Лидия Мендоса
Лидия Мендоса | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Хьюстон , Техас , США | 31 мая 1916 г.
Умер | 20 декабря 2007 г. Сан-Антонио , Техас, США | (91 год)
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Двенадцатиструнная гитара |
Годы активности | 1928–1998 |
Лидия Мендоса (31 мая 1916 - 20 декабря 2007) была мексиканско-американской гитаристкой и певицей техано и традиционной мексикано-американской музыки. Историк Майкл Джозеф Коркоран заявил, что она была «матерью музыки техано», формы искусства, которая представляет собой уникальное техасское культурное объединение традиционных мексиканских, испанских, немецких и чешских музыкальных корней. За свою шестидесятилетнюю карьеру живых выступлений она записывалась на многочисленных лейблах. В общей сложности ее пластинки насчитывают около 200 различных песен на испанском языке как минимум на 50 долгоиграющих альбомах . В 1977 году она выступала на инаугурации президента Джимми Картера в составе инаугурационного народного танца и концерта. Ее самой известной мелодией была «Mal Hombre» («Плохой человек»), песня, которую она слышала в детстве.
Она родилась в Хьюстоне, штат Техас , в мексиканской музыкальной семье родом из Сан-Луис-Потоси . Семья бежала из Мексики в начале Мексиканской революции , после чего они вернулись домой на два года. Когда ей было четыре года, семья снова иммигрировала в Техас. Хотя она прожила большую часть своей жизни в Соединенных Штатах, в основном в Техасе, она никогда не говорила ни на каком языке, кроме испанского. Семья часто переезжала в поисках работы и развлекала других рабочих-мигрантов, куда бы они ни пошли.
Мендоса был известен под многими прозвищами, например, «Ла Алондра де ла Фронтера» («Пограничный жаворонок»). В первые годы своего выступления «La Familia Mendoza» (семья Мендоса) путешествовала автостопом по южному Техасу, выступая перед сельскохозяйственными рабочими. Ответ на рекламу в испаноязычной газете привел к их первой записи на Okeh Records. Ей было всего 12 лет, но Лидия вокалила и играла на мандолине для записей. В конце концов они привлекли внимание радиоведущего из Сан-Антонио Мануэля Дж. Кортеса, и им предложили контракт на запись с дочерней компанией RCA Victor компании Bluebird Records . Во время Второй мировой войны и в течение нескольких лет после нее Мендоса и ее сестры Хуанита и Мари выступали в роли Лас Эрманас Мендоса (сестры Мендоса). Она довольно быстро стала хедлайнером группы, но ее семья продолжала выступать с ней во время ее турне. Она выступала не только по всей территории Соединенных Штатов, но также в Канаде и Латинской Америке, где ее рекорд посещаемости оценивался в 20 000 человек.
