Jump to content

Полифония

Полифония ( / pəˈlɪ fən из голоса ( фактуры одного монофония i / pə- LIF -ə-nee — вид музыкальной , состоящей из двух и более одновременных строк самостоятельной мелодии , в отличие от музыкальной фактуры, состоящей всего ) ) или фактура с одним доминирующим мелодическим голосом, сопровождаемым аккордами ( омофония ).

В контексте западной музыкальной традиции термин полифония обычно используется для обозначения музыки позднего средневековья и Возрождения . Формы барокко , такие как фуга , которые можно было бы назвать полифоническими, обычно описываются как контрапунктические . Кроме того, в отличие от видовой терминологии контрапункта, [ нужны разъяснения ] полифония обычно была либо «высота против высоты» / «точка против точки», либо «длительная высота звука» в одной части с мелизмами различной длины в другой. [1] Во всех случаях концепция, вероятно, была тем, что Маргарет Бент (1999) называет «диадическим контрапунктом». [2] при этом каждая часть обычно пишется напротив другой части, при этом все части в конечном итоге изменяются, если это необходимо. Эта концепция «точка против точки» противоположна «последовательной композиции», где голоса записывались в определенном порядке, при этом каждый новый голос вписывался в уже построенное целое, как предполагалось ранее.

Термин «полифония» также иногда используется в более широком смысле для описания любой музыкальной текстуры, которая не является монофонической. Такая точка зрения рассматривает гомофонию как подтип полифонии. [3]

Происхождение [ править ]

Традиционная (непрофессиональная) полифония имеет широкое, хотя и неравномерное распространение среди народов мира. [4] Большинство полифонических регионов мира находятся в Африке к югу от Сахары , Европе и Океании. Считается, что возникновение полифонии в традиционной музыке значительно предшествует появлению полифонии в европейской профессиональной музыке. В настоящее время существуют два противоречивых подхода к проблеме происхождения вокальной полифонии: культурная модель и эволюционная модель. [5] Согласно Культурной модели, истоки полифонии связаны с развитием музыкальной культуры человека; полифония явилась естественным развитием исконного одноголосного пения; поэтому полифонические традиции неизбежно вытеснят монофонические традиции. [6] Согласно Эволюционной модели, истоки полифонического пения гораздо глубже и связаны с более ранними этапами эволюции человека; полифония была важной частью защитной системы гоминидов, и традиции полифонии постепенно исчезают во всем мире. [7] : 198–210 

Хотя точное происхождение полифонии в западных церковных традициях неизвестно, трактаты Musica enchiriadis и Scolica enchiriadis , датируемые ок . 900, обычно считаются старейшими из сохранившихся письменных примеров полифонии. В этих трактатах представлены примеры двухголосного украшения песнопений «нота против ноты» с использованием параллельных октав, квинт и четвертей. Они не были фиксированными произведениями, а указывали на способы импровизации полифонии во время исполнения. Винчестер Тропер , ок . 1000, обычно считается старейшим из сохранившихся примеров нотной полифонии для пения, хотя в обозначениях не указаны точные уровни высоты тона или продолжительность. [8] Однако двухчастный антифон святому Бонифацию, недавно обнаруженный в Британской библиотеке , как полагают, возник в монастыре на северо-западе Германии и датируется началом десятого века. [9]

Европейская полифония [ править ]

Исторический контекст [ править ]

Европейская полифония возникла из мелизматического органума , самой ранней гармонизации песнопения. Композиторы двенадцатого века, такие как Леонен и Перотен, разработали органум, который был представлен столетиями ранее, а также добавили третий и четвертый голос к теперь уже гомофоническому пению. В тринадцатом веке тенор, основанный на пении, менялся, фрагментировался и прятался под светскими мелодиями, скрывая священные тексты, поскольку композиторы продолжали играть с этим новым изобретением, называемым полифонией. Лирика любовных стихов могла исполняться поверх священных текстов в виде тропа , либо священный текст мог быть помещен в знакомую светскую мелодию. Самым старым из сохранившихся шестиголосных музыкальных произведений является английская рота Sumer is icumen in ( ок. 1240 г. ). [10]

Западная Европа и католицизм [ править ]

Европейская полифония возникла до и в период западного раскола . Авиньон , резиденция пап , а затем и антипап , был энергичным центром светского музыкального творчества, во многом влиявшего на священную полифонию. [11]

Идея слияния светской и духовной музыки при папском дворе также оскорбляла уши некоторых средневековых людей. Это придало церковной музыке больше шутливого исполнения, вытеснив привычную для них торжественность богослужения. Использование полифонии и отношение к ней широко варьировались при дворе Авиньона от начала до конца ее религиозного значения в четырнадцатом веке.

