Британская подводная лодка класса U
![]() Подводная лодка класса U HMS Ultimatum отправляется из Холи-Лоха , август 1943 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | У класс |
Операторы | |
Предшественник | Т-класс |
Преемник | V класс |
Завершенный | 49 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 191 фут (58 м) |
Луч | 16 футов 1 дюйм (4,90 м) |
Черновик | 15 футов 2 дюйма (4,62 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 4500 миль (8300 км; 5200 миль) на скорости 11 узлов (20 км / ч; 13 миль в час) на поверхности |
Дополнить | с 27 до 31 |
Вооружение |
|
Британские подводные лодки класса U (официально « Программы военного чрезвычайного положения 1940 и 1941 годов, короткий корпус ») [1] представляли собой класс из 49 малых подводных лодок, построенных незадолго до и во время Второй мировой войны . Этот класс иногда называют классом «Ундина» в честь первой построенной подводной лодки. Дальнейшим развитием стала британская подводная лодка V-класса 1942 года.
В начале Второй мировой войны класс U вместе с британскими и S T , подводными лодками классов голландским O 21 классом и немецким Type VII классом был одним из самых совершенных классов подводных лодок, находящихся на вооружении. [2]
Фон
[ редактировать ]1930 года , Королевский флот был ограничен водоизмещением не более 52 700 длинных тонн (53 500 тонн) подводных лодок. Согласно Лондонскому военно-морскому договору Ограничение тоннажа привело к предложениям о подводных лодках меньшего размера, что также было вызвано испытаниями с более крупными подводными лодками, продемонстрировавшими, что их легче найти и недостающую маневренность. По совпадению, Первой мировой войны времен подводные лодки класса H , использовавшиеся для обучения противолодочной войне, подходили к концу своей полезной службы. Контр-адмирал подводных лодок Ноэль Лоуренс хотел создать класс небольших недорогих лодок для тренировок, вооруженных торпедами для патрулирования на короткие дистанции. [3]
В марте 1934 года он утвердил спецификацию «Малой, простой подводной лодки для противолодочной подготовки и т. д.». [3] Три лодки класса Unity , HMS Undine , Unity и Ursula, были заказаны 5 ноября 1936 года компании Vickers-Armstrongs для постройки на их военно-морской строительной верфи в Барроу-ин-Фернесс . По рекомендации Хопвудского комитета 1926 года лодки имели названия, начинающиеся на одну и ту же букву алфавита. [4] Новые лодки были самыми маленькими, построенными со времен Первой мировой войны. [5] [а]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Лодки U-класса имели клепаный стальной корпус толщиной полдюйма, рассчитанный на погружение на глубину до 200 футов (61 м), с топливными и балластными цистернами внутри. Надстройка и боевая рубка были построены со свободными заливными отверстиями и хранилищем для кабелей, якорей и различных предметов. Корпус разделялся пятью переборками с доступом из боевой рубки; люки в торпедном отделении и в машинном отделении имели раскрывающиеся брезентовые стволы для экстренных случаев. [7] [б] Лодки имели бифокальный перископ размером 8 дюймов (200 мм) с большим/малым увеличением для поиска и перископ с малым увеличением 6 дюймов (150 мм) для атаки. [7]
Перископы могли подниматься на 12 футов (3,7 м), но такая небольшая глубина перископа позволяла видеть лодку с воздуха. Были установлены гидрофоны: по одному с каждого борта возле носовой части, обращенной наружу, и один на боевой рубке, обращенной к корме. Asdic Type 129 был установлен перед килем с 1937 года, и на нем были установлены две беспроводные антенны: прыгающая антенна на боевой рубке для передачи очень низкочастотных сигналов на перископной глубине и мачта WT , которую можно было поднять над водой, для распространения второй антенны для обычных беспроводная сигнализация. [8]
