Дони Тондо
Дони Тондо (Дони Мадонна) | |
---|---|
Художник | Микеланджело |
Год | в. 1507 |
Тип | Масло и темпера на панели. |
Размеры | Диаметр 120 см ( 47 + 1 ⁄ 2 дюйма) |
Расположение | Уффици , Флоренция |
Предшественник | Положение во гроб (Микеланджело) |
С последующим | Битва при Кашине (Микеланджело) |
« Дони Тондо» или «Дони Мадонна» — единственное законченное панно зрелого Микеланджело . сохранившееся [1] (Две другие панно, по общему мнению, написанные Микеланджело, но незаконченные, «Положение во гроб» и так называемая «Манчестерская Мадонна» , находятся в Национальной галерее в Лондоне.) Сейчас в Уффици во Флоренции , Италия , и до сих пор в своей оригинальной раме. , Дони Тондо вероятно, был заказан Аньоло Дони в ознаменование его свадьбы с Маддаленой Строцци, дочерью могущественной тосканской семьи . [2] Картина выполнена в форме тондо , что в переводе с итальянского означает «круглый», форма, которая в эпоху Возрождения часто ассоциировалась с домашними идеями. [3]
Работа, вероятно, была создана в период после женитьбы Дони в 1503 или 1504 году и до того, как на потолке Сикстинской капеллы в 1508 году были начаты фрески . Дони Тондо изображает Святое Семейство ( ребенка Иисуса , Марию и Иосифа ) на переднем плане, вдоль с Иоанном Крестителем на среднем плане и пятью обнаженными мужскими фигурами на заднем плане. Включение этих обнаженных фигур интерпретировалось по-разному.
Описание
[ редактировать ]Мария — самая заметная фигура в композиции, занимающая большую часть центра изображения. [4] Она сидит прямо на земле, без подушки между собой и травой, чтобы лучше передать тему своего отношения к земле (?). [5] Иосиф расположен в изображении выше Марии, хотя это необычная особенность в композициях Святого Семейства . Мария сидит между его ног, как будто он защищает ее, его огромные ноги образуют своего рода трон. Ведутся споры о том, принимает ли Мария Младенца от Иосифа или наоборот. [6] Святой Иоанн Креститель , покровитель Флоренции . , очень часто включается во флорентийские произведения, изображающие Мадонну с Младенцем [7] Он находится на среднем плане картины, между Святым Семейством и фоном. Сцена выглядит сельской: Святое Семейство развлекается на траве и отделено от странной (казалось бы) несвязанной группы сзади низкой стеной.
Картина все еще находится в своей оригинальной раме, на создание которой Микеланджело мог повлиять или помочь. [8] Рамка украшена богато украшенной резьбой и довольно необычна из-за пяти содержащихся в ней голов, которые трехмерно выступают в пространство. Как и в случае с обнаженной натурой на заднем плане, значение этих голов было предметом спекуляций. Рамка также украшена резьбой в виде полумесяцев, звезд, растительности и львиных голов. Эти символы, возможно, являются отсылкой к семьям Дони и Строцци , взятыми с гербов каждой из них. [9] Как изображено на кадре, «луны связаны лентами, переплетающимися со львами», что, возможно, относится к браку двух семей. [9]
Есть горизонтальная полоса, возможно, стена, разделяющая передний и задний план. [6] [7] [10] Фоновые фигуры представляют собой пять обнаженных фигур, значение и функция которых являются предметом многочисленных спекуляций и споров. Поскольку они намного ближе к нам, зрителям, Святое Семейство намного больше, чем обнаженные на заднем плане, устройство, помогающее создать иллюзию глубокого космоса в двухмерном изображении. Позади Иоанна Крестителя находится полукруглый гребень, на который сикстинские инуды опираются или сидят . Этот полукруг отражает или отражает круглую форму самой картины и действует как фон для вертикального характера основной группы (Святого семейства). Мария и Иосиф смотрят на Христа, но ни одна из обнаженных на заднем плане не смотрит прямо на него. [11] На дальнем плане изображен горный пейзаж, изображенный в атмосферной перспективе.
