Тайная вечеря в христианском искусстве

Тайная вечеря Иисуса христианском и двенадцати апостолов была популярной темой в искусстве . [1] часто как часть цикла, показывающего Жизнь Христа . Изображения Тайной вечери в христианском искусстве относятся к раннему христианству и их можно увидеть в катакомбах Рима . [2] [3]
Тайная Вечеря изображалась как в Восточной , так и в Западной Церкви. [2] В эпоху Возрождения это был любимый предмет в итальянском искусстве. [2] Это также был один из немногих сюжетов, который продолжался в лютеранских алтарях в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации . [4]

В изображениях Тайной Вечери показаны две основные сцены: драматическое объявление о предательстве Иисуса и установление Евхаристии . После трапезы дальнейшие сцены омовения Иисусом ног своим апостолам и Прощальная речь (прощание Иисуса со своими учениками). иногда изображаются также [1] [5]
Параметр
[ редактировать ]Самое раннее известное письменное упоминание о Тайной вечере содержится в Первом послании Павла к Коринфянам ( 11:23–26 ), которое датируется серединой первого века, между 54–55 годами нашей эры. [6] [7] Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса среди раннехристианского сообщества и стала ритуалом, относящимся к этой трапезе. [8] Самые ранние изображения таких трапез встречаются на фресках Римских катакомб, где фигуры изображены лежащими вокруг полукруглых столов. [2] Несмотря на почти единодушное мнение об историчности свидетельств, один учёный отмечает, что «мотив Тайной вечери не появляется ни среди картин катакомб, ни в скульптурах на саркофагах... Несколько фресок в катакомбах, изображающих трапезу в в котором участвуют Христос и некоторые из учеников, показывают не Тайную вечерю, а относятся к будущей трапезе, обещанной возвышенным Христом в Его Небесном Царстве», учитывая, что изображение сюжета начинается с VI века. [9]

Более ясным примером является мозаика в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, Италия, где подобная сцена трапезы является частью цикла, изображающего жизнь Иисуса, и включает в себя четкое изображение его и его учеников. Византийские художники иногда использовали в своих изображениях полукруглые столы, но чаще концентрировали внимание на Причащении апостолов, чем на лежащих фигурах, обедающих. [2] Тайная вечеря также была одной из немногих тем, которые продолжались в лютеранских алтарях в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации , иногда изображая портреты ведущих протестантских богословов в качестве апостолов. [4]
К эпохе Возрождения Тайная вечеря была популярной темой в итальянском искусстве, особенно в трапезных монастырей. Эти изображения обычно изображали реакцию учеников на объявление о предательстве Иисуса. [2] В большинстве итальянских изображений используется продолговатый стол, а не полукруглый, и Иуда иногда изображается один, сжимая в руках свой мешок с деньгами. [2]

В случае продолговатого стола художник должен был решить, показать ли апостолов с обеих сторон, некоторых сзади, или всех на одной стороне стола лицом к зрителю. Иногда только Иуда находится сбоку от зрителя, позволяя увидеть сумку. Размещение с обеих сторон еще более усложнялось, когда нимбы были обязательными: должен ли был располагаться нимб как бы перед лицами обращенных назад апостолов или как бы прикрепленный к их затылку, закрывая обзор? Дуччо , смело для того времени, опускает нимбы ближайших к зрителю апостолов. По мере того как художники все больше интересовались реализмом и изображением пространства, трехсторонняя внутренняя обстановка становилась более четкой и сложной, иногда с видом на пейзаж позади, как в настенных росписях Леонардо да Винчи и Перуджино . [10] Художники, изображавшие сцену на потолке или в рельефной скульптуре, испытывали дополнительные трудности при разработке композиции.

сумкой, содержащей тридцать сребреников Как правило, единственными легко опознаваемыми апостолами являются Иуда Искариот, часто с видимой , Иоанн Богослов , обычно располагающийся по правую сторону от Иисуса, обычно «лежащий на груди Иисуса», как говорится в его Евангелии (см. ниже), или даже спит, и Святой Петр слева от Иисуса. Еда на столе часто включает пасхального агнца ; в позднеантичном и византийском вариантах основным блюдом была рыба. В более поздних работах хлеб может стать больше похожим на причастие , и появится больше еды, еды и фигур служителей. [11]
Основные сцены
[ редактировать ]В сценах «Тайной вечери» изображены два основных эпизода или момента, каждый из которых имеет свои варианты. [1] Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, например омовение ног учеников. [12]
Предательство
[ редактировать ]
Первый эпизод, наиболее распространенный в западном средневековом искусстве , [13] Это драматический и динамичный момент объявления Иисуса о своем предательстве . В этом отношении различные реакции апостолов и изображения их эмоций представляют собой богатый предмет для художественного исследования. [1] следуя тексту 13-й главы Евангелия от Иоанна (21–29, «подачка» — кусок хлеба, смоченный соусом или вином):
21 Когда Иисус сказал это, он возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Ученики смотрели друг на друга, сомневаясь, о ком Он говорил.
