Вавилонский плен
Вавилонское пленение или вавилонское изгнание было периодом в еврейской истории, во время которого большое количество иудеев из древнего Иудейского царства было насильственно переселено в Вавилонию империей Нововавилонской . [ 1 ] Депортации происходили несколькими волнами: после осады Иерусалима в 597 г. до н.э. около 7000 человек были депортированы в Месопотамию . Дальнейшие депортации последовали за разрушением Иерусалима и Храма Соломона в 587 году до нашей эры. [ 1 ]
Согласно библейскому повествованию, после битвы при Кархемише в 605 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II заплатил дань осадил Иерусалим, в результате чего иудейский царь Иоаким . [ 2 ] На четвертом году правления Навуходоносора II Иоаким отказался платить дополнительную дань, что привело к новой осаде города на седьмом году правления Навуходоносора II (598/597 г. до н. э.), кульминацией которой стала смерть Иоакима и изгнание в Вавилонию его преемника. Иехония , его двор и многие другие; Преемник Иехонии Седекия и другие были изгнаны, когда Навуходоносор II разрушил Иерусалим на 18-м году своего правления (587 г. до н.э.), а более поздняя депортация произошла на 23-м году правления Навуходоносора II (582 г. до н.э.). Однако даты, количество депортаций и количество депортированных в разных библейских источниках различаются. [ 3 ] [ 4 ]
В Библии рассказывается, как после падения Нововавилонской империи под властью Ахеменидов в битве при Описе в 539 г. до н.э. персы разрешили изгнанным иудеям вернуться в Иудею . [ 5 ] [ 6 ] Согласно библейской Книге Ездры , строительство Второго Храма в Иерусалиме началось ок. 537 г. до н.э. в новой персидской провинции Йехуд Медината . Все эти события считаются значимыми для развитой истории и культуры еврейского народа и в конечном итоге оказали далеко идущее влияние на развитие иудаизма . [ 1 ]
Археологические исследования показали, что, хотя город Иерусалим был полностью разрушен, другие части Иудеи продолжали быть заселены в период изгнания. Исторические записи из Месопотамии и еврейские источники показывают, что значительная часть еврейского населения предпочла остаться в Месопотамии. Это решение привело к созданию значительной еврейской общины в Месопотамии, известной как гола (рассеяние), которая сохранилась до наших дней. [ 1 ] Считается, что общины иракских евреев , персидских евреев , грузинских евреев , бухарских евреев и горских евреев в значительной степени ведут свое происхождение от этих изгнанников; эти общины сейчас в основном иммигрировали в Израиль . [ 7 ] [ 8 ]
Библейские рассказы об изгнании
[ редактировать ]Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
В конце VII века до нашей эры Иудейское царство было сателлитом Ассирийской государством - империи. В последние десятилетия века Ассирия была свергнута Вавилоном, ассирийской провинцией. Египет , опасаясь внезапного подъема Нововавилонской империи , захватил контроль над ассирийской территорией до реки Евфрат в Сирии, но Вавилон контратаковал. В ходе этого процесса Иосия , царь Иудеи, был убит в битве с египтянами в битве при Мегиддо (609 г. до н. э.) .
После поражения армии фараона Нехо от вавилонян при Кархемише в 605 г. до н. э. Иоаким начал платить дань Навуходоносору II Вавилонскому. Часть молодой знати Иудеи была увезена в Вавилон.
В последующие годы иерусалимский двор разделился на две партии: одна поддерживала Египет, другая — Вавилон. После того, как Навуходоносор потерпел поражение в битве от Египта в 601 г. до н.э., Иуда восстал против Вавилона, кульминацией которого стала трехмесячная осада Иерусалима , начавшаяся в конце 598 г. до н.э. [ 9 ] Иоаким, царь Иудеи, погиб во время осады. [ 10 ] и ему наследовал его сын Иоякин (также называемый Иехония ) в возрасте восемнадцати лет. [ 11 ] Город пал 2 Адара (16 марта) 597 г. до н. э. [ 12 ] а Навуходоносор разграбил Иерусалим и его Храм и забрал Иехонию, его двор и других видных граждан (включая пророка Иезекииля ) обратно в Вавилон. [ 13 ] Вместо него царем был назначен дядя Иоакима Седекия, но изгнанники в Вавилоне продолжали считать Иехонию своим эксилархом , или законным правителем.