Лодки имели шесть обычных балластных цистерн и быстроныряющую цистерну Q , балластные цистерны, гидропланы и руль направления имели гидравлический привод; передние гидропланы устанавливались высоко на корпусе и складывались вверх для стыковки. Подводные лодки имели два Paxman дизель-электрических двигателя мощностью 400 л.с. (300 кВт) мощностью 615 л.с. (459 кВт) и электродвигатели мощностью 825 л.с. (615 кВт), обеспечивающие надводную скорость 11,25 узлов (20,84 км / ч; 12,95 миль в час) и скорость под водой 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Дизели были связаны с винтами двумя генераторами, которые поддерживали заряд батареи из 112 элементов под постом управления и жилыми помещениями экипажа. [9] Гребные винты подводных лодок проектировались для наилучшей работы на поверхности до тех пор, пока не появился класс Unity , который стал первой конструкцией подводной лодки, в которой гребные винты показывали наилучшие характеристики под водой, чтобы снизить шум гребных винтов, но «поющие гребные винты» не были постоянной проблемой для этого класса. [10]
Лодки имели запас топлива 38 длинных тонн (39 т), что давало дальность полета 3800 миль (7000 км; 4400 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности и 120 миль (220 км; 140 миль в час). миль) на скорости 2 узла (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) под водой; для подзарядки батареи подводная лодка должна была всплыть; в 1944 году на некоторые лодки для тренировок по противолодочной борьбе были установлены макеты трубок. [11] При постройке четыре внутренних носовых торпедных аппарата были дополнены двумя внешними трубами в выпуклом корпусе, при этом для внутренних труб было произведено четыре перезарядки. Урсула имела 3-дюймовую (76-мм) пушку, но не имела люка для орудийного расчета, которому приходилось использовать боевую рубку; для компенсации веса орудия было установлено всего восемь торпед. Незадолго до войны была заказана вторая группа из двенадцати судов: HMS Unique , HMS Upholder , HMS Upright и HMS Ultimate с внешними трубами, остальные — без, поскольку выпуклость в носовой части создавала большую носовую волну . Удержание глубины было труднее на перископической глубине , довольно мелкой (12 футов (3,7 м), что было скорее недостатком, чем оправдывал залп из шести торпед. торпед Внезапная потеря веса носовой части при залпе привела к тому, что лодка качнулась и всплыла на поверхность. [12]
Unity Лодки класса
[ редактировать ]
Три лодки класса «Юнити» поступили на вооружение во второй половине 1938 года. Созданные как учебные суда, они оказались достаточно эффективными, чтобы убедить Адмиралтейство построить больше и улучшить свои наступательные возможности. «Урсула» была спущена на воду 16 февраля 1938 года, была передана в аренду ВМФ СССР с 1944 по 1949 год как V 4 , продана в мае 1950 года и разобрана. «Юнити» был спущен на воду 16 февраля 1938 года и затонул 29 апреля 1940 года в результате столкновения с SS Atle Jarl у Тайна. «Ундина» была спущена на воду 5 октября 1937 года и потоплена немецкими тральщиками 7 января 1940 года у Гельголанда . [13]
Имя/ Нет. |
Запущен | Примечания |
---|---|---|
HMS Ундина | 5 октября 1937 г. | Потоплен немецкими тральщиками у побережья Гельголанда 7 января 1940 г. [14] |
HMS Юнити | 16 февраля 1938 г. | Потоплен при столкновении с SS Alte Jarl 29 апреля 1940 г. [15] |
HMS Урсула | 16 февраля 1938 г. | Передан ВМФ СССР в 1944–1949 гг., продан в 1950 г., разобран. [16] |
Лодки группы II
[ редактировать ]![]() Лодки второй группы
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Группа вторая |
Завершенный | 12 |
Потерянный | 9 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 191 фут (58 м) [с] |
Луч | 16 футов (4,9 м) |
Черновик | 10 футов (3,0 м) |
Установленная мощность | 615 л.с. (459 кВт) |
Скорость |
|
Диапазон | 3800 миль (6100 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), лодки 1940 и 1941 годов 5000 миль (8000 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Выносливость | 120 миль (190 км) под водой |
Глубина испытания | 200 футов (61 м) |
Дополнить | 36 офицеров и зачислены |