23 За столом возлежил на груди Иисуса один из учеников Его, которого любил Иисус.
24 Тогда Симон Петр поманил Его и сказал Ему: скажи нам, кто это, о ком он говорит?
25 Он, откинувшись, как был, на груди Иисуса, говорит Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечает: Тот, для кого Я обмакну кусок и дам ему. И, обмакнув подачку, он берет и дает ее Иуде, [сыну] Симона Искариота.
27 И после подачки, тогда вошел в него сатана. Иисус же сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Никто из сидящих за столом не знал, с какой целью он сказал ему это.
29 Некоторые подумали, что, поскольку у Иуды была сумка, Иисус сказал ему: купи все, что нам нужно для праздника; или что он должен дать что-нибудь бедным.
30 Тогда он, получив подачку, тотчас вышел, и была ночь.
Особенно на восточных изображениях Иуду можно узнать только потому, что он протягивает руку за едой, в то время как другие апостолы сидят, спрятав руки, или потому, что у него нет нимба. На Западе у него часто рыжие волосы. Иногда Иуда берет в рот подачку прямо из руки Иисуса, и когда его показывают, как он ест ее, рядом или на ней может быть изображен маленький черт. [14] Сцена предательства может сочетаться и с другими эпизодами трапезы, иногда со второй фигурой Христа, омывающего ноги Петру. [15]
Евхаристия
[ редактировать ]Вторая сцена показывает установление Евхаристии , которая может быть изображена либо как момент освящения хлеба и вина, когда все еще сидят, либо как их раздача во время первого Святого Причастия , технически известного в истории искусства как Причастие Апостолы (хотя в изображениях, поставленных за столом, различие часто не проводится), что распространено в очень ранних изображениях и во всем византийском искусстве , а на Западе вновь появляется с 14 века. [16] Изображения обеих сцен в целом торжественны и мистичны; в последнем Иисус может стоять и подавать хлеб и вино для причастия каждому апостолу, подобно священнику, совершающему таинство Святого Причастия. В ранних и восточно-православных изображениях апостолы могут стоять в очереди, чтобы получить его, как если бы в церкви Иисус стоял под киборием или рядом с ним , небольшой открытой структурой над алтарем, что было гораздо более распространено в церквях раннего средневековья. Примером такого типа является мозаика в апсиде , Софийского собора в Киеве под очень большой стоящей Богородицей. [17]
- Изображения Евхаристии
- Причастие апостолов , картина Фра Анджелико , с портретом дарителя , 1440–1441 гг.
- Первая Евхаристия , Хуан де Хуанес , середина-конец 16 века.
- Тинторетто , «Тайная вечеря» , 1592–1594 гг., изображающая причастие апостолов .
- Валентин Булонский , 1625–1626 гг.
- Гюстав Ван де Вустин , 1927 год.
Омовение ног и прощание
[ редактировать ]Омовение ног было элементом гостеприимства, которое обычно совершали слуги или рабы, и знаком большого уважения, если его совершал хозяин. Оно записано в Иоанна 13:1–15 как предшествовавшее трапезе, и впоследствии стало характерной чертой литургии Страстной недели и круглогодичного монашеского гостеприимства в разное время и в разных местах, регулярно совершаемого византийскими императорами в Великий четверг. например, и иногда являясь частью английских церемоний Royal Maundy , проводимых монархом. Некоторое время в некоторых местах это было частью церемонии Крещения . [18] Чаще всего он появляется в циклах Страстей Иисуса , часто рядом с трапезой Тайной вечери и имеет такое же значение, как в Евангелиях Святого Августина VI века и Псалтири Ингеборги XII века , а также может появляться в циклах Жития Святого Петра . Там, где пространство ограничено, могут быть показаны только Иисус и Петр, и многие сцены показывают изумление Петра , следующего за Иоанном. [12] [19] Ряд сцен появляется на саркофагах IV века , в одном случае они соответствуют сцене, где Понтий Пилат моет руки. Некоторые изображения изображают Иисуса стоящим перед Петром; в других случаях он наклоняется или становится на колени, чтобы стирать. Этот предмет имел различные богословские интерпретации, которые повлияли на композицию, но постепенно к позднему средневековью он стал менее распространенным на Западе, хотя есть по крайней мере два крупных примера Тинторетто , один из которых первоначально сочетался с « Тайной вечерей» . [20]
Последний эпизод, который показывают гораздо реже, — это « Прощальная речь» , прощание Иисуса со своими учениками. К этому моменту Иуды Искариота уже нет, он оставил вечерю; в основном он встречается в итальянской живописи треченто . Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к своему отбытию. [1]
- Изображения омовения ног и прощания.
