Военный корабль США Уилкс-Барре
![]() Военный корабль США Уилкс-Барре (около января 1946 г.)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Уилкс-Барре |
Тезка | Город Уилкс-Барре, Пенсильвания |
Строитель | Нью-Йоркская судостроительная корпорация , Камден, Нью-Джерси |
Заложен | 14 декабря 1942 г. |
Запущен | 24 декабря 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 июля 1944 г. |
Выведен из эксплуатации | 9 октября 1947 г. |
пораженный | 15 января 1971 г. |
Судьба | Затоплен при испытаниях 13 мая 1972 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Кливленд» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 610 футов 1 дюйм (185,95 м) |
Луч | 66 футов 4 дюйма (20,22 м) |
Черновик | 24 фута 6 дюймов (7,47 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 11 000 миль (20 000 км; 13 000 миль) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 1285 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 4 × гидросамолета |
Авиационные объекты | 2 × звездные катапульты |
USS Wilkes-Barre — «Кливленд» типа лёгкий крейсер ВМС США , построенный во время Второй мировой войны . Этот класс был разработан как развитие более ранних Brooklyn крейсеров типа , размер которых был ограничен Первым Лондонским военно-морским договором . Начало войны привело к распаду системы договоров, но острая потребность в новых судах не позволила разработать новую конструкцию, поэтому « Кливленды » использовали тот же корпус , что и их предшественники, но были значительно тяжелее. «Кливленды » несли главную батарею из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий в четырех трехорудийных башнях , а также дополнительное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127-мм) орудий двойного назначения . Их максимальная скорость составляла 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час).
Дизайн
[ редактировать ]
Легкие «Кливленд» класса крейсеры возникли в результате проектных работ, выполненных в конце 1930-х годов; В то время водоизмещение до 8000 длинных тонн (8100 т) легкого крейсера было ограничено Вторым Лондонским военно-морским договором . После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года Великобритания объявила, что приостановит действие договора на время конфликта, и ВМС США быстро последовали этому решению. Хотя Соединенные Штаты по-прежнему оставались нейтральными, они осознавали вероятность войны, а острая необходимость в дополнительных кораблях исключала совершенно новую конструкцию, поэтому « Кливленды » представляли собой близкое развитие более ранних «Бруклин» крейсеров класса , главным отличием которых была замена Двухорудийная 5-дюймовая (127-мм) артиллерийская установка двойного назначения для одной из главного 6-дюймовых (152-мм) орудийных башен калибра . [ 1 ]
Уилкс-Барре 610 футов 1 дюйм (186 м) имел общую длину , ширину 66 футов 4 дюйма (20,22 м) и осадку 24 фута 6 дюймов (7,47 м). Ее стандартное водоизмещение составляло 11 744 длинных тонны (11 932 т) и увеличивалось до 14 131 длинной тонны (14 358 т) при полной загрузке . Корабль был оснащен четырьмя паровыми турбинами General Electric , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый четырьмя нефтяными котлами Babcock & Wilcox . 100 000 Турбины мощностью на валу лошадиных сил (75 000 кВт ) должны были обеспечивать максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). Ее экипаж насчитывал 1285 офицеров и рядовых. [ 2 ]
Корабль был вооружен главной батареей из двенадцати орудий Mark 16 калибра 6 дюймов/47 мм. [ а ] в четырех 3-орудийных башнях по центральной линии. Двое были выдвинуты вперед в суперстрелковой паре ; две другие башни были размещены в кормовой части надстройки в другой суперстрелковой паре. ПМК состоял из двенадцати калибра 5 дюймов (127 мм)/38, орудий двойного назначения установленных в спаренных башнях. Два из них были размещены по центральной линии: один непосредственно за передними главными башнями, а другой - сразу за кормовыми башнями. Еще два размещались рядом с боевой рубкой , а еще пара - по обе стороны от кормовой надстройки. Противовоздушная оборона состояла из двадцати восьми 40-мм (1,6 дюйма) орудий Bofors в четырех счетверенных и шести сдвоенных установках и десяти 20-мм (0,79 дюйма) орудий Oerlikon в одиночных установках. [ 2 ]
