Jump to content

Британская подводная лодка класса U

Подводная лодка класса U HMS Ultimatum отправляется из Холи-Лоха , август 1943 года.
Обзор класса
Имя У класс
Операторы
Предшественник Т-класс
Преемник V класс
Завершенный 49
Общие характеристики
Тип Подводная лодка
Смещение
  • 540 длинных тонн (550 т) в стандартном исполнении, 630 длинных тонн (640 т) с полной загрузкой в ​​надводном положении
  • 730 тонн под водой
Длина 191 фут (58 м)
Луч 16 футов 1 дюйм (4,90 м)
Черновик 15 футов 2 дюйма (4,62 м)
Движение
  • 2-х валный дизель-электрический
  • 2 дизель-генератора Paxman Ricardo + электродвигатели
  • 615 л.с. (459 кВт), 825 л.с. (615 кВт)
Скорость
  • 11,25 узлов (20,84 км / ч; 12,95 миль в час) на поверхности
  • 10 узлов (12 миль в час; 19 км / ч) под водой
Диапазон 4500 миль (8300 км; 5200 миль) на скорости 11 узлов (20 км / ч; 13 миль в час) на поверхности
Дополнить с 27 до 31
Вооружение

Британские подводные лодки класса U (официально « Программы военного чрезвычайного положения 1940 и 1941 годов, короткий корпус ») [1] представляли собой класс из 49 малых подводных лодок, построенных незадолго до и во время Второй мировой войны . Этот класс иногда называют классом «Ундина» в честь первой построенной подводной лодки. Дальнейшим развитием стала британская подводная лодка V-класса 1942 года.

В начале Второй мировой войны класс U вместе с британскими и S T , подводными лодками классов голландским O 21 классом и немецким Type VII классом был одним из самых совершенных классов подводных лодок, находящихся на вооружении. [2]

1930 года , Королевский флот был ограничен водоизмещением не более 52 700 длинных тонн (53 500 тонн) подводных лодок. Согласно Лондонскому военно-морскому договору Ограничение тоннажа привело к предложениям о подводных лодках меньшего размера, что также было вызвано испытаниями с более крупными подводными лодками, продемонстрировавшими, что их легче найти и недостающую маневренность. По совпадению, Первой мировой войны времен подводные лодки класса H , использовавшиеся для обучения противолодочной войне, подходили к концу своей полезной службы. Контр-адмирал подводных лодок Ноэль Лоуренс хотел создать класс небольших недорогих лодок для тренировок, вооруженных торпедами для патрулирования на короткие дистанции. [3]

В марте 1934 года он утвердил спецификацию «Малой, простой подводной лодки для противолодочной подготовки и т. д.». [3] Три лодки класса Unity , HMS Undine , Unity и Ursula, были заказаны 5 ноября 1936 года компании Vickers-Armstrongs для постройки на их военно-морской строительной верфи в Барроу-ин-Фернесс . По рекомендации Хопвудского комитета 1926 года лодки имели названия, начинающиеся на одну и ту же букву алфавита. [4] Новые лодки были самыми маленькими, построенными со времен Первой мировой войны. [5] [а]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Лодки U-класса имели клепаный стальной корпус толщиной полдюйма, рассчитанный на погружение на глубину до 200 футов (61 м), с топливными и балластными цистернами внутри. Надстройка и боевая рубка были построены со свободными заливными отверстиями и хранилищем для кабелей, якорей и различных предметов. Корпус разделялся пятью переборками с доступом из боевой рубки; люки в торпедном отделении и в машинном отделении имели раскрывающиеся брезентовые стволы для экстренных случаев. [7] [б] Лодки имели бифокальный перископ размером 8 дюймов (200 мм) с большим/малым увеличением для поиска и перископ с малым увеличением 6 дюймов (150 мм) для атаки. [7]

Перископы могли подниматься на 12 футов (3,7 м), но такая небольшая глубина перископа позволяла видеть лодку с воздуха. Были установлены гидрофоны: по одному с каждого борта возле носовой части, обращенной наружу, и один на боевой рубке, обращенной к корме. Asdic Type 129 был установлен перед килем с 1937 года, и на нем были установлены две беспроводные антенны: прыгающая антенна на боевой рубке для передачи очень низкочастотных сигналов на перископной глубине и мачта WT , которую можно было поднять над водой, для распространения второй антенны для обычных беспроводная сигнализация. [8]

