Jump to content

Книга Исаии

Книга Исайи ( иврит : ספר ישעיהו [ˈsɛ.fɛr jə.ʃaʕ.ˈjaː.hu] ) — первый из последних пророков в еврейской Библии и первый из главных пророков в христианском Ветхом Завете . [1] оно идентифицировано По надписи как слова пророка Исайи бен Амоса, жившего в VIII веке до нашей эры, но есть свидетельства того, что большая часть его была составлена ​​во время вавилонского плена и позже. [2] Иоганн Кристоф Дедерляйн предположил в 1775 году, что книга содержит труды двух пророков, разделенных более чем столетием: [3] и Бернхард Дум выдвинул точку зрения, которой придерживались на протяжении большей части 20-го века, что книга состоит из трех отдельных коллекций оракулов : [4] [5] Прото-Исаия ( главы 1–39 ) ; , содержащий слова пророка Исайи, жившего в VIII веке до нашей эры Второ-Исайя , или «Книга утешения». [6] ( главы 40–55 ) ; , работа анонимного автора VI века до н.э., писавшего во время изгнания и Трито-Исаия ( главы 56–66 ), составленные после возвращения из изгнания. [7] Исаия 1–33 обещает суд и восстановление Иудее, Иерусалиму и народам, а главы 34–66 предполагают, что суд уже объявлен и восстановление вскоре последует. [8] Хотя немногие ученые сегодня приписывают всю книгу или даже большую ее часть одному человеку, [4] Существенное единство книги стало предметом недавних исследований. [9]

Книгу можно читать как расширенное размышление о судьбе Иерусалима во время изгнания и после него. [10] Второ-Исайская часть книги описывает, как Бог сделает Иерусалим центром своего всемирного правления через царского спасителя ( мессии ), который уничтожит угнетателя ( Вавилон ); этот мессия — персидский царь Кир Великий , который является всего лишь агентом, осуществляющим царствование Яхве. [11] Исаия выступает против коррумпированных лидеров и в защиту обездоленных и укореняет праведность в святости Бога, а не в завете Израиля. [12]

Исайя был одним из самых популярных произведений среди евреев в период Второго Храма (ок. 515 г. до н.э. – 70 г. н.э.). [13] В христианских кругах оно пользовалось таким большим уважением, что его называли «Пятым Евангелием». [14] и его влияние простирается за пределы христианства, на английскую литературу и на западную культуру в целом, от либретто Генделя « Мессия» до множества таких повседневных фраз, как « мечи на орала » и « голос в пустыне ». [14]

Структура

[ редактировать ]

По общему мнению ученых на протяжении большей части 20-го века в книге Исайи было три отдельных собрания оракулов. [4] Типичный план, основанный на таком понимании книги, рассматривает ее основную структуру с точки зрения идентификации исторических личностей, которые могли быть их авторами: [15]

  • 1–39 -Исайя, содержащий : Прото слова оригинального Исайи ;
  • 40–55 изгнания ; : Второзаконие Исайи, произведение анонимного автора из
  • 56–66 отрывков . : Трито-Исаия, антология, состоящая примерно из двенадцати [16]

Хотя одна часть общего консенсуса все еще сохраняется, это восприятие Исайи как состоящего из трех довольно различных частей претерпело радикальный вызов в последней четверти 20-го века. [4] Новый подход рассматривает книгу с точки зрения ее литературных и формальных характеристик, а не авторов, и видит в ней структуру, состоящую из двух частей, разделенную на главы 33 и 34: [8]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Микеланджело ( ок. 1508–12 ), Исайя , Ватикан : потолок Сикстинской капеллы.
Фрагмент входа на Рокфеллер Плаза, 30 со стихами из Исайи 33:6 Рокфеллер-центр , Нью-Йорк

Если рассматривать Исайю как книгу, состоящую из двух частей (главы 1–33 и 34–66) с общей темой, то можно сделать следующее краткое изложение ее содержания: [11]

