Литургические цвета
Литургические цвета — это особые цвета, используемые для облачений и драпировок в контексте христианской литургии . Символика фиолетового , синего, белого, зеленого, красного, золотого, черного, розового и других цветов может служить для подчеркивания настроения, соответствующего времени литургического года , или может подчеркнуть особое событие.
Существует различие между цветом облачений духовенства и хорового облачения , которое, за немногими исключениями, не меняется в зависимости от времени года литургического года .
Костел
[ редактировать ]Текущие рубрики
[ редактировать ]В Римском обряде , реформированном Папой Павлом VI , используются следующие цвета, в соответствии с рубриками Общей инструкции Римского Миссала , раздел 346. [1]
Цвет | Обязательное использование | Необязательное использование (вместо предписанного обязательного цвета) |
---|---|---|
Зеленый | ||
Фиолетовый |
| |
Роза |
| |
Белый |
|
|
Красный |
| |
Черный |
|
В более торжественные дни, т. е. праздничные, можно использовать более драгоценные священные облачения, хотя бы и не цвета дня. Такие облачения могут быть, например, изготовлены из золотой парчи или серебряной парчи . Более того, Конференция Епископов может определять и предлагать Апостольскому Престолу изменения, соответствующие потребностям и культуре народов. [3]
Ритуальные мессы совершаются в соответствующем цвете, в белом или праздничном цвете. Мессы для различных надобностей, напротив, совершаются в цвете, соответствующем дню или времени года, или фиолетовом, если они носят покаянный характер. Вотивные мессы совершаются в цвете, соответствующем самой мессе, или даже в цвете, соответствующем дню или времени года. [4]
Региональные и ситуационные исключения
[ редактировать ]Некоторые конкретные варианты:
- Синий , цвет, связанный с Девой Марией . Хотя синие облачения распространены в некоторых восточных церквях, в латинском обряде синий цвет облачения может использоваться только в соответствии с предоставленной особой привилегией. [5] Разрешение, иногда называемое «лазурной привилегией», бывает двух видов: одно относится к конкретным святыням Марии и определяет, когда можно носить синие облачения. Другой тип разрешения – это разрешения, предоставляемые различным странам. В Испании апостольский индульт был дан на праздник Непорочного зачатия и его октаву, а также на вотивные мессы и субботы, когда в канцелярии Непорочного зачатия. молятся [6] и на Марианских праздниках, где существует соответствующий обычай. Эта привилегия была предоставлена Испании, некоторым из ее колоний и бывшим колониям в Латинской Америке указом Священной Конгрегации Обрядов от 12 февраля 1864 года. [5] Оно также распространяется на Филиппины, Гуам и Марианские острова, которые в то время еще находились под властью Испании. [7] В период Адвента также использовался синий цвет вместо фиолетового, несмотря на то, что эта практика не разрешена литургическими правилами. [8] [5]
- Золото или серебро можно носить в более торжественных случаях в епархиях Соединенных Штатов. [3]
Рубрики 1960 года
[ редактировать ]Правила о литургических цветах в Кодексе рубрик 1960 года , соблюдение которых до сих пор разрешено при обстоятельствах, указанных в документе Summorum Pontificum 2007 года об использовании Римского Миссала 1962 года , который их включает, [9] отличаются от текущих рубрик по следующим параметрам:
Цвет | Использование 1920–1955 гг. | 1956–1960 гг. Использование | 1961–1969 гг. Использование |
---|---|---|---|
Фиолетовый |
|
|
|
Роза |
|
| |
Белый |
|
|
|
Красный |
|
|
|
Черный |
|
|
|
Папа Пий X повысил ранг воскресений после Крещения и Пятидесятницы, так что в тех воскресеньях, которые попадали в общие октавы, зеленый , как это было раньше правилом; вместо цвета октавы использовался [10] в воскресные дни после Пятидесятницы, попадавшие в привилегированные октавы (т. е. октавы Тела Христова и Святейшего Сердца), литургический окрас праздника сохранялся.
Правила в отношении литургических цветов до папы Пия X по существу были теми же, что указаны в издании Римского Миссала, обнародованного Папой Пием V в 1570 году, за исключением добавления праздников, не включенных в его Миссал. Цветовая схема его Миссала отражала обычаи, которые закрепились в Риме к двенадцатому веку.