Лодки имели шесть обычных балластных цистерн и быстроныряющую цистерну Q , балластные цистерны, гидропланы и руль направления имели гидравлический привод; передние гидропланы устанавливались высоко на корпусе и складывались вверх для стыковки. Подводные лодки имели два Paxman дизель-электрических двигателя мощностью 400 л.с. (300 кВт) мощностью 615 л.с. (459 кВт) и электродвигатели мощностью 825 л.с. (615 кВт), обеспечивающие надводную скорость 11,25 узлов (20,84 км / ч; 12,95 миль в час) и скорость под водой 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Дизели были связаны с винтами двумя генераторами, которые поддерживали заряд батареи из 112 элементов под постом управления и жилыми помещениями экипажа. [9] Гребные винты подводных лодок проектировались для наилучшей работы на поверхности до тех пор, пока не появился класс Unity , который стал первой конструкцией подводной лодки, в которой гребные винты показывали наилучшие характеристики под водой, чтобы снизить шум гребных винтов, но «поющие гребные винты» не были постоянной проблемой для этого класса. [10]

Лодки имели запас топлива 38 длинных тонн (39 т), что давало дальность полета 3800 миль (7000 км; 4400 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности и 120 миль (220 км; 140 миль в час). миль) на скорости 2 узла (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) под водой; для подзарядки батареи подводная лодка должна была всплыть; в 1944 году на некоторые лодки для тренировок по противолодочной борьбе были установлены макеты трубок. [11] При постройке четыре внутренних носовых торпедных аппарата были дополнены двумя внешними трубами в выпуклом корпусе, при этом для внутренних труб было произведено четыре перезарядки. Урсула имела 3-дюймовую (76-мм) пушку, но не имела люка для орудийного расчета, которому приходилось использовать боевую рубку; для компенсации веса орудия было установлено всего восемь торпед. Незадолго до войны была заказана вторая группа из двенадцати судов: HMS Unique , HMS Upholder , HMS Upright и HMS Ultimate с внешними трубами, остальные — без, поскольку выпуклость в носовой части создавала большую носовую волну . Удержание глубины было труднее на перископической глубине , довольно мелкой (12 футов (3,7 м), что было скорее недостатком, чем оправдывал залп из шести торпед. торпед Внезапная потеря веса носовой части при залпе привела к тому, что лодка качнулась и всплыла на поверхность. [12]

Unity Лодки класса

[ редактировать ]
Лодки первой группы

Три лодки класса «Юнити» поступили на вооружение во второй половине 1938 года. Созданные как учебные суда, они оказались достаточно эффективными, чтобы убедить Адмиралтейство построить больше и улучшить свои наступательные возможности. «Урсула» была спущена на воду 16 февраля 1938 года, была передана в аренду ВМФ СССР с 1944 по 1949 год как V 4 , продана в мае 1950 года и разобрана. «Юнити» был спущен на воду 16 февраля 1938 года и затонул 29 апреля 1940 года в результате столкновения с SS Atle Jarl у Тайна. «Ундина» была спущена на воду 5 октября 1937 года и потоплена немецкими тральщиками 7 января 1940 года у Гельголанда . [13]

Лодки класса Unity [Данные Шено (1992 г.), Колледжа и Уордлоу (2006 г.)]
Имя/
Нет.
Запущен Примечания
HMS Ундина 5 октября 1937 г. Потоплен немецкими тральщиками у побережья Гельголанда 7 января 1940 г. [14]
HMS Юнити 16 февраля 1938 г. Потоплен при столкновении с SS Alte Jarl 29 апреля 1940 г. [15]
HMS Урсула 16 февраля 1938 г. Передан ВМФ СССР в 1944–1949 гг., продан в 1950 г., разобран. [16]

Лодки группы II

[ редактировать ]
Лодки второй группы
Обзор класса
Имя Группа вторая
Завершенный 12
Потерянный 9
Общие характеристики
Тип Подводная лодка
Смещение
  • 630 тонн надводное, 732 тонны подводное
  • 1940–1941 лодки 658 тонн надводные, 740 тонн подводные.
Длина 191 фут (58 м) [с]
Луч 16 футов (4,9 м)
Черновик 10 футов (3,0 м)
Установленная мощность 615 л.с. (459 кВт)
Скорость
  • 11,25 узлов (20,84 км / ч; 12,95 миль в час) на поверхности
  • 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) под водой
Диапазон 3800 миль (6100 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), лодки 1940 и 1941 годов 5000 миль (8000 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Выносливость 120 миль (190 км) под водой
Глубина испытания 200 футов (61 м)
Дополнить 36 офицеров и зачислены
Вооружение
Примечания максимальное дополнение 33 [и]