Несмотря на предупреждения Иеремии и других представителей провавилонской партии, Седекия восстал против Вавилона и вступил в союз с фараоном Хофрой . Навуходоносор вернулся, разбил египтян и снова осадил Иерусалим , что привело к разрушению города в 587 году до нашей эры. Навуходоносор разрушил городскую стену и Храм вместе с домами наиболее важных горожан. Седекия и его сыновья были схвачены, а сыновья были казнены на глазах Седекии, который затем был ослеплен и уведен в Вавилон вместе со многими другими (Иер 52: 10–11). Иуда стала вавилонской провинцией под названием Йехуд , положив конец независимому Иудейскому царству (из-за отсутствия лет в еврейском календаре раввинские источники относят дату разрушения Первого Храма к 3338 году утра (423 г. до н. э.). [ 14 ] или 3358 г. (403 г. до н.э.)). [ 15 ]
Первым правителем, назначенным Вавилоном, был Гедалия , уроженец Иудеи; он призвал многих евреев, бежавших в соседние страны, такие как Моав , Аммон и Эдом, вернуться, и предпринял шаги, чтобы вернуть страну к процветанию. Некоторое время спустя выживший член царской семьи убил Гедалию и его вавилонских советников, что побудило многих беженцев искать убежища в Египте. К концу второго десятилетия VI века до н. э., помимо тех, кто остался в Иудее, в Вавилоне и Египте существовали значительные еврейские общины; это было началом более поздних многочисленных еврейских общин, постоянно проживающих за пределами Иудеи в составе еврейской диаспоры .
Согласно книге Ездры , персидский Кир Великий закончил изгнание в 538 году до нашей эры. [ 16 ] через год после того, как он захватил Вавилон. [ 17 ] Изгнание закончилось возвращением под власть Зоровавеля Князя (названного так потому, что он был потомком царской линии Давида ) и Иисуса Навина Священника (потомка линии бывших Первосвященников Храма) и постройкой ими Второй Храм в период с 521 по 516 год до нашей эры. [ 16 ]
Археологические и другие внебиблейские свидетельства
[ редактировать ]
Первая кампания (597 г. до н.э.)
[ редактировать ]Осада Иерусалима Навуходоносором, захват им его царя, назначение им на его место другого и разграбление города в 597 г. до н.э. подтверждаются отрывком из Вавилонских хроник : [ 18 ] : 293
В седьмой год, в месяце Кислев, царь Аккада собрал свои войска, двинулся в землю Хатти и расположился станом против города Иудеи, а в девятый день месяца Адара он захватил город и захватил король. Он назначил там царя по своему выбору и, взяв тяжелую дань, вернул его в Вавилон.
Таблички с пайками Иояхина , описывающие приказы о продовольствии пленного царя Иудеи, отождествляемого с царем Иехонией, были обнаружены во время раскопок в Вавилоне, в царских архивах Навуходоносора. [ 19 ] [ 20 ] В одной из табличек говорится о продовольственном пайке для «Яу-кину, царя земли Яхуду» и пяти королевских принцев, его сыновей. [ 21 ]
Вторая кампания (589–587 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Навуходоносор и вавилонские войска вернулись в 589 г. до н. э. и вторглись в Иудею, оставив явные археологические свидетельства разрушений во многих городах и поселениях. [ 18 ] : 294 Во время раскопок были обнаружены глиняные остраки этого периода, называемые лахишскими буквами ; В одном, которое, вероятно, было написано командиру Лахиша с отдаленной базы, описывается, как исчезли сигнальные огни из близлежащих городов: «И пусть (мой господин) будет проинформирован, что мы следим за огненными сигналами Лахиша согласно всем знамения, которые дал мой господин, потому что мы не можем увидеть Азеку». [ 22 ] Археологические находки из Иерусалима свидетельствуют о том, что практически весь город внутри стен был сожжен дотла в 587 г. до н. э. и полностью разрушен. [ 18 ] : 295
Последствия в Иудее
