Великая суббота
Великая суббота | |
---|---|
Официальное название | Великая суббота |
Также называется | Пасхальный вечер, Черная суббота |
Наблюдается | Христиане |
Тип | Религиозный |
Значение | Память о дне, когда Иисуса Христа тело лежало во гробе , и о терзании ада. |
Дата | День после Страстной пятницы |
Дата 2023 года |
|
Дата 2024 года |
|
Дата 2025 года |
|
Дата 2026 г. |
|
Частота | ежегодный |
Связано с | Пасха |
Великая суббота ( лат . Sabbatum Sanctum ), также известная как Великая и Великая суббота (также Великая и Великая суббота ), Низкая суббота , Великая суббота , Суббота Аллилуйя (в Португалии и Бразилии), Суббота Славы , Сабадо де Слава и Черная суббота или канун Пасхи , [1] «Радостной субботой», «Субботой света» и «Мега Саббатуном» и называемый среди коптских христиан — это последний день Страстной недели , между Страстной пятницей и Пасхальным воскресеньем , когда христиане готовятся к последнему. [2] [3]
Этот день напоминает о терзании ада , когда тело Иисуса Христа лежало в гробнице . Христиане католической, лютеранской, методистской, англиканской и реформатской конфессий начинают празднование пасхального бдения в Великую субботу, что обеспечивает переход к сезону Пасхи ; Согласно моравской христианской традиции, могилы украшаются цветами в день Великой субботы, а празднование восхода солнца начинается перед рассветом в пасхальное воскресенье. [2] [3]
Терминология
[ редактировать ]Еврейские назаряне
[ редактировать ]В то время как Великая Суббота в еврейской литургии приходится на субботу перед Праздником Опресноков , суббота в разгар праздника отмечается как Особый Шаббат § Шаббат Чол Хамоед Песах . В 4-й главе Послания к Евреям христиан-евреев призывают приложить все усилия, чтобы входить в эту субботу и каждую субботу с покаянием, а отрывок из 95-го псалма приводится автором Послания к Евреям: «ныне, если услышите голос Его, не ожесточайте сердец ваших». Весь 95-й псалом читается в пятницу днем каждую неделю в синагогальных молитвах непосредственно перед наступлением субботы в раввинистическом иудаизме.
Восточные традиции
[ редактировать ]Восточное православие
В восточном православии этот день, известный как Великая и Великая суббота , также называется Великой субботой, поскольку именно в этот день Христос физически «почил» во гробе . Но также считается, что именно в этот день он совершил в духе Терзание Ада и вознесся в Рай , освободив тех, кто находился в плену.
Восточное православие
В Коптской , Эфиопской и Эритрейской Православных Церквях этот день известен как Радостная суббота , иначе известная как ночь света и радости. [4] церкви он известен как суббота добрых вестей или евангельская суббота В сирийской , это также день, когда сирийские христиане поминают своих усопших. [5]
Сирийское христианство
В сирийской христианской традиции этот день известен как ukhabbṯā d-núhrā или Суббота Света .
Западные традиции
[ редактировать ]В западных традициях этот день обычно называют Страстной субботой , хотя в Моравской церкви этот день называется Великой субботой , а в англиканской общине Книга общей молитвы называет этот день « Вечерней Пасхой» . [6] [7] Хотя термин Пасхальная суббота обычно применяется к субботе на пасхальной неделе , [8] [9] в англоязычных странах иногда применяется к Великой субботе, в том числе в законодательстве австралийских штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд . [10] и австралийскими правительственными учреждениями. [11] В католической традиции Пресвятую Деву Марию в этот день почитают под титулом Богоматери Одиночества , имея в виду ее горе из-за смерти сына.
Религиозные и культурные практики
[ редактировать ]Восточные традиции
[ редактировать ]Восточно-православный
[ редактировать ]Утреня Святой и Великой субботы (на приходах обычно проводится в пятницу вечером) [12] [13] принимает форму отпевания Христа. Вся служба происходит вокруг Эпитафии — иконы в виде ткани, вышитой изображением Христа, приготовленного к погребению. Первая часть службы состоит из пения 118-го псалма , как обычно и на субботней заутрене, и на похоронах, но перемежающегося гимнами ( энкомиями или причитаниями ) между стихами. Преобладающей темой службы является не столько скорбь, сколько бдительное ожидание: [14]
Сегодня Ты соблюдаешь свят седьмой день,
Которого Ты благословил в древности, упокоившись от дел Твоих.
