Jump to content

HNoMS Нордкап

Нордкап у Исландии
История
Норвегия
Имя Нордкап
Тезка Нордкап
Строитель Хортенская военно-морская верфь
Номер двора 123 [ 1 ]
Запущен 18 августа 1937 г.
Выведен из эксплуатации 29 июля 1954 г.
Переименован
  • Скародд (1956)
  • Тор Хьюго (1971)
Судьба Продан гражданским владельцам в 1956 году, переоборудован в рыболовное судно , затонуло у берегов Западной Африки 27 ноября 1972 года. [ 2 ]
Послужной список
Командиры: Лейтенант-коммандер Джон Сейп
Операции:
Победы:
  • Немецкий танкер Kattegat водоизмещением 6031 тонна .
  • 9 апреля 1940 г.
Общие характеристики
Смещение 234 тонны стандарт
Длина 130,5 футов (39,78 м)
Луч 21,5 футов (6,55 м)
Черновик 7,5 футов (2,29 м)
Движение
Скорость 13,7 узлов (25,37 км/ч)
Диапазон
  • 3200 морских миль (5926,40 км)
  • на скорости 11 узлов (20,37 км/ч)
Дополнить
  • Как построено:
  • 22 мужчины
  • После восстановления Великобритании: [ 2 ] [ 3 ]
  • 28 мужчин
Вооружение
Примечания Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 4 ]

HNoMS Nordkapp был головным кораблем класса Nordkapp рыбоохранных судов . Спущен на воду 18 августа 1937 года на Хортен военно-морской верфи под заводским номером 123. [ 1 ] У нее был один родственный корабль, HNoMS Senja . Нордкапп был назван в честь мыса Нордкап в Финнмарке . Как это было типично для ее класса, «Нордкап» был очень неустойчив в бурном море и с самого начала считался второсортным судном. Нордкап плавал на протяжении всей Второй мировой войны и служил на нескольких театрах военных действий. [ 5 ]

Нордкап в норвежской кампании

[ редактировать ]

Когда немцы вторглись в Норвегию 9 апреля 1940 года, Нордкап дислоцировался в Северной Норвегии , входя в Королевского военно-морского флота Норвегии. 3-й военно-морской округ [ 6 ] под командованием лейтенант-коммандера Джона Сейпа. [ 4 ] Во время Норвежской кампании Нордкапп увидела первые действия в своей карьере.

Тонущий Каттегат

[ редактировать ]

Вечером 9 апреля «Нордкап» водоизмещением 6031 тонну перехватил немецкий танкер «Каттегат». [ 7 ] [ 8 ] Бремена [ 9 ] в Глом-фьорде южнее Нарвика . «Каттегат» был одним из двух военно-морских танкеров, которые немцы намеревались использовать для быстрой дозаправки десяти эсминцев оперативной группы «Нарвик» , что позволило им уйти обратно в Германию до того, как Королевский флот сможет их поймать и потопить. [ 10 ] Готовясь к своей миссии по снабжению, Каттегат 6 апреля покинула пилотную станцию ​​в Копервике в Западной Норвегии и должна была прибыть в Нарвик 9 апреля. [ 11 ] Танкер поддержки Кригсмарине отправился в Норвегию из Вильгельмсхафена на немецком побережье Северного моря 3 апреля в рамках подготовки к вторжению. [ 12 ] В то время как другой танкер, судно-фабрика китового жира «Ян Веллем» водоизмещением 11 766 тонн , прибыл в Нарвик из немецкой базы «Норд» в бухте Большая Западная Лица на Кольском полуострове в России перед нападением Германии. [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ] Капитан в Каттегата Вест был предупрежден о минном поле британских военно-морских сил в -фьорде ( операция Уилфред ) и отказался продолжать, решив вместо этого встать на якорь в Сандлогбукте, Невердал, Орнесе в Мелой . [ 10 ]

Приветствие

[ редактировать ]

Подойдя к кабельтова на расстояние Каттегату , лейтенант-коммандер Зейп окликнул немецкий танкер, потребовав от него представиться. В ответ немецкий капитан сообщил, что « Видкун Квислинг стал новым премьер-министром Норвегии и что всем норвежским военно-морским кораблям было приказано сотрудничать с немецкой Кригсмарине». Сейп не получит никакой информации от Каттегата , пока сам не назовет свое имя и звание. Пока продолжался этот обмен сигналами, Каттегат отправил радиосообщения с просьбой о помощи Кригсмарине и сопровождении оставшейся части пути до Нарвика. [ 15 ]

Перед столкновением с немецким кораблем командир « Нордкапа » получил от 3-го военно-морского округа указание взять его в качестве приза , но после разговора с двумя норвежскими пилотами, которые незадолго до этого руководили немецким танкером, он решил, что так и будет. слишком рискованное предприятие. [ 10 ]

