Семидесятый
Семидесятый | |
---|---|
![]() Иллюстрация к притче о работниках в винограднике к Септуагесиме | |
Литургический цвет | Фиолетовый |
Значение | Подготовка к Великому посту |
Дата | Третье воскресенье перед Пепельной средой (63 календарных дня до Пасхального воскресенья) |
Дата 2023 года | 5 февраля |
Дата 2024 года | 28 января |
Дата 2025 года | 16 февраля |
Дата 2026 г. | 1 февраля |
Связано с | перед постом |
Септуагесима ( / ˌ s ɛ p tj u ə ˈ dʒ ɛ s ɪ m ə / ) — название девятого воскресенья перед Пасхой, третьего перед Пепельной средой . Этот термин иногда применяется к семидесяти дням, начинающимся в воскресенье Септуагесима и заканчивающимся в субботу после Пасхи. В качестве альтернативы этот термин иногда применяется также к периоду, который иногда называют предпостом , который начинается в этот день и заканчивается в Масленичный вторник , за день до Пепельной среды, когда начинается Великий пост .
Два других воскресенья в этот период литургического года называются Сексагесима и Квинквагесима , последнее иногда называют также Масленичным воскресеньем . Самая ранняя дата, когда может наступить воскресенье Септуагесима, - 18 января (Пасха приходится на 22 марта високосного года), а самая поздняя - 22 февраля (Пасха приходится на 25 апреля високосного года).
Литургические сезоны |
---|
|
Происхождение термина
[ редактировать ]Септуагесима происходит от латинского слова «семидесятый». Точно так же Sexagesima , Quinquagesima и . Quadragesima означают «шестидесятый», «пятидесятый» и «сороковой» соответственно Значение этого названия (согласно Эндрю Хьюзу, Medieval Manuscripts for Mass and Office [Toronto, 1982], 10) следующее: «Septuagesima Sunday [названо так] потому, что оно приходится на семьдесят дней, но более чем на шестьдесят дней до Пасхи. Следующее воскресенье приходится на шестьдесят, Сексагесима, а следующее через пятьдесят, Квинквагесима... Следующее воскресенье, приходящееся на сорок дней после Пасхи (исключая воскресенья), - Квадрагесима». Поскольку каждое воскресенье напоминает воскресение Христа, они считаются «малыми Пасхами» и не считаются днями покаяния. Quadragesima — латинское слово, обозначающее Великий пост, который (не считая воскресенья) длится сорок дней.
Имя Амалария из Меца указывало бы на период в семьдесят дней, состоящий из девяти недель до Пасхи плюс пасхальная неделя, что мистически представляло бы семидесятилетнее вавилонское пленение . [1] Он писал: «Ибо как евреи были обязаны семьдесят лет епитимью, чтобы таким образом заслужить возвращение в землю обетованную, так и христиане стремились вернуть себе благодать Божию, постясь в течение семидесяти дней». [2]
Согласно Первому Орлеанскому собору , «многие благочестивые священнослужители и миряне первобытной Церкви постились за семьдесят дней до Пасхи, и поэтому их пост назывался Септуагесима, название, которое впоследствии сохранилось, чтобы отличать это воскресенье от других. " [2]
Септуагесима была также днем, когда можно было начать сорокадневный пост, исключающий из его соблюдения четверги, субботы и воскресенья. [1]
Богослужебные и литургические практики
[ редактировать ]Год | Дата |
---|---|
2021 | 31 января |
2022 | 13 февраля |
2023 | 5 февраля |
2024 | 28 января |
2025 | 16 февраля |
2026 | 1 февраля |
2027 | 24 января |
17-дневный период, начинающийся в воскресенье Септуагесима, должен был соблюдаться как подготовка к Великому посту , который сам по себе является периодом духовной подготовки (к Пасхе ). Однако во многих странах воскресенье Септуагесима ознаменовало и до сих пор отмечает традиционное начало карнавального сезона , кульминацией которого является Масленичный вторник , иногда известный как Марди Гра .
до 1970 года римского обряда В литургии Аллилуйя перестает произноситься во время литургии. [1] добавляются две аллилуии На первой вечерне Септуагесимы в воскресенье к заключительному стиху Benedicamus Domino и его ответу Deo gratias , как и во время пасхальной октавы , и, начиная с повечерия, он больше не используется до Пасхи. Точно так же фиолетовые облачения носят, за исключением праздников, с воскресенья Септуагесимы до Великого четверга. Как и во время Адвента и Великого поста, Gloria и Te Deum больше не произносятся по воскресеньям.