Техника
[ редактировать ]Считается, что « Дони Тондо» — единственное существующее панно, написанное Микеланджело без помощи помощников; [7] и, в отличие от его «Манчестерской Мадонны» и «Погребения» (обе – Национальная галерея, Лондон ), авторство его никогда не подвергалось сомнению. Сопоставление ярких цветов предвещает такое же использование цвета в более поздних фресках Микеланджело на Сикстинском потолке. Складки драпировки четко моделируются, а моделирование фигур носит отчетливо скульптурный характер, что позволяет предположить, что они вырезаны из среднего мрамора. [7] Обнаженные фигуры на заднем плане имеют более мягкую модель и кажутся предшественниками инуди , обнаженных мужских фигур на фресках Сикстинского потолка. [7] Техника Микеланджело включает растушевку сначала от самых насыщенных цветов к более светлым оттенкам сверху, используя более темные цвета в качестве теней. [12] Нанося пигмент определенным образом, Микеланджело создал эффект «расфокусировки» на заднем плане и сфокусировал детали на переднем плане. [13] Самый яркий цвет находится в одежде Богородицы, что указывает на ее важность в образе. [14] Мужественность Марии можно объяснить использованием Микеланджело мужских моделей для женских фигур, как это было сделано для Сикстинской капеллы.
Микеланджело использовал ограниченную палитру пигментов. [15] включающий свинцовые белила, азурит , ярь-медянку и некоторые другие. Он избегал охры и использовал очень мало киновари . [16]
Влияния
[ редактировать ]На композицию, скорее всего, частично повлияла карикатура (термин, обозначающий детальный предварительный рисунок поздней стадии) к картине Леонардо да Винчи « Мадонна с младенцем и Святой Анной» . Святое семейство Микеланджело образует плотную, обособленную группу в центре переднего плана изображения, а фигура Богородицы образует типичную пирамиду или треугольник эпохи Возрождения. Микеланджело увидел рисунок в 1501 году, когда работал во Флоренции над Давидом . [7]
Дони Тондо также ассоциируется с Луки Синьорелли Медичи Мадонной в Уффици . [17] Микеланджело, вероятно, знал об этой работе и ее идеях и хотел включить эти идеи в свои собственные работы. Синьорелли Мадонна также использует форму тондо , изображает обнаженные мужские фигуры на заднем плане и изображает Богородицу, сидящую прямо на земле. [6]
, можно отнести три аспекта картины из сардоникса К античной камее XV века и рельефу из круга Донателло , доступному Микеланджело в Палаццо Медичи : круглая форма, мужественность Марии и положение Младенца Христа . [17] Правая рука Богородицы отражает руку сатира в камее, а в камее также изображен младенец, расположенный на плечах сатира, положение, аналогичное позе Младенца Христа, передаваемого через правую руку Марии. [10]
Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Микеланджело был вдохновлен знаменитой греко-римской группой « Лаокоон и его сыновья » , раскопанной в 1506 году в Риме, - событии, на котором, как полагают, Микеланджело присутствовал. [18] Поза обнаженной фигуры на заднем плане сразу за Святым Иосифом справа от нас, по-видимому, возникла под влиянием извилистых искажений фигур, захваченных змеем в «Лаокооне» (опять же, если бы это было так, это изменило бы дату Дони Тондо на несколько лет).
Кроме того, включение пяти выступающих голов в раму картины часто рассматривается как отсылка к аналогичному мотиву, найденному на , Гиберти Порта дель Парадизо бронзовых дверях флорентийского баптистерия, которыми, как известно, Микеланджело очень восхищался. [8] [9]
Символика растений
[ редактировать ]Растение перед Иоанном Крестителем имеет черты как иссопа , так и василька , но, скорее всего, это иссоп, потому что он растет из стены. Василек является атрибутом Христа и символизирует Небеса , а иссоп символизирует и смирение Христово, и крещение . На заднем плане — цитронное дерево, олицетворяющее ливанский кедр . Микеланджело использует иссоп и дерево как визуальное представление цитаты Рабануса Мавра : «От ливанского кедра до иссопа, растущего на каменной стене, мы имеем объяснение Божественности, которую Христос имеет в Своем Отце, и человечности, которую он происходит от Девы Марии». Клевер на переднем плане символизирует Троицу и спасение. [19] Растение анемона символизирует Троицу и Страсти Христовы. [20]
Научные теории
[ редактировать ]Существует множество интерпретаций различных частей произведения. Большинство интерпретаций различаются в определении отношений между Святым Семейством и фигурами на заднем плане. [4]