Вооружение |
|
Примечания | максимальное дополнение 33 [и] |
Опыт, полученный на лодках класса U , был использован в составе второй группы лодок Дополнительной военной чрезвычайной программы, состоящей из двенадцати подводных лодок конструкции, аналогичной первоначальным трем. Внешние торпедные аппараты были исключены, у лодок была изменена корма для уменьшения кавитации, а на некоторых лодках была введена новая форма носовой части для уменьшения носовой волны; Гидропланы были увеличены для лучшей управляемости под водой. 12-фунтовая пушка времен Первой мировой войны была сохранена, но заменена на Unbeaten and Unique 3-дюймовой пушкой. Лодки, заказанные в 1940 и 1941 годах, несли 3-дюймовую пушку и больше топлива. Большинство лодок были построены компанией Vickers в Барроу-ин-Фернесс. МИ5 расследовала потерю Вандала и Неукротимого во время тренировочных операций, но отчет остался конфиденциальным. [17]
В июне 1940 года Адмиралтейство прекратило давать подводным лодкам названия и называть их по номерам на вымпелах, но 4 ноября 1942 года премьер-министр Уинстон Черчилль поставил под сомнение эту политику. Первый лорд Адмиралтейства ответил, что названия были исключены, чтобы избежать путаницы в связи с резким увеличением количества эсминцев, имена которых обычно имели одну и ту же начальную букву. Нумерация подводных лодок была практикой во время Первой мировой войны, но из-за взглядов Черчилля Адмиралтейство решило, что лучше быть правым, чем последовательным, и что присвоение имен следует возобновить. После задержки Черчиллю сказали, что трудно найти достаточно названий, начинающихся с буквы U , и что излишки были названы словами, начинающимися с V, и список был отправлен Черчиллю 27 декабря 1942 года. Подводные лодки, потерянные до того, как они смогли получить имена, сохранили свои имена. номер вымпела. [18]
В эту группу вошли подводные лодки, ставшие известными; Urchin был передан ВМС Польши как ORP Sokół и потопил 55 000 длинных тонн (56 000 т) судов Оси. За 16-месячную оперативную карьеру HMS Upholder ( лейтенант-коммандер Малкольм Ванклин ) в Средиземном море, Upholder провел 24 патрулирования и потопил около 119 000 длинных тонн (121 000 т) кораблей Оси, состоящих из трех подводных лодок, эсминца, 15 торговых судов, возможно, крейсер и еще один эсминец, также затонули, а затем были потеряны в апреле 1942 года. Ванклин был награжден Крестом Виктории за нападение на хорошо защищенный конвой и потопление итальянского лайнера «Конте Россо» 25 мая 1941 года. Потери в этой группе были высокими. , только трое из двенадцати пережили войну. [19]
партия от 4 сентября 1939 г.
[ редактировать ]Имя/ Нет. |
Заказал | Примечания |
---|---|---|
HMS Судья | 4 сентября 1939 г. | Случайно протаранил и потопил траулер «Питер Хендрикс» , 17 июля 1941 года, Северное море , 22 человека убиты. [20] |
HMS Один | 4 сентября 1939 г. | Продан 11 апреля 1949 г., распался. [21] |
HMS Непобедимый | 4 сентября 1939 г. | Потоплен британским бомбардировщиком 11 ноября 1942 года в Бискайском заливе . [21] |
HMS Неустрашимый | 4 сентября 1939 г. | Затонул 13 мая 1941 года у берегов Ливии. [22] |
ГМС Юнион | 4 сентября 1939 г. | Потоплен 20 июля 1941 года итальянским миноносцем и самолетом недалеко от Панттелларии. [23] |
HMS Уникальный | 4 сентября 1939 г. | Потоплен 24 октября 1942 года к западу от Гибралтара. [23] |
HMS Поборник | 4 сентября 1939 г. | Потоплен 14 апреля 1942 года итальянским миноносцем «Пегасо» у берегов Триполи. [23] |
HMS Вертикальный | 4 сентября 1939 г. | Продан 19 декабря 1945 г., расформирован в марте 1946 г. [23] |
HMS Урчин | 4 сентября 1939 г. | Передан ВМС Польши в ноябре 1941–1946 гг. как ORP Sokół ; назван P97 в 1946 г., распущен в 1949 г. [24] |
HMS Urge | 4 сентября 1939 г. | Потоплен 6 мая 1942 года итальянским миноносцем «Пегас». [24] |
HMS Уск | 4 сентября 1939 г. | Затонул, предположительно заминирован, 3 мая 1941 года у мыса Бон, Тунис. [24] |