корабля Толщина поясной брони составляла от 3,5 до 5 дюймов (от 89 до 127 мм), причем более толстая часть находилась в миделе корабля , где она защищала магазины с боеприпасами и машинные отделения. Ее палубная броня имела толщину 2 дюйма (51 мм). Башни главного калибра были защищены гранями толщиной 6,5 дюйма (170 мм) и бортами и верхом толщиной 3 дюйма (76 мм) и поддерживались барбетами толщиной 6 дюймов. Боевая рубка Уилкса-Барре имела борта 5 дюймов. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Киль спущен Wilkes -Barre был заложен на верфи New York Shipbuilding в Камдене, штат Нью-Джерси , 14 декабря 1942 года. Он был на воду 24 декабря 1943 года и вступил в строй 1 июля 1944 года с бортовым номером CL-103. [ 3 ] Корабль отправился в круиз сначала в Чесапикском заливе , а затем в Атлантическом океане, вплоть до залива Пария в Тринидаде в Британской Вест-Индии . Вернувшись в Филадельфию , Уилкс-Барре 23 октября отбыл в Тихий океан. Четыре дня спустя она прошла через Панамский канал , а затем направилась на север, в Сан-Диего, Калифорния , где взяла боеприпасы и другие припасы. Находясь там, она проводила стрельбу у острова Сан-Клементе , а затем 10 ноября отправилась на Гавайи. Через неделю она прибыла в Перл-Харбор , Гавайи, и до начала декабря приняла участие в учениях в этом районе. [ 4 ]
Рейд в Южно-Китайском море
[ редактировать ]
14 декабря «Уилкс-Барре» покинул Перл-Харбор, чтобы присоединиться к остальной части американского флота, который тогда находился на передовой стоянке в Улити на Каролинских островах . По прибытии он был приписан к 17-й крейсерской дивизии, входящей в состав 38-й оперативной группы (TF 38), также известной как Оперативная группа быстрых авианосцев, которая в то время была приписана к 3-му флоту . [ 4 ] В этот период Уилкс-Барре был приписан к подчиненному подразделению Task Group 38.2, которое базировалось на авианосцах «Лексингтон» , «Хорнет» и «Хэнкок» . В состав отряда также входили быстроходные линкоры «Нью-Джерси» и «Висконсин» , три других крейсера и двадцать эсминцев. [ 5 ]
30 декабря флот совершил рейд в Южно-Китайское море . Авианосцы флота нанесли серию ударов по целям на оккупированной японцами Формозе и на южных островах Рюку , чтобы нейтрализовать японские аэродромы, которые в противном случае могли бы помешать неминуемому вторжению на Лусон на Филиппинах. Затем оперативная группа развернулась, чтобы нанести удар по японским позициям на самом Лусоне . Следующий раунд атак на Формозу последовал 9 января 1945 года, а затем был направлен на прикрытие фланга сил, осуществляющих вторжение в залив Лингаен, чтобы заблокировать возможную атаку частей японского флота. [ 4 ]
Сообщения о японских военных кораблях у залива Камрань во Французском Индокитае 12 января побудили американское командование выделить «Уилкс-Барре» , остальную часть 17-й крейсерской дивизии, «Нью-Джерси» и «Висконсин» , а также эсминцы сопровождения, чтобы сформировать оперативную группу 34.5 (TG 34.5). [ 4 ] [ 5 ] крейсеров Их отправили на поиск японских кораблей, но гидросамолеты не смогли их обнаружить, и позже в тот же день дивизия вернулась в TF 38. Уилкс-Барре и остальная часть флота столкнулись с суровой погодой 13 и 14 января, что временно приостановило наступательные операции. Авианосцы возобновили атаки вдоль побережья оккупированного Китая 15 января, перебрались на Формозу 21 января и завершились последней атакой на Окинаву в районе Рюкус на следующий день. Затем TF 38 вернулся в Улити и прибыл туда 26 января для ремонта и пополнения боеприпасов и запасов. Там командование подразделением перешло к 5-му флоту , и ему соответственно была присвоена оперативная группа 58. [ 4 ]
Иводзима и Окинава
[ редактировать ]
