Куба во время Второй мировой войны
История Кубы во время Второй мировой войны начинается в 1939 году. Из-за географического положения Кубы у входа в Мексиканский залив , роли Гаваны как главного торгового порта в Вест-Индии и природных ресурсов страны, Куба была важным участник Американского театра военных действий Второй мировой войны и один из крупнейших бенефициаров США программы ленд-лиза . Куба объявила войну державам Оси в декабре 1941 года. [1] что сделало ее одной из первых стран Латинской Америки, вступивших в конфликт. Когда война закончилась в 1945 году, кубинские военные заработали репутацию самой эффективной и склонной к сотрудничеству страны Карибского бассейна . [2] [3] [4]
Брю и Батиста [ править ]
Федерико Ларедо Брю был президентом Кубы , когда началась война. Его единственным значительным кризисом, связанным с войной, до того, как он покинул свой пост в 1940 году, было дело MS St. Louis . MS St. Louis — немецкий океанский лайнер , перевозивший более 900 еврейских беженцев из Германии на Кубу. По прибытии в Гавану кубинское правительство отказало беженцам в разрешении на посадку, поскольку у них не было соответствующих разрешений и виз . После того, как океанский лайнер отправился на север, правительства США и Канады также отказались принять беженцев, и поэтому « Сент-Луис» поплыл обратно через Атлантику и высадил пассажиров в Европе. Некоторые отправились в Великобританию, но большинство отправились в Бельгию и Францию, которые вскоре были захвачены немецкими войсками. В конечном итоге из-за неоднократного отказа принять беженцев многие из них попали в плен к немцам и были убиты в концентрационных лагерях. [5]
После кубинских выборов 1940 года Брю сменил «сильный человек и руководитель» кубинской армии Фульхенсио Батиста . Поначалу Соединенные Штаты были обеспокоены намерениями Батисты относительно того, присоединит ли он свою страну к Оси или к Союзникам . Батиста, вскоре после того, как стал президентом, легализовал профашистскую организацию , связанную с Франсиско Франко и его режимом в Испании , но страх перед нацистскими симпатиями к Батисте рассеялся, когда он отправил британцам в подарок большое количество сахара. Позже страх перед любой возможной симпатией к Франко был также развеян, когда он предложил Соединенным Штатам начать совместное американо-латиноамериканское вторжение в Испанию с целью свергнуть Франко и его режим, но план не был реализован.
Поддержка Батистой дела союзников была подтверждена в феврале 1941 года, когда он приказал всем немецким и итальянским консульским чиновникам покинуть его страну. Куба вступила в войну 9 декабря 1941 года, объявив войну Японии , которая двумя днями ранее начала разрушительную атаку на базу ВМС США в Перл-Харборе , Гавайи . Куба объявила войну Германии и Италии 11 декабря 1941 года и вслед за американцами разорвала отношения с вишистской Францией 10 ноября 1942 года. [2]
Битву за Карибское море в « » Вклад
По словам контр-адмирала Сэмюэля Элиота Морисона , во время войны кубинские вооруженные силы были «наиболее отзывчивыми и полезными из всех карибских государств», а ее флот был «небольшим, но эффективным» в борьбе с немецкими подводными лодками. После объявления Кубой войны державам оси Батиста подписал соглашение с Соединенными Штатами, которое давало США разрешение на строительство аэродромов на Кубе для защиты карибских тюленей, а также подписал пакт о взаимной обороне с Мексикой для защиты от Подводные лодки противника в Мексиканском заливе. Среди новых американских баз была авиабаза Сан-Антонио недалеко от Сан-Антонио-де-лос-Баньос и авиабаза Сан-Хулиан в Пинар-дель-Рио , обе из которых были построены в 1942 году и переданы кубинским военным после окончания войны. . Соединенные Штаты также поставляли Кубе современные военные самолеты, которые имели жизненно важное значение для береговой обороны и противолодочных операций, а также переоснастили кубинский флот современным вооружением и другой техникой. [1] [2] [3] [4]
Во время Второй мировой войны кубинский флот сопровождал сотни кораблей союзников через враждебные воды, прошёл почти 400 000 миль в составе конвоев и патрулей, налетал более 83 000 часов в составе конвоев и патрулей и спас более 200 погибших подводных лодок с моря. не потеряв ни одного военного корабля или самолета в результате действий противника. Однако, несмотря на то, что кубинскую армию хвалили за ее поведение, на протяжении всей войны ходили слухи о том, что у немцев были небольшие базы, спрятанные в бухтах вдоль побережья Кубы, которые использовались для пополнения запасов подводных лодок. Тем не менее слухи оказались неоправданными, а отсутствие таких баз в Карибском море вынудило немцев разработать для логистики подводные лодки снабжения — немецкую подводную лодку «Тип XIV» , которую прозвали «дойными коровами». [2] [6]
