Ловро фон Матачич

Ловро фон Матачич (14 февраля 1899 г. - 4 января 1985 г.) [ 1 ] был хорватским дирижером и композитором.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ловро фон Матачич родился в Сушаке в семье, получившей дворянский титул в начале 17 века. В детстве он всегда был окружен музыкой и искусством: его отец делал карьеру оперного певца, а мать – актрисы. После развода родителей семья переехала в Вену, где Ловро в возрасте восьми лет присоединился к Венскому хору мальчиков Королевской придворной капеллы. Репертуар хора, должно быть, повлиял на его дальнейшие увлечения, но больше всего через музыку Антона Брукнера . В гимназии пиаристов в Вене он получил образование по игре на фортепиано, органе и теории музыки. Его музыкальное образование продолжилось под руководством выдающихся преподавателей Венской Высшей школы музыки . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] который он никогда официально не посещал и не получил никаких степеней.
После Вены
[ редактировать ]Матачич доказал свой талант на практике, когда в 1916 году начал работать аккомпаниатором в Кёльнской опере . Однако, когда началась война, он пошел добровольцем в армию, а также стал активным революционером: в 1918 году он присоединился к кругу левых интеллектуалов в Вене, которые признали его художественный талант. У него уже было готово несколько произведений; стихотворение «Виджилия» он читал своим коллегам , и ему было шестнадцать, когда Тонкюнстлероркестр Венского Музикферайна под управлением Бернхарда Паумгартнера представил премьеру его «Фантазии для оркестра» .
Не многие из сочинений Матачича сохранились полностью, хотя некоторые из них он включил в свои программы после того, как стал выдающимся дирижером, например, Симфонию «Противостояние» или Кантату «Конюх планина» . После войны он зарабатывал на жизнь в основном игрой в кафе, написанием обзоров и кратковременными выступлениями в Осиеке , Загребе и Нови-Саде , где отслужил необходимую военную службу в качестве военного музыканта. Уже тогда его выступления были отмечены оперными пьесами и вокальным репертуаром, но постоянной должности он нашел только в 1922 году, когда поступил на работу в Люблянскую оперу. Тем временем он женился на Карле Дубской, чешской певице, которая познакомила его с золотой эрой чешской музыки. Его первым успехом в Любляне стало исполнение Леоша Яначека оперы «Енуфа» , которая впоследствии стала одной из наиболее часто исполняемых опер репертуара Матачича.
Карьера дирижера
[ редактировать ]После Любляны его выступления и успехи выровнялись: с Белградской оперой и Академическим хором Обилича, его первое выступление перед Загребским филармоническим оркестром (1927) и Венским симфоническим оркестром в Концертхаусе (1928), Государственной оперой Летоника в Рига и более постоянный переезд в Загреб в 1932 году, где он распространил свою деятельность на оперу, симфонию и хор. репертуар.
В 1936 году Матачич дирижировал Берлинской филармонией и стал постоянным гостем оркестра. В 1938 году он оставил должность постоянного дирижера Хорватского национального театра в Загребе и стал директором Белградской оперы и главным дирижером Белградской филармонии.
Вторая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Матачич большую часть времени проводил в Загребе в качестве армейского офицера, но также продолжал дирижировать: он выступал в Загребе со всеми крупными местными оркестрами, а также в Вене и Берлине. Он был инспектором музыкальных ансамблей хорватской армии и отвечал за весь корпус военной музыки в Хорватии. Его последний концерт перед арестом состоялся за две недели до капитуляции Германии – 23 апреля 1945 года он выступил с оркестром Государственного радио. Он всегда отказывался подробно комментировать свой статус во время и после войны. За более чем год, проведенный в тюрьме, ему вновь представилась возможность заниматься музыкой – он руководил тюремным оркестром и хором. После того, как его второй жене Элизабете Лилли Левенсон, на которой он женился в 1933 году, удалось добиться для него помилования, он переехал в Скопье в 1948 году.
Карьера после войны
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() |
разрешение До 1954 года, когда ему удалось получить от Тито на выдачу паспорта, его деятельность в бывшей стране ограничивалась Риекой и Любляной, но вскоре его карьера получила полный международный импульс. Запись в 1954 году отрывков из Рихарда Штрауса «Арабеллы» (с Элизабет Шварцкопф ) в Лондоне для лейбла Columbia ознаменовала новое начало в жизни дирижера. Он заменил Герберта фон Караяна на этой записи, а затем подписал пятилетний контракт со звукозаписывающей компанией. В следующем году он заменил Карла Бема в Баварской государственной опере в Мюнхене на триумфальном исполнении «Ариадны» Штрауса на Наксосе . Последовали выступления в Берлине, Штутгарте , Аугсбурге , Зальцбурге, Граце и других местах, где он дирижировал концертными программами, операми и часто даже руководил постановками. Его приглашали в Дрезденскую государственную капеллу, Государственную оперу Восточного Берлина, а также на гастроли по Европе, включая Любляну, Сплит и Дубровник .
Покинув Дрезден в 1958 году, Матачич укрепил свои связи с Веной, дебютировал на Байройтском фестивале , где он также начал долгосрочное сотрудничество с оперным режиссером и Рихарда Вагнера внуком Виландом Вагнером . Наконец он отправился в Соединенные Штаты, где выступил в Чикагской опере . Матачич покорил и итальянскую публику — в 1961 году в Римской опере Вагнера он исполнил «Кольцо Нибелунга» . В 1961 году во Франкфурте он стал главным дирижером муниципальной оперы и престижной серии музейных концертов.