Опыт, полученный на лодках класса U , был использован в составе второй группы лодок Дополнительной военной чрезвычайной программы, состоящей из двенадцати подводных лодок конструкции, аналогичной первоначальным трем. Внешние торпедные аппараты были исключены, у лодок была изменена корма для уменьшения кавитации, а на некоторых лодках была введена новая форма носовой части для уменьшения носовой волны; Гидропланы были увеличены для лучшей управляемости под водой. 12-фунтовая пушка времен Первой мировой войны была сохранена, но заменена на Unbeaten and Unique 3-дюймовой пушкой. Лодки, заказанные в 1940 и 1941 годах, несли 3-дюймовую пушку и больше топлива. Большинство лодок были построены компанией Vickers в Барроу-ин-Фернесс. МИ5 расследовала потерю Вандала и Неукротимого во время тренировочных операций, но отчет остался конфиденциальным. [17]

В июне 1940 года Адмиралтейство прекратило давать подводным лодкам названия и называть их по номерам на вымпелах, но 4 ноября 1942 года премьер-министр Уинстон Черчилль поставил под сомнение эту политику. Первый лорд Адмиралтейства ответил, что названия были исключены, чтобы избежать путаницы в связи с резким увеличением количества эсминцев, имена которых обычно имели одну и ту же начальную букву. Нумерация подводных лодок была практикой во время Первой мировой войны, но из-за взглядов Черчилля Адмиралтейство решило, что лучше быть правым, чем последовательным, и что присвоение имен следует возобновить. После задержки Черчиллю сказали, что трудно найти достаточно названий, начинающихся с буквы U , и что излишки были названы словами, начинающимися с V, и список был отправлен Черчиллю 27 декабря 1942 года. Подводные лодки, потерянные до того, как они смогли получить имена, сохранили свои имена. номер вымпела. [18]

В эту группу вошли подводные лодки, ставшие известными; Urchin был передан ВМС Польши как ORP Sokół и потопил 55 000 длинных тонн (56 000 т) судов Оси. За 16-месячную оперативную карьеру HMS Upholder ( лейтенант-коммандер Малкольм Ванклин ) в Средиземном море, Upholder провел 24 патрулирования и потопил около 119 000 длинных тонн (121 000 т) кораблей Оси, состоящих из трех подводных лодок, эсминца, 15 торговых судов, возможно, крейсер и еще один эсминец, также затонули, а затем были потеряны в апреле 1942 года. Ванклин был награжден Крестом Виктории за нападение на хорошо защищенный конвой и потопление итальянского лайнера «Конте Россо» 25 мая 1941 года. Потери в этой группе были высокими. , только трое из двенадцати пережили войну. [19]

партия от 4 сентября 1939 г.

[ редактировать ]
Лодки группы II [Данные Уолтерса (2004 г.), Колледжа и Уордлоу (2006 г.)]
Имя/
Нет.
Заказал Примечания
HMS Судья 4 сентября 1939 г. Случайно протаранил и потопил траулер «Питер Хендрикс» , 17 июля 1941 года, Северное море , 22 человека убиты. [20]
HMS Один 4 сентября 1939 г. Продан 11 апреля 1949 г., распался. [21]
HMS Непобедимый 4 сентября 1939 г. Потоплен британским бомбардировщиком 11 ноября 1942 года в Бискайском заливе . [21]
HMS Неустрашимый 4 сентября 1939 г. Затонул 13 мая 1941 года у берегов Ливии. [22]
ГМС Юнион 4 сентября 1939 г. Потоплен 20 июля 1941 года итальянским миноносцем и самолетом недалеко от Панттелларии. [23]
HMS Уникальный 4 сентября 1939 г. Потоплен 24 октября 1942 года к западу от Гибралтара. [23]
HMS Поборник 4 сентября 1939 г. Потоплен 14 апреля 1942 года итальянским миноносцем «Пегасо» у берегов Триполи. [23]
HMS Вертикальный 4 сентября 1939 г. Продан 19 декабря 1945 г., расформирован в марте 1946 г. [23]
HMS Урчин 4 сентября 1939 г. Передан ВМС Польши в ноябре 1941–1946 гг. как ORP Sokół ; назван P97 в 1946 г., распущен в 1949 г. [24]
HMS Urge 4 сентября 1939 г. Потоплен 6 мая 1942 года итальянским миноносцем «Пегас». [24]
HMS Уск 4 сентября 1939 г. Затонул, предположительно заминирован, 3 мая 1941 года у мыса Бон, Тунис. [24]
HMS Максимум 4 сентября 1939 г. Потоплен 24 ноября 1942 года итальянским миноносцем Гроппо к западу от Сицилии. [24]