[ редактировать ]Археологические раскопки и исследования позволили оценить, что население Иудеи до вавилонского разрушения составляло примерно 75 000 человек. Если принять самое высокое библейское количество изгнанников, 20 000, это будет означать, что, возможно, 25% населения было депортировано в Вавилон, а оставшееся большинство осталось в Иудее. [ 18 ] : 306 Хотя Иерусалим был разрушен, а большая часть города оставалась в руинах в течение 150 лет, многие другие поселения в Иудее продолжали быть заселенными, без каких-либо признаков разрушения, видимых археологическими исследованиями. [ 18 ] : 307
Археолог Авраам Фауст предполагает, что из-за депортаций и казней, вызванных вавилонянами, а также голода и эпидемий, произошедших во время войны, население Иудеи могло сократиться всего до 10% от того, что было до депортации. . [ 23 ]
Условия в ссылке
[ редактировать ]В Месопотамии изгнанные иудеи были переселены в сельскохозяйственные поселения, одним из примечательных поселений был Тель-Абиб недалеко от города Ниппур . Библеист Нильс Петер Лемхе предполагает, что изгнанные иудеи вели образ жизни едва ли менее благополучный, чем тот, к которому они привыкли на своей родине. [ 1 ]
Однако есть свидетельства трудностей. Например, изгнанных еврейских лидеров подозревали в национальной нелояльности и превращали в крестьян, где они работали в сельском хозяйстве и на строительных объектах, а также выполняли простые задачи, такие как сельское хозяйство, скотоводство и рыболовство. Это закончилось, когда персы завоевали Вавилон. Изгнанные еврейские простолюдины испытывали ностальгию по Иудее и в силу обстоятельств были вынуждены отказаться от храмового богослужения. Они в основном поклонялись в частных домах и соблюдали некоторые религиозные традиции, такие как обрезание, соблюдение субботы, чтение Псалмов и Закона . [ 24 ]
Персидская реставрация
[ редактировать ]Цилиндр Кира , древняя табличка, на которой от имени Кира написано заявление о восстановлении храмов и репатриации изгнанных народов, часто воспринимался как подтверждение подлинности библейских указов, приписываемых Киру. [ 25 ] но другие ученые отмечают, что текст на цилиндре характерен для Вавилона и Месопотамии и не содержит упоминаний об Иудее или Иерусалиме. [ 25 ] Профессор Лестер Л. Граббе утверждал, что «предполагаемый указ Кира» относительно Иуды «не может считаться подлинным», но существует «общая политика, позволяющая депортированным вернуться и восстановить культовые места». Он также заявил, что археология предполагает, что возвращение было «ручейком», продолжавшимся десятилетиями, а не единичным событием. [ 26 ]
В составе Персидской империи бывшее Иудейское царство стало провинцией Иудея ( Йехуд Медината) . [ 27 ] ) с разными границами, охватывающими меньшую территорию. [ 26 ] Население провинции значительно сократилось по сравнению с населением королевства; археологические исследования показывают, что в V-IV веках до нашей эры население составляло около 30 000 человек. [ 18 ] : 308
На выставке 2017 года в Иерусалиме было представлено более 100 клинописных табличек, подробно описывающих торговлю фруктами и другими товарами, налогами, долгами и кредитами, накопленными между евреями, вынужденными или уговоренными переехать из Иерусалима царем Навуходоносором около 600 г. до н.э. Таблички содержали подробную информацию об одной изгнанной иудейской семье на протяжении четырех поколений, все с еврейскими именами. [ 28 ] [ 29 ]
Большинство вернувшихся евреев были бедными евреями и видели в изгнании либо «духовное возрождение», либо «божественное наказание за грехи». Одной из причин, по которой богатые евреи остались, являются экономические возможности, которые были относительно необычны в Иудее. [ 24 ]
Изгнанная литература
