Франко Корелли
Франко Корелли (8 апреля 1921 - 29 октября 2003) был итальянским тенором , сделавшим крупную международную оперную карьеру в период с 1951 по 1976 год. Связанный, в частности, со спинто и драматическими теноровыми ролями в итальянском репертуаре , он прославился во всем мире за свой мощный голос. , электризующие верхние ноты, чистый тембр, страстное пение и замечательное исполнение. Прозванный «принцем теноров», зрители были очарованы его красивыми чертами лица и харизматичным поведением на сцене. В период с 1961 по 1975 год у него было долгое и плодотворное сотрудничество с Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он также выступал на сценах большинства крупнейших оперных театров Европы и оперных трупп по всей Северной Америке. [1]
Биография
[ редактировать ]Молодость и образование: 1921–1950 гг.
[ редактировать ]Корелли родился Дарио Франко Корелли в Анконе в семье, которая, как говорят, имела мало музыкального образования или вообще не имела его вообще. [2] Хотя его родители не были особенно музыкальными, его дед по отцовской линии Аугусто фактически бросил работу в 35 лет, чтобы сделать успешную карьеру оперного тенора. [3] Его старший брат Альдо впоследствии бросил школу, чтобы стать оперным баритоном, а двое его дядей пели в хоре Teatro delle Muse в Анконе. [4] Его отец был кораблестроителем итальянского военно-морского флота , и семья жила на берегу Адриатического моря . [1] Корелли любил море и сначала решил пойти по стопам своего отца, получив степень военно-морского инженера в Болонском университете . Во время учебы там он принял участие в музыкальном конкурсе по предложению друга, певца-любителя. Хотя он и не выиграл конкурс, судьи посоветовали ему продолжить певческую карьеру, и Корелли поступил в Музыкальную консерваторию Пезаро , чтобы изучать оперу. [2]
В консерватории Корелли учился у Риты Павони , но был недоволен результатами, заявив, что эти уроки практически уничтожили его верхний регистр. После этого Корелли решил стать своим собственным учителем и называл учителей вокала «опасными людьми» и «чумой для певцов». [2] Корелли заявил, что он научился части своей техники у друга, который был учеником Артуро Мелокки , преподавателя вокала, обучавшего Марио Дель Монако , и который пропагандировал технику, основанную на пении с опущенной гортанью . [5] Корелли учился у самого Мелокки лишь «иногда». [5] Корелли модифицировал технику, чтобы избежать ограничений, которые Корелли заметил в способности учеников Мелокки справляться с мезза-голосом (умеренной громкостью) и легато (плавным) пением. Он тщательно изучал карьеру Дель Монако, который опередил Корелли в первом ряду итальянских теноров, используя технику опущенной гортани, и которого иногда критиковали за недостаток тонкости в пении. Корелли заявил: «В конечном итоге я модифицировал метод так, что моя гортань «плавает» — я не держу ее постоянно опущенной до максимума». [5] Корелли также учился, подражая стилю и вокальным эффектам записей великих теноров, таких как Энрико Карузо , Джакомо Лаури-Вольпи , Аурелиано Пертиле и Бениамино Джильи . [2] Opera News заявила, что техника Корелли с опущенной гортанью «привела к кавернозному звуку даже в высоких отрывках, где он приобрел яркость. Регулируя давление дыхания, тенор мог уменьшить этот звук, сохраняя при этом суть голоса в diminuendo на высокой си-бемоль, эффект , или даже morendo которого добивался Верди в конце «Селесты Аиды». [1]
Начало карьеры: 1951–1960 гг.
