Jump to content

Тайная вечеря в христианском искусстве

«Тайная вечеря» , Дирик Баутс , 1464–1467 гг.

Тайная вечеря Иисуса христианском и двенадцати апостолов была популярной темой в искусстве . [1] часто как часть цикла, показывающего Жизнь Христа . Изображения Тайной вечери в христианском искусстве относятся к раннему христианству и их можно увидеть в катакомбах Рима . [2] [3]

Тайная Вечеря изображалась как в Восточной , так и в Западной Церкви. [2] В эпоху Возрождения это был любимый предмет в итальянском искусстве. [2] Это также был один из немногих сюжетов, который продолжался в лютеранских алтарях в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации . [4]

«Тайная вечеря» , Даньян-Бувере , 1896 г.

В изображениях Тайной Вечери показаны две основные сцены: драматическое объявление о предательстве Иисуса и установление Евхаристии . После трапезы дальнейшие сцены омовения Иисусом ног своим апостолам и Прощальная речь (прощание Иисуса со своими учениками). иногда изображаются также [1] [5]

Параметр

[ редактировать ]

Самое раннее известное письменное упоминание о Тайной вечере содержится в Первом послании Павла к Коринфянам ( 11:23–26 ), которое датируется серединой первого века, между 54–55 годами нашей эры. [6] [7] Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса среди раннехристианского сообщества и стала ритуалом, относящимся к этой трапезе. [8] Самые ранние изображения таких трапез встречаются на фресках Римских катакомб, где фигуры изображены лежащими вокруг полукруглых столов. [2] Несмотря на почти единодушное мнение об историчности свидетельств, один учёный отмечает, что «мотив Тайной вечери не появляется ни среди картин катакомб, ни в скульптурах на саркофагах... Несколько фресок в катакомбах, изображающих трапезу в в котором участвуют Христос и некоторые из учеников, показывают не Тайную вечерю, а относятся к будущей трапезе, обещанной возвышенным Христом в Его Небесном Царстве», учитывая, что изображение сюжета начинается с VI века. [9]

Мозаика Тайной вечери VI века в Сант-Аполлинаре-Нуово , Равенна.

Более ясным примером является мозаика в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, Италия, где подобная сцена трапезы является частью цикла, изображающего жизнь Иисуса, и включает в себя четкое изображение его и его учеников. Византийские художники иногда использовали в своих изображениях полукруглые столы, но чаще концентрировали внимание на Причащении апостолов, чем на лежащих фигурах, обедающих. [2] Тайная вечеря также была одной из немногих тем, которые продолжались в лютеранских алтарях в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации , иногда изображая портреты ведущих протестантских богословов в качестве апостолов. [4]

К эпохе Возрождения Тайная вечеря была популярной темой в итальянском искусстве, особенно в трапезных монастырей. Эти изображения обычно изображали реакцию учеников на объявление о предательстве Иисуса. [2] В большинстве итальянских изображений используется продолговатый стол, а не полукруглый, и Иуда иногда изображается один, сжимая в руках свой мешок с деньгами. [2]

«Тайная вечеря» , Джеймс Тиссо , между 1886 и 1894 годами. Тиссо показывает апостолов, когда они, скорее всего, ели трапезу: на диванах, что было обычаем того времени.

В случае продолговатого стола художник должен был решить, показать ли апостолов с обеих сторон, некоторых сзади, или всех на одной стороне стола лицом к зрителю. Иногда только Иуда находится сбоку от зрителя, позволяя увидеть сумку. Размещение с обеих сторон еще более усложнялось, когда нимбы были обязательными: должен ли был располагаться нимб как бы перед лицами обращенных назад апостолов или как бы прикрепленный к их затылку, закрывая обзор? Дуччо , смело для того времени, опускает нимбы ближайших к зрителю апостолов. По мере того как художники все больше интересовались реализмом и изображением пространства, трехсторонняя внутренняя обстановка становилась более четкой и сложной, иногда с видом на пейзаж позади, как в настенных росписях Леонардо да Винчи и Перуджино . [10] Художники, изображавшие сцену на потолке или в рельефной скульптуре, испытывали дополнительные трудности при разработке композиции.

Иисус с Евхаристией (фрагмент), картина Хуана де Хуанеса , середина-конец 16 века.