Уилкс-Барре и остальная часть 17-й крейсерской дивизии были переведены в TG 58.3, которым командовал контр-адмирал Фредерик К. Шерман . В состав отряда также входили авианосцы «Банкер-Хилл» , «Эссекс» и «Каупенс» , линкоры «Нью-Джерси» и «Саут-Дакота» , большой крейсер «Аляска» , два других крейсера и четырнадцать эсминцев. В ходе операций в течение следующих двух месяцев состав подразделения менялся по мере вывода судов на ремонт или техническое обслуживание. [ 6 ] Затем флот направился для нанесения ударов по столице Японии Токио , начиная с 16 февраля и продолжаясь два дня. Эти нападения были призваны отвлечь внимание японцев от вторжения на Иводзиму . Затем флот направился на юг, чтобы напрямую поддержать вторжение, совершая набеги на соседние острова Чичи-Дзима и Хаха-Дзима по пути . 19 февраля начался десантный десант на Иводзиму. Два дня спустя Уилкс-Барре был отделен от прикрытия авианосца, чтобы оказывать огневую поддержку морским пехотинцам, сражавшимся на берегу. Огнем корабля руководили его гидросамолеты OS2U Kingfisher , и ему приписывают разрушение многочисленных оборонительных позиций и складов боеприпасов. Ее орудия также отразили попытку контратаки японских защитников. [ 4 ]
Корабль вернулся на свою позицию на экране авианосца в TG 58.3 23 февраля, прежде чем флот отправился для проведения еще одной атаки на Токио 25 февраля, за которой последовал рейд на Окинаву 1 марта. Затем корабли вернулись в Улити для дозаправки и приема дополнительных боеприпасов и припасов. Флот оставался там с 5 по 14 марта. Уилкс-Барре принял участие в учениях с другими элементами флота, получившими обозначение оперативной группы 59, 14 и 15 марта, а затем вернулся в TG 58.3 позже 15-го числа. Затем оперативная группа быстрых авианосцев отправилась в атаку на Японию, которая началась 18 марта и нацелилась на самый южный остров Кюсю . На следующий день Уилкс-Барре сбил Yokosuka D4Y «Джуди» пикирующий бомбардировщик . Тем не менее японцы нанесли пару ударов по авианосцу «Франклин» , нанеся серьезные повреждения и вынудив TG 58.3 временно выйти из боя, чтобы прикрыть искалеченного «Франклина» , когда он отходил. [ 4 ]
TG 58.3 возобновила удары 23 марта, нацелившись на Окинаву в течение следующего дня, чтобы подготовиться к предстоящему вторжению на Окинаву . Уилкс-Барре спустила на воду один из своих «Кингфишеров», чтобы спасти двух пилотов, сбитых у Минами Дайто Сима 24 числа. Уилкс-Барре 27 марта и остальные члены 17-й крейсерской дивизии обстреляли японский аэродром на острове Минами-Дайто-Сима. Два дня спустя флот повернул обратно на север для дополнительных ударов по Кюсю. Уилкс-Барре запустила один из своих «Кингфишеров», чтобы подобрать еще пару пилотов с авианосца «Банкер Хилл», сбитых у Якусимы во время атак. Американские войска начали высаживаться на берег Окинавы 1 апреля, а TF 58 продолжала поддерживать операцию, нанося удары по японским аэродромам в регионе, в том числе на Кюсю, Сикоку и южном Хонсю . В ответ японцы начали сильные воздушные атаки, уделяя особое внимание тактике камикадзе . 11 апреля Уилкс-Барре захватили зенитчики три самолета Mitsubishi A6M Zero. истребители и пикирующий бомбардировщик Aichi D3A «Вал», а также частичное признание еще двух Зеро. [ 4 ]

16 апреля TF 58 предприняла еще одну серию атак на японские аэродромы на Кюсю. Поздно вечером того же дня, около 18:54, артиллеристы Уилкс-Барре сбили японский бомбардировщик, пытавшийся атаковать американские авианосцы. На следующее утро она сбила Зеро в 09:39. Во время операций у Окинавы и на юге Японии Уилкс-Барре продолжала использовать свои «Кингфишеры» для спасения сбитых экипажей самолетов, включая пару пилотов у Окинавы 26 апреля. Дальнейшие удары по Японии были нанесены в течение первых десяти дней мая, а 10-го числа Уилкс-Барре и остальная часть 17-й крейсерской дивизии были выделены в оперативную группу 58.3 вместе с группой эсминцев сопровождения для повторной бомбардировки Минами Дайто Сима. . На следующий день корабли вернулись в TF 58; В то утро флот подвергся нападению камикадзе, и двое из них поразили Банкер-Хилл , причинив серьёзный ущерб. Уилкс-Барре было приказано подойти к нему в 10:59 и помочь в тушении пожара. Крейсер коснулся носом правый борт Банкер -Хилла, чтобы около сорока человек, оказавшихся в ловушке пожара, могли подняться в безопасное место на борт Уилкс-Барре . Корабль отправил на борт авианосца дополнительное противопожарное оборудование и забрал раненых, и к 15:34 пожар был потушен, что позволило Уилкс-Барре отойти. [ 4 ]