[ редактировать ]Летом 1951 года Корелли выиграл Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции дебютировал в Сполето , а следующей осенью . Первоначально он должен был спеть Радамеса в опере Верди « Аида» , и потратил три месяца на подготовку партии с дирижером Джузеппе Бертелли . Бизе Однако в конце концов Корелли переключился на Дона Хосе в « Кармен» , чувствуя, что на этом этапе ему не хватает технического мастерства и легато для роли Радамеса. [2] В мае 1952 года он дебютировал в Римской опере в роли Маурицио в «Адриане Лекуврёр» вместе с Марией Канилья в роли Адрианы. [6] В том же году он выступал в операх небольших оперных театров по всей Италии и на итальянском радио. В 1953 году он присоединился к числу ведущих теноров Римской оперы, где провел большую часть своего времени, выступая до 1958 года. [6] Его первой ролью в труппе в 1953 году была роль Ромео в Зандонаи редко исполняемой опере «Джульетта и Ромео» . [2] Беллини Позже в том же сезоне он спел Поллиона в «Норма» вместе с Марией Каллас в главной роли. Это был первый раз, когда они пели друг напротив друга, и Каллас сразу же стала поклонницей Корелли. Эти двое часто выступали друг с другом в течение следующих нескольких лет в партнерстве, которое продлилось до конца карьеры Каллас. [1]
Выступая в Римской опере, Корелли также неоднократно выступал в других оперных театрах как в Италии, так и за рубежом. Он впервые появился в Ла Скала в Милане в 1954 году в роли Лицинио в Спонтини » «Вестале напротив «Джулии» Каллас на открытии сезона 1954–1955 годов. В течение следующих пяти лет он возвращался в этот дом еще несколько раз, спев с Каллас в постановках «Федора» (1956), «Пирата» (1958) и «Полиуто» (1960). [1] Он также особенно исполнил роль Дика Джонсона в знаменитом спектакле « La fanciulla del West» в Ла Скала в 1956 году вместе с Джильолой Фраццони и Тито Гобби , который транслировался в прямом эфире по итальянскому радио. [1] Вскоре последовали и другие важные дебюты Корелли, в том числе его первые выступления на Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции и на фестивале Arena di Verona в 1955 году; Венская государственная опера в роли Радамеса и Королевский оперный театр Ковент -Гарден в Лондоне в роли Каварадосси в 1957 году; [1] Национальный театр Сан-Карлос в Лиссабоне, Лирическая опера Чикаго и Опера Сан-Франциско в 1958 году; и Берлинская государственная опера в 1961 году. Среди многочисленных триумфов десятилетия Корелли были два знаменитых выступления в Театре Сан-Карло в Неаполе , появление в 1958 году роли Дона Альваро в «Силе судьбы» напротив другого из его постоянных соратников, Рената Тебальди в роли Леоноры и исполнение Маурицио в «Адриане Лекуврёр» в 1959 году с Магдой Оливеро в главной роли. [1]
В начале своей карьеры Корелли пел в ряде редких опер, в которых он одержал победу, включая исполнения » Спонтини « Агнессы фон Гогенштауфен в ее итальянской версии, «Агнесы ди Гогенштауфен», Генделя « Джулио Чезаре и Геркулес» » Прокофьева , «Войну и мир и мировая премьера оперы Гвидо Геррини Энея » « [1] К 1960 году его активный репертуар включал около 30 партий, в том числе заглавную роль в Джордано « Андре Шенье» , Туридду в Масканьи « Сельской чести» » Пуччини , Родольфо в «Богеме , а также заглавные партии в « Дон Карлосе и Эрнани» Верди . [2]
В 1957 году Корелли встретил сопрано Лоретту ди Лелио, когда она пришла за кулисы после одного из его выступлений в Римском оперном театре, чтобы взять у него автограф. Они начали встречаться романтически и поженились в 1958 году. После свадьбы Лоретта отказалась от своей молодой оперной карьеры, чтобы работать у мужа бизнес-менеджером, секретарем, агентом по связям с общественностью, поваром и переводчиком с английского языка. Их брак продлился до смерти Корелли сорок пять лет спустя. [2]
Годы Метрополитен-опера: 1961–1975.
