Золотой век еврейской культуры в Испании
История Аль-Андалуса |
---|
Мусульманское завоевание (711–732) |
Династия Омейядов в Кордове (756–1031) |
Первый национальный период (1009–1110) |
Правило Альморавидов (1085–1145) |
Второй период Таифы (1140–1203) |
Правило подушки (1147–1238) |
Третий национальный период (1232–1287) |
Эмират Гранада (1232–1492) |
Похожие статьи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Золотой век еврейской культуры в Испании , совпавший со средневековьем в Европе, был периодом мусульманского правления , во время которого евреи были приняты в обществе и процветала еврейская религиозная, культурная и экономическая жизнь.
Природа и продолжительность этого «золотого века» обсуждаются, поскольку было по крайней мере три периода, в течение которых немусульмане подвергались притеснениям. Некоторые ученые называют начало Золотого века 711–718 годами, мусульманским завоеванием Иберии . Другие датируют его 912 годом, во время правления Абд ар-Рахмана III . Конец эпохи по-разному указывается в 1031 году, когда Кордовский халифат закончился ; 1066 год, дата резни в Гранаде ; 1090 г., когда Альморавиды вторглись ; или середина 12 века, когда Альмохады вторглись .
Золотого Историография и природа века
Вторгнувшись в южную Испанию и придя к власти в течение семи лет, исламские правители столкнулись со многими вопросами, касающимися осуществления исламского правления в неисламском обществе. Сосуществование мусульман, евреев и христиан в это время почитается многими писателями. Аль-Андалус был ключевым центром еврейской жизни в раннем средневековье .
Мария Роза Менокаль , специалист по иберийской литературе из Йельского университета , утверждает, что «толерантность была неотъемлемым аспектом андалузского общества». [1] В книге Менокала « Украшение мира» , вышедшей в 2003 году , утверждается, что еврейским зимми, живущим при Халифате, было предоставлено меньше прав, чем мусульманам, но они все равно жили лучше, чем в христианских частях Европы. Евреи из других частей Европы перебрались в Аль-Андалус , где, параллельно с христианскими сектами, которые католическая Европа считала еретическими, их не просто терпели, но и где возможности исповедовать веру и торговать были открыты без ограничений, за исключением запретов на прозелитизм , а иногда и строительство синагог .
Бернард Льюис не согласен с этой точкой зрения, называя ее антиисторической и преувеличенной. Он утверждает, что ислам традиционно не предлагал равенства и даже не делал вид, что это так, и утверждает, что это было бы как «теологической, так и логической абсурдностью». [2] Однако он также заявляет:
Как правило, евреям разрешалось исповедовать свою религию и жить в соответствии с законами и священными писаниями своей общины. Более того, ограничения, которым они подвергались, носили скорее социальный и символический, чем материальный и практический характер. То есть эти правила служили для определения отношений между двумя общинами, а не для притеснения еврейского населения. [2]
Марк Р. Коэн , профессор ближневосточных исследований Принстонского университета , в своей книге «Под полумесяцем и крестом » называет идеализированную межконфессиональную утопию «мифом», который был впервые обнародован еврейскими историками, такими как Генрих Грец, в XIX веке как упрек христианству. стран за их обращение с евреями. [3] и другими «контрмифом» о «неослезной концепции еврейско-арабской истории» Этот миф был встречен Бат Йеором . [3] что также «не может сохраняться в свете исторической реальности». [4]
Рождение Золотого Века [ править ]
До 589 года еврейское население Испании терпимо относилось к ее арианским вестготским правителям и ставилось на равные права с другими этническими и религиозными общинами региона. Ариане, возможно, предпочитали еврейское население католическому, поскольку не боялись политической вражды со стороны евреев. [5] Вестготы в основном были безразличны к евреям и позволяли им расти и процветать. После того как вестготы присоединились к католической церкви , они возложили еще большее экономическое бремя на еврейское население, а затем жестоко преследовали его. Вполне возможно, что мусульман , арабов и, главным образом, берберов в VIII веке евреи приветствовали завоевателей- .