Лодки группы III

[ редактировать ]
Группа три лодки
Обзор класса
Имя Группа третья
Завершенный 34
Общие характеристики
Тип Подводная лодка
Смещение
  • 662 длинных тонны (673 т) в надводном положении, 740 длинных тонн (750 т)
Длина 205 футов (62 м)
Луч 16 футов (4,9 м)
Черновик 10 футов (3,0 м)
Установленная мощность Двигатели мощностью 800 л.с. (600 кВт), двигатели мощностью 760 л.с. (570 кВт)
Скорость
  • 12,75 узлов (23,61 км / ч; 14,67 миль в час) на поверхности
  • 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) под водой
Диапазон 5000 миль (8000 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Выносливость 120 миль (190 км) под водой
Глубина испытания 300 футов (91 м)
Дополнить 37 (максимум)
Вооружение
Примечания Данные Маккартни, с. 17, Британские подводные лодки 1939–45 , 2006, Osprey Publishing, Оксфорд, ISBN   978-1-84603-007-9

Третья группа образовала самую крупную группу подводных лодок класса U, включающую 34 судна, заказанных тремя партиями. Потери продолжали оставаться высокими. В июне 1940 года, учитывая ожидаемое большое количество заказываемых подводных лодок, было принято решение отказаться от практики присвоения названий подводным лодкам, и суда стали называться от P31 до P39 , от P41 до P49 . В конце 1942 года Уинстон Черчилль приказал дать всем подводным лодкам имена, но восемь лодок класса U были потеряны до того, как смогли их получить во время операций с Королевским флотом. [25]

партия от 11 марта 1940 г.

[ редактировать ]
Лодки группы III [Данные Уолтерса (2004 г.), Колледжа и Уордлоу (2006 г.)]
Имя/
Нет.
Заказал Примечания
HMS Аллсуотер 11 марта 1940 г. Переименован в Uproar , апрель 1943 г., продан 13 февраля 1946 г., расформирован. [21]
HMS P32 11 марта 1940 г. Заминирован у Триполи 18 августа 1941 г., ранее не был назван. [26]
HMS P33 11 марта 1940 г. Предполагается, что погиб на мине у Триполи 20 августа 1941 года, ранее не назывался. [26]
HMS Ультиматум 11 марта 1940 г. Продан 23 декабря 1949 г., распался. [21]
HMS Умбра 11 марта 1940 г. Продан 9 июля 1946 г., распался. [21]
HMS P36 11 марта 1940 г. Агенты доставлены во Францию ​​в конце 1941 года, переброшены в Средиземное море, утеряны до того, как названы. [27]
HMS Непреклонный 11 марта 1940 г. Продан 23 декабря 1949 г., распался в 1950 г. [21]
HMS P38 11 марта 1940 г. Потоплен итальянскими кораблями Circe и Usodimare у берегов Туниса 25 февраля 1942 года. [28]
HMS P39 11 марта 1940 г. Затонул во время воздушной атаки на Мальту 26 марта 1942 г., ранее не был назван, поднят в июне 1943 г., расформирован в 1954 г. [26]
HMS P41 11 марта 1940 г. Передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Норвегии как HNoMS Uredd ; погиб вместе со всеми 39 мужчинами на мине после 5 февраля 1943 года. [29] [ф]

партия от 23 августа 1940 г.

[ редактировать ]
Лодки группы III [Данные Уолтерса (2004 г.), Колледжа и Уордлоу (2006 г.)]
Имя/
Нет.
Заказал Примечания
HMS Несломленный 23 августа 1940 г. Передан ВМФ СССР в 1944–1949 гг. как V 2 , возвращен 9 мая 1950 г., расформирован. [22]
HMS Юнисон 23 августа 1940 г. Передан ВМФ СССР как V 3.
ГМС Юнайтед 23 августа 1940 г. Распалась 12 февраля 1946 г. [23]
HMS Непревзойденный 23 августа 1940 г. Прибыл 22 января 1946 г. в связи с расставанием. [23]
HMS Unruffled 23 августа 1940 г. Распался в январе 1946 г. [23]
HMS P47 23 августа 1940 г. Передан в аренду Королевскому флоту Нидерландов как HNLMS Dolfijn.
HMS P48 23 августа 1940 г. Потоплен в Тунисском заливе итальянским кораблем Ardente 25 декабря 1942 г., ранее не был назван. [28]
HMS Неуправляемый 23 августа 1940 г. Прибыл в феврале 1946 г. в связи с расставанием. [23]
HMS Невидимый 23 августа 1940 г. Прибыл 11 мая 1949 г. в связи с расставанием. [23]
HMS P52 23 августа 1940 г. Передан ВМС Польши как ORP Dzik , а после войны - Королевскому флоту Дании как HDMS U 1 Springeren.
HMS Мститель 23 августа 1940 г. Продан 22 января 1946 г., распался. [21]
HMS Unshaken 23 августа 1940 г. Распалась в марте 1946 г. [23]