[ редактировать ]Корелли дебютировал в в Нью-Йорке 27 Метрополитен-опера января 1961 года в роли Манрико в «Трубадуре» вместе с сопрано Леонтиной Прайс в роли Леоноры, которая в тот вечер также дебютировала в Метрополитене. [1] Он пел с большим успехом в Метрополитене до 1974 года в таких ролях, как Калаф (с Биргит Нильссон в роли Турандот ), Каварадосси , Маурицио , Эрнани , Родольфо и Эдгардо . Он также исполнил французские партии в новых постановках «Ромео и Джульетты» и «Вертера» . Он пел на нескольких исторических вечерах в Метрополитене, включая: заключительный гала-концерт в старом Метрополитене, концерт в честь выхода на пенсию сэра Рудольфа Бинга и легендарное возвращение Каллас Тоска. [1] Его последнее выступление в Метрополитене состоялось 28 декабря 1974 года в партии Калафа с Ингрид Бьонер , которая также исполнила свое последнее выступление в Метрополитене в роли Турандот. Тем не менее, Корелли много гастролировал с Метрополитен-опера в 1975 году, выступая с выступлениями в городах США и Японии. [7]
Выступая в Метрополитене, Корелли продолжал выступать на международной арене. В 1961 году он дебютировал в Немецкой опере Берлина . Он вернулся в Ла Скала в 1962 году для возрождения оперы Мейербера « Гугеноты » вместе с Джоан Сазерленд и в том же году появился в роли Манрико в хваленой постановке «Трубадура» на Зальцбургском фестивале под управлением Герберта фон Караяна и вместе с Леонтиной Прайс, Джульеттой. Симионато и Этторе Бастианини . [1] Также в 1962 году он впервые выступил с труппой Филадельфийской лирической оперы в роли Марио Каварадосси. Он возвращался в Филадельфию почти каждый год до 1971 года, сыграв около дюжины различных ролей. [8] Дебютировал в Парижской опере в 1964 году вместе с Каллас в «Тоске» и «Норме». Он также заслужил высокое признание, сотрудничая с итало-американским дирижером Альфредо Антонини на нескольких гала-концертах в Нью-Йорке в середине 1960-х годов. [9] [10]
В начале 1970-х годов голос Корелли начал проявлять некоторые признаки износа после многих лет интенсивного использования в требовательном репертуаре. В результате тенору становилось все труднее справляться с нервозностью, возникающей вокруг выступлений. В последний раз он выступал в опере в роли Родольфо в 1976 году в Торре-дель-Лаго в возрасте 55 лет. [1] Позже Корелли сказал о своем решении: «Я чувствовал, что мой голос немного устал, немного непрозрачен и менее блестящ, чем раньше. Жизнь певца стоила мне очень многого. Я был полон опасений и злился на всех. нервов, я не ел и не спал». [2]
Дальнейшая жизнь: 1976–2003 гг.
[ редактировать ]Уйдя со сцены, Корелли стал популярным учителем вокала в Нью-Йорке, что несколько иронично для человека, который большую часть своей жизни сам презирал учителей вокала. [1] [11] Его ненадолго уговорили выйти на пенсию ради концертов в 1980 и 1981 годах. [1] Он умер в Милане 29 октября 2003 года в возрасте 82 лет после перенесенного в том же году инсульта и был похоронен в миланском Cimitero Monumentale .
