Книга Исаии
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Исайи ( иврит : ספר ישעיהו [ˈsɛ.fɛr jə.ʃaʕ.ˈjaː.hu] ) — первый из последних пророков в еврейской Библии и первый из главных пророков в христианском Ветхом Завете . [1] оно идентифицировано По надписи как слова пророка Исайи бен Амоса, жившего в VIII веке до нашей эры, но есть свидетельства того, что большая часть его была составлена во время вавилонского плена и позже. [2] Иоганн Кристоф Дедерляйн предположил в 1775 году, что книга содержит труды двух пророков, разделенных более чем столетием: [3] и Бернхард Дум выдвинул точку зрения, которой придерживались на протяжении большей части 20-го века, что книга состоит из трех отдельных коллекций оракулов : [4] [5] Прото-Исаия ( главы 1–39 ) ; , содержащий слова пророка Исайи, жившего в VIII веке до нашей эры Второ-Исайя , или «Книга утешения». [6] ( главы 40–55 ) ; , работа анонимного автора VI века до н.э., писавшего во время изгнания и Трито-Исаия ( главы 56–66 ), составленные после возвращения из изгнания. [7] Исаия 1–33 обещает суд и восстановление Иудее, Иерусалиму и народам, а главы 34–66 предполагают, что суд уже объявлен и восстановление вскоре последует. [8] Хотя немногие ученые сегодня приписывают всю книгу или даже большую ее часть одному человеку, [4] Существенное единство книги стало предметом недавних исследований. [9]
Книгу можно читать как расширенное размышление о судьбе Иерусалима во время изгнания и после него. [10] Второ-Исайская часть книги описывает, как Бог сделает Иерусалим центром своего всемирного правления через царского спасителя ( мессии ), который уничтожит угнетателя ( Вавилон ); этот мессия — персидский царь Кир Великий , который является всего лишь агентом, осуществляющим царствование Яхве. [11] Исаия выступает против коррумпированных лидеров и в защиту обездоленных и укореняет праведность в святости Бога, а не в завете Израиля. [12]
Исайя был одним из самых популярных произведений среди евреев в период Второго Храма (ок. 515 г. до н.э. – 70 г. н.э.). [13] В христианских кругах оно пользовалось таким большим уважением, что его называли «Пятым Евангелием». [14] и его влияние простирается за пределы христианства, на английскую литературу и на западную культуру в целом, от либретто Генделя « Мессия» до множества таких повседневных фраз, как « мечи на орала » и « голос в пустыне ». [14]
Структура
[ редактировать ]По общему мнению ученых на протяжении большей части 20-го века в книге Исайи было три отдельных собрания оракулов. [4] Типичный план, основанный на таком понимании книги, рассматривает ее основную структуру с точки зрения идентификации исторических личностей, которые могли быть их авторами: [15]
- 1–39 -Исайя, содержащий : Прото слова оригинального Исайи ;
- 40–55 изгнания ; : Второзаконие Исайи, произведение анонимного автора из
- 56–66 отрывков . : Трито-Исаия, антология, состоящая примерно из двенадцати [16]
Хотя одна часть общего консенсуса все еще сохраняется, это восприятие Исайи как состоящего из трех довольно различных частей претерпело радикальный вызов в последней четверти 20-го века. [4] Новый подход рассматривает книгу с точки зрения ее литературных и формальных характеристик, а не авторов, и видит в ней структуру, состоящую из двух частей, разделенную на главы 33 и 34: [8]
- 1–33 Иерусалима, Иуды и : Предупреждения о суде и обещания последующего восстановления народов;
- 34 – 66 : Суд уже состоялся, и восстановление близко.