Поскольку пилоты, вошедшие в Нордкап во время обмена сигналами патрульного катера с Каттегатом , сообщили, что весь экипаж танкера из тридцати девяти человек был вооружен и одет в военно-морскую форму, Зейп счел невозможным подняться на абордаж и захватить корабль, поскольку его собственные 22 человека были вооружены и одеты в военно-морскую форму. Всего в экипаже из четырех человек было всего четыре винтовки . [ 10 ] [ 15 ] По его оценке, контролировать большой немецкий экипаж на всем пути до порта Будё , будучи в меньшинстве и, вероятно, в вооружении, было бы слишком сложно. [ 10 ] [ 16 ]

В ответ на агрессивные сигналы, полученные из Каттегата , Зейп отправил короткое сообщение, в котором советовал немецкому экипажу покинуть корабль в течение 10 минут или столкнуться с последствиями. По истечении десяти минут никакой реакции со стороны немецкого экипажа не наблюдалось, и Нордкапп произвел предупредительный выстрел. [ 16 ] Поскольку в сгущающейся темноте по-прежнему не было видно никакой реакции, по Каттегата ватерлинии было выпущено четыре 47-мм снаряда . Поскольку немцы открыли клапаны своего корабля, покидая танкер, Каттегат быстро затонул. Тридцать четыре члена экипажа были доставлены на борт «Нордкаппа» в качестве военнопленных с близлежащей пристани, а остальным пятерым удалось бежать в горы после того, как их корабль был потоплен. [ 10 ] [ 16 ] [ 17 ] 34 военнопленных с немецкого танкера были доставлены в Мушён и переданы там военным властям. [ 16 ]

Последствия и последствия

[ редактировать ]

Эффект от исключения Каттегата из немецкой цепочки поставок был разрушительным. [ 18 ] немецкие эсминцы в Нарвике можно было дозаправлять только по два за раз вместо запланированных четырех. [ 19 ] Кроме того, «Ян Веллем» не имел достаточно топлива для всех 10 немецких эсминцев. [ 16 ] [ 20 ] Следовательно, немецкие военные корабли в Нарвике не смогли вовремя уйти и были уничтожены Королевским флотом в сражениях при Нарвике . [ 16 ] [ 19 ] Когда 2-я флотилия эсминцев численностью пять эсминцев под командованием коммодора Бернарда Уорбертона-Ли вошла в Уфот-фьорд 10 апреля , чтобы начать Первую битву при Нарвике , вице-адмирал Уильям Уитворт, командующий силами Королевского флота в районе Нарвика, получил сообщение из Норвегии, заявив, что Каттегат был перехвачен и затоплен в 3 морских милях (5,56 км) от берега. [ 9 ]

Каттегат Позже был спасен норвежскими военными, а в Свольвере было выгружено 1400 тонн дизельного топлива и 207 баррелей смазки . 15 мая, прежде чем Каттегат был готов отправиться в Тромсё , он был разбомблен и поврежден немецким самолетом. Поскольку на поврежденном корабле все еще было 5000 тонн нефти, местный флот рыбацких лодок помогал себе с грузом, пока немцы не прибыли, чтобы вернуть корабль после капитуляции материковой Норвегии в июне. [ 21 ] Недолгое время, пока Каттегат находилась в руках норвежцев, она служила под именем MT Bodø . [ 7 ]

Обязанности по охране и сопровождению

[ редактировать ]

Следующее задание Нордкапп после того, как она разобралась с Каттегаттом, пришло 13 апреля, когда ей было приказано отправиться в Брённёйсунд . Немецкий гидросамолет Heinkel He 115 приземлился там после того, как у него закончилось топливо, и был захвачен местной полицией, которая взяла под стражу четырех немецких летчиков. Самолет был захвачен в целости и сохранности с полной бомбовой нагрузкой, а затем был доставлен в Тромсё лейтенантом воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии Сивертсеном и направлен на норвежскую службу. [ 22 ]

С 16 по 22 апреля Нордкап был развернут вместе с эскадрой Королевского флота из 14 военных кораблей и двух военных кораблей , прибывших в Сьона-фьорд к северу от Санднессйёна . Когда силы разделились и некоторые эсминцы направились на юг, Нордкап последовал за основными силами на север. За время, пока он следовал за британскими судами, отряд подвергся нескольким воздушным атакам Германии, при этом норвежский корабль не получил никаких повреждений. [ 22 ]

Патрульные и бомбардировочные миссии

[ редактировать ]

Покинув британскую оперативную группу, Нордкапп большую часть времени до конца мая проводила в патрулировании и охране британского минного поля в Анд-фьорде на севере Нордланда /южном Тромсе .