Критический прием
[ редактировать ]Обладая богатым и звонким теноровым голосом и внешностью кинозвезды, Корелли с самого начала своей карьеры завоевал широкую публику. Однако, хотя публика была в восторге от тенора, музыкальные критики разделились: некоторые жаловались на то, что они воспринимали как потакание своим прихотям в фразировках и выражениях. В 1960-х годах настроения против Корелли были выражены Аланом Ричем из The New York Herald Tribune в статье 1966 года, в которой, хотя и признавалась яркость и горячность его пения, Корелли считался возвратом к прошлому. Рич сказал, что Корелли «не работает в опере, но использует ее для целей, которым она не должна была служить». [2] Кроме того, многие критики не одобряли его выступления во французской опере из-за экзотической французской дикции и стиля тенора. [1] Тем не менее, у Корелли также были поклонники среди нескольких весьма уважаемых и известных критиков, в том числе Гарольда К. Шенберга из The New York Times , который однажды защищал свободу выражения, проявленную Корелли, говоря, что его игра обладает «своей собственной логикой». [2]
Репертуар
[ редактировать ]Роль | Опера | Композитор |
---|---|---|
Ремо | Ромул | Аллегра |
Гуальтьеро | Пират | Беллини |
Поллион | Норма | Беллини |
Артуро Талбот | Пуритане | Беллини |
Дон Хосе | Кармен | Бизе |
Морис Саксонский | Адриана Лекуврёр | Килея |
Эдгардо Рэйвенсвуд | Лючия ди Ламмермур | Доницетти |
Полиуто | Полиуто | Доницетти |
Андреа Шенье | Андреа Шенье | Джордано |
Лорис Ипанов | Федора | Джордано |
Ахиллес | Ифигения в Авлиде | Глюк |
Фауст | Фауст | Гуно |
Ромео | Ромео и Джульетта | Гуно |
Орфей Сдвиг |
Эней | Геррини |
Секст Помпей | Юлий Цезарь в Египте | Гендель |
Ему | Геркулес | Гендель |
Канио | Клоуны | Леонкавалло |
Туридду | Деревенская кавалерия | Масканьи |
Вертер | Вертер | Массне |
Рауль ди Нагис | Гугеноты | Мейербер |
Энцо Гримальдо | Мона Лиза | Понкьелли |
Pierre Bezhukov | Война и мир | Прокофьев |
Родольфо | богемный | Пуччини |
Марио Каварадосси | Тоска | Пуччини |
Дик Джонсон | Девушка Запада | Пуччини |
Корм | Turandot | Пуччини |
Арнольд Мелктал | Гийом Телль | Россини |
Лициний | Весталка | Спонтини |
Генрих Брауншвейгский | Аньезе ди Гогенштауфен | Спонтини |
Эрнани | Эрнани | отдал |
Макдуф | Макбет | отдал |
Арриго | Битва при Леньяно | отдал |
Манрико | Трубадур | отдал |
Габриэле Адорно | Саймон Бокканегра | отдал |
Густав III | Бал-маскарад | отдал |
Дон Альваро | Сила судьбы | отдал |
Дон Карло | Дон Карло | отдал |
Радамес | Аида | отдал |
Otello | Otello | отдал |
Ромео Монтегю | Джульетта и Ромео | Зандонай |
Избранные записи
[ редактировать ]Корелли сделал множество записей сольных арий и полных опер. Они раскрывают великолепие голоса Корелли в его расцвете в конце 1950-х и 1960-х годах. Многие поклонники предпочитают записи его живых выступлений, находя пение Корелли перед публикой более захватывающим, чем его студийные выступления. Многие из них доступны.
