Jump to content

Борис Папандопуло

Борис Папандопуло
Рожденный ( 1906-02-25 ) 25 февраля 1906 г.
Умер 16 октября 1991 г. ( 1991-10-16 ) (85 лет)
Эра 20 век
Работает http://quercus.mic.hr/quercus/person/339

Борис Папандопуло (25 февраля 1906 — 16 октября 1991) — хорватский композитор и дирижёр греческого и российского еврейского происхождения. [ 1 ] Он был сыном греческого дворянина Константина Папандопуло и хорватской оперной певицы Майи Строцци-Печич и одним из самых выдающихся хорватских музыкантов 20 века. [ 2 ] Папандопуло также работал автором музыки , журналистом , рецензентом , пианистом и концертмейстером ; однако вершин своей музыкальной карьеры он достиг как композитор. Его композиторское творчество впечатляет (около 460 произведений): с большим успехом он создает инструментальную (оркестровую, концертную, камерную и сольную), вокальную и инструментальную (для сольного голоса и хора), сценическую музыку и музыку для кино. Во всех этих видах и жанрах он оставил ряд произведений-антологий, имеющих большую художественную ценность. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

«Родившись, взрослея и воспитываясь в семье, всегда тесно связанной с музыкой и театром», он очень рано посвятил себя музыке. Сначала он брал частные уроки игры на фортепиано, а затем изучал композицию в Музыкальной академии в Загребе (где он посещал лекции Дугана, Лхотки и Добронича , а также изучал композицию и окончил класс Благого Берсы в 1929 году). В Вене , в Новой Венской консерватории , учился дирижированию у Дирка Фока (1928–1930). В течение двух периодов (1928–1934 и 1938–1946) он был дирижером Хорватского певческого общества «Коло», Загреб, а с 1931 по 1934 год занимал посты дирижера Оркестра общества Хорватского музыкального института и хормейстера «Ивана». Филиповича» Ассоциации учителей пения (которую он сам основал в 1933 году). [ 3 ] С 1935 по 1938 год работал преподавателем Государственной музыкальной школы в Сплите , был дирижёром Звонимирского музыкального общества, а также с 1940 по 1945 год Загребской оперы (с 1943 по 1945 год был её директором). . Одновременно он был дирижером оркестра Радио Загреба (1942–1945). После Второй мировой войны он был директором Риекской оперы (1946–1948 и 1953–1959), а с 1948 по 1953 год был оперным дирижером и преподавателем в Сараево . Свою карьеру он снова продолжил в Загребе в качестве дирижера Загребской оперы (1959–1968), а затем Сплитской оперы (1968–1974). Он был постоянным приглашенным дирижером театра «Комедия» в Загребе, а также Каирского симфонического оркестра . [ 2 ] [ 4 ]

произведение искусства

[ редактировать ]

Юношеские опусы Папандопуло отмечены чертами «национального музыкального стиля», как его называли, то есть образцов народной музыки (либо прямых цитат, либо в смысле исходного материала и ладовых гаммных структур), тогда как космополитические влияния выражены в них. также заметно: применение в технике композиции элементов неоклассического стиля : полифонического по структуре, с энергией барокко и жизненной ритмикой движений, элементарных штрихов импрессионистов и экспрессионистов. мюзикла идиомы. Наряду с обработкой инструментов, предъявляющей высокие требования к мастерству, технике и виртуозности, очень заметны оптимизм и безмятежность, которые в полной мере пронизывают музыку. Знатоки творчества композитора раннего (юношеского) периода творчества выделяют в качестве наиболее удачных произведений Лаудамус» (Славословие) для солистов , кантату смешанного хора и оркестра « ; Симфониетта для струнного оркестра (издательство Breitkopf und Härtel), «Злато/Золото» , мим- балет с пением и оркестром; гениально, бравура Concerto da camera для соло-сопрано, скрипки и семи духовых инструментов (издано венским Universal Edition ) и важнейшие хорватские религиозные произведения конца этого периода творчества Папандопуло – оратория для сольных голосов и мужского хора a cappella Muka Gospodina našega. Isukrsta / Страсти Господа нашего Иисуса Христа и Hrvatska миса / Хорватская месса для солистов и а капелла смешанная голосовой хор.

В свой зрелый творческий период Папандопуло сохраняет элементы народно-музыкальной идиомы, но обращается и к достижениям европейского музыкального модерна , «не отходя от традиционных формантов музыкальных ячеек, от устоявшегося развития мотива и фактуры или устоявшихся законов». мелодического движения». Этот период, вращающийся вокруг временной оси окончания Второй мировой войны (1945 г.), продолжался примерно до 1956 г. и породил ряд очень успешных композиций, отмеченных недавней историей – созданием нового государства и событиями из Национальной Освободительная война ( Симфония № 2 , Poema o Neretvi / Поэма о Неретве , Stojanka majka Knežopoljka / Stojanka, A Кнежопольская Мать , музыкальная поэма для сопрано соло, хора и большого оркестра, Обнова/Реконструкция , симфоническая часть для большого оркестра).

