Jump to content

История евреев на Кубе

Кубинские евреи , кубинские евреи или кубинцы еврейского происхождения жили на Кубе на протяжении веков. Некоторые кубинцы ведут еврейское происхождение от марранов (насильственно обращенных в христианство), которые пришли в качестве колонистов, хотя немногие из них исповедуют иудаизм сегодня . Большинство кубинских евреев происходят от европейских евреев, иммигрировавших в начале 20 века. В 1924 году на Кубе проживало более 24 000 евреев , а в 1930-е годы в страну иммигрировало еще больше. После коммунистической революции 1959 года 94% евреев страны эмигрировали, большинство из них в США . [1] По оценкам, в 2007 году в стране оставалось около 1500 известных кубинских евреев, большинство из которых проживали в Гаване . [2] С тех пор несколько сотен иммигрировали в Израиль . считающийся одним из самых важных еврейских объектов Латинской Америки, Храм Бет Шалом, является эпицентром нынешней еврейской жизни на Кубе, и до сих пор здесь проводятся еженедельные субботние службы.

Помимо потомков кубинских евреев, живущих в Соединенных Штатах , существует также значительная часть населения, заявляющая о своем происхождении от некубинских евреев и кубинских неевреев.

До кубинской революции [ править ]

Могила еврейской девушки на еврейском кладбище Гаваны

История кубинских евреев, возможно, начинается в 1492 году с прибытием второй экспедиции Христофора Колумба в Америку. В этом путешествии Колумба сопровождал переводчик Луис де Торрес , который, возможно, был еврейским конверсо . Некоторые евреи, бежавшие из Бразилии, находившейся под властью Португалии в 17 веке, поселились на Кубе, и, несмотря на инквизицию и преследования, еврейские купцы, базирующиеся на Кубе, вели процветающую международную торговлю в 17 и 18 веках. Однако современная еврейская община не представляет собой линию преемственности с евреями, поселившимися на Кубе в 17 и 18 веках. Он начал формироваться после того, как Куба получила независимость от Испании в результате испано-американской войны 1898 года. В конце XIX века на острове начали селиться американские еврейские бизнесмены и ветераны войны. Они занимались импортом и экспортом, а также выращиванием сахара и табака. В 1904 году они основали Союз еврейской конгрегации, а в 1906 году было основано еврейское кладбище. В начале 20 века, еврейские иммигранты-сефарды из Османской империи Стали прибывать , и в 1914 году они основали свою собственную общественную организацию «Союз Гебреа Шевет Ахим». Большинство иммигрантов-сефардов прибыли бедными и занялись торговлей вразнос или сумели построить малый бизнес. [3]

В 1920 году начали прибывать еврейские иммигранты из Восточной Европы. К 1924 году на Кубе проживало 24 000 евреев, многие из которых работали в швейной промышленности. [1] Для большинства еврейских иммигрантов из Восточной Европы Куба была всего лишь транзитным пунктом на пути в Соединенные Штаты. Большинство из тех, кто прибыл между 1920 и 1923 годами, уехали к 1925 году. Однако принятие Закона об иммиграции 1924 года , который серьезно ограничил еврейскую иммиграцию в Соединенные Штаты, оставило тысячи еврейских иммигрантов теперь неспособными переехать в Соединенные Штаты, и в результате они навсегда поселились на Кубе, многие из которых проживали в Центральном парке в Гаване . [4] На протяжении оставшейся части 1920-х и 1930-х годов тысячи еврейских иммигрантов продолжали прибывать на Кубу из Европы, в основном в результате нацистских и фашистских преследований (см. также MS St. Louis ). Еврейские иммигранты из Европы приехали во время экономического спада, и им было трудно интегрироваться в страну, в которой не хватало промышленности и которая была наводнена дешевой рабочей силой из Гаити, и многие из них обратились к торговле, чтобы свести концы с концами. Еврейские беженцы из Антверпена познакомили Кубу с индустрией огранки алмазов во время Второй мировой войны, открыв за год 24 завода. С ростом еврейской общины возникли различные еврейские общинные организации. Основным общинным органом восточноевропейских еврейских иммигрантов был Centro Israelita, и в 1920-е годы он предлагал широкий спектр мероприятий и услуг, начиная от социальной помощи, клиники, библиотеки, языковой школы, студенческого центра и драматического театра. клуб. Кубинская еврейская община разделилась на три сектора: американцев, сефардов и ашкенази, каждый со своим кладбищем и общественной деятельностью. Экономическое положение евреев постепенно улучшалось, и к 1959 году еврейский рабочий класс почти исчез. [3]