Она была награждена стипендией национального наследия от Национального фонда искусств . В 1984 году она была введена в Зал славы музыки Техано, а в 1991 году - в Зал славы музыки Конхунто. За свой вклад в исполнительское искусство она была введена в Зал славы женщин Техаса в 1985 году. В 1999 году первая леди Хиллари Клинтон и президент Билл Клинтон наградили ее Национальной медалью искусств, а в 2003 году она была удостоена награды Техасская медаль искусств Техасского культурного фонда. Она сама разрабатывала и шила сценические костюмы и одно время работала преподавателем в Калифорнийском государственном университете во Фресно . Мендоса была дважды замужем и имела троих дочерей. Будучи непревзойденным артистом живых выступлений, она дважды уходила из выступлений, но оба раза возобновляла пение. Инсульт в 60-летнем возрасте окончательно положил конец ее карьере.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мендоса родилась 31 мая 1916 года в Хьюстоне , штат Техас, в семье Леонор (в некоторых вариантах написания ее называют Леонорой) Замаррипы и Франсиско Мендосы. Оба ее родителя были музыкантами из Сан-Луис-Потоси , Мексика, которые могли проследить свои корни от Вилья-де-Арриага . [1] Они бежали из Мексики в Техас с началом Мексиканской революции 1910 года . В семье было восемь детей, родившихся в Мексике, Техасе и Детройте. Не все из них выступали с семейным музыкальным коллективом. Было пять сестер – Лидия, Беатрис, Франциска, Мария и Моника – и три брата – Франциско, Мануэль и Эндрю. [2] [3] И Лидия, и ее старшая сестра Беатрис родились в Техасе во время этой резидентуры. Семья временно переехала обратно в Мексику, где родились брат Лидии Франциско и сестра Франциска. В конце концов они вернулись в Техас. Некоторое время они жили в Далласе. «La Familia Mendoza» (семья Мендоса) — название музыкальной группы, которую Леонор сформировала вместе со своим мужем и детьми. [1]
Семья Мендоса столкнулась с расовыми стереотипами со стороны иммиграционных властей США, когда Лидия была еще ребенком, возвращаясь в Техас со своей семьей. [4] Иммиграционные агенты на техасской стороне границы заливали мексиканцев, пересекающих границу в Соединенные Штаты, бензином, чтобы предотвратить вшами . проникновение в Соединенные Штаты любого возможного заражения [4] Во время возвращения в Техас в 1920 году иммиграционные агенты привели ее в комнату с большими баками с бензином, насильно вымыли Лидии волосы бензином и облили ее бензином. [4] В то же время она стала свидетельницей того, как детей-иммигрантов погружали в бочки с бензином. [4] Позже Мендоса вспоминал, что пограничники действовали, исходя из предположения, что любой, кто пересекает границу из Мексики, является плохим, но хуже всего дети. [5]
Музыкальное начало
[ редактировать ]Мендоса была слишком молода, чтобы ходить в школу, когда впервые начала подражать пению своей матери и бабушки. Именно в это время Лидия впервые выучила песню «Mal Hombre» («Плохой человек»), которая стала ее фирменной мелодией. Мендоса всегда говорила, что впервые увидела слова песни на обертке жевательной резинки, когда ее семья некоторое время жила в Эннисе, штат Техас . Позже, когда семья была в гостях в Монтеррее , Мексика, она увидела песню, исполненную в Театре Индепенденсия, как мелодию танго . Она запомнила песню и ее мелодию, неоднократно репетируя ее дома. Она не записывала эту песню в течение нескольких лет, но в конечном итоге она стала песней, которая больше всего ассоциировалась с ней. [2]
