Бомбардировки Японии военно-морскими силами союзников во время Второй мировой войны
Бомбардировки Японии военно-морскими силами союзников | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны , Второй мировой войны. | |||||||
Военный корабль США Индиана бомбардирует Камаиси, Япония, 14 июля 1945 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты Великобритания Новая Зеландия | Япония | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
32 (военнопленные убиты при бомбардировках Камаиси) | До 1739 убитых До 1497 раненых Повреждения промышленных объектов Ущерб городским территориям |
В последние недели Второй мировой войны военные корабли ВМС США , Королевского флота и Королевского флота Новой Зеландии бомбардировали промышленные и военные объекты Японии. Большинство этих бомбардировок было проведено линкорами и крейсерами и нанесло серьезный ущерб нескольким намеченным заводам, а также близлежащим гражданским районам. Основная цель атак заключалась в том, чтобы спровоцировать японские военные ввести в бой часть своих резервных авиационных сил. Однако японцы не пытались атаковать бомбардировочные силы союзников, и ни один из задействованных военных кораблей не получил никаких повреждений.
Основные бомбардировки начались 14 и 15 июля 1945 года, когда военные корабли ВМС США атаковали города Камаиси и Муроран . Следующее нападение было совершено совместными американскими и британскими силами на город Хитачи в ночь с 17 на 18 июля. Группы крейсеров и эсминцев впоследствии обстреляли район Нодзима-Саки 18 июля и Сиономисаки в ночь с 24 на 25 июля. 29 июля американские и британские военные корабли атаковали Хамамацу , а в ночь с 30 на 31 несколько американских эсминцев обстреляли Симидзу . Последняя бомбардировка произошла 9 августа, когда Камаиси снова подвергся нападению американских, британских и новозеландских военных кораблей. Две подводные лодки ВМС США совершили небольшие атаки в июне и июле 1945 года; на одной из подводных лодок также высадился небольшой диверсионный отряд.
Бомбардировки военно-морских сил союзников нарушили промышленное производство в намеченных городах и убедили многих японских мирных жителей в том, что война проиграна. В результате терактов погибло до 1739 японцев и около 1497 было ранено. Единственными потерями союзников стали 32 военнопленных союзников , убитых в результате бомбардировок Камаиси.
Предыстория [ править ]
К середине 1945 года, в последние недели Второй мировой войны, города и промышленные объекты на японских островах находились под постоянными атаками ВВС США (USAAF), тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress базировавшихся на Марианских островах . Атаки подводных лодок и надводных кораблей союзников также перерезали большую часть торговых путей страны, а авианосные группы ВМС США несколько раз совершали рейды на родные острова. Нехватка топлива привела к тому, что большинство уцелевших кораблей Императорского флота Японии оказались в порту и вынудили их и Воздушную службу Императорской армии Японии держать свои авиационные части в резерве на случай вторжения союзников , которое ожидалось в конце года. [1] Перед войной японские военные пришли к выводу, что береговая артиллерия больше не соответствует обстоятельствам страны. В результате лишь несколько стратегических портов были защищены артиллерией, способной поразить боевые корабли противника, причем большая часть этих орудий имела сравнительно небольшой калибр . [2]
Во время войны на Тихом океане ВМС США быстроходные линкоры в основном использовались для сопровождения групп авианосцев, составлявших главную ударную силу Тихоокеанского флота США . Они также время от времени бомбардировали японские позиции у берега и участвовали в боях с японскими военными кораблями. [3] [4]
В середине 1945 года военно-морское командование союзников решило использовать линкоры для проведения серии атак на японские прибрежные города. Была надежда, что японские военные ответят на эти бомбардировки, атаковав силы союзников с помощью самолетов, которые находились в резерве для ответа на запланированное вторжение в Японию, тем самым подвергнув эти самолеты уничтожению истребительной авиацией союзников. Однако японский императорский генеральный штаб ожидал, что союзники будут проводить бомбардировки и другие операции с этой целью, и решил не атаковать военно-морские силы, действующие у берегов Японии. Вместо этого самолеты останутся в резерве до тех пор, пока не начнутся десантные операции союзников на родных островах. [5]