Нападения на кубинские корабли [ править ]
Куба потеряла шесть торговых судов во время войны, а кубинскому военно-морскому флоту приписывают потопление одной немецкой подводной лодки. Первыми четырьмя затонувшими торговыми судами были пароход «Мансанильо» водоизмещением 1685 тонн водоизмещением 1025 тонн, «Сантьяго де Куба» водоизмещением 1983 тонны , «Мамби» и « Либертад» водоизмещением 5441 тонна . «Мансанильо» был потоплен вместе с « Сантьяго-де-Куба» 12 августа 1942 года подводной лодкой U-508 . Оба корабля плыли в составе специального конвоя 12, когда на них напали у Флорида-Кис . В общей сложности 33 моряка погибли в результате самого смертоносного нападения на кубинский торговый флот во время войны, а еще 30 человек выжили. [1] [6] [7] [8]
Следующее столкновение произошло 13 мая 1943 года, когда U-176 потопила Мамби . Мамби был в составе конвоя NC-18, проплывавшего в шести милях от Манати , когда в него попала единственная торпеда, которая быстро затопила его, убив 23 человека, в том числе пять вооруженных гвардейцев ВМС США , которые были укомплектованы вооружением корабля; Выжили еще 11 человек, в том числе капитан корабля и один из вооруженных охранников. водоизмещением 2249 тонн Американский корабль SS Nickeliner также был потоплен во время той же атаки после попадания двух торпед. Первый взрыв торпеды поднял нос корабля из воды и поднял столб воды и пламени примерно на 100 футов в воздух. Второй повредил цистерны с аммиачной водой, которые перевозил корабль. Чудом экипаж, в который входили семь вооруженных охранников, смог спастись в спасательные шлюпки, не погибнув ни разу. Они были спасены кубинским охотником за подводными лодками , когда Никелайнер затонул и приземлился в Нуэвитасе . [9] [10] [11]
«Либертад» был крупнейшим кубинским торговым судном, затонувшим во время войны. Утром 4 декабря 1943 года « Либертад» водоизмещением 5441 тонна шел примерно в 75 милях к юго-западу от в Северной Каролине вместе мыса Хаттерас с конвоем KN-280 (шел из Ки-Уэста в Нью-Йорк ), когда на него напала U-129 . Выпустив четыре торпеды, U-129 дважды поразила Либертад по левому борту, в результате чего корабль сначала сильно накренился, а затем быстро затонул. Экипаж не успел послать сигналы бедствия и все еще спускал спасательные плоты, когда морская вода достигла палубы корабля: 25 человек погибли, а еще 11 человек были спасены ВМС США после того, как они несколько часов дрейфовали на море. [12]
Последние два кубинских торговых судна были потоплены в феврале 1944 года, по-видимому, без человеческих жертв. Всего за время войны Куба потеряла 10 296 тонн судоходства, а также около 80 жизней, включая американских вооруженных охранников. Сегодня на Авенида-дель-Пуэрто в Гаване установлен памятник людям, погибшим в результате терактов. [6]
Гибель U-176 [ править ]
Единственной подводной лодкой, потопленной кубинскими военно-морскими силами, была U-176 , подводная лодка, потопившая Мамби и Никелайнер . 15 мая 1943 года эскадра кубинских охотников за подводными лодками, сформированная CS-11, CS-12 и CS-13, отправилась из Исабела-де-Сагуа в сторону Гаваны, сопровождая гондурасский корабль «Ванкс» и кубинский корабль «Камагуэй» , оба из которых были загружены сахаром. Экипажи торговых судов, как и военных кораблей, находились в полной боевой готовности. обнаружена всплывшая подводная лодка Незадолго до их отбытия было получено предупреждение о том, что у северного побережья Матансаса . [6] [13]
Корабли шли передними линиями на расстоянии 500 ярдов (460 м) друг от друга. Камагуэй находился на ближайшем к берегу фланге. Эскорт двигался на расстоянии 750–1000 ярдов (690–910 м). Впереди шел КС-12, за ним шел КС-11 с командиром эскадрильи на борту и, наконец, сзади шел КС-13. В 17:15, когда конвой отчалил от Кайо-Мегано, американский гидросамолет Kingfisher в небе с северо-востока появился . Самолет вошел в пике и, пролетев на малой высоте, сделал два круга, покачиваясь, включая и выключая двигатель. Согласно установленному кодексу, эти маневры использовались для объявления присутствия немецкой подводной лодки и обозначения ее точного местоположения. Затем «Зимородок» сбросил дымовой поплавок. [6]
