Плейнсонг
Plainsong или Plainchant ( calque от французского Plain-chant ; латынь : cantus planus ) — совокупность песнопений, используемых в литургиях Западной Церкви . Когда речь идет о термине равнинная песня, то речь идет о священных произведениях, написанных латинским текстом. [1] Plainsong была исключительной формой христианской церковной музыки до девятого века и появления полифонии . [2]
Монофонические распевы равнинной песни имеют неметрический ритм. [3] Их ритмы, как правило, более свободные, чем размеренный ритм более поздней западной музыки, и они поются без музыкального сопровождения . [3]
Выделяют три типа певческих мелодий, на которые делятся равнинные песни: слоговые , невматические и мелизматические . [3] Свободно плавная мелизматическая мелодия равнинной песни до сих пор звучит в ближневосточной музыке, исполняемой сегодня. [3]
Хотя католическая церковь и восточные православные церкви раскололись лишь спустя много времени после возникновения равнинной песни, византийские песнопения обычно не классифицируются как равнинная песня.
История
[ редактировать ]Плейнсонг развился в первые века христианства под влиянием, возможно, музыки еврейской синагоги и, конечно же, греческой ладовой системы. Имеет свою собственную систему обозначений . [4]
Поскольку количество песнопений в церковном репертуаре увеличилось, чиновникам потребовался лучший способ стандартизировать музыку. [3] Была разработана уникальная форма нотной записи, которая поможет стандартизировать музыку и предоставить справочную информацию как исполнителям, так и публике. [1] Используемые нотные записи назывались неймами , и они используются в четырехстрочном нотоносце, в отличие от пятистрочного нотоносца, к которому мы привыкли сегодня. [3] Невмы размещаются над словами песнопения, чтобы помочь исполнителю определить мелодию произведения, но не указывают высоту звука или интервалы, которые необходимо спеть. [1] Несмотря на то, что существовали письменные нотные рукописи, исполнителям все равно приходилось запоминать песнопения в устной традиции, прежде чем интерпретировать ноты. [1] Лишь в одиннадцатом веке музыкальные ноты стали включаться в письменную музыку. [1]
Большинство ранних сценариев равнинной песни были уничтожены из-за войны, целенаправленного разрушения и естественных причин, таких как вода, огонь и плохие условия окружающей среды. [1] Толедский собор в Испании хранит одну из крупнейших в мире коллекций местных рукописей равнинных песен, посвященных западному христианству. [5] Их коллекция состоит из 170 томов равнинных песнопений для процессии, мессы и канцелярии. [5]
Существует три метода пения псалмов или других песнопений: респонсорный , антифонный и сольный. [1] При ответном пении солист (или хор) поет серию куплетов, за каждым из которых следует ответ хора (или собрания). При антифонном пении куплеты поются попеременно солистом и хором или хором и прихожанами. [4] Вероятно, что уже в ранний период эти два метода вызвали дифференциацию стиля музыкального сочинения, которая наблюдается на протяжении всей более поздней истории простого пения: хоровые композиции были простыми, сольные - более сложными, с использованием более расширенный набор мелодий и более длинные группы нот из отдельных слогов. Последний вид равнинного исполнения – это сольное исполнение хора или отдельного исполнителя. [1] Яркой особенностью простого пения является использование одной и той же мелодии в разных текстах. Это вполне типично для обыкновенной псалмодии, в которой для всех стихов псалма употребляется одна и та же формула — «псалмический тон», подобно тому как в гимне или народной песне одна и та же мелодия употребляется для разных строф. [2]
Григорианское пение — это разновидность равнинной песни, названная в честь Папы Григория I (6 век нашей эры), но Григорий не изобрел это песнопение. Традиция, связывающая Григория I с развитием песнопений, похоже, основана на возможно ошибочном отождествлении некоего «Грегория», вероятно, Папы Григория II , с его более известным предшественником. Термин «григорианское пение» часто неправильно используют как синоним равнинной песни. [1]
На протяжении нескольких столетий одновременно существовали разные стили простого пения. Стандартизация григорианского песнопения не была завершена даже в Италии до XII века. Plainchant представляет собой первое возрождение нотной записи после того, как знания о древнегреческой системе были утеряны.