Бомбардировки [ править ]
Первая атака на Камаиси [ править ]
1 июля 1945 года Третий флот США вышел из залива Лейте на Филиппинах под командованием адмирала Уильяма Хэлси , чтобы атаковать японские острова. В планы Хэлси входило использование линкоров и крейсеров для бомбардировки военных объектов и заводов. Чтобы подготовиться к этим атакам, подводные лодки ВМС США зашли в прибрежные воды Японии в поисках морских мин . Самолеты USAAF B-29 Superfortress и B-24 Liberator также проводили фоторазведочные полеты над большей частью Японии в поисках аэродромов и объектов, которые могли быть атакованы Третьим флотом. [6]
Основной компонент Третьего флота, оперативная группа 38 (TF 38), 10 июля начал наносить удары по целям в Японии под командованием вице-адмирала Джона С. Маккейна . В этот день самолеты с авианосцев Оперативной группы атаковали объекты вокруг Токио. Оперативная группа 38 отправилась на север и 14 июля начала рейды на Хоккайдо и северный Хонсю . Эти районы находились за пределами досягаемости бомбардировщиков B-29 Superfortress и на тот момент не подвергались атакам во время войны. Американская авиация не встретила большого сопротивления и потопила 11 военных кораблей и 20 торговых судов. Еще восемь военных кораблей и 21 торговое судно были повреждены, а авианосцы заявили, что уничтожили 25 японских самолетов. [7]
Первая бомбардировка союзниками японского прибрежного города была проведена 14 июля одновременно с воздушными атаками на Хоккайдо и северный Хонсю. Бомбардировочная группа под командованием контр-адмирала Джона Ф. Шафрота-младшего, получившая обозначение Task Unit 34.8.1 (TU 34.8.1), была выделена из TF 38 для атаки металлургического завода в Камаиси на севере Хонсю. В то время в городе проживало 40 000 человек, а металлургический завод был одним из крупнейших в Японии. [8] [9] Однако из-за нехватки коксующегося угля и другого сырья металлургический завод работал менее чем на половину своей мощности. [10] союзников Военнопленные были направлены на работу в Nippon Steel Company и размещены в двух лагерях в Камаиси. [11] В состав ТУ 34.8.1 вошли линкоры USS South Dakota , Indiana и Massachusetts, а также тяжелые крейсеры USS Quincy и Chicago и девять эсминцев . [10]
Бомбардировочная группа открыла огонь по металлургическому заводу в 12:10 . с расстояния 29 000 ярдов (27 000 м). Затем корабли двинулись ближе к городу, но не пересекли линию в 100 саженей , поскольку не было тральщиков, которые могли бы разминировать территорию. Обстрел длился более двух часов, за это время отряд совершил шесть проходов через устье гавани Камаиси и выпустил 802 16-дюймовых (406-мм) снарядов, 728 8-дюймовых (203-мм) снарядов и 825 5-дюймовых (127) снарядов. мм) снарядов. Хотя большая часть снарядов упала на территорию металлургического завода, сотрясение мозга от взрывов привело к тому, что по всему Камаиси вспыхнули кухонные пожары. Образовавшийся дым не позволил самолетам ВМС США поддерживать или обнаруживать военные корабли, которые продолжали вести точный огонь по заранее определенным целям. Ни одна японская авиация или береговые орудия на этот обстрел не ответили. [9] [10] Самолеты союзников сфотографировали металлургический завод после нападения, но фотоинтерпретаторы недооценили степень повреждений. Это был один из первых случаев, когда американцы использовали аэрофотосъемку для оценки ущерба от морской бомбардировки, и переводчики придавали слишком большое значение тому факту, что ни одно из зданий металлургического завода не было разрушено. [12] После войны союзники узнали, что металлургический завод был серьезно поврежден, и были вынуждены на некоторое время прекратить производство. Это привело к потере эквивалента четырех недель производства чугуна и 2 + 1 ⁄ . месяца производства кокса [10] В результате нападения в городе было разрушено 1460 домов и погибло 424 мирных жителя. В общей сложности 28 японских военно-морских сил также погибли, когда их преследователь подводных лодок Тип 28 был потоплен в гавани Камаиси артиллерийским обстрелом. [13] В результате бомбардировки погибли пять военнопленных союзников. [14]