Мендоса была окружена семьей, которая любила музыку, и в четыре года поняла, что хочет провести свою жизнь, следуя семейным традициям. [6] От матери, отца и бабушки она научилась вокальным стилям и игре на струнных инструментах. По словам Мендосы, ее бабушка по материнской линии была учительницей государственной школы по имени Теофина Рейна, итальянского и испанского происхождения, которая давала матери Лидии уроки игры на гитаре. [7] [8] Ее собственный рассказ о своем интересе к игре на гитаре заключался в желании подражать пению и таланту своей матери в игре на гитаре. Будучи дошкольником, она испытывала естественный интерес к инструменту, на котором так хорошо играла ее мать. Сколько бы раз она ни пыталась поиграть на гитаре матери, несмотря на строгие предупреждения не делать этого, Лидия никогда не уставала от звуков и ритма, которые она производила, когда она проводила пальцами по струнам. В конце концов ее мать повесила его на стену вне ее досягаемости. Лидию не остановило занятие музыкой, несмотря на предупреждения матери. Вдохновленная тем, как другие маленькие девочки ее возраста издают звенящие звуки, прикрепляя резинки к зубам и щелкая пальцами, Лидия сделала из резинок свой собственный музыкальный инструмент. Через пару лет ее мать смягчилась и дала ей уроки игры на шестиструнной гитаре. Со временем она также освоила игру на мандолине и скрипке. [9] Ее отец научил ее играть на 12-струнной гитаре, в том числе на сексто Bajo , также известном как «мексиканская гитара», настроенная на одну октаву ниже стандартной шестиструнной. Однако свою она повернула на одну четверть ниже шестиструнной гитары, в стиле баритон-гитары . [10]
Мигрантская аудитория, OKeh Records
[ редактировать ]Прежде чем Мендоса стала достаточно взрослой, чтобы играть на каком-либо музыкальном инструменте, ее семья стала привычным развлечением для сельскохозяйственных рабочих на международной границе Техаса и Мексики. Ее отец был механиком железной дороги в техасской долине Рио-Гранде , а семья пела для рабочих-мигрантов на полях. Даже несмотря на доходы ее отца от железной дороги, они не могли позволить себе автомобиль, поэтому ездили автостопом из одного места в другое. Они никогда не оставались на одном месте достаточно долго, чтобы дети могли получить формальное образование, а обучались на дому. [11]
Их внимание привлекла реклама 1928 года в La Prensa испаноязычной газете в Сан-Антонио. Лейбл OKeh Records платил за запись новых испаноязычных талантов. На просторечии той эпохи записи, сделанные небелыми талантами, были известны как гоночные рекорды . [12] На арендованной машине семья направилась в Сан-Антонио и сделала свои первые записи под названием Cuarteto Monterrey por la Familia Mendoza. Записи, на которых 12-летняя Лидия играла на мандолине и вокальные партии, делались в течение двух дней. За свои усилия семье заплатили 140 долларов. [13]
Как и многие семьи мигрантов того времени, Мендосы переехали в Детройт , штат Мичиган , в 1929 году в качестве сельскохозяйственных рабочих и рабочих на автозаводе. Многие рабочие автомобильной промышленности были выходцами из Мексики и, как и семья Мендоса, постепенно переезжали на север в поисках доступных рабочих мест. В результате культурной миграции семья Мендоса нашла постоянную аудиторию для своей музыки. Они выступали по всему Мичигану, прежде чем вернуться в Сан-Антонио, штат Техас, в 1932 году, в начале Великой депрессии в Соединенных Штатах . [14] Из-за ситуации на рынке труда во время Второй мировой войны семья долгое время оставалась на одном месте, а сестры Лидии Хуанита и Мария выступали в роли Лас Эрманас Мендоса (Сестры Мендоса). Доходы сестер позволили им купить свой первый настоящий дом. Лидию пригласили в Лас-Эрманас Мендоса в качестве солистки. Трио успешно гастролировало до 1952 года, распавшись как группа, когда умерла их мать. [12]
Bluebird Records, успех после Второй мировой войны
[ редактировать ]Семья нашла постоянную аудиторию среди мексиканских сельскохозяйственных рабочих, которые мигрировали в Сан-Антонио. В этот период Мендоса перешел с мандолины на 12-струнную гитару. [15] Их основной аудиторией был рабочий класс Техано города. Они никогда не зарабатывали много денег, но сумели сохранить крышу над головой и еду на столе. [1]
