Месса для пяти голосов
Месса для пяти голосов — хоровая месса английского композитора Уильяма Берда (ок. 1540–1623). Вероятно, это было написано ок. 1594 год, во время правления королевы Елизаветы I , и является одним из трех мест Ординарной мессы , опубликованной Бердом в начале 1590-х годов. Состоит из текста Мессы ( Kyrie , Gloria , Credo , Sanctus и Agnus Dei ), поставленной для пятичастного хора.
Историческая справка
[ редактировать ]Уильям Берд в последние годы своей жизни обратился к католицизму, и с 1584 года власти знали, что он не посещал службы англиканской церкви . [ 1 ] Англия в конце XVI века была крайне враждебна открытым католикам. Закон 1581 года объявил изменой освобождение от раскола и примирение с Римом, а штраф за неповиновение был увеличен до 20 фунтов стерлингов в месяц (в 50 раз больше заработной платы ремесленника ). После этого казни католических священников стали более частыми, а в 1585 году въезд в страну католического священника, а также любого, кто помогал ему или укрывал его, стал предательством. [ 2 ] В этой обстановке примечательно, что Берд отважился написать и опубликовать латинскую мессу, [ 3 ] но Берд написал три, для трех, четырех и пяти голосов. [ 4 ]
Состав и публикация
[ редактировать ]В 1590-х годах непокорный сэр Джон Петре держал под своей защитой в деревне Стондон Мэсси и ее окрестностях что-то вроде католической общины. Берд переехал туда в 1593 году, и наиболее вероятно, хотя и не совсем достоверно, что Берд написал свою мессу для пяти голосов в начале своей жизни в Стондоне Мэсси. Независимых рукописей этой мессы не сохранилось, и поэтому мы зависим от сохранившихся копий опубликованной партитуры. Это, как и другие его настройки мессы, было выпущено без титульного листа или какого-либо указания принтера или даты публикации, но библиографический анализ Питера Клулоу установил, что оно было напечатано в 1594 или 1595 году. [ 5 ] Все дошедшие до нас копии переплетены с «Gdualia» Берда . [ 6 ]
Комментарий
[ редактировать ]Текст этой мессы, как и двух других Берда, соответствует решению Тридентского собора полный Ординарий о том, что всегда следует использовать , включая Кирие . [ 7 ] Пять партий - это высокие частоты (или сопрано), альт, два тенора и бас, и поскольку любое исполнение обязательно было бы тайным, Берд, несомненно, ожидал, что на каждую партию будет очень мало певцов, возможно, только один. Вокальная фактура делает текст легко воспринимаемым и уточняет структуру произведения. [ 4 ] Эта месса более модальна по своему характеру, чем ее трех- и четырехголосные аналоги. [ 8 ] и более компактный, аргументированный и простой по стилю, чем более ранняя хоровая музыка Берда в пяти частях. [ 4 ] [ 9 ] Во многих местах ее можно сравнить с мессами континентальных композиторов конца XVI века, хотя она отличается почти от всех из них тем, что составлена свободно, а не основана на мотете или простом пении . [ 10 ] [ 9 ] Текст Берда в этой мессе сдержан, отстранен и строг. [ 11 ] но передает его сильное чувство смысла слов, особенно в отрывке Dona nobispacem . [ 6 ]
повторное открытие
[ редактировать ]Эта, как и другие мессы Берда, вероятно, не проводилась около 300 лет, пока не была возрождена в конце 19 века. Издание его Уильямом Барклаем Сквайром и Ричардом Терри в 1899 году привело к серии выступлений: хора аббатства Даунсайд на открытии церкви Святого Бенедикта в Илинге в ноябре 1899 года; три выступления в следующем году под руководством Ганса Рихтера , Генри Ватсона и Ричарда Терри; и регулярно в Вестминстерском соборе при Терри с 1902 года. [ 12 ] Sanctus в 1937 году, а первая из была исполнена на коронации Георга VI многих записей полной мессы была сделана хором Флит-стрит под управлением Томаса Лоуренса в 1942 году. [ 13 ] Хотя когда-то оно считалось сухим и представляло исключительно академический интерес, [ 14 ] теперь он признан шедевром английской духовной музыки. [ 4 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Харли, Джон (2019). Уильям Берд: джентльмен Королевской капеллы . Абингдон: Тейлор и Фрэнсис. п. 74. ИСБН 9781351536943 . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Хей, Кристофер (1993). Английские реформации: религия, политика и общество при Тюдорах . Издательство Оксфордского университета. п. 263. ИСБН 9780198221623 . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Феллоуз 1936 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д О'Доннелл 2010 .
- ^ Керман 1981 , стр. 188–190, 214–215.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1991 , с. 385.
- ^ Колдуэлл 1991 , с. 384.
- ^ Феллоуз 1936 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Керман 2001 , с. 720.
- ^ Керман 1981 , с. 193.
- ^ Керман 1981 , с. 211.
- ^ Коул 2016 , стр. 205–206.
- ^ Гринхал, Майкл (1992). «Дискография Берда» . В Брауне, Алан; Тюрбет, Ричард (ред.). Исследования Берда . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 207. ИСБН 9780521401296 . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Коул 2016 , с. 205.
Ссылки
[ редактировать ]- Колдуэлл, Джон (1991). Оксфордская история английской музыки. Том 1 . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198161295 .
- Коул, Сюзанна (2016) [2012]. «Бирмингемский собор, Ройл Шор и возрождение ранней английской церковной музыки» . В Родмелле, Поле (ред.). Музыка и институты в Британии девятнадцатого века . Абингдон: Рутледж. стр. 205–220. ISBN 9781409405832 . Проверено 17 января 2023 г.
- Феллоуз, Эдмунд Х. (1936). Уильям Берд . Лондон: Издательство Оксфордского университета . Проверено 15 января 2023 г.
- Керман, Джозеф (1981). Мессы и мотеты Уильяма Берда . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 9780571116430 . Проверено 15 января 2023 г.
- Керман, Джозеф (2001). «Уильям Берд». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. IV (2-е изд.). Лондон: Макмиллан .
- О'Доннелл, Джеймс (2010). «Месса на пять голосов» . Гиперион . Проверено 15 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Месса для пяти голосов (Бёрд) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Подборка записей, представленных на Muziekweb.