Византийский обряд
[ редактировать ]Византийский обряд , который используется всеми церквями-членами Восточной Православной Церкви , Византийских Лютеранских Церквей и Восточно-Католических Церквей Византийского Обряда, не имеет универсальной системы цветов, а только богослужебные книги византийской традиции. с указанием «светлых» или «темных» облачений. В греческой традиции бордовый или бордовый цвет , а в другое время используются самые разнообразные цвета, наиболее распространенными из которых являются золотой и белый. для торжественных праздников распространен [11]
Церкви славянского происхождения и другие церкви, находящиеся под влиянием западных традиций, приняли цикл литургических цветов. Детали могут меняться от места к месту, но в целом:
Цвет | Общее использование | Другое использование |
---|---|---|
Золото |
| |
Голубой |
|
|
Фиолетовый или винно-красный |
|
|
Красный |
| |
Зеленый |
|
|
Черный |
|
|
Белый |
|
|
Цвета будут меняться перед вечерней накануне дня поминовения. Во время Великих праздников цвет меняется перед вечерней службой, которая начинается в первый день предпразднства , и сохраняется до аподоса (последнего дня послепраздника ) .
Под влиянием Запада черный цвет часто используется в славянских храмах на отпеваниях, в будни Великого поста и Страстной недели как знак покаяния и траура, но во второй половине 20 века древний белый цвет стал более распространён, как знак надежды на Воскресение.
Русские литургические цвета
[ редактировать ]По традиции Русской Православной Церкви в течение года может использоваться до девяти различных литургических цветов. [12] Точное использование этих цветов варьируется, но наиболее распространенными являются следующие: [11]
Цвет | Общее использование | Необычное или другое использование |
---|---|---|
Золотой или Желтый (желтый) |
| |
Голубой (голубой) |
|
|
Фиолетовый или темно- красный (фиолетовый или темно-красный) |
| |
Темно -синий , Индиго (синий, темно-синий) |
| |
Красный (красный) |
|
|
Зеленый (зеленый) |
|
|
Черный (черный) |
|
|
Белый (белый) |
|
|
Оранжевый или желтовато-коричневый (оранжевый) |
|
Коптский обряд
[ редактировать ]Коптская , использует только белые традиция, которой следуют Коптская православная церковь и Коптская католическая церковь облачения, а золото и серебро считаются вариациями белого цвета. [11] Единственное исключение — Страстная седмица , когда используется черный цвет. Тем не менее, на некоторых облачениях можно встретить отделку красного, золотого или синего цвета.
Эфиопский обряд
[ редактировать ]Литургическая традиция Эфиопии, которой следуют Эфиопская православная церковь и Эфиопская католическая церковь , охватывает большое разнообразие литургических красок. В Эритрее соблюдаются подобные традиции. [13]
Лютеранские церкви
[ редактировать ]Евангелическо -лютеранская церковь в Америке (ELCA) использует ту же цветовую схему, что и англиканцы и их скандинавские лютеранские коллеги, с использованием золота только для пасхального бдения и служб пасхального воскресенья, а также на Страстной неделе с использованием алого, а не малинового цвета. Синий используется для Адвента. Белый используется на Рождество, Крещение, Пасхальные воскресенья, Святую Троицу и Христа-Царя. Во время Великого поста используется фиолетовый цвет. Во время после Пятидесятницы и Крещения используется зеленый цвет. [14]
И Лютеранская церковь – Синод Миссури (LCMS), и Евангелическо-лютеранский синод Висконсина (WELS) используют аналогичную систему, но фиолетовый является основным цветом как для Адвента, так и для Великого поста (синий является альтернативным цветом только для Адвента), а использование золота вместо белого как на Рождество, так и на Пасху (аналогично практике католической церкви). В WELS использование красного цвета также происходит во время Периода Конца Времен , периода Церкви в отношении учений Книги Откровения, кульминацией которого является создание Нового Иерусалима (соответствует Христу Царю в ELCA). . Во всех трех церквях, включая ELCA, красный цвет также носят в последнее воскресенье октября, в честь Реформации 31 октября, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к двери замковой церкви Виттенберга.
Англиканство
[ редактировать ]Большинство англиканских церквей используют цвета, установленные в Римском обряде, обычно в форме, принятой после 1969 года, за исключением синего Сарума, заменяющего фиолетовый для Адвента, но некоторые используют более раннюю форму, например, черный вместо красного в День добра. Пятница . В некоторых церквях на мессах за умерших используют черный цвет, но чаще используют белый или фиолетовый. По историческим причинам большая часть мирового англиканского сообщества заметно ориентируется на практику англиканской церкви . Начиная с «Альтернативной богослужебной книги» 1980 года , литургические цвета рекомендуются в зависимости от сезона, а более подробные советы предлагаются в рамках серии литургий «Общее богослужение », включая цвета для всех воскресений и праздников, напечатанные в «основном томе» рядом с сборниками.