Во время выступления в подростковом возрасте на площади Пласа-дель-Сакате в Сан-Антонио в парке Милам Мендоса была обнаружена . испаноязычным ведущим радиостанции WOAI "La Voz Latina" Мануэлем Х. Кортесом, который дал ей место в своем шоу, где она выиграла любительский конкурс . [14] Ей платили 3,50 доллара в неделю, и она подписала контракт на запись на Bluebird Records , дочерней компании RCA Victor . Именно во время этих сессий в 1937 году она записала свою фирменную мелодию «Mal Hombre», которая мгновенно стала хитом по обе стороны границы США и Мексики. Мендоса так и не научилась ни говорить, ни читать по-английски, и ни у нее, ни у ее семьи не было адвоката, представляющего ее, когда она подписала контракт об отказе от своих прав на гонорары в обмен на денежную выплату в размере 15 долларов за запись. [16]
Музыка Мендосы нашла отклик среди населения Техано, и она стала звездой музыкальной семьи Мендоса, когда они выступали на испаноязычных площадках вдоль международной границы от Техаса до Калифорнии. Их плодовитое музыкальное влияние способствовало периоду доброжелательности и гордости за себя среди цветной публики. За пределами этой удобной ниши люди любого цвета кожи сталкивались с дискриминацией в отелях, ресторанах и других местах, где существовала политика «только для белых». Работа артистом не помогла преодолеть сегрегацию и неприязнь между гонками. Тем не менее, семья выстояла и стала популярной в кантине . [16]
Спустя годы
[ редактировать ]В течение следующих нескольких лет, вплоть до 1950-х годов, семья Мендоса выступала по всей территории Соединенных Штатов и Латинской Америки. В 1971 году Мендоса выступал на сцене Смитсоновского фестиваля американского фольклора в Монреале, Канада. [17] Некоторое время Мендоса работал преподавателем в Калифорнийском государственном университете во Фресно . [13] 20 января 1977 года На инаугурации Джимми Картера Мендоса входил в состав первого народного танца и концерта. [18]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Будучи подростком, Мендоса вышла замуж за сапожника Хуана Альварадо в 1935 году, от которого у нее родились три дочери: Лидия, Иоланда и Мария Леонор. Затем Мендоса ушла из выступлений, чтобы остаться дома и воспитывать дочерей: семье ее мужа либо не нравилась выбранная ею профессия, либо, возможно, считалось, что женщина не должна находиться на рабочем месте, и их мнение повлияло на нее. Таким образом, чтобы сохранить мир, она удалилась; однако она была более финансово успешным кормильцем в семье, поэтому в конце концов она возобновила гастроли со своей семьей. [19] Брак продлился до его смерти в 1961 году, после чего она снова ушла из выступлений. В начале 1960-х она снова вышла замуж за Фреда Мартинеса, также сапожника, и продолжила свою карьеру. [19] [6] Не из тех, кто бездельничает в перерывах между своими карьерными обязанностями, Мендоса сама разрабатывала и шила сценические костюмы с тех пор, как начала выступать перед публикой, и делала это до конца своей карьеры. [20] Ее популярность оставалась стабильной до конца ее исполнительской карьеры, которая продолжалась до тех пор, пока инсульт в 1998 году не заставил ее окончательно уйти на пенсию в возрасте 82 лет. [13]
Хотя она родилась в Техасе и большую часть жизни прожила в Соединенных Штатах, а последние несколько десятилетий — в Сан-Антонио, Мендоса так и не научилась говорить по-английски. Она умерла 20 декабря 2007 года в возрасте 91 года и была похоронена на городском кладбище Сан-Фернандо. [21] Маркер Техасской исторической комиссии под номером 16BX04 был установлен на ее могиле в феврале 2016 года. [22]
Наследие, награды и почести
[ редактировать ]Публика дала Мендосе ласковые прозвища, такие как «La Alondra de la Frontera» («Пограничный жаворонок») или просто («Пограничный жаворонок»). [20] Ее также называли «La Cancionera de los Pobres» («Певица бедных») и «La Gloria de Texas» («Слава Техаса»). [13] Техасский писатель и историк Майкл Джозеф Коркоран считал ее «матерью музыки техано». [23] Теханос, или Теджанас, когда речь идет о женщинах, буквально означает техасцев мексиканского происхождения. Сама музыка представляет собой смесь традиционных мексиканско-испанских, немецких и чешских ритмов и стилей. Музыкальный фьюжн развивался с 19 века, но по-настоящему процветать на границах Техаса и северной Мексики начал в начале 20 века. [24] Ее группу иногда считали принадлежащей к жанру техасско-мексиканского конджунто , музыкальному стилю, основанному на аккордеоне, который она помогла популяризировать. [25] В 1984 году она была введена в Зал славы музыки Техано, а в 1991 году - в Зал славы музыки Конхунто. [26]