тринадцать человек из Банкер-Хилла К 12 мая умерли , поэтому в тот же день было проведено захоронение в море ; оставшиеся в живых были переведены на корабль-госпиталь « Баунтифул» . Позже, 12 числа, TF 58 приступила к нанесению еще одного раунда ударов по аэродромам Кюсю, чтобы еще больше ослабить способность японцев вмешиваться в флот вторжения на Окинаву. Рейд начался на следующее утро, а 14 мая японцы начали воздушную контратаку. Во время боя осколки снаряда, возможно, американского орудия, попали в Уилкс-Барре и ранили девять человек на кормовом сигнальном мостике. Со своей стороны, артиллеристы корабля взяли на себя частичную ответственность за сбитый «Зеро» в 08:16. 28 мая 3-й флот возобновил командование оперативной группой быстрых авианосцев, и подразделение Уилкса-Барре было соответственно переименовано в TG 38.3. На следующий день Уилкс-Барре был откомандирован из подразделения и вернулся на Филиппины для ремонта и технического обслуживания в заливе Сан-Педро , который длился с 1 по 20 июня. В течение следующих трех дней она принимала участие в стрельбах и тактических тренировках. Самар . Она оставалась в бухте до конца месяца. [ 4 ]
Конец войны и оккупации
[ редактировать ]
После этого Уилкс-Барре присоединился к TF 38, снова входившему в состав TG 38.3, который 1 июля совершил боевой вылет, чтобы начать последнюю крупную кампанию воздушных ударов по Японии. Следующая неделя состояла из учений по боевой подготовке, а 10 июля начались первые атаки на объекты на Хонсю и Хоккайдо. 14 числа «Уилкс-Барре» и несколько других судов были выделены для создания оперативной группы 35.1; в состав отряда также входили «Пасадена» , «Астория» и «Спрингфилд » и шесть эсминцев. Их послали провести поиск японских судов у северного Хонсю и в проливе Кии , но им не удалось обнаружить никаких целей. [ 4 ] [ 7 ] Уилкс-Барре 24 июля снова был отправлен на соединение с бомбардировочными силами TG 35.3 вместе с Асторией , Пасаденой и Спрингфилдом . В тот вечер корабли обстреляли базу гидросамолетов в Кушимото , а затем подвергли бомбардировке мыс Сиономисаки . [ 8 ] Дальнейшие удары авианосцев были нанесены в конце июля, но плохая погода вынудила флот временно отступить в начале августа. Флот вернулся к побережью Японии 8 августа и возобновил воздушные атаки 9 и 10 августа, к этому времени обе атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. К 15 августа японское правительство согласилось сдаться, положив конец войне. За службу во время конфликта Уилкс-Барре получила четыре боевые звезды . [ 4 ]
23 августа корабли 17-й крейсерской дивизии были отделены от ТГ 38.3. Четыре дня спустя они присоединились к флоту, вошедшему в залив Сагами , расположенный за пределами Токийского залива , где 2 сентября должна была состояться церемония капитуляции. 3-го числа «Уилкс-Барре» вошел в Токийский залив, когда началась подготовка к оккупации Японии . Судно было назначено флагманом Task Unit 35.7.2., одной из оккупационных группировок, которой была поставлена задача занять военно-морскую базу в Татеяме . Там сверхмалые подводные лодки и катера-камикадзе «Синё 10 сентября были захвачены ». Затем Уилкс-Барре вернулся в Токио и с 12 по 14 сентября находился в заливе Сагами, чтобы контролировать демилитаризацию баз сверхмалых подводных лодок в Абурацубо и Курихаме . Позже, 14 числа, после дозаправки в Токийском заливе крейсер направился в Онагаву , где с 15 по 17 сентября помогал оккупационным силам. После этого она переехала в Кацууру и 24 сентября вернулась в Токио. [ 4 ]