[ редактировать ]Период изгнания был богатым источником еврейской литературы. Библейские изображения изгнания включают Книгу Иеремии 39–43 (в которой изгнание рассматривается как упущенная возможность); заключительный раздел « 2 царей» (который изображает временный конец истории); 2 Паралипоменон (в котором изгнание — это «суббота земли»); и первые главы книги Ездры, в которых описывается ее конец. Другие произведения из изгнания или о нем включают истории из Даниила 1–6, Сусанны , Бела и Дракона , «Историю о трех отроках» ( 1 Ездры 3:1–5:6) и книги Товита и Юдифи. . [ 30 ] Книга Плача возникла из вавилонского плена. Окончательная редакция Пятикнижия произошла в персидский период после изгнания. [ 18 ] : 310 и Священнический источник , один из его основных источников, является, прежде всего, продуктом периода после плена, когда бывшее Иудейское царство стало персидской провинцией Йехуд. [ 31 ]
Значение в еврейской истории
[ редактировать ]В еврейской Библии плен в Вавилоне представлен как наказание за идолопоклонство и непослушание Яхве , аналогично изображению рабства израильтян в Египте с последующим освобождением. Вавилонское пленение оказало ряд серьезных последствий на иудаизм и еврейскую культуру. Например, в этот период был принят нынешний еврейский алфавит , заменивший палео-еврейский алфавит . [ нужна ссылка ]
Этот период стал свидетелем последней высшей точки библейского пророчества в лице Иезекииля , за которым последовало появление центральной роли Торы в еврейской жизни. По мнению многих историко-критических ученых, Тора в это время была отредактирована и стала считаться авторитетным текстом для евреев. В этот период они превратились в этнорелигиозную группу, которая могла выжить без центрального Храма. [ 32 ] Израильский философ и библеист Йехезкель Кауфман сказал: «Изгнание - это водораздел. С изгнанием религия Израиля приходит к концу и начинается иудаизм». [ 33 ]
Этот процесс совпал с появлением книжников и мудрецов в качестве еврейских лидеров (см. Ездра ). До изгнания народ Израиля был организован по племенному принципу. Впоследствии они были организованы в более мелкие семейные группы. Только племя Леви продолжило выполнять свою храмовую роль после возвращения. всегда проживало значительное количество евреев После этого времени за пределами Земли Израиля ; таким образом, это также знаменует собой начало « еврейской диаспоры », если только не считать, что она началась с ассирийского плена . [ нужна ссылка ]
В раввинистической литературе Вавилон был одной из многих метафор еврейской диаспоры. Чаще всего под термином «Вавилон» подразумевалась диаспора до разрушения Второго Храма. После разрушения термином для еврейской диаспоры был « Рим » или « Эдом ». [ нужна ссылка ]
Хронология
[ редактировать ]Следующая таблица основана на работе Райнера Альбертца об Израиле в изгнании , которая сама основана главным образом на библейских текстах. [ 34 ] (Возможны альтернативные даты.)
Год | Событие |
---|---|
609 г. до н.э. | Смерть Иосии . |
609–598 гг. до н.э. | Царствование Иоакима (сменил Иоахаза , который сменил Иосию, но правил всего 3 месяца). Начал отдавать дань уважения Навуходоносору в 605 г. до н.э. Первая депортация, предположительно включая Дэниела . |
598/7 г. до н.э. | Царствование Иехонии (правил 3 месяца). Осада и падение Иерусалима . Вторая депортация, 16 марта 597 г. |
597 г. до н. э. | Седекия стал царем Иудеи Навуходоносором II Вавилонским. |
594 г. до н. э. | Антивавилонский заговор. |
587 г. до н.э. | Осада и падение Иерусалима . Храм Соломона разрушен. Третья депортация июль/август 587 г. |
583 г. до н.э. | Гедалия , назначенный Вавилоном губернатор провинции Йехуд , убит. Многие евреи бегут в Египет и, возможно, четвертую депортацию в Вавилон. |
562 г. до н.э. | Освобождение Иоахина после 37 лет пребывания в вавилонской тюрьме. [ 35 ] Он остается в Вавилоне. |
539 г. до н. э. | Персы покоряют Вавилон (октябрь). |
538 г. до н.э. | Указ Кира разрешает евреям вернуться в Иерусалим. |
520–515 гг. до н. э. | Возвращение многих евреев в Йехуд при Зоровавеле и Первосвященнике Иисусе Навине. Заложен фундамент Второго Храма. |
См. также
[ редактировать ]- Ассирийский плен
- Авиньонское папство , иногда называемое «Вавилонским пленением папства».