Краткое содержание
[ редактировать ]Если рассматривать Исайю как книгу, состоящую из двух частей (главы 1–33 и 34–66) с общей темой, то можно сделать следующее краткое изложение ее содержания: [11]
- Книга открывается изложением тем суда и последующего восстановления праведников. У Бога есть план, который будет реализован в « День Яхве », когда Иерусалим станет центром Его всемирного правления. В тот день все народы мира придут в Сион (Иерусалим) для наставления, но сначала город должен быть наказан и очищен от зла. Израилю предлагается присоединиться к этому плану. Главы 5–12 объясняют значение ассирийского суда над Израилем: праведное правление царя Давида последует после свержения высокомерного ассирийского монарха. Главы 13–27 объявляют о подготовке народов к мировому правлению Яхве; главы 28–33 объявляют, что царский спаситель ( мессия ) появится после наказания Иерусалима и уничтожения его угнетателя.
- Угнетатель (теперь идентифицируемый как Вавилон, а не Ассирия) вот-вот падет. В главах 34–35 рассказывается, как Яхве вернет искупленных изгнанников в Иерусалим. В главах 36–39 рассказывается о верности царя Езекии Яхве во время ассирийской осады как о образце восстановленной общины. В главах 40–54 говорится, что восстановление Сиона происходит потому, что Яхве, создатель вселенной, назначил персидского царя Кира Великого обещанным мессией и строителем храмов. В частности, глава 53 предсказывает страдающего слугу, который станет тем мессией, о котором пророк говорит в предыдущих стихах. Главы 55–66 — это призыв к Израилю соблюдать завет. Вечное обещание Бога, данное Давиду, теперь дано народу Израиля/Иудеи в целом. Книга заканчивается призывом к праведности по мере осуществления заключительных этапов Божьего плана, включая паломничество народов в Сион и осуществление царской власти Яхве.
Старое понимание этой книги как трех довольно отдельных разделов, приписываемых определенным авторам, приводит к более раздробленной картине ее содержания, как в этом примере:
- Прото-Исайя / Первый Исайя (главы 1–39): [17]
- 1–12: Оракулы против Иуды, в основном из ранних лет Исайи;
- 13–23: Оракулы против иностранных государств в средние годы;
- 24–27: «Апокалипсис Исайи», добавленный гораздо позже;
- 28–33: Оракулы из более позднего служения Исайи.
- 34–35: Видение Сиона, возможно, более позднее дополнение;
- 36–39: Истории из жизни Исайи, некоторые из Книги Царств.
- Второзаконие Исайи / Вторая Исаия (главы 40–54) с двумя основными подразделениями, 40–48 и 49–54, первое из которых подчеркивает Израиль, второе — Сион и Иерусалим: [18]
- Введение и заключение подчеркивают силу слова Божьего над всем;
- Второе введение и заключение, в которых глашатай возвещает Иерусалиму о спасении;
- Фрагменты гимнов, разделяющие различные разделы;
- Роль иностранных государств, падение Вавилона и возвышение Кира как избранника Бога;
- Четыре « служебные песни », персонализирующие послание пророка;
- Несколько более длинных стихотворений на такие темы, как сила Бога и приглашение Израилю довериться Ему;
- Трито-Исаия / Третий Исаия (главы 55–66):
- Сборник пророчеств неизвестных пророков в годы сразу после возвращения из Вавилона. [19]
Состав
[ редактировать ]Авторство
[ редактировать ]Хотя широко признано, что книга Исайи основана на историческом пророке по имени Исаия , который жил в Иудейском царстве в 8 веке до нашей эры, также широко распространено мнение, что этот пророк не написал всю книгу Исайи. [10] [20]
