Агония и экстаз (фильм)
Агония и экстаз | |
---|---|
Режиссер | Кэрол Рид |
Автор сценария | Филип Данн |
На основе | Агония и экстаз роман 1961 года Ирвинг Стоун |
Продюсер: | Кэрол Рид |
В главных ролях | Чарльтон Хестон Рекс Харрисон Дайан Чиленто Гарри Эндрюс Альберто Лупо |
Кинематография | Леон Шамрой |
Под редакцией | Сэмюэл Э. Битли |
Музыка | Джерри Голдсмит Алекс Норт |
Производство компания | Международная классика |
Распространено | 20 век Фокс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 138 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 7 миллионов долларов [1] |
Театральная касса | 8 миллионов долларов [2] |
«Агония и экстаз» — американский исторический драматический фильм 1965 года режиссёра Кэрол Рид с Чарлтоном Хестоном в роли Микеланджело и Рексом Харрисоном в роли Папы Юлия II . Фильм частично основан на Ирвинга Стоуна 1961 года одноименном биографическом романе и повествует о конфликтах Микеланджело и Папы Юлия II во время росписи потолка Сикстинской капеллы в 1508–1512 годах . В него также включен саундтрек от выдающихся композиторов Алекса Норта и Джерри Голдсмита . [3]
Фильм был снят в версиях Todd-AO и Cinemascope . Версия Todd-AO была использована для выпуска DVD из-за превосходного качества изображения.
Сюжет
[ редактировать ]Фильм открывается в документальном стиле, рассказывая о творчестве Микеланджело Буонарроти .Затем следует Микеланджело, известный скульптор Флорентийской республики начала 16 века , и показывает его за работой над крупномасштабными скульптурами возле базилики Святого Петра . Когда Папа Юлий II поручает ему расписать Сикстинскую капеллу, Микеланджело сопротивляется, потому что находит обшитый панелями потолок Двенадцати Апостолов скучным. Тем не менее, он вынужден согласиться на эту работу. Во время первой попытки Микеланджело недоволен результатами и уничтожает фрески . Он бежит в Каррару , а затем в горы, где находит вдохновение в природе.
Микеланджело возвращается, и ему разрешается расписать весь свод множеством новых библейских сцен на основе Книги Бытия , которые одобряет Папа. Работа продолжается безостановочно, даже во время мессы . Однажды Микеланджело столкнулся с противодействием и критикой со стороны кардиналов Папы из-за изображения наготы на картинах. Месяцы превращаются в годы, и работа Микеланджело оказывается под угрозой, когда он теряет сознание из-за усталости. Его вылечила графиня Медичи , дочь его старого друга Лоренцо Медичи . Выздоровев, Микеланджело возвращается к работе, узнав, что его может заменить Рафаэль , которого Папа поручает ему расписать приемные залы папского дворца .
Тем временем Папская область находится под угрозой во время войны Камбрейской лиги . Готовясь к бою и достигнув предела своего терпения, Папа расторгает контракт с Микеланджело и сносит леса. Рафаэль, впечатленный проделанной работой, просит Микеланджело проявить смирение и закончить потолок. Микеланджело едет навестить раненого и ослабленного Папу и умоляет его восстановить покровительство. Хотя Папа считает, что вторжение в Рим неизбежно, он собирает деньги, необходимые для возобновления работ над потолком, который Микеланджело планирует продать свой мрамор, использованный для гробницы Папы.
Однажды ночью Микеланджело обнаруживает, что больной Папа осматривает портрет Бога в «Сотворении Адама », который Папа объявляет «доказательством веры», но сомневается в представлении Микеланджело о Боге как о милосердном, а об Адаме как о невиновном, затем Папа падает в обморок и становится прикованным к постели. Хотя все предполагают, что Папа умрет, Микеланджело побуждает его жить и завершить свою работу и просит разрешения позволить ему вернуться во Флоренцию, но Папа отклонил эту просьбу. Когда Микеланджело уходит, Папа выздоравливает, встав со смертного одра, и, увидев кардиналов, монахов, а также хор, в гневе прогнал их. Ход войны поворачивается в пользу Папской области, поскольку союзники (включая Англию и Испанию ) обещают помочь Папе.
