Агония и экстаз (роман)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |
Первое издание | |
Автор | Ирвинг Стоун |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Биографический , Исторический роман |
Издатель | Даблдей |
Дата публикации | 17 марта 1961 г. [1] |
Место публикации | Соединенные Штаты |
ISBN | 0-451-21323-8 |
ОКЛК | 56555113 |
«Агония и экстаз» ( 1961 ) — биографический роман Микеланджело Буонарроти, написанный американским писателем Ирвингом Стоуном . Стоун много лет жил в Италии, посещая многие места в Риме и Флоренции, работал в мраморных карьерах и учился у скульптора по мрамору. романа Основным источником является переписка Микеланджело, все 495 писем которой Стоун перевел с итальянского Чарльзом Сперони и опубликовал в 1962 году под названием « Я, Микеланджело, скульптор» . Стоун также сотрудничал с канадским скульптором Стэнли Льюисом , который исследовал технику и инструменты резьбы Микеланджело. [2] Итальянское правительство наградило Стоуна несколькими почетными наградами за его культурные достижения, освещающие итальянскую историю.
Стоун написал дюжину биографических романов, но этот роман и « Жажда жизни » (1934) наиболее известны, во многом потому, что оба были экранизированы в Голливуде.
Часть романа 1961 года была адаптирована для экранизации в фильме «Агония и экстаз» (1965) с Чарлтоном Хестоном в роли Микеланджело и Рексом Харрисоном в роли Папы Юлия II .
Сюжет
[ редактировать ]Разделы
[ редактировать ]Книга разделена на одиннадцать разделов, каждый из которых подробно описывает отдельный период жизни Микеланджело.
- Студия: Микеланджело учится у Гирландайо в своей студии
- Сад скульптур: Микеланджело учится у Бертольдо в саду скульптур Лоренцо Медичи , кульминацией которого является создание его первой скульптуры « Голова фавна».
- Дворец: Микеланджело живет во дворце Лоренцо Медичи, где он дружит с дочерью Лоренцо Контессиной, учится у Бертольдо и ученых-платоников и создает свои первые два рельефа: «Мадонна со ступенями» и «Битва кентавров» . Савонарола настраивает Флоренцию против семьи Медичи, и в конце концов Лоренцо умирает от болезни.
- Бегство: Микеланджело возвращается в дом своих родителей. Он начинает препарировать тела в Санто-Спирито, чтобы глубже понять человеческую форму, одновременно приступая к работе над скульптурой Геракла в память о Лоренцо, а также над распятием для церкви. Пьеро де Медичи снова приглашает его жить во дворце Медичи, но когда жители Флоренции разочаровываются в пышности свадебных торжеств Контессины, Савонарола настраивает город против семьи Медичи, и дворец подвергается нападению. Микеланджело бежит в Болонью, где останавливается у Альдовранди, вступает в романтические отношения с женщиной по имени Кларисса и создает скульптуры «Святой Прокл» и «Святой Петроний» . Он возвращается во Флоренцию, как только политическая ситуация успокоится, и ему поручают создать скульптуру молодого Иоанна Крестителя и фальшивого Купидона. Подделку Купидона обнаруживает его конечный владелец, кардинал Раффаэле Риарио , который, тем не менее, впечатлен и предлагает Микеланджело пожить какое-то время в Риме, чтобы ваять что-то новое.
- Город: Микеланджело едет в Рим и останавливается во дворце кардинала Риарио, затем в доме своего нового друга Якопо Галли и, наконец, в своей собственной мастерской со своим новым учеником Ардженто. Находясь в Риме, он лепит своего Вакха и свою Пьету , а затем возвращается во Флоренцию с Ардженто, чтобы принять участие в конкурсе скульптур.
- Гигант: Микеланджело побеждает в конкурсе Дуччо, создавая своего Давида , и конкурирует с Леонардо да Винчи , рисуя битву при Кашине , а затем его вызывает в Рим Папа Юлий II .