- Историческая ситуация: главы 40–55 предполагают, что Иерусалим уже разрушен (они не оформлены как пророчество) и вавилонское изгнание уже в силе – они говорят из настоящего, в котором изгнание вот-вот закончится. В главах 56–66 предполагается еще более поздняя ситуация, когда люди уже возвращены в Иерусалим и восстановление Храма уже идет полным ходом. [21]
- Анонимность: имя Исайи внезапно перестает использоваться после 39-й главы. [22]
- Стиль: После главы 40 происходит внезапное изменение стиля и богословия; многочисленные ключевые слова и фразы, встречающиеся в одном разделе, не встречаются в другом. [23]
История сочинения Исайи отражает существенное различие в том, как рассматривалось авторство в древнем Израиле и в современных обществах; древние не считали неуместным дополнять существующий труд, оставаясь при этом анонимным. [24] Хотя авторы анонимны, вполне вероятно, что все они были священниками, и, таким образом, книга может отражать интересы священников , противостоящие все более успешному реформаторскому движению девтерономистов . [25]
Исторический контекст
[ редактировать ]Исторический Исайя бен Амос жил в Иудейском королевстве во время правления четырех царей с середины до конца 8-го века до нашей эры. [20] [27] В этот период Ассирия расширялась на запад от своего происхождения в современном северном Ираке к Средиземноморью, уничтожив сначала Арам (современная Сирия) в 734–732 гг. До н.э., затем Израильское царство в 722–721 гг. . [28] ПротоИсаия разделен на стихотворные и прозаические отрывки, и в настоящее время популярная теория состоит в том, что стихотворные отрывки представляют собой пророчества оригинального Исайи 8-го века, а прозаические разделы представляют собой «проповеди» на его тексты, составленные при Иосии дворе сто лет спустя, в конце VII в. [29]
Завоевание Иерусалима Вавилоном и изгнание его элиты в 586 г. до н. э. положили начало следующему этапу формирования книги. Второ-Исайя обращается к евреям в изгнании, предлагая им надежду на возвращение. [30] Это был период стремительного подъема Персии при ее царе Кире Великом – в 559 г. до н. э. он сменил своего отца на посту правителя небольшого вассального королевства в современном восточном Иране, к 540 г. он правил империей, простирающейся от Средиземноморья до Центральной Азии. а в 539 году он завоевал Вавилон. [31] Предсказания Второ-Исайи о неизбежном падении Вавилона и прославление им Кира как избавителя Израиля относят его пророчества к 550–539 гг. до н. э., и, вероятно, к концу этого периода. [32]
Персы положили конец изгнанию евреев, и к 515 г. до н. э. изгнанники или, по крайней мере, некоторые из них вернулись в Иерусалим и восстановили Храм. Возвращение, однако, прошло не без проблем: вернувшиеся оказались в конфликте с теми, кто остался в стране и теперь владел землей, а также возникли дальнейшие конфликты по поводу формы правления, которая должна быть установлена. Этот фон формирует контекст Трито-Исайи. [30]
Темы
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Книга Исаии фокусируется на главной роли Иерусалима в Божьем плане для мира, рассматривая столетия истории так, как если бы все они были единым видением пророка Исайи 8-го века. [15]
- ПротоИсайя говорит об отступничестве Израиля от Бога и о том, что за этим последует: Израиль будет уничтожен внешними врагами, но после того, как народ, страна и Иерусалим будут наказаны и очищены, святой остаток будет жить на Божьем месте в Сионе, управляемый Богом. избранный царь ( мессия ) под присутствием и защитой Бога.
- Второзаконие Исаии посвящено освобождению Израиля из вавилонского плена в ходе нового Исхода , который Бог Израиля устроит, используя в качестве своего агента Кира, персидского завоевателя.
