Лисия Альбанезе

Лисия Альбанезе (22 июля 1909 г.) [1] итальянского происхождения — 15 августа 2014) — американское оперное сопрано . Известная особенно своими изображениями лирических героинь Верди и Пуччини , Альбанезе была ведущей артисткой Метрополитен-опера с 1940 по 1966 год. Она также сделала множество записей и была председателем Фонда Личии Альбанезе-Пуччини , который занимается помощью молодым художники и певцы.
Жизнь и карьера [ править ]
Фелиция Альбанезе родилась в июле 1909 года в Торре-Пелосе ( , Италия район Нойкаттаро ). Позже она отправилась в Торре-а-Маре, квартал Бари (главный город региона Апулия ). [2] [3] Ее неофициальный дебют состоялся в Милане в 1934 году, когда она заменила другое сопрано в «Мадам Баттерфляй » Пуччини , роль, которой она прославилась. За 40 лет она спела более 300 спектаклей Чио-Чио-Сан. Хотя ее хвалили за многие ее роли, в том числе за Мими , Виолетту , Лиу и Манон Леско , именно ее изображение гейши остается ее самой известной. Ее связь с этим произведением началась рано с ее учительницы Джузеппины Бальдассаре-Тедески, современницы композитора и важного представителя заглавной роли в предыдущем поколении.
Есть некоторые разногласия относительно того, когда она официально дебютировала. Это было то ли в том же году (1934) в Муниципальном театре в Бари, пел в «Богеме» , то ли в Парме , то ли в Милане в 1935 году в «Мадам Баттерфляй» . К концу того же года она дебютировала в Ла Скала в роли Лауретты в опере Джанни Скикки . Вскоре она добилась большого успеха во всем мире, особенно благодаря своим выступлениям в «Кармен» , «Л'амико Фриц» и «Мадам Баттерфляй» в Италии, Франции и Англии.
Альбанезе дебютировала в Метрополитен-опера 9 февраля 1940 года в первом из 72 представлений в партии Мадам Баттерфляй в старом Метрополитен-опера, несмотря на то, что после нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года выступления этой оперы были запрещены в США до конца Второй мировой войны. Ее успех был мгновенным, и Альбанезе оставалась в Метрополитене 26 сезонов, исполнив в общей сложности 427 спектаклей по 17 ролей в 16 операх. Она покинула компанию в 1966 году из-за спора с генеральным директором сэром Рудольфом Бингом , не получив торжественного прощания. После выступления в четырех постановках в сезоне 1965/66, в следующем сезоне у нее было запланировано только одно выступление. Она вернула свой контракт неподписанным.
Артуро Тосканини пригласил Альбанезе присоединиться к его концертным выступлениям «Богема» и «Травиата» с Симфоническим оркестром NBC в студии NBC 8H в 1946 году. Оба выступления позже были выпущены на LP и компакт-диске RCA Victor .
В 1959 году Альбанезе пел для тысяч радиослушателей в сотрудничестве с Альфредо Антонини , Ричардом Такером и членами Нью-Йоркского филармонического оркестра во время популярных передач «Итальянской ночи» со стадиона Льюисон в Нью-Йорке. [4] Она и ее коллеги были представлены в отрывках из опер Джакомо Пуччини , в том числе: «Тоска» , «Богема» , «Турандот» , «Манон Леско» и «Мадам Баттерфляй» . [5]
Она также была опорой Оперы Сан-Франциско , где пела с 1941 по 1961 год, исполнив 22 роли в 120 спектаклях за 20 сезонов, оставаясь отчасти из-за своего восхищения ее директором Гаэтано Меролой . На протяжении всей своей карьеры она продолжала широко выступать с сольными концертами и в опере, ее слышала по всей стране; она участвовала в благотворительных мероприятиях, развлекала солдат, вела собственное еженедельное радиошоу, была гостем на других передачах и телепередачах и часто записывалась.
Летом 1972 года Альбанезе поехал в Сан-Франциско на специальный гала-концерт в Sigmund Stern Recreation Grove, посвященный 50-летию Оперы Сан-Франциско. Присоединившись к многочисленным коллегам, певшим вместе с труппой, Альбанезе спел дуэтом из «Мадам Баттерфляй» с тенором Фредериком Ягелем в сопровождении Оперного оркестра Сан-Франциско под управлением давнего директора Курта Герберта Адлера .
Даже после семидесятилетней карьеры Альбанезе продолжал время от времени выступать. Услышав, как она поет национальный гимн во время открытия Метрополитена, Стивен Сондхейм и Томас З. Шепард выбрали ее на роль опереточной дивы Хайди Шиллер в « Безумиях Сондхейма» на концерте с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Эйвери Фишер-холле в 1985 году. Во время весеннего сезона 1987 года В Театре «Под звездами» в Хьюстоне, штат Техас, Альбанезе сыграл главную роль в постановке « Безумства» , которая имела большой успех.