Муроран [ править ]
В ночь с 14 на 15 июля из состава TF 38 была выделена еще одна бомбардировочная часть — ТУ 34.8.2 — для атаки Мурорана на юго-восточном побережье Хоккайдо. ТУ 34.8.2 командовал контр-адмирал Оскар К. Бэджер и имел в своем составе линкоры «Айова» , «Миссури» и «Висконсин» , легкие крейсеры «Атланта» и «Дейтон» , а также восемь эсминцев. [15] [16] Адмирал Хэлси сопровождал эти силы на борту «Миссури» . [17] Целью этой атаки были объекты Japan Steel Company и металлургический завод Ваниси. [16] Также той ночью отряд из четырех крейсеров и шести эсминцев курсировал вдоль восточного побережья Хонсю, стремясь атаковать японские корабли, но не обнаружил никаких целей. [18]
Бомбардировка ТУ 34.8.2 началась на рассвете 15 июля. Три линкора выпустили по городу 860 16-дюймовых снарядов с дальности 28 000–32 000 ярдов (26 000–29 000 м). Наблюдение с воздуха и обнаружение повреждений было затруднено из-за туманной погоды, и только 170 снарядов упали на территорию двух заводов. Тем не менее, промышленным объектам был нанесен значительный ущерб, в результате которого были потеряны 2 + 1 ⁄ месяца производства кокса и чуть меньше производства чугуна. Зданиям по всему городу также был нанесен значительный ущерб. Как и в случае с обстрелом Камаиси, фотоинтерпретаторы недооценили масштабы ущерба. [16] [19] ТУ 34.8.2 был весьма уязвим для атак с воздуха на протяжении более чем шестичасового периода, в течение которого его было видно с берега Хоккайдо, и Хэлси позже писал, что это были самые долгие часы в его жизни. Неспособность японцев атаковать его корабли убедила Хэлси, что они сохраняют самолеты для использования против сил вторжения союзников. [17] 15 июля самолеты, летевшие с авианосцев TF 38, снова нанесли удар по Хоккайдо и северному Хонсю, опустошив флот кораблей, перевозивших уголь между двумя островами. [8]
Хитачи [ править ]
Атаки на Хоккайдо и северный Хонсю закончились 15 июля, и 38-я группа отплыла от японского побережья для дозаправки и встречи с основными силами британского Тихоокеанского флота , получившей обозначение Оперативная группа 37 (TF 37). [19] Утром 17 июля британские и американские авианосцы атаковали цели к северу от Токио. Позже в тот же день ТУ 34.8.2 отделился от авианосцев для бомбардировки целей вокруг города Хитачи , примерно в 80 милях (130 км) к северо-востоку от Токио. Этими силами командовал контр-адмирал Бэджер, и в их состав входили линкоры «Айова» , «Миссури» , «Висконсин» , «Северная Каролина» , «Алабама» и HMS King George V , легкие крейсеры «Атланта» и «Дейтон» , а также восемь американских и два британских эсминца. Король Георг V и два ее эскорта плыли за кормой американских войск и действовали независимо. [19] [20] Хэлси снова сопровождал этот отряд на борту Миссури . [21]
Обстрел района Хитачи произошел в ночь с 17 на 18 июля. Дождь и туман затруднили обнаружение целей и не позволили обнаружить летающие самолеты, но несколько самолетов-носителей осуществляли защитное патрулирование над бомбардировочными силами. [20] Военные корабли союзников открыли огонь в 23:10 и нацелились на свои цели с помощью радара и ЛОРАНа . [22] Нападавшие нанесли удар по девяти промышленным объектам, а королю Георгу V были поставлены цели, аналогичные тем, что атаковали американские линкоры. К моменту прекращения обстрела примерно в 1:10 ночи американские линкоры выпустили 1238 16-дюймовых снарядов, а британский линкор - 267 14-дюймовых (356-мм) снарядов. Два легких крейсера также выпустили 292 6-дюймовых (152-мм) снаряда по радарам и электронным установкам к югу от Хитачи. Вся стрельба велась на дальность 23 000–35 000 ярдов (21 000–32 000 м). [22] [23]
Атака на Hitachi дала неоднозначные результаты. Из девяти целей бомбардировки были поражены только три, а общий ущерб промышленной зоне города оценен как «незначительный». Однако в результате нападения был нанесен значительный ущерб городской территории и основным службам города. Этот ущерб был значительно увеличен в результате налета B-29 на Хитачи в ночь с 18 на 19 июля, в результате которого было уничтожено или повреждено 79 процентов городской территории города. [24] Официальная история ВМС США во Второй мировой войне гласит, что «отдельные японцы» считали морскую бомбардировку более ужасающей, чем воздушная атака. [23]