- Трито-Исаия касается Иерусалима, Храма, субботы и спасения Израиля. [33] (Более конкретно, это касается вопросов, актуальных среди евреев, живших в Иерусалиме и Палестине в период после плена, о том, кто является боголюбивым евреем, а кто нет). [34]
Вальтер Брюггеманн охарактеризовал это всеобъемлющее повествование как «продолжающееся размышление о судьбе Иерусалима». [35]
Святость, праведность и Божий план
[ редактировать ]Божий план для мира основан на выборе им Иерусалима в качестве места, где он проявит себя, и линии Давида в качестве его земного представителя – тема, которая, возможно, возникла из-за отсрочки Иерусалима от ассирийского нападения в 701 году до н.э. [36] Бог — «Святой Израилев»; справедливость и праведность — качества, которые характеризуют сущность Бога, а Израиль оскорбил Бога неправедностью. [12] Исаия выступает в защиту бедных и угнетенных, против развращенных князей и судей, но в отличие от пророков Амоса и Михея он основывает праведность не на завете Израиля с Богом, а на Божьей святости. [12]
Монотеизм
[ редактировать ]Исайя 44:6 содержит первое ясное заявление яхвистского монотеизма : «Я первый и я последний; кроме меня нет Бога». В Исаии 44:09–20 это перерастает в сатиру на изготовление идолов и поклонение им, высмеивая глупость плотника, поклоняющегося идолу, которого он сам вырезал. Хотя Яхве и раньше показывал свое превосходство над другими богами, во Втором Исайе он становится единственным Богом мира. Эта модель монотеизма стала определяющей характеристикой иудаизма после плена и обеспечила основу христианства и ислама . [37]
Новый исход
[ редактировать ]Центральной темой Второго Исайи является тема нового Исхода – возвращения изгнанного народа Израиля из Вавилона в Иерусалим. Автор представляет себе ритуальное возвращение в Сион (Иудею) во главе с Яхве. На важность этой темы указывает ее расположение в начале и конце Второго Исаии (40:3–5, 55:12–13). Израиля Этот новый Исход неоднократно связывался с Исходом из Египта в Ханаан под божественным руководством, но с новыми элементами. Эти ссылки включают следующее:
- Первоначальные участники Исхода ушли «с великой поспешностью» (Исх 12:11, Второзаконие 16:3), тогда как участники нового Исхода «выйдут не с большой поспешностью» (Иса 52:12).
- Земля между Египтом и Ханааном во время первого Исхода была «великой и ужасной пустыней, засушливой пустыней» (Второзаконие 8:15), но в этом новом Исходе земля между Вавилоном (Месопотамией) и Землей Обетованной превратится в рай, где горы понизятся, а долины поднимутся, и дорога станет ровной (Исаии 40:4).
- Во время первого Исхода Бог дал воду, но в скудных количествах. В новом Исходе Бог «сделает пустыню прудом с водами, и сушу — источниками воды» (Исаии 41:18). [38]
Более поздняя интерпретация и влияние
[ редактировать ]Иудаизм Второго Храма (515 г. до н.э. – 70 г. н.э.)
[ редактировать ]Исайя был одним из самых популярных произведений в период между основанием Второго Храма ок. 515 г. до н.э. и его разрушение римлянами в 70 г. н.э. [13] «Отросток, [который] вырастет из пня Иессея» Исайи упоминается или цитируется в Псалмах Соломона и различных апокалиптических произведениях, включая «Притчи Еноха» , 2 Варуха , 4 Ездры и третье из Сивиллин оракулов , все из которых понимали, что это относится к мессии и мессианской эпохе. [39] Исаия 6, в которой Исаия описывает свое видение Бога, восседающего на троне в Храме, повлияла на видения Бога в таких произведениях, как раздел «Книга Стражей» Книги Еноха , Книга Даниила и других, часто сочетаемых с аналогичное видение из Книги Иезекииля . [40] Очень влиятельной частью Исаии были четыре так называемые «Песни страдающего раба» из Исаии 42, 49, 50 и 52, в которых Бог призывает Своего слугу вести народы (слуга подвергают ужасному насилию, он жертвует собой, принимая наказание, причитающееся другим, и в конце концов вознаграждается). Некоторые Второго Храма тексты , в том числе «Мудрость Соломона» и « Книга Даниила», идентифицируют Слугу как группу – «мудрых», которые «приведут многих к праведности» (Даниил 12:3), – но другие, особенно «Притчи Еноха », понимал это в мессианских терминах. [41]
