Борис Папандопуло
Борис Папандопуло | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 16 октября 1991 г. | (85 лет)
Эра | 20 век |
Работает | http://quercus.mic.hr/quercus/person/339 |
Борис Папандопуло (25 февраля 1906 — 16 октября 1991) — хорватский композитор и дирижёр греческого и российского еврейского происхождения. [ 1 ] Он был сыном греческого дворянина Константина Папандопуло и хорватской оперной певицы Майи Строцци-Печич и одним из самых выдающихся хорватских музыкантов 20 века. [ 2 ] Папандопуло также работал автором музыки , журналистом , рецензентом , пианистом и концертмейстером ; однако вершин своей музыкальной карьеры он достиг как композитор. Его композиторское творчество впечатляет (около 460 произведений): с большим успехом он создает инструментальную (оркестровую, концертную, камерную и сольную), вокальную и инструментальную (для сольного голоса и хора), сценическую музыку и музыку для кино. Во всех этих видах и жанрах он оставил ряд произведений-антологий, имеющих большую художественную ценность. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]«Родившись, взрослея и воспитываясь в семье, всегда тесно связанной с музыкой и театром», он очень рано посвятил себя музыке. Сначала он брал частные уроки игры на фортепиано, а затем изучал композицию в Музыкальной академии в Загребе (где он посещал лекции Дугана, Лхотки и Добронича , а также изучал композицию и окончил класс Благого Берсы в 1929 году). В Вене , в Новой Венской консерватории , учился дирижированию у Дирка Фока (1928–1930). В течение двух периодов (1928–1934 и 1938–1946) он был дирижером Хорватского певческого общества «Коло», Загреб, а с 1931 по 1934 год занимал посты дирижера Оркестра общества Хорватского музыкального института и хормейстера «Ивана». Филиповича» Ассоциации учителей пения (которую он сам основал в 1933 году). [ 3 ] С 1935 по 1938 год работал преподавателем Государственной музыкальной школы в Сплите , был дирижёром Звонимирского музыкального общества, а также с 1940 по 1945 год Загребской оперы (с 1943 по 1945 год был её директором). . Одновременно он был дирижером оркестра Радио Загреба (1942–1945). После Второй мировой войны он был директором Риекской оперы (1946–1948 и 1953–1959), а с 1948 по 1953 год был оперным дирижером и преподавателем в Сараево . Свою карьеру он снова продолжил в Загребе в качестве дирижера Загребской оперы (1959–1968), а затем Сплитской оперы (1968–1974). Он был постоянным приглашенным дирижером театра «Комедия» в Загребе, а также Каирского симфонического оркестра . [ 2 ] [ 4 ]
произведение искусства
[ редактировать ]Юношеские опусы Папандопуло отмечены чертами «национального музыкального стиля», как его называли, то есть образцов народной музыки (либо прямых цитат, либо в смысле исходного материала и ладовых гаммных структур), тогда как космополитические влияния выражены в них. также заметно: применение в технике композиции элементов неоклассического стиля : полифонического по структуре, с энергией барокко и жизненной ритмикой движений, элементарных штрихов импрессионистов и экспрессионистов. мюзикла идиомы. Наряду с обработкой инструментов, предъявляющей высокие требования к мастерству, технике и виртуозности, очень заметны оптимизм и безмятежность, которые в полной мере пронизывают музыку. Знатоки творчества композитора раннего (юношеского) периода творчества выделяют в качестве наиболее удачных произведений Лаудамус» (Славословие) для солистов , кантату смешанного хора и оркестра « ; Симфониетта для струнного оркестра (издательство Breitkopf und Härtel), «Злато/Золото» , мим- балет с пением и оркестром; гениально, бравура Concerto da camera для соло-сопрано, скрипки и семи духовых инструментов (издано венским Universal Edition ) и важнейшие хорватские религиозные произведения конца этого периода творчества Папандопуло – оратория для сольных голосов и мужского хора a cappella Muka Gospodina našega. Isukrsta / Страсти Господа нашего Иисуса Христа и Hrvatska миса / Хорватская месса для солистов и а капелла смешанная голосовой хор.
В свой зрелый творческий период Папандопуло сохраняет элементы народно-музыкальной идиомы, но обращается и к достижениям европейского музыкального модерна , «не отходя от традиционных формантов музыкальных ячеек, от устоявшегося развития мотива и фактуры или устоявшихся законов». мелодического движения». Этот период, вращающийся вокруг временной оси окончания Второй мировой войны (1945 г.), продолжался примерно до 1956 г. и породил ряд очень успешных композиций, отмеченных недавней историей – созданием нового государства и событиями из Национальной Освободительная война ( Симфония № 2 , Poema o Neretvi / Поэма о Неретве , Stojanka majka Knežopoljka / Stojanka, A Кнежопольская Мать , музыкальная поэма для сопрано соло, хора и большого оркестра, Обнова/Реконструкция , симфоническая часть для большого оркестра).