- Таблички Аль-Яхуду , 200 глиняных табличек шестого и пятого веков до нашей эры, посвященные изгнанной иудейской общине.
- Библейский Египет
- Возвращение в Сион , библейский рассказ о возвращении в Иудею некоторых изгнанных иудеев.
- Псалом 137 , выражающий плач пленников в Вавилоне о потере Иерусалима.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 73. ИСБН 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 357–58. ISBN 978-0802862600 . Проверено 11 июня 2015 г.
В целом, сложность в расчетах возникает потому, что в библейских текстах приводятся разные цифры для разных депортаций. Противоречивые данные HB/OT о датах, количестве и жертвах вавилонских депортаций становятся еще большей проблемой для исторической реконструкции, поскольку, кроме краткого упоминания о первом взятии Иерусалима (597 г.) в Вавилонских хрониках , историки имеют только библейские источники, с которыми нужно работать.
- ^ Данн, Джеймс Г.; Роджерстон, Джон Уильям (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 545. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Джонатан Стёкль, Кэролайн Верцеггер (2015). Изгнание и возвращение: вавилонский контекст . Walter de Gruyter GmbH & Co., стр. 7–11, 30, 226.
- ^ Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). п. 27.
- ^ Источник грузинской историографии: Раннесредневековые исторические хроники. Обращение Катли и жизнь святой Нино, Константин Б. Лернер, Англия: Беннетт и Блум, Лондон, 2004, с. 60
- ^ Декель, Михал (19 октября 2019 г.). «Когда Иран приветствовал еврейских беженцев» .
- ^ Джеффри Вигодер, Иллюстрированный словарь и согласование библейского паба. Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. (2006 г.)
- ^ Дэн Кон-Шербок, Еврейская Библия , Continuum International, 1996, px. ISBN 0-304-33703-X
- ^ 2 Царств 24: 6–8.
- ^ Филип Дж. Кинг, Иеремия: археологический товарищ (Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1993), стр. 23.
- ^ Оксфордская история библейского мира, изд. Майкл Д. Куган. Паб. Издательство Оксфордского университета, 1999. с. 350
- ^ Раши к Талмуду Бавли , аводах зара, стр. 9а. Иосиф Флавий , седер хадорот 3338 года.
- ^ малбим к Иезекиилю 24:1, абарбанель и др.
- ^ Перейти обратно: а б «Период Второго Храма (538 г. до н. э. – 70 г. н. э.) Персидское правление» . Биу.ак.ил. Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Библейский словарь Харпера , изд. Ахтемайера и др., Harper & Row, Сан-Франциско, 1985, с. 103
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-86912-4 .
- ^ Томас, Дэвид Винтон (1958). Документы времен Ветхого Завета (изд. 1961 г.). Эдинбург и Лондон: Томас Нельсон. п. 84. ИСБН 9780061300851 .
- ^ См. 2Цар 24:12 , 24:15–24:16 , 25:27–25:30 ; 2 Паралипоменон 36:9–36:10 ; Иеремия 22:24–22:6 , 29:2 , 52:31–52:34 ; Иезекииля 17:12 .
- ^ Сотрудники ЦЖС. «Вавилонский рацион: царь Иоахин в изгнании, 592/1 г. до н.э.» . COJS.org . Центр онлайн-исследований иудаики. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
Яу-кину, царь земли Яхуду
- ^ Перевод с Ахитува, Шмуэль. Отголоски прошлого. Иерусалим: КАРТА Иерусалим, 2008, с. 70.
- ^ Фауст, Авраам (2012). Иуда в нововавилонский период: археология запустения . Общество библейской литературы. стр. 140–143. ISBN 978-1-58983-641-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Фарисани, Элельвани (2004). «Социологический анализ израильтян в вавилонском изгнании» . Очерки Ветхого Завета : 380–388 - через Sabinet African Journals.
- ^ Перейти обратно: а б Бекинг, Боб (2006). « Мы все вернулись как один!»: Критические заметки о мифе о массовом возвращении» . В Липшице, Одед; Эминг, Манфред (ред.). Иуда и иудеи в персидский период . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. п. 8. ISBN 978-1-57506-104-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Граббе, Лестер Л. (2004). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Йехуд – История персидской провинции Иуда, т. 1 . Т&Т Кларк. п. 355. ИСБН 978-0567089984 .
