Jump to content

Норвежские вооруженные силы в изгнании

Военный мемориал норвежской бригады в садах Вест-Принсес-стрит Эдинбурге в .

Норвежские вооруженные силы в изгнании ( норвежский : Utefronten , букв. «Внешний фронт») были остатками вооруженных сил Норвегии, которые продолжали сражаться с державами Оси из стран -союзников , таких как Великобритания и Канада , после того, как они избежали немецкого завоевания. Норвегии во время Второй мировой войны .

Норвежские солдаты на передовой к северу от Нарвика , май 1940 года.

Норвегия была нейтральной в Первой мировой войне и старалась оставаться нейтральной во Второй мировой войне . Нейтралитет сохранялся до тех пор, пока 9 апреля 1940 года не началось немецкое вторжение. С помощью союзных войск норвежская оборона первоначально добилась ряда успехов. Например, войска смогли захватить большую часть французской линии к северу от Ромбакс-фьорда и были готовы к крупному наступлению, которое было запланировано на 8 июня. [1] Однако атака была отменена генералом Антуаном Бетуаром после вывода войск союзников из Норвегии. Несмотря на оговорки со стороны норвежцев, был реализован план эвакуации, который предусматривал изгнание короля Норвегии в Великобританию и вывод свободных норвежских войск, которыми будет командовать генерал Карл Густав Флейшер . [1] Генерал Руге остался, отказавшись покинуть оставшиеся войска. Вместо этого он руководил организованным отходом, успешно демобилизовав тыловые районы до того, как немцы узнали, что происходит. В эвакуации участвовал британский батальон, дислоцированный в Домбосе, для прикрытия отходящих войск, а норвежцы обеспечивали транспорт. [2] Великобритания отправила легкий крейсер HMS Glasgow в качестве транспорта короля Хокона VII, королевской семьи и его правительства. [2]

Норвежская береговая артиллерия в достаточной степени задержала захват Осло немцами , чтобы позволить королю Норвегии , королевской семье и правительству бежать из столицы и в конечном итоге добраться до Соединенного Королевства. [3] Норвежская армия была вынуждена двигаться на север от столицы к Лиллехаммеру , где к ней присоединились две британские бригады. Было решено, что союзники должны сконцентрироваться на отвоевании Нарвика вошла 6-я норвежская дивизия , куда 28 мая . Однако гарнизон союзников в порту был неустойчив, и к 7 июня 1940 года он был эвакуирован в Соединенное Королевство. За ним последовали тринадцать кораблей, пять самолетов и 500 человек из Королевского военно-морского флота Норвегии. Около 25 000 норвежских солдат сбежали и в конечном итоге служили в силах Свободной Норвегии за границей. [4]

10 июня Руге подписал договор о капитуляции норвежской армии. [5] Немцы оккупировали Норвегию до капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

Изгнанные силы

[ редактировать ]
Охранник в тренировочном лагере «Маленькая Норвегия» в Торонто, Онтарио , Канада.

В отличие от военно-морского флота и военно-воздушных сил, армия не смогла легко уйти, и после немецкого вторжения почти вся она осталась в Норвегии . Некоторые из этих людей войдут в состав норвежских сил сопротивления до конца войны, пока Норвегия не восстановит свободу в мае 1945 года.

Норвежские солдаты в Соединенном Королевстве сформировали подразделения, в том числе Норвежскую независимую роту 1 и 5-й отряд № 10 (межсоюзнического) коммандос . В годы изгнания в Великобритании основная часть норвежской армии состояла из бригады в Дамфрисе . [6] и более мелкие подразделения, дислоцированные в Исландии, Ян-Майене , Шпицбергене и Южной Георгии . Некоторые подразделения были отправлены для участия в освобождении Финнмарка .

[ редактировать ]

Военно-морской флот был крупнейшим из трех норвежских вооруженных сил, эвакуированных в Великобританию. В июне 1940 года в Лондоне был создан новый военно-морской штаб, и с одобрения и поддержки британского правительства и военно-морского флота норвежский флот приступил к ремонту и переоснащению своих кораблей, стремясь оставаться эффективной силой сопротивления Германия. [7]

Восстановление и ранние действия

[ редактировать ]
Слейпнер в море вскоре после Второй мировой войны.