После сброса поплавка командир кубинской эскадрильи приказал командиру CS-13 прапорщику Марио Рамиресу Дельгадо обследовать указанный самолетом район. патрульного катера Как только приказ был получен, CS-13 быстро направился к этому району, где гидролокатор получил четкий и точный контакт на расстоянии 900 ярдов. Моряк, управляющий гидролокатором, Норберто Кольядо Абреу , приклеился к оборудованию, не пропустив ни звука. Затем началась атака: с кормы были сброшены три глубинные бомбы , рассчитанные на взрыв на высоте 100, 150 и 250 футов, в соответствии с расчетной скоростью подводной лодки. [6]
Было четко зафиксировано четыре взрыва. Четвертый взрыв был настолько сильным, что корма кубинского корабля затонула, и вода хлынула через люк машинного отделения. В то время гидрофоны сообщили о звуке, похожем на пузырьки жидкости, исходящие из затопленного контейнера, который внезапно открылся, и это указывало на то, что подводная лодка была поражена. Чтобы прикончить подводную лодку, патрульный катер выпустил еще две глубинные бомбы, которые должны были взорваться на высоте 250 футов. Через несколько минут на поверхности воды было замечено темное пятно. Из глубины вырвался поток черной и вязкой субстанции, пахнущей бензином. Хотя сомнений в том, что подводная лодка была потоплена, не было, Дельгадо было приказано взять пробу загрязненной морской воды, чтобы подтвердить победу. Но даже после войны, когда союзники конфисковали военно-морские документы Германии, доказательства гибели U-176 были найдены. Согласно изъятым документам, U-176 находилась под командованием капитана-лейтенанта. Райнер Дирксен за свою карьеру потопила одиннадцать вражеских кораблей, а сама погибла, потеряв все руки. [6]
Осмотр района боя гидроакустическим оборудованием продолжался некоторое время после боя, но звука не было обнаружено. Затем CS-13 снова присоединился к конвою и продолжил движение. По прибытии в Гавану и после того, как он лично проинформировал главу ВМФ, Дельгадо поговорил по телефону с президентом Батистой, который приказал ему хранить абсолютное молчание о случившемся. По неизвестной причине, по словам Дельгадо, затопление U-176 оставалось тайной для кубинской общественности до конца войны. В 1946 году Дельгадо наконец был награжден орденом «За заслуги перед военно-морской службой» с красным значком. Кроме того, контр-адмирал Сэмюэл Э. Морисон, официальный историк ВМС США, признал его успех в своей работе «История военно-морских операций США во Второй мировой войне» , в которой он также высоко оценил способности и эффективность кубинского военно-морского флота. [6]
Сэмюэл Э. Морисон написал о помолвке следующее:
...Патрульный катер CS-13 под командованием... Марио Рамиреса Дельгадо развернулся в сторону газа, установил хороший контакт с помощью гидролокатора и произвел две идеальные атаки глубокими зарядами, которые уничтожили U-176 . Это была единственная успешная атака на подводную лодку, совершенная надводным подразделением длиной менее 180 футов, поэтому небольшой, но эффективный кубинский флот с большой гордостью рассматривает затопление. [6]
Дело Люнинга [ править ]
Немецкая шпионская деятельность на Кубе была незначительной, несмотря на важность страны для военных действий союзников, и была ликвидирована контрразведкой союзников еще до того, как она могла действительно начаться. Вскоре после начала войны немцы начали использовать тайную сеть связи в Южной Америке для сбора секретной информации и безопасной переправки ее из региона в оккупированную немцами Европу . Что касается Кубы, абвер отправил человека, Хайнца Люнинга, в Гавану с приказом создать секретную радиостанцию, а затем передавать собранную информацию агентам в Южной Америке, откуда она затем будет отправлена прямо в Германию. [14] [15]
По мнению автора Томаса Шуновера, план мог бы сработать, но Люнинг был некомпетентным шпионом, не сумевшим освоить самые основы шпионажа. Например, ему так и не удалось заставить радио работать правильно, он не понимал, как использовать секретные чернила, которыми его снабжали, и пропускал ящики для хранения. Однако после его преждевременного ареста в августе 1942 года официальные лица союзников, в том числе президент Батиста, генерал Мануэль Бенитес, Дж. Эдгар Гувер и Нельсон Рокфеллер , попытались сфабриковать связь между Люнингом и немецкими подводными лодками, действующими в Карибском море, утверждая, что он был связавшись с ними по радио, чтобы объяснить общественности их неудачи в ранней кампании подводных лодок. Официальные лица союзников возвысили значение Люнинга до уровня «мастерского шпиона», но нет никаких свидетельств того, что он когда-либо сталкивался хотя бы с одной важной разведывательной информацией во время своего пребывания на Кубе. Люнинг был признан виновным в шпионаже и казнен на Кубе в ноябре 1942 года, став единственным немецким шпионом, казненным в Латинской Америке во время войны. [14] [15]