Пол Барольски утверждает, что Дони Тондо — это «религиозное изображение […] больше, чем образец стиля, символизма или иконографии ». [21] Барольский основывает большую часть своей диссертации на языке, использованном Джорджо Вазари в его работе «Жизнеописания самых выдающихся итальянских художников, скульпторов и архитекторов, от Чимабуэ до наших дней» . Его поддержка идеи преданности исходит из того, что Христос представлен на картине как подарок, который он связывает с покровителем картины из-за воспринимаемой игры слов на итальянском слове «дар», donare , и имени покровителя, Дони (что означает буквально по-итальянски «подарки»). Продолжая метафору Христа как дара, Мария держит Христа на картине, как видно, отсылает к возвышению хозяина во время мессы. [22] Мирелла Леви Д'Анкона утверждает, что изображение отражает взгляды Микеланджело на роль членов Святого Семейства в спасении человека и бессмертии души. Расположение и акцент Богородицы обусловлены ее ролью в спасении человека. [4] Она и мать Христа, и лучшая заступница в обращении к нему. Микеланджело, на которого сильно повлиял доминиканец Фра Джироламо Савонарола во Флоренции, использует картину для защиты макулистской точки зрения, философии доминиканского ордена, отвергающей идею Непорочного зачатия Марии. [4] Макулистская точка зрения состоит в том , что Дева получила свое освящение не при рождении, а в момент воплощения Христа; таким образом, изображение изображает момент освящения Марии, показывая Младенца Христа, благословляющего ее. Микеланджело изображает Христа так, как будто он вырастает из плеча Марии и принимает человеческий облик, одна нога безвольно свисает, а другая вообще не видна, что делает его частью Марии. При этом его мускулатура и равновесие передают движение вверх, как будто он вырастает из нее, хотя он и стоит выше Марии, утверждая свое превосходство над ней. [5] Более того, она утверждает, что обнаженные тела следует интерпретировать как грешников, снявших одежду для очищения и очищения посредством крещения. Воду, которая отделяет грешников от Святого Семейства сразу за горизонтальной полосой в середине картины, можно поэтому рассматривать как «воды разделения», упомянутые в Библии . Она также утверждает, что пять фигур могут представлять пять частей души: высшую душу (душу и интеллект) слева и низшую душу (воображение, ощущения и питательные способности) справа, визуальное изображение взглядов. Марсилио Фичино , на которого Микеланджело ссылается в других произведениях. [23] Кроме того, рассматривая их как отдельные группы, она предполагает, что две фигуры справа от Марии представляют человеческую и божественную природу Христа, а три слева от нее представляют Троицу. [11]
Андре Хайюм утверждает, что заказ тондо семьей Дони помог подчеркнуть «светские и домашние идеалы» картины, а не рассматривать ее как «предмет религиозного поклонения». [3] Выбирая тондо в качестве формата картины, Микеланджело ссылается на давнюю связь этой формы с изображением « Поклонения волхвов , Рождества и Мадонны с Младенцем ». [3] Хаюм также находит много намеков на Ноя на протяжении всего произведения. Она утверждает, что Мадонна отсылает к невестке Ноя, сивилле, что, таким образом, делает Иосифа воплощением самого Ноя. [24] Хайюм также поддерживает это, признавая прямую связь между Иосифом и Ноем, как это изображено на картинах Микеланджело «Сикстинский потолок». [25] Эта ссылка на Ноя также дает объяснение обнаженным телам на заднем плане, чьи формы, возможно, вдохновили сыновей в « Пьянстве Ноя» . [26] Аллюзия на историю Ноя также поднимает тему крещенской воды, что дает начало интерпретации обнаженных натур, подобной интерпретации Д'Анконы: «оглашенные, ожидающие крещения» Иоанна Крестителя, чья «изоляция в пространстве, напоминающем яму», указывает на его особая роль как крестителя. [8]
Роберта Олсон заявляет, что картина изображает «важность семьи» и связана с «желанными потомками Дони». [27] Один из способов изображения «хорошего брака» на картине — это, по-видимому, «взаимное действие» обращения Иосифа и Марии с Иисусом. [28] Большое значение придается Иосифу благодаря цветам его одежды: желтый, указывающий на божественный аспект семьи, а также на «истину», и фиолетовый, обозначающий царское происхождение, происходящее из Дома Давида . [28] Кроме того, Джозеф важен для картины, поскольку он ссылается на второе имя «третьего ребенка Дони, дожившего до младенчества». [29] Тема крещения также отражена в раме картины посредством возможной отсылки к Парадизо-порта Гиберти – одной из трех дверей флорентийского баптистерия (две из которых работы Гиберти) – скульптурные детали косвенно отсылают к обряду крещения. Крещение, важное для Дони, и их желание иметь ребенка как результат хорошего брака, примером которого является Святое Семейство, возможно, одна из причин заказа работы. [9]
См. также
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Тондо Дони Викискладе есть
Ссылки
[ редактировать ]- ^ страница
- ^ Хаюм, 211
- ^ Jump up to: а б с Хаюма, 210
- ^ Jump up to: а б с д д'Анкона, 43
- ^ Jump up to: а б д'Анкона, 44
- ^ Jump up to: а б с д'Анкона, 45
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хартт и Уилкинс, 506 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаюм, 214
- ^ Jump up to: а б с д Раскрашенный Преданный Тонди, 220
- ^ Jump up to: а б Смит, 85 лет
- ^ Jump up to: а б д'Анкона, 48
- ^ Хартт и Уилкинс, 507 г.