После кубинской революции [ править ]

После революции почти 95% еврейского населения покинуло Кубу и перебралось в Соединенные Штаты , многие из которых поселились в Майами . К сентябрю 1960 года уже 3000 евреев покинули Кубу, а к 1997 году осталось около 1500. Кроме того, в период с 1948 по 1997 год 661 кубинский еврей иммигрировал в Израиль , а в 1999 году еще 400 кубинских евреев также уехали в Израиль. [5]

Многие евреи изначально сочувствовали кубинской революции 1959 года под руководством Фиделя Кастро , рассматривая смену руководства как возможность избавить Кубу от коррупции, которая была связана с диктатурой Фульхенсио Батисты . На ранних этапах революции не было очевидно, что планы Кастро заключались в союзе Кубы с коммунистическим блоком. [6] Когда планы Кастро стали ясны, кубинские евреи, эмигрировавшие из Восточной и Центральной Европы, стали все больше беспокоиться о надвигающейся революции из-за их предыдущего опыта религиозной нетерпимости, связанной с ленинской политикой и большевистской Россией. [7] В первые дни революции самой главной заботой еврейского населения Кубы была национализация промышленности и сельского хозяйства, а также законы, которые ее поддерживали. Эти меры включают первый и второй законы об аграрной реформе, Закон № 851 и Первый Закон о городской реформе. Законы об аграрной реформе 1959 и 1963 годов вызвали раздоры среди еврейских землевладельцев и фермеров, поскольку правительство начало уничтожать все помещичьи владения и земли, принадлежащие иностранцам, а также национализировать всю собственность и здания площадью более 67 гектаров. [8] Закон 851 спровоцировал национализацию бизнеса и промышленности на Кубе, начиная с предприятий, принадлежащих иностранцам. Это повлекло за собой экспроприацию кубинской собственности, не принадлежавшей лидерам предыдущего правительства, впервые в истории Кубы. Это варьировалось от крупного до среднего бизнеса, включая винокуренные заводы, фабрики и универмаги. [6] Наконец, Первый Закон о городской реформе лишил евреев возможности арендовать недвижимость, передав право собственности арендаторам и установив долгосрочную аренду без арендной платы. Этот закон также объявил незаконной частную аренду или субаренду недвижимости. [9]

Такие меры, как второй закон о городской реформе, позволили кубинскому правительству конфисковать собственность и активы тех, кто иммигрировал на остров. [6] В опросе евреев, живущих на Кубе в 2011 году, один респондент описал опыт религиозных евреев в социально-политической среде послереволюционного периода: «Людей преследовали не за то, что они исповедовали религию, но если вы хотели быть членом то же самое произошло с католиками и представителями других вероисповеданий». [10] Язык, используемый для описания евреев, включал в себя «Judio» для некрещеных детей, [11] «Туркиста», «Полако» или «Полакито», которые были синонимами еврея, независимо от страны их происхождения. [12] Наконец, во время эмиграции с Кубы в Израиль евреи были отмечены в паспортах как «репатриадо» (репатриированные), а не как «гусанос» (черви) в качестве эмиграционного знака. Это должно было указать на то, что евреи, отправляющиеся в Израиль для «репатриации на родину», хотя немногие евреи, иммигрировавшие на Кубу, на самом деле были израильтянами. [6]