Со временем его музыка стала более диссонансной, более грубой по гармонии и мелодичности. В середине 1950-х годов он интегрировал в свой композиторский технический арсенал элементы додекафонии , джаза (наиболее энергично в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов; Концерт для фортепиано с оркестром № 3 , Мозаика для классического струнного и джазового квартета, Каприччио для скрипки соло и Джазовый квартет, Ein Orchestermosaik и так далее). Позже поп появился , как и другие технические композиционные приемы авангарда в музыке XX века , хотя от некоторых из них он сохранял ироническую дистанцию, подвергая их порой иронии или пародии. Зарождение части творчества Папандопуло 1960-1970-х годов связано с его гостевыми выступлениями и знакомствами с музыкантами в тогдашней разделенной Германии (ФРГ и ГДР), где у него была возможность познакомиться с выдающимися творческими личностями, а также с недавним европейским музыкальным творчеством. .

Идеологически обоснованное эстетическое мировоззрение никогда не препятствовало Папандопуло в выборе немузыкальных сюжетов для собственных произведений; в каждом из них он всегда находил универсальные идеи, глубокие человеческие ценности. В начале этой работы он нашел немузыкальные стимулы в темах, относящихся к старшим пластам народной традиции – в «преданиях, обрядах и мифах» ( «Святовское», «Додолице» , «Народный ритуал для соло-сопрано, фортепиано и девичьего пения»). Хор Op 2, Злато/Золото, Утва златокрила/Радди Шеллдак ). Позже, после 1950 года, что весьма любопытно, он черпал вдохновение из явно диаметрально противоположных мировоззрений. В то же время он писал композиции на религиозные темы – из хорватской католической мессы со следами и элементами глаголического распева ( Osorski rekvijem/Osor Requiem, Pučka poljička misa/Народная месса из Полицы) , кантаты Jubilate и ряда более мелких религиозных произведений. ), а также монументальные произведения социалистического реализма (вдохновленные идеологией и поэтикой послевоенной социалистической революции и Народно-освободительная война , такие как музыкально-поэтическое произведение Pasija po srcu / Страсти по сердцу , поэтико-музыкальное видение Credo , 1943 — цикл песен на слова Ивана Горана Ковачича ), а также вдохновленные хорватской историей (кантаты Libertas, Pohvala Dubrovniku / Во славу Дубровника, Non bene pro toto libertas venditur auro , Миля Гойславица и триптих для смешанного хора и большого симфонического оркестра Istarske freske/Istrian Frescos и так далее).

Папандопуло продолжал сочинять энергично и вдохновенно почти до дня своей смерти, целых 65 лет. Во всех этих произведениях он показал себя мастером своего дела — остроумным музыкантом неиссякаемого и свежего вдохновения, прекрасно владеющим техническим порядком сочинения, музыкальными формами, техническими возможностями как инструментов, так и голоса. Помимо ряда концертов и сольных произведений для отдельных инструментов Папандопуло оставил заметный след в балете и опере своего времени. Его шесть опер ( «Амфитрион» , «Рона» , «Сунчаница» , «Мадам Буффо» , «Кентервильский дух» , «Пожар в оперном театре» ) и 15 балетов ( «Жетва» , «Три кавалиры госпожи Мелании», «Три джентльмена мисс Мелании» , «Теута») . , Гороскоп (балетная сюита для двоих фортепиано), «Галстуки» (балетный эскиз для камерного ансамбля), «Золото» (балет-пантомима с пением и оркестром), «Дочь далматинских гор» , «Интермеццо», Беатриче Ченчи, «Гитанелла», «Доктор Атом», Кралево, Прстен / Кольцо. , Menschen im Hotel, Дер Кенигсрайер ) продемонстрировали свою антологическую ценность во многих повторных выступлениях дома и по всему миру. Он сочинил музыку для внушительного количества постановок и фильмов, а также посвятил некоторые свои опусы детям и юношеству (кукольные спектакли, инструментальные композиции и инструментальные концерты).