  • Книга открывается изложением тем суда и последующего восстановления праведников. У Бога есть план, который будет реализован в « День Яхве », когда Иерусалим станет центром Его всемирного правления. В тот день все народы мира придут в Сион (Иерусалим) для наставления, но сначала город должен быть наказан и очищен от зла. Израилю предлагается присоединиться к этому плану. Главы 5–12 объясняют значение ассирийского суда над Израилем: праведное правление царя Давида последует после свержения высокомерного ассирийского монарха. Главы 13–27 объявляют о подготовке народов к мировому правлению Яхве; главы 28–33 объявляют, что царский спаситель ( мессия ) появится после наказания Иерусалима и уничтожения его угнетателя.
  • Угнетатель (теперь идентифицируемый как Вавилон, а не Ассирия) вот-вот падет. В главах 34–35 рассказывается, как Яхве вернет искупленных изгнанников в Иерусалим. В главах 36–39 рассказывается о верности царя Езекии Яхве во время ассирийской осады как о образце восстановленной общины. В главах 40–54 говорится, что восстановление Сиона происходит потому, что Яхве, создатель вселенной, назначил персидского царя Кира Великого обещанным мессией и строителем храмов. В частности, глава 53 предсказывает страдающего слугу, который станет тем мессией, о котором пророк говорит в предыдущих стихах. Главы 55–66 — это призыв к Израилю соблюдать завет. Вечное обещание Бога, данное Давиду, теперь дано народу Израиля/Иудеи в целом. Книга заканчивается призывом к праведности по мере осуществления заключительных этапов Божьего плана, включая паломничество народов в Сион и осуществление царской власти Яхве.

Старое понимание этой книги как трех довольно отдельных разделов, приписываемых определенным авторам, приводит к более раздробленной картине ее содержания, как в этом примере:

  • Прото-Исайя / Первый Исайя (главы 1–39): [17]
    • 1–12: Оракулы против Иуды, в основном из ранних лет Исайи;
    • 13–23: Оракулы против иностранных государств в средние годы;
    • 24–27: «Апокалипсис Исайи», добавленный гораздо позже;
    • 28–33: Оракулы из более позднего служения Исайи.
    • 34–35: Видение Сиона, возможно, более позднее дополнение;
    • 36–39: Истории из жизни Исайи, некоторые из Книги Царств.
  • Второзаконие Исайи / Вторая Исаия (главы 40–54) с двумя основными подразделениями, 40–48 и 49–54, первое из которых подчеркивает Израиль, второе — Сион и Иерусалим: [18]
    • Введение и заключение подчеркивают силу слова Божьего над всем;
    • Второе введение и заключение, в которых глашатай возвещает Иерусалиму о спасении;
    • Фрагменты гимнов, разделяющие различные разделы;
    • Роль иностранных государств, падение Вавилона и возвышение Кира как избранника Бога;
    • Четыре « служебные песни », персонализирующие послание пророка;
    • Несколько более длинных стихотворений на такие темы, как сила Бога и приглашение Израилю довериться Ему;
  • Трито-Исаия / Третий Исаия (главы 55–66):
    • Сборник пророчеств неизвестных пророков в годы сразу после возвращения из Вавилона. [19]
Свиток Книги Исайи

Авторство

[ редактировать ]

Хотя широко признано, что книга Исайи основана на историческом пророке по имени Исаия , который жил в Иудейском царстве в 8 веке до нашей эры, также широко распространено мнение, что этот пророк не написал всю книгу Исайи. [10] [20]

  • Историческая ситуация: главы 40–55 предполагают, что Иерусалим уже разрушен (они не оформлены как пророчество) и вавилонское изгнание уже в силе – они говорят из настоящего, в котором изгнание вот-вот закончится. В главах 56–66 предполагается еще более поздняя ситуация, когда люди уже возвращены в Иерусалим и восстановление Храма уже идет полным ходом. [21]
  • Анонимность: имя Исайи внезапно перестает использоваться после 39-й главы. [22]
  • Стиль: После главы 40 происходит внезапное изменение стиля и богословия; многочисленные ключевые слова и фразы, встречающиеся в одном разделе, не встречаются в другом. [23]

История сочинения Исайи отражает существенное различие в том, как рассматривалось авторство в древнем Израиле и в современных обществах; древние не считали неуместным дополнять существующий труд, оставаясь при этом анонимным. [24] Хотя авторы анонимны, вполне вероятно, что все они были священниками, и, таким образом, книга может отражать интересы священников , противостоящие все более успешному реформаторскому движению девтерономистов . [25]

Исторический контекст

[ редактировать ]
Свиток Исайи , старейшая из сохранившихся рукописей Исайи: найден среди свитков Мертвого моря и датируется примерно 150–100 гг. до н. э., он содержит почти всю Книгу Исайи и по существу идентичен современному масоретскому тексту . [26]