В 1959 году правительство заявило, что революция будет социалистическим движением и что Куба станет атеистическим государством. Такое избегание религии помогло сформировать религиозную идентичность евреев, оставшихся на Кубе, а также изгнанников, иммигрировавших в Соединенные Штаты , Израиль и другие регионы Северной, Южной и Центральной Америки . [13] Еврейская кубинская идентичность была изменена под влиянием различных революционных влияний, особенно предвзятого отношения к тем, кто исповедовал веру. Те, кто остался на Кубе, либо уклонялись от участия в революции, либо предпочли вообще отказаться от своей еврейской идентичности, чтобы сделать обратное. [10] Вплоть до 1992 года, когда Куба скорректировала свою конституцию, чтобы отразить, что страна больше не является атеистическим государством, а скорее светским или «ла апертурой», евреи в значительной степени отказались от своих уникальных еврейских обычаев и отказались от общественных собраний в таких местах, как общественный центр Эль Патроно и Синагога Шевет Ахим. [7] Для многих кубинских евреев употребление мацы , пресного хлеба, который едят во время празднования Песаха , было единственной практикой, которую они придерживались. [10]

Трое из десяти первоначальных членов Коммунистической партии Кубы были евреями, в том числе Фабио Гробарт , Мануэль (Столик) Новигрод и Энрике Олтуски . [11] Фабио Гробарт, настоящее имя которого было Авраам Симховиц, иммигрировал из Польши на Кубу в возрасте 19 лет и привез с собой знания о радикальных левых движениях из Восточной Европы. Он вступил в Коммунистическую партию Кубы в 1925 году и был одним из ближайших сторонников Кастро как член Центрального комитета партии. Он представлял партию в коммунистической идеологии, так как имел возможность переводить чтения Карла Маркса и Фридриха Энгельса с русского и немецкого на испанский. [14] Мануэль (Столик) Новигрод родился в семье еврейских коммунистов и сражался вместе с Кастро против сил Баутисты в горах Сьерра-Маэстра. [11] Через год после иммиграции его родителей из Польши Энрике Олтуски родился на Кубе в 1930 году. Его сотрудничество с Эрнесто «Че» Геварой, когда он представлял Лас-Вильяс в качестве лидера Движения 26 июля, позволило ему подняться до самого высокого ранга еврея в революционное правительство. После революции на Олтуски полагались, поскольку он исполнял обязанности заместителя министра рыбной промышленности, а также работал с Министерством культуры, чтобы вести исторический отчет о революции. [15]

В феврале 2007 года The New York Times подсчитала, что на Кубе проживает около 1500 известных евреев, большинство из них (около 1100) проживают в Гаване . [2] На Кубе есть одна кошерная мясная лавка на всем острове. Какое-то время у него не было раввина , но к 2007 году он появился в синагоге Гаваны. Он часто призывает приезжих евреев оказывать цдаку (благотворительность) кубинским евреям и Израилю. [2] Алан Гросс отправился на Кубу, чтобы помочь небольшой еврейской общине, но он был задержан на Кубе с 2009 по 2014 год. Некоторые американские евреи родом из Кубы также являются яростными критиками кубинского правительства, например, бывший член Палаты представителей Илеана Рос-Летинен . Израиль также продолжает соблюдать эмбарго против Кубы.

Адат Исраэль — единственная номинально православная синагога, оставшаяся на Кубе. [2] Помимо нескольких других кубинских городов, в Гаване есть еще две синагоги. В декабре 2006 года кубинская еврейская община отметила свое 100-летие. [1]

Кубинские евреи в США [ править ]

Поскольку в Южной Флориде и Нью-Йорке проживает большое количество евреев и кубинцев, значительное количество людей в этих районах заявляют о своем происхождении от американских евреев и американцев кубинского происхождения, обычно неевреев-католиков. Американцы еврейского и кубинского происхождения (независимо от того, были ли их предки именно кубинскими евреями) иногда называют себя жубанцами (или евреями или евреями ), что является сочетанием слов «еврей» и «кубинец».