Из тринадцати кораблей, сбежавших в Британию, только один был современным боевым кораблем: HNoMS Sleipner . Другим кораблем был гораздо более старый и почти устаревший эсминец, HNoMS Draug , спущенный на воду в 1908 году. Sleipner был включен в состав Королевского флота и назначен для защиты прибрежных конвоев, и эту задачу он выполнял до 1944 года. Draug оставался в британских прибрежных водах. выполнял различные функции в качестве сторожевого корабля, эскорта конвоя и корабля-депо . Остальные 11 кораблей представляли собой более мелкие патрульные и рыбоохранные корабли, которые в основном были переоборудованы в тральщики и приняты на вооружение на маршрутах прибрежных конвоев. [7]

Норвежский мотор стартовал у Дувра

Первыми боевыми кораблями, принятыми в состав ВМФ в изгнании, были два моторных торпедных катера (МТБ), получившие просто названия «5» и «6». Они были развернуты в составе 11-й британской флотилии МТБ и проводили оборонительные операции в Ла-Манше. Еще пять МТБ были введены в строй и приняты на вооружение, но оказались не очень мореходными и к середине лета 1942 года были выведены из эксплуатации. Их заменили восемь МТБ Fairmile D , которые были организованы в 30-ю флотилию МТБ. Это подразделение препятствовало немецкому судоходству вдоль норвежского побережья. [7]

Норвежский военно-морской флот реквизировал множество рыболовных и китобойных судов из своего торгового флота для переоборудования в тральщики, патрульные корабли, суда сопровождения и различные другие вспомогательные военно-морские корабли. Из числа этих кораблей независимое подразделение ВМС Норвегии , получившее прозвище «Шетландский автобус» за свои операции между Шетландскими островами и оккупированной Норвегией. было сформировано [7]

Операции в Атлантике и Северном море

[ редактировать ]

В какой-то момент Норвегия имела пять эсминцев, четыре корвета и три патрульных/сопровождающих корабля, развернутых в составе Ливерпульских сил сопровождения и Западных местных сил сопровождения для участия в битве за Атлантику . В их число входили пять эсминцев класса Town, находящихся на вооружении Королевского флота и переданных норвежцам. Один из них, HNoMS Bath , был поражен немецкой торпедой в августе 1941 года при сопровождении конвоя в Гибралтар и затонул, в результате чего погибло 89 членов экипажа. Норвежский флот ввел в эксплуатацию пять новых корветов класса «Цветок» , которые также участвовали в боевых действиях в Атлантике. Один из них был торпедирован в ноябре 1942 года, в результате чего погибло 47 членов экипажа. Другой затонул в 1944 году после столкновения с эсминцем. Один корвет класса Castle, HNoMS Tunsberg Castle , подорвался на мине у побережья Финнмарка в 1944 году и затонул. [7]

Королевский норвежский военно-морской эсминец «Эскдейл»

Два эсминца класса «Хант», построенные Королевским флотом, были переданы ВМС Норвегии под названиями HNoMS Eskdale и HNoMS Glaisdale [ fr ] . Они служили вместе с четырьмя другими британскими эсминцами класса «Хант» в 1-й флотилии эсминцев, проводя наступательные операции вдоль побережья Франции и обеспечивая оборонительную поддержку морских конвоев и операций по тралению и постановке мин. 14 апреля 1943 года конвой был атакован несколькими немецкими катерами , а «Эскдейл» была поражена двумя торпедами и затонула, в результате чего погибло 25 членов ее экипажа. На протяжении всего этого периода норвежские катера-тральщики продолжали работать по разминированию маршрутов конвоев и запланированных каналов наступления. [7]

Норвежский флот приобрел британскую подводную лодку класса U под названием HNoMS Uredd в декабре 1941 года. Уредд присоединился к 9-й флотилии подводных лодок и участвовал в операциях в Северном море. Он был потоплен во время своего 8-го полета в феврале 1943 года; только позже было установлено, что она подорвалась на мине к югу от города Будё . Еще одна подводная лодка класса U, HNoMS Ula , была приобретена в ноябре 1944 года и находилась в строю до конца войны. [7]

Эсминец HNoMS Stord сыграл важную роль в потоплении немецкого линкора «Шарнхорст» в битве у Нордкапа . Вскоре после Шарнхорста боя « » с HMS Duke of York « Сторду» и трем другим эсминцам S-класса было приказано занять позицию для торпедного удара по линкору. Вместе с HMS «Скорпион» « Сторд» выпустил восемь торпед, четыре из которых попали, выведя «Шарнхорст» из строя и позволив остальному флоту союзников догнать и потопить его. [8] После боя командир « Дюка Йоркского» заявил: «…норвежский эсминец «Сторд» осуществил самую смелую атаку за все время боя…» [7]

К началу 1943 года норвежский флот вырос до 58 кораблей и более 5000 офицеров и матросов. [7]

Операция «Оверлорд» и конец войны

[ редактировать ]
Эсминец S-класса «Свеннер» в Скапа-Флоу .