Гармония считалась легкомысленной, нечестивой, похотливой и мешающей слышимости слов. Инструменты, а также некоторые лады были фактически запрещены в церкви из-за их связи со светской музыкой и языческими обрядами. После исключения полифонии из Литургии в 1322 году Папа Иоанн XXII предостерег от неуместных элементов этого музыкального нововведения в своей булле 1324 года Docta Sanctorum Patrum . [12] Напротив, папа Климент VI потворствовал этому.

Самая старая из сохранившихся полифонических постановок мессы, приписываемая одному композитору, — это де Машо Гийома «Messe de Nostre Dame» , датированная 1364 годом, во время понтификата Папы Урбана V. Второй Ватиканский собор заявил, что григорианское пение должно быть в центре богослужения, не исключая при этом и другие формы духовной музыки, включая полифонию. [13]

работы Известные и художники

США Протестантская и Британия

английская протестантская музыка западной галереи включала в себя полифоническую мультимелодическую гармонию, в том числе фугу К середине 18 века . Эта традиция перешла с эмигрантами в Северную Америку, где она получила распространение в сборниках мелодий, в том числе в блокнотах , таких как «Южная гармония» и «Священная арфа» . Хотя этот стиль пения в значительной степени исчез из духовной музыки Великобритании и Северной Америки, он сохранился в сельской местности на юге Соединенных Штатов , пока у него снова не стало расти число последователей по всей территории Соединенных Штатов и даже в таких местах, как Великобритания, Германия, Польша. и Австралия, среди других. [15] [16] [17] [18]

Балканский регион [ править ]

Албанская полифоническая фольклорная группа в рубашках и платьях в Скрапаре .

Полифоническое пение на Балканах — традиционное народное пение этой части южной Европы. Его еще называют древним , архаичным или старинным пением. [19] [20]

Зарождающаяся полифония (ранее примитивная полифония) включает в себя антифонию и призыв-ответ , гудение и параллельные интервалы .

Балканская дроновая музыка описывается как полифоническая, поскольку балканские музыканты используют буквальный перевод греческого слова « polyphonos» («много голосов»). С точки зрения западной классической музыки, она не является строго полифонической, поскольку гудящие партии не имеют мелодической роли, и ее лучше можно охарактеризовать как многочастную . [22]

Традиция полифонического пения Эпира — это форма традиционной народной полифонии, практикуемая среди арумын , албанцев, греков и этнических македонцев на юге Албании и северо-западе Греции. [23] [24] Этот тип народной вокальной традиции также встречается в Северной Македонии и Болгарии .

Албанское полифоническое пение можно разделить на две основные стилистические группы в исполнении тосков и лабов южной Албании. Гуление исполняется двумя способами: у тосков оно всегда непрерывное и поется на слоге «е», с использованием шахматного дыхания; в то время как среди лабораторий дрон иногда поется как ритмичный тон, исполняемый под текст песни. Различают двух-, трех- и четырехголосную полифонию.

В арумынской музыке распространена полифония, и полифоническая музыка следует ряду общих правил. [25]

Феномен албанской народной изополифонии ( албанская изополифония ) был провозглашен ЮНЕСКО « Шедевром устного и нематериального наследия человечества ». Термин «изо» относится к дрону, который сопровождает изополифоническое пение, и родственен иону византийской церковной музыки, где группа дронов аккомпанирует песне. [26] [27]