- ^ Йехуд - арамейский эквивалент еврейского слова Йеуда, или «Иуда», а «медината» - слово, обозначающее провинцию.
- ^ «Древние таблички, выставленные в Иерусалиме, раскрывают жизнь евреев во время вавилонского пленения» . Инетньюс . 3 февраля 2015 г.
- ^ Бейкер, Люк (3 февраля 2017 г.). «Древние таблички раскрывают жизнь евреев в Вавилоне Навуходоносора» . Рейтер .
- ^ Райнер Альбертц, Израиль в изгнании: история и литература шестого века до нашей эры (ссылка на стр. 15) Общество библейской литературы, 2003, стр. 4–38.
- ^ Блюм, Эрхард (1998). «Вопросы и проблемы современной дискуссии о священнических писаниях» . В Саре Шектман, Джоэл С. Баден (ред.). Пласты священнических сочинений: современные дискуссии и будущие направления . Богословский Верлаг. стр. 32–33. ISBN 9783290175368 .
- ^ Краткая история еврейского народа . Наоми Э. Пасачофф, Роберт Дж. Литтма. Роуман и Литтлфилд, 2005. с. 43
- ^ «Тайны Ноева ковчега – Стенограмма» . Нова . ПБС. 7 октября 2015 г. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ Райнер Альбертц, Израиль в изгнании: история и литература шестого века до нашей эры , стр.xxi.
- ^ 4 Царств 25:27
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карта Йехуда Мединаты , CET – Центр образовательных технологий
- Карта границы Йехуда Мединаты , CET – Центр образовательных технологий
- Альстола, Теро, «Иудеи в Вавилонии: исследование депортированных в шестом и пятом веках до нашей эры» (Brill, 2019)
- Питер Р. Экройд , «Изгнание и восстановление: исследование еврейской мысли шестого века до нашей эры» (SCM Press, 1968)
- Альстола, «Повседневная жизнь в изгнании: иудейские депортированные в вавилонских текстах», Древний Ближний Восток сегодня: текущие новости о древнем прошлом, том. 10, нет. 6, 2022
- Райнер Альбертц, Боб Бекинг, «Яхвизм после изгнания» (Ван Горкум, 2003)
- Бленкинсопп, Джозеф, «Иудаизм, первая фаза: место Ездры и Неемии в истоках иудаизма» (Эрдманс, 2009)
- Ноде, Этьен, «В поисках истоков иудаизма: от Иисуса Навина до Мишны» (Sheffield Academic Press, 1999, оригинальное издание Editions du Cerf, 1997)
- Бекинг, Боб и Корпел, Марджо Кристина Аннетт (редакторы), «Кризис израильской религии: трансформация религиозной традиции во времена изгнания и после изгнания» (Брилл, 1999)
- Бедфорд, Питер Росс, «Восстановление храма в ранней Ахеменидской Иудее» (Брилл, 2001)
- Граббе, Лестер Л., «История евреев и иудаизма в период Второго Храма», том 1 (T&T Clark International, 2004).
- Липшиц, Одед, «Падение и возвышение Иерусалима» (Eisenbrauns, 2005)
- Липшиц, Одед и Эминг, Манфред (редакторы), «Иуда и иудеи в персидский период» (Eisenbrauns, 2006)
- Миддлмас, Джилл Энн, «Проблемы Иуды, лишенной храма» (Oxford University Press, 2005)
- Пирс, Лори, «Новые взгляды на изгнание в свете клинописных текстов». В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . (Издательство Оксфордского университета, 2020 г.)
- Стакерт, Джеффри, «Переписывание Торы: литературный пересмотр Второзакония и кодекса святости» (Мор Зибек, 2007 г.)
- Вандеркам, Джеймс, «Введение в ранний иудаизм (2-е издание)» (Эрдманс, 2022 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с вавилонским пленом, на Викискладе?
- « Вавилонский плен ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- « Вавилонский плен ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- Фридрих Юстус Кнехт (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.