильме». [34] Примером этого является кастинг Уайлдера на роль Фреда МакМюррея в фильмах «Двойная страховка» и «Квартира» . МакМюррей стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда, сыграв достойного, вдумчивого персонажа в легких комедиях, мелодрамах и мюзиклах; Уайлдер назвал его интриганом-бабником. Хамфри Богарт отказался от своего образа крутого парня, чтобы сыграть одну из своих самых теплых ролей в «Сабрине» . Джеймс Кэгни , обычно не известный как комедийный актер, запомнился яркой комической ролью в фильме Уайлдера « Раз, два, три» . Уайлдер добился от Монро очень эффективной игры в фильме « Некоторые любят погорячее» .

Всего он поставил четырнадцать разных актеров в спектаклях, номинированных на «Оскар»: Барбара Стэнвик в «Двойной страховке» , Рэй Милланд в «Потерянных выходных» , Уильям Холден в «Бульваре Сансет» и «Шталага 17» , Глория Суонсон , Эрих фон Штрохайм и Нэнси Олсон в «Бульваре Сансет» , Роберт Штраус в «Шталага 17» , Одри Хепберн в «Сабрине» , Чарльз Лотон в «Свидетеле обвинения» , Эльза Ланчестер в «Свидетеле обвинения» , Джек Леммон в «Некоторые любят погорячее» и «Квартира» , Джек Крушен в «Квартире» , Ширли Маклейн в «Квартире» и «Ирма» Ла Дус и Уолтер Маттау в «Печенье с предсказанием» . Уайлдер упомянул Леммона и был первым режиссером, который объединил его и Мэттау в «Печенье с предсказанием» . Уайлдер и Леммон работали над семью фильмами. [ нужна ссылка ]

Уайлдер выступил против Комитета Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC). Он стал соавтором «Комитета по Первой поправке», состоящего из 500 голливудских деятелей и звезд, чтобы «поддержать тех профессионалов, которых призвали давать показания перед HUAC, которые классифицировали себя как враждебно настроенные по отношению к допросам и следователям». Некоторые антикоммунисты хотели, чтобы представители киноиндустрии принесли присягу на верность. Гильдия кинорежиссеров провела голосование поднятием рук. Против выступили только Джон Хьюстон и Уайлдер. Хьюстон сказал: «Я уверен, что это был один из самых смелых поступков, которые Билли, как натурализованный немец, когда-либо совершал. На этой встрече присутствовало от 150 до 200 директоров, и здесь мы с Билли сидели одни, подняв руки в знак протеста против клятва верности». [35]

Черный список Голливуда не затронул Уайлдера. О « голливудской десятке », занесенной в черный список, он сказал: «Из десяти двое были талантливы, а остальные были просто недружелюбны». [35] Вообще Уайлдер не любил шаблонные и жанровые фильмы. [36] Уайлдер любил подшучивать над теми, кто слишком серьезно относился к политике. В «Огненном шаре » его королева бурлеска «Сахарная кошечка» указывает на свое больное горло и жалуется: «Розовое? Оно такое же красное, как Daily Worker , и такое же болезненное». Позже она дает властной и неулыбчивой горничной имя « Франко ».

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Уайлдер в 1989 году

Уайлдер получил Премию Американского института кино за выдающиеся достижения в 1986 году. Он получил Мемориальную премию Ирвинга Г. Тальберга в 1988 году, награду Центра Кеннеди в 1990 году и Национальную медаль искусств в 1993 году. [37] У него есть звезда на Аллее славы в Голливуде . Уайлдер стал известен тем, что владел одной из лучших и самых обширных коллекций произведений искусства в Голливуде, в основном собирая современное искусство. Как он описал это в середине 80-х: «Это болезнь. Я не знаю, как себя остановить. называйте это булимией Если хотите, – или любопытством, или страстью. У меня есть несколько импрессионистов , несколько Пикассо всех периодов, несколько мобильных телефонов». Колдера . Я также коллекционирую крошечные японские деревца, стеклянные пресс-папье и китайские вазы. Назовите предмет, и я его соберу» [38] [39] Художественные амбиции Уайлдера побудили его создать серию собственных работ. К началу 90-х Уайлдер накопил множество пластически-художественных конструкций, многие из которых были созданы в сотрудничестве с художником Брюсом Хьюстоном. В 1993 году арт-дилер Луи Стерн , давний друг, помог организовать выставку работ Уайлдера в его галерее в Беверли-Хиллз. Выставка называлась «Марше aux Puces» Билли Уайлдера , а сегмент «Вариации на тему царицы Нефертете» пользовался особой популярностью. В этой серии были представлены бюсты египетской царицы, завернутые в а-ля Христо , или забрызганные а-ля Джексон Поллок , или украшенные банкой супа Кэмпбелл в честь Энди Уорхола . [40]