Проводится месса, во время которой прихожанам показывают готовый потолок, что вызывает положительный отклик. После церемонии Микеланджело просит приступить к вырезанию гробницы Папы . Понимая, что жить ему осталось недолго, Папа соглашается. Вместе они восхищаются шедевром, пока Папа не дает Микеланджело еще одно поручение написать новую фреску за алтарем, чтобы заменить ветхие (и дает Микеланджело выбор сюжета, например, распятия или Страшного суда ). Когда Папа уходит, Микеланджело оборачивается, чтобы посмотреть на пространство за алтарем, где 25 лет спустя он позже нарисует свой Страшный суд .
Бросать
[ редактировать ]- Чарльтон Хестон в роли Микеланджело Буонарроти
- Рекс Харрисон в роли Папы Юлия II
- Дайан Чиленто в роли графини Антонии Ромолы Медичи
- Гарри Эндрюс в роли Донато Браманте
- Альберто Лупо, как герцог Урбино
- Адольфо Чели в роли Джованни Медичи
- Венантино Венантини в роли Пэрис Де Грассис
- Джон Стейси в роли Джулиано да Сангалло
- Фаусто Тоцци, как Форман
- Максин Одли в роли женщины
- Томас Милиан, как Рафаэль
Производство
[ редактировать ]Права на экранизацию романа были куплены компанией 20th Century Fox за 125 000 долларов. Главой студии был Питер Леватес , а Берт Ланкастер . к фильму был причастен [4] В 1962 году компания Fox чуть не разорилась из-за перерасхода средств на ряд фильмов, особенно на «Клеопатру» . В результате Дэррил Ф. Занук вернулся, чтобы управлять студией. Он назначил своего сына Ричарда Д. Занука главой производства. [5]
В январе 1963 года Ричард Занук подписал контракт с Филипом Данном на написание сценария. [6] В октябре 1963 года Занук объявил, что этот фильм станет одним из шести роуд - шоу, которые компания снимет в течение следующих 12 месяцев, общей стоимостью 42 миллиона долларов. Другими будут «День падения Кастера» (превратившийся в «Кастер Запада »), «Эти великолепные люди в своих летательных аппаратах» , «Жюстин» , «Звуки музыки» и «Песчаные камешки» . [7] В ноябре 1963 года Чарльтон Хестон подписал контракт на главную роль. [8] Фокс хотел, чтобы Рекс Харрисон сыграл одну из главных ролей, а был Фред Зиннеманн . режиссером [9] К январю Кэрол Рид должна была стать режиссером, а Рекс Харрисон - одной из главных ролей. [10]
Стрельба
[ редактировать ]График производства фильма длился с июня 1964 года по сентябрь 1964 года. [ нужна ссылка ] Когда пришло время снимать этот полнометражный фильм, Сикстинскую капеллу нельзя было использовать, и ее воссоздали на звуковой сцене студии Cinecittà Studios в Риме. Во время съемок Рекс Харрисон и Чарлтон Хестон не ладили. (Рид и Хестон изначально хотели, чтобы Лоуренс Оливье стал Папой Юлием, но он был недоступен.) Двенадцать лет спустя, снимая «Принц и нищий» , Харрисон полностью избегал Хестона. [ нужна ссылка ]
Согласно его дневнику, Хестон интересовался ролью Микеланджело еще до того, как какая-либо студия решила продюсировать фильм. Получив эту роль, он был рад сыграть под руководством Рида, снявшего «Третьего человека» (1949). Хестон чувствовал, что этот фильм возродит режиссерскую репутацию Рида, назвав его лучшим откликом зрителей среди всех фильмов, которые он когда-либо видел. Однако кассовые сборы у него были скромные. [11]
Выпускать
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Во время проката в США в 1965 году фильм собрал около 4 000 000 долларов. Позже он собрал около 8 166 000 долларов по всему миру от проката. [12] В сентябре 1970 года Фокс подсчитал, что фильм потерял студию в 5 281 000 долларов. [13]
Критический прием
[ редактировать ]На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 86% из 7 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 6,6/10. [14] Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» посчитал, что фильм — «не сильная и стремительная драма, а иллюстрированная лекция о медленном художнике за работой». Он сочувствовал Папе и его растущему нетерпению по отношению к Микеланджело, критикуя игру Хестона за отсутствие какой-либо теплоты, которая могла бы вызвать к нему расположение публики. Более того, он считал, что сценарий страдает «многословностью». [15]
В ретроспективном обзоре The Guardian отметил , в 2013 году Алекс фон Тунзельманн что «намерение фильма информировать похвально, но художественный фильм действительно должен быть способен передать свою тему без лекций», и повторил наблюдение Кроутера о том, что «сценарий получается тяжелым». в диалоге, свет в действии». Она сетует, что бессексуальный фильм не раскрывает «настоящие страсти Микеланджело» (особенно его предполагаемое влечение к мужчинам), и приходит к выводу, что фильм был бы более интересным, «если бы в нем было гораздо больше юмора и меньше ханжества». ." [16]
Похвалы
[ редактировать ]Фильм был номинирован на пять премий Американской киноакадемии : [17] [18]
- Лучшая художественная постановка , цвет ( Джон ДеКуир , Джек Мартин Смит и Дарио Симони )
- Лучшая операторская работа в цвете ( Леон Шамрой )
- Лучший дизайн костюмов , цвет ( Витторио Нино Новарезе )
- Лучшая оригинальная музыка ( Алекс Норт )
- Лучший звук ( Джеймс Коркоран )
Он был номинирован на две премии «Золотой глобус» :
- Лучший актер (Рекс Харрисон)
- Лучший сценарий (Филип Данн)
Он получил две награды от Национального совета по обзору :
- Лучший актер второго плана (Гарри Эндрюс)
- Один из 10 лучших за год
Он получил награду «Лучший иностранный фильм» на премии Давида ди Донателло .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соломон, Обри (2002). Двадцатый век Фокс: корпоративная и финансовая история . Роуман и Литтлфилд. п. 254. ИСБН 978-0-8108-4244-1 .