HMS Максимум | 4 сентября 1939 г. | Потоплен 24 ноября 1942 года итальянским миноносцем Гроппо к западу от Сицилии. [24] |
Лодки группы III
[ редактировать ]![]() Группа три лодки
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Группа третья |
Завершенный | 34 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 205 футов (62 м) |
Луч | 16 футов (4,9 м) |
Черновик | 10 футов (3,0 м) |
Установленная мощность | Двигатели мощностью 800 л.с. (600 кВт), двигатели мощностью 760 л.с. (570 кВт) |
Скорость |
|
Диапазон | 5000 миль (8000 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Выносливость | 120 миль (190 км) под водой |
Глубина испытания | 300 футов (91 м) |
Дополнить | 37 (максимум) |
Вооружение |
|
Примечания | Данные Маккартни, с. 17, Британские подводные лодки 1939–45 , 2006, Osprey Publishing, Оксфорд, ISBN 978-1-84603-007-9 |
Третья группа образовала самую крупную группу подводных лодок класса U, включающую 34 судна, заказанных тремя партиями. Потери продолжали оставаться высокими. В июне 1940 года, учитывая ожидаемое большое количество заказываемых подводных лодок, было принято решение отказаться от практики присвоения названий подводным лодкам, и суда стали называться от P31 до P39 , от P41 до P49 . В конце 1942 года Уинстон Черчилль приказал дать всем подводным лодкам имена, но восемь лодок класса U были потеряны до того, как смогли их получить во время операций с Королевским флотом. [25]
партия от 11 марта 1940 г.
[ редактировать ]Имя/ Нет. |
Заказал | Примечания |
---|---|---|
HMS Аллсуотер | 11 марта 1940 г. | Переименован в Uproar , апрель 1943 г., продан 13 февраля 1946 г., расформирован. [21] |
HMS P32 | 11 марта 1940 г. | Заминирован у Триполи 18 августа 1941 г., ранее не был назван. [26] |
HMS P33 | 11 марта 1940 г. | Предполагается, что погиб на мине у Триполи 20 августа 1941 года, ранее не назывался. [26] |
HMS Ультиматум | 11 марта 1940 г. | Продан 23 декабря 1949 г., распался. [21] |
HMS Умбра | 11 марта 1940 г. | Продан 9 июля 1946 г., распался. [21] |
HMS P36 | 11 марта 1940 г. | Агенты доставлены во Францию в конце 1941 года, переброшены в Средиземное море, утеряны до того, как названы. [27] |
HMS Непреклонный | 11 марта 1940 г. | Продан 23 декабря 1949 г., распался в 1950 г. [21] |
HMS P38 | 11 марта 1940 г. | Потоплен итальянскими кораблями Circe и Usodimare у берегов Туниса 25 февраля 1942 года. [28] |
HMS P39 | 11 марта 1940 г. | Затонул во время воздушной атаки на Мальту 26 марта 1942 г., ранее не был назван, поднят в июне 1943 г., расформирован в 1954 г. [26] |
HMS P41 | 11 марта 1940 г. | Передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Норвегии как HNoMS Uredd ; погиб вместе со всеми 39 мужчинами на мине после 5 февраля 1943 года. [29] [ф] |
партия от 23 августа 1940 г.
[ редактировать ]Имя/ Нет. |
Заказал | Примечания |
---|---|---|
HMS Несломленный | 23 августа 1940 г. | Передан ВМФ СССР в 1944–1949 гг. как V 2 , возвращен 9 мая 1950 г., расформирован. [22] |
HMS Юнисон | 23 августа 1940 г. | Передан ВМФ СССР как V 3. |
ГМС Юнайтед | 23 августа 1940 г. | Распалась 12 февраля 1946 г. [23] |
HMS Непревзойденный | 23 августа 1940 г. | Прибыл 22 января 1946 г. в связи с расставанием. [23] |
HMS Unruffled | 23 августа 1940 г. | Распался в январе 1946 г. [23] |
HMS P47 | 23 августа 1940 г. | Передан в аренду Королевскому флоту Нидерландов как HNLMS Dolfijn. |
HMS P48 | 23 августа 1940 г. | Потоплен в Тунисском заливе итальянским кораблем Ardente 25 декабря 1942 г., ранее не был назван. [28] |
HMS Неуправляемый | 23 августа 1940 г. | Прибыл в феврале 1946 г. в связи с расставанием. [23] |
HMS Невидимый | 23 августа 1940 г. | Прибыл 11 мая 1949 г. в связи с расставанием. [23] |
HMS P52 | 23 августа 1940 г. | Передан ВМС Польши как ORP Dzik , а после войны - Королевскому флоту Дании как HDMS U 1 Springeren. |
HMS Мститель | 23 августа 1940 г. | Продан 22 января 1946 г., распался. [21] |
HMS Unshaken | 23 августа 1940 г. | Распалась в марте 1946 г. [23] |
партия от 12 июля 1941 г.