наступил период толерантности Для евреев Пиренейского полуострова . Их число значительно увеличилось за счет иммиграции из Северной Африки после мусульманского завоевания. [ нужна ссылка ] Иммигранты из Северной Африки и Ближнего Востока увеличили еврейское население и сделали мусульманскую Испанию, вероятно, крупнейшим центром современных евреев. Особенно после 912 года, во время правления Абд ар-Рахмана III и его сына Аль-Хакама II , евреи процветали в культурном отношении, и некоторые известные деятели занимали высокие посты в Кордовском халифате . Еврейские философы, математики, астрономы, поэты и ученые-раввины написали очень богатые культурные и научные труды. Многие посвятили себя изучению наук и философии, составив множество ценнейших текстов еврейской философии . Евреи приняли участие в общем процветании мусульманского Аль-Андалуса . Еврейская экономическая экспансия не имела себе равных. В Толедо, после христианского завоевания в 1085 году, евреи занимались переводом арабских текстов на романские языки в так называемой Толедской школе переводчиков , как они раньше занимались переводами греческих и ивритских текстов на арабский язык. Евреи также внесли свой вклад в ботанику, географию, медицину, математику, поэзию и философию. [6]
Придворным врачом и министром Абд ар-Рахмана был Хасдай ибн Шапрут , покровитель Менахема бен Сарука , Дунаша бен Лабрата и других еврейских ученых и поэтов. В последующие столетия еврейская мысль процветала при таких известных личностях, как Самуэль Ха-Нагид , Моисей ибн Эзра , Соломон ибн Габироль и Иуда Халеви . [6] Во время правления Абд ар-Рахмана ученый Моисей бен Ханох был назначен раввином Кордовы , и , как следствие, Аль-Андалус стал центром изучения Талмуда , а Кордова - местом встреч еврейских ученых.
Это было время частичной еврейской автономии. Как « зимми », «защищенные немусульмане», евреи в исламском мире платили джизью , которая выплачивалась отдельно от закята , выплачиваемого мусульманами. Джизья рассматривалась по-разному: как подушный налог, как плата за отказ от призыва в армию (поскольку немусульманам обычно запрещалось носить оружие или проходить военную подготовку) или как дань. Евреи имели свою собственную правовую систему и социальные службы . Монотеистические религии Людей Книги допускались, но заметные проявления веры, такие как колокола и шествия, не поощрялись. [7]
Сравнивая обращение с евреями в средневековом исламском мире и средневековой христианской Европе , евреи были гораздо более интегрированы в политическую и экономическую жизнь исламского общества . [8] и обычно сталкивался с гораздо меньшим насилием со стороны мусульман, но были некоторые случаи преследований и в исламском мире , начиная с 11 века. [9] Исламский мир классифицировал евреев и христиан как зимми и позволял евреям исповедовать свою религию более свободно, чем в христианской Европе. [10]
Другие авторы критикуют современное представление об Аль-Андалусе как толерантном обществе равных возможностей для всех религиозных групп как «миф». [11] Евреи жили в непростом сосуществовании с мусульманами и католиками, и отношения между группами чаще всего были отмечены сегрегацией и взаимной враждебностью. В резне в Гранаде в 1066 году, убившей большую часть еврейского населения города, число погибших евреев было выше, чем в получивших широкую огласку христианских погромах в Рейнской области несколько позже. [11] Известный еврейский философ Моисей Маймонид (1135–1204) был вынужден бежать из Аль-Андалуса, чтобы избежать обращения Альмохадов. В «Письме в Йемен » Маймонид писал:
Дорогие братья, из-за наших многочисленных грехов Всевышний бросил нас среди этого народа, арабов, которые плохо с нами обращаются. Они принимают законы, призванные причинить нам страдания и заставить нас презирать... Никогда еще не было народа, который бы ненавидел, унижал и ненавидел нас так сильно, как этот. [12]
Конец Золотого Века [ править ]
Со смертью Аль-Хакама II в 976 году халифат начал распадаться, и положение евреев стало более шатким в различных более мелких королевствах. [ нужна ссылка ] Первым крупным преследованием стала резня в Гранаде 1066 года, которая произошла 30 декабря, когда мусульманская толпа штурмовала королевский дворец в Гранаде , распяла еврейского визиря Джозефа ибн Нагрелу и уничтожила большую часть еврейского населения города. По данным одного источника, «за один день пали более 1500 еврейских семей численностью 4000 человек». [13] Это было первое преследование евреев на полуострове при исламском правлении.