- Папа: Микеланджело, как можно дольше сопротивляясь призыву Папы Юлия II, в конце концов смягчается и возвращается в Рим. Вспыльчивый характер Микеланджело и Юлия вызывает напряжение, но в конечном итоге Микеланджело поручают вырезать гробницу Юлия (которая неоднократно откладывалась) и расписать потолок Сикстинской капеллы .
- Медичи: После кончины Папы Юлия II новый Папа Лев X отстраняет Микеланджело от работы над могилой Юлия, чтобы создать фасад семейной церкви Медичи во Флоренции. Микеланджело сначала едет в Каррару , чтобы купить мрамор , но затем вместо этого ему поручают построить дороги и карьер для добычи мрамора из Пьетрасанты . Хотя ему это удается, его мрамор используется для других проектов, и Микеланджело, удрученный, возвращается во Флоренцию.
- Война: Пока Микеланджело живет во Флоренции, Папа Лев умирает, и его быстро заменяет сначала Адриан VI , а затем Папа Климент VII . Медичи свергнуты гражданами Флоренции, которые восстанавливают республику, а Микеланджело помогает им защититься от папы, помогая строить оборонительные стены. Хотя город в конечном итоге попадает в руки папских войск, и Микеланджело бежит в Рим, тем не менее, в Риме его приветствует Климент, который хочет дать ему новое поручение.
- Любовь: Микеланджело пишет «Страшный суд» сначала для Климента, а затем, после его кончины, для Папы Павла III . Он также начинает глубокую дружбу с Витторией Колонной и Томмазо деи Кавальери .
- Купол: Микеланджело наконец заканчивает свою гробницу Юлия и назван архитектором базилики Святого Петра, несмотря на противодействие со стороны других архитекторов и художников. С помощью Урбино и Томмазо планы купола базилики выполнены до такой степени, что его завершение неизбежно. Силы Микеланджело ослабевают, и его друзья приходят к нему, чтобы попрощаться, а Томмазо клянется закончить собор Святого Петра. Микеланджело скончался, вспоминая свои работы.
Персонажи
[ редактировать ]- Семья Буонарроти
- Микеланджело Буонарроти , главный герой
- Людовико, отец Микеланджело, одержимый деньгами и состоянием своей семьи.
- Буджардини, брат Микеланджело, который помогает управлять его деньгами
- Лионардо, брат Микеланджело, который присоединяется к церкви и следует за Савонаролой.
- Джовансимоне, брат Микеланджело, который становится частью Армии мальчиков Савонаролы.
- Учителя Микеланджело
- Гирландайо , первый мастер Микеланджело, художник-фрескист, владелец собственной студии.
- Бертольдо , мастер скульптуры Микеланджело, живущий и работающий с ним во дворце Медичи.
- Друзья Микеланджело
- Франческо Граначчи , первый и самый близкий друг Микеланджело.
- Джанфранческо Альдовранди, принимавший Микеланджело в Болонье
- Джулиано да Сангалло , флорентийский архитектор.
- Якопо Галли, римский банкир, помогающий управлять финансами Микеланджело.
- Ардженто, ученик Микеланджело.
- Урбино, ученик Микеланджело последнюю треть его жизни.
- Виттория Колонна
- Томас рыцарей
- Семья Медичи
- Лоренцо Медичи, первый покровитель Микеланджело и суррогатный отец
- Графиня Медичи, дочь Лоренцо и близкая подруга Микеланджело.
- Пьеро Медичи, сын и наследник Лоренцо.
- Церковь
- Савонарола , религиозный реформатор, настраивающий Флоренцию против семьи Медичи.
- Никола Бикеллини, настоятель Санто-Спирито, открывший церковь Микеланджело.
Произведения искусства, обсуждаемые в «Агонии и экстазе».
[ редактировать ]Книга первая: Студия
[ редактировать ]Распятия Донателло и Брунеллески.