[ редактировать ]Имя/ Нет. |
Заказал | Примечания |
---|---|---|
HMS Беспощадный | 12 июля 1941 г. | Продан 14 февраля 1946 г., распался. [23] |
HMS Узурпатор | 12 июля 1941 г. | Потоплен 4 октября 1943 года немецким кораблем UJ2208 или подорвался на мине в Генуэзском заливе. [24] |
ГМС Универсал | 12 июля 1941 г. | продан в феврале 1946 г. [23] |
HMS Untamed | 12 июля 1941 г. | Основан 30 мая 1943 года, поднят 5 июля 1943 года, переименован в HMS Vitality , продан 13 февраля 1946 года, прибыл в марте 1946 года на распад. [23] |
HMS Untiring | 12 июля 1941 г. | С июля 1945 по 1953 год передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Греции как HS Xifias , затонул 25 июля 1957 года как цель Асдика. [23] |
HMS Варяг | 12 июля 1941 г. | продан в июне 1949 г., распался [31] |
HMS Утер | 12 июля 1941 г. | Продан в феврале 1950 г., прибыл 20 февраля 1950 г. на расформирование. [24] |
HMS Unswerving | 12 июля 1941 г. | Прибыл 10 июля 1949 г. в связи с расставанием. [23] |
HMS Вандал | 12 июля 1941 г. | Разбился 24 февраля 1943 года, Ферт-оф-Клайд. [31] |
HMS Выскочка | 12 июля 1941 г. | После войны передан в аренду Королевскому флоту Греции как HS Amphitriti. |
HMS Варне I | 12 июля 1941 г. | Передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Норвегии как HNoMS Ula. |
HMS Вортекс | 12 июля 1941 г. | После войны передан в аренду Королевскому флоту Дании как HDMS U 3 Sælen. |
HMS Вокс I | 12 июля 1941 г. | Отдан в аренду Военно-морским силам Свободной Франции как Кюри. |
HMS Вулпайн | 12 июля 1941 г. | После войны передан в аренду Королевскому флоту Дании как HDMS U 2 Støren. |
Подводная лодка V-класса
[ редактировать ]Лодки V-класса были последней доработкой подводных лодок U-класса: 34 были заказаны и 21 построена компанией Vickers для программ военных действий в 1941 и 1942 годах, остальные были отменены. Корпус был дополнительно удлинен, чтобы исключить поющие гребные винты, а носовая часть стала более обтекаемой. Сварка шпангоутов корпуса была введена для использования более толстой стали для прочного корпуса, что обеспечило глубину погружения 300 футов (91 м). Ни одна из лодок V-класса не погибла, а некоторые не попали в строй. Лодки получили названия HMS Upshot , HMS Urtica , HMS Vagabond , HMS Variance , HMS Venturer , HMS Vigorous , HMS Viking , HMS Vampire , HMS Varne II , HMS Veldt , HMS Vineyard , HMS Virtue , HMS Visigoth , HMS Vivid , HMS Voracious , HMS Votary , HMS Vox II , HMS Virulent , HMS Volatile , HMS Vortex и HMS Vulpine . [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вес подводной лодки под водой всегда должен равняться плавучести. Дополнительный вес необходимо компенсировать удалением такого же количества балласта, который находится рядом с килем и вызывает подъем центра тяжести. Плавучесть также зависит от плотности воды вокруг лодки. До Второй мировой войны подводные лодки проектировались для работы в водах плотностью от пресной до сильно соленой. [6]
- ^ После закрытия всех водонепроницаемых дверей стволы опускали и соединяли с палубой. Люк приоткрывался до тех пор, пока давление воздуха и воды не стало равным, и экипаж дышал захваченным воздухом, пока не сбежал. У каждого члена экипажа был подводный спасательный аппарат Дэвиса с зажимом для носа и загубником, соединенным с кислородным мешком. Первый человек в багажнике открыл люк и покинул лодку, за ним по очереди следовали и остальные. Побег из боевой рубки произошел благодаря тому, что двое мужчин вошли в башню, закрыли нижний люк, затем открыли верхний, чтобы затопить пространство, а затем ушли. [7]
- ^ 192 футов (59 м): Undaunted , Unon , Urchin и Urge ; высоте 197 футов (60 м) Судья на , Уна после модификации, непобедимый и уникальный [17]
- ^ Unbeaten и Unique позже получили 3-дюймовые орудия, все лодки, заказанные в 1940–1941 годах, имели 3-дюймовые орудия. [17]
- ^ Данные Маккартни (2006). [17]
- ↑ Обломки корабля были обнаружены недалеко от северной оконечности минного поля Фланкенсперре в 1985 году. Поле было расширено в середине 1942 года без ведома Адмиралтейства. [30]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Шено 1992 , с. 50.