Нодзима Саки и Сиономисаки [ править ]
18 июля 37-я и 38-я группы нанесли новые воздушные удары в районе Токио, при этом основными усилиями американских войск стала попытка потопить японский линкор «Нагато» на военно-морской базе Йокосука . [24] Той ночью 17-я крейсерская дивизия (CruDiv 17), в состав которой входили легкие крейсеры USS Astoria , Pasadena , Springfield и Wilkes-Barre и шесть эсминцев под командованием контр-адмирала Дж. Кэри Джонса, выпустила 240 6-дюймовых (152-мм) снарядов. снаряды по радиолокационной станции на мысе Нодзима в течение пяти минут, но не попали в нее. [25] [26]
После завершения ударов по району Токио флот союзников провел пополнение сил в море с 21 по 23 июля, а затем атаковал Куре и Внутреннее море с 24 по 28 числа месяца. [27] В ночь с 24 на 25 июля CruDiv 17 патрулировал пролив Кии и подверг бомбардировке военно-морскую базу гидросамолетов в Кусимото , посадочную площадку возле мыса Сиономисаки и радиостанцию. Эта атака длилась всего четыре минуты и причинила небольшой ущерб. [28] [29]
Хамамацу [ править ]
29 июля группа боевых кораблей была отделена от основных сил флота союзников для бомбардировки города Хамамацу , лежащего на южном побережье Хонсю между Нагоей и Токио. В состав этих сил входили те же корабли, которые атаковали Камаиси 14 июля, а также «Король Георг V» и эсминцы HMS «Улисс» , «Ундина» и «Урания» ; четыре британских корабля получили обозначение Task Unit 37.1.2 (ТУ 37.1.2). Оперативное подразделение снова находилось под командованием контр-адмирала Джона Ф. Шафрота-младшего. Ранее город сильно пострадал от воздушных атак. [30]
Британские и американские корабли атаковали свои цели независимо. Король Георг V открыл огонь по заводу № 2 Японской компании музыкальных инструментов (который использовался для производства авиационных винтов) в 23:19 с дистанции 20 075 ярдов (18 357 м). За 27 минут линкор произвел по заводу 265 14-дюймовых выстрелов и имел возможность использовать самолеты-корректировщики артиллерии при хорошей видимости. Несмотря на это, объекту был нанесен небольшой ущерб. Массачусетс обстрелял завод № 1, но попал лишь в несколько раз. Несмотря на ограниченный физический ущерб, обстрел привел к увеличению числа прогулов на работе и нарушению работы жизненно важных служб, что привело к остановке производства на заводе. Американские корабли также обстреляли локомотивный завод Имперской правительственной железной дороги и три других промышленных объекта. [31]
Из этих объектов локомотивный завод прекратил работу примерно на три месяца из-за повреждений, но два других объекта почти прекратили производство до нападения, а третий не пострадал. Два моста на важной главной линии Токайдо были обстреляны, но не пострадали, хотя повреждение железнодорожной инфраструктуры в Хамамацу привело к закрытию линии на 66 часов. Во время бомбардировки Ундина дважды открывала огонь по небольшим группам кораблей, которые, вероятно, были рыбацкими лодками. Ни японская авиация, ни береговые батареи не ответили на атаку союзников. [31] Бомбардировка Хамамацу была последним разом, когда британский линкор в гневе открыл огонь из орудий . [32]
Симидзу [ править ]
Следующая бомбардировка Японии произошла в ночь с 30 на 31 июля. Той ночью 25-я эскадрилья эсминцев (DesRon 25) под командованием капитана Людевига на борту военного корабля США «Джон Роджерс» обыскала залив Суруга в поисках японских кораблей для атаки. Корабли не были обнаружены, и рано утром 31 июля эскадра вошла глубоко в залив и в течение семи минут выпустила 1100 выстрелов 5-дюймовыми снарядами по железнодорожной станции и алюминиевому заводу в Симидзу . Пострадал алюминиевый завод, но это не имело большого значения, так как он практически остановил производство из-за нехватки сырья. Никакого ущерба железнодорожной станции нанесено не было. [26] [33]
Второе нападение на Камаиси [ править ]
