Тайная вечеря (Росселли)
Тайная вечеря | |
---|---|
![]() | |
Художник | Козимо Росселли |
Год | в. 1481–1482 гг. |
Тип | Фреска |
Размеры | 349 см × 570 см (137 × 220 дюймов) |
Расположение | Сикстинская капелла, Рим |
«Тайная вечеря» — фреска итальянских художников эпохи Возрождения Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио . Созданный в 1481–1482 годах, он расположен в Сикстинской капелле в Риме .
История
[ редактировать ]27 октября 1480 года Росселли вместе с другими флорентийскими художниками уехал в Рим, куда он был вызван в рамках проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работать в Сикстинской капелле еще весной 1481 года вместе с Пьетро Перуджино , который уже там находился.
Темой украшения была параллель между историями Моисея и историями Христа, как знак преемственности между Ветхим и Новым Заветами , а также между божественным законом Скрижалей и посланием Иисуса, который избрал Петра (первого предполагаемого епископа Рима) в качестве его преемника: это в конечном итоге приведет к легитимации преемников последнего, пап Римских.
Из-за размера комиссии художники привели с собой многочисленных помощников. Росселли привел своего зятя Пьеро ди Козимо . По словам искусствоведа эпохи Возрождения Джорджо Вазари , Росселли считался одним из менее одарённых среди художников Сикстинской капеллы, а его картины в капелле были предметом иронии других художников. Однако его явное использование ярких цветов принесло ему признание Папы, который, очевидно, не считался знатоком искусства. [1]
Описание
[ редактировать ]Сцена является частью цикла «Истории Иисуса» и, как и другие, показывает более одного эпизода одновременно. На фризе имеется надпись REPLICATIO LEGIS EVANGELICAE A CHRISTO («Повторение Христом евангельского закона»). Ужин . расположен в полукруглой апсиде со столом в форме подковы, в центре которого сидит Иисус, а рядом с ним апостолы Иуда, как обычно, изображен сбоку, сзади; дерущиеся кошка и собака — это элементы, которые еще больше подчеркивают его негативный смысл. Сцена показывает момент сразу после объявления Иисуса о том, что один из апостолов предаст его. Реакции его слушателей включают прикосновения к собственной груди или бормотание друг с другом.

На столе нет еды, но перед Иисусом стоит единственная чаша; На переднем плане изображена позолоченная или посеребренная кухонная утварь - образец натюрморта, вдохновленный современной фламандской живописью и широко распространенный во флорентийском искусстве того времени. По бокам — две пары фигур, одетых в богатые одежды. Еще одна собака прыгает слева.
В трех окнах за столом изображены три сцены Страстей: Молитва в Гефсимании , Арест Иисуса и Распятие . Некоторые авторитеты приписывают их Бьяджо д'Антонио . Перуджино использовал тот же эффект «панель внутри панели» в своей более поздней « Тайной вечере» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блюменталь, Артур Р.; и др. (2001). Козимо Росселли Художник Сикстинской капеллы . Зимний парк : Музей изящных искусств Корнелла. ISBN 0-9615828-2-0 .
Источники
[ редактировать ]- Санти, Бруно (2001). «Боттичелли». Главные герои итальянского искусства . Флоренция: Скала.