Исторический Исайя бен Амос жил в Иудейском королевстве во время правления четырех царей с середины до конца 8-го века до нашей эры. [20] [27] В этот период Ассирия расширялась на запад от своего происхождения в современном северном Ираке к Средиземноморью, уничтожив сначала Арам (современная Сирия) в 734–732 гг. До н.э., затем Израильское царство в 722–721 гг. . [28] ПротоИсаия разделен на стихотворные и прозаические отрывки, и в настоящее время популярная теория состоит в том, что стихотворные отрывки представляют собой пророчества оригинального Исайи 8-го века, а прозаические разделы представляют собой «проповеди» на его тексты, составленные при Иосии дворе сто лет спустя, в конце VII в. [29]

Завоевание Иерусалима Вавилоном и изгнание его элиты в 586 г. до н. э. положили начало следующему этапу формирования книги. Второ-Исайя обращается к евреям в изгнании, предлагая им надежду на возвращение. [30] Это был период стремительного подъема Персии при ее царе Кире Великом – в 559 г. до н. э. он сменил своего отца на посту правителя небольшого вассального королевства в современном восточном Иране, к 540 г. он правил империей, простирающейся от Средиземноморья до Центральной Азии. а в 539 году он завоевал Вавилон. [31] Предсказания Второ-Исайи о неизбежном падении Вавилона и прославление им Кира как избавителя Израиля относят его пророчества к 550–539 гг. до н. э., и, вероятно, к концу этого периода. [32]

Персы положили конец изгнанию евреев, и к 515 г. до н. э. изгнанники или, по крайней мере, некоторые из них вернулись в Иерусалим и восстановили Храм. Возвращение, однако, прошло не без проблем: вернувшиеся оказались в конфликте с теми, кто остался в стране и теперь владел землей, а также возникли дальнейшие конфликты по поводу формы правления, которая должна быть установлена. Этот фон формирует контекст Трито-Исайи. [30]

Исаия 2:4 воспринимается как неофициальное заявление о миссии Организации Объединенных Наций . (Исайя Уолл в парке Ральфа Банча , нью-йоркском парке недалеко от штаб-квартиры ООН .)

Книга Исаии фокусируется на главной роли Иерусалима в Божьем плане для мира, рассматривая столетия истории так, как если бы все они были единым видением пророка Исайи 8-го века. [15]

  • ПротоИсайя говорит об отступничестве Израиля от Бога и о том, что за этим последует: Израиль будет уничтожен внешними врагами, но после того, как народ, страна и Иерусалим будут наказаны и очищены, святой остаток будет жить на Божьем месте в Сионе, управляемый Богом. избранный царь ( мессия ) под присутствием и защитой Бога.
  • Второзаконие Исаии посвящено освобождению Израиля из вавилонского плена в ходе нового Исхода , который Бог Израиля устроит, используя в качестве своего агента Кира, персидского завоевателя.
  • Трито-Исаия касается Иерусалима, Храма, субботы и спасения Израиля. [33] (Более конкретно, это касается вопросов, актуальных среди евреев, живших в Иерусалиме и Палестине в период после плена, о том, кто является боголюбивым евреем, а кто нет). [34]

Вальтер Брюггеманн охарактеризовал это всеобъемлющее повествование как «продолжающееся размышление о судьбе Иерусалима». [35]

Святость, праведность и Божий план

[ редактировать ]

Божий план для мира основан на выборе им Иерусалима в качестве места, где он проявит себя, и линии Давида в качестве его земного представителя – тема, которая, возможно, возникла из-за отсрочки Иерусалима от ассирийского нападения в 701 году до н.э. [36] Бог — «Святой Израилев»; справедливость и праведность — качества, которые характеризуют сущность Бога, а Израиль оскорбил Бога неправедностью. [12] Исаия выступает в защиту бедных и угнетенных, против развращенных князей и судей, но в отличие от пророков Амоса и Михея он основывает праведность не на завете Израиля с Богом, а на Божьей святости. [12]

Монотеизм

[ редактировать ]