Он продолжал работать в нескольких областях: записывался для RAI в Турине и одновременно руководил Летним фестивалем в Дубровнике . Он был удостоен звания почетного пожизненного дирижера Симфонического оркестра NHK в Японии, дирижировал такими оркестрами, как Филармония, Чешский, Берлинский и Мюнхенский филармонические оркестры. Выступал в Баварской государственной опере , театре Колон в Буэнос-Айресе, Государственной и Народной опере Вены. В Музикферайне он регулярно дирижировал Венским симфоническим оркестром , входил в состав жюри конкурса дирижеров Караяна, а в 1974 году стал главным дирижером Оркестра Национальной оперы Монте-Карло. Список продолжается его назначением на должность главного дирижера Загребского филармонического оркестра в 1970 году, благодаря чему он реализовал ряд амбициозных планов, включая поддержку молодых дирижеров посредством специальной серии – « Представление молодых дирижеров» .
Он умер в Загребе в 1985 году.
Сотрудничество
[ редактировать ]Среди музыкантов, с которыми он сотрудничал, — Святослав Рихтер , Артур Рубинштейн , Кристиан Феррас , Рудольф Бухбиндер , Марияна Радев, Ружа Поспис Балдани, Элизабет Шварцкопф , Криста Людвиг , Рената Тебальди , Биргит Нильссон , Леонтин Прайс , Николай Гедда и Дитрих Фишер-Дискау . Он записывался для таких лейблов, как Columbia и Supraphon , охватывая обширный репертуар. Хотя Антон Брукнер занимал первое место по своему симфоническому и концертному репертуару, а Рихард Вагнер вместе со своим любимым «Орфеем» Г. В. Глюк и «Енуфа» Яначека были вершиной его оперного репертуара, интересы Ловро фон Матачича охватывали огромный диапазон от Палестрины , Монтеверди и Генри Перселла , через Генделя , Моцарта , Гайдна и Бетховена до Мусоргского , Малера , Яначека , Сметаны , Р. Штрауса. , Вагнер, Верди и другие.
Особое внимание он уделял исполнению произведений хорватских композиторов. Его первые выступления с Берлинским филармоническим оркестром в 1936 году уже включали сюиту из Крешимира Барановича балета «Пряничное сердце» и Якова Готоваца «Симфоническое коло» . В программы его последующих международных и хорватских выступлений также вошли произведения Йосипа Хаце , Благое Берсы , Божидара Широлы, Божидара Кунца, Бориса Папандопуло , Антуна Добронича и Йосипа Штолцер-Славенского , Бруно Белинского . Матачич однажды сказал: « Однажды, когда подведут черту, будет иметь значение не то, что я сделал для международных композиторов, а то, какой я вклад в хорватскую музыку» . Его многочисленные усилия в этом отношении, безусловно, должны включать его последнюю волю и свидетельства, которыми он основал Фонд Ловро и Лилли Матачич.
Награды и благодарности
[ редактировать ]За свои антологические интерпретации (особенно произведений Брукнера и Вагнера , а также основных произведений славянского репертуара) он был награжден медалью Брукнера Международного общества Брукнера , кольцом Брукнера Венского симфонического оркестра , медалями Яначека и Сметаны правительства Чехословакии. Крест 1-го ордена искусств и наук президента Австрийской Республики . Ганса фон Бюлова Медаль Берлинской филармонии , а также множество других наград.
Композитор
[ редактировать ]Матачич также был композитором. Его самое значительное сочинение - « Симфония конфронтаций » («Symphonie der Konfrontationen», 1979, переработка 1984), часовое произведение в четырех частях для двух фортепиано, большого струнного оркестра и огромных ударных секций. Он повествует об угрозе разрушения с помощью ядерного оружия на жестком музыкальном языке, включающем цитаты из темы «Dies Irae» из Гектора Берлиоза » «Фантастической симфонии .
Наследие
[ редактировать ]Международный конкурс Ловро фон Матачича проводится каждые четыре года в Загребе. [ 5 ] Среди известных лауреатов прошлых премий - Евгений Циган и Якуб Хруша .
«Премия Ловро Матачича за заслуги перед жизнью» вручается два раза в год Хорватской ассоциацией музыкальных исполнителей . [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хорст Зеегер : Opernlexikon , 4-е издание 1989 г., Henschelverlag Kunst und Gesellschaft Berlin, ГДР.
- ^ Стивенсон, Джозеф. «Ловро фон Матачич - Биография художника» . allmusic.com . вся музыка . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Матачич, Ловро из» . Австрийский музыкальный лексикон (на немецком языке). Комиссия по музыкальным исследованиям, издательство Австрийской академии наук. 13 декабря 2010 года . Проверено 15 марта 2011 г.
- ^ «ЛОВРО фон МАТАЧИЧ» . Фонд Ловро и Лилли Матачич. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 15 марта 2011 г.
- ^ Конкурс дирижеров Ловро фон Матачича. Архивировано 10 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ↑ Премия Ловро Матачича за заслуги перед жизнью. Архивировано 6 марта 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ловро фон Матачич в AllMusic
- www.fondmatacic.hr
- Франтишека Сламы (музыканта). Архив Архивировано 25 сентября 2016 года в Wayback Machine . Подробнее об истории Чешской филармонии 1940-х и 1980-х годов: Дирижеры
- 1899 рождений
- 1985 смертей
- Хорватские дирижеры (музыка)
- Мужчины-дирижеры (музыка)
- Лауреаты Премии Владимира Назора
- Персонал хорватского ополчения
- Хорватские композиторы
- Югославские композиторы
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Композиторы-классики XX века
- Музыканты из Риеки
- Хорватские композиторы-классики мужского пола
- Музыканты-мужчины 20-го века