- ^ «Агония и экстаз, информация о кассовых сборах» . Числа . Проверено 22 января 2013 г.
- ^ Клемменсен, Кристиан. «Дань Джерри Голдсмиту (1929–2004)» . Filmtracks.com . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ Арчер, Юджин (14 января 1962 г.). «КАК ОТЧЕТ: Лучшие романы и хиты, приобретенные для фильмов» . Нью-Йорк Таймс . п. Х9.
- ^ Шумах, Мюррей (14 февраля 1963 г.). «FOX STUDIO СНОВА В ПРОДАКШНЕ» . Нью-Йорк Таймс . п. 5 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Данн Уилл напишет сценарий «Агонии и экстаза» » . Лос-Анджелес Таймс . 14 января 1963 г. с. С12 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «20th Century-Fox потратит 42 миллиона долларов на шесть фильмов» . Лос-Анджелес Таймс . 10 октября 1963 г. с. А1 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Новая роль Хестона». Христианский научный монитор . 11 ноября 1963 г.: 6.
- ^ Хоппер, Хедда (6 декабря 1963 г.). «Глядя на Голливуд: Харрисон получит выбор сценариев для фильмов» . Чикаго Трибьюн . п. Б14.
- ^ Шойер, Филип К. (16 января 1964 г.). «Кэрол Рид руководит Хестоном, Харрисоном: набор Бухвальда «Проверка претензий»; Скофилд в роли пассажира поезда» . Лос-Анджелес Таймс . п. С9.
- ^ Бен Манкевич о классических фильмах Тернера [ нужна полная цитата ]
- ^ «Агония и экстаз» . IMDB . 7 октября 1965 г.
- ^ Сильверман, Стивен М. (1988). Сбежавший Лис: последние дни династии Зануков в Twentieth Century-Fox . Л. Стюарт. п. 259 . ISBN 978-0-8184-0485-6 .
- ^ « Агония и экстаз » . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ Кроутер, Босли (9 октября 1965 г.). «Фирма Микеланджело открывается в Нью-Йорке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Агония и экстаз: больше страсти было бы менее болезненно» . Хранитель . Лондон. 24 мая 2013 года . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «Номинанты и победители 38-й церемонии вручения премии Оскар (1966)» . АМПАС . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ «Агония и экстаз» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 13 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. Проверено 26 декабря 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1965 года
- Исторические фильмы 1960-х годов
- Биографические фильмы 1960-х годов
- Американские исторические фильмы
- Американские биографические фильмы
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Биографические фильмы о художниках
- Фильмы по биографическим романам
- Фильмы о христианстве
- Фильмы о католицизме
- Фильмы о папах
- Фильмы, действие которых происходит в Италии
- Фильмы, действие которых происходит в 1500-х годах
- Фильмы, действие которых происходит в 1510-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в Ватикане
- Фильмы Кэрол Рид
- Фильмы по сценарию Филипа Данна
- Фильмы, написанные Джерри Голдсмитом
- Фильмы, написанные Алексом Нортом
- Культурные изображения Микеланджело
- Культурные изображения Рафаэля
- Биографические фильмы о скульпторах
- Американские фильмы 1960-х годов