24 мая она посетила Будё, а к 30 мая началась эвакуация 4000 военнослужащих британской армии из региона Будё. К тому времени Будё в течение нескольких дней подвергался сильным бомбардировкам Люфтваффе , и было замечено, что немецкие войска продвигались к Рёсвику к северо-востоку от Будё. 3 июня Нордкап был отправлен вместе с 463-тонным британским кораблем Q- Sranen. [ 23 ] к Лейрфьорду , чтобы попытаться остановить продвижение противника морским путем. Два корабля обстреляли немецкие войска в этом районе, а затем разделились и направились на север, а Нордкап направился к Свольверу. [ 22 ]

Дружественный пожар и эвакуация

[ редактировать ]

7 июня 1940 года Нордкап прибыл в Свольвер и получил приказ норвежского верховного командования эвакуировать все действующие военные корабли в союзные порты. В то время как большинство из тринадцати кораблей военно-морского флота, избежавших капитуляции материковой Норвегии, отправились в путь в тот же день, Нордкап оставался до раннего утра следующего дня, чтобы дать беженцам и добровольцам больше времени для сбора для путешествия в Соединенное Королевство . По приказу лейтенант-коммандера Зейпа первым пунктом назначения его корабля за границу должны были стать Фарерские острова . [ 24 ]

Вечером 7 июня немецкая авиация разбомбила и разрушила нефтебазу в городе. Около 02:00, прежде чем Нордкап был готов плыть на запад и начать пятилетнюю службу в изгнании , два корабля прибыли в Свольвер и начали уничтожать оставшиеся нефтяные резервуары артиллерийским огнем. Предполагая, что это немецкие корабли, второй командир «Нордкапа» , прапорщик Андерсен, который командовал кораблем, поскольку лейтенант-коммандер Зейп в то время находился на совещании на суше, отплыл и атаковал два неизвестных корабля. Когда он открыл огонь по двум кораблям из своей единственной пушки, они быстро открыли ответный огонь, и последовала 45-минутная артиллерийская дуэль. Ни одной из сторон не удалось поразить противника во время боя, и в конце концов обе стороны узнали истинную личность друг друга. Кораблями, с которыми Нордкап сражался в течение трех четвертей часа, были «Ранен» и 655-тонный противолодочный траулер Королевского флота «Северная жемчужина» . [ 25 ] Всего четыре дня назад Ранен бомбардировал немецкие позиции вместе с Нордкапом . [ 24 ]

После почти фатального с дружественным огнем инцидента Нордкапп вернулся в Свольвер и взял на борт добровольцев, а затем покинул порт в 03:00 8 июня. [ 26 ] Среди пассажиров были 19 военнослужащих Королевского военно-морского флота Норвегии, многие из которых были членами экипажей судов, затонувших в предыдущие два месяца. [ 27 ]

9 июня Нордкап присоединился к британскому эвакуационному конвою . Во время пути на запад корабли были атакованы немецкими бомбардировщиками, но не получили никаких повреждений. [ 28 ]

После четырех дней плавания Нордкап 12 июня достиг Торсхавна на Фарерских островах. [ 4 ] пополнение запасов перед продолжением пути в Соединенное Королевство.

Служба за рубежом

[ редактировать ]

Исландия и шетландский автобус

[ редактировать ]

После прибытия в Росайт в Шотландии 18 июня 1940 года Нордкап был перестроен и перевооружен. [ 3 ] и был объявлен действующим 14 сентября 1940 года. [ 2 ] Она была отправлена ​​​​в Исландию с 21 сентября 1940 года. [ 4 ] В Исландии он служил патрульным судном до 9 сентября 1943 года, когда его перевели на Шетландские острова для поддержки автобусных операций на Шетландских островах. На Шетландских островах она действовала с 22 сентября 1943 г. [ 2 ] совместно с патрульными кораблями RNoN Horten , Molde , Narvik и Risør . [ 29 ]

Операция Нептун и Скапа-Флоу

[ редактировать ]

Между днем ​​«Д» и 18 июня 1944 года Нордкап принял участие в операции «Нептун» , морской части вторжения в Нормандию . 6 июня он сопровождал конвой транспортов из Саутенд-он-Си на восточном побережье Великобритании до пляжей британского вторжения, а затем сопровождал корабли вдоль побережья Нормандии . [ 30 ] Основной угрозой, от которой она защищала союзные корабли, были атаки немецких электронных и подводных лодок . [ 31 ]

11 сентября 1944 года он отплыл из Портленда в Абердин на техническое обслуживание и оставался там до 15 декабря 1944 года, когда его снова перевели. [ 32 ] на этот раз для охраны главной базы Флота метрополии в Скапа-Флоу , и эту роль она будет продолжать до 1 января 1945 года. После этого она переехала в Леруик , Шетландские острова , где она базировалась до дня Победы . [ 2 ]