Ты порождаешь все сущее и Ты творишь все новое,
Соблюдая субботний покой, Спаситель мой, и восстанавливая силы. [15]
Ближе к концу утрени, в конце Великого Славословия , берут Эпитафию и носят крестным ходом по внешней стороне церкви, при этом поется Трисвятое , как это делается при переноске тела на кладбище при православном погребении. .
В субботу вечерняя Божественная литургия святителя Василия Великого совершается , называемая Первой Воскресенской службой (греч. Ἡ Πρώτη Ἀνάστασις ), названной так потому, что хронологически она была составлена раньше Пасхального канона св. Иоанном Дамаскинским. [16] а не потому, что это происходит раньше литургически. [17] Это самая продолжительная Божественная литургия за весь год, совершаемая позже, чем в любой другой день года, «в десятом часу дня». [18]
На «Господи, зову» поются четыре обычных воскресных гимна из Октоиха, за которыми следуют четыре дневных, доксастикон из Лаудса накануне вечером и обычный догматикон. После Малого входа нет Вечернего Прокименона, но есть 15 ветхозаветных чтений, напоминающих об истории спасения, многие из которых относятся к Пасхе, Крещению или Воскресению (обратите внимание, что названия книг здесь даны по Септуагинте) :
- Бытие 1:1-13 – Бог творит вселенную
- Исаия 60:1-16 – Исаия пророчествует о золотом веке для Иуды.
- Исход 12:1-11 – Бог дает указания относительно первой Пасхи.
- Иона 1:1-4:11 – Иона проводит три дня во чреве морского чудовища.
- Иисус Навин 5:10-15 – Иисус Навин празднует Песах
- Исход 13:20-15:19 – Израильтяне пересекают Красное море (обратите внимание, что последние 19 стихов поются как песнь)
- Софония 3:8-15 – Бог обещает убежище Израилю
- 3 Царств 17:8-24 – Илия встречает вдову Сарепты и воскрешает ее сына.
- Исайя 61:10-62:5 – Исаия празднует грядущее спасение
- Бытие 22:1-18 – Бог испытывает Авраама, говоря ему принести в жертву своего сына Исаака.
- Исаия 61:1-9 – Исаия объясняет роль пророка и отношения Израиля с Богом.
- 4 Царств 4:8-37 – Елисей воскрешает сына сонамитянки.
- Исайя 63:11-64:5 – Исайя вспоминает переход через Красное море и молится за свой народ.
- Иеремия 31:31-34 – Иеремия пророчествует о новом завете.
- Даниил 3:1-89 – Три святых отрока брошены в огненную печь (обратите внимание, что последние 33 стиха (и три внебиблейских) поются как песнь)
Вместо Трисвятого звучит крещальный гимн: «Все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Аллилуйя. поется. Прокимен из 65-го (66-го) псалма, составленного из стихов Первого антифона Пасхи: «Да поклонится Тебе вся земля: пойте Тебе и хвали Имя Твое, Всевышний». Послание представляет собой Послание к Римлянам 6:3-11, объяснение Св. Павла роли смерти и воскресения в крещении. Это стандартное послание, читаемое при крещении.
Уникальная по сей день, Аллилуия заменяется пением 81 (82) Псалма: «Восстань, Боже, суди Ты землю, ибо Тебе будет удел во всех народах», в то время как диакон совершает каждение церкви . В славянской традиции, когда службу начинают в темных облачениях, завесы , алтарные пелены , завесу и облачения меняют на светлые . В греческой и арабской традиции священнослужители разбрасывают лавровые листья (символ победы) и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать триумф Иисуса над смертью, что часто сопровождается, особенно по кипрским обычаям. [19] – прихожане издают громкий шум, топают ногами, стучат по скамейкам и палкам и даже звенят кастрюлями и сковородками, и все это символизирует Христа, разрушающего врата и разрывающего цепи ада.