Опубликованный Церковью Лекционарий теперь дает подробные предложения по литургическому цвету в течение года, что почти точно соответствует приведенной выше таблице использования Римского обряда (использование после 1969 года), за пятью незначительными исключениями и еще одним важным:
- в англиканском словоупотреблении нет упоминания о мессах умерших пап и кардиналов;
- вообще не предлагается никакой литургической окраски для Великой субботы (напечатаны слова «завесы сняты»);
- рекомендация красного цвета для обрядов конфирмации распространяется и на обряды рукоположения;
- Lenten Array (неотбеленное льняное полотно) по-прежнему считается альтернативой фиолетовому цвету во время Великого поста;
- существует возможность использования красного вместо зеленого во время «Сезона Царства», четырех последних воскресений литургического года, кульминацией которого является Христос-Царь , как это обычно бывает в некоторых лютеранских традициях (см. Выше);
- наконец, что более важно, положение англиканской церкви предлагает белый цвет по воскресеньям после Крещения как отдельный «сезон Крещения», при этом обычное время начинается на следующий день после Сретения .
Цветовая схема, предложенная англиканской церковью, также указывает, где следует использовать золотые облачения в тех церквях, где золото и белый являются разными цветами. Использование розовых облачений, как в приведенной выше таблице римского обряда, упоминалось как вариант в ранних изданиях Common Worship. [15] и является вариантом, включенным в ежегодный публикуемый лекционарий; однако более поздние публикации Common Worship начали называть эту практику «традиционной», что отражает ее возрождение. [16]
Сарум Ритуал
[ редактировать ]Сарумский обряд — средневековый литургический обряд, использовавшийся в Англии до Реформации и имевший особый набор литургических цветов. После англо-католического возрождения XIX века некоторые церкви англиканской церкви начали использовать литургические цвета Сарума как попытку создать что-то, что было бы английским выражением католицизма, а не римским выражением. Одним из главных сторонников этого был Перси Дирмер . Точные цвета, используемые в средневековом обряде Сарум, являются предметом споров, но цвета, принятые современными церквями, заявляющими, что используют схему Сарум, включают, в частности, темно-синий для Адвента , который в народе можно назвать «синим Сарумом», и небеленый лен. для Великого поста . Обряд Сарума никогда не получал официального одобрения в англиканской церкви или епископальной церкви (США) , но оказал влияние на ряд соборов и приходских церквей. [ нужна ссылка ]
Методистские церкви
[ редактировать ]Методисты используют цветовую схему, аналогичную той, которую используют лютеране и католики. Объединенная методистская церковь до начала 1990-х годов использовала красный цвет исключительно в дни Пятидесятницы, включая даже воскресенья после воскресенья Пятидесятницы, а использование зеленого было зарезервировано для сезона Прилива Царства , который обычно длился с конца августа / начала сентября до Рождества Христова. Король (последнее воскресенье в Kingdomtide). С момента публикации Книги богослужения в 1992 году UMC следует традиции ELCA носить красное только в дни Пятидесятницы, Страстной недели и Воскресения Реформации , а зеленое — в оставшуюся часть сезона Пятидесятницы. [17]
Реформатские церкви
[ редактировать ]Пресвитерианская церковь (США) или ее предшественники санкционировали использование литургических цветов и пропагандировали их использование в Книге поклонения 1970 года , Книге общего богослужения 1993 года и Книге общего богослужения 2018 года. Адвент и Великий пост — периоды подготовки и покаяния, они обозначены фиолетовым цветом. Синий можно использовать для Адвента вместо фиолетового. Белым цветом обозначены праздники Рождества и Святок, Крещенского воскресенья, Крещенского воскресенья, Преображенского воскресенья, Пасхального воскресенья, Троицкого воскресенья и воскресенья Христа-Царя. Зеленый — цвет периодов Обычного Времени. Красный цвет соответствует воскресенью Пятидесятницы, но также может использоваться для рукоположений, церковных годовщин и поминальных служб по рукоположенному духовенству. Красный или фиолетовый подходят для Вербного воскресенья. Во время Страстной недели используется фиолетовый цвет до тех пор, пока в Чистый четверг церковь не будет обнажена; В Страстную пятницу и Великую субботу церковь остается обнаженной, хотя в некоторых местах в эти дни может использоваться черный цвет.