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

Уайлдер женился на Джудит Коппикус 22 декабря 1936 года. У пары родились близнецы Виктория и Винсент (род. 1939), но Винсент умер вскоре после рождения. Они развелись в 1946 году. Уайлдер познакомился с Одри Янг во время съемок «Потерянных выходных» . Они поженились 30 июня 1949 года. [41]

Уайлдер умер от пневмонии 27 марта 2002 года. Он был похоронен в мемориальном парке и морге Pierce Brothers Westwood Village . [42] Французская газета Le Monde озаглавила некролог на первой полосе: «Билли Уайлдер мертв. Никто не идеален», отсылка к последней строке книги Some Like It Hot . [43]

Наследие

[ редактировать ]
Могила Уайлдера в мемориальном парке Вествуд-Виллидж

«Не будь скучным». — Билли Уайлдер [44]

Уайлдер занимает важное место в истории голливудской цензуры благодаря расширению диапазона приемлемых тем. Он снял два нуар лучших фильма в стиле : «Двойная страховка» и «Бульвар Сансет» . Наряду с Вуди Алленом и братьями Маркс он возглавляет список фильмов Американского института кино Американского «100 лет... 100 смеха» института кино , а первое место он занял с фильмом « Некоторые любят погорячее» . Также в списке «Квартира» и «Зуд седьмого года» , которые он поставил, и «Огненный шар» и «Ниночка» , соавтором сценария которых он стал. AFI включила в список «Двойное возмещение» , «Бульвар Сансет» , «Некоторым нравится погорячее» и «Квартира» в программе AFI «100 лет... 100 фильмов» . [45] Уайлдер занял 6-е место в рейтинге по версии журнала Sight & Sound за 2002 год величайших режиссеров всех времен . [46] В 1996 году Entertainment Weekly поставил Уайлдера на 24-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». [47] [48] В 2005 году Уайлдер занял 19-е место в Empire . списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала [47] В 2007 году журнал Total Film поставил Уайлдера на 13-е место в списке «100 величайших кинорежиссеров всех времен». [49] Уайлдер занял четвертое место в опросе «Величайшие режиссеры 20-го века», проведенном японским киножурналом Kinema Junpo .

Семь его фильмов хранятся в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимые». [50] Энтони Лейн пишет, что «Двойное возмещение» , «Зуд седьмого года» , «Бульвар Сансет» и «Квартира» являются «частью лексикона кинозрителей», а « Некоторые любят погорячее» — «национальное достояние». [51] Роджер Эберт спросил: «Из всех великих режиссеров золотого века Голливуда, сделал ли кто-нибудь больше фильмов, которые были бы столь же свежими и интересными по сей день, как фильмы Билли Уайлдера? время?», цитируя заключительные строки «Бульвара Сансет» , «Некоторые любят погорячее » и «Квартира» . [52] Рон Шелтон вспоминает встречу с Уайлдером:

Я был в ресторане примерно через шесть месяцев после Bull Durham выхода . И подошел мужчина и сказал: «Кто-то хотел бы тебя увидеть». И я посмотрел, и это был Билли Уайлдер. И я подошел, и он сказал: «Отличная картинка, малыш!» И я подумал, что это был хороший обзор, какой только мог бы быть». [53]

Когда в 1993 году «Прекрасная эпоха» получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, испанский режиссер Фернандо Труэба сказал в своей благодарственной речи: «Я хотел бы верить в Бога, чтобы отблагодарить его. Но я просто верю в Билли Уайлдера… так что спасибо». вы, мистер Уайлдер». По словам Труебы, Уайлдер позвонил ему на следующий день и сказал: «Фернандо, это Бог». Французский кинорежиссер Мишель Хазанавичус за лучший фильм 2012 года премии «Оскар» поблагодарил Билли Уайлдера в речи на вручении фильму «Артист» : «Я хотел бы поблагодарить следующих трех человек: я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера, я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера и я хотел бы поблагодарить Билли Уайлдера». 12 номинаций Уайлдера на премию Оскар за сценарий были рекордом до 1997 года, когда Вуди Аллен получил 13-ю номинацию за фильм «Деконструкция Гарри» . В 2017 году сайт Vulture.com назвал Уайлдера величайшим сценаристом всех времен. [54] Он поставил четырнадцать актеров в спектаклях, номинированных на Оскар. Эпитафия Уайлдера, перефразирующая последнюю строчку романа « Некоторые любят погорячее », звучит так: «Я писатель, но никто не идеален». [55]