Большому числу его произведений свойственен аутентичный и типично для Папандопуло жизнерадостный и заразительный музыкальный юмор (в широком диапазоне от полной яркости тональной игры до легкомыслия и грубого музыкального гротеска), в котором он часто цитирует темы других авторов ( «Гротеск для тубы» , «Фортепиано»). и ударных инструментов , Эстрадный концерт для двух фортепиано с оркестром, Волшебная флейта , Папандопулияда , Дивертисмент алла стилистика и скоро). Дать краткую, содержательную и в то же время исчерпывающую оценку обширному творчеству Папандопуло с сегодняшней точки зрения невозможно из-за недоступности партитур. Тем не менее, Дубравко Детони , сам композитор, все-таки предпринял попытку в этом направлении в следующих словах: «Если бы нужно было дать какое-то определение, то суммирование творчества Папандопуло следовало бы искать в каком-то синтезе все более важные современные влияния мировой музыки в сочетании с ритмическими, мелодическими и гармоническими особенностями хорватской народной мелодии. ». Независимо от времени создания, стилистической или музыкально-экспрессивной направленности, музыка Папандопуло «очень легко и спонтанно вступает в непосредственный контакт со слушателем», и музыканты с удовольствием ее играют.

Борис Папандопуло сыграл важную роль как аранжировщик народных песен из более широкого региона ( Центральная Европа ), а также как популяризатор и аранжировщик произведений других композиторов. некоторые произведения Лисинского , Зайца и Крежмы ). В частности, это относится к антологическим сочинениям хорватской концертной и оперной музыки, некоторые из которых он оживил и поставил на сцене в собственной аранжировке ( например, [ 2 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Золото
  • Теута
  • по-королевски
  • Посвящение Баху (1972)
  • Симфониетта для струнного оркестра, соч. 79
  • Истрийские фрески
  • Полуденная симфония

концертанте

[ редактировать ]
  • Concerto da Camera для сопрано и камерного ансамбля, Op.11
  • Концерт для скрипки с оркестром (1943)
  • Концерт для контрабаса и струнного оркестра (1968)
  • Концерт для клавесина и струнного оркестра (1962)
  • Концерт для ударных инструментов (1969)
  • Концерт для фортепиано и струнного оркестра
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1959)
  • Концерт для литавр с оркестром
  • Концерт для альт-саксофона с оркестром
  • Маленький концерт для пикколо и струнного оркестра (1977)

Камерный/инструментальный

[ редактировать ]
  • Кларнетовый квинтет (1960)
  • Диалог для флейты и клавесина
  • Элегия для фагота и фортепиано
  • Интродукция, Ариоза, Данца для виолончели и фортепиано
  • Кляйне-сюита для 4-х тромбонов (1981)
  • Монолог для скрипки соло
  • Рапсодия для виолончели соло (1987)
  • Соната для альта и фортепиано (1963)
  • Соната для скрипки и фортепиано
  • Струнный квартет № 5 (1970)
  • Три югославских танца для гитары
  • Концертная рапсодия для виолончели и фортепиано

Клавиатура

[ редактировать ]
  • Контраданца для фортепиано
  • Хорватский танец для фортепиано, Op.48
  • Восемь этюдов (8 этюдов) для фортепиано
  • Партита для фортепиано
  • Пассакалия для органа
  • Фантастическое скерцо для фортепиано
  • Чакавская сюита для (высокого) голоса с оркестром
  • Хрватска Миса (Хорватская месса) ре минор для солистов сопрано, альта, тенора и баритона и смешанного хора, Op.86 (1939)
  • Лик господина нашага исукрста , Оратория для солистов и мужского хора а капелла, Op.61
  • Марулова действительно
  • Осорский Реквием
  • Пять оркестровых песен для баритона, струнного оркестра и арфы (1961)
  • Стоянка «Мать Кнежопольки» для сопрано, хора и оркестра [ 5 ] [ 3 ]
  1. ^ (на хорватском языке) Ха-Коль (информационный бюллетень еврейской общины в Хорватии); Произведения хорватских композиторов еврейского происхождения в Вене; стр. 38; № 107, ноябрь/декабрь 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Борис Папандопуло» . www.mic.hr. ​МИК. Архивировано из оригинала 16 января 2018 г. Проверено 5 июня 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Эрика Крпан (2016). «Борис Папандопуло» . Хорватский биографический лексикон (на хорватском языке). Лексикографический институт Мирослава Крлежа . Проверено 29 сентября 2021 г.
  4. ^ «Ивана Томич Ферич: «Борис Папандопуло » . www.papandopulijana.com (на хорватском языке). МИК. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ «Борис Папандопуло: Работы» . quercus.mic.hr . МИК. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 г. Проверено 5 июня 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad71fd4a6d564c12184370b0cdbb164a__1715701440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/4a/ad71fd4a6d564c12184370b0cdbb164a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boris Papandopulo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)