Исайя 44:6 содержит первое ясное заявление яхвистского монотеизма : «Я первый и я последний; кроме меня нет Бога». В Исаии 44:09–20 это перерастает в сатиру на изготовление идолов и поклонение им, высмеивая глупость плотника, поклоняющегося идолу, которого он сам вырезал. Хотя Яхве и раньше показывал свое превосходство над другими богами, во Втором Исайе он становится единственным Богом мира. Эта модель монотеизма стала определяющей характеристикой иудаизма после плена и обеспечила основу христианства и ислама . [37]

Новый исход

[ редактировать ]

Центральной темой Второго Исайи является тема нового Исхода – возвращения изгнанного народа Израиля из Вавилона в Иерусалим. Автор представляет себе ритуальное возвращение в Сион (Иудею) во главе с Яхве. На важность этой темы указывает ее расположение в начале и конце Второго Исаии (40:3–5, 55:12–13). Израиля Этот новый Исход неоднократно связывался с Исходом из Египта в Ханаан под божественным руководством, но с новыми элементами. Эти ссылки включают следующее:

  • Первоначальные участники Исхода ушли «с великой поспешностью» (Исх 12:11, Второзаконие 16:3), тогда как участники нового Исхода «выйдут не с большой поспешностью» (Иса 52:12).
  • Земля между Египтом и Ханааном во время первого Исхода была «великой и ужасной пустыней, засушливой пустыней» (Второзаконие 8:15), но в этом новом Исходе земля между Вавилоном (Месопотамией) и Землей Обетованной превратится в рай, где горы понизятся, а долины поднимутся, и дорога станет ровной (Исаии 40:4).
  • Во время первого Исхода Бог дал воду, но в скудных количествах. В новом Исходе Бог «сделает пустыню прудом с водами, и сушу — источниками воды» (Исаии 41:18). [38]

Более поздняя интерпретация и влияние

[ редактировать ]

Иудаизм Второго Храма (515 г. до н.э. – 70 г. н.э.)

[ редактировать ]
Мир , гравюра Уильяма Стратта , 1896 год , основанная на Исаии 11:6–7.

Исайя был одним из самых популярных произведений в период между основанием Второго Храма ок. 515 г. до н.э. и его разрушение римлянами в 70 г. н.э. [13] «Отросток, [который] вырастет из пня Иессея» Исайи упоминается или цитируется в Псалмах Соломона и различных апокалиптических произведениях, включая «Притчи Еноха» , 2 Варуха , 4 Ездры и третье из Сивиллин оракулов , все из которых понимали, что это относится к мессии и мессианской эпохе. [39] Исаия 6, в которой Исаия описывает свое видение Бога, восседающего на троне в Храме, повлияла на видения Бога в таких произведениях, как раздел «Книга Стражей» Книги Еноха , Книга Даниила и других, часто сочетаемых с аналогичное видение из Книги Иезекииля . [40] Очень влиятельной частью Исаии были четыре так называемые «Песни страдающего раба» из Исаии 42, 49, 50 и 52, в которых Бог призывает Своего слугу вести народы (слуга подвергают ужасному насилию, он жертвует собой, принимая наказание, причитающееся другим, и в конце концов вознаграждается). Некоторые Второго Храма тексты , в том числе «Мудрость Соломона» и « Книга Даниила», идентифицируют Слугу как группу – «мудрых», которые «приведут многих к праведности» (Даниил 12:3), – но другие, особенно «Притчи Еноха », понимал это в мессианских терминах. [41]

христианство

[ редактировать ]
Видение Исайи изображено на гравюре на дереве 1860 года Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда .

Первые христиане, опираясь на мессианскую интерпретацию Еноха, истолковали Исаию 52:13–53:12, четвертую из песен, как пророчество о смерти и возвышении Иисуса , роль, которую, согласно Луки 4, принял на себя сам Иисус: 17–21. [42] Книга Исайи оказала огромное влияние на формирование христианства: от поклонения Деве Марии до антиеврейской полемики, средневековой иконографии страстей и современного христианского феминизма и теологии освобождения . Уважение к Исайе было настолько высоким, что книгу часто называли «Пятым Евангелием»: пророк, который говорил о Христе и Церкви более ясно, чем кто-либо другой. [14] Его влияние простирается за пределы церкви и христианства, на английскую литературу и западную культуру в целом, от либретто Генделя « Мессия » до множества таких повседневных фраз, как «перекинуть мечи на орала» и «голос в пустыне». [14]