На этой службе литургическая атмосфера меняется от скорби к радости. Верующие продолжают поститься , и пасхальное приветствие «Христос воскрес!» не обменивается до полуночи во время пасхального бдения, поскольку эта служба представляет собой провозглашение победы Иисуса над смертью тем, кто находится в аиде. . На земле еще не возвещено Воскресение, которое совершается во время Пасхального бдения
Евангельское чтение – это Евангелие от Матфея 28:1-20, рассказ св. Матфея о Воскресении. Хотя первые пятнадцать стихов в другое время не читаются, последние пять стихов составляют одно из Евангелий воскресной утрени и являются стандартным чтением Евангелия при крещениях.
Херувимскую песнь заменяет « Да умолкнет всякая плоть смертная », аналогичная песнь из древней Литургии святого Иакова , а Гимн Богородице заменяется ирмосом из 9-й песни Канона накануне вечером, обещанием Христа Его Матери, что она будет величана после Его Воскресения, а в остальном Литургия совершается так же, как и любая другая Литургия св. Василия. После службы во многих местах принято преломлять и благословлять хлеб, как на всенощной, но освящение елея опускать.
Великий пост изначально был периодом катехизации новообращенных с целью подготовки их к крещению и миропомазанию , а когда принимаются новообращенные, это происходит во время ветхозаветных чтений во время вечерней божественной литургии. Перед полунощницей верующие собираются в церкви для чтения Деяний апостольских целиком. Накануне полуночи пасхальное бдение начинается полунощницей , во время которой повторяется канон Великой Субботы, к концу которой эпитафия снимается с центра храма и помещается на престол, где она остается до Вознесения . [а] Затем все свечи и огни в церкви гаснут, и все во тьме и тишине ждут возвещения Воскресения Христова.
Западные традиции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2017 г. ) |
В католической церкви алтарь мессы остается совершенно обнаженным (после Вечери Господней в Великий четверг ). Совершение Таинств крайне ограничено: Святое Причастие дается только как Виатикум умирающим; в то время как Покаяние , Помазание больных и крещение могут применяться, потому что они, как и Виатикум, помогают обеспечить спасение умирающим. Этот день является вторым днем пасхального поста, как указано в Sacrosanctum Concilium , статья 110. [20] В Римско-католической церкви полная индульгенция дается, если двое или более верующих молятся Святым Розарием или если верующие присутствуют на праздновании Пасхального бдения и возобновляют свои обещания при крещении , которые являются частью литургии той же Мессы. [21]
Лютеранская, англиканская, методистская и другие церкви соблюдают многие из тех же обычаев, что и католическая церковь; однако их алтари могут быть покрыты черным, а не раздеты. В Англиканской Книге общих молитв для обозначения этого дня используется даже Пасха. В некоторых англиканских церквях, в том числе в протестантской епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки , в этот день предусмотрена простая Литургия Слова с чтениями в память погребения Христа. Ежедневные офисы по-прежнему наблюдаются. В Моравской Церкви этот день известен как Великая суббота. [6]
В католических, лютеранских, англиканских и методистских традициях Великая суббота длится до наступления темноты, после чего совершается Пасхальное бдение , знаменующее официальное начало пасхального сезона . [22]
В Моравской церкви люди украшают могилы в Божьей Акре цветами; Служба восхода солнца , первая литургия Пасхалиды, начинается перед рассветом пасхального воскресенья. [3]
Черная суббота
[ редактировать ]На преимущественно католических Филиппинах этот день официально и в просторечии известен как Черная суббота , учитывая роль цвета в трауре. Он отмечает день, когда Иисус лежал в своей гробнице. [23] Традиционные табу предыдущего дня сохраняются и иногда нарушаются; купание разрешено во второй половине дня. Большинство коммерческих учреждений возобновляют работу, а более мелкие предприятия остаются закрытыми до или до Пасхи. Телевизионные и радиостанции вещают по сокращенному графику со специальными программами или остаются вне эфира. [24]
В преимущественно католической Польше, Свенконка ( Польское произношение: [ɕvʲɛnˈtsɔnka] ), что означает «благословение пасхальных корзин» в Великую субботу, является одной из самых устойчивых и любимых традиций. Корзины с яйцами, ветчиной, хлебом, сладким хлебом, хреном, а также бараньими лепешками или барашками приносят в церковь на освящение. [25]
- Алтарь , лютеранской так как черный является церкви в Великую субботу украшают черные параменты литургическим цветом этого дня в лютеранских церквях.