Начиная с 1090 года ситуация еще больше ухудшилась из-за вторжения Альморавидов , пуританской мусульманской династии из Марокко . Даже при Альморавидах некоторые евреи процветали, хотя при Али III это было гораздо лучше , чем при его отце Юсуфе ибн Ташфине . Среди тех, кто носил титул « визиря » или « наси » во времена Альморавидов, были поэт и врач Абу Айюб Соломон ибн аль-Муаллам , Авраам ибн Меир ибн Камниал , Абу Исаак ибн Мухаджар и Соломон ибн Фарусал . Альморавиды были изгнаны с полуострова в 1148 году, но регион снова подвергся вторжению, на этот раз еще более пуританскими Альмохадами .
Во время правления берберских династий многие еврейские и даже мусульманские ученые покинули контролируемую мусульманами часть Иберии и перебрались в город Толедо , который был отвоеван в 1085 году христианскими войсками.
Основное еврейское присутствие в Иберии продолжалось до тех пор, пока евреи не были вынуждены покинуть страну или обратиться в христианство согласно об Альгамбре 1492 года и аналогичному указу Португалии Указу в 1496 году.
Известные цифры [ править ]
- Каула аль-Яхуди , военачальник, назначенный Тариком ибн Зиядом во время мусульманского завоевания Испании.
- Абу аль-Фадл ибн Хасдай , философ, визирь Тайфы Сарагосы
- Джозеф ибн Хасдай , поэт, отец Абу аль-Фадла ибн Хасдая
- Йекутиэль бен Исаак ибн Хасан , поэт, талмудист и визирь Таифы Сарагосы, впал в немилость и казнен.
- Абу Руис ибн Дахри участвовал в войне против Альмохадов .
- Ибрагим ибн Якуб , путешественник, вероятно, купец.
- Амрам бен Исаак ибн Шалбиб , ученый и дипломат на службе Альфонсо VI Кастильского.
- Бахья ибн Пакуда , философ и автор книги «Ховот а-Левавот».
- епископ Бодо -Елеазар; согласно Еврейской энциклопедии , «обращенный в иудаизм... [который]... отправился в Кордову , где, как говорят, он пытался привлечь прозелитов в иудаизм среди испанских христиан».
- Дунаш бен Лабрат (920–990), поэт
- Исаак Албалия , астроном и раввин из Гренады
- Иехиэль, жена Ашера , поэт
- Джозеф ибн Мигаш , дипломат Гранады
- Маймонид , также известный под аббревиатурой «Рамбам», автор Мишны Торы, «Путеводителя для растерянных», комментатор Мишны, раввин, учёный, врач и философ.
- Менахем бен Сарук , филолог
- Нахманид , также называемый аббревиатурой Рамбан, учёный, раввин, философ, врач, каббалист и комментатор Библии.
- Соломон ибн Габирол , поэт и философ
- Моисей бен Енох , раввин и знаток Талмуда
- Иегуда Халеви , поэт и философ
- Самуэль ха-Леви , казначей короля Кастилии Педро I «Жестокого».
- Авраам ибн Эзра , раввин и поэт
- Моисей ибн Эзра , философ и поэт
- Вениамин Туделинский , путешественник и исследователь.
- Самуэль ибн Нагрилла , королевский министр в Тайфе Гранады и поэт
- Джозеф ибн Нагрила , королевский министр, сын Самуила ибн Нагриллы
- Хасдай ибн Шапрут , королевский врач и государственный деятель
- Иуда бен Саул ибн Тиббон , переводчик и врач
- Иосиф ибн Цаддик , раввин, поэт и философ.