Со временем его музыка стала более диссонансной, более грубой по гармонии и мелодичности. В середине 1950-х годов он интегрировал в свой композиторский технический арсенал элементы додекафонии , джаза (наиболее энергично в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов; Концерт для фортепиано с оркестром № 3 , Мозаика для классического струнного и джазового квартета, Каприччио для скрипки соло и Джазовый квартет, Ein Orchestermosaik и так далее). Позже поп появился , как и другие технические композиционные приемы авангарда в музыке XX века , хотя от некоторых из них он сохранял ироническую дистанцию, подвергая их порой иронии или пародии. Зарождение части творчества Папандопуло 1960-1970-х годов связано с его гостевыми выступлениями и знакомствами с музыкантами в тогдашней разделенной Германии (ФРГ и ГДР), где у него была возможность познакомиться с выдающимися творческими личностями, а также с недавним европейским музыкальным творчеством. .
Идеологически обоснованное эстетическое мировоззрение никогда не препятствовало Папандопуло в выборе немузыкальных сюжетов для собственных произведений; в каждом из них он всегда находил универсальные идеи, глубокие человеческие ценности. В начале этой работы он нашел немузыкальные стимулы в темах, относящихся к старшим пластам народной традиции – в «преданиях, обрядах и мифах» ( «Святовское», «Додолице» , «Народный ритуал для соло-сопрано, фортепиано и девичьего пения»). Хор Op 2, Злато/Золото, Утва златокрила/Радди Шеллдак ). Позже, после 1950 года, что весьма любопытно, он черпал вдохновение из явно диаметрально противоположных мировоззрений. В то же время он писал композиции на религиозные темы – из хорватской католической мессы со следами и элементами глаголического распева ( Osorski rekvijem/Osor Requiem, Pučka poljička misa/Народная месса из Полицы) , кантаты Jubilate и ряда более мелких религиозных произведений. ), а также монументальные произведения социалистического реализма (вдохновленные идеологией и поэтикой послевоенной социалистической революции и Народно-освободительная война , такие как музыкально-поэтическое произведение Pasija po srcu / Страсти по сердцу , поэтико-музыкальное видение Credo , 1943 — цикл песен на слова Ивана Горана Ковачича ), а также вдохновленные хорватской историей (кантаты Libertas, Pohvala Dubrovniku / Во славу Дубровника, Non bene pro toto libertas venditur auro , Миля Гойславица и триптих для смешанного хора и большого симфонического оркестра Istarske freske/Istrian Frescos и так далее).
Папандопуло продолжал сочинять энергично и вдохновенно почти до дня своей смерти, целых 65 лет. Во всех этих произведениях он показал себя мастером своего дела — остроумным музыкантом неиссякаемого и свежего вдохновения, прекрасно владеющим техническим порядком сочинения, музыкальными формами, техническими возможностями как инструментов, так и голоса. Помимо ряда концертов и сольных произведений для отдельных инструментов Папандопуло оставил заметный след в балете и опере своего времени. Его шесть опер ( «Амфитрион» , «Рона» , «Сунчаница» , «Мадам Буффо» , «Кентервильский дух» , «Пожар в оперном театре» ) и 15 балетов ( «Жетва» , «Три кавалиры госпожи Мелании», «Три джентльмена мисс Мелании» , «Теута») . , Гороскоп (балетная сюита для двоих фортепиано), «Галстуки» (балетный эскиз для камерного ансамбля), «Золото» (балет-пантомима с пением и оркестром), «Дочь далматинских гор» , «Интермеццо», Беатриче Ченчи, «Гитанелла», «Доктор Атом», Кралево, Прстен / Кольцо. , Menschen im Hotel, Дер Кенигсрайер ) продемонстрировали свою антологическую ценность во многих повторных выступлениях дома и по всему миру. Он сочинил музыку для внушительного количества постановок и фильмов, а также посвятил некоторые свои опусы детям и юношеству (кукольные спектакли, инструментальные композиции и инструментальные концерты).
Большому числу его произведений свойственен аутентичный и типично для Папандопуло жизнерадостный и заразительный музыкальный юмор (в широком диапазоне от полной яркости тональной игры до легкомыслия и грубого музыкального гротеска), в котором он часто цитирует темы других авторов ( «Гротеск для тубы» , «Фортепиано»). и ударных инструментов , Эстрадный концерт для двух фортепиано с оркестром, Волшебная флейта , Папандопулияда , Дивертисмент алла стилистика и скоро). Дать краткую, содержательную и в то же время исчерпывающую оценку обширному творчеству Папандопуло с сегодняшней точки зрения невозможно из-за недоступности партитур. Тем не менее, Дубравко Детони , сам композитор, все-таки предпринял попытку в этом направлении в следующих словах: «Если бы нужно было дать какое-то определение, то суммирование творчества Папандопуло следовало бы искать в каком-то синтезе все более важные современные влияния мировой музыки в сочетании с ритмическими, мелодическими и гармоническими особенностями хорватской народной мелодии. ». Независимо от времени создания, стилистической или музыкально-экспрессивной направленности, музыка Папандопуло «очень легко и спонтанно вступает в непосредственный контакт со слушателем», и музыканты с удовольствием ее играют.