Чтения на утрене на этой неделе представляют собой первые несколько глав Книги Бытия , рассказывающие о сотворении мира, об Адаме и Еве , падении человека и последующем изгнании из Эдемского сада , а также историю Каина и Авеля . В последующие недели до и во время Великого поста продолжаются чтения Ною, Аврааму, Исааку, Иакову и Моисею. Евангельское . чтение Септуагесимы — притча о работниках в винограднике (Мф. 20:1-16)
Католическое использование после 1969 года
[ редактировать ]В литургических книгах Обыкновенной формы римского обряда , пересмотренных после Второго Ватиканского собора, отсутствуют Септуагесима, Сексагесима и Квинквагесима воскресенья, которые встречаются в более ранних версиях, и рассматривают этот период как часть Обычного времени , так что использование фиолетовых облачений и пропуск «Аллилуиа» в литургии начинается не раньше Пепельной среды.
Обычное использование [4] и необыкновенная форма [5] Римского обряда сохранили предпостный период и его традиционные обряды.
Лютеранское использование
[ редактировать ]В то время как лютеране, принявшие трехлетний лекционарий по образцу Римско-католической церкви, отменили сезон Септуагесимы и вместо этого соблюдают расширенное Крещение, лютеране, сохранившие традиционный календарь, продолжают соблюдать Септуагесиму. [6] Следующий антифон, взятый из 137-го псалма , традиционно используется лютеранами в субботу перед Септуагесимой:
Спой нам песнь, Аллилуиа, песней Сиона, Аллилуиа, Как нам песнь Господню воспеть на чужбине? Аллилуиа, семьдесят лет мы сидели на реках Вавилонских и плакали, вспоминая Сион, Аллилуиа, там мы повесили органы наши, Аллилуиа. Слава Отцу...
Спой нам гимн, Аллилуиа, одну из песен Сиона, Аллилуиа, Как нам песнь Господню воспевать в чужой земле? Аллилуия, семьдесят лет мы сидели у рек Вавилонских и плакали, вспоминая Сион, Аллилуиа, там мы повесили гусли наши, Аллилуиа. Слава Отцу...
Начиная с Первой вечерни Септуагесимы, «Аллилуйя» больше не произносится до пасхального бдения , а «Славия» не произносится по воскресеньям.
Англиканское использование
[ редактировать ]Большинство провинций Англиканской общины приняли такое же изменение. В англиканской церкви эти воскресенья сохраняют свои первоначальные обозначения, если Молитвенника следовать календарю , но в Общем календаре богослужений они были включены в период перед Великим постом переменной продолжительности, с от нуля до пяти «воскресений перед Великим постом». в зависимости от даты Пасхи. Церкви епископального и продолжающегося англиканского движения , которые используют Книгу общих молитв 1928 года (или различные миссалы , основанные на ней), также соблюдают Септуагесиму.
Использование Польской национальной католической церкви
[ редактировать ]Польская национальная католическая церковь официально восстановила в 2014 году воскресные дни Септуагесима, Сексагесима и Квинквагесима на всей территории Церкви. Празднование этого времени года как подготовка к Святому посту теперь выделено как часть Литургического года. [7]
Восточное использование
[ редактировать ]Сезон перед Великим постом также существует в восточно-православном и византийско-католическом литургическом календаре и находится в литургической книге, известной как Триодион (которая продолжается до Пасхи). Его продолжительность составляет 22 дня, поскольку он начинается в воскресенье перед Септуагесимой, но не 24 дня, поскольку Византийский Великий пост начинается в понедельник, а не в среду.
Воскресенье блудного сына — восточно-православный эквивалент западной Септуагесимы. [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1894 году Оскар Уайльд сказал актеру Чарльзу Брукфилду , который жаловался на то, что Уайльд проводил репетиции своей пьесы «Идеальный муж» на Рождество: «Единственный церковный праздник, который я соблюдаю, - это Септуагесима». [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фрэнсис Миршам, Септуагинта в Католической энциклопедии
- ^ Перейти обратно: а б Гоффин, Леонард (1896). . Благочестивые наставления Гоффина о Посланиях и Евангелиях на воскресные и праздничные дни . Братья Бенцингер.
- ^ Таблица переносных праздников
- ^ 2018 ОРДО Личного ординариата Кафедры Святого Петра, ISBN 9781982037147
- ^ Орден 2016 г. для использования с Чрезвычайной формой Missale Romanum 1962 г., Регулярные каноны Святого Иоанна Кантиуса, Biretta Books, Чикаго
- ^ Септуагесима: В чем смысл?
- ^ Литургический справочный календарь Польской национальной католической церкви на 2014 год. Национальная комиссия по литургии.
- ^ Хэпгуд, Изабель (1906). Служебник Святой Православной Церкви . Кембридж: Houghton Mifflin Harcourt . п. 14.
- ^ Эллманн, Ричард . Оскар Уайльд . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 428.