- ^ Pol 1989 , p. 352.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтерс 2004 , с. 2.
- ^ Уолтерс 2004 , с. 2; Шено 1992 , с. 50.
- ^ Уолтерс 2004 , с. 3.
- ^ Браун 2012 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолтерс 2004 , с. 6.
- ^ Уолтерс 2004 , стр. 6–7.
- ^ Шено 1992 , с. 50; Маккартни 2006 , с. 14.
- ^ Браун 2012 , с. 189.
- ^ Уолтерс 2004 , стр. 3–4.
- ^ Маккартни 2006 , с. 14; Шено 1992 , с. 50.
- ^ Колледж и Уордлоу 2006 , стр. 367, 366, 365.
- ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 365.
- ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 366.
- ^ Шено 1992 , с. 50; Колледж и Уордлоу 2006 , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккартни 2006 , с. 16.
- ^ Уолтерс 2004 , стр. 11–12.
- ^ Маккартни 2006 , с. 15.
- ^ Колледж и Уордлоу 2006 , с. 364; Уолтерс 2004 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Колледж и Уордлоу 2006 , с. 364.
- ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Колледж и Уордлоу 2006 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Колледж и Уордлоу 2006 , с. 367.
- ^ Маккартни 2006 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Колледж и Уордлоу 2006 , с. 257.
- ^ Уолтерс 2004 , стр. 189–190, 9.
- ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 357.
- ^ Уолтерс 2004 , с. 197.
- ^ Уолтерс 2004 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Колледж и Уордлоу 2006 , с. 369.
- ^ Уолтерс 2004 , стр. 12–14; Маккартни 2006 , с. 17.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, ДК (2012) [2000]. Нельсон в Авангард (HBK. Представитель Seaforth Publishing (Pen & Sword) изд.). Барнсли: Издательство Chatham Publishing. ISBN 978-1-84832-149-6 .
- Шено, Роджер (1992) [1980]. Гардинер, Роберт (ред.). Все боевые корабли мира Конвея 1922–46 (3-е изд.). Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 – через Archive Foundation.
- Колледж, Джей-Джей; Уордлоу, Б. (2006) [1969]. Корабли Королевского флота : Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (2-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Маккартни, И. (2006). Британские подводные лодки 1939–45 гг . Новый Авангард (№159). Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-007-9 .
- Пол, Э. ван ден (1989). «Аспекты подводных лодок. Часть I: Некоторые заметки о разработке» [Корабль и верфь]. Корабль и верфь (на голландском языке). Полный. 56, нет. 10. Роттердам: Вит и Зонен. стр. 352–358. ISSN 0036-6099 .
- «У класс» . uboat.net .
- «Неутомимый призыв» . Британские подводные лодки времен Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 11 июля 2007 года.
- Уолтерс, Дерек (2004). История британской подводной лодки класса «U» . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-131-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридман, Н. (2019). Британские подводные лодки в двух мировых войнах (изд. e-Pub). Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN 978-15267-3817-2 .
- Хатчинсон, Роберт (2001). Подводные лодки, Война под волнами, с 1776 года до наших дней . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-710558-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]