В 1982 году она была в первом классе 15 стипендий национального наследия, присуждаемых Национальным фондом искусств . [27] Гранты являются высшей наградой правительства США в области народного и традиционного искусства и вручаются художникам, которые помогают сохранить американскую культуру. Мендоса стал первым техасцем, получившим его. [28]
Мендоса была занесена в Зал славы женщин Техаса в 1985 году за вклад в исполнительское искусство. [29]
Она стала первой Теджаной, избранной в Зал славы Конхунто в 1991 году. [30] В 1999 году на Южной лужайке Белого дома она была среди 18 человек, а также Джульярдской музыкальной школы, награжденной Национальной медалью искусств первой леди Хиллари Клинтон и президентом Биллом Клинтоном . [31] В 2001 году Международный народный альянс вручил Мендосе Премию за выдающиеся достижения. [32] [33] В 2003 году она была среди второй группы лауреатов, награжденных Техасской медалью искусств Техасским культурным фондом. [34] [35] [36]
В 2013 году актер из Сан-Антонио Джесси Боррего представил почтовую марку Лидии Мендосы, первую из серии «Музыкальная икона почтовой службы США» . [37] [38]
Выбрать дискографию
[ редактировать ]Мендоса записала песни на испанском языке на многочисленных лейблах за свою шестидесятилетнюю карьеру живых выступлений. Было подсчитано, что общее количество ее пластинок насчитывает около 200 различных песен как минимум на 50 долгоиграющих альбомах . [39] Среди лейблов, для которых она записывалась, были RCA Records , Columbia Records , Azteca , Peerless Records , El Zarape Records и Discos Falcon . [40]
Приведенные ниже отрывки взяты из ее самых ранних записей с семьей. [41]
- Сессии OKeh – Сан-Антонио
- Записано 8 марта 1928 г.
- Записано 10 марта 1928 г.
- Bluebird Records – отель Texas в Сан-Антонио
- Записано 27 марта 1934 г.
- Музыкальная группа Cuarteto Monterrey por la Familia Mendoza с Лидией в качестве вокалистки и скрипачки.
- Вокальное соло, под гитару
- Записано 10 августа 1934 г.
- Вокальное соло, под гитару
- Лидия Мендоса и Куартето Мендоса, вокально-инструментальный квартет
- Записано 31 января 1935 г.
- Соло с гитарой
- Записано 1 февраля 1935 г.
- Лидия Мендоса и Фамилия, лидер квартета, вокал и инструментал [85]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Акоста, Тереза Паломо; Ясински, Лори Э.; Монахан, Кейси (2012). Справочник по техасской музыке . Историческая ассоциация штата Техас. ISBN 978-0-87611-297-7 .
- Клейтон, Лоуренс; Шпехт, Джо В.; Гутьеррес, Хосе Анхель (2005). «Музыка чикано: эволюция и политика до 1950 года». Корни техасской музыки . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-575-7 .
- Коркоран, Майкл Джозеф (2017). «Лидия Мендоса, мать музыки Техано». По всей карте: настоящие герои техасской музыки . Издательство Университета Северного Техаса. ISBN 978-1-57441-681-7 .
- Фрэнк, Николас (2 июня 2019 г.). «Лидия Мендоса, королева музыки Техано, удостоенная официального государственного исторического памятника» . Отчет Риварда .
- Говенар, Алан Б.; Боуман, Пэдди (2012). «Лидия Мендоса Болерос, Корридос и Ранчерас, Хьюстон». Музыка на каждый день: изучение звуков и культур . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-756-0 .
- Руис, Вики Л.; Коррол, Вирджиния Санчес (2006). Латиноамериканцы в Соединенных Штатах, набор: Историческая энциклопедия . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-11169-2 .
- Симонетт, Хелена (1 июня 2002 г.). «Жизнь Лидии Мендосы в музыке / La historia de Lydia Mendoza: Legacies Нортено Техано и: Лидия Мендоса: Семейная автобиография (обзор)» . Примечания . 58 (4): 817–819. дои : 10.1353/not.2002.0099 . ISSN 1534-150Х . S2CID 191464958 .