Фильмография

[ редактировать ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Уайлдер получил двадцать одну номинацию на премию Оскар , выиграв шесть. Всего он получил двенадцать номинаций за сценарий, восемь за режиссуру и одну за продюсирование. Он получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру и премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий за фильмы «Потерянные выходные» (1945) и «Квартира» (1960). Первый был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля , в Каннах а второй также принес ему премию BAFTA за лучший фильм . Уайлдер получил восемь номинаций на премию Гильдии режиссёров Америки , единственная победа досталась ему за работу над «Квартирой» . Он получил семь номинаций на премию «Золотой глобус» , получив награду за лучшую режиссуру за фильмы «Потерянные выходные» и «Бульвар Сансет» (1950). Он выиграл семь премий Гильдии писателей Америки, включая две премии «Лавр» за достижения в области сценарного мастерства . Он получил ряд наград за достижения в жизни, в том числе Мемориальную премию Ирвинга Г. Тальберга , стипендию BAFTA , премию Дэвида О. Селзника за достижения в области театрального кино. и Почетного Золотого медведя Берлинского международного кинофестиваля .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «1945 | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . Проверено 10 февраля 2023 г.
  2. ^ «Бульвар Сансет» . Академический музей киноискусства – Хронология . Проверено 10 февраля 2023 г.
  3. ^ Кук, Дэвид А. (2004). История повествования: фильм, четвертое издание . WW Нортон и компания. ISBN  0-393-97868-0 .
  4. ^ «33-я церемония вручения премии «Оскар»: памятные моменты | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . 27 августа 2014 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
  5. ^ * Хаммонд, Пит (3 октября 2014 г.). «Стив Мартин получит награду AFI за выдающиеся достижения» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
  6. ^ «Они были такими евреями, такими американцами» . Глобусы . 4 апреля 2002 г.
  7. ^ «Биография Билли Уайлдера» . Биография.com . 2015. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 2 мая 2015 г.
  8. ^ Мерфи, Дин Э. (26 мая 1996 г.). «Польский город сходит с ума от Уайлдера» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 июля 2020 г.
  9. ^ Брэкетт, Чарльз, Картинки стали маленькими, издательство Колумбийского университета, 2015, стр.87
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хамра, AS (март – май 2022 г.). «Некоторым нравится, что это чревато: как Билли Уайлдер пережил двадцатый век» . Книжный форум . Нью-Йорк: Журнал «Книжный форум» . Проверено 15 марта 2022 г.
  11. ^ Хармец, Альжан (29 марта 2002 г.). «Билли Уайлдер, мастер каустических фильмов, умирает в 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 4 февраля 2020 г.
  12. ^ Филипс, Аластер. Город тьмы, Город света: Кинематографисты-эмигранты в Париже, 1929–1939. Издательство Амстердамского университета, 2004. с. 190.
  13. ^ Сильвестр, Кристофер. Книга Рощи Голливуда. Гроув Пресс, 2002. с. 311
  14. ^ Стилке, Себастьян (2021). 100 фактов о Бабельсберге – колыбели кино и современных медиа-городе . Издательство Бебра. ISBN  978-3-86124-746-3 .
  15. ^ Жак Ле Райдер, «Венские евреи в Прекрасной эпохе», Париж: Альбин Мишель, 2013, с. 194
  16. ^ Андреас Хуттер и Хайнц Петерс (6 октября 2011 г.). «Гитлы не было в списке Шиндлера» . Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке). Новая газета Цюриха .
  17. ^ Армстронг, Ричард (2004). Билли Уайлдер, американский кинореалист . МакФарланд и компания . п. 9. ISBN  978-0-7864-2119-0 .
  18. ^ Брэкетт, Чарльз, «Это картинки, которые стали маленькими», издательство Колумбийского университета, 2015, стр. 92
  19. ^ 46 Cal.2d 715, 299 P.2d 257, CAL. 1956.
  20. ^ Сиков, Ред. На бульваре Сансет: жизнь и времена Билли Уайлдера , Hyperion Press, 1998, стр. 328
  21. ^ Прайор, Томас М. (5 сентября 1952 г.). «БИЛЛИ УАЙЛДЕР ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ФИЛЬМ «ЦАРЬ ЭДИП»; планирует в следующем году выпустить цветную версию трагедии Софокла в греческом регионе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 июня 2024 г.