сумкой, содержащей тридцать сребреников Как правило, единственными легко опознаваемыми апостолами являются Иуда Искариот, часто с видимой , Иоанн Богослов , обычно располагающийся по правую сторону от Иисуса, обычно «лежащий на груди Иисуса», как говорится в его Евангелии (см. ниже), или даже спит, и Святой Петр слева от Иисуса. Еда на столе часто включает пасхального агнца ; в позднеантичном и византийском вариантах основным блюдом была рыба. В более поздних работах хлеб может стать больше похожим на причастие , и появится больше еды, еды и фигур служителей. [11]

Основные сцены

[ редактировать ]

В сценах «Тайной вечери» изображены два основных эпизода или момента, каждый из которых имеет свои варианты. [1] Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, например омовение ног учеников. [12]

Предательство

[ редактировать ]
Иисус вручает Иуде подачку, Тильман Рименшнейдер , Алтарь Святой Крови , Ротенбург-на-Таубере , 1501–05.

Первый эпизод, наиболее распространенный в западном средневековом искусстве , [13] Это драматический и динамичный момент объявления Иисуса о своем предательстве . В этом отношении различные реакции апостолов и изображения их эмоций представляют собой богатый предмет для художественного исследования. [1] следуя тексту 13-й главы Евангелия от Иоанна (21–29, «подачка» — кусок хлеба, смоченный соусом или вином):

21 Когда Иисус сказал это, он возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Ученики смотрели друг на друга, сомневаясь, о ком Он говорил.

23 За столом возлежил на груди Иисуса один из учеников Его, которого любил Иисус.

24 Тогда Симон Петр поманил Его и сказал Ему: скажи нам, кто это, о ком он говорит?

25 Он, откинувшись, как был, на груди Иисуса, говорит Ему: Господи! кто это?

26 Иисус отвечает: Тот, для кого Я обмакну кусок и дам ему. И, обмакнув подачку, он берет и дает ее Иуде, [сыну] Симона Искариота.

27 И после подачки, тогда вошел в него сатана. Иисус же сказал ему: что делаешь, делай скорее.

28 Никто из сидящих за столом не знал, с какой целью он сказал ему это.

29 Некоторые подумали, что, поскольку у Иуды была сумка, Иисус сказал ему: купи все, что нам нужно для праздника; или что он должен дать что-нибудь бедным.

30 Тогда он, получив подачку, тотчас вышел, и была ночь.

Особенно на восточных изображениях Иуду можно узнать только потому, что он протягивает руку за едой, в то время как другие апостолы сидят, спрятав руки, или потому, что у него нет нимба. На Западе у него часто рыжие волосы. Иногда Иуда берет в рот подачку прямо из руки Иисуса, и когда его показывают, как он ест ее, рядом или на ней может быть изображен маленький черт. [14] Сцена предательства может сочетаться и с другими эпизодами трапезы, иногда со второй фигурой Христа, омывающего ноги Петру. [15]

Евхаристия

[ редактировать ]

Вторая сцена показывает установление Евхаристии , которая может быть изображена либо как момент освящения хлеба и вина, когда все еще сидят, либо как их раздача во время первого Святого Причастия , технически известного в истории искусства как Причастие Апостолы (хотя в изображениях, поставленных за столом, различие часто не проводится), что распространено в очень ранних изображениях и во всем византийском искусстве , а на Западе вновь появляется с 14 века. [16] Изображения обеих сцен в целом торжественны и мистичны; в последнем Иисус может стоять и подавать хлеб и вино для причастия каждому апостолу, подобно священнику, совершающему таинство Святого Причастия. В ранних и восточно-православных изображениях апостолы могут стоять в очереди, чтобы получить его, как если бы в церкви Иисус стоял под киборием или рядом с ним , небольшой открытой структурой над алтарем, что было гораздо более распространено в церквях раннего средневековья. Примером такого типа является мозаика в апсиде , Софийского собора в Киеве под очень большой стоящей Богородицей. [17]

Омовение ног и прощание

[ редактировать ]