- Штрахвиц, Крис; Мендоса, Лидия (1993). Лидия Мендоса: семейная автобиография . Арте Публико Пресс. ISBN 978-1-55885-066-8 . ПРИМЕЧАНИЕ. Хотя Мендоса считается одним из основных авторов, эта книга на самом деле представляет собой сборник серии интервью с членами семьи Мендоса, проведенных автором Штрахвицем. Он также включает в себя обширную дискографию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Акоста, Ясински и Монахан 2012 , стр. 403–05.
- ^ Jump up to: а б Клейтон, Шпехт и Гутьеррес 2005 , с. 161.
- ^ Штрахвиц и Мендоса 1993 , стр. 3, 17, 23, 42.
- ^ Jump up to: а б с д Штрахвиц и Мендоса 1993 , стр. 10–11.
- ^ «Лидия Мендоса | Коллекция Strachwitz Frontera» . frontera.library.ucla.edu . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Руис и Коррол 2006 , с. 448.
- ^ Штрахвиц и Мендоса 1993 , стр. 3–4.
- ^ «Лидия Мендоса» . Стипендии Национального наследия NEA . Национальный фонд искусств. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ Говенар и Боуман, 2012 , стр. 86–89.
- ^ Камбио, Тодд (27 июня 2014 г.). «Лидия Мендоса и ее 12-струнная гитара Акоста» . Гитары Фраулини . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Говенар и Боуман 2012 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Акоста, Ясински и Монахан 2012 , с. 403.
- ^ Jump up to: а б с д Акоста, Ясински и Монахан 2012 , стр. 404–05.
- ^ Jump up to: а б Коркоран 2017 , с. 214.
- ^ Коркоран 2017 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Коркоран 2017 , стр. 215–6.
- ^ «Лидия Мендоса» . АЯЭ . 24 января 2013. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ Ринцлер, Ральф; Бодуэн, Луи; Кольер, Джимми; Дрифтвуд, Джимми; Эллис, Уилберт; Хоуз, Бесс Ломакс; Джексон, Джон; Джонс, Бесси; Ломакс, Алан; Ланди, Тед; Мендоса, Лидия; Пейсли, Боб; Рид, Ола Белль; Саш, Леон; Стэнли, Ральф (1980). «Первый сборник народных танцев и концертов 1977 года» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Коркоран 2017 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б Говенар и Боуман, 2012 , с. 83.
- ^ «Кончина Лидии Мендосы» . Университет Ричмонда. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Фрэнк 2019 .
- ^ Коркоран 2017 , стр. 214–16.
- ^ АКОСТА, ТЕРЕЗА ПАЛОМО (31 августа 2010 г.). "ТЕЖАНА СИНГЕРС" . Справочник Техаса онлайн . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ АКОСТА, ТЕРЕЗА ПАЛОМО (31 августа 2010 г.). «ТЕХАСО-МЕКСИКАНСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ» . Справочник Техаса онлайн . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Говенар и Боуман 2012 , с. 85.
- ^ «Стипендии национального наследия NEA 1982» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Народные артисты получают гранты «Наследие»» . Лос-Анджелес Таймс . 3 июня 1982 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Лидия Мендоса - Зал славы женщин Техаса - Женский университет Техаса» . twu.edu .
- ^ «Лидия Мендоса» . Техасский культурный фонд . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Художники заслуженные» . Звездная телеграмма Форт-Уэрта . 26 сентября 1999 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 г. Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Лидия Мендоса, лауреат Международной премии Народного альянса 2001 года за выдающиеся заслуги» . youtube.com. 12 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ «Международная награда Народного альянса за выдающиеся заслуги» . фолк.орг. Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс. «Талантливые техасцы будут удостоены чести», Houston Chronicle , 7 февраля 2003 г., стр. 2.