В последние дни июля и в начале августа флот союзников отплыл от японского побережья, чтобы избежать тайфуна и позволить кораблям пополнить запасы топлива и боеприпасов. Затем флот направился на север, и 9 и 10 августа авианосцы атаковали большую концентрацию японских самолетов на аэродромах северного Хонсю. Пилоты авианосца заявили, что в ходе этой операции было уничтожено 720 японских самолетов. [34] [35]
В рамках этих операций у северной Японии Камаиси снова подвергся бомбардировке 9 августа, поскольку ошибочно полагалось, что металлургический завод не получил серьезных повреждений. [16] ТУ 34.8.1 провел эту атаку и включал в себя корабли, бомбардировавшие город в июле, а также тяжелые крейсеры USS Boston и Saint Paul , британский легкий крейсер HMS Newfoundland , Королевского военно-морского флота Новой Зеландии легкий крейсер HMNZS Gambia и эсминцы HMS. Терпсихора , Термагант и Живучий . [10] [35] Король Георг V не участвовал в этой акции, поскольку механические проблемы, затронувшие два ее гребных вала, означали, что она не могла плыть со скоростью, указанной для бомбардировочных сил. [36]
Корабли союзников открыли огонь по металлургическому заводу и докам в Камаиси в 12:54 . Обстрел велся со средней дистанции 14 000 ярдов (13 000 м) и длился почти два часа. За это время корабли совершили 4 прохода через гавань Камаиси и выпустили 803 16-дюймовых снаряда, 1383 8-дюймовых и 733 6-дюймовых снаряда. Гамбия произвела последние выстрелы в атаке. Во время бомбардировки несколько японских самолетов приблизились к кораблям союзников и два были сбиты военно-морскими истребителями союзников. Эта бомбардировка причинила больший ущерб, чем июльская атака, и было уничтожено большое количество чугуна. [10] [35] [37] Атака была также направлена на жилые районы вблизи металлургического завода, в результате чего был разрушен в общей сложности 1471 дом и погиб 281 мирный житель. [13] Звуки этой бомбардировки транслировались в прямом эфире по радио в США через радиореле на борту «Айовы» . [38] Один из лагерей для военнопленных в Камаиси был разрушен в результате второй атаки союзников, в результате чего погибли 27 пленных союзников. [39]
Дальнейшую бомбардировку « Королем Георгом V» , тремя легкими крейсерами и эсминцами сопровождения планировалось провести 13 августа по неустановленной японской цели. Эта атака была отменена как из-за механических проблем линкора, так и из-за атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки . [40] Других бомбардировок союзный флот не проводил, поскольку 15 августа Япония капитулировала. [41]
Атаки подводных лодок [ править ]
Две подводные лодки ВМС США атаковали японские острова в июне и июле 1945 года. 20 июня военный корабль США « Барб» прибыл к северным японским островам Хоккайдо и южному Сахалину (ныне часть российской Сахалинской области ) под командованием командующего Джина Флаки . Для этого патрулирования на подводной лодке была установлена экспериментальная 5-дюймовая (127-мм) ракетная установка, предназначенная для обстрелов с берега. Вскоре после полуночи 22 июня подводная лодка выпустила 12 ракет по Шари на северо-востоке Хоккайдо. [42] [43] Затем «Барб» двинулся на север и 2 июля обстрелял Кайё на юго-востоке Сахалина из своей палубной пушки . В результате этой атаки были уничтожены три сампана, пришвартованные в городе, было повреждено лежбище тюленей и возникло несколько пожаров. На следующий день подводная лодка выпустила еще несколько ракет по Сисуке . [42] Группа из восьми человек из Барба высадилась на восточном побережье Сахалина 23 июля и заложила взрывные устройства на железнодорожные пути. Вскоре после того, как мужчины начали грести обратно к подводной лодке, заряды были спровоцированы проходящим поездом; Погибли 150 человек, включая мирных жителей. [44] [45] 24 июля Барб выпустил 32 ракеты по Сирутору ( ja:知取町 ) и 12 ракет по Касихо, Мотодомари ( ja:元泊村 ). Вернувшись на базу, подводная лодка обстреляла Чири 25 июля и Сибеторо на следующий день. [43] [46] Нападение на Сибеторо было направлено на верфь, строившую сампаны, и уничтожило 35 недавно построенных судов. [47]