Альбанезе умерла 15 августа 2014 года в возрасте 105 лет в своем доме на Манхэттене. [6]
Ее популярность в «Травиате» была такова, что она спела больше представлений этой оперы в Метрополитене и Опере Сан-Франциско, чем любая другая певица в истории обеих трупп.
Ее голос имел характерный характер, который итальянцы называют лирико спинто , отличающийся быстрым вибрато , острой дикцией, интенсивностью атаки и непоколебимым эмоциональным воздействием. За свою карьеру она выступала со многими выдающимися оперными деятелями современности — Беньямино Джильи , Клаудией Муцио , Юсси Бьёрлингом и Франко Корелли . Она работала с некоторыми из лучших дирижеров своего времени, но именно ее работа с Тосканини сохранилась до наших дней. Несмотря на свой талант и многочисленные выступления, она не была самой известной из своих современниц, ее в свое время затмевали Зинка Миланова , Мария Каллас , Виктория де лос Анхелес и Рената Тебальди .
Альфредо Веккьо, частый зритель на ее выступлениях, отдал следующую дань карьере Альбанезе в клубе Columbus Club на Парк-авеню в Нью-Йорке в 1986 году:
Как и у всех великих художников, особая изобретательность Личии как певицы, оригинальность ее искусства заключались в том, что техника, по крайней мере для этой художницы, всегда была средством для достижения цели, а не самоцелью: ибо характерны черты всех великих художников. искусство – это способность соединить технику с эмоциями. Любой другой подход для Альбанезе противоречил бы музыкальному чувству, с которым она родилась, противоречил бы музыкальному образованию, которое она приобрела, и, если бы оно существовало, противоречил бы ее музыкальной морали. Именно это, уникальность и музыкальное мастерство Лисии, привлекло меня, которое привлекло нас в мир Мими, Чио-Чио-Сан, Манон, Лю и Виолетты неделю за неделей, год за годом, приглашая меня в то место и места, которые я никогда раньше не был. Именно по всем этим причинам Вирджил Томсон смог написать о первой Виолетте Лисии: «Она не пела роль, она воссоздала ее для нашего времени». Как мы все знаем, искусство Альбанезе способно на самый широкий спектр эффектов: от трагического до комедийного, от драматического репертуара до лирического и даже субретка : и для каждого, кому посчастливилось услышать ее исполнение опереточных пьес, она не оставляет сомнений в том, что она рождена для опереточной формы так же, как и для остальных. [7]
Во все свои работы Альбанезе привнесла страсть и преданность своему богатому голосу сопрано, уравновешенному во всем диапазоне и волнующему в кульминациях. Однако, несмотря на неоднократные выступления, она ни разу не впала в рутину. Как она объяснила в интервью 2004 года Аллану Ульриху из San Francisco Chronicle : «Я всегда меняла каждое выступление. Мне никогда не было скучно, и я против копирования. У великих певцов я научилась не копировать, а тому, что драматургия есть в музыке». [8]
и Записи наследие
Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Альбанезе появился в самой первой прямой телепередаче Метрополитен-опера » Верди « Отелло вместе с Рамоном Винаем и Леонардом Уорреном под управлением Фрица Буша . Она входит в первое поколение оперных певиц, широко появляющихся в записях и на радио, ее выступления, которые теперь снова появляются как на компакт-дисках, так и на видео, стали ярким свидетельством ее способностей. По этим записям будущие поколения смогут составить некоторое представление о том, какой она была певицей, и понять, что делало ее уникальной артисткой.
Артуро Тосканини пригласил Альбанезе спеть Мими в Симфонического оркестра NBC исполнении 1946 года «Богемы» . Трансляция ознаменовала 50-летие премьеры оперы, которую он дирижировал в 1896 году. В следующем сезоне Тосканини снова выбрал ее, на этот раз на роль Виолетты в ставшей классической постановке « Травиаты» , транслировавшейся по национальному радио NBC 1 и 8 декабря. 1946. Оба выступления впоследствии были выпущены на пластинках RCA Victor и с тех пор постоянно переиздаются.
Альбанезе была известна изяществом, с которым она исполнила «Травиату» под знаменитым напряженным руководством маэстро. « Мария Каллас однажды спросила меня, как мне удалось это пережить, но Тосканини хотел, чтобы именно так и было», — вспоминал позже Альбанезе. «Это должно быть как шампанское», — сказал он. Я пожаловался ему, и он сказал: «Ты справишься». Прежде чем спеть эту партию, я пошел в больницу, чтобы изучить поведение людей, больных туберкулезом, и узнал, что иногда они могут впадать в истерику». [9]
Она записывалась в основном для RCA Victor . Среди ее записей - » Бизе « Кармен под руководством Фрица Райнера с Рисэ Стивенс и Яном Пирсом Пуччини (1951) и «Манон Леско» с Юсси Бьёрлингом и Робертом Мерриллом под управлением Джонеля Перлеа (1954). Для записи в 1951 году под управлением Леопольда Стоковского сцены письма Татьяны из оперы Чайковского « Евгений Онегин» , которую она никогда раньше не пела, , она специально для этого случая выучила русский язык.