христианство
[ редактировать ]Первые христиане, опираясь на мессианскую интерпретацию Еноха, истолковали Исаию 52:13–53:12, четвертую из песен, как пророчество о смерти и возвышении Иисуса , роль, которую, согласно Луки 4, принял на себя сам Иисус: 17–21. [42] Книга Исайи оказала огромное влияние на формирование христианства: от поклонения Деве Марии до антиеврейской полемики, средневековой иконографии страстей и современного христианского феминизма и теологии освобождения . Уважение к Исайе было настолько высоким, что книгу часто называли «Пятым Евангелием»: пророк, который говорил о Христе и Церкви более ясно, чем кто-либо другой. [14] Его влияние простирается за пределы церкви и христианства, на английскую литературу и западную культуру в целом, от либретто Генделя « Мессия » до множества таких повседневных фраз, как «перекинуть мечи на орала» и «голос в пустыне». [14]
Исайя приводит 27 из 37 цитат пророков в посланиях Павла и занимает почетное место в Евангелиях и Деяниях апостолов . [43] Исаия 7:14 , где пророк уверяет царя Ахаза , что Бог спасет Иудею от вторгшихся армий Израиля и Сирии, составляет основу учения Матфея 1:23 о непорочном зачатии . [44] в то время как образ изгнанного Израиля, ведомого Богом и направляющегося домой в Иерусалим по недавно построенной дороге через пустыню, в Исаии 40: 3–5 был подхвачен всеми четырьмя Евангелиями и применен к Иоанну Крестителю и Иисусу. [45]
Христиане указывают на 53-ю главу и обсуждение страдающего слуги как на поразительное предсказание о распятии Иисуса Христа, мессии, предсказанного Исайей. [46]
Исайя, кажется, всегда занимал видное место в использовании еврейской Библии, и вполне вероятно, что сам Иисус находился под глубоким влиянием Исайи. [47] Таким образом, многие отрывки из Исайи, знакомые христианам, приобрели свою популярность не непосредственно благодаря Исайе, а благодаря их использованию Иисусом и раннехристианскими авторами – это особенно верно в отношении Книги Откровения , язык которой во многом зависит от Исайи. и образы. [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кейт 1990b , с. 413.
- ^ Суини 1998 , стр. 75–76.
- ^ Клиффорд 1992 , с. 473.
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсен 2002 , стр. 47–48.
- ^ Суини 1998 , стр. 76–77.
- ↑ Католическая книжно-издательская корпорация (2019), Новая католическая Библия: сноска а к Исаии 40:1 , по состоянию на 3 декабря 2023 г.
- ^ Лемче 2008 , стр. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , стр. 78–79.
- ^ Беккер 2020 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Брюггеманн 2003 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсен 2002 , стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б Ханна 2005 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сойер 1996 , стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , с. 78.
- ^ Соггин 1989 , с. 394.
- ^ Боадт 1984 , с. 325.
- ^ Боадт 1984 , стр. 418–19.
- ^ Боадт 1984 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б Стромберг 2011 , с. 2.
- ^ Стромберг 2011 , стр. 2–4.
- ^ Чайлдс 2001 , с. 3.
- ^ Кейт 1990b , с. 414.
- ^ Стромберг 2011 , с. 4.
- ^ Баркер 2003 , с. 494.
- ^ Голдингей 2001 , стр. 22–23.
- ^ Бреттлер 2010 , стр. 161–162.
- ^ Суини 1998 , с. 75.
- ^ Голдингей 2001 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Баркер 2003 , с. 524.
- ^ Почемубрей 2004 , с. 11.
- ^ Уайбрей 2004 , стр. 11–12.
- ^ Лемче 2008 , стр. 18–20.
- ^ Лемче 2008 , стр. 233.
- ^ Брюггеманн 2003 , с. 160.