Corsica[editКорсика

На французском острове Корсика существует уникальный музыкальный стиль под названием Пагьелла , известный своей полифонией. Традиционно Paghjella вступает в шахматном порядке и продолжается тремя певцами, исполняющими независимые мелодии. Эта музыка, как правило, содержит много мелизмы и исполняется в гнусавом темпераменте. Кроме того, многие песни пагьеллы содержат пикардийскую треть . После возрождения пагьеллы в 1970-х годах он мутировал. В 1980-х годах он отошел от некоторых своих более традиционных особенностей, поскольку стал производиться гораздо чаще и адаптирован к западным вкусам. Теперь певцов было четыре, мелизмы было значительно меньше, песня была гораздо более структурированной и представляла собой большую гомофонию. Для жителей Корсики полифония пагьеллы олицетворяла свободу; это было источником культурной гордости на Корсике, и многие считали, что этот отход от полифонического стиля означает отход от культурных связей Пагьеллы. Это привело к переходу в 1990-е годы. У Пагьеллы снова был сильный полифонический стиль и менее структурированный размер. [28] [29]

Сардиния [ править ]

Канту тенор — традиционный стиль полифонического пения на Сардинии .

Кавказский [ править] регион

Грузия [ править ]

Полифония в Республике Грузия , возможно, является старейшей полифонией в христианском мире. Грузинское многоголосие традиционно исполняется в трёх частях с сильными диссонансами, параллельными квинтами и уникальной системой строя, основанной на идеальных квинтах. [30] Грузинское полифоническое пение объявлено ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества. Популярное пение занимает очень ценное место в грузинской культуре. В Грузии существует три типа полифонии: сложное многоголосие, распространенное в Сванетии; полифонический диалог на басовом фоне, распространенный в регионе Кахети в Восточной Грузии; и контрастная полифония с тремя частично импровизированными певческими частями, характерная для Западной Грузии. Песня Чакруло, исполняемая на церемониях и праздниках и относящаяся к первой категории, отличается использованием метафоры и йоделя - криманчули и "петушиной вороны" в исполнении певца-фальцета мужского пола. Некоторые из этих песен связаны с культом виноградной лозы, а многие относятся к восьмому веку. Песни традиционно проникали во все сферы повседневной жизни, начиная от работы в поле (Надури, включающей в музыку звуки физических усилий) и заканчивая песнями об исцелении болезней и рождественскими гимнами (Алило). Византийские литургические гимны также в такой степени вобрали в себя грузинскую полифоническую традицию, что стали ее значимым выражением. [31]

Чеченцы и ингуши [ править ]

Чеченскую и ингушскую традиционную музыку можно определить по традиции вокального многоголосия. Чеченское и ингушское многоголосие основано на гудении и в основном трехголосное, в отличие от двухголосного полифония большинства других северокавказских традиций. Средняя часть содержит основную мелодию в сопровождении двойного гудения, удерживающего интервал в квинту вокруг мелодии. Интервалы и аккорды часто представляют собой диссонансы (седьмые, секунды, четверти), а в традиционных чеченских и ингушских песнях диссонансы более резкие, чем в других северокавказских традициях. Специфическая каденция финального диссонансного трехчастного аккорда, состоящего из кварты и второй сверху (cfg), почти уникальна. (Только в Западной Грузии несколько песен заканчиваются на одном и том же диссонансном аккорде cfg.) [7] : 60–61 

Океания [ править ]

В некоторых частях Океании сохраняются богатые полифонические традиции.

Меланезия [ править ]

Народы нагорья Новой Гвинеи, включая мони , дани и яли, используют голосовую полифонию, как и жители острова Манус . Многие из этих стилей основаны на дронах или содержат близкие вторичные гармонии, диссонирующие с западным слухом. Гуадалканал и Соломоновы острова являются местом инструментальной полифонии в виде ансамблей бамбуковых свирели . [32] [33]

Полинезия [ править ]

Европейцы были удивлены, обнаружив в Полинезии диссонансное полифоническое пение. На полинезийские традиции тогда повлияла западная хоровая церковная музыка, которая привнесла контрапункт в полинезийскую музыкальную практику. [34] [35]

Африка [ править ]

В многочисленных музыкальных традициях стран Африки к югу от Сахары используется полифоническое пение, обычно движущееся в параллельных движениях . [36]

Восточная Африка [ править ]

В то время как народ масаи традиционно поет с использованием дроновой полифонии, другие группы Восточной Африки используют более сложные техники. Народ Дорзе , например, поет целых шесть частей, а Вагого используют контрапункт. [36]

Центральная Африка [ править ]

Музыка африканских пигмеев (например, народа ака ) обычно остинато и контрапунктна, с использованием йодля . Другие народы Центральной Африки склонны петь параллельными строками, а не контрапунктом. [37] В Бурунди сельские женщины приветствуют друг друга аказехе — двухчастным переплетающимся вокальным ритмом. [38]

Южная Африка [ править ]

Пение народа сан , как и пигмеев, отличается мелодичным повторением, йодлингом и контрапунктом. Пение соседних народов банту , таких как зулусы , более типично параллельное. [37]

Западная Африка [ править ]

Народы тропической Западной Африки традиционно используют параллельные гармонии, а не контрапункты. [39]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хендрик ван дер Верф (1997). «Ранняя западная полифония», спутник музыки средневековья и эпохи Возрождения. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-816540-4 .
  2. ^ Маргарет Бент (1999). «Грамматика старинной музыки: предпосылки для анализа», Тональные структуры старинной музыки . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. ISBN   0-8153-2388-3 .
  3. ^ ДеВото, Марк (2015). «Полифония» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 1 декабря 2015 г.
  4. ^ Жордания, Джозеф (2011). Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. стр. 13–37. ISBN  978-9941-401-86-2 .
  5. ^ Жордания, Джозеф (2011). Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. стр. 6о–70. ISBN  978-9941-401-86-2 .
  6. ^ Бруно Неттл . Полифония в музыке североамериканских индейцев. Музыкальный ежеквартальный журнал, 1961, 47:354–62.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джозеф Жордания (2006). Кто задал первый вопрос? Истоки человеческого хорового пения, интеллекта, языка и речи (PDF) . Тбилиси: Логос. ISBN  99940-31-81-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2012 года.
  8. ^ Риман, Гюго . История теории музыки, книги I и II: полифоническая теория до шестнадцатого века, Книга 1. Da Capo Press. Июнь 1974 года.
  9. ^ «Обнаружено самое раннее известное произведение полифонической музыки» . www.cam.ac.uk. ​Кембриджский университет. 17 декабря 2014 года . Проверено 20 августа 2021 г.
  10. ^ Олбрайт, Дэниел (2004). Модернизм и музыка: антология источников . Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-01267-0 .
  11. ^ Риман, Гюго . История теории музыки, книги I и II: полифоническая теория до шестнадцатого века, Книга 2. Da Capo Press. Июнь 1974 года.
  12. ^ Папа Иоанн XXII (1879 г.). «Перевод с оригинального латыни буллы Docta Sanctorum patrum , приведенной в Corpus iuris canonici, изд. 1582 г. » (PDF) . стр. 1256–57.
  13. ^ Ватикан II, Конституция о литургии, 112–18.
  14. ^ См Джонатана Фруоко . работу о полифонии Чосера : полифония Чосера «Полифония и и современность» .
  15. ^ Темперли, Николас ; Маннс, Чарльз Г. (1983). Фуговые мелодии в восемнадцатом веке . Детройт, Мичиган: Информационные координаторы. ISBN  0-89990-017-8 .
  16. ^ Кобб, Бьюэлл Э. (1989). Священная арфа: традиция и ее музыка . Афины: Издательство Университета Джорджии. ISBN  978-0-8203-2371-8 .
  17. ^ Люк, Эллен (2017). Священное пение на арфе в Европе: его пути, пространства и значения (доктор философии). Уэслианский университет. дои : 10.14418/wes01.3.69 .
  18. ^ Карлсберг, Джесси П. (2021). «Корни народной стипендии и геополитические границы двадцать первого века Священной арфы». В Шентоне, Эндрю; Смолко, Джоанна (ред.). Христианская духовная музыка в Америке . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. стр. 221–240. ISBN  978-1-5381-4873-0 .
  19. ^ «Домашняя страница — Исследовательский центр европейской полифонии» . www.mdw.ac.at. ​Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 14 ноября 2011 г.
  20. ^ Картоми, Маргарет Дж.; Блюм, Стивен (9 января 1994 г.). Музыкальные культуры в контакте: сближения и столкновения . Валютная пресса. ISBN  9780868193656 – через Google Книги.
  21. Александр Заралиев, Двойной голос в болгарском фольклоре, Молодёжное историческое сообщество, 08.03.2013.
  22. ^ Кочо, Ино (27 февраля 2015 г.). Путешествие вокального Iso(n) . Издательство Кембриджских ученых. п. хх. ISBN  978-1-4438-7578-3 . Бесплатная, неопубликованная версия этого отрывка доступна в Google Книгах .
  23. ^ Барт Плантенга. Йодль-ай-и-оооо . Рутледж, 2004. ISBN   978-0-415-93990-4 , с. 87 Албания: «Певцы в регионе Погони исполняют стиль полифонии, который также практикуется местными жителями влахских и славянских общин [в Албании]».
  24. ^ Порождающая песня: пение и субъективность в Преспе Джейн С. Шугарман, 1997, ISBN   0-226-77972-6 , с. 356: «Ни одна из полифонических текстур, характерных для южноалбанского пения, не является уникальной для албанцев. Этот стиль является общим с греками в северо-западном районе Эпира (см. Fakiou and Romanos 1984), в то время как стиль тоск распространен среди арумынских общин из региона Колонье. в Албании так называемые Фаршеротии (см. Лортат-Якоб и Буэ 1983) и среди славян региона Кастория Северной Греции (см. Н.Кауфаманн 1959) также раньше пели этот стиль».
  25. ^ Каль, Теде (2008). «Многоголосное пение у арумын (валахов)». В Ахмедадже – Адриан; Хайд, Герлинде (ред.). Европейские голоса I: Многочастное пение на Балканах и в Средиземноморье . Бёлау Верлаг . стр. 267–280. ISBN  9783205780908 .
  26. ^ Европейские голоса: Многоголосное пение на Балканах и ..., Том 1. Авторы: Адриан Ахмедаджа, Герлинде Хайд, стр. 241 [1]
  27. ^ «Албанская народная изополифония» . ЮНЕСКО . Проверено 31 декабря 2010 г.
  28. ^ Кейзер, Уильям. «Узнайте о корсиканской традиционной музыке, группах и записях» . www.corsica-isula.com . Проверено 18 апреля 2018 г.
  29. ^ Бителл, Кэролайн (1996). Полифонические голоса: национальная идентичность, мировая музыка и запись традиционной музыки на Корсике . Британский форум этномузыкологии.
  30. ^ Куркумия, Р. Жордания, Джозеф, 1954- (2009). Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском многоголосии . Издательство Nova Science. ISBN  978-1-60876-477-8 . OCLC   432991038 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  31. ^ «Грузинское полифоническое пение» . ЮНЕСКО.
  32. ^ Жордания, Джозеф (2011). «Полифонические регионы мира» в книге «Почему люди поют?» Музыка в эволюции человека» . Логотипы. п. 36.
  33. ^ Кэпплер, Адриенн Л.; Кристенсен, Дитер. «Океаническая музыка и танец» . Британника . Британская энциклопедия . Проверено 7 августа 2018 г.
  34. ^ Жордания, Джозеф (2011). «Полифонические регионы мира» в книге «Почему люди поют?» Музыка в эволюции человека» . Логотипы. п. 35.
  35. ^ Кэпплер, Адриенн Л.; Кристенсен, Дитер. «Океаническая музыка и танец» . Британника . Британская энциклопедия . Проверено 7 августа 2018 г.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жордания, Джозеф (2011). «Полифонические регионы мира». Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. п. 20.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жордания, Джозеф (2011). «Полифонические регионы мира». Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. п. 21.
  38. ^ Фаччи, Серена; Чиуччи, Алессандра (2020). «Аказехе Бурунди: полифонические взаимосвязанные приветствия и женский церемониал» . Переводы этномузыкологии (10): 1–37. doi : 10.14434/emt.v0i10.30278 – через журналы IUScholarWorks.
  39. ^ Жордания, Джозеф (2011). «Полифонические регионы мира». Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. стр. 21–22.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e2ef2c52c4fd0b7b2bc25a4d55b606f__1714992960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/6f/0e2ef2c52c4fd0b7b2bc25a4d55b606f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polyphony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)