В день «Д» (6 июня 1944 г.) норвежский флот, приданный для вторжения в Нормандию, насчитывал одиннадцать кораблей. [7] и 1000 моряков. [9] Один корабль, эсминец S-класса HNoMS Svenner , был поражен немецкой торпедой на пути к своей позиции бомбардировки на рассвете 6 июня и затонул, став первым кораблем союзников, потерянным в тот день. [7]

26 июня HNoMS Glaisdale был серьезно поврежден, подорвавшись на мине у побережья Нормандии. Его отбуксировали в порт, где он оставался вне строя до конца войны. Капитан 1-й флотилии эсминцев хорошо отозвался о Глейсдейл и ее команде за их 2 года службы в отряде: «...Пользуюсь случаем, чтобы выразить высокую оценку работе, проделанной [HNoMS] Глейсдейл во время службы в составе Первая флотилия эсминцев. Она всегда была счастливым и эффективным кораблем...» [7]

К концу войны норвежский флот имел на вооружении 52 боевых корабля и 7500 человек. За период изгнания флот потерял 27 кораблей, погибло около 25% всех членов экипажей кораблей. [7]

Northrop N-3PB из 330-й (норвежской) эскадрильи, базирующейся в Исландии.

Норвегия сохраняла отдельные военно-воздушные силы для военно-морского флота и армии до создания Королевских ВВС Норвегии в 1944 году.

Некоторые самолеты, заказанные до начала боевых действий, были доставлены, но немногие из них были готовы к бою. После перелета в Великобританию в Канаде была создана тренировочная база, и многие пилоты присоединились к Королевским ВВС как в составе команд бомбардировщиков, так и истребителей. Наиболее примечательными являются две эскадрильи «Спитфайров» , 331 и 332 . [10] [11]

1 ноября 1944 года эти эскадрильи были включены в состав новых Королевских ВВС Норвегии и были переименованы как таковые вместе с новыми эскадрильями: 330 ( Nortrop N-3PB , Catalina , Sunderlands ), 333 ( Catalina , Mosquito ) и позже 334 ( Mosquitos ). [12] [13] [14]

Мемориал норвежских летчиков на аэродроме Норт-Уилд в Эссексе

Полицейские войска в Швеции

[ редактировать ]

Норвежские полицейские войска, известные как Риксполити, были набраны из беженцев в Швеции во время войны. Они финансировались норвежским правительством в изгнании и обучались шведскими военными. [15] Первоначально предназначенные для поддержания порядка в послевоенной Норвегии, 1442 человека были доставлены заранее для оказания помощи в освобождении Финнмарка . [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Дикс, Энтони (2014). Норвежская кампания и приход к власти Черчилля, 1940 год . Южный Йоркшир: Перо и меч. п. 194. ИСБН  9781783400607 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Лунде, Хенрик (2009). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Casemate. п. 339. ИСБН  9781932033922 .
  3. ^ Вторая мировая война. (2009). В Британской энциклопедии . Получено 18 ноября 2009 г. из Британской энциклопедии Online: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/648813/World-War-II .
  4. ^ Клодфелтер, Майкл (2017). Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1492–2015 гг., 4-е изд . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 437. ИСБН  9780786474707 .
  5. ^ ЦЕНТР ОПЫТА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ - Норвежская кампания 1940 года.
  6. ^ Джанкарло Ринальди (4 ноября 2010 г.). «Дамфрис помнит роль дома норвежской армии» . Би-би-си Шотландия . Проверено 28 апреля 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Свенсхольт, Ханс К. «Норвежский флот во Второй мировой войне» . РЕСДАЛЬ . Латиноамериканская сеть безопасности и обороны . Проверено 3 ноября 2023 г.
  8. ^ Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры. 3: Линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт. Пр. п. 173. ИСБН  978-0-87021-101-0 .
  9. ^ Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. стр. 154. ISBN  82-993545-2-8 .
  10. ^ «331-я эскадрилья» . raf.mod.uk. 2010. Архивировано из оригинала 13 августа 2017 г. Проверено 23 февраля 2010 г.
  11. ^ «332-я эскадрилья» . raf.mod.uk. 2010.
  12. ^ «330-я эскадрилья» . raf.mod.uk. 2010. Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 г. Проверено 23 февраля 2010 г.
  13. ^ «333-я эскадрилья» . raf.mod.uk. 2010. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 г. Проверено 23 февраля 2010 г.
  14. ^ «334-я эскадрилья» . raf.mod.uk. 2010.
  15. ^ Сёдерман, 1946, стр. 9-18.
  16. ^ Саймон Орчард, «ЭВАКУАЦИЯ ФИННМАРКА И ВОЗВРАТ НОРВЕЖСКИХ ВОЙСК В НОРВЕГИЮ, ОКТЯБРЬ 1944 — МАЙ 1945 ГОДА». [1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11e1a0f68f566a861c548dc1d2ca8d5d__1716051540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/5d/11e1a0f68f566a861c548dc1d2ca8d5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Norwegian armed forces in exile - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)