Моисей (Микеланджело)
Моисей | |
---|---|
Художник | Микеланджело |
Год | в. 1513 [1] : 67 | –1515
Середина | Мраморная скульптура |
Движение | Ренессанс |
Предмет | Библейский Моисей |
Размеры | 235 см × 210 см (92,5 × 82,6 дюйма) |
Расположение | Сан-Пьетро-ин-Винколи , Рим. |
41 ° 53'37,58 "N 12 ° 29'35,9" E / 41,8937722 ° N 12,493306 ° E | |
Предшественник | Могила Папы Юлия II |
С последующим | Мятежный раб |
Моисей (итал. Mosè [moˈzɛ] ; ок. 1513–1515 ) — скульптура итальянского эпохи Возрождения художника Микеланджело , находящаяся в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме . [2] Заказанный в 1505 году Папой Юлием II для его гробницы , он изображает библейскую фигуру Моисея с рогами на голове , основанную на описании в главе 34 Исхода в Вульгате , латинском переводе Библии, использовавшемся в то время. Некоторые ученые считают, что использование рогов часто может иметь антисемитский подтекст, в то время как другие считают, что это просто условность, основанная на ошибке перевода.
Зигмундом Фрейдом Особенно известны интерпретации статуи 1916 года . Некоторые интерпретации скульптуры, включая Фрейда, отмечают не только демотическую силу, но и красивую фигуру с эмоциональной интенсивностью, когда открывается слово Божье. Изящность некоторых черт, таких как распущенные волосы Моисея, рассматривается как замечательное техническое достижение, но Фрейд утверждает, что Микеланджело выходит за рамки простых навыков, чтобы вызвать любопытство у зрителя, спрашивая, почему Моисей играет со своими волосами и почему он представлен с рогами и распущенными волосами.
Ввод в эксплуатацию и история
[ редактировать ]Папа Юлий II поручил Микеланджело построить свою гробницу в 1505 году, и наконец она была завершена в 1545 году; Юлий II умер в 1513 году. [3] Первоначальный проект Микеланджело был массивным и предусматривал более 40 статуй. Статуя Моисея должна была быть размещена на ярусе высотой около 3,74 метра (12 футов 3 дюйма), напротив фигуры Святого Павла. [3] : 566 В окончательном варианте статуя Моисея находится в центре нижнего яруса.
Описание
[ редактировать ]Джорджо Вазари в «Жизни Микеланджело» писал: «Микеланджело закончил Моисея в мраморе, статую в пять локтей , не имеющую себе равных ни в одном современном или древнем произведении. Сидя в серьезной позе, он опирается одной рукой на скрижали, а другой держит длинную блестящую бороду, волосы, которые так трудно передать в скульптуре, такие мягкие и пушистые, что кажется, будто железное долото превратилось в кисть. Прекрасное лицо, подобное лицу святого и могучего князя. кажется, что для того, чтобы его прикрыть, нужна завеса, настолько великолепной и блестящей она выглядит, и так хорошо художник изобразил в мраморе божественность, которой Бог наделил это святое лицо. Драпировки ниспадают изящными складками. мускулы рук и кости кистей имеют такую красоту и совершенство, как ноги и колени, ступни были украшены превосходной обувью, так что Моисея теперь можно называть другом Божиим более, чем когда-либо, поскольку Бог допустил его тело должно быть подготовлено к воскресению раньше других рукой Микеланджело. Евреи до сих пор каждую субботу приходят с войсками, чтобы посетить его и поклоняться ему как божественному, а не человеческому существу». [4]
Английский перевод работы Зигмунда Фрейда «Моисей Микеланджело» также дает базовое описание скульптуры: «Моисей Микеланджело изображен сидящим; его тело обращено вперед, голова с могучей бородой смотрит влево, правая ступня опирается на землю, а левая нога поднята так, что земли касаются только пальцы ног. борода; его левая рука лежит на коленях». [5]