- Христос омывает ноги апостолам в Евангелиях Оттона III , X–XI века.
- Христос рассуждает с Петром , моющим ноги, картина Джотто ди Бондоне ( Капелла Скровеньи ), ок. 1304 –06
- Тайная вечеря и омовение ног, Маэста Дуччо , 1308–1311 гг.
- Иисус « прощается », Маэста Дуччо, 1308–1311 гг.
Ключевые примеры
[ редактировать ]На изображении Пьетро Перуджино ( ок. 1490 г. ) во Флоренции изображен Иуда, сидящий отдельно, и оно считается одним из лучших произведений Перуджино. [21] Он расположен в монастыре, в котором жили знатные флорентийские девушки. [22] После его повторного открытия первоначально было приписано Рафаэлю .
изображении Леонардо да Винчи (конец 1490-х годов), которое из-за высокого уровня гармонии считается первым произведением искусства Высокого Возрождения . Первая тема использована в [23] Леонардо уравновешивал различные эмоции отдельных апостолов, когда Иисус заявил, что один из них предаст его, и изобразил различные атрибуты гнева, удивления и шока. [23] Вполне вероятно, что Леонардо да Винчи уже был знаком с » Гирландайо «Тайной вечерей , а также с «Тайной вечерей» Кастаньо , и нарисовал свою собственную «Тайную вечерю» в более драматичной форме, чтобы контрастировать с неподвижностью этих работ, чтобы было отображено больше эмоций. [24]
Изображение Тинторетто (1590–1592) в базилике Сан-Джорджо Маджоре в Венеции также изображает объявление о предательстве и включает второстепенных персонажей, несущих посуду со стола или забирающих ее. [25]

Гораздо больше второстепенных фигур в огромной картине Веронезе, ныне называемой в доме Левия» « Пир . Это было доставлено в 1573 году как Тайная вечеря доминиканцам чтобы Санти - Джованни-э-Паоло в Венеции для их трапезной, но Веронезе был вызван перед инквизицией, объяснить, почему в ней содержатся «скоморохи, пьяные немцы, карлики и другие подобные непристойности», а также экстравагантные костюмы и декорации, действительно представляющие собой фантастическую версию пира венецианских патрициев. [26] Веронезе было сказано, что он должен сменить свою картину в трехмесячный срок - на самом деле он просто изменил название на нынешнее, все еще эпизод из Евангелия, но менее доктринально центральный, и больше ничего не было сказано. [27]
Виттенбергский алтарь главной церкви в Мартина Лютера доме в Виттенберге выполнен Лукасом Кранахом Старшим (с его сыном и мастерской) с традиционным изображением Тайной вечери на главной панели, за исключением того, что апостол пьет налитый напиток. это портрет Лютера, а сервером может быть Кранах. К тому времени, когда картина была установлена в 1547 году, Лютер уже был мертв. На других панелях изображены протестантские богословы Филипп Меланхтон и Иоганнес Бугенхаген , пастор церкви, хотя и не в библейских сценах. Другие фигуры на панелях, вероятно, представляют собой портреты жителей города, личность которых сейчас неизвестна. [28] Другая работа « Алтарь реформаторов в Дессау , Лукаса Кранаха Младшего » (1565, см. галерею), показывает всех апостолов, кроме Иуды, как протестантских церковников или дворян, а теперь Кранах-младший показан как виночерпий. Однако такие работы редки, и протестантские картины вскоре вернулись к более традиционным изображениям. [29]
В Рубенса » « Тайной вечере в сцене можно увидеть собаку с костью, вероятно, простое домашнее животное. Это может символизировать веру, собаки традиционно являются символами и представляют веру. [30] По мнению Дж. Ричарда Джадсона, собака рядом с Иудой, возможно, олицетворяет жадность или зло, как спутник Иуды, как в Иоанна 13:27 . [31]
Таинство Тайной Вечери , изображение Сальвадора Дали , сочетает в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма , а также включает геометрические элементы симметрии и многоугольных пропорций. [32]
Галерея
[ редактировать ]- Изображения Тайной вечери в христианском искусстве
- Византийская мозаика с изображением омовения ног учеников в соборе Монреале , Италия.
- Иуда тянется за едой; Школа Монте-Кассино , гр. 1100 , Сант-Анджело-ин-Формис, Капуя , до сих пор используются римские диваны.
- Базилика Святого Марка , Венеция, 13 век, Иуда протягивает руку
- Джотто , капелла Скровеньи , 1305 год, с плоскими перспективными нимбами; вид сзади вызывает затруднения, и нимб Джона приходится уменьшать в размерах.
- Христос, омывающий ноги апостолам , картина Мейстера де Хаусбюша, 1475 г.; только Иуда (ближний справа) лишен нимба.