Примечания
[ редактировать ]- ^ В греческой практике это делалось накануне вечером на утрене (т. е. на утрене Великой субботы). [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Публичный отчет о жалобах и комментариях аудитории, апрель – июнь 2006 г.» (PDF) . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стинвик, Кэрри. «Пасхальное бдение» . Христианская реформатская церковь в Северной Америке . Проверено 3 апреля 2021 г.
Пасхальное бдение, также называемое Пасхальным бдением или Первой Пасхальной службой, проводится либо в субботу вечером перед Пасхой, либо очень рано пасхальным утром.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пост, Страстная неделя и Пасха» . Главная Моравская церковь . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Майкл Кин (1995). Христианский опыт . Нельсон Торнс. п. 112. ИСБН 978-0-7487-2188-7 .
- ^ «Библейские чтения в евангельскую субботу (субботу благовествования), Лекционарий на Страстную седмицу, Лекционарий на Страстную неделю, Лекционарий Сирийской Православной Церкви, Лекционарий Сирийской Православной Церкви, Лекционарий Якобитской Сирийской Церкви, Лекционарий» . malankaraworld.com . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, Донна (19 апреля 2014 г.). «Моравцы отмечают Великую субботу» . ЛанкастерОнлайн . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ «Пасхальный вечер» . Англиканская церковь . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Публичный отчет о жалобах и комментариях аудитории, апрель – июнь 2006 г.» (PDF) . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2011 г.
- ^ «Смутные даты Пасхи» . Литургическая комиссия Римско-католической архиепархии Брисбена . Архивировано из оригинала 19 января 2012 года.
- ^ Закон о государственных праздниках 2010 г. (Новый Южный Уэльс), раздел 4 , Закон о производственных отношениях 2016 г. (Qld), Приложение 5, определение «государственный праздник».
- ^ Правительство Австралии, Государственные праздники. Архивировано 4 января 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Служба плача на утрене Великой Субботы» . Православие.Com . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ «Протопресвитер Александр Шмеман: Это благословенная суббота» . schmemann.org . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Каллист (Уэр), епископ ; Мэри, Мать (1977). Постная Триодион . Южный Ханаан, Пенсильвания: Издательство Свято-Тихоновской семинарии (опубликовано в 2002 г.). п. 63. ИСБН 1-878997-51-3 . OCLC 189871515 .
- ↑ Утренний канон Святой и Великой субботы, песнь 4.
- ^ Парри и др. (1999), с. 390
- ^ Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф. (1999). Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд: Блэквелл. стр. 390–391. ISBN 0-631-23203-6 .
- ^ Архиепископ Аверкий (Таушев) (1976). «Великая суббота» . Литургика . Перевод архиепископа Лаура Шкурлы . [Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл, Нью-Йорк)] . Проверено 14 сентября 2020 г. .
- ↑ Дневник канцлера: 12 марта 2014 г. , Православная Церковь в Америке.
- ^ «Священный совет» . vatican.va
- ^ «Как получить полную индульгенцию на Страстной неделе» .
- ^ «Литургические времена церковного года» . Лютеранская церковь Святого Иоанна. Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
Великая суббота – день ожидания и тоски до вечера, когда празднуется Пасхальное бдение. Некоторые англиканские церкви предпочитают праздновать Пасху на рассвете в день Пасхи.
- ^ «Черная суббота», Офис туризма Сикихора.
- ^ Толентино, Кристиан. «5 вещей, которые вы, вероятно, не знали о Страстной неделе на Филиппинах», TD Media, 28 марта 2018 г.
- ^ Сансоне, Аррикка Элин. «Как отмечают Великую субботу?», Country Living , 1 марта 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Парри, Кен; Дэвид Меллинг, ред. (1999). Блэквеллский словарь восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23203-6 . ОСЛК 156905118 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великая и Великая Суббота , комментарий протопресвитера Александра Шмемана.
- Суббота
- Страстная неделя
- Христианская терминология
- Греческие традиции
- Государственные праздники в Греции
- Мартовские обряды
- Апрельские праздники
- Майские праздники
- Восточно-православные литургические дни
- Государственные праздники в Австралии
- Государственные праздники в Бангладеш
- Государственные праздники в Сальвадоре
- Государственные праздники на Фиджи
- Государственные праздники в Гондурасе
- Государственные праздники в Индии
- Государственные праздники на Филиппинах
- Государственные праздники в Замбии
- Государственные праздники в Зимбабве
- Шествия Страстной недели
- Мучение ада