Джонатан Джонс из английской газеты The Guardian дает другое описание: «Правая рука Моисея защищает каменные скрижали с Заповедями ; его левая рука с пульсирующими венами и напряженными мышцами, кажется, удерживается от насильственных действий. Когда он спустился вниз, с горы Синай Моисей обнаружил, что его люди поклоняются Золотому тельцу – ложному идолу, который они создали. Его гнев бросает вызов каменной тюрьме, ограничениям искусства скульптора. Мало кто может устоять перед впечатлением настоящего ума, настоящих эмоций. фигура, которая смотрит со своего мраморного сиденья. эмоциональный эффект Моисея сделал это произведение популярным с XVI века; по мнению Вазари, еврейское население Рима приняло статую как свою собственную. Ее сила, должно быть, связана с изображением вещей, которые невозможно изобразить в камне; Самое причудливое — борода — такая вязкая и дымчатая, ее завитки придавали фантастическую змеиную жизнь. Но там, где другие могли бы удивить нас техникой, Микеланджело выходит за рамки этого, ведя нас от формального удивления к интеллектуальному, заставляя задуматься, почему Моисей ласкает свою бороду, почему Микеланджело использовал эту реку волос – в сочетании с рогами, которые были традиционным атрибутом Моисея – чтобы придать ему нечеловеческий, демонический аспект». [6]
Интерпретации
[ редактировать ]В своем эссе 1914 года, озаглавленном «Моисей Микеланджело», Зигмунд Фрейд связывает момент библейского повествования, когда Моисей впервые спускается с горы, неся скрижали, и обнаруживает, что еврейский народ поклоняется Золотому тельцу, как описано в Исходе 32. . [5] Фрейд описывает Моисея в сложном психологическом состоянии:
Я считаю, что теперь мы можем позволить себе пожинать плоды наших усилий. Мы видели, как многие из тех, кто почувствовал влияние этой статуи, были вынуждены интерпретировать ее как изображение Моисея, взволнованного зрелищем своего народа, впавшего в немилость и танцующего вокруг идола. Но от этой интерпретации пришлось отказаться, поскольку она заставляла нас ожидать, что он в следующий момент вскочит, разобьет Скрижали и совершит дело мести. Однако такая концепция не гармонировала бы с замыслом сделать эту фигуру вместе с тремя (или пятью) еще сидящими фигурами частью гробницы Юлия II. Теперь мы можем снова вернуться к заброшенной интерпретации, поскольку реконструированный нами Моисей не вскочит и не отбросит от себя Скрижали. То, что мы видим перед собой, — это не начало насильственных действий, а остатки уже произошедшего движения. В своем первом порыве ярости Моисей захотел действовать, вскочить, отомстить и забыть Скрижали; но он преодолел искушение и теперь будет сидеть спокойно, в своем ледяном гневе и боли, смешанной с презрением. И не будет он выбрасывать скрижали, чтобы они разбились о камни, ибо именно из-за них он сдержал свой гнев; именно для того, чтобы сохранить их, он держал свою страсть под контролем. Дав волю своей ярости и негодованию, он был вынужден пренебречь Таблицами, и рука, поддерживавшая их, была отдернута. Они начали соскальзывать вниз и могли сломаться. Это привело его в себя. Он помнил о своей миссии и ради нее отказался от потакания своим чувствам. Его рука вернулась и спасла неподдерживаемые Столы, прежде чем они упали на землю. В такой позе он оставался обездвиженным, и в такой позе Микеланджело изобразил его хранителем гробницы. Когда наш взгляд скользит по ней, фигура демонстрирует три различных эмоциональных слоя. Линии лица отражают чувства, завоевавшие господство; в середине рисунка видны следы подавленного движения, а стопа еще сохраняет позицию задуманного действия. Как будто контролирующее влияние шло сверху вниз. О левой руке до сих пор не упоминалось, и она, кажется, претендует на долю в нашей интерпретации. Рука мягким жестом лежит на коленях и как бы ласково держит кончик струящейся бороды. Кажется, будто это призвано противодействовать жестокости, с которой другая рука несколько минут назад злоупотребила бородой. [5]