В 1999 году актер и драматург Фрэнк Спейзер представил свою моноспектакль «Евребано » о взрослении еврея и кубинца в Бруклине . [16]

Хотя термин «еврей» в основном используется в положительном смысле, его иногда неверно истолковывают как антисемитское политическое заявление (т.е. пропаганду «запрета» на евреев). В 2003 году Департамент безопасности дорожного движения и транспортных средств Флориды попытался отозвать табличку с надписью «JEWBAN» , которая ранее была выдана Табаресу Гомеру, кубинскому еврею, утверждая, что табличку можно считать антисемитской . Позже департамент уступил и разрешил Гомеру оставить номерной знак себе. [17]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Куба» , Еврейская виртуальная библиотека
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Гершберг, Карен Остен (4 февраля 2007 г.). «На Кубе: в поисках крошечного уголка еврейской жизни» – через NYTimes.com.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Евреи Кубы» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  4. ^ Перельмутер, Роза (2009). «Идиш на Кубе: История любви» . Испанофила . 157 (1): 133–140. дои : 10.1353/hsf.2009.0051 . ISSN   2165-6185 . S2CID   145769205 .
  5. ^ Левинсон, Джей. 2006. Еврейская община Кубы: Золотой век, 1906-1958 гг . (Нэшвилл, Теннесси: Westview Publishing Co.)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Каплан, Дана. Е. «Бегство от революции: исход кубинских евреев в начале 1960-х годов». Кубинские исследования 36 (2005): 129–56.
  7. ^ Перейти обратно: а б Вайнреб, Амелия Розенберг. 2017. «Зона контакта еврейской Кубы: транснациональные встречи в синагоге Адат Исраэль в Гаване: зона контакта еврейской Кубы». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии 22 (2): 254–75. два : 10.1111/jlca.12258 .
  8. ^ Хуан Вальдес Пас, «Кубинская аграрная революция: достижения и проблемы», Advanced Studies, Vol. 25, No. 72 (2011), 75.
  9. ^ Тедди Капур и Аластер Смит. Жилищная политика на Кубе Кастро. (Бостон: Объединенный центр жилищных исследований, 2002 г.), 4.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Свейфач, Джей; Струг, Дэвид; ЛаПорт, Хайди Хефт (2011). «Еврейская идентичность на современной Кубе: взаимодействие преемственности и трансформации» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 30 (1): 1–16. дои : 10.1353/шо.2011.0092 . ISSN   1534-5165 . S2CID   170359493 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Каплан, Дана Эван (2001). «Евреи Кубы после революции Кастро» . Американский еврейский ежегодник . 101 : 21–87. ISSN   0065-8987 . JSTOR   23604505 – через JSTOR.
  12. ^ Бехарано, Маргалит. 2014. Еврейская община Кубы: память и история . Под редакцией Хаима Авни. Перевод Сьюзан Астрин. Иерусалим: Еврейский университет Магнес Пресс.
  13. ^ Голдензил, Джилл И. «Санкционирование веры: религия, государство и американо-кубинские отношения». Журнал права и политики 25, вып. 2 (2009): 184.
  14. ^ Хендерсон, Кейтлин Д. «Активизм черных в Красной партии: политика черных и Коммунистическая партия Кубы, 1925-1962». Докторская диссертация, Тулейнский университет, 2018.
  15. ^ Бехар, Рут. Остров, называемый домом: возвращение на еврейскую Кубу . (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 2007), 129–132.
  16. ^ «Персональная выставка прославляет кубинско-еврейские корни создателя», The Palm Beach Post (22 ноября 2002 г.), стр. 40.
  17. ^ «Государство позволяет кубинским евреям сохранять номерной знак «еврея», The Orlando Sentinel (15 марта 2003 г.), стр. Б5.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Джей Левинсон, Еврейская община Кубы: золотые годы, 1905–1958 , Нэшвилл, Теннесси: издательство Westview, 2005.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38476bec6470267d3d0369b166f20c8f__1716167940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/8f/38476bec6470267d3d0369b166f20c8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Cuba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)