- Авраам ибн Дауд , астроном, историк и философ. Иногда его называют аббревиатурой Рабад I или Равад I.
См. также [ править ]
- Аль-Андалус
- История евреев в Польше - Между ок. 1025 – ок. 1700 г. н.э. , назван Paradisus Judaeorum ( с латыни « рай »). Еврейский
- История евреев в Португалии
- История евреев в Испании
- История Португалии
- История Испании
- Иудео-исламская философия (800–1400 гг.)
- Сосуществование
- Реконкиста
- Сефарды под исламом
- Испанская инквизиция и репрессии против евреев
- Хронология истории Португалии
- Хронология мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове
Примечания [ править ]
- ^ «Пресс-релиз: Орнамент мира Марии Розы Менокаль» . 28 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис, Бернард В. (1984). Евреи ислама
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коэн, Марк Р. (октябрь 1995 г.). Под полумесяцем и крестом . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01082-Х .
- ^ Дэниел Дж. Ласкер (1997). «Обзор книги Марка Р. Коэна «Под полумесяцем и крестом. Евреи в средние века». Еврейский ежеквартальный обзор . 88 (1/2): 76–78. дои : 10.2307/1455066 . JSTOR 1455066 .
- ^ Арианство , Кауфман Колер, Сэмюэл Краусс, Еврейская энциклопедия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сефарды Ребекки Вайнер.
- ^ Фред Дж. Хилл и др., История исламского мира , 2003 г. ISBN 0-7818-1015-9 , стр.73
- ^ Марк Р. Коэн (1995), Под полумесяцем и крестом: евреи в средние века , Princeton University Press, стр. 66–7 и 88, ISBN 0-691-01082-Х , получено 10 апреля 2010 г.
- ^ Марк Р. Коэн (1995), Под полумесяцем и крестом: евреи в средние века , Princeton University Press, стр. xvii, xix, 22, 163, 169, ISBN 0-691-01082-Х , получено 10 апреля 2010 г.
- ^ Марк Р. Коэн (1995), Под полумесяцем и крестом: евреи в средние века , Princeton University Press, ISBN 0-691-01082-Х , получено 10 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дарио Фернандес-Морера: «Миф об андалузском рае » , Межуниверситетский обзор , осень 2006 г., стр. 23–31
- ^ Авраам Яаков Финкель (переводчик): «Рамбам: Избранные письма Маймонида», ешиват Бейт Моше, Скрэнтон, Пенсильвания, 1994, ISBN 0-9626226-3-X , с. 58
- ^ Гранада Ричарда Готтейля, Мейера Кайзерлинга , Еврейская энциклопедия . 1906 г. изд.
Ссылки [ править ]
- Эсперанса Альфонсо, Исламская культура глазами евреев: Аль-Андалус с десятого по двенадцатый век , 2007 г. ISBN 978-0-415-43732-5
- Марк Коэн, Под полумесяцем и крестом: евреи в средние века, 1995 г. ISBN 0-691-01082-X
- Джоэл Кремер, «Сравнение полумесяца и креста», Журнал религии, Том. 77, № 3. (июль 1997 г.), стр. 449–454. (Рецензия на книгу)
- «Миф об Андалузском рае» Дарио Фернандеса-Мореры – критика взгляда на Аль-Андалус как толерантное общество
Внешние ссылки [ править ]
- Статья в Еврейской энциклопедии об Испании
- Прощай, Испания: мир сефардов в памяти» на MyJewishLearning Отрывок из книги Говарда М. Сачара «
- Музыкальное наследие Аль-Андалуса, интервью Баннинга Эйра (Afropop Worldwide) и Дуайта Рейнольдса, доцента кафедры религиоведения, директора Центра ближневосточных исследований и заведующего кафедрой исламских и ближневосточных исследований Университета Калифорния, Санта-Барбара
- Средневековая еврейская поэзия
- Сефарды