Другая точка зрения, выдвинутая Малкольмом Макмилланом и Питером Дж. Суэйлсом в их эссе «Наблюдения из кучи мусора: Фрейд, Моисей Микеланджело и психоанализ» [7] связывает скульптуру со вторым набором Скрижалей и событиями, упомянутыми в Исходе 33 и 34. Они отмечают, что Моисей держит пустые скрижали, которые Бог повелел Моисею сделать для подготовки ко второму даче Закона; они также отмечают, что Моисей изображен с «рогами», которые в библейских текстах описываются у Моисея только после того, как он вернулся к еврейскому народу после второго дарования Закона. Они утверждают, что статуя изображает момент, когда Моисей видит Бога, как описано в Исходе 33: «Рассматриваемый инцидент является наиболее значительной частью ветхозаветной истории исхода. Моисей, полный сомнений в своем собственном положении и положении его народ берет на себя значительный риск, прося - даже требуя - чтобы они были прощены, чтобы ему была дарована благодать Господа, и чтобы Господь занял свое место и привел их в Землю Обетованную. Ободренный своим успехом, он затем рискует всем. требуя, чтобы Господь открыл Свою славу. Не требуется большого воображения, чтобы почувствовать сильное волнение, с которым такой Моисей ожидал бы Господа: придет ли он? Обновит ли он Завет? Явит ли он свою славу?» [7] : 78–79 Далее они утверждают, что и Павел, и Моисей напрямую переживали Бога, и эта идея и союз были важны для флорентийских неоплатоников, группы, родственной которой авторы считают и Микеланджело, и Папу Юлия II. Наконец, авторы заявляют, что ключевой эмоцией на лице Моисея является «трепет перед лицом к лицу с создателем». [7]
Напряженность между Микеланджело и Юлием II
[ редактировать ]Некоторые интерпретации, в том числе интерпретации Фрейда, относятся к напряженным отношениям между Юлием II, заказавшим свою гробницу Микеланджело, и художником. Фрейд утверждал, что Моисей служит упреком как Юлиусу, так и художнику. [8] Бертман отмечает, что Юлий II часто носил бороду, что было неизвестно папам на протяжении тысячелетия, и что между статуей и Юлием может быть физическое сходство. [9]
Сияющее лицо интерпретируется как рога
[ редактировать ]Следуя иконографической традиции, распространенной в латинском христианстве , у статуи на голове два рога. [6] [10] [11] [12] [13] Изображение рогатого Моисея происходит от описания лица Моисея как « cornuta » («рогатого») в латинском переводе Вульгаты отрывка из 34-й главы Исхода , в частности в стихах 29, 30 и 35, в которых Моисей возвращается к народ после получения заповедей во второй раз. [14] Некоторые современные ученые утверждают, что средневековые богословы считали, что Иероним намеревался прославить лицо Моисея, используя латинское слово, означающее «рогатый». [10] : 74–90 и что это понимание того, что исходный еврейский язык был трудным и вряд ли означало «рога», сохранялось в эпоху Возрождения. [15]
Классицист Стивен Бертман утверждает, что Иероним, как известно, сам придерживается антисемитских взглядов и, возможно, сделал выбор ассоциировать Моисея с «рогами» сознательно по теологическим причинам, ожидая, что его читатели будут иметь в виду новозаветную ассоциацию рогов с дьяволами и дикими зверями. и антихрист. [16] В христианском искусстве Средневековья, изображающем Моисея с рогами, это иногда делается для изображения его во славе, как пророка и предшественника Иисуса, но также и в негативном контексте, особенно в отношении Павловых контрастов между верой и законом; иконография не была четкой. [10] : 125–133 [13] : 9–10
Историк искусства Рут Меллинкофф утверждает, что, хотя рога Моисея по своему происхождению никоим образом не были связаны с рогами Дьявола , они, тем не менее, могли иметь негативный оттенок с развитием антиеврейских настроений в средневековый и ранний современный период. [10] : 135–137 В изображениях часто возникали ассоциации между евреями и чертами, а евреев иногда изображали имеющими рога. [17] Бертман рассматривает саму статую как негативное изображение Моисея, основываясь на этих представлениях. [18] Историк искусства Дженнифер Кузед утверждает, что статуя является кульминацией традиции рогатого Моисея, сочетающей животные и человеческие качества, чтобы представить божественное. [19]