[ редактировать ]После того, как Гирландайо смотрит на эскизы Христа Микеланджело, нарисованные каменщиком в качестве модели, он рассказывает Микеланджело историю о Донателло , показывающем свое недавно вырезанное распятие Брунеллески . Брунеллески отмечает, что ему кажется, что Донателло «положил на крест пахаря, а не тело Иисуса Христа, которое было самым хрупким во всех своих частях». Когда Брунеллески представляет свое собственное, недавно законченное распятие, «Донателло, который не мог оторвать глаз от прекрасного Христа, ответил: «Твоя работа — создавать Христа, а моя — пахарей». Микеланджело был знаком с обоими. резные фигурки, говорит Гирландайо, что он «предпочитал пахаря Донателло эфирному Христу Брунеллески, который был настолько тонким, что выглядел так, будто был создан для распятия. С фигурой Донателло распятие стало ужасающей неожиданностью…».
Гирландайо в настоящее время работал над эскизами к « Крещению Христа» , которое должно было стать одной из сцен фрески хора Торнабуони. Хотя Гирландайо больше никогда не упоминает об их разговоре о фигуре Христа, Микеланджело видит в готовой фигуре Гирландайо своего любимого Христа: «Ноги согнуты под углом, слегка согнуты в коленях; грудь, плечи и руки принадлежали человеку, который таскал бревна и строил дома; с округлым, выступающим желудком, впитавшим необходимое количество еды: по своей силе и реальности он далеко превосходил любую из натюрмортов, которые Гирландайо еще нарисовал для хора Торнабуони».(Из второй книги, но о той же картине) Микеланджело «нарисовал своего грубо отесанного молодого контандино прямо с поля, обнаженного, если не считать плеча , стоящего на коленях, чтобы снять свои нелепые туфли; плоть имеет оттенок загорелого янтаря, фигура неуклюжая, с неизящными, неотесанными мускулами; но лицо налилось светом, когда молодой парень посмотрел на Джона. За ним стояли два белобородых помощника Джона, с красотой в лицах и суровой силой в фигурах. Он экспериментировал с телесными тонами в своих горшках с красками, наслаждался кульминацией физических усилий по оживлению своих фигур, облачая их в одежды теплых лимонно-желтых и розовых цветов».
Другой
[ редактировать ]- Микеланджело «видел, как Гирландайо завершил портрет Джованны Турнабуни ». [3]
- «Микеланджело… изучал скульптуры из чистого золота вторых дверей Гиберти », описывая их как «врата рая». [4]
В популярной культуре
[ редактировать ]
- Книга упоминается в пьесе Джона Гуара « Шесть степеней разделения» 1990 года как книга, которую недавно завершил Пол, главный герой.
- В « Безумцев 2 сезона эпизоде » 2008 года « Полет 1 » мать Пегги Олсон говорит своим дочерям: «Мне нужно возобновить «Агонию и экстази » , это займет целую вечность».
- В автобиографической приключенческой книге «Минус 148° » автор Арт Дэвидсон упоминает, что он читает «Агонию и экстаз» , пережидая метель во время первого зимнего восхождения на Денали .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Книги сегодня». Нью-Йорк Таймс : 29. 17 марта 1961 г.
- ^ Банти, Билл. «Монреальский художник возвращает в камень 10 заповедей» . Газета . Монреаль.
- ^ Стоун, Ирвинг (1961). Агония и экстаз: Роман Микеланджело . Коллекция Рубена Мамуляна. Гарден-Сити, Нью-Йорк с. 32. ISBN 0-451-17135-7 . OCLC 290570 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стоун, Ирвинг (1961). Агония и экстаз: Роман Микеланджело . Коллекция Рубена Мамуляна. Гарден-Сити, Нью-Йорк с. 39. ИСБН 0-451-17135-7 . OCLC 290570 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ирвинг Стоун . Я, Микеланджело, Скульптор . 1962. Письма Микеланджело. Перевод доктора Чарльза Сперони, профессора итальянского языка Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Также включает в себя «список персонажей».
- Американские романы 1961 года
- Американские романы экранизированы
- Биографические романы
- Культурные изображения Микеланджело
- Культурные изображения Рафаэля
- Книги Doubleday (издатель)
- Романы о художниках
- Романы Ирвинга Стоуна
- Романы, действие которых происходит в эпоху Возрождения
- Романы, действие которых происходит в Ватикане.