Уилкс-Барре стоял на якоре у Токио с 24 сентября по 4 октября, а затем с 24 по 28 октября принимал участие в тренировочных маневрах. К тому времени 5-й флот возобновил контроль над американским флотом в Японии. Уилкс-Барре был отделен 5 ноября и отправлен в Корею, ранее находившуюся под контролем Японии, 9 ноября; она прибыла в Инчхон 13 ноября. Там она присоединилась к эсминцам «Харт» и «Белл» , которые вместе отправились в Циндао , Китай, который также находился под японской оккупацией. Корабли курировали там демилитаризацию японских сил до 19 ноября, а затем перебрались в Таку и Циньхуандао , Китай, для выполнения той же задачи. Позже Уилкс-Барре вернулся в Циндао и оставался там до конца года. [ 4 ]
Послевоенная карьера и судьба
[ редактировать ]
13 января 1946 года Уилкс-Барре покинул Циндао и направился в Соединенные Штаты. Она остановилась в Перл-Харборе по пути к западному побережью Соединенных Штатов и наконец прибыла в Сан-Педро, Калифорния , 31 января. Она пробыла там лишь ненадолго, а 4 марта отправилась в путь, чтобы переехать на восточное побережье Соединенных Штатов . Пройдя через Панамский канал с 12 по 14 марта, корабль прибыл в Филадельфию 18 марта. 20 октября он отплыл на юг, чтобы принять участие в Дня военно-морского флота праздновании в Новом Орлеане 27 октября. После этого Уилкс-Барре направилась в залив Гуантанамо на Кубе, где присоединилась к своим однотипным кораблям «Дейтон» и «Провиденс» для тренировок. 13 декабря корабль прибыл в Норфолк, штат Вирджиния . [ 4 ]
Уилкс-Барре отправился в круиз доброй воли в Северную Европу 17 февраля 1947 года. Он остановился в Плимуте в Соединенном Королевстве 27 февраля и совершил круиз в британских водах в течение марта и апреля, во время которого он отплыл в Берген , Норвегия. После этого она вернулась в Соединенные Штаты, где была направлена в Резервный флот США . Он был выведен из эксплуатации 9 октября и направлен в резервный флот, базирующийся в Филадельфии. ее не исключили из военно-морского реестра Она оставалась там до тех пор, пока 15 января 1971 года ; это был последний легкий крейсер в составе ВМФ. Корабль был передан на утилизацию для проведения испытаний подводного оружия. Во время одного из таких испытаний у Флорида-Кис 12 мая 1972 года корпус старого крейсера сломался пополам. Кормовая часть затонула в тот день, но носовая часть оставалась на плаву, пока . на следующий день ее не затопили затоплением [ 4 ]
Две части Уилкс-Барре превратились в искусственные рифы и являются популярным местом для глубоководного дайвинга . Затонувший корабль стоит вертикально на дне океана на глубине 320 футов (98 м), а верхняя палуба находится на глубине около 210 футов (64 м), но самая высокая точка затонувшего корабля находится на высоте 140 футов (43 м). ). [ 9 ] По словам дайвера и писателя Стивена Сингера, это место подходит только для опытных дайверов. [ 10 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фридман 1984 , стр. 245–247.
- ^ Jump up to: а б с Фридман 1980 , с. 119.
- ^ Фридман 1980 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п ДАНФС .
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 380.
- ^ Ровер , стр. 393, 399–400, 408.
- ^ Ровер , стр. 422.
- ^ Ровер , стр. 424.
- ^ Стернс , с. 63.
- ^ Сингер , с. 102.
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1980). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 86–166. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Фридман, Норман (1984). Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-739-5 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Певец, Стивен Д. (2011). Кораблекрушения Флориды: полный список . Сарасота: Ананас Пресс. ISBN 978-1-56164-896-2 .
- Стернс, Уильям (апрель 1995 г.). Гувер, Пирс (ред.). «Технические катастрофы Ки-Уэста». Спортивный дайвер . Зимний парк: Мировые публикации. п. 63.
- «Уилкс-Барре (CL-103)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . 2 ноября 2015 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Shipwreck Expo - Wilkes-Barre. Архивировано 15 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Профиль Divespot. Архивировано 10 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- Фотогалерея военного корабля США Wilkes-Barre (CL-103) на сайте NavSource Naval History
24 ° 36'36 "с.ш. 81 ° 45'47" з.д. / 24,6101 ° с.ш. 81,7630 ° з.д.