В книге, опубликованной в 2008 году, выдвинута теория о том, что «рога» на статуе Микеланджело никогда не предназначались для того, чтобы их можно было увидеть, и что неправильно интерпретировать их как рога: «[У статуи] никогда не было рогов. Художник задумал Моисея как шедевр. не только скульптура, но и специальные оптические эффекты, достойные любого голливудского фильма. По этой причине произведение должно было быть поднято и обращено прямо вперед, в сторону входной двери базилики. Два выступа на голове. были невидимы для зрителя, смотрящего снизу вверх — единственное, что можно было бы увидеть, — это отраженный от них свет». [11] Эта интерпретация была оспорена. [20]
Слепки и репродукции
[ редактировать ]В 1931 году Воислав Велькович , бывший министр финансов Королевства Югославии , известный как «отец югославского золотого динара » и страстный коллекционер произведений искусства, обратился к Папе Пию XI с просьбой использовать метод выплавляемого воска для изготовили бронзовые слепки 21 оригинальной скульптуры Микеланджело, включая Моисея . Разрешение Папы было получено при условии, что Велькович создаст подходящее помещение с системой климат-контроля, которая обеспечит поддержание внутренней температуры в пределах одного градуса Цельсия в течение года, тем самым предотвращая деформацию бронзы с течением времени. Велькович инициировал строительство современного выставочного павильона во дворе своего семейного дома в Белграде , столице Королевства Югославии, в результате чего появился первый частный музей в Юго-Восточной Европе . Он назвал его Музеем , хотя позже он стал в просторечии известен как Павильон Вельковича . В здании также была установлена первая современная система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха , установленная в Юго-Восточной Европе. [21]
Как только Папа одобрил петицию, парижскому литейному заводу Susse Frères было поручено изготовить слепки, а Ватикан выдал сертификаты подлинности. К сожалению, Велькович умер до открытия нового музея в 1934 году, но его брат Йован довел проект до конца.
Музей открывался для публики два раза в неделю. Помимо слепка « Моисея» , в музее выставлено более 250 других произведений искусства, в том числе слепки с четырех других оригиналов Микеланджело — «День» , «Ночь» , «Умирающий раб » и «Мятежный раб» , а также ряд картин Уроша Предича , Паи Йовановича , Савы Шумановича , Надежда Петрович и Марко Мюрат , набор карикатур Беты Вуканович , слепок с Жана-Антуана Гудона » «Вольтера , а также ряд античных скульптур. [22]
Вторжение стран Оси в Югославию во время Второй мировой войны привело к закрытию музея . Во время оккупации немцы коллекцию не разграбили.
После войны и коммунистического захвата Югославии музей и произведения искусства были национализированы государством. Здание сначала было передано в качестве ателье Моше Пияде , затем скульптору Сретену Стояновичу оно было преобразовано в склад обуви и кожи , а в конечном итоге муниципалитетом Савски Венаца . В этот период пропали все картины из коллекции, а также несколько статуй. Бронзовые слепки с работ Микеланджело были переданы в Академию изящных искусств, которая позже превратилась в факультет изящных искусств Университета искусств в Белграде . Они хранились в Томы Росандича мастерской в районе Топчидер . Позже это место станет местом расположения отделения скульптуры факультета изящных искусств. слепок Моисея . Сегодня здесь все еще выставлен [23]
в Окленде, Новая Зеландия, была открыта репродукция статуи, В 1971 году в Майерс-парке купленная универмагом & Choyce . Milne [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свитсер, Мозес Фостер (1878), Мишель Анджело , Бостон, Хоутон, Осгуд и компания
- ^ Колвин, Сидней (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 366.