Точно так же Объединенная Церковь Христа включает в свой годовой календарь указания того, какой литургический цвет использовать для каждого воскресенья. Следуют общему западному образцу: для Адвента рекомендуется либо фиолетовый, либо синий цвет. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Учреждение Генерального миссала Рима» . ; ср. «Текст для Австралии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2008 г .; «Англия и Уэльс» (PDF) . ; «Соединенные Штаты» .
- ^ Необязательное использование синего цвета в качестве литургического цвета в праздники Богородицы ограничено несколькими епархиями, как объяснено ниже.
- ^ Jump up to: а б с Морони 2002 , с. 346.
- ^ Морони 2002 , с. 347.
- ^ Jump up to: а б с Макнамара, Эдвард (10 мая 2010 г.). «Синие богослужебные облачения» . Зенит .
- ^ Хойзер, Герман Йозеф, изд. (1904). Священные облачения . Том. 31. Издательство Католического университета Америки. п. 584.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гир, Николаус (1902). Святое жертвоприношение мессы: объяснение догматическое, литургическое и аскетическое . Б. Гердер. п. 298.
№1
- ^ Гэри Д. Пенкала (декабрь 2000 г.). Адвент-блюз . Публикации CanticaNOVA.
редакционная статья
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Римский миссал» . 1962 год
- ^ Церковь, католическая; Соди, Манлий; Триакка, Ахилл М. (1920). Общие рубрики Миссала: 18 – О цветах облачений . Издательство Ватикана. ISBN 88-209-2547-8 .
В типичном издании Римского Миссала 1920 года была опущена фраза «за исключением воскресений, происходящих ниже октав, в которых сохраняется цвет октав», встречающаяся в более ранних изданиях, начиная с издания Папы Пия V 1570 года (страница 21 факсимиле, опубликованного Libreria). Эдитрис Ватикана в 1998 году
- ^ Jump up to: а б с «Почему мы это делаем? Литургические цвета» (PDF) . stnicholasoca.org . п. 2.
- ^ Цитируемая информация взята из перевода, опубликованного в трех выпусках:
- « [без названия] ». Посланник . Филадельфия, Пенсильвания: Русский православный собор Святого Андрея. 1990 г. [июнь, июль – август, сентябрь].
- который цитирует оригинал Nastol'naya Kniga Sviashchenno-sluzhitelia Настольная книга священнослужителя [ Справочник священнослужителя ]. Том. 4. Москва, RU. 1983.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Это издание 1983 года основано на третьем издании справочника 1913 года: Bulgakov, S.V., ed. (1913). "Chapter 15.5" . ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ. СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ . Киев, UA.
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (голубой), синий (синий), фиолетовый (фиолетовый), черный.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- ^ «7.2 Цвета и их духовные значения» . Эфиопская православная церковь Тевахедо в Торонто .
- ^ «Каково значение и использование литургических цветов?» (PDF) . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Использование розово-розовых облачений предлагается в примечаниях к литургической цветовой последовательности Общего богослужения , онлайн-версию которых можно найти здесь: «Правила организации христианского года» .
- ^ Например, см. «Общее поклонение | Времена и времена года» .
добавлено в серию «Общее богослужение» в 2006 году, стр. 50, абзац 1: «Традиционно носят розовые облачения»
- ^ «Литургические цвета UMC / Цвета парамента» . Объединенная методистская церковь на Мейн-стрит . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Настольный календарь и план Объединенной Церкви Христа» . 2016.
Библиография
[ редактировать ]- Порядок совершения мессы и оплаты богослужения по общеримскому календарю на литургический год 2020 – 2021 (на латыни). Издательство Ватикана. 2020. ISBN 978-8826604176 .
- Морони, монсеньор. Джеймс Патрик, изд. (2002). Общая инструкция к Римскому Миссалу (3-е изд.). Международный комитет по английскому языку в литургии, Inc.
Третье типичное издание
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианские символы, кресты, цвета парамента; и их значение - Лютеранская церковь Троицы, Биллингс, Монтана.
- Литургические цвета , от Церкви Чака Ноуз, служения Генерального совета ученичества Объединенной методистской церкви.
- Духовенство Столс и их цвета - видео, связанное с вышеизложенным, от Церкви Чака Ноуз, служения Генерального совета ученичества Объединенной методистской церкви.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Литургические краски» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Протестантские литургические краски онлайн
- Католический календарь с указанием литургических цветов на каждый день и праздник.