партия от 12 июля 1941 г.

[ редактировать ]
Лодки группы III [Данные Уолтерса (2004 г.), Колледжа и Уордлоу (2006 г.)]
Имя/
Нет.
Заказал Примечания
HMS Беспощадный 12 июля 1941 г. Продан 14 февраля 1946 г., распался. [23]
HMS Узурпатор 12 июля 1941 г. Потоплен 4 октября 1943 года немецким кораблем UJ2208 или подорвался на мине в Генуэзском заливе. [24]
ГМС Универсал 12 июля 1941 г. продан в феврале 1946 г. [23]
HMS Untamed 12 июля 1941 г. Основан 30 мая 1943 года, поднят 5 июля 1943 года, переименован в HMS Vitality , продан 13 февраля 1946 года, прибыл в марте 1946 года на распад. [23]
HMS Untiring 12 июля 1941 г. С июля 1945 по 1953 год передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Греции как HS Xifias , затонул 25 июля 1957 года как цель Асдика. [23]
HMS Варяг 12 июля 1941 г. продан в июне 1949 г., распался [31]
HMS Утер 12 июля 1941 г. Продан в феврале 1950 г., прибыл 20 февраля 1950 г. на расформирование. [24]
HMS Unswerving 12 июля 1941 г. Прибыл 10 июля 1949 г. в связи с расставанием. [23]
HMS Вандал 12 июля 1941 г. Разбился 24 февраля 1943 года, Ферт-оф-Клайд. [31]
HMS Выскочка 12 июля 1941 г. После войны передан в аренду Королевскому флоту Греции как HS Amphitriti.
HMS Варне I 12 июля 1941 г. Передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Норвегии как HNoMS Ula.
HMS Вортекс 12 июля 1941 г. После войны передан в аренду Королевскому флоту Дании как HDMS U 3 Sælen.
HMS Вокс I 12 июля 1941 г. Отдан в аренду Военно-морским силам Свободной Франции как Кюри.
HMS Вулпайн 12 июля 1941 г. После войны передан в аренду Королевскому флоту Дании как HDMS U 2 Støren.

Подводная лодка V-класса

[ редактировать ]