  22. ^ Гор, Крис (1999). Пятьдесят величайших никогда не снятых фильмов , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина
  23. ^ «100 самых смешных американских фильмов всех времен по версии AFI» . Американский институт кино . 2000 . Проверено 6 июня 2016 г.
  24. ^ «Топ-100 критиков» . Британский институт кино . 2012. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 6 июня 2016 г.
  25. ^ Кроутер, Босли (16 июня 1960 г.). «Занятая квартира»: Джек Леммон забивает гол в фильме Билли Уайлдера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 сентября 2017 г.
  26. ^ Разнообразие . Обзор фильма, 1961 г. Последнее обращение: 31 января 2008 г.
  27. ^ МакНелли, Карен (16 декабря 2010 г.). Билли Уайлдер, Кинорежиссер: критические очерки фильмов . МакФарланд. п. 136. ИСБН  978-0-7864-8520-8 .
  28. ^ «Федора (1978)» . Гнилые помидоры . 26 мая 2009 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
  29. ^ Кэмерон Кроу (2020). Разговоры с Уайлдером . Кнопф. п. 21. ISBN  978-0375406607 .
  30. ^ Хиллестром, Оскар (2 апреля 2013 г.). «Список Спилберга» . Сидней Морнинг Геральд .
  31. ^ Лейн, Энтони (2002). Никто не идеален . п. 717.
  32. ^ «Одна голова лучше, чем две», в журнале Films and Filming (Лондон), февраль 1957 г.
  33. ^ «Обзор фильма «Проб и ошибок» и краткое содержание фильма (1997) | Роджер Эберт» .
  34. ^ Филипс, Джин Д. (2010). Некоторым нравится Уайлдер: жизнь и противоречивые фильмы Билли Уайлдера . Университетское издательство Кентукки. п. 251. ИСБН  978-0-8131-2570-1 .
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хосе-Видаль Пелас Лопес. История съемок: Билли Уайлдер и холодная война . Коммуникация и общество , 25 (1), стр. 113–136. (2012).
  36. ^ Моррис Дикштейн (весна 1988 г.). "Бульвар Сансет" Гранд-стрит Том. 7 № 3 с. 180
  37. ^ «Прижизненные награды – Национальная медаль искусств» . Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 30 января 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) Национальный фонд искусств
  38. ^ Эд Сиков. На бульваре Сансет – жизнь и времена Билли Уайлдера «Поворот», с. 582.
  39. ^ Ярроу, Эндрю Л. (30 августа 1989 г.). «Билли Уайлдер решает продать часть своей коллекции произведений искусства» . Нью-Йорк Таймс .
  40. ^ Шарлотта Чендлер. Никто не идеален: Билли Уайлдер – личная биография . «Нефертете», с. 317.
  41. ^ Педерсен, Эрик (7 июня 2012 г.). «Умирает Одри Янг; актриса и вдова Билли Уайлдера» . Голливудский репортер . Проверено 25 мая 2019 г.
  42. ^ «Первое место на Оскаре и другие мелочи» (PDF) . Академия кинематографических искусств и наук . Февраль 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2015 г. . Проверено 2 мая 2015 г.
  43. ^ «От комедии до драмы и нуара — режиссер Билли Уайлдер был лучшим в Америке» . МиннПост . 19 марта 2010 г.
  44. ^ Дань Билли Уайлдеру на NPR
  45. ^ «100 лет AFI... 100 фильмов — юбилейное издание» . Американский институт кино . Проверено 19 апреля 2020 г.
  46. ^ «BFI | Sight & Sound | Десять лучших директоров 2002 г. - Десять лучших директоров» . 13 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2018 г.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Величайшие режиссеры и их лучшие фильмы» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  48. ^ «Величайшие режиссеры» . сайт www.filmsite.org .
  49. ^ «Величайшие режиссеры всех времен по версии журнала Total Film » . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  50. ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Национальный реестр фильмов . Проверено 21 января 2020 г.
  51. ^ Лейн, Энтони (2002). Никто не идеален . стр. 712–713.
  52. ^ Эберт, Роджер. Великие фильмы . 2002. с. 440.
  53. ^ «Выбор гардероба Рона Шелтона» .
  54. ^ «100 лучших сценаристов всех времен» . гриф.com . 27 октября 2017 г.
  55. ^ Ленсинг, Лео А. (14 мая 2021 г.). «Некоторым нравится, что это чревато» . Литературное приложение Times .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0bfbf6bd4a3ebe956e3fa01e8f37f00__1720499640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/00/d0bfbf6bd4a3ebe956e3fa01e8f37f00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Billy Wilder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)