- ^ Jump up to: а б Панофски, Эрвин (1937). «Первые два проекта гробницы Юлия II Микеланджело». Художественный вестник . 19 (4): 561–579. дои : 10.2307/3045700 . JSTOR 3045700 .
- ^ Отрывок из книги Джорджо Вазари , «Жизнеописания художников », «Микеланджело Буонаротти из Флоренции, художник, скульптор и архитектор (1475–1564)»
- ^ Jump up to: а б с Зигмунд Фрейд . «Моисей Микеланджело» , Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда . Переведено с немецкого под общей редакцией Джеймса Стрейчи в сотрудничестве с Анной Фрейд , при содействии Аликс Стрейчи и Алана Тайсона . Том XIII (1913–1914): Тотем и табу и другие произведения . Лондон. Хогарт Пресс и Институт психоанализа. 1-е издание, 1955 г.
- ^ Jump up to: а б Джонатан Джонс (7 июня 2002 г.). «Моисей, Микеланджело (1513–16)» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б с Макмиллан, Малькольм; Свейлс, Питер (2003), «Наблюдения из кучи мусора: Фрейд, Моисей Микеланджело и психоанализ», American Imago , 60 (1), издательство Университета Джонса Хопкинса: 41–104, doi : 10.1353/aim.2003.0003 , ISSN 0065-860X , S2CID 170813918
- ^ Бертман 2009 , с. 106, сн 20.
- ^ Бертман 2009 , с. 106, сн 19.
- ^ Jump up to: а б с д Рут Меллинкофф. Рогатый Моисей в средневековом искусстве и мысли (Калифорнийские исследования истории искусства, 14). Калифорнийский университет Press; 1-е изд. (июнь 1970 г.) ISBN 0520017056
- ^ Jump up to: а б Блех, Бенджамин и Долинер, Рой (2008). Сикстинские тайны , с. 238. ХарперКоллинз. ISBN 9780061469053
- ^ Леонард Дж. Хёниг, доктор медицины. (2011) «Проливая свет на Моисея Микеланджело » , Архив дерматологии . 147(9):1092
- ^ Jump up to: а б Бена Элиша Медьюк Исход 34:29–35: «Рога» Моисея в ранних переводах и интерпретациях Библии . Диссертация представлена на факультет аспирантуры и исследований в рамках частичного выполнения требований для получения степени магистра гуманитарных наук факультета иудаики Университета Макгилла. март 1998 г.
- ^ (на латыни) Библия Исход 34: 29–35
- ^ Сэр Томас Браун (1646; 6-е изд., 1672 г.), Глава. IX. Из изображения Моисея с рогами , Pseudodoxia Epidemica , V.ix (стр. 286–288)
- ^ Бертман 2009 , стр. 97–101.
- ^ Бертман 2009 , стр. 101–103.
- ^ Бертман 2009 , с. 106.
- ^ Koosed 2014 , с. 242.
- ^ Макби, Ричард (2008). «Микеланджело и евреи: Часть II» ». Еврейское искусство до 1800 года .
- ^ «Моисей Микеланджело из белградского Сеньяка имеет скульптуру, которой могли бы позавидовать мировые мегаполисы, и о ней вряд ли кто-то знает» . Blic.rs (на сербском языке). 07.02.2019 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Вернется ли музей к своей былой славе?» . presscentar.uns.org.rs (на сербском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Дом семьи Велькович | Институт охраны памятников культуры города Белграда» (на сербском языке). 2020-12-30 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Статуя Моисея» . Карта скульптур . Проверено 24 июля 2023 г.
- Куседа, Дж. Л. (2014). «Моисей: Лицо страха». Библейская интерпретация . 22 (4–5). Брилл: 414–429. дои : 10.1163/15685152-02245p03 .
- Бертман, Стивен (2009). «Антисемитское происхождение Рогатого Моисея Микеланджело». Шофар . 27 (4). Издательство Университета Пердью: 95–106. дои : 10.1353/шо.0.0393 . JSTOR 42944790 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме : Моисей Викискладе есть