Другая бомбардировка подводной лодки произошла утром 24 июня, когда военный корабль США « Трутта» выпустил несколько снарядов по острову Хирадо-Сима в Цусимском проливе между Японией и Кореей. Эта атака была направлена на то, чтобы убедить японцев в том, что отряд американских подводных лодок, действовавших в Японском море , попытается уйти через Цусимский пролив вместо их фактического маршрута далеко на север через пролив Лаперуза между Хоккайдо и Сахалином. [48] [49]
Результаты [ править ]
Хотя морские бомбардировки не привели к той реакции, на которую союзники надеялись со стороны японских военных, они разрушили сталелитейную промышленность страны. Хотя некоторые из атакованных заводов работали на пониженной мощности, важные металлургические заводы Камаиси и Ваниси серьезно пострадали в результате бомбардировок в июле и августе. Во время обеих этих атак артиллерийская стрельба союзников была точной и сосредоточена на коксовых батареях заводов, которые имели решающее значение для продолжения производства. [50] Послевоенные оценки показали, что ущерб, нанесенный промышленным зданиям даже примерно 2000 фунтов (910 кг) 16-дюймовыми корабельными снарядами, был меньше, чем тот, который мог быть нанесен 2000 фунтов (910 кг) и 1000 фунтов (450 кг). Бомбы общего назначения , которые использовались морской авиацией союзников. Хотя это подтверждало точку зрения, выдвинутую вице-адмиралом Маккейном, о том, что самолеты, назначенные для защиты бомбардировочных сил, могли нанести больший ущерб, чем сами корабли, послевоенная Служба стратегических бомбардировок США пришла к выводу, что бомбардировки с моря были оправданы, поскольку небольшой риск для задействованных кораблей. [51]
Бомбардировки также повлияли на моральный дух японцев. Японские мирные жители, испытавшие как воздушные, так и морские бомбардировки, сочли морские атаки более устрашающими из-за их непредсказуемости и большей продолжительности. Некоторые промышленные объекты, мало пострадавшие от бомбардировок, понесли значительные потери в производстве из-за прогулов и снижения производительности. Однако это наблюдалось не на всех объектах, подвергшихся нападению, и, как сообщается, моральный дух рабочих на двух подвергшихся бомбардировке фабриках повысился. [52] Появление военных кораблей союзников недалеко от побережья также убедило многих японцев в том, что война проиграна. [53] Однако такое отношение не способствовало прекращению войны, поскольку взгляды гражданского населения мало повлияли на решение японского правительства о капитуляции . [54]
В 1949 году Японское агентство экономической стабилизации подсчитало, что морские бомбардировки союзников и другие формы атак, кроме бомбардировок, привели к 3282 жертвам, что составляет 0,5 процента всех потерь, нанесенных союзниками на родных японских островах. Потери, связанные с бомбардировками с моря и другими причинами, включали 1739 погибших, 46 человек, которые до сих пор считаются пропавшими без вести, и 1497 человек, которые были ранены. [55]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Zaloga (2010), pp. 4–6, 53–54
- ^ Zaloga (2010), pp. 8–13
- ^ Уитли (1998), с. 17
- ^ Уиллмотт (2002), стр. 193–194.
- ^ Джангреко (2009), с. 88
- ^ Хойт (1982), стр. 37–38.
- ^ Морисон (1960), стр. 310–312.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон (1960), с. 312
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), с. 218
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Морисон (1960), с. 313
- ^ Банхэм (2009), с. 262
- ^ Королевский флот (1995), стр. 218–219.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Морская стрельба» . Официальная домашняя страница города Камаиси . Дата обращения 4 мая 2020 г.
- ^ Банхэм (2009), с. 207
- ^ Морисон (1960), стр. 313–314.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Королевский флот (1995), с. 219
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поттер (1985), с. 343
- ^ Хойт (1982), стр. 43–44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Морисон (1960), с. 314
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), с. 220
- ^ Хойт (1982), с. 54
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), стр. 220–221.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон (1960), с. 316
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), с. 221
- ^ Морисон (1960), стр. 313, 316.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), с. 222
- ^ Королевский флот (1995), стр. 222–223.