Омовение ног было элементом гостеприимства, которое обычно совершали слуги или рабы, и знаком большого уважения, если его совершал хозяин. Оно записано в Иоанна 13:1–15 как предшествовавшее трапезе, и впоследствии стало характерной чертой литургии Страстной недели и круглогодичного монашеского гостеприимства в разное время и в разных местах, регулярно совершаемого византийскими императорами в Великий четверг. например, и иногда являясь частью английских церемоний Royal Maundy , проводимых монархом. Некоторое время в некоторых местах это было частью церемонии Крещения . [18] Чаще всего он появляется в циклах Страстей Иисуса , часто рядом с трапезой Тайной вечери и имеет такое же значение, как в Евангелиях Святого Августина VI века и Псалтири Ингеборги XII века , а также может появляться в циклах Жития Святого Петра . Там, где пространство ограничено, могут быть показаны только Иисус и Петр, и многие сцены показывают изумление Петра , следующего за Иоанном. [12] [19] Ряд сцен появляется на саркофагах IV века , в одном случае они соответствуют сцене, где Понтий Пилат моет руки. Некоторые изображения изображают Иисуса стоящим перед Петром; в других случаях он наклоняется или становится на колени, чтобы стирать. Этот предмет имел различные богословские интерпретации, которые повлияли на композицию, но постепенно к позднему средневековью он стал менее распространенным на Западе, хотя есть по крайней мере два крупных примера Тинторетто , один из которых первоначально сочетался с « Тайной вечерей» . [20]

Последний эпизод, который показывают гораздо реже, — это « Прощальная речь» , прощание Иисуса со своими учениками. К этому моменту Иуды Искариота уже нет, он оставил вечерю; в основном он встречается в итальянской живописи треченто . Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к своему отбытию. [1]

Ключевые примеры

[ редактировать ]
Страсти Христовы , около 1485−1490 ( Старая церковь Святого Петра, Страсбург ). Иоанн Богослов наклоняется, а Иуда Искариот в желтом несет свои тридцать сребреников в мешке . Фигура карлика ниже представляет дарителя картины.

На изображении Пьетро Перуджино ( ок. 1490 г. ) во Флоренции изображен Иуда, сидящий отдельно, и оно считается одним из лучших произведений Перуджино. [21] Он расположен в монастыре, в котором жили знатные флорентийские девушки. [22] После его повторного открытия первоначально было приписано Рафаэлю .

изображении Леонардо да Винчи (конец 1490-х годов), которое из-за высокого уровня гармонии считается первым произведением искусства Высокого Возрождения . Первая тема использована в [23] Леонардо уравновешивал различные эмоции отдельных апостолов, когда Иисус заявил, что один из них предаст его, и изобразил различные атрибуты гнева, удивления и шока. [23] Вполне вероятно, что Леонардо да Винчи уже был знаком с » Гирландайо «Тайной вечерей , а также с «Тайной вечерей» Кастаньо , и нарисовал свою собственную «Тайную вечерю» в более драматичной форме, чтобы контрастировать с неподвижностью этих работ, чтобы было отображено больше эмоций. [24]

Изображение Тинторетто (1590–1592) в базилике Сан-Джорджо Маджоре в Венеции также изображает объявление о предательстве и включает второстепенных персонажей, несущих посуду со стола или забирающих ее. [25]

Питер Пауль Рубенс , Тайная вечеря , 1630–1631 гг.

Гораздо больше второстепенных фигур в огромной картине Веронезе, ныне называемой в доме Левия» « Пир . Это было доставлено в 1573 году как Тайная вечеря доминиканцам чтобы Санти - Джованни-э-Паоло в Венеции для их трапезной, но Веронезе был вызван перед инквизицией, объяснить, почему в ней содержатся «скоморохи, пьяные немцы, карлики и другие подобные непристойности», а также экстравагантные костюмы и декорации, действительно представляющие собой фантастическую версию пира венецианских патрициев. [26] Веронезе было сказано, что он должен сменить свою картину в трехмесячный срок - на самом деле он просто изменил название на нынешнее, все еще эпизод из Евангелия, но менее доктринально центральный, и больше ничего не было сказано. [27]

Виттенбергский алтарь главной церкви в Мартина Лютера доме в Виттенберге выполнен Лукасом Кранахом Старшим (с его сыном и мастерской) с традиционным изображением Тайной вечери на главной панели, за исключением того, что апостол пьет налитый напиток. это портрет Лютера, а сервером может быть Кранах. К тому времени, когда картина была установлена ​​в 1547 году, Лютер уже был мертв. На других панелях изображены протестантские богословы Филипп Меланхтон и Иоганнес Бугенхаген , пастор церкви, хотя и не в библейских сценах. Другие фигуры на панелях, вероятно, представляют собой портреты жителей города, личность которых сейчас неизвестна. [28] Другая работа « Алтарь реформаторов в Дессау , Лукаса Кранаха Младшего » (1565, см. галерею), показывает всех апостолов, кроме Иуды, как протестантских церковников или дворян, а теперь Кранах-младший показан как виночерпий. Однако такие работы редки, и протестантские картины вскоре вернулись к более традиционным изображениям. [29]