В конце 9 века равнинная песня начала эволюционировать в органум , что привело к развитию полифонии . Когда в шестнадцатом веке полифония достигла своего апогея, использование простого песнопения стало менее привлекательным и почти полностью отказалось от него. [2]
Значительное возрождение равнинных песен произошло в 19 веке, когда была проделана большая работа по восстановлению правильных обозначений и стиля исполнения старых сборников равнинных песен, особенно монахами аббатства Солесмес на севере Франции. После Второго Ватиканского Собора и введения народной мессы использование равнинной песни в Католической церкви сократилось и в основном ограничивалось монашескими орденами. [2] и церковным обществам, празднующим традиционную латинскую мессу (также называемую Тридентской мессой ). Со времени Папы Бенедикта XVI , motu proprio Summorum Pontificum , использование тридентского обряда увеличилось; это, наряду с другими папскими комментариями об использовании подходящей литургической музыки, способствует новому возрождению равнинных песен. [6] [7]
Общество равнинной песни и средневековой музыки было основано в 1888 году для содействия исполнению и изучению литургического песнопения и средневековой полифонии. [2]
Интерес к равнинной песне возрос в Британии 1950-х годов, особенно среди левых религиозных и музыкальных групп, связанных с Густавом Холстом и писателем Джорджем Б. Чемберсом . В конце 1980-х Plainchant приобрели определенную популярность как музыка для релаксации, и несколько записей Plainchant стали «хитами классических чартов».
Типы пения
[ редактировать ]Ниже приводится классификация григорианских песнопений по типам. В других традициях пения, таких как амброзианская или вестготская , могут отсутствовать некоторые из перечисленных типов, а также могут быть другие типы, не перечисленные в списке.
слоговый
- Библейское чтение
- Молитва
- Последовательность
- Крид
- Литания
- Глория
- Псалмы
- Гимн
- Песнь
- Антифон
- Короткий ответ
- Приветствие
- Славословие [1]
Невматический
Невматический с мелизматическими сечениями
- Кириес
- Постепенные
- Аллилуия
- Офферторий
- Тракт
- Отличный ответ
- Товары [1]
Композиторы
[ редактировать ]Хильдегард Бингенская , монахиня, жившая в XII веке, сочинила в общей сложности 71 латинскую литургическую пьесу. [8] Ниже приводится список ее произведений, посвященных Деве Марии. [8]
Респонсорный-
- Радуйся, Мария, о Autrix
- О самая славная мать
- О, ты проиллюстрировал
- Ох как закрыто [8]
антифон
- О самый великолепный драгоценный камень
- Сегодня (сейчас) открылось
- Потому что, следовательно, женщина
- Когда продукт обрабатывается
- Когда им стыдно
- О дева фонда
- Я услышал великое чудо
- О, ты проиллюстрировал [8]
Гимн-
- Приветствую тебя щедрый [8]
Последовательность-
- Вирга и диадема [8]
Аллелула-
- Аллилуия, о посреднический жезл [8]
Режимы
[ редактировать ]Plainchant использует модальную систему , которая используется для определения относительной высоты каждой строки нотоносца.Подробнее об использовании ладов в Plainsong читайте здесь .
Пример
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Леви, Кеннет; Эмерсон, Джон А.; Беллингем, Джейн; Хили, Дэвид; Зон, Беннетт Митчелл (2001). Плейнчант . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40099 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Беверунге, Х (1911). «Плейнчант» . www.newadvent.org . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Форни, Кристина (2015). Наслаждение музыкой . Джозеф Махлис, Эндрю Делл'Антонио (двенадцатое издание, полная версия). Нью-Йорк. ISBN 978-0-393-93637-7 . OCLC 900609692 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вебер, Джером Ф. «Раннее западное пение», Западно-католическая литургика. Архивировано 24 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нун, Майкл Дж. (Майкл Джон); Скиннер, Грэм (2006). «Коллекция рукописных хоровых сборников простых песен собора Толедо: предварительный отчет и контрольный список» . Примечания . 63 (2): 289–328. дои : 10.1353/not.2006.0157 . ISSN 1534-150Х . S2CID 191373486 .
- ^ Рид, А. (2016). «В 10-ю годовщину Summorum Pontificum мы можем с уверенностью сказать, что предсказатели неправы» . Католический вестник .
- ^ БЕНЕДИКТ XVI (2007). «ПИСЬМО ЕГО Святейшества БЕНЕДИКТА XVI ЕПИСКОПАМ ПО СЛУЧАЮ ПУБЛИКАЦИИ АПОСТОЛЬСКОГО ПИСЬМА «MOTU PROPRIO DATA» SUMMORUM PONTIFICUM ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РИМСКОЙ ЛИТУРГИИ ДО РЕФОРМЫ 1970 ГОДА» . ЛА САНТА СЕДЕ .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Старк, Д. (2001). «Марианская музыка Хильдегард фон Бинген» . login.ezproxy.lib.uwm.edu . Проверено 17 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Григорианское пение - компакт-диски, файлы MP3, видео, бесплатные партитуры. Сакра Музыка
- Книга псалмов в исполнении Сарума. Используйте простую песню Сары Джеймс.
- Общество равнинной песни и средневековой музыки