Патрули Хемингуэя [ править ]
Эрнест Хемингуэй жил в своем доме Finca Vigía на Кубе, когда началась война. Его первым вкладом в военные усилия союзников, не покидая острова, стала организация собственных контрразведывательных сил для искоренения любых шпионов Оси, действующих в Гаване. Назвав его своей «фабрикой мошенников», подразделение Хемингуэя состояло из 18 человек, со многими из которых он работал пять лет назад во время гражданской войны в Испании . Однако попытка не увенчалась успехом, и вскоре Хемингуэй сосредоточил свое внимание на борьбе с немецкими подводными лодками, действовавшими в Карибском море . [16]
Всего через три недели после получения разрешения от посла Спруилля Брейдена на создание «Фабрики мошенников» Хемингуэй попросил у Брейдена разрешения вооружить его рыболовное судно « Пилар » для патрулирования против подводных лодок у кубинского побережья. Удивительно, но Брейден дал разрешение Хемингуэю, который приступил к вооружению «Пилара» и его экипажа пулеметами, базуками и ручными гранатами. План Хемингуэя был аналогичен идее Q-корабля : он будет плавать на, казалось бы, безобидном прогулочном корабле, приглашая немцев всплыть на поверхность и подняться на борт, и когда они это сделают, абордажная группа будет уничтожена вместе с пулеметы, а затем подводная лодка будет атакована базуками и гранатами. [16]
Патрули Хемингуэя против немецких подводных лодок оказались столь же безуспешными, как и контрразведывательная операция. Шли месяцы, а подводные лодки так и не появились, патрули « Пилара» превратились в рыбацкие походы, а гранаты бросали в море как «пьяный спорт». Добавив в команду своих сыновей Патрика и Грегори, Хемингуэй признал, что его охота на подводных лодках «превратилась в фарс», но никогда не признавал этого прямо. Спустя годы кубинский военно-морской офицер Марио Рамирес Дельгадо, потопивший U-176 , сказал, что Хемингуэй был «плейбоем, который из прихоти охотился на подводные лодки у кубинского побережья». [16]
См. также [ править ]
- Битва за Карибское море
- Куба во время Первой мировой войны
- Операция Боливар
- Военно-морская база Гуантанамо
- Гранма (яхта)
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Вторая мировая война и кубинские ВВС» . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Полмар, Норман; Томас Б. Аллен (1991). Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет 1941-1945 гг . Случайный дом. ISBN 978-0-394-58530-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон, Сэмюэл Элиот (2002). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: Атлантика . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0252070615 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «КУБИНЦЫ ПОТОПИЛИ НЕМЕЦКУЮ ПОДВОДНУЮ ПЛОДКУ ВО ВТОРОЙ Мировой войне — Cubanow» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «Политика США во время Холокоста: трагедия СС Сент-Луис» . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Мансанильо (кубинский торговец паром) — корабли, побитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Сантьяго-де-Куба (кубинский паровой торговец) — Корабли, пораженные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Мамби (кубинский паровой танкер) — корабли, побитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Никелайнер (американский паровой танкер) — корабли, побитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXC U-176» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Либертад (кубинский паровой торговец) — Корабли, пораженные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «RootsWeb: Marines-L [MAR] Подводная война вокруг Кубы во время Второй мировой войны» . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шуновер, Томас (2008). Человек Гитлера в Гаване: Хайнц Лунинг и нацистский шпионаж в Латинской Америке . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0813173023 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Университетское издательство Кентукки - Подробности названия» . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линн, Кеннет Шайлер (1995). Хемингуэй . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674387325 .