- ^ Петерсен 2002 , стр. 91–94.
- ^ Куган 2009 , стр. 335–336.
- ^ Куган 2009 , с. 333.
- ^ Ханна 2005 , с. 11.
- ^ Ханна 2005 , стр. 22–23.
- ^ Ханна 2005 , с. 27-31.
- ^ Баркер 2003 , стр. 534–35.
- ^ Сойер 1996 , с. 22.
- ^ Суини 1996 , с. 161.
- ^ Брюггеманн 2003 , с. 174.
- ^ Макартур, Джон (2018). Евангелие от Бога: заново открывая самую замечательную главу Ветхого Завета . Перекресток. ISBN 978-1433549571 .
- ^ Сойер 1996 , с. 23.
- ^ Сойер 1996 , с. 25.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Cengage Обучение. ISBN 978-0495391050 .
- Баркер, Маргарет (2003). «Исайя» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Беккер, Уве (2020). «Книга Исайи: история ее составления» . В Лене-Софии Тимейер, Лена-София (ред.). Оксфордский справочник Исайи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-066924-9 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2002). Исаия 40–55: Новый перевод с введением и комментариями . Даблдэй. ISBN 0-385-49717-2 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2003). Исаия 56–66: Новый перевод с введением и комментариями . Даблдэй. ISBN 0-385-50174-9 .
- Боадт, Лоуренс (1984). Чтение Ветхого Завета: Введение . Паулист Пресс. ISBN 9780809126316 .
- Бреттлер, Марк Цви (2010). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0775-0 .
- Брюггеманн, Вальтер (2003). Введение в Ветхий Завет: канон и христианское воображение . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-22412-7 .
- Кейт, Роберт Л. (1990a). «Исайя». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Кейт, Роберт Л. (1990b). «Исаия, книга». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Чайлдс, Бревард С. (2001). Исайя . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664221430 .
- Клиффорд, Ричард (1992). «Исайя, Книга: Вторая Исайя». В Фридмане, Дэвид Ноэль (ред.). Библейский словарь Anchor . Том. 3. Даблдей. п. 473. ИСБН 0385193610 .
- Кон-Шербок, Дэн (1996). Еврейская Библия . Касселл. ISBN 0-304-33702-1 .
- Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Издательство Оксфордского университета.
- Гнусе, Роберт Карл (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Континуум. ISBN 9781850756576 .
- Голдингей, Джон (2001). Исайя . Издательство Хендриксон. ISBN 0-85364-734-8 .
- Голдингей, Джон (2005). Послание Исайи 40–55: литературно-богословский комментарий . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780567030382 .
- Ханна, Даррелл Д. (2005). «Исаия в иудаизме периода Второго Храма» . В Мойзе, Стив; Менкен, Мартен Дж. Дж. (ред.). Исайя в Новом Завете: Новый Завет и Писания Израиля . Континуум. ISBN 9780802837110 .
- Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между богословием и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664232450 .
- Петерсен, Дэвид Л. (2002). Пророческая литература: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664254537 .
- Сойер, Джон Ф.А. (1996). Пятое Евангелие: Исайя в истории христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521565967 .
- Соггин, Дж. Альберто (1989). Введение в Ветхий Завет: от его истоков до закрытия Александрийского канона . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-21331-6 .
- Стромберг, Джейк (2011). Введение в изучение Исайи . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780567363305 .
- Суини, Марвин А. (1996). Исайя 1–39: Введение в пророческую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802841001 .
- Суини, Марвин А. (1998). «Последние пророки». В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Уайбрей, Р.Н. (2004). Второй Исайя . Т&Т Кларк. ISBN 9780567084248 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Переводы
- Книга Исайи – иврит, рядом с английским
- Книга Исайи (английский перевод [с Раши комментарием ] на Chabad.org )
- Библейский шлюз
- Аудиокнига Исайи , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox