Ленинград Эсминец типа
![]() «Ленинград» Эсминец типа в Ленинграде , июнь 1944 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Преемник | Ташкентский класс |
Подклассы | Проект 1, Проект 38 |
Построен | 1932–1940 |
В эксплуатации | 1936–1964 |
В комиссии | 1936–1958? |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 2 |
Списано | 4 |
Общая характеристика (проект 38) | |
Тип | Лидер Разрушителей |
Смещение |
|
Длина | 127,5 м (418 футов 4 дюйма) ( о/а ) |
Луч | 11,7 м (38 футов 5 дюймов) |
Черновик | 4,06 м (13 футов 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала; 3 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 40 узлов (74 км/ч; 46 миль в час) |
Диапазон | 2100 миль (3900 км; 2400 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 250 (311 военное время) |
Датчики и системы обработки | Арктур Гидрофоны |
Вооружение |
|
Шесть «Ленинград» типа лидеров эсминцев были построены для ВМФ СССР в конце 1930-х годов. Их вдохновили контрторпиллеры, построенные для ВМС Франции . Их заказали двумя партиями по три корабля в каждой; первая группа получила обозначение «Проект 1» , вторая — «Проект 38». Эти корабли были первыми крупными судами, спроектированными и построенными Советским Союзом после Октябрьской революции 1917 года.
Два однотипных корабля, дислоцированные в Балтийском море , «Ленинград» и «Минск» , бомбардировали позиции береговой обороны Финляндии во время Зимней войны 1939–1940 годов. Во время операции «Барбаросса» они обеспечивали огневую поддержку во время немецкой осады Таллинна и сопровождали конвои при его эвакуации в конце августа 1941 года. Они снова обеспечивали огневую поддержку во время блокады Ленинграда были блокированы , когда Ленинград и Кронштадт минными полями Оси. Минск был затоплен в результате атаки немецкой авиации в сентябре 1941 года, но позже был поднят и вновь введен в строй. Ни один из кораблей не сделал ничего примечательного после снятия блокады в январе 1944 года. У «Москвы» была очень короткая карьера, на Черноморском флоте поскольку она была потоплена 26 июня 1941 года. «Харьков» участвовал в большинстве боев на Черноморском побережье, но был потоплен. Штукасом в октябре 1943 года , когда она возвращалась с бомбардировки. Баку начал войну на Тихом океане, но в период с 15 июля по 14 октября 1942 года был передан Советскому Северному флоту по Северному морскому пути , где он провел остаток войны, сопровождая Арктические конвои и попытки перехвата немецких конвоев в их порты на Северном Ледовитом океане . Тбилиси особо нечего было делать до советского вторжения в Маньчжурию, когда она перевезла морскую пехоту.
О подробностях их послевоенной карьеры известно немного. Большинство из них подверглись длительной модернизации в начале 1950-х годов, а в конце 1950-х годов были переведены в качестве учебных кораблей или кораблей-мишеней. Они были списаны или израсходованы в качестве мишеней в начале 1960-х годов.
Дизайн
[ редактировать ]Заказанные в рамках Первой пятилетки три лидера эсминцев проекта 1 предназначались для руководства в бою флотилиями эсминцев. Вместо того, чтобы копировать британскую концепцию слегка увеличенной версии стандартного эсминца, такой как HMS Codrington для эсминцев класса А , Советы решили скопировать французские контрторпиллеры, такие как Vauquelin класс , серию очень больших и очень быстрых эсминцев. которые не предназначались для взаимодействия с другими, более медленными эсминцами. Когда узлов проектировались «Ленинграды», единственными эсминцами, находившимися на вооружении, которые они могли возглавлять, были старые бывшие царские эсминцы, способные развивать скорость всего 30 ( 56 км / ч; 35 миль в час), но корабли класса «Ленинград» были рассчитаны на 40 узлов. (74 км/ч; 46 миль в час). Это были самые большие корабли, построенные советскими судостроителями еще далеко от киля , и они страдали от задержек и проблем с проектированием, поскольку Советы переоценивали свои возможности строить корабли своего размера, ранее построив только «Ураган» класса сторожевые корабли , только один- треть размера Ленинград с. Три корабля проекта 38 были заказаны в рамках второй пятилетки и были немного крупнее своих сводных сестер проекта 1, но в остальном идентичны. [ 1 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]длина трех кораблей проекта 1 составляла 127,5 м (418 футов) Общая . Они имели ширину 11,7 м (38 футов), максимальную переднюю осадку 4,06 м (13,3 фута) и заднюю осадку 3,76 м (12,3 фута). Их водоизмещение 2150 длинных тонн (2180 т) при стандартной нагрузке и 2582 длинных тонны (2623 т) при полной загрузке . Водоизмещение кораблей проекта 38 составляет 2350 длинных тонн (2390 т) при стандартной загрузке и 2680 длинных тонн (2720 т) при полной загрузке; на 100–200 длинных тонн (100–200 т) больше, чем их сводные сестры. Ленинградские 1,22 м ( здания имели метацентрическую высоту 4,0 фута). [ 2 ] Их массивная конструкция мостика делала их одновременно тяжелыми и плохими морскими лодками из-за концентрации веса вперед. [ 3 ] Корабли накренились сильно носом , даже после добавления балласта вперед, настолько, что это мешало вести огонь из орудий в плохую погоду. Конструкция корпуса была слишком слабой, чтобы можно было вести огонь из всех орудий одновременно. На высоких скоростях ими было трудно управлять, и они сильно вибрировали. [ 4 ]
Вооружение и датчики
[ редактировать ]В результате опыта Первой мировой войны эти корабли были спроектированы для использования пяти из новых 130-мм (5,1 дюйма) 50-го калибра орудий Б-13 , которые тогда находились в стадии разработки в одиночных установках. Одна сверхстрелковая пара располагалась в носовой части, другая в кормовой части надстройки , а пятое орудие устанавливалось между мостиком и носовой трубой . Оно задумывалось как замена орудию 55-го калибра царской эпохи , но с более коротким стволом, более подходящим для использования на эсминцах. В B-13 использовалось больше пороха , чтобы дублировать баллистику старого оружия, но это вызвало серьезные проблемы с эрозией ствола. Поиск решения оказался долгим и трудным процессом, и первые орудия были поставлены только в 1936 году, через три года после спуска на воду кораблей проекта 1 . Орудия могли опускаться до −5° и подниматься максимум до +45°. Они выпустили 33,5-килограммовые (74 фунта) снаряды с начальной скоростью 870 м/с (2900 футов/с), что дало им дальность полета около 25 500 м (27 900 ярдов). Их скорострельность составляла 6–10. раундов в минуту. [ 5 ]
пара 34-К 76,2-мм (3 дюйма) зенитных (зенитных) орудий На задней рубке в одиночных установках устанавливалась . Работавшие вручную, они имели диапазон возвышений от -5° до +85°. Их начальная скорость 813 м / с (2670 футов / с) давала их замедленным осколочным снарядам с взрывателем массой 6,61 кг (14,6 фунта) максимальную дальность действия 8600 м (9400 ярдов). Их скорострельность составляла около 15–20 выстрелов в минуту. [ 6 ] Легкие зенитные орудия первоначально состояли из двух полуавтоматических 45-мм (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К, установленных по обе стороны моста. Они были адаптированы из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года (53-К) и, следовательно, не имели боеприпасов с взрывателем замедленного действия, а это означало, что снаряды могли взорваться только при прямом попадании. На уцелевших кораблях во время войны к ним добавлялись от шести до десяти полностью автоматических 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудий 70-К и от двух до восьми ДК 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов . Некоторые корабли высадили среднюю 130-мм пушку в обмен на более легкие зенитные орудия. [ 7 ] Фотоматериалы показывают, что некоторые корабли получили по ленд-лизу Browning M2 с водяным охлаждением калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) . зенитные пулеметы [ 8 ]
Это были первые советские корабли, на которых были установлены четыре торпедных аппарата: одна пусковая установка диаметром 533 мм (21,0 дюйма) между воронками, а другая в кормовой части задней воронки. Источники не согласны с тем, были ли на борту какие-либо торпеды перезарядки. [ 3 ] [ 7 ] » «Ленинградам была придана квадратная корма с аппарелями для облегчения постановки мин. Они могли нести 68 мин обр. КБ, 84 мин обр. 1926 г. или 115 мин обр. 1912 г. Хотя изначально гидролокатор не был установлен, а только система «Арктур» гидрофонная , которая была бесполезна на скорости выше трех узлов, они несли 20 Б-1 и 32 глубинные бомбы модели 1931 года . [ 7 ] В какой-то момент войны Баку , Минск , Ленинград и Тбилиси были оснащены британскими ленд-лизовскими ASDIC (гидролокаторами), радарами управления огнем Тип 285 и американскими радарами воздушного поиска SG. [ 1 ]
Движение
[ редактировать ]имели «Ленинграды» три вала, каждый из которых приводил в движение один гребной винт , что требовало компоновки котлов и турбин по «блочному» принципу, который имел то преимущество, что одно попадание не могло вывести из строя все котлы или двигатели и обездвижить корабль. две котельные, каждая с одним трехбарабанным котлом Под носовой трубой располагались . Сразу за ними находились два машинных отделения, каждое из которых имело мощностью 22 000 л.с. (16 000 кВт) с редуктором паровую турбину для двух внешних валов. Третье котельное отделение находилось рядом с задней трубой, а его машинное отделение - сразу в кормовой части и питало центральную шахту. [ 1 ] Разработанные для достижения скорости 40 узлов (74 км/ч; 46 миль в час), корабли легко превзошли эту скорость: «Ленинград» достиг скорости 43 узла (80 км/ч; 49 миль в час) во время ходовых испытаний 5 ноября 1936 года. [ 4 ] 210 длинных тонн (210 т) мазута Обычно перевозилось , но при полной загрузке их можно было увеличить до 600 длинных тонн (610 т). Это дало кораблям класса «Ленинград» дальность плавания 2100 морских миль (3900 км) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]Сроки строительства этих кораблей были абсурдно долгими, не в последнюю очередь из-за плохого управления. Многие задержки были вызваны вооружением и турбинами, которые к моменту Ленинграда закладки не были готовы к производству. Новые турбины были запущены в производство после запуска «Ленинграда» , но новые пушки пошли в производство только через три года. Дополнительные проблемы были вызваны большим количеством бракованных деталей, при этом процент брака некоторых изделий достигал 90%. Что необычно для советских кораблей межвоенного периода, « Ленинграды » не имели лишнего веса. [ 10 ]
И Баку , и Тбилиси были собраны в Комсомольске-на-Амуре из деталей, предоставленных Николаевским судостроительным заводом. [ 11 ]
Корабли
[ редактировать ]Все корабли были названы в честь городов.
Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Проект 1 | |||||
Ленинград | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad | 5 ноября 1932 г. | 17 ноября 1933 г. | 5 декабря 1936 г. | Затоплен как мишень, май 1963 г. |
Харьков | Верфь №. 198 (Марти Южного) , Николаев | 19 октября 1932 г. | 9 сентября 1934 г. | 19 ноября 1938 г. | Потоплен самолетом 6 октября 1943 г. |
Москва | 29 октября 1932 г. | 1934 | 10 августа 1938 г. | Потоплен 26 июня 1941 г., скорее всего, на румынских минах. | |
Проект 38 | |||||
Минск | Shipyard No. 190 (Zhdanov), Leningrad | 5 октября 1934 г. | 6 ноября 1935 г. | 15 февраля 1939 г. | Потоплен самолетом 23 сентября 1941 г. Спасен и потоплен как мишень в 1958 г. |
Сырой | ССЗ № 198 (Марти Южный), г. Николаев, и ССЗ № 199 , г. Комсомольск-на-Амуре (заложен), ССЗ № 202 (Дальзавод) , г. Владивосток (застроен) | 15 января 1935 г. (повторно 10 марта 1936 г.) | 25 июля 1938 г. | 27 декабря 1939 г. | Списан 30 июля 1963 г. |
Тбилиси | ССЗ № 198 (Марти Южный), г. Николаев, и ССЗ № 199, г. Комсомольск-на-Амуре (заложен), ССЗ № 199 (застроен) | 15 января 1935 г. | 24 июля 1939 г. | 11 декабря 1940 г. | Списан 31 января 1964 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Балтийский флот
[ редактировать ]«Ленинград» был принят в состав Балтийского флота в декабре 1936 года, но один источник утверждает, что работы над ним продолжались до июля 1938 года. [ 12 ] «Минск» был сдан в эксплуатацию в начале 1939 года. Он отплыл в Таллинн 22 октября 1940 года, когда Советский Союз начал оккупировать Эстонию . [ 13 ] После начала Зимней войны оба корабля обстреливали позиции финской береговой обороны на острове Сааренпяя, входящем в состав Берёзовых островов , 10 декабря 1939 года и снова 30 декабря – 3 января 1940 года. Кроме того, Минск также бомбардировал их 18–19 декабря. [ 14 ] Начало операции «Барбаросса» застало Ленинград и Минск в Таллинне, и им было приказано прикрыть минные операции на входе в Финский залив между Ханко и Осмуссааром 23 июня. [ 15 ] Оба корабля обстреливали немецкие позиции вокруг Таллинна 23–27 августа и участвовали в эвакуации Таллинна из Таллинна в Ленинград в конце августа 1941 года. [ 16 ] Минск был потоплен в Кронштадта гавани Юнкерс Ju 87 пикирующими бомбардировщиками из StG 2 23 сентября. Позже он был спасен и введен в строй 22 июня 1943 года. [ 17 ] Ленинград входил в состав третьего эвакуационного конвоя из Ханко в Ленинград с 9 по 12 декабря, но был вынужден повернуть назад из-за повреждений от взрывов близлежащих мин. [ 18 ] Большую часть оставшейся части войны оба эсминца были блокированы минными полями Оси в Ленинграде и Кронштадте и могли лишь оказывать огневую поддержку защитникам во время блокады Ленинграда . [ 19 ]
Черноморский флот
[ редактировать ]«Москва» была введена в эксплуатацию в 1938 году и дважды заходила в порты Турции до начала операции «Барбаросса» 22 июня 1941 года. 26 июня и «Москва», и Харьков обстреляли румынский порт Констанца в общей сложности 350 снарядами, но «Москва» была потоплена. В период с 16 по 19 июня румынские минные заградители Амирал Мургеску , Регеле Карол I и Аврора заложили заградительный огонь из 1000 мин возле порта Констанца (хотя были предложены и другие причины: снаряды румынского эсминца Регина Мария и немецкого 28-см ( 11 в) батарея береговой обороны Тирпиц , [ 20 ] или случайная дружественная огневая торпедная атака советской подводной лодки Щ-206 .)
Харьков прикрывал отход Дунайской флотилии к Одессе . был отремонтирован к 18 июля и в течение следующих нескольких дней [ 21 ] Она несколько раз бомбардировала позиции Оси во время блокады Одессы, а также сопровождала эвакуационные конвои из Одессы в Севастополь в октябре. Во время блокады Севастополя она обеспечивала огневую поддержку, эвакуировала в Севастополь отрезанные войска из других частей Крыма и доставляла подкрепления из кавказских портов. [ 22 ] Она помогла перебросить 388-ю стрелковую дивизию из Новороссийска и Туапсе в Севастополь с 7 по 13 декабря, 79-ю морскую стрелковую бригаду с 19 по 20 декабря и 354-ю стрелковую дивизию с 21 по 22 декабря, тем временем обстреливая немецкие позиции. В период с февраля по июль 1942 года он неоднократно бомбардировал немецкие войска, доставлял подкрепления и припасы в Севастополь, эвакуируя раненых и беженцев по возвращении в порт. Она обстреливала позиции Оси под Феодосией 2–3 августа и оказывала огневую поддержку защитникам Новороссийска 1–4 сентября. В период с 8 по 11 сентября она переправила 137-й и 145-й стрелковые полки вместе с 3-й морской стрелковой бригадой из Поти в Туапсе и Геленджик , а через месяц переправила 12 600 человек из 8-й, 9-й и 10-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе для подкрепления. оборона там с 20 по 23 октября. [ 23 ] 29 ноября 1942 года он сопровождал крейсер «Ворошилов» с заданием по бомбардировке позиций Оси на Феодониси и бомбардировал Ялту в ночь с 19 на 20 декабря. В ночь на 4 февраля 1943 года советские войска совершили серию высадок десанта к западу от Новороссийска, в тылу немцев. «Харьков» , два крейсера и два других эсминца обеспечивали огневую поддержку основного десанта, но к 6 февраля советские войска были уничтожены, хотя один второстепенный десант оказался успешным. В ночь с 21 на 22 февраля она снова обстреляла немецкие позиции под Новороссийском. Анапа подверглась бомбардировке в ночь с 13 на 14 мая, Феодосия - 22 на 23 мая. [ 24 ] В ночь с 5 на 6 октября 1943 г. «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» обстреляли Ялту, Алушту и Феодосию, на обратном пути были замечены и атакованы «Штуками» III./StG 3. Харьков был поврежден в результате их первой атаки и был вынужден быть отбуксирован Способным . Вторая атака повредила все три корабля, и «Способный» взял «Беспощадный» на буксир и . Следующая атака потопила и Харьков , и Беспощадный . Способный был потоплен четвертой волной при попытке спасти выживших. Этот инцидент побудил Сталина издать приказ, запрещающий использование кораблей размером с эсминец и более без его явного разрешения. [ нужна ссылка ]
Тихоокеанский флот
[ редактировать ]Баку начал войну на Тихом океане, но был передан Советскому Северному флоту по Северному морскому пути в период с 15 июля по 14 октября 1942 года, где он провел остаток войны, сопровождая арктические конвои , пытаясь перехватить немецкие конвои, следовавшие к месту их назначения. порты Северного Ледовитого океана и обеспечение артиллерийской поддержки советских операций. [ 19 ] Тбилиси особо нечего было делать до советского вторжения в Маньчжурию он переправил части 358-го морского стрелкового батальона в корейский порт Расон . , когда 12 августа 1945 года [ 25 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Об их послевоенной карьере мало что известно, за исключением того, что большинство из них претерпело длительную модернизацию в начале 1950-х годов. «Минск» не модернизировали, а в 1951 году переименовали в учебный корабль и приписали к Высшему военно-морскому инженерному училищу имени Дзержинского. К концу 1950-х годов большинство из них были переоборудованы в корабли-мишени и другие вспомогательные функции, а затем были списаны или использованы в качестве целей в начале 1960-х годов. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Брейер, с. 217
- ^ Брейер, стр. 218, 220.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, с. 229
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, с. 25
- ^ Кэмпбелл, с. 361; Якубов и Уорт 2008b, с. 103
- ^ Якубов и Уорт 2008b, с. 104
- ^ Перейти обратно: а б с Брейер, с. 220
- ^ Якубов и Ворт, с. 78
- ^ Брейер, стр. 219–220.
- ^ Якубов и Ворт, с. 76
- ^ Ровер и Монаков, с. 232
- ^ «Лидер эсминцев пр. 1 «Ленинград» » (на русском языке) . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ Ровер, стр. 7.
- ^ Ровер, стр. 11–12.
- ^ Ровер, стр. 81–2.
- ^ Ровер, стр. 94–5.
- ^ «Лидер эсминцев пр. 38 «Минск» » (на русском языке) . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ Ровер, стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, с. 230
- ^ Фери Предеску (26 июня 2015 г.). «26 июня 1941 г. – Первая атака Советского ВМФ, отбитая румынскими ВМФ. Вице-адмирал Петре Замфир, участвовавший в потоплении эсминца «Москва» » [26 июня 1941 г. – Первая атака Советского ВМФ, отраженная ВМС Румынии. Контр-адмирал Петр Замфир, участник гибели эсминца «Москва». Evz.ro. (на румынском языке)
- ^ Ровер, стр. 94.
- ^ Ровер, стр. 112, 122.
- ^ Ровер, стр. 183, 193–194, 204.
- ^ Ровер, стр. 215, 219, 229, 231, 251.
- ^ Ровер, стр. 427.
- ^ «Эсминцы, эсминцы миноносцы, Лидеры, БРК » . Проверено 24 августа 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Качур, Павел (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [ Собаки Красного флота: Ташкент, Баку, Ленинград ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-31614-4 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008a). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота . Глостершир, Великобритания: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008b). «Советские эсминцы проекта 7/&У». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав и Радземский, Ян (2022 г.). «Начало советской военно-морской мощи: лидеры флотилии 1927 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 8–28. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Транскрибированный буклет о кораблях (на русском языке)
- Истории отдельных кораблей (на русском языке)
- Корабельные истории черноморской пары (на русском языке)