В Рубенса » « Тайной вечере в сцене можно увидеть собаку с костью, вероятно, простое домашнее животное. Это может символизировать веру, собаки традиционно являются символами и представляют веру. [30] По мнению Дж. Ричарда Джадсона, собака рядом с Иудой, возможно, олицетворяет жадность или зло, как спутник Иуды, как в Иоанна 13:27 . [31]

Таинство Тайной Вечери , изображение Сальвадора Дали , сочетает в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма , а также включает геометрические элементы симметрии и многоугольных пропорций. [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Евангельские фигуры в искусстве Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN   978-0-89236-727-6 стр. 254–259 Ссылка на книги Google
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Облеченные ангелы: евхаристические аллюзии в ранних нидерландских картинах Мориса Б. МакНэми, 1998 г. ISBN   978-90-429-0007-3 стр. 22–32 Ссылка на книги Google
  3. ^ Христианское искусство, том 2007, часть 2, автор: Ровена Ловеранс ISBN   0-674-02479-6 , 978-0-674-02479-3 стр. Ссылка на книги Google
  4. ^ Jump up to: а б Шиллер, 40–41.
  5. ^ Шиллер, 24–38.
  6. ^ Энциклопедия христианства, том 4 Эрвина Фальбуша, 2005 г. ISBN   978-0-8028-2416-5 стр. 52–56 Ссылка на книги Google
  7. ^ «Введение в Послания к Коринфянам — ресурсы для изучения» .
  8. ^ Церковь согласно Новому Завету Дэниела Дж. Харрингтона, 2001 г. ISBN   1-58051-111-2 стр. Ссылка на 49 книг Google
  9. ^ Шиллер, 27–28.
  10. ^ Шиллер, 37 лет.
  11. ^ Шиллер, 31, 37.
  12. ^ Jump up to: а б Евангельские фигуры в искусстве Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN   978-0-89236-727-6 стр. Ссылка на 252 книги Google
  13. ^ Шиллер, 32-38.
  14. ^ Шиллер, 30–34, 37.
  15. ^ Шиллер, 32–33, 37–38.
  16. ^ Шиллер, 38–40.
  17. ^ Шиллер, 28–30.
  18. ^ Шиллер, 41–42.
  19. ^ Шиллер, 42–43.
  20. ^ Шиллер, 42–47; Национальная галерея в Лондоне для парного Тинторетто, еще большая находится в Прадо .
  21. ^ Флоренция: мировой культурный путеводитель Бруно Молахоли, 1972 г. ISBN   978-0-03-091932-9 с. 254
  22. ^ Итальянское искусство Глории Фосси, Марко Буссагли, 2009 г. ISBN   880903726X с. 196 ссылок на книги Google
  23. ^ Jump up to: а б Знакомство с искусством вокруг нас , Томас Бузер, 2005 г. ISBN   978-0-534-64114-6 стр. 382–383 Ссылка на книги Google
  24. ^ Леонардо да Винчи, Тайная вечеря: космическая драма и акт искупления Майкла Ладвейна, 2006, стр. 27, 60. Ссылка на книги Google
  25. ^ Тинторетто: Традиция и идентичность Тома Николса, 2004 г. ISBN   1-86189-120-2 стр. 234 ссылки на книги Google
  26. ^ «Стенограмма показаний Веронезе» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2011 г.
  27. ^ Дэвид Ростан, Живопись в Венеции шестнадцатого века: Тициан, Веронезе, Тинторетто , 2-е изд. 1997 г., Кембридж, УП ISBN   0-521-56568-5
  28. ^ Благородный, 97–104; Шиллер, 41 год.
  29. ^ Шиллер, 41 год.
  30. ^ Виладесау, Ричард (2014). Пафос Креста: Страсти Христовы в теологии и искусстве – эпоха барокко . Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN  9780199352692 .
  31. ^ Рубенс: Страсти Христовы Дж. Ричарда Джадсона, 2000 г. ISBN   0-905203-61-5 стр. 49
  32. ^ Математика гармонии Алексея Стахова, Скотта Олсена, 2009 г. ISBN   978-981-277-582-5 стр. 177–178 Ссылка на книги Google
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b98994db4803e796bad2e29abef4a98__1721217180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/98/0b98994db4803e796bad2e29abef4a98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Last Supper in Christian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)