- Оттайнрих Фолио, с. 40v: Тайная вечеря, Мф 26:20–29.
- «Тайная вечеря» Доменико Гирландайо , 1480 год, с изображением Иуды отдельно.
- «Тайная вечеря» Пьетро Перуджино , изображающая Иуду отдельно, 1493–1496 гг.
- Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» , 1498 год.
- Иуда тянется за едой; Феофан Критский , 16 век.
- Протестантская версия Лукаса Кранаха Старшего , 1547 год, центральная панель алтаря церкви Святой Марии , Виттенберг , Германия. 16 век
- Протестантская версия Лукаса Кранаха Младшего , 1565 год, с ведущими реформаторами, изображенными в виде апостолов, и курфюрстом Саксонии, стоящим на коленях.
- Паоло Веронезе , ныне называемый «Пир в доме Леви» , 1573 год.
См. также
[ редактировать ]
- Вознесение Иисуса в христианском искусстве
- Христианское искусство
- Искусство в католицизме
- Реформация и искусство
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Евангельские фигуры в искусстве Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN 978-0-89236-727-6 стр. 254–259 Ссылка на книги Google
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Облеченные ангелы: евхаристические аллюзии в ранних нидерландских картинах Мориса Б. МакНэми, 1998 г. ISBN 978-90-429-0007-3 стр. 22–32 Ссылка на книги Google
- ^ Христианское искусство, том 2007, часть 2, автор: Ровена Ловеранс ISBN 0-674-02479-6 , 978-0-674-02479-3 стр. Ссылка на книги Google
- ^ Jump up to: а б Шиллер, 40–41.
- ^ Шиллер, 24–38.
- ^ Энциклопедия христианства, том 4 Эрвина Фальбуша, 2005 г. ISBN 978-0-8028-2416-5 стр. 52–56 Ссылка на книги Google
- ^ «Введение в Послания к Коринфянам — ресурсы для изучения» .
- ^ Церковь согласно Новому Завету Дэниела Дж. Харрингтона, 2001 г. ISBN 1-58051-111-2 стр. Ссылка на 49 книг Google
- ^ Шиллер, 27–28.
- ^ Шиллер, 37 лет.
- ^ Шиллер, 31, 37.
- ^ Jump up to: а б Евангельские фигуры в искусстве Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN 978-0-89236-727-6 стр. Ссылка на 252 книги Google
- ^ Шиллер, 32-38.
- ^ Шиллер, 30–34, 37.
- ^ Шиллер, 32–33, 37–38.
- ^ Шиллер, 38–40.
- ^ Шиллер, 28–30.
- ^ Шиллер, 41–42.
- ^ Шиллер, 42–43.
- ^ Шиллер, 42–47; Национальная галерея в Лондоне для парного Тинторетто, еще большая находится в Прадо .
- ^ Флоренция: мировой культурный путеводитель Бруно Молахоли, 1972 г. ISBN 978-0-03-091932-9 с. 254
- ^ Итальянское искусство Глории Фосси, Марко Буссагли, 2009 г. ISBN 880903726X с. 196 ссылок на книги Google
- ^ Jump up to: а б Знакомство с искусством вокруг нас , Томас Бузер, 2005 г. ISBN 978-0-534-64114-6 стр. 382–383 Ссылка на книги Google
- ^ Леонардо да Винчи, Тайная вечеря: космическая драма и акт искупления Майкла Ладвейна, 2006, стр. 27, 60. Ссылка на книги Google
- ^ Тинторетто: Традиция и идентичность Тома Николса, 2004 г. ISBN 1-86189-120-2 стр. 234 ссылки на книги Google
- ^ «Стенограмма показаний Веронезе» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2011 г.
- ^ Дэвид Ростан, Живопись в Венеции шестнадцатого века: Тициан, Веронезе, Тинторетто , 2-е изд. 1997 г., Кембридж, УП ISBN 0-521-56568-5
- ^ Благородный, 97–104; Шиллер, 41 год.
- ^ Шиллер, 41 год.
- ^ Виладесау, Ричард (2014). Пафос Креста: Страсти Христовы в теологии и искусстве – эпоха барокко . Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 9780199352692 .
- ^ Рубенс: Страсти Христовы Дж. Ричарда Джадсона, 2000 г. ISBN 0-905203-61-5 стр. 49
- ^ Математика гармонии Алексея Стахова, Скотта Олсена, 2009 г. ISBN 978-981-277-582-5 стр. 177–178 Ссылка на книги Google
Ссылки
[ редактировать ]- Ноубл, Бонни, Лукас Кранах Старший: Искусство и преданность немецкой Реформации , University Press of America, 2009, ISBN 0-7618-4338-8 , ISBN 978-0-7618-4338-2
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5