- ^ Морисон (1960), с. 331
- ^ Королевский флот (1995), стр. 221–222.
- ^ Королевский флот (1995), с. 224
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский флот (1995), стр. 224–225.
- ^ Уиллмотт (2002), стр. 194–195.
- ^ Морисон (1960), с. 322
- ^ Морисон (1960), стр. 331–332.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Королевский флот (1995), с. 226
- ^ Хоббс (2011), с. 285
- ^ Райт (2003), с. 155
- ^ Поттер (1985), с. 346
- ^ Банхэм (2009), с. 209, 262.
- ^ Смит (1994), с. 184
- ^ Королевский флот (1995), стр. 227–228.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блэр (2001), с. 866
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Барб I» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Гольдштейн, Ричард (1 июля 2007 г.). «Юджин Б. Флаки, отважный капитан подводной лодки, умер в возрасте 93 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Блэр (2001), стр. 866–867.
- ^ Блэр (2001), с. 867
- ^ Штурма (2011), с. 118
- ^ Блэр (2001), с. 864
- ^ «Трутта» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Королевский флот (1995), с. 231
- ^ Королевский флот (1995), с. 229
- ^ Королевский флот (1995), стр. 229–330.
- ^ Франк (1999), с. 158
- ^ Морисон (1960), с. 333
- ^ Агентство экономической стабилизации (1949), стр. 1–2.
Библиография [ править ]
- Бэнхэм, Тони (2009). Мы пострадаем там: заключенные в тюрьму защитники Гонконга, 1942–45 . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-9622099609 .
- Блэр, Клэй (2001). Тихая победа: подводная война США против Японии . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-217-9 .
- Агентство экономической стабилизации, отдел планирования, канцелярия генерального секретаря (1949 год). «Общий отчет об ущербе, нанесенном нации во время войны на Тихом океане» . Japan Air Raids.org. Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 22 февраля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Фрэнк, Ричард Б. (1999). Падение: Конец Императорской Японской империи . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-100146-3 .
- Джангреко, DM (2009). Адская плата: операция «Падение» и вторжение в Японию, 1945–47 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-316-1 .
- Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная группа Королевского флота . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-044-3 .
- Хойт, Эдвин П. (1982). Замыкание круга: Война на Тихом океане: 1945 год . Нью-Йорк: Компания Ван Ностранд Рейнхольд. ISBN 978-0-442-24751-5 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1960). Победа на Тихом океане . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том четырнадцатый. Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07065-5 .
- Поттер, Э.Б. (1985). Булл Хэлси . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-146-1 .
- Королевский флот (1995). Война с Японией: Том VI. Наступление на Японию . Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-772821-9 .
- Смит, Питер К. (1994). Оперативная группа 57 . Манчестер: Crécy Books. ISBN 978-0-947554-45-3 .
- Штурма, Майкл (2011). Всплывите и уничтожьте: Война с подводными лодками в Тихом океане . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2999-0 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-386-8 .
- Уиллмотт, HP (2002). Линкор . Лондон: Cassell Military. ISBN 978-0-304-35810-6 .
- Райт, Мэтью (2003). Тихоокеанская война: Новая Зеландия и Япония 1941–45 . Окленд: Рид. ISBN 978-0-7900-0908-7 .
- Залога, Стивен Дж. (2010). Оборона Японии 1945 год . Крепость. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-687-3 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хэлси, Уильям Ф.; Брайан, Джозеф (1947). История адмирала Хэлси . Лондон: Дом Уиттлси. OCLC 747307493 .
- Отдел военно-морского анализа стратегических бомбардировок США (1946). Отчет группы по исследованию бомбардировок кораблей – предисловие, введение, выводы и общее резюме . Japan Air Raids.org.
- Нападения на военные объекты в 1940-е годы
- Конфликты 1945 года
- 1945 год в Японии.
- Японская кампания
- Морские сражения и операции Второй мировой войны.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- События июля 1945 года в Азии
- События августа 1945 года в Азии
- Бомбардировки и бои с моря
- Камаиси, Ивате
- Муроран
- Хитачи, Ибараки
- История Хамамацу
- Сидзуока (город)
- История префектуры Иватэ
- История Хоккайдо
- История префектуры Ибараки
- История префектуры Сидзуока