- ^ «Спасибо, что рассказали историю Техаса через искусство» . Остин Американ-Стейтсмен . 9 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 г. Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Законодательный орган чествует 13 художников и меценатов», San Antonio Express-News , 26 марта 2003 г., стр. 2B.
- ^ Коул, Кэтрин (18 июня 2013 г.). «Почтовая служба США представляет серию марок с музыкальными иконками | Голос Америки – английский» . Новости Голоса Америки . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Марка в честь музыкальной иконы Техано Лидии Мендосы» . Почтовая служба США. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «PBS - Музыка американских корней: песни и исполнители - Лидия Мендоса» . www.pbs.org . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Говенар и Боуман 2012 , с. 94.
- ^ «Лидия Мендоса (вокалистка)» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ "ОКех матрица W400425. Юля" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400426. Монтеррей» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400427. Песня о любви» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «OKeh матрица W400428. Amorcito согласия» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400429. Четыре милпы » ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября . Получено 16 . августа
- ^ "OKeh матрица W400430. Текотот Гуадены" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "ОКех матрица W400457. Дельгадина" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОК, матрица W400458. Я не хочу замуж» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400459. А ми Хуана» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400460. На большом ранчо» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «ОКех матрица W400461. El hijo prodigo» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица BVE-82636. Глаза моей киски" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-82637. Для ваших любимых» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-82638. Чёрные и китайские глаза» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЕ-82639. Ла Китай" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЕ-82640. Для тебя нужна моя любовь» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица BVE-82641. Кастосские мечты" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Лидия Мендоса (автор текста)» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2017 г. «Лидия Мендоса (композитор)» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-82643. У подножья твоего забора» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-82644. Я не могу тебя разлюбить» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-82645. Лехос» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-82646. La última copa» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица BVE-82647. Lamento Borincano" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-83918. Продолжение» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-83919. Лидия» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-83920. Я буду жить для тебя» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября . Получено 16 . августа
- ^ "Викторская матрица BVE-83921. Но есть что-то печальное" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЭ-83922. Поцелуи мои черные" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-83923. Mundo engañoso» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-83924. Никаких объявлений» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-83925. Toma este puñal» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-83926. Китай черных глаз» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЭ-83927. Если ты спишь" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЕ-83928. Мария, Мария" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица BVE-83929. Una rancherita" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица BVE-87815. Siempre te vais" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЕ-87816. Портовица" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-87817. Туз червей» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица BVE-87818. La cumbancha» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-87819. Поиск» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-87820. Каштан» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЭ-87821. Лилия" . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-87822. Деликатес» . ДАХР . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ «Лидия Мендоса (лидер)» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Лидия Мендоса (автор песен)» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Виктор Матрица БВЭ-87862. Веселый мальчик» . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ "Виктор Матрица БВЭ-87863. Одень моего вороного коня" . DAHR: Дискография американских исторических записей . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мендоса, Лидия; Бройлес-Гонсалес, Иоланда (17 мая 2001 г.). Жизнь Лидии Мендосы в музыке: norteño tejano Legacies = История Лидии Мендосы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512706-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смитсоновский центр фольклора и культурного наследия
- Джон Бернетт, Лидия Мендоса: первая леди Техано , Национальное общественное радио
- Записи Лидии Мендосы в Дискографии американских исторических записей .
- 1916 рождений
- смертей в 2007 г.
- Американские музыканты мексиканского происхождения
- Победители стипендии национального наследия
- Певцы из Хьюстона
- Американские гитаристы 20-го века
- Музыканты из Сан-Антонио
- Американские певцы 20-го века
- Гитаристы из Техаса
- Американские певицы 20-го века
- Теджано музыканты
- Музыканты Нортеньо
- Испаноязычные и латиноамериканские музыканты
- Артисты Okeh Records
- Исполнители Bluebird Records
- Артисты Imperial Records
- Американские женщины-гитаристки 20-го века
- Латиноамериканские и латиноамериканские певицы
- Американские женщины 21 века