Вернуться в Норвегию

[ редактировать ]

18 мая 1945 года, через десять дней после окончательной капитуляции Германии в Норвегии , Нордкапп покинула ссылку в Метиле в Соединенном Королевстве и отплыла домой. Два дня спустя, 20 мая, она прибыла на свою новую базу в юго-западном порту Ставангер , положив конец почти пятилетнему изгнанию. [ 32 ]

Пост-был

[ редактировать ]

После окончания Второй мировой войны Нордкапп возобновил свои довоенные обязанности в качестве судна береговой охраны , пока не был выведен из эксплуатации и поставлен на стоянку в Хортене 29 июля 1954 года. В 1956 году он был продан в гражданскую собственность, и он нашел новую карьеру в качестве рыболова. Судно принадлежало двум владельцам: сначала как Скародд , а затем с 1971 года как Тор Хьюго . Ее долгая карьера закончилась 27 ноября 1972 года, когда она затонула у берегов Западной Африки из-за протечек и катастрофического разрушения корпуса . [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б « Нордкап (6110276)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 3 февраля 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Абельсен 1986: 85
  3. ^ Jump up to: а б с Сивертсен 1999:206
  4. ^ Jump up to: а б с д Абельсен 1986:: 211
  5. ^ Сивертсен 2000: 31.
  6. ^ Нихорстер, Лео. «Скандинавская кампания: административный боевой порядок 3-го военно-морского округа Королевского флота Норвегии» . Проверено 3 февраля 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б Лоусон, Сири Холм. «М/Т Будё» . Warsailors.com . Проверено 3 февраля 2009 г.
  8. ^ «5606813» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 3 февраля 2009 г.
  9. ^ Jump up to: а б Весы 1963: 83
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сивертсен 2000: 23
  11. ^ Весы 1963: 80
  12. ^ Смит, Гордон. «Морские события, апрель 1940 года, часть 1 из 4, понедельник, 1 – воскресенье, 7» . naval-history.net . Проверено 3 февраля 2009 г.
  13. ^ «5605562» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 9 января 2009 г.
  14. ^ Ковалёв, Сергей (2004). «Тайна Базиса Норда» . Международное ежеквартальное издание «Нефть России» (2). Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 26 августа 2008 г.
  15. ^ Jump up to: а б Весы 1963: 81
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Весы 1963: 82
  17. ^ Андресен, Даг-Йостейн (2 апреля 2004 г.). «Морские бои у Нарвика 10 апреля 1940 года» . Дайвинг на затонувшие корабли в Северной и Центральной Норвегии (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 19 января 2009 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
  18. ^ О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института . п. 32. ISBN  978-1-59114-651-3 .
  19. ^ Jump up to: а б Сивертсен 2001: 86
  20. ^ Дилди, Дуглас К.; Джон Уайт (2007). Дания и Норвегия, 1940 год . Издательство Оспри . п. 47. ИСБН  978-1-84603-117-5 .
  21. ^ Сивертсен 2000: 24.
  22. ^ Jump up to: а б с Сивертсен 2000: 32
  23. ^ Лоусон, Сири Холм. «Д/С Ранен» . Warsailors.com . Проверено 3 февраля 2009 г.
  24. ^ Jump up to: а б Берг 1997: 32
  25. ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Northern Gem (194 финансовый год)» . uboat.net . Получено 3 февраля.
  26. ^ Берг 1997: 33.
  27. ^ Берг 1997: 33–34.
  28. ^ Берг 1997: 34.
  29. ^ Берг 1997: 104.
  30. ^ Берг 1997: 142.
  31. ^ Берг 1997: 136.
  32. ^ Jump up to: а б Томассен 1995: 229.

Библиография

[ редактировать ]
  • Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN  82-7046-050-8 .
  • Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940–8. Май 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN  82-993545-2-8 .
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (1999). Эсминец Sleipner в военно-морском оборонительном районе Ромсдалсфьорд, апрель 1940 года (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале.
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2000). С королем в новой битве - Наращивание военно-морского флота во время Второй мировой войны (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN  82-994738-8-8 .
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2001). Флот день за днем ​​1814–2000 гг. (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN  82-92217-03-7 .
  • Томассен, Мариус (1995). 90 лет под чисто норвежским военным флагом (на норвежском языке). Берген: Эйде Форлаг. ISBN  82-514-0483-5 .
  • Вааге, Йохан (1963). Бои за Нарвик (на норвежском языке). Осло: Дрейерс Форлаг.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47c3dff5d795bca1a037e7b8bf0e8068__1720098900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/68/47c3dff5d795bca1a037e7b8bf0e8068.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HNoMS Nordkapp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)