Манчестерская Мадонна
Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелами | |
---|---|
Художник | Микеланджело |
Год | в. 1497 |
Середина | Темпера на панели |
Размеры | 105 см × 76 см (41 × 30 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелами (ок. 1497), также известная как Манчестерская Мадонна , — незаконченная картина в Национальной галерее , в Лондоне приписываемая Микеланджело . [1] Это одно из трех сохранившихся панно, приписываемых художнику и приуроченных к его первому периоду в Риме . Впервые работа привлекла внимание общественности на выставке «Сокровища искусства» в Манчестере в 1857 году, отсюда и название «Манчестерская Мадонна». [2] Принадлежность картины Микеланджело находилась под сомнением на протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков, но теперь большинство ученых с этим согласны. [3]
Как и другие картины эпохи Возрождения с изображением Мадонны с Младенцем, включающие Иоанна Крестителя , эта тема возникает из небиблейской традиции, согласно которой Дева Мария и Младенец Иисус встретились с двоюродным братом Христа, святым Иоанном Крестителем, во время бегства Святого Семейства в Египет. . Богородица изображена с обнаженной грудью, как будто она недавно кормила грудью своего маленького сына, что напоминает распространенную в средневековой живописи тему кормления грудью Богородицы. В ее руках книга (традиционно глава 53 Исайи ), которую она пытается удержать от сына, содержание которой, вероятно, предсказывает его будущую жертву и то, что он примет на себя зло мира. Она смотрит через левое плечо на свиток, который читает пара ангелов , который, вероятно, читается как Ecce Agnus Dei («Вот Агнец Божий»), обычно являющийся атрибутом Иоанна Крестителя.
Фигуры расположены словно на фризе , раскрывая мировоззрение скульптора Микеланджело. Фриз становится более выпуклым в центре, с фигурами Богородицы и Младенца, как в более позднем Питти Тондо . Еще одно сходство с рельефной скульптурой заключается в простом фоне: вместо пейзажей, более обычных для экстерьера, Микеланджело просто нарисовал пространство неба. Он также избегает богато украшенного трона, типичного для алтарей Sacra Conversazione , и преуменьшает значение крыльев ангелов.
Многие участки росписи находятся в предварительном состоянии. Черный цвет одеяния Богородицы должен был быть закрашен насыщенным синим пигментом ляпис-лазурью , а ангелы слева обозначены только зеленой подкраской, используемой для телесных тонов в своего рода нон-финито .
Атрибуция
[ редактировать ]Завершенный ангел, ближайший к Богородице, похож на эскиз, который молодой Микеланджело сделал, когда был учеником Доменико Гирландайо . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Микеланджело | «Манчестерская Мадонна» | NG809 | Национальная галерея, Лондон» .
- ^ Куксон 2002 , с. 121
- ^ «Национальная галерея» . Архивировано из оригинала 7 мая 2009 г. Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ Рамсден, Э.Х. (1978) [1963]. Микеланджело (Великие художники: Библиотека их жизни, времени и картин . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls. стр. I.
Источники
[ редактировать ]- Куксон, Рой (2002), Мир Манчестера , Casterman Books, ISBN 0-9542404-0-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Манчестерской Мадонной, на Викискладе?
- Дэвид Уорд, «Мадонна Микеланджело возвращается в Манчестер» , The Guardian , 10 мая 2007 г.