Борис Папандопуло сыграл важную роль как аранжировщик народных песен из более широкого региона ( Центральная Европа ), а также как популяризатор и аранжировщик произведений других композиторов. некоторые произведения Лисинского , Зайца и Крежмы ). В частности, это относится к антологическим сочинениям хорватской концертной и оперной музыки, некоторые из которых он оживил и поставил на сцене в собственной аранжировке ( например, [ 2 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- Солнечный удар
- Амфитрион
- Нас
Балет
[ редактировать ]- Золото
- Теута
- по-королевски
Оркестр
[ редактировать ]- Посвящение Баху (1972)
- Симфониетта для струнного оркестра, соч. 79
- Истрийские фрески
- Полуденная симфония
концертанте
[ редактировать ]- Concerto da Camera для сопрано и камерного ансамбля, Op.11
- Концерт для скрипки с оркестром (1943)
- Концерт для контрабаса и струнного оркестра (1968)
- Концерт для клавесина и струнного оркестра (1962)
- Концерт для ударных инструментов (1969)
- Концерт для фортепиано и струнного оркестра
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1959)
- Концерт для литавр с оркестром
- Концерт для альт-саксофона с оркестром
- Маленький концерт для пикколо и струнного оркестра (1977)
Камерный/инструментальный
[ редактировать ]- Кларнетовый квинтет (1960)
- Диалог для флейты и клавесина
- Элегия для фагота и фортепиано
- Интродукция, Ариоза, Данца для виолончели и фортепиано
- Кляйне-сюита для 4-х тромбонов (1981)
- Монолог для скрипки соло
- Рапсодия для виолончели соло (1987)
- Соната для альта и фортепиано (1963)
- Соната для скрипки и фортепиано
- Струнный квартет № 5 (1970)
- Три югославских танца для гитары
- Концертная рапсодия для виолончели и фортепиано
Клавиатура
[ редактировать ]- Контраданца для фортепиано
- Хорватский танец для фортепиано, Op.48
- Восемь этюдов (8 этюдов) для фортепиано
- Партита для фортепиано
- Пассакалия для органа
- Фантастическое скерцо для фортепиано
Вокал
[ редактировать ]- Чакавская сюита для (высокого) голоса с оркестром
- Хрватска Миса (Хорватская месса) ре минор для солистов сопрано, альта, тенора и баритона и смешанного хора, Op.86 (1939)
- Лик господина нашага исукрста , Оратория для солистов и мужского хора а капелла, Op.61
- Марулова действительно
- Осорский Реквием
- Пять оркестровых песен для баритона, струнного оркестра и арфы (1961)
- Стоянка «Мать Кнежопольки» для сопрано, хора и оркестра [ 5 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на хорватском языке) Ха-Коль (информационный бюллетень еврейской общины в Хорватии); Произведения хорватских композиторов еврейского происхождения в Вене; стр. 38; № 107, ноябрь/декабрь 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Борис Папандопуло» . www.mic.hr. МИК. Архивировано из оригинала 16 января 2018 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эрика Крпан (2016). «Борис Папандопуло» . Хорватский биографический лексикон (на хорватском языке). Лексикографический институт Мирослава Крлежа . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ «Ивана Томич Ферич: «Борис Папандопуло » . www.papandopulijana.com (на хорватском языке). МИК. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Борис Папандопуло: Работы» . quercus.mic.hr . МИК. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 г. Проверено 5 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борис Папандопуло – забытый хорватский Моцарт (на хорватском языке)
- Борис (на хорватском языке)
- 1906 рождений
- 1991 смертей
- Хорватский народ греческого происхождения
- Хорватский народ русско-еврейского происхождения
- Выпускники Музыкальной академии Загребского университета
- Хорватские дирижеры (музыка)
- Мужчины-дирижеры (музыка)
- Хорватские оперные композиторы
- Хорватские композиторы-классики
- Хорватские классические музыканты
- Еврейские классические музыканты
- Еврейские оперные композиторы
- Лауреаты Премии Владимира Назора
- Похороны на Мирогойском кладбище.
- Члены Хорватской академии наук и искусств
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Композиторы-классики XX века
- Хорватские композиторы-классики мужского пола
- Греческие композиторы-классики
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Немецкие эмигранты в Югославии
- Люди из Бад-Хоннефа