- ^ Бузцеголи, 408.
- ^ Роща, 442
- ^ Беллуччи, Роберто; Бузцеголи, Эцио, «Дони Тондо» Микеланджело, исследованный с помощью неинвазивных аналитических методов, в книге «Изучение картин старых мастеров – технология и практика». Технический бюллетень Национальной галереи, 30-я юбилейная конференция, 2009 г., стр. 52–58.
- ^ Микеланджело Буонарроти, Дони Тондо, иллюстрировал анализ пигментов в ColourLex.
- ^ Jump up to: а б Смит, 84 года
- ^ Нарисованный Преданный Тонди, 219
- ^ д'Анкона, 46
- ^ д'Анкона, 46–47.
- ^ Барольского, 11
- ^ Барольского, 8
- ^ д'Анкона, 47
- ^ Хаюм, 218.
- ^ Хаюм 217-218
- ^ Хаюм, 216.
- ^ Нарисованный Преданный Тонди, 226
- ^ Jump up to: а б Раскрашенный Преданный Тонди, 221
- ↑ Окрашенные преданные Тонди, 224–225.
Библиография
[ редактировать ]- Барольский, Пол (2003). Микеланджело « Дони Тондо и Достопочтенный смотрящий» . Заметки по истории искусства . 22 (3): 8–11. дои : 10.1086/су.22.3.23206720 . S2CID 192987028 .
- Бузцеголи, Эцио (декабрь 1987 г.). «Микеланджело как колорист, проявленный в сохранении Дони Тондо ». Аполлон : 405–408.
- д'Анкона, Мирелла Леви (1968). « Мадонна Дони Микеланджело: иконографическое исследование» . Художественный вестник . 50 (1). Тейлор и Фрэнсис: 43–50. дои : 10.2307/3048510 . ISBN 978-0-8153-1823-1 . JSTOR 3048510 .
- Хартт, Фредерик; Дэвид Г. Уилкинс (2003). История искусства итальянского Возрождения: пятое издание . Нью-Джерси: Прентис-Холл. стр. 506–508.
- Хаюм, Андре. Микеланджело « Дони Тондо : Святое семейство и семейный миф». Исследования по иконографии . 08.07.1981/82(1982), № 1: 209–251.
- Олсон, Роберта Дж. М. (1993). «Утрачено и частично найдено: тондо, важная форма флорентийского искусства, в документах эпохи Возрождения». Artibus et Historiae . 14 (27): 31–65. дои : 10.2307/1483444 . JSTOR 1483444 .
- Олсен, Роберта Дж. М. (2000). Микеланджело Буонаротти «Нарисованная преданная полнота: дар полноты ». Флорентийское тондо Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 219–226.
- Смит, Грэм (1975). Микеланджело «Источник Медичи для Дони Тондо » . Журнал истории искусств . 38 т., ч. 1 (1). Тейлор и Фрэнсис: 84–85. дои : 10.2307/1481909 . ISBN 978-0-8153-1823-1 . JSTOR 1481909 .
- Циммер, Уильям (1991). «Тондо». Художественный журнал . 50 (1): 60–63. дои : 10.2307/777088 . JSTOR 777088 .
- Натали, Антонио (2014), Микеланджело. Внутри и снаружи Уффици , Флоренция: Maschietto Editore, 2014. ISBN 978-88-6394-085-5
- Микеланджело Буонарроти, Дони Тондо , ColourLex
- Э. Бузцеголи, Р. Беллуччи, Дони Тондо Микеланджело, исследованные с помощью неинвазивных аналитических методов, в книге «Изучение картин старых мастеров», «Технологии и практика», изд. М. Спринг, Лондон, 2011 г.