Год | Опера | Бросать | Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка |
---|---|---|---|---|
1956 | Верди – Аида | Мэри Кертис Верна , Франко Корелли, Мириам Пираццини , Джанджакомо Гуэльфи , Джулио Нери |
Анджело Это Хор и оркестр RAI Турин |
Цитра |
1960 | Беллини – Норма | Мария Каллас , Криста Людвиг , Франко Корелли, Никола Заккария |
Туллио Серафин Хор и оркестр театра Ла Скала |
я |
1960 | Леонкавалло – Клоуны | Франко Корелли, Люсине Амара Тито Гобби , Марио Занаси |
Ловро фон Матачич Хор и оркестр театра Ла Скала |
я |
1962 | Масканьи – деревенская кавалерия | Виктория де лос Анхелес , Франко Корелли, Марио Серени |
Габриэле Сантини Римской оперы Хор и оркестр |
я |
1963 | Бизе – Кармен | Леонтайн Прайс , Франко Корелли, Мирелла Френи , Роберт Меррилл |
Герберт фон Караян Венская филармония и хор Венской государственной оперы |
РКА |
1963 | Джордано – Андреа Шенье | Франко Корелли, Антониетта Стелла , Марио Серени |
Габриэле Сантини Хор и оркестр Римской оперы |
я |
1964 | Верди – Дон Карлос | Франко Корелли, Леони Рысанек , Ирен Далис , Николае Херлеа , Джорджио Тоцци , Герман Уде | Курт Адлер Метрополитен-опера (запись в прямом эфире 7 марта) [12] |
С Оперой [13] |
1964 | Верди – Трубадур | Франко Корелли, Габриэлла Туччи , Джульетта Симионато , Роберт Меррилл Ферруччо Маццоли |
Томас Шипперс Хор и оркестр Римской оперы |
я |
1965 | Пуччини – Турандот | Биргит Нильссон , Франко Корелли, Рената Скотто , Бональдо Джайотти |
Франческо Молинари-Праделли Хор и оркестр Римской оперы |
я |
1967 | Верди – Аида | Биргит Нильссон , Франко Корелли, Грейс Бамбри , Марио Серени, Бональдо Джайотти |
Зубин Мехта Хор и оркестр Римской оперы |
я |
1966 | Гуно – Фауст | Джоан Сазерленд , Франко Корелли, Николай Гяуров |
Ричард Бониндж Хор Амброзианской оперы , Лондонский симфонический оркестр |
ДЕККА |
1966 | Пуччини – Тоска | Биргит Нильссон, Франко Корелли, Дитрих Фишер-Дискау |
Лорин Маазель Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия |
ДЕККА |
1968 | Гуно – Ромео и Джульетта | Франко Корелли, Мирелла Френи, Ксавье Дюпра |
Ален Ломбард Парижской оперы Хор и оркестр |
я |
1970 | Бизе – Кармен | Франко Корелли, Анна Моффо Хелен Донат, Пьеро Каппуччилли |
Лорин Маазель Оркестр и хор Немецкой оперы в Берлине. |
РКА |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сифф, Ира (январь 2004 г.). «Некрологи: Франко Корелли» . Оперные новости . Проверено 16 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Томмазини, Энтони (30 октября 2003 г.). «Франко Корелли, итальянский тенор силы и харизмы, столп Метрополитена, умер в возрасте 82 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2009 г.
- ^ Сегерс, Рене (2008). Франко Корелли, принц теноров . Хэл Леонард Corp. с. 3. ISBN 978-1-5746-7163-6 .
- ^ Сегерс, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Цукер, Стефан (3 февраля 1996 г.). «Корелли: тенор мира». Оперные новости .
- ^ Jump up to: а б Гамильтон, Фрэнк (ред.). «Анналы выступлений Франко Корелли 1951–1981» (PDF) . Фрэнк Гамильтон . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2018 года.
- ^ Архив Метрополитен-опера
- ^ Бесплатная библиотека Филадельфии : Коробка: Фила. Лирическая оперная труппа : 782.1 P5326p Bal Two [1968–1975]
- ↑ The New York Times, 6 декабря 1964 г., стр. 114
- ↑ The New York Times, 14 ноября 1965 г., стр. 101
- ^ Хонан, Уильям Х. (18 января 1993 г.). «Суть музыкального мифа проявляется во плоти» . Нью-Йорк Таймс . п. С11 . Проверено 31 октября 2021 г.
- ↑ Трансляция утренника Met от 7 марта 1964 года в архиве Met Opera.
- ^ «Верди, Дон Карлос , 7 марта 1964 года» , Met Opera on Demand.
Библиография
[ редактировать ]- Гамильтон, Дэвид; Андрис-Михаларос, Алики, ред. (1987). Энциклопедия Метрополитен-опера . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-6716-1732-5 .
- Грубер, Пол (1993). Путеводитель Метрополитен-опера по записанной опере . WW Нортон. ISBN 978-0-3930-3444-8 .
- Ландини, Джанкарло (2010). Франко Корелли, Человек, голос, искусство . Виареджо: Книги идей. ISBN 978-8-8880-3368-6 .