Сопрано Тереза Стратас была названа в заслугу исполнению Метрополитен-опера « Травиаты» Торонто» с Альбанезе в главной роли в «Кленовых садах , что побудило ее к певческой карьере.
Альбанезе был председателем Фонда Лисии Альбанезе-Пуччини , основанного в 1974 году и занимающегося помощью молодым артистам и певцам. Она также была попечителем Фонда Бэгби. Она работала с Джульярдской музыкальной школой , Манхэттенской музыкальной школой и Манхэттенским колледжем Мэримаунт , а также проводила мастер-классы по всему миру.
и награды международные Национальные
Альбанезе стала гражданкой США в 1945 году. 5 октября 1995 года президент Билл Клинтон вручил ей Национальную медаль почета в области искусств .
Она получила награды и почетные степени Манхэттенского колледжа Мэримаунт , Государственного педагогического колледжа Монтклер , Колледжа Святого Петра, Нью-Джерси , Университета Сетон Холл , Университета Южной Флориды , Университета Фэрфилд , Сиенского колледжа , Колдуэллского колледжа и Университета Фэрли Дикинсон .
наградил ее престижным Медальоном Генделя , высшей официальной наградой города Нью-Йорка, врученной людям за вклад в культурную жизнь города. В 2000 году Рудольф Джулиани На церемонии мэр Джулиани почтил память карьеры женщины. который «без сомнения [один] из самых любимых и уважаемых исполнителей в мире». [10]
Примечания [ править ]
- ↑ В ее петиции о натурализации в США указано 22 июля; В некрологе «Нью-Йорк Таймс » (М. Фокс) говорится 23 июля; некоторые другие утверждают, что 24 июля
- ^ Ходатайство о натурализации: Лисия Альбанезе Гимма
- ↑ За несколько лет до ее смерти во многих печатных и онлайн-ресурсах годом ее рождения был 1913, и именно этот год использовался во многих сообщениях о ее смерти и некрологах. Некролог Лисии Альбанезе, автор Алан Блит , The Guardian , 19 августа 2014 г.
- ^ Обзор концертов на стадионе - Симфонический оркестр стадиона, Herald Square Press, Том XLII, № 1, 22 июня 1959 г., стр. 17 Обзор программы концертов на стадионе Лисии Альбанезе, Альфредо Антонини, Ричарда Такера и Нью-Йоркского филармонического оркестра 25 июня 1959 г., с. 17 на nyphil.org. Архивировано 4 февраля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Лисия Альбанезе, Альфредо Антонини, Ричард Такер, выступление на стадионе Льюисон на wqxr.org
- ^ «Лисия Альбанезе, возвышенное сопрано, умерла в 105 лет», Маргалит Фокс , The New York Times , 16 августа 2014 г.
- ^ Веккьо, Альфредо, Дань уважения мадам. албанский
- ^ Дэвис, Дэн, «Лисия Альбанезе» (обзор)
- ^ Ульрих, Аллан, «Много слез было пролито, когда пела сопрано Лисия Альбанезе. Теперь она празднует свою фирменную работу, Мадам Баттерфляй », San Francisco Chronicle , 4 октября 2004 г. Архивировано 30 мая 2005 г., в Wayback Machine.
- ↑ Мэр Джулиани вручает медальон Генделя Лисии Альбанезе и Роберте Петерс (пресс-релиз), 20 ноября 2000 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Веб-сайт Фонда Лисии Альбанезе-Пуччини
- Запись " Libiamo ne' приятного каличи " из оперы "Травиата" Альбанезе и Яна Пирса под управлением Тосканини. Проверено 19 августа 2006 г.
- Интервью Брюса Даффи с Лисией Альбанезе , 26 февраля 1988 г.
- Лисия Альбанезе на IMDb
- 1909 рождений
- смертей в 2014 г.
- Итальянские эмигранты в США
- Итальянское оперное сопрано
- Американские оперные сопрано
- Люди апулийского происхождения
- Музыканты из Бари
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Итальянские долгожители
- Американские женщины-долгожители
- Итальянские оперные певицы XX века
- Женщины-долгожители
- Американские оперные певицы 20-го века
- Американские оперные певицы XXI века
- Художники RCA Виктор
- Натурализованные граждане США