Лодки V-класса были последней доработкой подводных лодок U-класса: 34 были заказаны и 21 построена компанией Vickers для программ военных действий в 1941 и 1942 годах, остальные были отменены. Корпус был дополнительно удлинен, чтобы исключить поющие гребные винты, а носовая часть стала более обтекаемой. Сварка шпангоутов корпуса была введена для использования более толстой стали для прочного корпуса, что обеспечило глубину погружения 300 футов (91 м). Ни одна из лодок V-класса не погибла, а некоторые не попали в строй. Лодки получили названия HMS Upshot , HMS Urtica , HMS Vagabond , HMS Variance , HMS Venturer , HMS Vigorous , HMS Viking , HMS Vampire , HMS Varne II , HMS Veldt , HMS Vineyard , HMS Virtue , HMS Visigoth , HMS Vivid , HMS Voracious , HMS Votary , HMS Vox II , HMS Virulent , HMS Volatile , HMS Vortex и HMS Vulpine . [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вес подводной лодки под водой всегда должен равняться плавучести. Дополнительный вес необходимо компенсировать удалением такого же количества балласта, который находится рядом с килем и вызывает подъем центра тяжести. Плавучесть также зависит от плотности воды вокруг лодки. До Второй мировой войны подводные лодки проектировались для работы в водах плотностью от пресной до сильно соленой. [6]
  2. ^ После закрытия всех водонепроницаемых дверей стволы опускали и соединяли с палубой. Люк приоткрывался до тех пор, пока давление воздуха и воды не стало равным, и экипаж дышал захваченным воздухом, пока не сбежал. У каждого члена экипажа был подводный спасательный аппарат Дэвиса с зажимом для носа и загубником, соединенным с кислородным мешком. Первый человек в багажнике открыл люк и покинул лодку, за ним по очереди следовали и остальные. Побег из боевой рубки произошел благодаря тому, что двое мужчин вошли в башню, закрыли нижний люк, затем открыли верхний, чтобы затопить пространство, а затем ушли. [7]
  3. ^ 192 футов (59 м): Undaunted , Unon , Urchin и Urge ; высоте 197 футов (60 м) Судья на , Уна после модификации, непобедимый и уникальный [17]
  4. ^ Unbeaten и Unique позже получили 3-дюймовые орудия, все лодки, заказанные в 1940–1941 годах, имели 3-дюймовые орудия. [17]
  5. ^ Данные Маккартни (2006). [17]
  6. Обломки корабля были обнаружены недалеко от северной оконечности минного поля Фланкенсперре в 1985 году. Поле было расширено в середине 1942 года без ведома Адмиралтейства. [30]
  1. ^ Шено 1992 , с. 50.
  2. ^ Pol 1989 , p. 352.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уолтерс 2004 , с. 2.
  4. ^ Уолтерс 2004 , с. 2; Шено 1992 , с. 50.
  5. ^ Уолтерс 2004 , с. 3.
  6. ^ Браун 2012 , с. 191.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Уолтерс 2004 , с. 6.
  8. ^ Уолтерс 2004 , стр. 6–7.
  9. ^ Шено 1992 , с. 50; Маккартни 2006 , с. 14.
  10. ^ Браун 2012 , с. 189.
  11. ^ Уолтерс 2004 , стр. 3–4.
  12. ^ Маккартни 2006 , с. 14; Шено 1992 , с. 50.
  13. ^ Колледж и Уордлоу 2006 , стр. 367, 366, 365.
  14. ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 365.
  15. ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 366.
  16. ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 367.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Маккартни 2006 , с. 16.
  18. ^ Уолтерс 2004 , стр. 11–12.
  19. ^ Маккартни 2006 , с. 15.
  20. ^ Колледж и Уордлоу 2006 , с. 364; Уолтерс 2004 , с. 9.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Колледж и Уордлоу 2006 , с. 364.
  22. ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 365.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Колледж и Уордлоу 2006 , с. 366.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Колледж и Уордлоу 2006 , с. 367.
  25. ^ Маккартни 2006 , стр. 16–17.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Колледж и Уордлоу 2006 , с. 257.
  27. ^ Уолтерс 2004 , стр. 189–190, 9.
  28. ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 357.
  29. ^ Уолтерс 2004 , с. 197.
  30. ^ Уолтерс 2004 , с. 198.
  31. ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 369.
  32. ^ Уолтерс 2004 , стр. 12–14; Маккартни 2006 , с. 17.
  • Браун, ДК (2012) [2000]. Нельсон в Авангард (HBK. Представитель Seaforth Publishing (Pen & Sword) изд.). Барнсли: Издательство Chatham Publishing. ISBN  978-1-84832-149-6 .
  • Шено, Роджер (1992) [1980]. Гардинер, Роберт (ред.). Все боевые корабли мира Конвея 1922–46 (3-е изд.). Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 – через Archive Foundation.
  • Колледж, Джей-Джей; Уордлоу, Б. (2006) [1969]. Корабли Королевского флота : Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (2-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-281-8 .
  • Маккартни, И. (2006). Британские подводные лодки 1939–45 гг . Новый Авангард (№159). Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84603-007-9 .
  • Пол, Э. ван ден (1989). «Аспекты подводных лодок. Часть I: Некоторые заметки о разработке» [Корабль и верфь]. Корабль и верфь (на голландском языке). Полный. 56, нет. 10. Роттердам: Вит и Зонен. стр. 352–358. ISSN   0036-6099 .
  • «У класс» . uboat.net .
  • «Неутомимый призыв» . Британские подводные лодки времен Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 11 июля 2007 года.
  • Уолтерс, Дерек (2004). История британской подводной лодки класса «U» . Барнсли: Перо и меч. ISBN  978-1-84415-131-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фридман, Н. (2019). Британские подводные лодки в двух мировых войнах (изд. e-Pub). Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-15267-3817-2 .
  • Хатчинсон, Роберт (2001). Подводные лодки, Война под волнами, с 1776 года до наших дней . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN  978-0-00-710558-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00ff573afc881bed5851518f309aefcc__1716058680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/cc/00ff573afc881bed5851518f309aefcc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
British U-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)