Исайя приводит 27 из 37 цитат пророков в посланиях Павла и занимает почетное место в Евангелиях и Деяниях апостолов . [43] Исаия 7:14 , где пророк уверяет царя Ахаза , что Бог спасет Иудею от вторгшихся армий Израиля и Сирии, составляет основу учения Матфея 1:23 о непорочном зачатии . [44] в то время как образ изгнанного Израиля, ведомого Богом и направляющегося домой в Иерусалим по недавно построенной дороге через пустыню, в Исаии 40: 3–5 был подхвачен всеми четырьмя Евангелиями и применен к Иоанну Крестителю и Иисусу. [45]

Христиане указывают на 53-ю главу и обсуждение страдающего слуги как на поразительное предсказание о распятии Иисуса Христа, мессии, предсказанного Исайей. [46]

Исайя, кажется, всегда занимал видное место в использовании еврейской Библии, и вполне вероятно, что сам Иисус находился под глубоким влиянием Исайи. [47] Таким образом, многие отрывки из Исайи, знакомые христианам, приобрели свою популярность не непосредственно благодаря Исайе, а благодаря их использованию Иисусом и раннехристианскими авторами – это особенно верно в отношении Книги Откровения , язык которой во многом зависит от Исайи. и образы. [48]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кейт 1990b , с. 413.
  2. ^ Суини 1998 , стр. 75–76.
  3. ^ Клиффорд 1992 , с. 473.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Петерсен 2002 , стр. 47–48.
  5. ^ Суини 1998 , стр. 76–77.
  6. Католическая книжно-издательская корпорация (2019), Новая католическая Библия: сноска а к Исаии 40:1 , по состоянию на 3 декабря 2023 г.
  7. ^ Лемче 2008 , стр. 96.
  8. ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , стр. 78–79.
  9. ^ Беккер 2020 , с. 41.
  10. ^ Перейти обратно: а б Брюггеманн 2003 , с. 159.
  11. ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , стр. 79–80.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Петерсен 2002 , стр. 89–90.
  13. ^ Перейти обратно: а б Ханна 2005 , с. 7.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Сойер 1996 , стр. 1–2.
  15. ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , с. 78.
  16. ^ Соггин 1989 , с. 394.
  17. ^ Боадт 1984 , с. 325.
  18. ^ Боадт 1984 , стр. 418–19.
  19. ^ Боадт 1984 , с. 444.
  20. ^ Перейти обратно: а б Стромберг 2011 , с. 2.
  21. ^ Стромберг 2011 , стр. 2–4.
  22. ^ Чайлдс 2001 , с. 3.
  23. ^ Кейт 1990b , с. 414.
  24. ^ Стромберг 2011 , с. 4.
  25. ^ Баркер 2003 , с. 494.
  26. ^ Голдингей 2001 , стр. 22–23.
  27. ^ Бреттлер 2010 , стр. 161–162.
  28. ^ Суини 1998 , с. 75.
  29. ^ Голдингей 2001 , с. 4.
  30. ^ Перейти обратно: а б Баркер 2003 , с. 524.
  31. ^ Почемубрей 2004 , с. 11.
  32. ^ Уайбрей 2004 , стр. 11–12.
  33. ^ Лемче 2008 , стр. 18–20.
  34. ^ Лемче 2008 , стр. 233.
  35. ^ Брюггеманн 2003 , с. 160.
  36. ^ Петерсен 2002 , стр. 91–94.
  37. ^ Куган 2009 , стр. 335–336.
  38. ^ Куган 2009 , с. 333.
  39. ^ Ханна 2005 , с. 11.
  40. ^ Ханна 2005 , стр. 22–23.
  41. ^ Ханна 2005 , с. 27-31.
  42. ^ Баркер 2003 , стр. 534–35.
  43. ^ Сойер 1996 , с. 22.
  44. ^ Суини 1996 , с. 161.
  45. ^ Брюггеманн 2003 , с. 174.
  46. ^ Макартур, Джон (2018). Евангелие от Бога: заново открывая самую замечательную главу Ветхого Завета . Перекресток. ISBN  978-1433549571 .
  47. ^ Сойер 1996 , с. 23.
  48. ^ Сойер 1996 , с. 25.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Переводы

Книга Исаии
Предшественник Еврейская Библия Преемник
Предшественник протестант
Ветхий Завет
Предшественник Римско-католический и восточный
Ветхий Завет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b728d956c57c34a03024835483e29948__1720495860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/48/b728d956c57c34a03024835483e29948.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Isaiah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)